Становление православия на Ямале
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 23.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА ОБСКОМ СЕВЕРЕ С КОНЦА XVI ПО ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ XIX ВВ. 5
1.1. История становления православия в Сибири 5
1.2. Миссионерство на Обском Севере с конца XVI по XVIII вв. 9
1.3. Распространение православия в первой половине XIX в. 13
Выводы по I главе 17
II. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЯМАЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 19
2.1. Миссионерская деятельность Петра Попова 19
2.2. Деятельность иеромонаха Иринарха (И.С. Шемановского). Обдорская миссия в конце XIX – начале XX века 25
Выводы по II главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Помимо всего вышеперечисленного, Шемановский являетсяавтором научных статей и крупных трудов. Отец Иринарх составил «Хронологический обзор событий в Березовском крае 1032—1910 гг.», издал две книги — «История Обдорской духовной миссии 1854—1904 гг.» и «Каталог книг церковной миссионерской библиотеки Обдорского миссионерского братства во имя святого Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца».
Таким образом, деятельность Шемановского была направлена не только на миссионерство, но и на развитие края в культурно-образовательном и материальном плане. Отец Иринарх чутко относился к местному населению Обдорского края, стремился понять их культуры, нравы, понять их нужды и проблемы. Если на момент его прибытия в Обдорск край представлял собой образец запустения и бедности, то к окончанию миссионерской деятельности Шемановского здесь была развита культурно-образовательная система, а также система социальной поддержки населения. етественно, что своими действиями отец Иринарх заслужил уважение и почёт в крае, а православие было воспринято как избавление от невежества и страданий от голода и бедности.
Выводы по II главе
Петр Попов сыграл важную роль в становлении Православия в Обдорском крае XIX века. Благодаря его самоотверженности и мудрому подходу к делу, православие было принято многими жителя края. Попов, руководствуясь высокими целями, стремился совершенствовать миссионерство, поднимая насущные вопросы об устроении миссионерских походов, развивая методы общения с остяками. Ценным является то, что Попов, который самостоятельно отправлялся в походы, знал быт миссионеров и остяков, понимал все проблемы, которые не видны были высшему руководству. После завершения службе в Обдорской миссии Попов продолжал активно помогать миссионерству в Обдорске: совершая поездки, издавая полезные труды, анализируя состояние миссионерства, участвуя в строительстве новой Обдорской церкви. В период деятельности Попова миссионерство в Обдорском крае достигло своего расцвета. В 80-е – 90-е гг. миссионерство в Обдорске приходит в упадок, о чём пишет и сам Попов.
Деятельность Шемановского в конце XIX – первых десятилетиях XX века - была направлена не только на миссионерство, но и на развитие края в культурно-образовательном и материальном плане. Отец Иринарх чутко относился к местному населению Обдорского края, стремился понять их культуры, нравы, понять их нужды и проблемы. Если на момент его прибытия в Обдорск край представлял собой образец запустения и бедности, то к окончанию миссионерской деятельности Шемановского здесь была развита культурно-образовательная система, а также система социальной поддержки населения. етественно, что своими действиями отец Иринарх заслужил уважение и почёт в крае, а православие было воспринято как избавление от невежества и страданий от голода и бедности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История становления православия в Сибири начинается с похода Ермака в XVII в. Начинают строиться города, а вместе с ними и православные храмы. Второй этап истории становления православия в Сибири отмечен учреждением Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее первого архиепископа Киприана. Третий этап, по мнению Софронова, начинается с 25 июля 1636 г., когда пришло знамение верующим. Вплоть до XIX века религиозное образование в Сибири развивалось только в рамках церковных служб. В XIX в. развивается целостная система религиозного образования.
До периода правления Петра I в Обдорской Сибири возводились православные храмы, прежде всего, для неместных христиан. Большую роль в миссионерской деятельности в Западной и Восточной Сибири сыграл митрополит Филофей Лещинский. При нём предпринимался ряд миссионерских путешествий, в результате которых значительное количество жителей Сибири, в том числе и Обдорского края, было обращено в православное христианство. После смерти Филофея Лещинского миссионерская деятельность в Сибири на долгие годы ослабла, а к 1789 г. была полностью прекращена из-за агрессивного противодействия со стороны инородцев. В результате к концу XVIII века, пусть во многом и формально, но православному христианству всё же удалось утвердиться вплоть до Обдорска.
