Региональные особенности миграционной политики РФ в условиях глобализации (на примере Дальневосточного федерального округа )

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 61 61 страница
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 16.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения миграционной политики в условиях глобализации 8
1.1. Понятие и сущность миграционной политики 8
1.2. Правовая основа миграционной политики РФ 17
1.3. Глобализационные факторы в России 24
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития миграционной политики в субъектах Дальневосточного федерального округа в условиях глобализации 31
2.1. Миграционная политика в субъектах РФ 31
2.2. Региональные особенности миграционной политики на примере субъектов Дальневосточного федерального округа (Приморский край и Хабаровский край) 45
2.3. Проблемы миграционной политики в Дальневосточном федеральном округе 53
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61

Фрагмент для ознакомления

Особенно важным в этих условиях будет реформирование всё ещё крайне несовершенной и неэффективной системы привлечения трудовых мигрантов, учёта и контроля над их пребыванием.
При этом государство постепенно переходит к политике селективного, избирательного привлечения переселенцев из СНГ, при организации которого важно учитывать ряд существенных факторов:
Центрами миграционного притяжения в РФ сегодня являются крупнейшие центральные городские агломерации и регионы, прилежащие к границам со среднеазиатскими государствами СНГ. Объективные условия жизни на Дальнем Востоке, за исключением нескольких административно-промышленных центров, сегодня лишены миграционной привлекательности.
Комплекс материального стимулирования переселенцев на Дальнем Востоке должен не только компенсировать издержки переезда и обустройства мигрантов на новом месте, но и создавать дополнительные преимущества для их дальнейшего долгосрочного пребывания в регионе. Для осуществления этой задачи потребуется введение дополнительных выплат и льгот, связанных с определенным периодом проживания и работы в местах вселения. Возможно, приемлемым будет изменение налогового режима в местностях вселения мигрантов.
Преимуществом иммиграции на Дальний Восток нужно сделать экономическую перспективу – возможность долгосрочного льготного кредитования, организации собственного дела, аренды земли для сельскохозяйственного производства и строительства жилья, свободу предпринимательства, не связанного с рыночной спекуляцией. Особую поддержку необходимо оказывать организации переселенцами новых предприятий, особенно связанных с созданием новых рабочих мест как для самих мигрантов, так и для местного населения. В связи с этим необходимо стимулировать с учетом специфики региона развитие мелкого и среднего бизнеса.
Необходимо создание системы социальной адаптации иммигрантов и их интеграции в принимающее общество, для чего потребуется новая миграционная идеология. Она должна будет культивировать восприятие переселенцев как позитивного, остро необходимого региону элемента. В этой сфере предстоит выполнить непростую задачу – убедить будущих иммигрантов в том, что страна нуждается в их рабочих руках, энергии, интеллекте.
Необходимо преодолеть сложившийся в последние годы глубоко ошибочный стереотипный подход к переселенцам как к социально беспомощному, бесполезному и обременительному для государства элементу: о высокой созидательной мотивации мигрантов может свидетельствовать не только история развитых «иммиграционных» государств – США, Австралии, Канады, Израиля, население которых было в недавнем прошлом сформировано переселенцами, но и история России как великого евразийского государства и история дальневосточного региона. Задачей органов государственной власти в настоящий момент должна стать выработка системы методов включения иммигрантов в экономическую, социальную и политическую жизнь страны, создание условий для их самореализации в принимающем российском обществе.
В современной экономической ситуации государство только готовится к практическому осуществлению перспективного переселения на Дальний Восток в более выгодных условиях. На этом этапе необходимо проанализировать и систематизировать позитивный международный опыт стимулирования иммиграции в условиях, схожих с дальневосточными, выработать адекватное и понятное обществу миграционное законодательство, закрепить систему ускоренного льготного получения российского гражданства. В перспективе осуществление массовых переселенческих программ будет возможно совместно с параллельным осуществлением мер по экономическому подъему региона.
Проблемы миграционной политики в Дальневосточном федеральном округе стали предметом внимания и исследовательского сообщества, с каждым годом по этому вопросу появляются новые публикации и мнения.
