Преодоление госпитального стресса у пациентов в ЛПУ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 45 45 страниц
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 03.05.2018
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ОБЪЕКТ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Стресс как неспецифические реакции организма на экстремальное воздействие 4
1.2. Особенности психологического стресса 8
1.3. Особенности сестринской деятельности при преодолении стресса у пациентов в ЛПУ 11
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ГОСПИТАЛЬНОГО СТРЕССА У ПАЦИЕНТОВ ЛПУ 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 17
2.3. Рекомендации по преодолению госпитального стресса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Фрагмент для ознакомления

На первом этапе сестринского процесса проводилось сестринское обследование больных (детей). Целью обследования являлся сбор, обоснование и взаимоувязывание полученной информации о пациенте для определения исходного статуса в момент обращения за помощью; выявления главных нарушенных потребностей и обусловленных ими проблем со здоровьем. Это служило базой для составления плана сестринской помощи. На основании полученных данных медицинская сестра строила план ухода и снижения госпитального стресса, а также проводила в дальнейшем оценку динамики состояния пациента.
Источником получаемой информации для медицинской сестры являлись: пациент (ребенок, если позволяло состояние ребенка и возраст), а также родители или лица, сопровождающие его;
медицинский персонал;
результаты осмотра пациента (ребенка);
заключения специалистов;
медицинская и вспомогательная документация (карта амбулаторного больного, история болезни, медицинские справки, выписки и т.д.);
консультации коллег.
При поступлении больного в тяжелом состоянии проводилось оказание неотложной медицинской помощи. Расширенный сбор сестринской информации осуществлялся в более позднее время.
Задачами сестринского обследования являлись:
установление атмосферы доверительного контакта, оценка степени эмоционального напряжения у пациента (ребенка) и родителей;
сбор сведений о возникновении заболеваний, течении патологического процесса, применяемых мерах и отношении к ним;
получение дополнительной информации, которая не упоминалась ранее в медицинской документации;
выявление истинности знаний «двойных пациентов» о заболевании; его причинах; определение результатов их ожидания;
получение необходимой информации о паттернах (устойчивых привычках);
оценка спектра привычных коммуникаций, что важно при составлении плана ухода
оценка уровня тревожности, и как следствие, возможного наличия госпитального стресса.
Основными методами обследования, применяемыми медицинской сестрой у больных, являлись:
расспрос (сестринское интервью) - метод субъективного обследования;
осмотр - метод объективного исследования.
Главная роль в сестринском обследовании отводилась расспросу. В ходе сбора информации медицинская сестра определяла:
«ожидания» пациента (ребенка) и его родственников от лечебного учреждения;
знакомила пациента (ребенка) или родителей со стадиями обследования, лечения, предстоящими процедурами, получала информационное согласие на них;
проводила «направленную выработку» у пациента (ребенка) адекватной самооценки своего состояния;
получала необходимую дополнительную информацию;
выясняла отношение пациента (ребенка) и (или) родителей к болезни;
отвечала на задаваемые вопросы.
Кроме того, медицинская сестра пользовалась информацией, содержащей данные:
физиологические (как поддерживает пациент свое здоровье); в чем проявляется ухудшение или улучшение состояния пациента (ребенка), и что на это влияет;
психологическое состояние пациента (отчаяние, страх и т.д.);
факторы окружающей среды (радиация и т.д.).
На третьем этапе сестринского процесса осуществлялось планирование сестринских действий, определялся объем предстоящей работы с выделением цели и задач, которые должны были быть решены при выполнении плана. Перечень действий медицинской сестры входил в план ухода по снижению госпитального стресса.