В период первой половины XIX века не было заметного прогресса в деле становления Православия в Обдорском крае. Возобновление Обдорской миссии началось в 20-е гг. с указа Синода в 1826 году «Об обращении инородцев в христианство». В деле утверждения Обдорской миссии важную роль сыграл архиепископ Евгений (Казанцев), поручивший возглавить её миссию Макарию. Однако несмотря на усилия архиепископа Евгения, Макария и других, Обдорская миссия, начавшаяся в июне 1832 г., прекратилась по истечении восьми месяцев. Среди причин Обдорской миссии 1832 г. можно выделить: фанатизм язычников, климатические и географические факторы, доля безучастности со стороны миссионеров, а также отсутствие заинтересованности в христианизации Сибири со стороны государственной власти.
Петр Попов сыграл важную роль в становлении Православия в Обдорском крае XIX века. Благодаря его самоотверженности и мудрому подходу к делу, православие было принято многими жителя края. Попов, руководствуясь высокими целями, стремился совершенствовать миссионерство, поднимая насущные вопросы об устроении миссионерских походов, развивая методы общения с остяками. Ценным является то, что Попов, который самостоятельно отправлялся в походы, знал быт миссионеров и остяков, понимал все проблемы, которые не видны были высшему руководству. После завершения службе в Обдорской миссии Попов продолжал активно помогать миссионерству в Обдорске: совершая поездки, издавая полезные труды, анализируя состояние миссионерства, участвуя в строительстве новой Обдорской церкви. В период деятельности Попова миссионерство в Обдорском крае достигло своего расцвета. В 80-е – 90-е гг. миссионерство в Обдорске приходит в упадок, о чём пишет и сам Попов.
Деятельность Шемановского в конце XIX – первых десятилетиях XX века - была направлена не только на миссионерство, но и на развитие края в культурно-образовательном и материальном плане. Отец Иринарх чутко относился к местному населению Обдорского края, стремился понять их культуры, нравы, понять их нужды и проблемы. Если на момент его прибытия в Обдорск край представлял собой образец запустения и бедности, то к окончанию миссионерской деятельности Шемановского здесь была развита культурно-образовательная система, а также система социальной поддержки населения. етественно, что своими действиями отец Иринарх заслужил уважение и почёт в крае, а православие было воспринято как избавление от невежества и страданий от голода и бедности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. Темплинга В.Я. Тюмень: Мандр и К°, 2004. 288 с.
Обдорская миссия. 30–80-е гг. XIX в.: Источники / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и К°,2003. 270 с.
Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60–70-е гг. XIX века) / Сост. и коммент. В. Темплинга; Вступ. ст. и коммент. С. Турова. Тюмень: Изд-во Юрия Мандрики, 2002. 224 с.
Сведения о жизни преосвященнейшего Евгения, архиепископа Ярославского, в дополнение к его дневнику // Душеполезное чтение. 1868. Ч. III. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Известия и заметки. Ноябрь.
Сибирские летописи. СПб.: Импер. Археографическая комиссия, 1907. 464 с.
Сулоцкий А., прот., Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому, и ответ сего Государя на нее. Омск, 1863.
Литература:
Батурин П.С., Батурина Т.В. К вопросу о вероисповедной политике Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере Сибири) // Вестник Кемеровского государственного университета. №4(64). Т.1. 2015. С. 7-13.
Гиндер И.А. Православие в Сибири: особенности распространения и влияния (с начала XVII в. до 1943 г.). // География, история и геоэкология Сибири: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию образования Красноярского края. Вып. 4: в 2 т. Т. 2 / ред. кол., отв. ред. В.П. Чеха; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. С. 190-195.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург6 УрО РАН, 1995. 606 с.
Еремеева Л. Обдорская миссия в личностях: Пётр Попов. // Ямал православный. 2013. №12 (18). С. 6-7.
Иринарх. История Обдорской духовной миссии 1854-1904 г. / Обдорская духовная миссия. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. 188 с.
Карзанова Г.А. И.С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера // вестник СПбГУКИ. №1(14) март. 2013. С. 28-33.
