Экстремистская деятельность религиозных организаций как угроза безопасности Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 28 28 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………...………………….3
Глава 1. Общая характеристика экстремистской деятельности Исламских религиозных организаций…..…………………...…………….……7
1.1. Особенности исламского экстремизма………………………………7
1.2. Организационные формы исламского экстремизма….………...…11
Глава 2. Содержание экстремистской деятельности Исламских религиозных организаций………………...………………………………....….13
Глава 3. Правовая основа противодействия экстремистской деятельности Исламских религиозных организаций………...……………….17
3.1. Правовые аспекты в борьбе с терроризмом и экстремизмом ………………………………………………………………………………...….17
3.2. Профилактические меры противодействия исламскому экстремизму……………………………………………………………...………23
Заключение…………………………………………………………….….26
Список использованной литературы…………………..……………..…28


Фрагмент для ознакомления

Нельзя рассматривать терроризм как национально-освободительное движение или религиозное самоутверждение; 3) выявление и установление жёсткого контроля со стороны мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, уничтожение их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур; 4) объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными межгосударственными усилиями, возможно, сократить или даже уничтожить социально-идеологическую базу террористического движения, снизить уровень её поддержки за счёт проведения информационно-пропагандистских, межконфессиональных и социально-экономических мероприятий; 5) выявление и подавление центров идеологического обеспечения террористического движения, в том числе в сети Интернет. Общественная изоляция, лишение внешней и внутренней поддержки, разобщение террористической среды; 6) контроль со стороны мирового сообщества и отдельных государств за международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы возможно использование Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных прямо или косвенно к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников доходов и ограничение движения таких средств через границу, потому как крупные террористические акты невозможно провести без мощного финансового обеспечения. Важно отметить, что 6 марта 2006г. был принят Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а 20 апреля 2006г. принят Федеральный закон № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма», что потребовало внесения изменений в ряд других российских законодательных актов. В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму». Важнейшая роль упомянутых законов заключается в определении и законодательном закреплении правовых и организационных основ борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядка координации и взаимодействия субъектов Российской Федерации, участвующих в антитеррористической деятельности, в том числе средствами вооружённого воздействия, их прав и обязанностей, а также гарантий граждан, которым причиняется вред в связи с участием в продлении антитеррористической операции или в результате террористической акции. К указам Президента РФ в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом можно отнести Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и др. После произошедших в 2010 г. терактов на транспортной инфраструктуре Москвы в настоящее время по указанию Президента РФ осуществляется разработка комплексной Программы противодействия терроризму на транспорте, а также разрабатывается Программа по борьбе с организованной преступностью и террористическими проявлениями в Северо-Кавказском федеральном округе, которые могут существенно повлиять на антитеррористическую деятельность.В связи с террористическим актом на борту «Aerbas» А321 авиакомпании «Когалымавиа», 31 октября 2015 года, были усилены меры по борьбе с исламским экстремизмом. Ответственность за теракт в первые дни после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), запрещённой в России.Президент Российской Федерации В.В. Путин 18 ноября 2015 г. создал новый орган по борьбе с терроризмом - Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма.Однако, вместе с этим, необходимо устранять причины вхождения людей в радикальные, террористические организации националистической, экстремистской и религиозной направленности, потому как факторами, влияющими на противоправное поведение людей, являются растущее социальное и материальное расслоение в нашем обществе, коррупция в органах власти, безработица. 3.2.Профилактические меры противодействия исламскому экстремизмуСовременные политические тенденции совершенно точно показывают, что религиозный фактор будет использоваться для реализации угроз против России как прекрасно зарекомендовавший себя в качестве эффективного инструмента геополитики. Совершенно ясно, что только карательными и запретительными мерами проблему не решить. Одним из способов решения вопроса является своевременная профилактика и контроль над информационным пространством. Следует признать, что принимаемые сегодня рядом государств, в том числе и Российской Федерацией, меры по защите информационного пространства от деятельности экстремистско-террористических организаций не приносят значимого результата.Становится ясно, что для противодействия распространению идей экстремистского толка в информационном пространстве усилий одних только органов власти недостаточно. Поскольку контроль надИнтернетом вызывает серьёзные технические и ресурсные трудности, основное направление в борьбе с экстремизмом в Интернете должно строиться на объединении усилий государственных органов и институтов гражданского общества. Данная система должна включать в себя: создание эффективных механизмов защиты информационного пространства от распространения псевдорелигиозной идеологии; формирование у общества социально-экономических, нравственно-правовых, культурно-образовательных «прививок» от возможного применения технологий манипулирования сознанием; внедрение современных методов ведения контрпропаганды в интернет пространстве с учётом профилактического воздействия на деятельность вербовщиков. В связи со сказанным выше, стратегия борьбы с исламским экстремизмом должна состоять из следующих ключевых элементов: - защита массового и индивидуального сознания; - повышение богословской грамотности мусульман в частности и религиозно-философской грамотности населения, в общем;- массовая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области философии, теологии, обществоведения, психологии, права, средств массовой информации;- контроль государства за религиозным образованием на территории России и за рубежом, укрепление традиционных исламских ценностей;- препятствие возможности пространственного проникновения исламских экстремистских организаций;В целом необходимо постоянно совершенствовать механизмы и формы борьбы с терроризмом.