В частности, в январе 2016 года состоялся Гайдаровский форум «Россия и мир: взгляд в будущее». В рамках дискуссии «Кадры для новой экономики: юго-восточный вектор», основной идеей выступала связь регионов, нуждающихся в кадрах, с регионами с избыточным населением. «Северный Кавказ мог бы выступить одним из доноров для Дальнего Востока» – заявил глава министерства РФ по делам Северного Кавказа Л. Кузнецов. Агентство по развитию человеческого капитала провело анализ более чем 25 отраслей и подготовлен справочник самых востребованных профессий Дальнего Востока, включающий в себя около 600 пунктов, по которым необходимо будет подготовить работников с учетом растущей и постоянно изменяющейся экономики. По итогам дискуссии участники решили принять совместную резолюцию, которая в дальнейшем приведет к разработке и реализации плана мероприятий по развитию кадрового потенциала на территории Северного Кавказа. Таким образом, агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке откроет филиал для привлечения кадров на территории Северо-Кавказского федерального округа, уже разрабатываются программы дополнительного стимулирования студентов.
Помимо привлечения рабочей силы с других регионов страны, не стоит забывать про заграницу. На Дальнем Востоке уже большое количество мигрантов с Китая и Кореи, но это в большинстве своем низкоквалифицированные кадры с низким уровнем знания языка. «А когда мы общаемся с представителями КНР и перечисляем специальности, которые нам требуются, в ответ слышим – нет, этих не отдадим, самим нужны», – говорит генеральный директор международного центра развития регионов И. Меламед. В связи с этим важно разрабатывать специальные программы для подготовки северных корейцев и китайцев в дальневосточном университете.
В декабре 2015 года депутаты КПРФ обратились в правительство, Федеральную миграционную службу и Минвостокразвития с предложением разработать федеральную целевую программу «Добровольное переселение лиц, вынужденно покинувших Украину, на территорию Сибири и Дальнего Востока». По данным инициаторов программы, в России выдворению подлежат около 1,5 млн. украинских граждан по причине окончания срока временного проживания на территории РФ. Вместо того, чтобы выдворить беженцев, депутаты предложили заселить ими пустующие земли. Однако, по мнению председателя Профсоюза трудящихся-мигрантов Р. Каримова, украинцев не устроят низкие зарплаты на Дальнем Востоке. «Если бы в этих регионах было много рабочих мест, то россияне не стремились бы уехать оттуда. Вероятно, это низкооплачиваемые вакансии, и украинцы тоже не захотят там работать». По мнению Каримова, российские власти и без мигрантов могли бы развить Дальний Восток, однако для этого требуется желание и понимание этого вопроса.
Еще одной мерой по привлечению людей на Дальний Восток можно назвать законопроект, вступивший в силу 1 июня 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе». Однако он тут же подвергся критике и был назван популистской мерой. «Необходимо создание инфраструктуры, производительных сил, привлечение специалистов с Запада» – считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.Крупнов.
Для решения проблем внутренней миграции в субъектах ДВФО необходимо принять следующие меры:
создание государственной программы по развитию территорий Дальнего Востока, строительство теплого доступного жилья, снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса или полное освобождение от нее в некоторых отраслях;
развитие дорожной сети, строительство и развитие железнодорожной сети, развитие малой авиации, развитие и возрождение градообразующих предприятий, создание городов будущего на северных территориях;
проведение активной геологической разведки всей территории ДВФО;
использование отечественного и зарубежного опыта освоения северных территорий странами мира (например, Канадой).
Канада для освоения северных территорий создала Совет по кооперативному управлению, с помощью которого решаются вопросы природопользования в регионе и взаимоотношения с коренным населением. Работа Совета кооперативного управления создала условия для развития коренного населения региона: сохранение традиционного образа жизни; появление новых рабочих мест и получение образования; использование традиционных знаний при принятии решений. В северном регионе Канады существует программа поощрения для развития мелких кооперативных предприятий. Экономика севера Канады развивает полным ходом туризм, традиционные национальные ремесла и деревообработку, работает программа по поддержке малого и среднего бизнеса: в начале 1990-х годов в Юконе на 100 тыс. населения приходилось 9 тыс. частных фирм. На территории севера Канады существуют национальные парки, которые способствуют развитию коренных народов с помощью экологического туризма. Кроме Совета по кооперативному управлению, разработана «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год), которая включает следующие основные положения: защита и сохранение малых коренных народов, обеспечение социально-экономического развития Севера, защита окружающей среды и развитие самоуправления.
Кроме того, миграционная политика субъектов ДВФО должна включать выделение государственных средств в освоение и развитие территорий Востока, в том числе: развитие водного туризма (сплавы на реках и озерах с помощью каяков (лодки северных народов)) и зимнего туризма (проведение зимних спортивных мероприятий), создание национальных природных парков и заповедников.
Таким образом, миграционная политика в субъектах Дальневосточного федерального округа нуждается в дополнительном импульсе, чтобы более эффективно решать стоящие в этой сфере проблемы.