Кирьянов Д., свящ. Миссионерская деятельность митрополита Филофея (Лещинского) // Русская народная линия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/10/12/missionerskaya_deyatel_nost_mitropolita_filofeya_lewinskogo/ (дата обращения: 20.03.2018).
Кузьмина А.С. Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический аспект: дисс. … канд. культ. Нижневартовск, 2003. 240 с.
Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (ХIХ – начало ХХ века). Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2001. 178 с.
Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX в.: Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. 308 с.
Перевалова Е.В. Обдорская земля // Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/obdorskaia_ziemlia (дата обращения: 20.03.2018).
Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. Тюмень: Тюменский изд. дом, 2000. 576 с.
Словцов П.А. У истоков сибирского областничества / Научно-исследовательская ассоциация народов Севера ЦИК СССР. Л.: Изд-во инст. народов Севера ЦИК СССР, 1935. 46 с.
Софронов В.Ю. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в Западной Сибири (конец XVII – начало XX вв.). Тобольск: изд-во Тобольского государственного педагогического университета, 2005. Ч. I. 140 с.
Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв.: автореферат дис. ... д. ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2007. 51 с.
Софронов В.Ю. Распространение православия в Сибири (XVI-XVII вв.). [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://zaimka.ru/sofronov-orthodoxy/ (дата обращения: 20.03.2018).
Сулоцкий А.И. Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское. В 3-х томах. Т. 2.: о сибирском духовенстве.Тюмень: изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 789–801.
Тресвятский Л.А. Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII – начале XX веков: дисс. … д. культ. Кемерово, 2006. 372 с.
Туров С.В. Новое о деятельности Обдорской миссии Тобольской епархии первой половины 30-х гг. XIX века // Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 229–237.
Урядова А.В. и др. Евгений (Казанцев) // Православная Энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://www.pravenc.ru/text/186977.html (дата обращения: 20.03.2018).
Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина) // Б.А. Успенский Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: "Гнозис", 1994. С. 254-297.
Харина Н.С. Начало христианизации коренных народов Обского Севера // Историческая и социально-образовательная мысль. Т 8. №6/1. 2016. С. 105-110.
Цысь О.П. К истории создания и упразднения Обдорской мисси в 20-х – 30-х гг. XIX в. // Вестник угроведения. Т. 7. №4. 2017. С. 158-167.
Шемановский И. История Обдорской духовной миссии // Избранные труды: в 2 т. М.: Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 6–134.
Щербич С.Н. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): анализ публикации источников // Вестник археологии, антропологии и этнографии. №3(34). 2016. С. 154-163.
Гиндер И.А. Православие в Сибири: особенности распространения и влияния (с начала XVII в. до 1943 г.). // География, история и геоэкология Сибири. Вып. 4: в 2 т. Т. 2 / ред. кол., отв. ред. В.П. Чеха; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 190.
Сибирские летописи. СПб.: Импер. Археографическая комиссия, 1907. С. 316.
См.: Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв.: автореферат дис. ... д. ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2007. 51 с.
Гиндер И.А. Указ. соч. С. 191.
Софронов В.Ю. Распространение православия в Сибири (XVI-XVII вв.). [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://zaimka.ru/sofronov-orthodoxy/ (дата обращения: 20.03.2018).
См.: Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина) // Б.А. Успенский Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: "Гнозис", 1994. С. 254-297.
Словцов П.А. У истоков сибирского областничества / Научно-исследовательская ассоциация народов Севера ЦИК СССР. Л.: Изд-во инст. народов Севера ЦИК СССР, 1935. С. 19.
Софронов В.Ю. Распространение православия…
Тресвятский Л.А. Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII – начале XX веков: дисс. … д. культ. Кемерово, 2006. С. 304.
Тресвятский Л.А. Указ. соч. С. 306.
Там же. С. 308.
Там же.
Батурин П.С., Батурина Т.В. К вопросу о вероисповедной политике Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере Сибири) // Вестник Кемеровского государственного университета. №4(64). Т.1. 2015. С. 7.
Перевалова Е.В. Обдорская земля // Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/obdorskaia_ziemlia (дата обращения: 20.03.2018).
Кузьмина А.С. Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический аспект: дисс. … канд. культ. – Нижневартовск, 2003. С. 18.
