Сущность и содержание финансов, изменение их роли в системе рыночных отношений.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 36 36 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 20.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность финансов, финансовой политики и системы, ее структура 5
2. Классификация участников рынка финансов, их функции 14
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы и перспективы ее развития в рыночных отношениях 25
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Процессу становления данной теории способствовали в 1950 гг. интернационализация и развитие рынков финансов, рынков капитала, усиление значимости ТНК. Максимальный вклад в развитие данной теории внесли англо-американские ученые, что можно объяснить активным развитием денежного сектора и частного бизнеса в Великобритании и США. Объектом исследования стали финансы частного сектора экономики, а также институты, которые функционируют на рынке финансов (вопросы финансов государства исследуются в рамках экономики общественного сектора). Как было сказано выше, в иностранной экономической литературе используют в основном прикладной подход к исследованию системы финансов как науки об управлении финансовыми средствами. Помимо этого финансы рассматривают в качестве практической деятельности, связанной с управлением и движением денежных средств, или в качестве капитала, вложенного в бизнес-проект (с целью его увеличения и использования для нового бизнеса). Нацеленность иностранной науки финансов на исследование процесса управления финансовыми потоками обусловливает смещение акцента на управление финансами при определении термина «система финансов» [1].
Большая часть отечественных исследователей при определении системы финансов не ограничиваются обзором особенностей функционирования рынка финансов, а включают в ее состав все категории финансовых правоотношений субъектов хозяйствования, субъектов домохозяйств и власти.
Большое многообразие финансовых правоотношений образовывает не просто совокупность элементов, а организованную систему элементов, взаимодействующих друг с другом. Потоки финансов и финансовые правоотношения объединяются в систему, поскольку финансы представляют собой сегмент целостного экономического формирования. Многие финансовые правоотношения при условии их успешного функционирования увеличивают эффективность функционирования всей системы финансов. В ходе функционирования системы появляются особые характеристики, которые не являются присущими отдельно взятому элементу. Негативные и позитивные перемены в системе финансов обладают свойством умножения.
Финансовую систему можно рассматривать с двух сторон, а именно: с точки зрения содержательной (внутренней) структуры и организационного строения. По содержательной структуре система финансов является совокупностью относительно отделенных друг от друга звеньев и сфер, которые отражают специфические методы и формы финансовых правоотношений. По своему организационному строению система финансов представляет собой совокупность финансовых институтов и органов, которые управляют финансовыми потоками.
Главной целью современной финансовой политики России как центральной составляющей политики государства является улучшение качества и уровня жизни населения. Государство должно повышать реальные доходы и занятость населения, способствовать росту имущества и сбережений граждан, а также развитию рынка жилья.
Задача финансовой статистики заключается в том, чтобы с помощью системы показателей, классификаций и статистического наблюдения характеризовать функционирование системы финансов в контексте воспроизводства рыночных правоотношений и механизма их регулирования, использование и формирование экономических ресурсов в интересах эффективной деятельности предприятий и развития экономики.
Финансовое обеспечение деятельности страны в стратегических областях и самых значительных социальных гарантиях осуществляется за счет бюджетных средств на уровне Федерации. В конце концов, из бюджета уровня Федерации предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов России и бюджетам государственных нефинансовых фондов. Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ [2].
При формировании проекта бюджета уровня Федерации на 2014–2015 гг. и стратегии на долговременную перспективу были сформулированы следующие основные задачи бюджетной политики:
превращение бюджета уровня Федерации в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
обеспечение долговременной сбалансированности госбюджета;
дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
обеспечение исполнения обязательств по расходам;
проведение анализа эффективности всех издержек госбюджета;
переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
применение механизмов, которые стимулируют экономические организации к улучшению качества оказываемых ими услуг и улучшению эффективности финансовых издержек, увеличение полномочий основных распорядителей денежных средств по определению форм финансового обеспечения в целях оказания государственных услуг;
улучшение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда России;
содействие опережающему социально-экономическому развитию отдельных регионов, в частности, Забайкалья и Дальнего Востока [4. с. 24].
В Законе России «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» установлен тот факт, что бюджетная система основывается на следующих основных принципах:
единства системы госбюджетов РФ, что обозначает единообразие нормативно-правовой базы, денежной системы, порядка осуществления и формирования бюджетного процесса, форм документации бюджета (в том числе статистической отчетности), принципов бюджетного процесса и санкций за нарушения законодательства о финансах, а также соблюдение единообразного порядка финансового обеспечения издержек госбюджетов всех уровней системы госбюджетов, ведения бухучета средств бюджета уровня Федерации, госбюджетов субъектов России и местных госбюджетов;
разграничения издержек и доходов между всеми уровнями системы госбюджетов РФ. Данный принцип подразумевает под собой закрепление соответствующих типов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению издержек за государственными органами, органами государственной власти субъектов России и местного самоуправления;
самостоятельности госбюджетов на всех уровнях, закрепление обязанностей и прав субъектов России по формированию доходов, направлению издержек и составлению регулирующих статей всех уровней госбюджетов;
полноты, т.е. полного отражения в бюджетах всех уровней всех издержек и доходов, их достоверного обоснования (в особенности это касается размеров издержек) и выявления возможностей дополнительного привлечения денежных средств;
сбалансированности государственных госбюджетов, что обозначает соответствие суммарного объема доходов издержкам и поступлениям из источников финансового обеспечения их дефицита;
реальности, которая предполагает отражение действительных размеров издержек и доходов страны, а также экономности и эффективности использования финансовых средств;
достоверности государственных госбюджетов на всех уровнях, что имеет тесную взаимосвязь с методами и отдельными показателями статистического анализа;
