«Ведущие методологические подходы»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.04.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Характеристики основных методологических подходов исследования в педагогике 5
1.1. Основные методологические подходы в педагогике 5
1.2. Основная методология в психоилого-педагогических исследованиях 16
1.3. Структура и функция методологического знания. Базовые понятия 20
2. Методологические принципы в психологии и современные представления о психологической причинности 26
Заключение 29
Литература 31

Фрагмент для ознакомления

Методологию системного проектирования Г.П. Щедровицкого также можно отнести к этому уровню.
Уровень конкретно-научной методологии употребляется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология данного уровня разрабатывается прежде всего специалистами в этой области знания. На этом уровне методологических исследований общенаучные и философские принципы преобразуются и конкретизируются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.
Уровень техники и методики исследования связан с исследовательской практикой. Значение методологического знания для псиихологии особенно значительно, можно назвать целый ряд причин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Психология является наукой о самом сложном, что пока известно человечеству (Гиппенрейтер), наукой, в которой сливаются объект и субъект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, которая занимает особое место в системе научного знания. Б.М. Кедров не относил психологию ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б.М. Кедровым схеме психология захватывает центральное место в треугольнике, образованном гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, которые делятся на философские и социальные. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности практика и ученого.
Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает назначать представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет высокое значение в процессе превращения тех или других направлений психологии в явления культуры.
По мнению В.П. Зинченко, психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х — начале 30-х гг. XX в., были уничтожены вместе с их создателями. Чтобы проанализировать научное наследие того времени, нужны специальные средства научного анализа, которыми располагает методология. Современная психология представляет собой пеструю картину многообразных, несовместимых, а зачастую друг друга отрицающих подходов и теорий. Методологическое знание нужно для проведения содержательного анализа разнородных концепций и теорий, поиска идей, которыми одна концепция или теория может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, употребляемых различными теориями. [9, C. 22]
Главные понятия методологии науки
Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследования, объект исследования, познавательная ситуация и средства исследования.
Предмет исследования является совокупностью объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предмет науки для психологии представляет собой системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания основывалась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки.
Структура научного предмета (по Щедровицкому Г.П.):
Факты, или единицы эмпирического материала;
Средства выражения, среди которых окажутся языки различного типа, математические описания, системы понятий и др.;
Методические предписания и системы методик, закрепляющие приемы научно-исследовательской работы;
Онтологические схемы, представляющие идеальную действительность изучения;
Модели, которые репрезентируют частные объекты исследования;
Знания, которые объединяются в теоретическую систему;
Проблемы;
Задачи научного исследования.
Объект исследования является областью непосредственно наблюдаемой реальности, для которой раскрыты устойчивые и нужные связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Средства исследования являеются базовыми понятиями науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и выражается проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
Познавательная ситуация является фундаментальной категорией методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней — субъект-субъектная, то есть и испытуемый, и исследователь в психологическом исследовании или клиент и психолог в практике неотъемлемы от ситуации. Первым в истории психологии как самостоятельной науки общепсихологическим подходом стал ассоцианизм, где главным методом исследования была аналитическая интроспекция. Постепенно в психологии была осознана и нужда учета личности исследователя или создателя теории.
Таким образом, в методологии науки главными методами исследования являются исторический анализ развития науки, методологический эксперимент и логический анализ имеющегося научного знания.
2. Методологические принципы в психологии и современные представления о психологической причинности