Сулоцкий А., прот., Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому, и ответ сего Государя на нее. Омск, 1863. С. 2.
Кирьянов Д., свящ. Миссионерская деятельность митрополита Филофея (Лещинского) // Русская народная линия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/10/12/missionerskaya_deyatel_nost_mitropolita_filofeya_lewinskogo/ (дата обращения: 20.03.2018).
Кузьмина А.С. Указ. соч. С. 42.
Кузьмина А.С. Указ. соч. С. 42.
Харина Н.С. Начало христианизации коренных народов Обского Севера // Историческая и социально-образовательная мысль. Т 8. №6/1. 2016. С. 107.
Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург6 УрО РАН, 1995. С. 319.
Харина Н.С. Указ. соч. С. 107.
Абрамов Н. А. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. – Омск, 1882.
Абрамов Н.А. Указ. соч.
Харина Н.С. Указ. соч. С. 108.
См., например: Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (ХIХ – начало ХХ века). Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2001. 178 с.
См., например: Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX в.: Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. 308 с.
См.: Цысь О.П. К истории создания и упразднения Обдорской мисси в 20-х – 30-х гг. XIX в. // Вестник угроведения. Т. 7. №4. 2017. С. 158-167.
Сведения о жизни преосвященнейшего Евгения, архиепископа Ярославского, в дополнение к его дневнику // Душеполезное чтение. 1868. Ч. III. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Известия и заметки. Ноябрь. С. 103.
Цысь О.П. Указ. соч. С. 161.
Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. Тюмень: Тюменский изд. дом, 2000. С. 197.
Туров С.В. Новое о деятельности Обдорской миссии Тобольской епархии первой половины 30-х гг. XIX века // Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 38.
Урядова А.В. и др. Евгений (Казанцев) // Православная Энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://www.pravenc.ru/text/186977.html (дата обращения: 20.03.2018).
Цысь О.П. Указ. соч. С. 163.
См.: Шемановский И. История Обдорской духовной миссии // Избранные труды: в 2 т. М.: Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 6–134.
См.: Сулоцкий А.И. Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское. В 3-х томах. Т. 2.: о сибирском духовенстве.Тюмень: изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 789–801.
Туров С.В. Новое о деятельности Обдорской миссии Тобольской епархии первой половины 30-х гг. XIX века // Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 235.
Иринарх. История Обдорской духовной миссии 1854-1904 г. / Обдорская духовная миссия. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. С. 10.
См.: Еремеева Л. Обдорская миссия в личностях: Пётр Попов. // Ямал православный. 2013. №12 (18). С. 6-7.
Обдорская миссия. 30–80-е гг. XIX в.: Источники / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и К°,2003. С. 52.
Там же.
Иринарх. Указ. соч. С. 11.
Там же. С. 12.
Обдорская миссия. 30–80-е гг. XIX в.: Источники / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и К°,2003. С. 64.
Еремеева Л. Указ. соч. С. 6.
Еремеева Л. Указ. соч. С. 6.
Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. Темплинга В.Я. Тюмень: Мандр и К°, 2004. С. 16.
Еремеева Л. Указ. соч. С. 6.
Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. Темплинга В.Я. Тюмень: Мандр и К°, 2004. С. 41.
Щербич С.Н. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): анализ публикации источников // Вестник археологии, антропологии и этнографии. №3(34). 2016. С. 154.
Карзанова Г.А. И.С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера // вестник СПбГУКИ. №1(14) март. 2013. С. 28.
Там же. С. 29.
Карзанова Г.А. Указ. соч. С. 29.
Карзанова Г.А. Указ. соч. С. 30.
Та же.
3
Источники:
1. Из истории Обдорской миссии: Источники / Сост. вступ. ст., коммент. Темплинга В.Я. Тюмень: Мандр и К°, 2004. 288 с.
2. Обдорская миссия. 30–80-е гг. XIX в.: Источники / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Темплинга. Тюмень: Мандр и К°,2003. 270 с.
3. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60–70-е гг. XIX века) / Сост. и коммент. В. Темплинга; Вступ. ст. и коммент. С. Турова. Тюмень: Изд-во Юрия Мандрики, 2002. 224 с.