ЗаключениеИсламскому экстремизму присущи все существенные признаки религиозного экстремизма. Особенности исламского экстремизма кроются в социальной и культурной локализации, идеологической направленности в организационной форме. Исламский экстремистские организации действуют преимущественно на тех территориях, где ислам является традиционной религией. Чаще всего это страны, нещадно эксплуатируемые развитыми странами Западной Европы и США. Это страны «третьего мира» с низким уровнем жизни и высоким уровнем политической нестабильности и социальной активности. Сегодня мы становимся свидетелями того, как исламский экстремизм выходит за рамки своего традиционного региона. Это страшная, но, по сути, закономерная реакция на геополитическую агрессию Запада. В России исламский экстремизм также является закономерной реакцией сопротивления на изменения, происходящие в обществе. В исламских организациях представлены широкие слои общества от руководителей государств до маргиналов. Однако в самом исламском экстремизме нет единства. Зачастую представители разных направлений исламского экстремизма враждуют и даже воюют друг с другом. Общими особенностями исламской экстремистской идеологии являются её опора на религиозный фундаментализм, прогрессирующая веронетерпимость, джихадизм.По типу организационных форм современный исламский экстремизм крайне разнообразен. Это мелкие тоталитарные секты, и многочисленные местные мусульманские общины, попавшие под контроль экстремистских религиозных лидеров, и учебные центры исламских экстремистов под различным камуфляжем, и экстремистские террористические организации, вплоть до Исламского государства(ДАИШ), запрещённого в России. Новой формой исламских экстремистских организаций, активно использующих возможности Интернета и современных средств коммуникации, являются сетевые экстремистские структуры, как регионально-национальные, так и транснациональные.Исламский экстремизм является общественно опасной и деструктивной формой радикализма. Борьба с ним должна быть научно обоснованной и всесторонне обеспеченной государственной политикой, направленной на устранение фундаментальных социально-экономических, политических и духовных причин радикализации ислама в мусульманских регионах России.Список использованных источниковНормативно-правовые акты1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (ст. 13, 29).2. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 // Российская газета. 2006. 17 марта. 3. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 г. ФЗ-№ 35 (ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ) // Российская газета. 2006. 10 марта.4. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма: Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ. // Российская газета. 2006. 30 апреля.5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ (ред. от 07.02.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). // Российская газета. 2006. 25 августа. 6. О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715. // Российская газета. 2003. 25 июля.7. О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680// Российская газета. 2003. 25 июля.Список специализированной и научной литературы на русском языке8. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №2. С. 108 - 122.9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000.- 384 с.10. Горохова В.В., Горохова И.В. Религиозный экстремизм как угроза национальной безопасности // Сегменты социально-педагогической сферы Монография в 2 томах. Министерство образования Московской области. - Коломна, 2015. С. 310-332.11. Гречкина Е.Н. Влияние СМИ на формирование экстремистских ориентации современной молодежи. - Невиномыск, Изд-во НГГТИ.,2005. - 24 с.12. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1987.- 24 с.13. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / отв. ред. д. ист. н., проф. А.В. Малашенко,- Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2002.- 120 с.14. Ким В.В. Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней // Исламоведение. - 2014. - № 4. - С. 6-17.15. Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания.- М., 2006. - 496 с.16. Кузнецов А.А. «Новая суннитская идентичность» как идеологическая основа для появления радикальных исламистских движений // Исламоведение. - 2016. - № 4. - С. 5-15.17. Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Миры в мировых и «других» войнах на разломе эпох. - М., 2001. – 512 с.18. Папп А., Верховский А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. - М., 1996. – 356 с.19. Препарата Гвидо Джакомо. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх. / Пер. с англ. А. Н. Анваера - М.: Поколение, 2007. – 448 с.20. Старосветский Е.А. Экстремизм в современном российском обществе // Научные ведомости. 2008. №12(52). С. 187 - 192.21. Тенгизова Ж.А. Межнациональные отношения и религиозный экстремизм // Теория и практика общественного развития. Юридические науки. 2014. №17. С. 91 - 93.22. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. - М., 2005. – 691с.23. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 480 с.24. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. №1(89). С. 146 – 166.25. Яхьяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления / под ред. М.Я. Яхьяева - М.: Парнас, 2011. - 296 с. Интернет-источники26. Рамблер новости [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://news.rambler.ru/incidents/27215647-v-tatarstane-tri-uchastnika-hizb-ut-tahrir-al-islami-poluchili-uslovnye-sroki/, (дата обращения 17.03.2018).27. РенТВ., [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ren.tv/novosti/2015-07-28/putin-o-mezhdunarodnom-terrorizme-nakonec-zapad-raskryl-glaza, (Дата обращения 17.03.2018)