Заключение

В настоящее время исследования миграционных процессов производится на стыке многих дисциплин, среди которых можно назвать демографию, политологию, социологию, экономку, антропологию, историю, психологию, право и т.д. В этой связи сам термин «миграция населения» содержит разное толкование и предметную направленность.
В XXI веке миграции, став массовым процессом, превратились в глобальную проблему современности. Они влияют на социально- экономическую, демографическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности, а главное – на политическую сферу, на политические процессы странового, регионального и глобального уровня. От правильного решения миграционных проблем сегодня во многом зависит стабильность развития и безопасность любой страны.
Нормы международного права гарантируют людям разных национальностей свободу перемещения, право свободно селиться и создавать семьи, где они сочтут желательным для себя.
В миграционных процессах главным остается вопрос управления, от решения которого напрямую зависят экономическая и социальная основа государства, национальная идентичность, политическая стабильность, национальная безопасность.
Анализ нормативно-правовой базы РФ и субъектов ДВФО, регламентирующей миграционные движения и составляющей основу миграционной политики, а также анализ структуры населения показывают, что миграции населения в современных условиях являются системным явлением в структуре общества. С одной стороны, они обеспечивают его устойчивое функционирование, с другой – являются мощным фактором воздействия, в нашем случае – на локальном и региональном, а вообще - на глобальном уровне.

Как показал проведенный анализ, в ряде субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, наблюдается сокращение численности населения, вызванное внутренней миграцией в западные и южные регионы. Сохранение таких миграционных потоков неблагоприятно для социально-экономического развития данных территорий.
Главная проблема оттока населения из ДВФО тесно связана с тем, что у значительной части жителей Дальнего Востока преобладают негативные ожидания относительно своего будущего и будущего территорий, где они проживают. Кроме того, следует отметить высокий уровень недоверия населения к действиям властей. Этим проблемам следует уделить пристальное внимание. Государству еще предстоит проделать большую работу по улучшению экономической и социальной ситуации в регионе.
Видится очень важным также перенятие зарубежного опыта миграционной политики. В данной работе речь идет об опыте Канады по удержанию населения в северных регионах. Стратегия Канады «Северная стратегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (2009 год), применима для развития северных территорий Российской Федерации. С помощью опыта Канады на территории ДВФО появятся новые комфортные места для проживания, будут созданы новые рабочие места, снизится внутренняя миграция (отток) трудовых ресурсов.














Список литературы

Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. №11. Ст. 1537.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 года №1298-р «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» России [Электронный ресурс] // Правительство России. Режим доступа: http://government.ru/docs/28228/
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // Правовая база «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091773#loginform/
Государственная программа Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494219091
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по Хабаровскому краю на 2015 год. Управление Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю – г. Хабаровск, 2013.


Монографии, исследования
Абидов, Т. М. Миграционный вопрос как фактор системных трансформаций и влияния на государственную политику // Время больших перемен: политика и политики: материалы Всероссийской научной конференции РАПН / под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2017. С. 18-19.
Анимица, Е. Г. Теории регионального и местного развития / Е. Г. Анимица, Я. П. Силин, Н. В. Сбродова. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 2015. 201 с.
Белозубова, Л. А. К вопросу о реализации государственной миграционной политики / Л. А. Белозубова // Гагаринские чтения 2017 Тезисы докладов. М.: Изд. МАИ, 2017. С. 1068-1069.
Волох, В. А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 / В. А. Волох. М., 2013. 55 с.
Деминцева, Е. Б. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения / Е. Б. Деминцева, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская. М.: Человеческий капитал, 2018. 55 с.
Крышмарь, Е. С. Сущность международной миграции рабочей силы / Е. С. Крышмарь // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов: сборник статей. СПб.: Международный банковский институт, 2017. С. 135-136.
Кулькова И.А. Механизмы регулирования трудовой миграции: перспективы решения проблемы дефицита кадров с помощью миграции / Демографический и миграционный потенциал Урала: Материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием (8-9 июня 2012г.). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. С. 65-71.
Мотрич, Е. Л. Демографическое развитие Дальневосточного региона и миграционные процессы / Е.Л. Мотрич // Современные проблемы регионального развития Тезисы VI Международной научной конференции. / под ред. Е. Я. Фрисмана. Хабаровск: Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН (Биробиджан), 2016. С. 455-458.
Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л. Л. Рыбаковский. М.: Наука, 1987. 199 с.
Черников, А.П. Миграционные процессы: обычная рутина и угрожающие вызовы / А. П. Черников, М. В. Орсоева, Е. Л. Андреянова // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: БГУ, 2016. С. 100-111.