4. Сведения о жизни преосвященнейшего Евгения, архиепископа Ярославского, в дополнение к его дневнику // Душеполезное чтение. 1868. Ч. III. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Известия и заметки. Ноябрь.
5. Сибирские летописи. СПб.: Импер. Археографическая комиссия, 1907. 464 с.
6. Сулоцкий А., прот., Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому, и ответ сего Государя на нее. Омск, 1863.
Литература:
7. Батурин П.С., Батурина Т.В. К вопросу о вероисповедной политике Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере Сибири) // Вестник Кемеровского государственного университета. №4(64). Т.1. 2015. С. 7-13.
8. Гиндер И.А. Православие в Сибири: особенности распространения и влияния (с начала XVII в. до 1943 г.). // География, история и геоэкология Сибири: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию образования Красноярского края. Вып. 4: в 2 т. Т. 2 / ред. кол., отв. ред. В.П. Чеха; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. С. 190-195.
9. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург6 УрО РАН, 1995. 606 с.
10. Еремеева Л. Обдорская миссия в личностях: Пётр Попов. // Ямал православный. 2013. №12 (18). С. 6-7.
11. Иринарх. История Обдорской духовной миссии 1854-1904 г. / Обдорская духовная миссия. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. 188 с.
12. Карзанова Г.А. И.С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера // вестник СПбГУКИ. №1(14) март. 2013. С. 28-33.
13. Кирьянов Д., свящ. Миссионерская деятельность митрополита Филофея (Лещинского) // Русская народная линия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/10/12/missionerskaya_deyatel_nost_mitropolita_filofeya_lewinskogo/ (дата обращения: 20.03.2018).
14. Кузьмина А.С. Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический аспект: дисс. … канд. культ. Нижневартовск, 2003. 240 с.
15. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (ХIХ – начало ХХ века). Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2001. 178 с.
16. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX в.: Историко-этнографический очерк. Новосибирск: Наука, 1975. 308 с.
17. Перевалова Е.В. Обдорская земля // Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/obdorskaia_ziemlia (дата обращения: 20.03.2018).
18. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В.В. Коновалова. Тюмень: Тюменский изд. дом, 2000. 576 с.
19. Словцов П.А. У истоков сибирского областничества / Научно-исследовательская ассоциация народов Севера ЦИК СССР. Л.: Изд-во инст. народов Севера ЦИК СССР, 1935. 46 с.
20. Софронов В.Ю. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в Западной Сибири (конец XVII – начало XX вв.). Тобольск: изд-во Тобольского государственного педагогического университета, 2005. Ч. I. 140 с.
21. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX вв.: автореферат дис. ... д. ист. наук: 07.00.02. Барнаул, 2007. 51 с.
22. Софронов В.Ю. Распространение православия в Сибири (XVI-XVII вв.). [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://zaimka.ru/sofronov-orthodoxy/ (дата обращения: 20.03.2018).
23. Сулоцкий А.И. Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское. В 3-х томах. Т. 2.: о сибирском духовенстве.Тюмень: изд-во Ю. Мандрики, 2000. С. 789–801.
24. Тресвятский Л.А. Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII – начале XX веков: дисс. … д. культ. Кемерово, 2006. 372 с.
25. Туров С.В. Новое о деятельности Обдорской миссии Тобольской епархии первой половины 30-х гг. XIX века // Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования). Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 229–237.
26. Урядова А.В. и др. Евгений (Казанцев) // Православная Энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://www.pravenc.ru/text/186977.html (дата обращения: 20.03.2018).
27. Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина) // Б.А. Успенский Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: "Гнозис", 1994. С. 254-297.
28. Харина Н.С. Начало христианизации коренных народов Обского Севера // Историческая и социально-образовательная мысль. Т 8. №6/1. 2016. С. 105-110.
29. Цысь О.П. К истории создания и упразднения Обдорской мисси в 20-х – 30-х гг. XIX в. // Вестник угроведения. Т. 7. №4. 2017. С. 158-167.
30. Шемановский И. История Обдорской духовной миссии // Избранные труды: в 2 т. М.: Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 6–134.
31. Щербич С.Н. Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): анализ публикации источников // Вестник археологии, антропологии и этнографии. №3(34). 2016. С. 154-163.
Вопрос-ответ:
Каким образом православие стало распространяться на Ямале?