План ухода (план сестринского процесса) по снижению госпитального стресса являлся письменным руководством по оказанию сестринской помощи и представлял подробное перечисление действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей и задач сестринского ухода. Все это отражалось в нейрохирургическом листе сестринской оценки состояния пациента (сестринской истории болезни). Составленный медицинской сестрой индивидуальный план ухода включал в себя решение:
существующих проблем;
потенциальных проблем;
предотвращение нежелательных последствий лечебно - диагностических мероприятий.
Все это помогало контролировать работу медицинской сестры нейрохирургического отделения и уровень ее профессионализма; гарантировало качество и безопасность сестринской помощи; выявляло правильность использования стандартов сестринской помощи; определяло средства, необходимые для выполнения плана. Таким образом, письменный план уменьшал риск некомпетентного ухода; позволял (при необходимости) определить экономические затраты, т.к. в нем указывались материалы и оборудование, необходимые для выполнения ухода.
Четвертый этап сестринского процесса включал в себя выполнение намеченных действий, динамическое наблюдение больного, консультирование и помощь специалистов. В рамках сестринского процесса все вмешательства выделились в три основные группы:
зависимые сестринские вмешательства (выполнение медицинской сестрой назначений специалистов);
независимые сестринские вмешательства (диагностируемые проблемы у «двойных пациентов» медицинской сестрой); их документирование выполнялось в сестринской истории болезни с обязательным информированием других участников сестринского процесса о своих действиях для того, чтобы скоординировать усилия;
взаимозависимые сестринские вмешательства, когда врач предписывал алгоритм действий медицинской сестре в случае прогнозируемой ситуации. Таким образом, ответственность ложилась на двух участников процесса.
Пятый этап сестринского процесса состоял в проведении анализа выполнения сестринского ухода. На этом этапе сестринского процесса отражались положительные и нежелательные результаты, побочные эффекты, осложнения и их причины.
Таким образом, документирование всех этапов сестринского процесса позволяло: судить о квалификации медицинской сестры нейрохирургического отделения и уровне ее мышления; проводить мониторинг экспертизы качества нейрохирургической сестринской помощи; осуществлять профилактику осложнений у нейрохирургических больных и, как итог, судить о качестве оказываемой ею сестринской помощи. Введение в работу медицинских сестер нейрохирургического отделения сестринской истории болезни, как официального протокола ее профессиональной деятельности, позволило:
направленно планировать сестринскую помощь «двойным» пациентам и осуществлять контроль за сестринской службой отделения;
проводить индивидуальный анализ работы медицинских сестер и всей сестринской службы нейрохирургического отделения;
определить степень ответственности за качество медицинской помощи всех участников лечебно - диагностического процесса: врача - медицинской сестры
пациента (ребенка) - родителей;
повысить гарантии пациенту (ребенку), социально - значимым лицам по эффективности и безопасности предоставляемой сестринской помощи;
объективно оценить уровень профессионализма медицинской сестры;
защитить медицинскую сестру при возникновении необоснованных претензий к ее работе, знаниям, умению и навыкам; дать правовую оценку (при необходимости) в случаях нарушений;
сравнивать сходные клинические случаи сестринской практики, обобщать полученные данные, производить аналитическую и статистическую обработку информации и, следовательно, производить научные исследования в области клинического сестринского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность процесса профессионализации медицинской сестры зависит от многих факторов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки на повышенном уровне образования, где укрепляется профессиональное становление, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие личности средствами профессионального обучения. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые. По нашему мнению, для медицинских сестер профессионально важным является, во-первых, наличие повышенного уровня образования и, во-вторых, развитые в процессе профессиональной подготовки специфические психолого-личностные качества. То есть, существуют специальные способности и свойства личности, важные для успешной профессиональной деятельности сестер.