Статьи в периодических изданиях
Аветисян, А. С. Криминологическая характеристика и анализ этнической преступности на Дальнем Востоке России [Электронный ресурс] А. С. Аветисян // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 4. С. 173-180 / Электронная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-i-analiz-etnicheskoy-prestupnosti-na-dalnem-vostoke-rossii
Аминов, И. Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики / И. Р. Аминов // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 2. №2. С. 114-120.
Бардовский, В. П. Региональная трудовая миграция и ее сущность / В. П. Бардовский // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 14-17.
Белянская, О. В. Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран / О. В. Белянская, П. Д. Хлучина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №9. С. 112-117.
Гринева, Ю. А. Миграционная политика Италии в первом десятилетии XXI в.: опыт для России / Ю. А. Гринева // Россия и современный мир. 2018. №1 (98). С. 139-145.
Завальный, Т. Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа / Т. Д. Завальный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. С. 901-903.
Ивакина, А. И. Оценка влияния миграции населения на социально-экономическое развитие Хабаровского края / А. И. Иванкина // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. №4. С. 837-841.
Ивашина, Н. В. Тенденции и динамика миграционных процессов в Приморском крае / Н. В. Ивашина // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. №1 (69). С. 76-83.
Латкин, А. П. Объективные предпосылки роли международной миграции в сбалансированности рынка труда российского Приморья / А. П. Латкин, С. В. Кузьмина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. №4 (31). С. 35-41.
Маклашова, Е. Г. Дальний Восток в разрезе статистики: основные социально-экономические показатели и движение населения / Е. Г. Маклашова // Региональные проблемы. 2016. Т. 19. №2. С. 66-74.
Медведева, М. О. Понятие, сущность и виды миграции / М. О. Медведева // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. №1 (4). С. 189-197.
Минигалеев, Р. Р. К вопросу о национальной и миграционной политике России / Р. Р. Минигалеев // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 5. №5. С. 40-42.
Неделин, М. В. История привлечения иностранной силы на Дальний Восток и проблемы трудовой миграции / М. В. Неделин // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №5-3 (83). С. 147-150.
Рязанцев, С. В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России / С. В. Рязанцев // Социологический альманах. 2017. №8. С. 63-71.
Сидоркина, З. И. Миграция в крупных городах Дальнего Востока / З. И. Сидоркина // Региональные проблемы. 2015. Т. 18. №3. С. 15-22.

Учебные издания, справочно-энциклопедическая литература
Ермошина, Г. П. Региональная экономика: учеб. пособие / Г. П Ермошина, В. Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2013. 576 с.
Моисеев, Е. Г. Миграционное право: учеб. пособие / Е. Г. Моисеев, Т. П. Суспицина М., 2013. 176 с.

Электронные ресурсы
В Хабаровском крае хотят вдвое увеличить «подъемные» для мигрантов [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/society/20171219/1511221061.html
Вопросы миграционной политики обсудили в минэкономразвития края [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Хабаровского края. Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru/events/Novosti/1025
Население [Электронный ресурс] // Хабаровскстат. Режим доступа: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/hab_stat/population/
Программа переселения в Приморье соотечественников из-за рубежа расширяет границы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/138036/
Свиридова, М. Жителей Кавказа массово перебросят на Дальний Восток [Электронный ресурс] М. Свиридова // Информационно-аналитический портал On Kavkaz. Режим доступа: https://onkavkaz.com/news/657-zhitelei-kavkaza-massovo-perebraosjat-na-dalnii-vostok.html
Приложение

