Реферат- изложения . фрэнсис Бэкон Новый Органон Новые методы философского познания , противоречия и ошибки суждений
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 25.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Научный метод Ф. Бэкона 5
2. Ф. Бэкон о предназначении и задачах науки 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Весь процесс выработки естественнонаучного мировоззрения был ориентирован на формирование образа Вселенной, описываемого исключительно в научных понятиях.И именно Ф. Бэкон стал первым философом, который поставил себе задачу формирования нового типа науки, освобожденного от неточностей и заблуждений, основанной на научном методе, служащим точным инструментом выяснения причин происходящих в природе событий.С точки зрения Ф Бэкона, наука представляет собой специфическую форму познавательной деятельности, определение которой возможно только в контексте признания ее общественных функций. В «Афоризмах об истолковании природы и царстве человека» Ф. Бэкон отмечает: «Не может правильно совершаться ристание, если сама мета положена и утверждена неправильно». Однако дальнейшее рассуждение Ф. Бэкона противоречит само себе. Содной стороны, философ последовательно доказывает идею о необходимости бескорыстных научных исследований, что «созерцание света превосходнее и прекраснее, чем его многообразное использование». С другой стороны, он формулирует и принцип прагматизма, согласно которому смысл научной деятельности состоит в наделении «человеческой жизни новыми открытиями и благами». Для практически направленной философии Нового времени античная установка на открытие «знания ради знания» была уже невозможна. В связи с этим Ф. Бэкон выдвигает категорическое суждение: «Судить о ней нужно по плодам и считать суетной ту, которая бесплодна». Однако философ, в противовес собственному утверждению, стремится диалектически объединить эти прагматическую и познавательную установки в единую парадигму. Развитие науки происходит по законам её внутренней логики, в которой заложено стремление к постижению чистой истины. Однако человек не может жить исключительно для знания, как такового. Поэтому настоящей наукой, по мысли Ф. Бэкона, должна считаться та, которая одновременно служит и чистой истине, и практическим устремлениям человека, поскольку «истина и полезность суть (в этом случае) совершенно одни и те же вещи». Если же наука является только прикладной и направлена исключительно на практические цели, то ее развитие не может быть эффективным. Получение практической пользы – это только следствие естественного развития науки.На основе этого рассуждения Ф. Бэкон делает общие мировоззренческие выводы о смысле человеческой жизни, который сводится к тому, чтобы преобразовать природу научно-техническими средствами, тем самым в возможности творения уподобившись Богу. Практическая ориентированность опыта дает науке не только фактический материал для теоретических обобщений. Наука, в понимании Ф. Бэкона, выявляет сущность явлений и вещей посредством их преобразования. Научно-практическая деятельность ускоряет процессы, протекающие в природном мире, делает их наглядными для понимания.Поскольку человек отныне располагает научным методом познания, а природа представляют собой некую реальность, подчиненную разного рода операциональным действиям, природное бытие преобразуется в саму бытийность человеческого существования. Главной задачей человека становится оформление и затем господства над скрытыми силами природы. Степень человеческой реальности определяется все возрастающим могуществом человеческого духа практической направленности. Исходя из этого, философ обозначает степень развития человеческой цивилизации стадией знания о природе и научно-технического могущества человека. Природа отныне предстает как всеобщий предмет познания, как источник всевозможных развития человеческих искусств. Опыт природы разворачивается в структуре научного метода опытной философии индуктивно-логического построения, то есть структура метода уже включает в себя метафизическое строение природы для возможности ее опытно-операционального исследования.По мнению Ф. Бэкона, науки составляют собой пирамиду, основанием которой служат опыт и история, а история, в свою очередь образует фундамент для естественной философии. Выстраивая науки в иерархию, Ф. Бэкон отмечает, что «Ближе всего к основанию расположена физика, ближе всего к вершине – метафизика. Что же касается конуса, самой верхней точки пирамиды, то есть высшего закона природы, или «творения, которое от начала до конца есть дело рук Бога» (Еккл.), то я серьезно сомневаюсь, может ли человеческое познание проникнуть в эту тайну».