Предупреждение развития госпитального стресса - это формирование у человека возможности оптимально справляться с психотравмирующей ситуацией и чувствовать себя адекватно и комфортно в необычной новой обстановке.
Для подведения итоговой оценки по оптимизации деятельности среднего медицинского персонала в условиях функционирования модели сестринского ухода по снижению госпитального стресса, в исследовании применялись объективные критерии. Предложенная и используемая система оценки качества сестринской помощи обусловлена потребностью в изменении существующей текущей практики. Современная организация стационарной сестринской деятельности, основанная на выполнении назначений врача и уходе медицинской сестры за больным, должна быть неотделима от учета индивидуальных потребностей пациента. Действуя, таким образом, новая концепция стала постепенно заменять устоявшуюся иерархическую систему организации сестринского дела в нейрохирургическом отделении на профессиональную модель. Особый акцент в проводимом нами эксперименте делался на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление пациентов.
С применением научно-методических подходов по оптимизации деятельности среднего медицинского персонала нейрохирургического отделения стало очевидным, что работу медицинских сестер нужно оценивать на протяжении всего периода нахождения больного в стационаре. Таким образом, стало возможным установить эффективность сестринского ухода за пациентом в случаях снижения госпитального стресса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абабков В.А. Становление психотерапии как науки И Материалы Российской конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике». СПб - Иваново, 1999 - 2000. - С.7-10.
Амон Г. Психосоматическая терапия . СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 238 с.
Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости / И.П.Анохина // Руководство по наркологии / под ред. H.H. Иванца.- М.: Медпрактика, 2002.- Т.1.- С.33-41.
Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально- депривированных детей // Дефектология. - 2006. №1. - С. 6 - 20.
Бодров В.А.  Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
Бодров В.А.  О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова и А.В. Карпова. М.; Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. Вып. 2. С. 98—117.
Бодров В.А.  Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2001. № 4. С. 28–33.
Бодров В.А.  Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
Бодров В.А., Обознов А.А.  Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 32–40.
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. -М., Изд. Центр «Академия», 2001. - 368 с.
Дикая Л.Г.  Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 18–37.
Дикая Л.Г.  Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.
Дикая Л.Г.  Психофизиология профессиональной деятельности // Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. С. 379–393.
Моросанова В.И.  Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Никифоров Г.С.  Психология здоровья: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. /Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Психология развития: Учеб. для. студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др. Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., парераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 528 с.
Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2т. / А. Ребер -М.: Вече, 2000. – 591 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
Социальная психология / Под. ред. А.Столяренко. - Ростов н/Д.:Феникс, 2001. - 487 с.
Филипченкова С.И.  Совладающее поведение как механизм преодоления стресса // Проблемы психологии и эргономики. 2001. Ч. 2. № 2 (12). С. 86–88.