Численность населения в динамике на территории ДВФО
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Амурская область 830,1 828,6 821,5 816,9 811,2 809,8 805,6 801,7 Еврейская автономная область 176,5 176,3 174,4 172,6 170,3 168,3 166,1 164,1 Камчатский край 322,0 321,6 320,1 320,5 319,8 317,2 316,1 314,7 Магаданская область 156,9 156,5 154,4 152,3 150,3 148,0 146,3 145,5 Приморский край 1956,4 1953,5 1950,4 1947,2 1938,5 1933,3 1929,0 1924,5 Республика Саха (Якутия) 958,5 958,2 955,8 955,5 954,8 956,8 959,6 962,8 Сахалинская область 497,9 496,7 495,4 493,3 491,0 488,3 487,2 486,9 Хабаровский край 1343,8 1342,8 1342,4 1342,0 1339,9 1338,3 1334,5 1334,2 Чукотский АО 50,5 50,3 50,9 50,7 50,5 50,5 50,1 49,7 Источник: данные Росстата.


Деминцева, Е. Б. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения / Е. Б. Деминцева, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская. М.: Человеческий капитал, 2018. 55 с.
Кулькова, И. А. Механизмы регулирования трудовой миграции: перспективы решения проблемы дефицита кадров с помощью миграции / И. А. Кулькова // Демографический и миграционный потенциал Урала: Материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием (8-9 июня 2012г.). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. С. 65-71.
Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л. Л. Рыбаковский. М.: Наука, 1987. 199 с.
Волох, В. А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореф. дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 / В. А. Волох. М., 2013. 55 с.
Аминов, И. Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики / И. Р. Аминов // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 2. №2. С. 114-120.
Бардовский, В. П. Региональная трудовая миграция и ее сущность / В. П. Бардовский // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 14-17.
Завальный, Т. Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа / Т. Д. Завальный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. С. 901-903.
Ивакина, А. И. Оценка влияния миграции населения на социально-экономическое развитие Хабаровского края / А. И. Иванкина // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. №4. С. 837-841.
Ивашина, Н. В. Тенденции и динамика миграционных процессов в Приморском крае / Н. В. Ивашина // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. №1 (69). С. 76-83.
Медведева М.О. Понятие, сущность и виды миграции // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. №1 (4). С. 191.
Крышмарь Е.С. Сущность международной миграции рабочей силы // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов. СПб.: МБИ, 2017. С. 135.
См.: Крышмарь Е.С. Сущность международной миграции рабочей силы // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов. СПб.: МБИ, 2017. С. 136.
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987. С. 18.
См.: Черников А.П., Орсоева М.В., Андреянова Е.Л. Миграционные процессы: обычная рутина и угрожающие вызовы // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: БГУ, 2016. С. 100-111.
Цит. по: Медведева М.О. Понятие, сущность и виды миграции // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. №1 (4). С. 193.
Бардовский В.П. Региональная трудовая миграция и ее сущность // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 15.
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987. С. 21-22.
Цит. по: Бардовский В.П. Региональная трудовая миграция и ее сущность // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 16..
Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987. С. 22.
Бардовский В.П. Региональная трудовая миграция и ее сущность // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 16.
Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации. Автореферат. М., 2013. С. 4.
Абидов Т.М. Миграционный вопрос как фактор системных трансформаций и влияния на государственную политику // Время больших перемен: политика и политики: материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2017. С. 18.
Минигалеев Р.Р. К вопросу о национальной и миграционной политике России // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 5. №5. С. 40-42.
Аминов И.Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 2. №2. С. 115.
Цит. по: Белозубова Л.А. К вопросу о реализации государственной миграционной политики // Гагаринские чтения 2017 Тезисы докладов. М.: Изд. МАИ, 2017. С. 1068-1069.
Абидов Т.М. Миграционный вопрос как фактор системных трансформаций и влияния на государственную политику // Время больших перемен: политика и политики: материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2017. С. 19.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/
Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. №11. Ст. 1537.
Моисеев Е.Г., Суспицина Т.П. Миграционное право. М., 2013. С. 15-37.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/
Гринева Ю.А. Миграционная политика Италии в первом десятилетии XXI в.: опыт для России // Россия и современный мир. 2018. №1 (98). С. 140.
Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. 2017. №8. С. 65.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. №67. а апреля.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/
Трыканова С.А. Развитие организационно-правовой основы реализации миграционной политики РФ в сфере регулирования межнациональных отношений органами государственной и муниципальной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. №9. С. 42-45.
Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. 2017. №8. С. 69.
Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. 2017. №8. С. 70.
Белянская О.В., Хлучина П.Д. Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №9. С. 113.
Прудникова Т.А., Акимова С.А. Миграционные процессы в современной России // Вестник экономической безопасности. 2017. №2. С. 151.
Прудникова Т.А., Акимова С.А. Миграционные процессы в современной России // Вестник экономической безопасности. 2017. №2. С. 151.
Аминов И.Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 2. №2. С. 117.
Там же.
Неделин М.В. История привлечения иностранной силы на Дальний Восток и проблемы трудовой миграции // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №5-3 (83). С. 148.
Прудникова Т.А., Акимова С.А. Миграционные процессы в современной России // Вестник экономической безопасности. 2017. №2. С. 152.
Неделин М.В. История привлечения иностранной силы на Дальний Восток и проблемы трудовой миграции // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №5-3 (83). С. 149.
Борзунова Т.И., Морозова Г.Ф., Маньшин Р.В. Миграция населения на Дальнем Востоке в контексте национальной безопасности России // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. №4-5. С. 19.
Борзунова Т.И., Морозова Г.Ф., Маньшин Р.В. Миграция населения на Дальнем Востоке в контексте национальной безопасности России // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. №4-5. С. 20.
Анимица Е.Г., Силин Я.П., Сбродова Н.В. Теории регионального и местного развития. Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2015.
Ермошина Г.П., Позднякова В.Я. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2013.
Кулькова И.А. Механизмы регулирования трудовой миграции: перспективы решения проблемы дефицита кадров с помощью миграции / Демографический и миграционный потенциал Урала: Материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием (8-9 июня 2012г.). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012.
Аветисян А.С. Криминологическая характеристика и анализ этнической преступности на Дальнем Востоке России // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-i-analiz-etnicheskoy-prestupnosti-na-dalnem-vostoke-rossii
Маклашова Е.Г. Дальний Восток в разрезе статистики: основные социально-экономические показатели и движение населения // Региональные проблемы. 2016. Т. 19. №2. С. 66-74.
Там же. С. 69.
Мотрич Е.Л. Демографическое развитие Дальневосточного региона и миграционные процессы // Современные проблемы регионального развития Тезисы VI Международной научной конференции. Под ред. Е.Я. Фрисмана. Хабаровск: Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН (Биробиджан), 2016. С. 455-458.
Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 года №1298-р «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» // URL: http://government.ru/docs/28228/
Сидоркина З.И. Миграция в крупных городах Дальнего Востока // Региональные проблемы. 2015. Т. 18. №3. С. 20.
Латкин А.П., Кузьмина С.В. Объективные предпосылки роли международной миграции в сбалансированности рынка труда российского Приморья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. №4 (31). С. 35-41.
См.: Ивашина Н.В. Тенденции и динамика миграционных процессов в Приморском крае // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. №1 (69). С. 76-83.
Программа переселения в Приморье соотечественников из-за рубежа расширяет границы // URL: http://www.primorsky.ru/news/138036/
Там же.
Государственная программа Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы» // URL: http://docs.cntd.ru/document/494219091
Хабаровскстат // URL: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/hab_stat/population/
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по Хабаровскому краю на 2015 год. Управление Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю – г. Хабаровск, 2013.
Там же.
Ивакина А.И. Оценка влияния миграции населения на социально-экономическое развитие Хабаровского края // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. №4. С. 837-841.
Вопросы миграционной политики обсудили в минэкономразвития края // URL: https://minec.khabkrai.ru/events/Novosti/1025
В Хабаровском крае хотят вдвое увеличить «подъемные» для мигрантов // URL: https://ria.ru/society/20171219/1511221061.html
См.: Свиридова М. Жителей Кавказа массово перебросят на Дальний Восток // URL: https://onkavkaz.com/news/657-zhitelei-kavkaza-massovo-perebraosjat-na-dalnii-vostok.html
См.: Завальный Т.Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. С. 901-903.
Завальный Т.Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. С. 902.
Там же.
Федеральная целевая программа Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года // URL: http://docs.cntd.ru/document/499091773#loginform/












2


I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. №11. Ст. 1537.
3. Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 года №1298-р «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» России [Электронный ресурс] // Правительство России. Режим доступа: http://government.ru/docs/28228/
4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // Правовая база «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/
5. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091773#loginform/
6. Государственная программа Приморского края «Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494219091
7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по Хабаровскому краю на 2015 год. Управление Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю – г. Хабаровск, 2013.


