Логопедия. Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР в процессе логопедической работы.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 41 + 41 источник
- Добавлена 22.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Формирование фонематических функций в онтогенезе 6
1.2 Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 11
Глава 2. Исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи 15
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 15
2.2 Особенности фонематических функций дошкольников с общим недоразвитием речи 16
2.3 Развитие фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения 32
Процедура: Ребенку называется слово, после чего он должен определить последовательность и количество звуков в слове.Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову слово. Скажи, какой первый (второй, третий и т.д.) звук в слове и сколько всего звуков в этом слове?»Материал. Слова: мак, дом, сыр, волк, луна, ваза, кошка, повар, бочка.Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания;3 балла – ошибки при анализе двухсложных слов со стечением согласных;2 балла – ошибки при анализе двухсложных слов без стечения согласных;1 балл – ошибки при анализе односложных слов.5. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (определение соседних звуков с заданным звуком).Процедура: Ребенку называется слово, после чего он должен определить соседние звуки с данным звуком.Инструкция. «Слушай меня внимательно. Я скажу слово «сом», а ты назови «соседей» звука [о] в этом слове».Материал:Слова: сом, лак, сыр, ваза, луна, глаза, кошка, повар, гроза, бочка.Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания;3 балла – ошибки при анализе двухсложных слов со стечением согласных;2 балла – ошибки при анализе двухсложных слов без стечения согласных;1 балл – ошибки при анализе односложных слов.Исследование фонематического синтезаПроцедура: Экспериментатор называет звуки с небольшой паузой после каждого. Ребенку предлагается составить из этих звуков слово.Инструкция:«Слушай внимательно, я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»Материал: Звуки, произносимые в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, у, ж, а; с, о, к; л, а, п, а; р, у, к, а; п, о, л, к, а; л, а, м, п, а; с, л, о, н; о, к, н, о; к, у, б, и, к; к, о, ш, к, а.Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания; 3 балла – ошибки в синтезе двухсложных слов со стечением согласных; 2 балла – ошибки в синтезе двухсложных слов без стечения согласных;1 балл – ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение задания.Исследование фонематических представлений1. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки. Затем предлагается выбрать те, в названии которых есть звук [р].Инструкция:«Посмотри внимательно на картинки. Выбери те, в названии которых есть звук [р]».Материал: Предметные картинки: рыба, лейка, крыша, рукав, машина, жаба, лампа, крот, пушка, крыса, радио.Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания; 3 балла – немногочисленные (1-2) ошибки, но по указанию экспериментатора исправляются; 2 балла – выраженные трудности при выполнении заданий (3 – 4 невыбранные картинки, либо выбраны картинки на другой звук);балл – невыполнение задания, отказ от задания.2. Подбор слов на заданный звук.Процедура: Ребенку предлагается назвать слова, которые содержат звук [с].Инструкция: «Назови слова, в которых есть звук [с]».Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания, подбор множества слов с заданным звуком; 3 балла – немногочисленные ошибки (1–2) в подборе слов; 2 балла – ребенок среди правильных, часто называет слова с другими звуками; 1 балл – невыполнение задания, отказ от задания.Подбор слов с заданным количеством звуков.Процедура: Ребенку предлагается назвать слова, в которых три (четыре, пять) звука.Инструкция: «Придумай слова, в которых есть три (четыре, пять) звука».Оценка выполнения: 4 балла – правильное выполнение задания; 3 балла – подбор множества слов с заданным количеством звуком, немногочисленные ошибки (1–2) в подборе слов; 2 балла – ребенок среди правильных часто называет слова с другим количеством звуков;1 балл – невыполнение задания, отказ от задания.Представленная методика позволяет выявить особенности фонематических функций у детей со стертой дизартрией.
1. Бабина Г. В., Идес Р.Е. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. «Книголюб», 2005- 96 с.
2. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
4. Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико –фонематическое и общее недоразвитие речи.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
6. Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
8. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
9. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
10. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
12. Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.
13. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.
15. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
16. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.
17. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
18. Лурия А.Р. Основы нейросихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.
19. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
20. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройство речи и методы их устранения. – М. Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.
21. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
22. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса . М.,: Просвещение,- 1967.-№3 с 77-98.
23. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
24. Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
26. Правдина О. В. Косноязычие (дислалия и дизартрия) // Очерки по патологии речи голоса.- М., 1960. №1. С 52-122.
27. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
28. Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения , адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии.- СПб., 1995 .- С 150-152.
29. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
30. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
31. Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
33. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1.
34. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
35. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
37. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993
38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и мето- дические рекомендации для дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида. М., 2002.
39. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
40. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
41. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133
Вопрос-ответ:
Какие функции формируются у детей с общим недоразвитием речи в онтогенезе?
У детей с общим недоразвитием речи в онтогенезе формируются фонематические функции.
Какие особенности имеют фонематические функции у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Фонематические функции у дошкольников с общим недоразвитием речи имеют свои особенности, которые могут отличаться от нормы.
Какие цели, задачи и методы используются при исследовании фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи?
При исследовании фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи используются определенные цели, задачи и методы, которые помогают определить особенности и проблемы речи ребенка.
Как организуется исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи?
Исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи организуется специалистами логопедами с использованием различных методов и техник, направленных на выявление нарушений и оценку состояния речевых навыков у ребенка.
Что можно сказать о результатах исследований фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи?
Результаты исследований фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи могут помочь специалистам логопедам разработать эффективные методы коррекции и помощи ребенку в развитии его речи.
Какие методы используются для коррекции фонематических нарушений у детей с ОНР?
Для коррекции фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи можно использовать различные методы, включая работу над артикуляционными навыками, аудирование и восприятие звуков, игры и упражнения на различение и дифференциацию звуков, а также использование специальных программ и упражнений на компьютере.
Как формируются фонематические функции у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Фонематические функции у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются в процессе развития речевого аппарата и при овладении звуковой структурой речи. Для этого необходимо проводить специальные занятия с детьми, направленные на развитие артикуляционных навыков, аудирование и восприятие звуков, успешное различение и дифференциацию звуков в словах.
Какие особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи?
У дошкольников с общим недоразвитием речи могут наблюдаться особенности в фонематических функциях. Они могут испытывать трудности в правильном произношении и различении звуков, иметь ограниченный словарный запас и недостаточно развитые навыки восприятия звуков. Также они могут испытывать трудности в синтезе и анализе звуков, восприятии рифмы и слоговой структуры слов.
Как проводится исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи?
Исследование фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи проводится с помощью специальных методик и тестов, направленных на оценку и анализ различных фонематических навыков. Для этого могут использоваться задания на артикуляцию звуков, слуховые тесты, задания на различение и дифференциацию звуков в словах, а также задания на синтез и анализ звуковой структуры слов.
Какие особенности фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи?
Особенности фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи могут проявляться в слабом восприятии и артикуляции звуков, затруднении в распознавании и различении звуковой стороны речи, а также в нарушении связи между звуковым и смысловым компонентами речи.