Barbour KA, Edenfield TM, Blumenthal JA. Exercise as a treatment for depression and other psychiatric disorders: A review. Journal of Cardiopulmonary Rehabilitation and Prevention. 2007;27:359–367.
Blumenthal JA, Babyak MA, Doraiswamy PM, Watkins L, Hoffman BM, Barbour KA, Sherwood A. Exercise and pharmacotherapy in the treatment of major depressive disorder. Psychosomatic Medicine. 2007;69:587–596.
Carballedo A, Morris D, Zill P, Fahey C, Reinhold E, Meisenzahl E, Bondy B, Gill M, Möller HJ, Frodl T. Brain-derived neurotrophic factor Val66Met polymorphism and early life adversity affect hippocampal volume. / Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2013 Mar;162B(2):183-90.
Casey BJ, Glatt CE, Tottenham N, Soliman F, Bath K, Amso D, Lee FS. Brain-derived neurotrophic factor as a model system for examining gene by environment interactions across development. Neuroscience. 2009 doi: 10.1016/j.neuroscience.2009.03.081.
Caspi A, Sugden K, Moffitt TE, Taylor A, Craig IW, Harrington H, Poulton R. Influence of life stress on depression: Moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene. Science. 2003;301:386–389.
Chen J, Li X, McGue M. The interacting effect of the BDNF Val66Met polymorphism and stressful life events on adolescent depression is not an artifact of gene-environment correlation: evidence from a longitudinal twin study. / J Child Psychol Psychiatry. 2013 Oct;54(10):1066-73.
Chen L, Lawlor DA, Lewis SJ, Yuan W, Abdollahi MR, Timpson NJ, Shugart YY. Genetic association study of BDNF in depression: Finding from two cohort studies and a meta-analysis. American Journal of Medical Genetics Part B (Neuropsychiatric Genetics) 2008;147B:814–821.
Chen ZY, Jing D, Bath KG, Ieraci A, Khan T, Siao CJ, Lee FS. Genetic variant BDNF (Val66Met) polymorphism alters anxiety-related behavior. Science. 2006;314:140–143.
Comasco E, Åslund C, Oreland L, Nilsson KW. Three-way interaction effect of 5-HTTLPR, BDNF Val66Met, and childhood adversity on depression: a replication study. / Eur Neuropsychopharmacol. 2013 Oct;23(10):1300-6.
Cotman CW, Berchtold NC. Exercise: A behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends in Neurosciences. 2002;25:295–301.
Cotman CW, Engesser-Cesar C. Exercise enhances and protects brain function. Exercise and Sport Sciences Reviews. 2002;30:75–79.
Dishman RK, Hales DP, Pfeiffer KA, Felton GA, Saunders R, Dowda M, Felton GA. Physical self-concept and self-esteem mediate cross-sectional relations of physical activity and sport participation with depression symptoms among adolescent girls. Health Psychology. 2006;25:396–407.
Doron R, Lotan D, Versano Z, Benatav L, Franko M, Armoza S, Kately N, Rehavi M. Escitalopram or novel herbal mixture treatments during or following exposure to stress reduce anxiety-like behavior through corticosterone and BDNF modifications. / PLoS One. 2014 Apr 1;9(4):e91455.
Duman RS, Monteggia LM. A neurotrophic model for stress-related mood disorders. Biological Psychiatry. 2006;59:1116–1127.
Egan M, Kojima M, Callicott JH, Goldberg TE, Kolachana BS, Bertolino A, Weinberger DR. The BDNF val66met polymorphism affects activity-dependent secretion of BDNF and human memory and hippocampal function. Cell. 2003;112:257–269.
Gomez-Pinilla F, Ying Z, Roy RR, Molteni R, Edgerton VR. Voluntary exercise induces a BDNF-mediated mechanism that promotes neuroplasticity. Journal of Neurophysiology. 2002;88:2187–2195.
Gotlib IH, Joormann J, Minor KL, Hallmayer J. HPA Axis reactivity: A mechanism underlying the associations among 5-HTTLPR, stress, and depression. Biological Psychiatry. 2008;63:847–851.
Grataco`s M, González JR, Mercader JM, de Cid R, Urretavizcaya M, Estivill X. Brain-derived neurotrophic factor val66met and psychiatric disorders: Meta-analysis of case-control studies confirm association to substance-related disorders, eating disorders, and schizophrenia. Biological Psychiatry. 2007;61:911–922.
Huang EJ, Reichardt LF. Neurotrophins: Roles in neuronal development and function. Annual Review of Neuroscience. 2001;24:677–736.