Принцип системности в психологии - методологический подход к анализу психических явлений, который рассматривает соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и имеющую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. [18, C. 77]
В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:
Системность деятельности, обладающей разные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности состоит в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;
Признание единства сознания и деятельности, что означает:
Взаимообусловленность развития сознания в деятельности;
Регулирующее влияние сознания на ход, способы исполнения и итоги деятельности;
Признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – практическую и совместную. При этом главным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю.
Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.
Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее инициатором, зачинателем, активным участником. Обычно различают активность произвольную, ситуативную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть кратковременной, эпизодической, устойчивой и т.д.
Применительно к психологии понятие активности употребляется двояко с выделение неспецифического и специфического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более обширное толкование этого понятия связано с обозначением каждого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы приспособительной, адаптивной деятельности индивида.
Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особенного качества психических явлений. В этом своем значении активность не является исходной и абсолютной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью – пассивностью.
Принцип детерминизма – принцип, который предполагает причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и нужная зависимость психических явлений от порождающих факторов.[6, C. 45]
Согласно принципу детерминизма, все имеющееся возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение, индетерминизм. Детерминация, или причинность - генетическая связь явлений, которая порождает предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, которые связывают явления, например, корреляций (этот тип отношений проявляется в согласованной, совместной вариации переменных и не отображает ни источник, ни направленность влияний, назначающих связь между ними).
Принцип развития (психики) – принцип, который предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь видоизменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть адекватно объяснена и правильно понята, если ее рассматривают статично, вне движения, развития и изменения.
Это развитие может рассматриваться в 2-ух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.
Развитие и взаимосвязь – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно – временной структуры мира. Свойства целостности, эффекты развития, структурное разнообразие, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость развития и взаимосвязи проявляется в том, что взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие – это «способ существования… систем, которые связаны с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта» (Я.А. Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, являются фиксированными этапами развития систем.
Заключение

Педагогические системы относятся к количеству развивающихся, так как по мере научно-технического, общественного и культурного прогресса они совершенствуются постоянно, развиваются в структурном, историческом и функциональном аспектах.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для достижения цели исследования, решения его задач и проблемы нужно сделать выбор в пользу того или иного подхода (подходов) как ведущего в анализе и оценке аксиологического компонента предмета исследования. Кроме того, в силу особенностей объекта и предмета исследования может представляться нужным активное применение нескольких подходов.
Разумеется, каждый из раскрытых подходов имеет некоторую односторонность. Поэтому лишь совместное системное применение ряда подходов позволяет в существенно большей степени преодолеть этот недостаток, дает возможность раскрыть аксиологический компонент предмета исследования, более глубоко рассмотреть общество и закономерности развития всех его составляющих, в том числе функционирования системы образования и религии.
Особенно существенно отметить то обстоятельство, что цивилизационный и формационный подходы дают возможность проследить генезис развития предмета исследования и особенно его место в развитии образования в РФ на разных исторических (формационно-цивилизационных) этапах развития общества.






Литература


Бережнова, Е. В.  Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 128 с.
Бургин,М.С. Введение в современную точную методологию науки [Текст] : структуры систем знания : пособие для вузов / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 303 с.
Введение в методологию гуманитарных исследований [Текст] : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / [отв. ред. Н. О. Осипова]. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. - 152 с.
Дополнительная литература:
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 050706 (031000) Педагогика и психология; 050701 (033400) Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
Загвязинский, В. И.Методология и методы психолого-педагогическогоисследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец.: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 208 с.
Коржуев, А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска [Текст]: [учеб. пособие] / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. - М.: URSS, 2010. - 304 с.
Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
Методология педагогической науки [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. О. В. Лебедевой. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009. - 147 с.
Методологияпедагогической науки[Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. О. В. Лебедевой. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 147 с.
Педагогика [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. - 432 с.
Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - 319 с.
Сабитов, Р.А. Основы научных исследований [Текст] / Р.А. Сабитов – Челябинск, 2002. – 138 с.
Свирская, Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений [Текст] / Л. В. Свирская. - СПб.: Образовательные проекты; - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. - 144 с.
Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования [Текст] : пер. с чеш. / Я. Скалкова . - М. : Педагогика, 1989. - 222 с.
Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст]: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 151 с.
Шанина, Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса в школе [Текст] : метод.рекомендации / Н. Н. Шанина ; КГПИ. - Киров : [б. и.], 1994.
Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Л. А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 208 с. 
Шкляр, М.Ф Основы научных исследований [Текст] / М.Ф. Шкляр. – М., 2009. – 243с.