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (ст. 13, 29).
2. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 // Российская газета. 2006. 17 марта.
3. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 г. ФЗ-№ 35 (ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ) // Российская газета. 2006. 10 марта.
4. О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма: Федеральный закон от 20.04.2006 № 56-ФЗ. // Российская газета. 2006. 30 апреля.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ (ред. от 07.02.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). // Российская газета. 2006. 25 августа.
6. О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715. // Российская газета. 2003. 25 июля.
7. О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680// Российская газета. 2003. 25 июля.

Список специализированной и научной литературы на русском языке
8. Авдеев Ю.И., Арсеньев В.В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки, содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №2. С. 108 - 122.
9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М., 2000.- 384 с.
10. Горохова В.В., Горохова И.В. Религиозный экстремизм как угроза национальной безопасности // Сегменты социально-педагогической сферы Монография в 2 томах. Министерство образования Московской области. - Коломна, 2015. С. 310-332.
11. Гречкина Е.Н. Влияние СМИ на формирование экстремистских ориентации современной молодежи. - Невиномыск, Изд-во НГГТИ., 2005. - 24 с.
12. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1987.- 24 с.
13. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / отв. ред. д. ист. н., проф. А.В. Малашенко,- Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2002.- 120 с.
14. Ким В.В. Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней // Исламоведение. - 2014. - № 4. - С. 6-17.
15. Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. - М., 2006. - 496 с.
16. Кузнецов А.А. «Новая суннитская идентичность» как идеологическая основа для появления радикальных исламистских движений // Исламоведение. - 2016. - № 4. - С. 5-15.
17. Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Миры в мировых и «других» войнах на разломе эпох. - М., 2001. – 512 с.
18. Папп А., Верховский А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. - М., 1996. – 356 с.
19. Препарата Гвидо Джакомо. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх. / Пер. с англ. А. Н. Анваера - М.: Поколение, 2007. – 448 с.
20. Старосветский Е.А. Экстремизм в современном российском обществе // Научные ведомости. 2008. №12(52). С. 187 - 192.
21. Тенгизова Ж.А. Межнациональные отношения и религиозный экстремизм // Теория и практика общественного развития. Юридические науки. 2014. №17. С. 91 - 93.
22. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. - М., 2005. – 691с.
23. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 480 с.
24. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. №1(89). С. 146 – 166.
25. Яхьяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления / под ред. М.Я. Яхьяева - М.: Парнас, 2011. - 296 с.