Hwang JP, Tsai SJ, Hong CJ, Yang CH, Lirng JF, Yang YM. The val66met polymorphism of the brain-derived neurotrophic-factor gene is associated with geriatric depression. Neurobiology of Aging. 2006;27:1834–1837
Ignácio ZM, Réus GZ, Abelaira HM, Quevedo J. Epigenetic and epistatic interactions between serotonin transporter and brain-derived neurotrophic factor genetic polymorphism: insights in depression. Neuroscience. 2014 Sep 5;275:455-68.
Joormann J, Talbot L, Gotlib IH. Biased processing of emotional information in girls at risk for depression. Journal of Abnormal Psychology. 2007;116:135–143.
Karege F, Perret G, Bondolfi G, Schwald M, Bertschy G, Aubry JM. Decreased serum brain-derived neurotrhopic factor levels in major depressed patients. Psychiatry Research. 2002;109:143–148
Katoh-Semba R, Takeuchi IK, Semba R, Kato K. Distribution of brain- derived neurotrophic factor in rats and its changes with development in the brain. Journal of Neurochemistry. 1997;69:34–42.
Kaufman J, Birmaher B, Brent D, Rao U, Flynn C, Moreci P, Ryan N. K-SADSPL: Initial reliability and validity data. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000;39:980–988.
Kessler RC, Wang PS. The epidemiology of depression. In: Gotlib IH, Hammen CL, editors. Handbook of depression. 2nd. New York: Guilford Press; 2009. pp. 5–22.
Kovacs M. The Children's Depression Inventory (CDI) Psychopharmacology Bulletin. 1985;21:995–1124.
La Greca AM, Lai BS, Joormann J, Auslander BB, Short MA. Children's risk and resilience following a natural disaster: genetic vulnerability, posttraumatic stress, and depression. / J Affect Disord. 2013 Dec;151(3):860-7.
Lang UE, Hellweg R, Kalus P, Bajbouj M, Lenzen KP, Sander T, Gallinat J. Association of a functional BDNF polymorphism and anxiety-related personality traits. Psychopharmacology. 2005;180:95–99
Lerman C, Caporaso N, Main D, Audrain J, Boyd NR, Bowman ED, Shields PG. Depression and self-medication with nicotine: The modifying influence of the dopamine D4 receptor gene. Health Psychology. 1998;17:56–62.
Levinson DF. Genetics of major depression. In: Gotlib IH, Hammen CL, editors. Handbook of depression. 2nd. New York: Guilford Press; 2009. pp. 165–186.
Lu B. Pro-region of neurotrophins: Role in synaptic modulation. Neuron. 2003;39:735–738.
Mata J, Thompson RJ, Gotlib IH. BDNF genotype moderates the relation between physical activity and depressive symptoms. / Health Psychol. 2010 Mar;29(2):130-3.
Monroe SM, Reid MW. Gene-environment interactions in depression research: Genetic polymorphisms and life-stress polyprocedures. Psychological Science. 2008;19:947–956.
Post RM. Role of BDNF in bipolar and unipolar disorder: Clinical and theoretical implications. Journal of Psychiatric Research. 2007;41:979–990.
Radecki DT, Brown LM, Martinez J, Teyler TJ. BDNF protects against stress- induced impairments in spatial learning and memory and LTP. Hippocampus. 2005;15:256–253.
Sallis JF, Prochaska JJ, Taylor WC. A review of correlates of physical activity of children and adolescents. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2000;32:963–975
Sapolsky R. The possibility of neurotoxicity in the hippocampus in major depression: A primer on neuron death. Biological Psychiatry. 2000;48:755–765.
Theleritis C, Fisher HL, Shäfer I, Winters L, Stahl D, Morgan C, Dazzan P, Breedvelt J, Sambath I, Vitoratou S, Russo M, Reichenberg A, Aurora Falcone M7, Mondelli V, O'Connor J, David A, McGuire P, Pariante C, Di Forti M, Murray RM, Bonaccorso S. Brain derived neurotropic factor (BDNF) is associated with childhood abuse but not cognitive domains in first episode psychosis. / Schizophr Res. 2014 Oct;159(1):56-61.
Viola TW, Tractenberg SG, Levandowski ML, Pezzi JC, Bauer ME, Teixeira AL, Grassi-Oliveira R. Neurotrophic factors in women with crack cocaine dependence during early abstinence: the role of early life stress. / J Psychiatry Neurosci. 2014 May;39(3):206-14.
Webster MJ, Weickert CS, Herman MM, Kleinman JE. BDNF mRNA expression during postnatal development, maturation and aging of the human prefrontal cortex. Developmental Brain Research. 2002;139:139–150.