Православие начало распространяться на Ямале с конца XVI века по первую половину XIX века. Изначально миссия была осуществлена влиятельными деятелями сибирской церкви, такими как Тобольские архиепископы и Ново-Николаевские епископы, но затем активное распространение веры было предоставлено местным священникам, монашествующим иерархам, а также общественным деятелям, таким как Петр Попов и иеромонах Иринарх.
Кто были первыми миссионерами на Ямале?
Первыми миссионерами на Ямале были Тобольские архиепископы и Ново-Николаевские епископы, которые были высокоуважаемыми деятелями сибирской церкви. Они прибыли на Ямал с конца XVI века и начали активно проповедовать и распространять православную веру среди местных жителей.
Какое влияние оказал Петр Попов на распространение православия на Ямале?
Петр Попов был одним из ключевых фигур в распространении православия на Ямале во второй половине XIX века. Он был священником, который посвятил большую часть своей жизни миссионерской деятельности на Ямале. Он основал и развивал церки и монастыри на Ямале, вел проповеди среди местных жителей и помогал им адаптироваться к православной вере.
Что стало причиной широкого распространения православия на Ямале в первой половине XIX века?
Широкое распространение православия на Ямале в первой половине XIX века было вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние факторы включали постепенное принятие местными жителями православия и преодоление их прежних языческих верований, а также активное миссионерское служение православных священников и иерархов на Ямале. Внешние факторы включали влияние сибирской церкви и официальных властей, которые поддерживали распространение православия на Ямале в целях укрепления контроля и стабильности в регионе.
Какое значение имело православие на Ямале в XVI-начале XX века?
Православие имело огромное значение на Ямале в этот период. Оно играло роль не только религиозной веры, но и социокультурной основы для ямальских народов. Введение православия на Ямале в конце XVI века способствовало интеграции ямальских племен в сибирское общество. В XIX-XX веках православие продолжало оставаться одной из важнейших составляющих идентичности ямальских народов, особенно в условиях активной русификации.
Как проходило становление православия на Обском Севере с конца XVI до первой половины XIX века?
Становление православия на Обском Севере проходило поэтапно. Сначала в конце XVI века была создана первая православная миссия, которая активно проводила проповедь среди местного населения. В XVII-XVIII веках были построены первые православные церкви на Ямале, а миссионерская деятельность продолжалась. В первой половине XIX века православие уже прочно укоренилось на Ямале и стало одной из главных религий.
Как распространялось православие в первой половине XIX века на Ямале?
В первой половине XIX века распространение православия на Ямале происходило по нескольким направлениям. Прежде всего, активную роль играли миссионеры, которые проповедовали среди ямальских народов и стремились обратить их в православие. Кроме того, православные церкви строились и открывались на Ямале и постепенно становились центрами культурно-религиозной жизни.
Какую роль играл Петр Попов в распространении православия на Ямале?
Петр Попов – один из наиболее известных миссионеров, экспедиционеров и путешественников, игравших важную роль в распространении православия на Ямале во второй половине XIX века. Он проводил проповедь среди ямальских народов, строил церкви и осуществлял гуманитарную помощь. Благодаря его деятельности православие стало еще более популярным на Ямале.
Какое значение имеет становление православия на Ямале?
Становление православия на Ямале имело огромное культурное и религиозное значение для местных народов. Оно способствовало объединению различных этнических групп, формированию их общей идентичности и сохранению традиций.
Когда и как началось распространение православия на Обском Севере?
Миссионерство на Обском Севере началось с конца XVI века. Первыми миссионерами на эти земли пришли старообрядцы, позднее следовали раскольники. Они активно проповедовали христианство среди местного населения и строили первые церкви.
Кто были главными миссионерами на Ямале во второй половине XIX - начале XX века?
Во второй половине XIX - начале XX века основную роль в распространении православия на Ямале сыграли миссионеры Петр Попов и иеромонах Иринарх. Они организовывали строительство новых церквей, проповедовали христианство и осуществляли медицинскую помощь местному населению.
Каковы основные результаты распространения православия на Ямале?
Основные результаты распространения православия на Ямале заключаются в формировании единой религиозной и культурной общности местных народов, сохранении традиций, укреплении межэтнического согласия и стабильности в регионе.