II. Монографии, исследования
8. Анимица Е.Г., Силин Я.П., Сбродова Н.В. Теории регионального и местного развития. Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2015.
9. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации. Автореферат. М., 2013.
10. Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. М.: Человеческий капитал, 2018.
11. Кулькова И.А. Механизмы регулирования трудовой миграции: перспективы решения проблемы дефицита кадров с помощью миграции / Демографический и миграционный потенциал Урала: Материалы круглых столов III Уральского демографического форума с международным участием (8-9 июня 2012г.). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012.
12. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987.

III. Статьи в периодических изданиях
13. Абидов Т.М. Миграционный вопрос как фактор системных трансформаций и влияния на государственную политику // Время больших перемен: политика и политики: материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2017. С. 18-19.
14. Аминов И.Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 2. №2. С. 114-120.
15. Бардовский В.П. Региональная трудовая миграция и ее сущность // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №6. С. 14-17.
16. Белозубова Л.А. К вопросу о реализации государственной миграционной политики // Гагаринские чтения 2017 Тезисы докладов. М.: Изд. МАИ, 2017. С. 1068-1069.
17. Белянская О.В., Хлучина П.Д. Государственно-правовая политика в сфере миграционных процессов отдельных зарубежных стран // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №9. С. 112-117.
18. Гринева Ю.А. Миграционная политика Италии в первом десятилетии XXI в.: опыт для России // Россия и современный мир. 2018. №1 (98). С. 139-145.
19. Завальный Т.Д. Демографические проблемы Дальневосточного федерального округа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7. С. 901-903.
20. Ивакина А.И. Оценка влияния миграции населения на социально-экономическое развитие Хабаровского края // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. №4. С. 837-841.
21. Ивашина Н.В. Тенденции и динамика миграционных процессов в Приморском крае // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. №1 (69). С. 76-83.
22. Крышмарь Е.С. Сущность международной миграции рабочей силы // Вестник экономического научного общества студентов и аспирантов. СПб.: МБИ, 2017. С. 135-136.
23. Латкин А.П., Кузьмина С.В. Объективные предпосылки роли международной миграции в сбалансированности рынка труда российского Приморья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. №4 (31). С. 35-41.
24. Маклашова Е.Г. Дальний Восток в разрезе статистики: основные социально-экономические показатели и движение населения // Региональные проблемы. 2016. Т. 19. №2. С. 66-74.
25. Медведева М.О. Понятие, сущность и виды миграции // Современные проблемы права, экономики и управления. 2017. №1 (4). С. 189-197.
26. Минигалеев Р.Р. К вопросу о национальной и миграционной политике России // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2017. Т. 5. №5. С. 40-42.
27. Мотрич Е.Л. Демографическое развитие Дальневосточного региона и миграционные процессы // Современные проблемы регионального развития Тезисы VI Международной научной конференции. Под ред. Е.Я. Фрисмана. Хабаровск: Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН (Биробиджан), 2016. С. 455-458.
28. Неделин М.В. История привлечения иностранной силы на Дальний Восток и проблемы трудовой миграции // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №5-3 (83). С. 147-150.
29. Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. 2017. №8. С. 63-71.
30. Сидоркина З.И. Миграция в крупных городах Дальнего Востока // Региональные проблемы. 2015. Т. 18. №3. С. 15-22.
31. Черников А.П., Орсоева М.В., Андреянова Е.Л. Миграционные процессы: обычная рутина и угрожающие вызовы // Актуальные тенденции развития мировой экономики: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск: БГУ, 2016. С. 100-111.

IV. Учебные издания, справочно-энциклопедическая литература
32. Ермошина Г.П., Позднякова В.Я. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2013.
33. Моисеев Е.Г., Суспицина Т.П. Миграционное право. М., 2013.