Интернет-источники
26. Рамблер новости [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://news.rambler.ru/incidents/27215647-v-tatarstane-tri-uchastnika-hizb-ut-tahrir-al-islami-poluchili-uslovnye-sroki/, (дата обращения 17.03.2018).
27. РенТВ., [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ren.tv/novosti/2015-07-28/putin-o-mezhdunarodnom-terrorizme-nakonec-zapad-raskryl-glaza, (Дата обращения 17.03.2018)

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет исламский экстремизм?

Исламский экстремизм отличается рядом особенностей. Во-первых, он основывается на интерпретации ислама, которая подразумевает использование силы и насилия для достижения своих целей. Во-вторых, исламский экстремизм обычно направлен против существующих политических и социальных систем и стремится к их свержению. В-третьих, исламский экстремизм часто проявляется в форме террористической деятельности, в том числе совершения терактов и убийств. И наконец, исламский экстремизм имеет широкую международную поддержку и организационную структуру.

Какие организационные формы принимает исламский экстремизм?

Исламский экстремизм может принимать различные организационные формы. Одной из них являются экстремистские исламские движения, которые объединяют сторонников исламского экстремизма и проводят различные акции с использованием насилия. Еще одной формой исламского экстремизма являются террористические организации, такие как Исламское государство (ИГ) или Аль-Каида, которые осуществляют серьезные теракты и устраивают вооруженные конфликты. Кроме того, исламский экстремизм может проявляться в рамках религиозных общин или культов с клановыми структурами.

Существует ли правовая основа противодействия исламскому экстремизму?

Да, существует правовая основа противодействия исламскому экстремизму. В Российской Федерации имеется целый комплекс законов, которые определяют меры по предупреждению и противодействию экстремистской деятельности религиозных организаций. Например, Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает ответственность за пропаганду и содействие экстремизму, включая исламский экстремизм. Существует также законодательство, которое регулирует деятельность религиозных организаций и обеспечивает контроль за их деятельностью.

Какая угроза представляет экстремистская деятельность религиозных организаций для безопасности Российской Федерации?

Экстремистская деятельность религиозных организаций представляет серьезную угрозу для безопасности Российской Федерации. Она может привести к распространению насилия, терроризма, разрушению межнационального согласия, а также подрыву основ государственного строя.

Чем отличается исламский экстремизм от других форм экстремизма?

Исламский экстремизм является одной из форм религиозного экстремизма и отличается тем, что основой его идеологии является исламская религия. Исламские экстремисты часто придерживаются радикальных интерпретаций ислама, призывающих к насилию и джихаду.

Какие организационные формы принимает исламский экстремизм?

Исламский экстремизм может принимать различные организационные формы, такие как террористические группировки, экстремистские движения, радикальные мечети и общины. Они могут действовать как внутри страны, так и за ее пределами, совершая акты насилия и терроризма.

Каковы специфические особенности исламского экстремизма?

Исламский экстремизм характеризуется религиозной основой идеологии, которая призывает к применению насилия для достижения политических и религиозных целей. Он также отличается своей международной природой и глобальной сетью экстремистских организаций, таких как ИГИЛ и Аль-Каида.

Какова правовая основа противодействия исламскому экстремизму в Российской Федерации?

Противодействие исламскому экстремизму в Российской Федерации осуществляется на основе законодательства, включающего антиэкстремистские и антитеррористические законы. Государство принимает меры по предотвращению и пресечению экстремистской деятельности, в том числе пропаганды и распространения экстремистских материалов.

Какая угроза представляет экстремистская деятельность религиозных организаций для безопасности Российской Федерации?

Экстремистская деятельность религиозных организаций представляет серьезную угрозу для безопасности Российской Федерации. Она может привести к подрыву социальной стабильности, угрозе жизни и здоровью граждан, а также к разрушению межнационального и межрелигиозного согласия.