гласности (прозрачности), что обозначает обязательность предварительного обсуждения финансовых статей на открытых заседаниях парламента, опубликование госбюджета в открытой печати после утверждения с регулярными сообщениями о результатах его выполнения по месяцам, кварталам и в целом за финансовый отчетный период. Этот принцип имеет тесную взаимосвязь с принципом целевого характера финансовых средств и адресности.
Между бюджетами всех уровней есть взаимосвязь. Консолидированный бюджет России состоит из:
федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации;
консолидированных госбюджетов субъектов (регионов) России, которые в свою очередь включают в себя:
госбюджеты областей и краев;
госбюджеты городов областного подчинения, в том числе областного центра, которые подразделяются на городские госбюджеты и госбюджеты городских районов;
госбюджеты районов области, которые включают в себя районные госбюджеты, госбюджеты городов районного подчинения, госбюджеты сел, поселков и других населенных пунктов [6].
Госбюджеты всех уровней должны быть четко сбалансированными, для достижения чего следует устанавливать лимиты размеров их дефицита.
Каждое звено системы госбюджетов решает свои конкретные задачи социально-экономического развития на соответствующем уровне.
Организация эффективной системы госбюджетов государства основывается на принципе самостоятельности бюджета уровня Федерации и госбюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании издержек региональных и федерального госбюджетов. Согласно изложенному выше можно сформулировать основные принципы организации эффективной системы госбюджетов:
создание трехуровневой системы финансовых отношений и четкое разграничение функции госбюджетов разных уровней согласно их компетенции;
равенство, но не тождество финансовых прав субъектов управления;
самостоятельность каждого из госбюджетов и достаточно высокая автономия их формирования, контроль за их исполнением;
равнозначность региональных, местных и федеральных интересов, их тесная связь между собой на основании четкого разграничения источников доходов, направлений издержек между всеми звеньями системы госбюджетов;
прозрачность междуфинансовых отношений, которые основаны на единой методологии расчета финансовых статей и единых критериях социально-статистического анализа.
В настоящий момент большая часть госбюджетов системы бюджетов РФ являются дефицитными. По этой причине в ходе их формирования определяются не только лимитированные размеры дефицита, но и источники его покрытия. Если в ходе исполнения какого-либо конкретного госбюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или уменьшение величины его доходной части, то вводится механизм секвестра издержек, т.е. пропорционального уменьшения издержек на всех уровнях, в том числе и государственных, в определенные периоды (ежеквартально, ежемесячно) по всем статьям во время оставшегося времени этого бюджетного года.
Главным источником покрытия дефицита госбюджетов всех уровней государства выступают внешние и внутренние заимствования.
Главные внутренние заимствования включают в себя кредиты, которе получены Правительством России от денежно-кредитных властей и других кредитных организаций; государственные займы, которые осуществляются в виде выпуска государственных долговременных и краткосрочных ценных бумаг от имени правительства, и средства, которые были получены от их продажи на внутренних рынках; долговые обязательства разных эмитентов, которые гарантированы Правительством РФ; а также экономические ссуды.
Внешние заимствования при финансировании дефицита государственных госбюджетов включают в себя средства от продажи государственных ценных бумаг на внешних рынках, зачастую в виде облигаций разных субъектов России, которые размещаются на внешних рынках и номинированы в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных стран и международных экономических организаций (к примеру, Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)).
Госбюджеты различных уровней сформированы согласно требованиям единой бюджетной классификации, что обеспечивается методологически при помощи наличия унифицированных параметров издержек и доходов с присвоением им группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивается сопоставимостью госбюджетов различных уровней и состоит из:
классификации доходов госбюджетов России;
функциональной классификации издержек госбюджетов России;
экономической классификации издержек госбюджетов России;
классификации источников внутреннего финансового обеспечения дефицита госбюджетов уровня Федерации;
классификации источников внешнего финансового обеспечения дефицита госбюджетов уровня Федерации;
классификации внутренних долгов как по России в целом, так и по отдельным субъектам страны;
классификации видов государственного внешнего долга и структуризации величины внешних активов РФ;
ведомственной классификации издержек бюджета уровня Федерации.
Система параметров статистики государственных финансов представлена показателями консолидированного и федерального госбюджетов, статьями единой классификации доходов и единой функциональной классификации расходов бюджета. Показатели госбюджетов государства связаны с показателями системы национальных счетов. В особенности, главное внимание при построении системы таких показателей, которые обосновывают государственные средства финансов, уделяют классификации различных госбюджетов, а именно: региональных и федерального.
Показатели статистики финансовых средств компаний отражают финансовое положение организаций и фирм. К ним может быть отнесены рентабельность, прибыль, суммарная задолженность по обязательствам, наличие оборотных средств и их оборачиваемость, кредиторская, дебиторская, ликвидность, просроченная задолженность.
Самая важная проблема заключается в зависимости экономики РФ от мировых цен на нефть и ее продукты. Если в 2007 г. все газонефтяные доходы государства составляли 8,2% ВВП, то в 2008–2010 гг. с учетом тенденций развития мировой экономики они были снижены и в 2015 г. составили 5,3% ВВП. Это представляет собой самую ненадежную часть доходов финансов, а именно: цены не зависят от правительства, добыча требует больших инвестиций в новые регионы, что не сразу дает отдачу.
Обеспечение долговременной сбалансированности и стабильности бюджета государства обусловливает необходимость разделения Стабилизационного фонда на Фонд национального благосостояния и Резервный фонды. Также самым важным является создание новой системы управления газонефтяными ресурсами бюджета государства. Такая система уже закреплена поправками в Финансовом кодексе России и реализована в новом трехлетнем госбюджете. Ее суть можно кратко описать следующим образом:
1. Разделение всех доходов бюджета Федерации на две главные части: газонефтяные доходы и все остальные негазонефтяные доходы, концентрация их на двух разных счетах.
2. Из газонефтяных доходов формируются Фонд национального благосостояния, и Резервный фонд а также газонефтяной трансферт, который направлен, также как и другие источники заимствования, на финансовое обеспечение дефицита госбюджетов государства.
3. Все бюджетные расходы, которые не подкреплены при помощи негазонефтяных доходов, строго отбираются с учетом некоторых приоритетов.
Такой факт позволит обеспечивать устойчивость политики государства в долговременной перспективе. При этом внешнеэкономическая конъюнктура не будет оказывать значительного воздействия на основные характеристики бюджета на уровне Федерации.