V. Электронные ресурсы
34. Аветисян А.С. Криминологическая характеристика и анализ этнической преступности на Дальнем Востоке России [Электронный ресурс] // Электронная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-i-analiz-etnicheskoy-prestupnosti-na-dalnem-vostoke-rossii
35. В Хабаровском крае хотят вдвое увеличить «подъемные» для мигрантов [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/society/20171219/1511221061.html
36. Вопросы миграционной политики обсудили в минэкономразвития края [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Хабаровского края. Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru/events/Novosti/1025
37. Население [Электронный ресурс] // Хабаровскстат. Режим доступа: http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/statistics/hab_stat/population/
38. Программа переселения в Приморье соотечественников из-за рубежа расширяет границы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/138036/
Свиридова М. Жителей Кавказа массово перебросят на Дальний Восток [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал On

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет миграционная политика в условиях глобализации?

Миграционная политика имеет большое значение в условиях глобализации, так как она направлена на регулирование миграционных процессов, связанных с перемещением людей через границы государств. Глобализация способствует усилению международных связей и интеграции стран, что приводит к увеличению миграционных потоков и появлению новых вызовов и возможностей. Миграционная политика позволяет государствам реагировать на эти вызовы и эффективно управлять миграцией, с учетом своих национальных интересов и потребностей.

Какие основные принципы организации миграционной политики в России?

Основными принципами организации миграционной политики в России являются гуманизм, законность, равноправие и пропорциональность. Они определяют институциональный и нормативный основы миграционной политики и направлены на обеспечение прав и свобод мигрантов, обеспечение безопасности и защиты государственных интересов России. Эти принципы фиксируются в законах и нормативно-правовых актах, которые регулируют миграционные процессы, включая принятие и реализацию миграционных программ и стратегий.

Какие глобализационные факторы оказывают влияние на миграционную политику в России?

В России глобализационные факторы оказывают существенное влияние на миграционную политику. В частности, интеграция в международные экономические и политические структуры, развитие информационных и коммуникационных технологий, свободное передвижение товаров и услуг, а также изменения в глобальной демографической ситуации и трансграничные угрозы безопасности влияют на направления и масштабы миграционных потоков, а следовательно, и на миграционную политику. Государство должно адаптировать свою миграционную политику к новым вызовам и возможностям, связанным с глобализацией, и принимать меры по привлечению квалифицированных специалистов, поддержке соотечественников за рубежом и регулированию нелегальной миграции.

Какие особенности имеет миграционная политика России?

Особенности миграционной политики России включают в себя учет глобализационных факторов, правовую основу и стратегические перспективы развития. Также важными аспектами являются международные отношения и региональные особенности.

Какие глобализационные факторы влияют на миграционную политику России?

В России глобализационные факторы, такие как увеличение трансграничных потоков людей, транснациональная экономическая интеграция и информационные технологии, влияют на миграционную политику. Они обусловливают необходимость разработки эффективных стратегий контроля и управления миграцией.

Какую роль играет правовая основа в миграционной политике России?

Правовая основа миграционной политики России определяет права и обязанности мигрантов, порядок регулирования миграционных процессов, меры по защите прав и интересов мигрантов. Она служит основой для разработки и реализации миграционной политики в стране.

Какие перспективы развития миграционной политики в субъектах Дальневосточного федерального округа?

В субъектах Дальневосточного федерального округа перспективы развития миграционной политики связаны с привлечением высококвалифицированных специалистов, разработкой программ поддержки мигрантов, улучшением условий их труда и жизни. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству и взаимодействию с другими регионами.

Каковы теоретико-методологические основы изучения миграционной политики в условиях глобализации?

Теоретико-методологические основы изучения миграционной политики в условиях глобализации включают анализ социально-экономических и политических процессов, применение методов исследования, учет влияния глобализационных факторов. Важно учитывать междисциплинарный подход и использование современных теорий и концепций.

Какие факторы глобализации влияют на миграционную политику в Дальневосточном федеральном округе?

Влияние глобализации на миграционную политику в Дальневосточном федеральном округе проявляется через различные факторы. Например, в условиях глобализации рост экономической интеграции с другими странами может способствовать притоку рабочей силы из-за роста возможностей трудовой миграции. Также глобальные изменения в мировой политике и экономике могут влиять на международную миграцию, в том числе и на миграцию в Дальневосточном федеральном округе.