2


3

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 128 с.
2. Бургин,М.С. Введение в современную точную методологию науки [Текст] : структуры систем знания : пособие для вузов / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 303 с.
3. Введение в методологию гуманитарных исследований [Текст] : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов / [отв. ред. Н. О. Осипова]. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. - 152 с.
4. Дополнительная литература:
5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 050706 (031000) Педагогика и психология; 050701 (033400) Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 208 с.
6. Загвязинский, В. И.Методология и методы психолого-педагогическогоисследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец.: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 176 с.
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 208 с.
9. Коржуев, А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска [Текст]: [учеб. пособие] / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. - М.: URSS, 2010. - 304 с.
10. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
11. Методология педагогической науки [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. О. В. Лебедевой. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009. - 147 с.
12. Методологияпедагогической науки[Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. О. В. Лебедевой. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - 147 с.
13. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. - 432 с.
14. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - 319 с.
15. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований [Текст] / Р.А. Сабитов – Челябинск, 2002. – 138 с.
16. Свирская, Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений [Текст] / Л. В. Свирская. - СПб.: Образовательные проекты; - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. - 144 с.
17. Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования [Текст] : пер. с чеш. / Я. Скалкова . - М. : Педагогика, 1989. - 222 с.
18. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст]: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 151 с.
19. Шанина, Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса в школе [Текст] : метод.рекомендации / Н. Н. Шанина ; КГПИ. - Киров : [б. и.], 1994.
20. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Л. А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 208 с.
21. Шкляр, М.Ф Основы научных исследований [Текст] / М.Ф. Шкляр. – М., 2009. – 243с.

Вопрос-ответ:

Какие методологические подходы используются в исследовании в педагогике?

Основные методологические подходы в педагогике включают эмпирический, теоретический, аналитический и комплексный подходы.

Какие методологические принципы применяются в психологии?

В психологии применяются такие методологические принципы, как системность, детерминизм, объективность, понимание, контроль и обратное действие.

Какова структура методологического знания?

Структура методологического знания включает базовые понятия, которые определяются и представляются с помощью систематических методов исследования.

Что такое методология системного проектирования Г.П. Щедровицкого?

Методология системного проектирования Г.П. Щедровицкого является одним из подходов к решению сложных задач и представляет собой систему принципов и методов, основанных на системном анализе и синтезе.

Какие подходы используются в психоилого-педагогических исследованиях?

В психоилого-педагогических исследованиях используются различные подходы, включая эмпирический, экспериментальный, наблюдательный, сравнительный и другие подходы, направленные на изучение психологических и педагогических аспектов развития человека.

Какие методологические подходы используются в исследованиях в педагогике?

В исследованиях в педагогике применяются различные методологические подходы, включая экспериментальный подход, феноменологический подход, герменевтический подход, исследования случаев, анализ социальных сетей и др. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и используется в зависимости от целей исследования.

Каковы основные методологические подходы в педагогике?

Основные методологические подходы в педагогике включают экспериментальный подход, когнитивный подход, системный подход, культурный подход и герменевтический подход. Экспериментальный подход предполагает проведение контролируемого эксперимента для получения объективных данных. Когнитивный подход уделяет внимание познавательным процессам и развитию познавательных способностей. Системный подход рассматривает педагогическую систему как целое, а не как отдельные компоненты. Культурный подход учитывает культурные, исторические и социальные аспекты образования. Герменевтический подход связан с интерпретацией педагогических явлений и их значений.

Какова основная методология в психолого-педагогических исследованиях?

Основная методология в психолого-педагогических исследованиях включает применение психологических методов и подходов для изучения педагогических процессов и явлений. Она базируется на психологических теориях и принципах и включает наблюдение, эксперимент, опросы, анкетирование, интервью и другие методы сбора данных. Психолого-педагогические исследования направлены на изучение взаимосвязи педагогики и психологии и разработку эффективных педагогических подходов и методик.

Что представляет собой структура и функция методологического знания в педагогике?

Структура и функция методологического знания в педагогике основаны на системе понятий и принципов, определяющих методы и подходы к исследованию педагогических явлений. Методологическое знание включает концепции, модели и методы исследования, которые используются для формирования и проверки гипотез, анализа данных и получения выводов. Оно позволяет исследователям понять природу педагогических процессов и разработать эффективные педагогические подходы на основе научных данных.

Какие существуют основные методологические подходы в педагогике?

Основные методологические подходы в педагогике включают эмпирический, теоретический, практический и комплексный подходы.