Заключение

В результате исследования, проведенного в данной работе, и решения поставленных задач можно сделать следующие выводы.
Развитие финансового рынка и экономики в целом показывает необходимость тесного взаимодействия управления ликвидными активами государства, проводимой денежно-кредитной политики и основными направлениями долговой политики, в чем велика роль основных участников финансового рынка, регулирующих финансовые отношения.
На финансовом рынке действуют разные участники, функции которых определяются целями их деятельности и степенью участия в совершении отдельных финансовых сделок. Состав основных участников финансового рынка различается в зависимости от форм осуществления сделок, которые подразделяются на опосредствованные и прямые.
С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке его основные участники подразделяются на две группы:
покупатели и продавцы финансовых инструментов (услуг);
финансовые посредники.
Помимо главных участников финансового рынка, которые принимают непосредственное участие в осуществлении сделок, к составу его субъектов относятся многочисленные участники, которые осуществляют вспомогательные функции, а именно: обслуживание главных участников финансового рынка; обслуживание отдельных операций на финансовом рынке и т.п.
Следовательно, можно сказать о том, что слаженные, совместные действия участников рынков и регулирующих их органов дают положительные итоги.

Список использованной литературы

Федеральный закон 22.04.1996 № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/
Федеральный закон 25.02.1999 № 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
Федеральный закон 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
Распоряжение Правительства РФ 29.12.2008 № 2043-р Об утверждении Стратегии развития рынка финансов Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/
Астапов, К. Л. Модернизация инфраструктуры российского рынка ценных бумаг в соответствии с международными принципами / К.Л. Астапов // Денежные средства и кредит. - 2014. - № 3. - С. 27-34.
Золотарев, В.С. Международные финансы: учебное пособие / В.С. Золотарев, О.М. Кочановская, Е.Н. Карпова — 3-e изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 672 с.
Сребник, Б.В. Финансовые рынки: профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг: учебное пособие / Б.В. Сребник, Т.Б. Вилкова — М.: НИЦ ИНФРАМ, 2014. — 366 с.
Суэтин, А.А. Финансовая экономика: подъем, стабильность, спад: учебник / А.А. Суэтин. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 256 с.