38

1. Абабков В.А. Становление психотерапии как науки И Материалы Российской конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике». СПб - Иваново, 1999 - 2000. - С.7-10.
2. Амон Г. Психосоматическая терапия . СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 238 с.
3. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и нарко¬тической зависимости / И.П.Анохина // Руководство по наркологии / под ред. H.H. Иванца.- М.: Медпрактика, 2002.- Т.1.- С.33-41.
4. Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально- депривированных детей // Дефектология. - 2006. №1. - С. 6 - 20.
5. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
6. Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова и А.В. Карпова. М.; Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. Вып. 2. С. 98—117.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2001. № 4. С. 28–33.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
9. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 32–40.
10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. -М., Изд. Центр «Академия», 2001. - 368 с.
11. Дикая Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 18–37.
12. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.
13. Дикая Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности // Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. С. 379–393.
14. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
15. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.
16. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
17. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.
18. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
19. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. /Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
20. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
21. Психология развития: Учеб. для. студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др. Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., парераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 528 с.
22. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2т. / А. Ребер -М.: Вече, 2000. – 591 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720с.
24. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.
25. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
26. Социальная психология / Под. ред. А.Столяренко. - Ростов н/Д.:Феникс, 2001. - 487 с.
27. Филипченкова С.И. Совладающее поведение как механизм преодоления стресса // Проблемы психологии и эргономики. 2001. Ч. 2. № 2 (12). С. 86–88.
28. Barbour KA, Edenfield TM, Blumenthal JA. Exercise as a treatment for depression and other psychiatric disorders: A review. Journal of Cardiopulmonary Rehabilitation and Prevention. 2007;27:359–367.
29. Blumenthal JA, Babyak MA, Doraiswamy PM, Watkins L, Hoffman BM, Barbour KA, Sherwood A. Exercise and pharmacotherapy in the treatment of major depressive disorder. Psychosomatic Medicine. 2007;69:587–596.
30. Carballedo A, Morris D, Zill P, Fahey C, Reinhold E, Meisenzahl E, Bondy B, Gill M, Möller HJ, Frodl T. Brain-derived neurotrophic factor Val66Met polymorphism and early life adversity affect hippocampal volume. / Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2013 Mar;162B(2):183-90.
31. Casey BJ, Glatt CE, Tottenham N, Soliman F, Bath K, Amso D, Lee FS. Brain-derived neurotrophic factor as a model system for examining gene by environment interactions across development. Neuroscience. 2009 doi: 10.1016/j.neuroscience.2009.03.081.
32. Caspi A, Sugden K, Moffitt TE, Taylor A, Craig IW, Harrington H, Poulton R. Influence of life stress on depression: Moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene. Science. 2003;301:386–389.
33. Chen J, Li X, McGue M. The interacting effect of the BDNF Val66Met polymorphism and stressful life events on adolescent depression is not an artifact of gene-environment correlation: evidence from a longitudinal twin study. / J Child Psychol Psychiatry. 2013 Oct;54(10):1066-73.
34. Chen L, Lawlor DA, Lewis SJ, Yuan W, Abdollahi MR, Timpson NJ, Shugart YY. Genetic association study of BDNF in depression: Finding from two cohort studies and a meta-analysis. American Journal of Medical Genetics Part B (Neuropsychiatric Genetics) 2008;147B:814–821.
35. Chen ZY, Jing D, Bath KG, Ieraci A, Khan T, Siao CJ, Lee FS. Genetic variant BDNF (Val66Met) polymorphism alters anxiety-related behavior. Science. 2006;314:140–143.
36. Comasco E, Åslund C, Oreland L, Nilsson KW. Three-way interaction effect of 5-HTTLPR, BDNF Val66Met, and childhood adversity on depression: a replication study. / Eur Neuropsychopharmacol. 2013 Oct;23(10):1300-6.
37. Cotman CW, Berchtold NC. Exercise: A behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends in Neurosciences. 2002;25:295–301.
38. Cotman CW, Engesser-Cesar C. Exercise enhances and protects brain function. Exercise and Sport Sciences Reviews. 2002;30:75–79.
39. Dishman RK, Hales DP, Pfeiffer KA, Felton GA, Saunders R, Dowda M, Felton GA. Physical self-concept and self-esteem mediate cross-sectional relations of physical activity and sport participation with depression symptoms among adolescent girls. Health Psychology. 2006;25:396–407.
40. Doron R, Lotan D, Versano Z, Benatav L, Franko M, Armoza S, Kately N, Rehavi M. Escitalopram or novel herbal mixture treatments during or following exposure to stress reduce anxiety-like behavior through corticosterone and BDNF modifications. / PLoS One. 2014 Apr 1;9(4):e91455.