25

2

1. Федеральный закон 22.04.1996 № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/
2. Федеральный закон 25.02.1999 № 39-ФЗ Об инвестиционной деятель-ности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (в ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фон-дах» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
4. Распоряжение Правительства РФ 29.12.2008 № 2043-р Об утвержде-нии Стратегии развития рынка финансов Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/
5. Астапов, К. Л. Модернизация инфраструктуры российского рынка ценных бумаг в соответствии с международными принципами / К.Л. Астапов // Денежные средства и кредит. - 2014. - № 3. - С. 27-34.
6. Золотарев, В.С. Международные финансы: учебное пособие / В.С. Зо-лотарев, О.М. Кочановская, Е.Н. Карпова — 3-e изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
7. Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Старо-дубцева — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 672 с.
8. Сребник, Б.В. Финансовые рынки: профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг: учебное пособие / Б.В. Сребник, Т.Б. Вилкова — М.: НИЦ ИНФРАМ, 2014. — 366 с.
9. Суэтин, А.А. Финансовая экономика: подъем, стабильность, спад: учебник / А.А. Суэтин. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 256 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность финансов и финансовой политики?

Сущность финансов состоит в управлении денежными потоками и ресурсами организации или государства для достижения определенных целей. Финансовая политика включает в себя набор мер и регуляций, направленных на эффективное использование финансовых ресурсов и достижение экономической стабильности.

Каковы основные функции участников рынка финансов?

Участники рынка финансов выполняют различные функции. Банки предоставляют финансовые услуги, инвестиционные фонды осуществляют инвестиции, брокеры занимаются биржевой торговлей, страховые компании предлагают защиту от рисков и т.д.

Каковы дискуссионные вопросы, связанные с составом и структурой финансовой системы?

Некоторые дискуссионные вопросы, связанные с составом и структурой финансовой системы, включают определение оптимального сочетания банковских и небанковских финансовых учреждений, роль государства в регулировании и надзоре финансовой системы, необходимость гарантирования безопасности и стабильности финансовых институтов и т.д.

Как интернационализация и развитие рынков финансовых рынков способствовали становлению теории финансов в 1950 году?

В 1950-х годах интернационализация и развитие рынков финансовых рынков стали основными факторами, способствующими становлению теории финансов. Увеличение международных финансовых операций и инвестиций, развитие финансовых инструментов и усиление роли транснациональных корпораций стимулировали разработку и исследование финансовых теорий.

Какие перспективы развития финансовой системы в рыночных отношениях?

Перспективы развития финансовой системы в рыночных отношениях включают углубление финансовой интеграции, развитие финансовых технологий, укрепление роли рынка в определении цен и распределении ресурсов, а также усиление регулирования и надзора за финансовыми институтами.

Какая сущность и содержание изменения роли финансов в системе рыночных отношений?

Финансы играют важную роль в системе рыночных отношений, они служат средством обмена, хранения и измерения стоимости товаров и услуг. В современных условиях финансы также выполняют функцию инвестирования и финансирования различных проектов. Изменение роли финансов в системе рыночных отношений связано с развитием финансовых инструментов, технологий и рынков, а также изменением потребностей и требований участников рынка.

В чем состоит сущность финансов, финансовой политики и структуры финансовой системы?

Финансы - это совокупность отношений и процессов по формированию, распределению и использованию денежных средств и иных финансовых ресурсов. Финансовая политика - это набор мер и инструментов, направленных на регулирование финансовой сферы и достижение определенных целей. Система финансов состоит из различных участников (коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) и инструментов (акции, облигации, кредиты и др.), которые взаимодействуют друг с другом и с рынками капитала и товаров.

Какие функции выполняют участники рынка финансов и как они классифицируются?

Участники рынка финансов выполняют различные функции. Коммерческие банки предоставляют финансовые услуги, такие как кредитование и хранение денежных средств. Инвестиционные фонды собирают деньги от инвесторов и инвестируют их в различные активы. Страховые компании предлагают защиту от финансовых рисков. Участники рынка финансов классифицируются на крупных и мелких инвесторов, финансовые институты, государственные организации и других.

Чем определяется сущность и содержание финансов?

Сущность и содержание финансов определяются потребностями экономической системы в обеспечении финансовых ресурсов для осуществления производства и обмена товаров и услуг. Финансы являются совокупностью экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Как классифицируются участники рынка финансов и какие функции они выполняют?

Участники рынка финансов классифицируются на следующие категории: денежные, кредитные, фондовые и страховые институты, государственные финансовые организации, предприятия и частные лица. Каждая из этих категорий выполняет определенные функции в системе рынка финансов: предоставление финансовых ресурсов, управление рисками, обеспечение ликвидности, инвестирование и т.д.