41. Duman RS, Monteggia LM. A neurotrophic model for stress-related mood disorders. Biological Psychiatry. 2006;59:1116–1127.
42. Egan M, Kojima M, Callicott JH, Goldberg TE, Kolachana BS, Bertolino A, Weinberger DR. The BDNF val66met polymorphism affects activity-dependent secretion of BDNF and human memory and hippocampal function. Cell. 2003;112:257–269.
43. Gomez-Pinilla F, Ying Z, Roy RR, Molteni R, Edgerton VR. Voluntary exercise induces a BDNF-mediated mechanism that promotes neuroplasticity. Journal of Neurophysiology. 2002;88:2187–2195.
44. Gotlib IH, Joormann J, Minor KL, Hallmayer J. HPA Axis reactivity: A mechanism underlying the associations among 5-HTTLPR, stress, and depression. Biological Psychiatry. 2008;63:847–851.
45. Grataco`s M, González JR, Mercader JM, de Cid R, Urretavizcaya M, Estivill X. Brain-derived neurotrophic factor val66met and psychiatric disorders: Meta-analysis of case-control studies confirm association to substance-related disorders, eating disorders, and schizophrenia. Biological Psychiatry. 2007;61:911–922.
46. Huang EJ, Reichardt LF. Neurotrophins: Roles in neuronal development and function. Annual Review of Neuroscience. 2001;24:677–736.
47. Hwang JP, Tsai SJ, Hong CJ, Yang CH, Lirng JF, Yang YM. The val66met polymorphism of the brain-derived neurotrophic-factor gene is associated with geriatric depression. Neurobiology of Aging. 2006;27:1834–1837
48. Ignácio ZM, Réus GZ, Abelaira HM, Quevedo J. Epigenetic and epistatic interactions between serotonin transporter and brain-derived neurotrophic factor genetic polymorphism: insights in depression. Neuroscience. 2014 Sep 5;275:455-68.
49. Joormann J, Talbot L, Gotlib IH. Biased processing of emotional information in girls at risk for depression. Journal of Abnormal Psychology. 2007;116:135–143.
50. Karege F, Perret G, Bondolfi G, Schwald M, Bertschy G, Aubry JM. Decreased serum brain-derived neurotrhopic factor levels in major depressed patients. Psychiatry Research. 2002;109:143–148
51. Katoh-Semba R, Takeuchi IK, Semba R, Kato K. Distribution of brain- derived neurotrophic factor in rats and its changes with development in the brain. Journal of Neurochemistry. 1997;69:34–42.
52. Kaufman J, Birmaher B, Brent D, Rao U, Flynn C, Moreci P, Ryan N. K-SADSPL: Initial reliability and validity data. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000;39:980–988.
53. Kessler RC, Wang PS. The epidemiology of depression. In: Gotlib IH, Hammen CL, editors. Handbook of depression. 2nd. New York: Guilford Press; 2009. pp. 5–22.
54. Kovacs M. The Children's Depression Inventory (CDI) Psychopharmacology Bulletin. 1985;21:995–1124.
55. La Greca AM, Lai BS, Joormann J, Auslander BB, Short MA. Children's risk and resilience following a natural disaster: genetic vulnerability, posttraumatic stress, and depression. / J Affect Disord. 2013 Dec;151(3):860-7.
56. Lang UE, Hellweg R, Kalus P, Bajbouj M, Lenzen KP, Sander T, Gallinat J. Association of a functional BDNF polymorphism and anxiety-related personality traits. Psychopharmacology. 2005;180:95–99
57. Lerman C, Caporaso N, Main D, Audrain J, Boyd NR, Bowman ED, Shields PG. Depression and self-medication with nicotine: The modifying influence of the dopamine D4 receptor gene. Health Psychology. 1998;17:56–62.
58. Levinson DF. Genetics of major depression. In: Gotlib IH, Hammen CL, editors. Handbook of depression. 2nd. New York: Guilford Press; 2009. pp. 165–186.
59. Lu B. Pro-region of neurotrophins: Role in synaptic modulation. Neuron. 2003;39:735–738.
60. Mata J, Thompson RJ, Gotlib IH. BDNF genotype moderates the relation between physical activity and depressive symptoms. / Health Psychol. 2010 Mar;29(2):130-3.
61. Monroe SM, Reid MW. Gene-environment interactions in depression research: Genetic polymorphisms and life-stress polyprocedures. Psychological Science. 2008;19:947–956.
62. Post RM. Role of BDNF in bipolar and unipolar disorder: Clinical and theoretical implications. Journal of Psychiatric Research. 2007;41:979–990.
63. Radecki DT, Brown LM, Martinez J, Teyler TJ. BDNF protects against stress- induced impairments in spatial learning and memory and LTP. Hippocampus. 2005;15:256–253.
64. Sallis JF, Prochaska JJ, Taylor WC. A review of correlates of physical activity of children and adolescents. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2000;32:963–975
65. Sapolsky R. The possibility of neurotoxicity in the hippocampus in major depression: A primer on neuron death. Biological Psychiatry. 2000;48:755–765.
66. Theleritis C, Fisher HL, Shäfer I, Winters L, Stahl D, Morgan C, Dazzan P, Breedvelt J, Sambath I, Vitoratou S, Russo M, Reichenberg A, Aurora Falcone M7, Mondelli V, O'Connor J, David A, McGuire P, Pariante C, Di Forti M, Murray RM, Bonaccorso S. Brain derived neurotropic factor (BDNF) is associated with childhood abuse but not cognitive domains in first episode psychosis. / Schizophr Res. 2014 Oct;159(1):56-61.
67. Viola TW, Tractenberg SG, Levandowski ML, Pezzi JC, Bauer ME, Teixeira AL, Grassi-Oliveira R. Neurotrophic factors in women with crack cocaine dependence during early abstinence: the role of early life stress. / J Psychiatry Neurosci. 2014 May;39(3):206-14.
68. Webster MJ, Weickert CS, Herman MM, Kleinman JE. BDNF mRNA expression during postnatal development, maturation and aging of the human prefrontal cortex. Developmental Brain Research. 2002;139:139–150.


Вопрос-ответ:

Как проявляется стресс у пациентов в ЛПУ?

Стресс у пациентов в ЛПУ может проявляться различными способами, такими как эмоциональная нестабильность, тревожность, нарушение сна и аппетита, повышенная раздражительность и другие физические и психологические симптомы.

Какие методы помогают преодолеть стресс у пациентов в ЛПУ?

Для преодоления стресса у пациентов в ЛПУ применяются различные методы, такие как психологическая поддержка, релаксационные техники, физическая активность, медикаментозное лечение и другие подходы, которые могут быть подобраны индивидуально в зависимости от ситуации и потребностей пациента.

Какие особенности сестринской деятельности при преодолении стресса у пациентов в ЛПУ?

Сестринская деятельность при преодолении стресса у пациентов в ЛПУ включает в себя активное прослушивание, эмоциональную поддержку, участие в проведении процедур, организацию терапевтических мероприятий и оказание практической помощи, направленной на снятие физического и психологического дискомфорта.

Как осуществлялось изучение деятельности медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса у пациентов в ЛПУ?

Исследование деятельности медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса у пациентов в ЛПУ осуществлялось путем проведения наблюдений, интервьюирования персонала и анализа документации. Были изучены методы, применяемые сестрами для снятия стресса у пациентов и оценена их эффективность.

Какие были результаты исследования деятельности медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса у пациентов в ЛПУ?

Результаты исследования показали, что деятельность медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса у пациентов в ЛПУ имеет положительный эффект. Применение различных методов помогает снизить уровень стресса, улучшить физическое и психологическое состояние пациентов, а также способствует более эффективному лечению и реабилитации.

Что такое госпитальный стресс?

Госпитальный стресс - это неспецифическая реакция организма пациента на экстремальные условия и воздействие, которое возникает в госпитальной среде.

Какие особенности имеет психологический стресс у пациентов в ЛПУ?

Психологический стресс у пациентов в ЛПУ имеет свои особенности, такие как тревожность, страх, беспокойство, потеря контроля и непредсказуемость событий.

Как сестринская деятельность помогает преодолевать стресс у пациентов в ЛПУ?

Сестринская деятельность включает различные методы и приемы, такие как эмоциональная поддержка, информационная поддержка, проведение психологических тренингов и консультирование, которые помогают пациентам преодолевать стресс и адаптироваться к госпитальной среде.

Какие результаты были получены в исследовании деятельности медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса у пациентов в ЛПУ?

В результате исследования было выяснено, что деятельность медицинской сестры по предотвращению госпитального стресса положительно влияет на пациентов, снижая уровень тревожности, улучшая адаптацию к госпитальной среде и повышая удовлетворенность качеством медицинской помощи.