Таким образом, знание отдельных явлений и процессов предваряет не метафизика, но все представляется в виде конечного итога именно опытного знания. Соответственно, метод опытного знания заключает в себе фундаментальное значение. Истина каждой единичной вещи состоит во всеобщей и единой природе, которая может быть исследованатолько в ее всеобщем опыте, поэтому отдельные опыты должны быть не просто собраны, но систематизированы и логически обработаны.В поисках самой природы необходимо проявлять значение особых феноменов, такие феномены представляют собой не суть явления природы в свободном состоянии, а обнаруживаются преимущественно в области человеческих искусств, поэтому Ф. Бэкон указывает, что «величайшее невежество представляет собой исследование природы вещи в ней самой. Ибо та же самая природа, которая в одних вещах кажется скрытой и тайной, в других вещах очевидна и почти ощутима».Исследованию природы в естественном состоянии Ф. Бэкон противопоставляет исследование природы, подвергнутой воздействию «механических искусств».Ф. Бэкон отрицает аристотелевское понимание науки, который полагал, что подлинной наукой является то, чем занимаются исключительно ради нее самой. Если для Аристотеля теоретические науки отличаются от практических по своему предметному полю, то для Ф. Бэкона каждая наука имеет теоретический и практический аспекты, которые разделяются только по цели и применению. В теоретической части научная дисциплина изучает и раскрывает закономерности мира, тогда как в практической части использует их для преобразования мира: «Первая исследует недра природы, вторая переделывает природу, как железо на наковальне».Таким образом. Ф. Бэкон отрицает значимостьнаук, не способных служить неким практическим интересам. Наука выступает, прежде всего, в качестве инструмента достижения реально-практических результатов. Именно на этих принципах строится вся программа «Великого восстановления наук», которая подводит к утилитарно-практическому действию во «Второй философии, или действенной науке», то есть в «шестой части нашего сочинения, которой остальные служили и ради которой существуют».Вместе с тем, Ф. Бэкон полагал, что чувства и разум, даже вооруженные техническими средствами и научной методологией, будут медленно продвигаться на пути к истинному знанию, поскольку разум вынужден создавать системы на фундаменте ограниченных данных, которые постоянно опровергаются или трансформируются на основе новых фактов, порождая, таким образом, ряд компромиссов теории с практикой. Поэтому, критически пересматривая свои замыслы о преобразовании природы с помощью «Нового органона», Ф. Бэкона делает вывод, что «наука не обладает такой силой (как бы велика ни была она), которая могла бы наполнить дух человеческий высокомерием». Таким образом, видение Ф. Бэконом задач науки было неоднозначным, поскольку в его подходе к данному вопросу мировоззренческие установки Нового времени вошли в противоречие с внутренней логикой развития самой науки. Если эпоха Нового времени категорически диктовала отход от идеалистического понимания науки, как «знания ради знания» и наращивания практического преобразовательного потенциала знания, вследствие чего искажалось равновесие между теоретической и практической частями научного исследования, то логика самой науки требовала их равнозначности.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена философия Ф. Бэкона, определены принципы его нового научного метода исследования, охарактеризовано понимание английским философом задач науки и выявлены внутренние противоречия предложенного им подхода к научному исследованию.В первом параграфе был рассмотрен научный метод Ф. Бэкона. Целью философии Ф. Бэкон считал выработку метода познания, исходящего из принципа единства предмета и соединяющего в себе индукцию, анализ, эксперимент. Ф. Бэкон выступил с критикой дедукции, в частности, дедуктивного метода Аристотеля. Познание по Ф. Бэкону должно опираться на опыт, а процесс исследования должен двигаться по пути от изучения частных, единичных фактов к общим выводам положениям. Данный метод получил название индукции. Индукция позволяет выводить общие законы функциональных связей явлений из единичных, конкретных чувственно воспринимаемых фактов, а затем проверять, корректно ли были выявлены законы, вновь возвращаясь к эмпирическим фактам. Эти принципы отражают рациональный характер методологии Ф. Бэкона, однако по мере развития науки и накопления эмпирической базы, уже сами законы, прежде выведенные и неоднократно подтвержденные, становятся своего рода фактами, на основе которых делаются новые обобщения. Строгая привязка к эмпирическим фактам, на которой настаивал Ф. Бэкон, обусловила ограниченность его индуктивного метода.Предпосылкой преобразования науки по Ф. Бэкону должно стать очищение разума человека от заблуждений – идолов сознания. Ф. Бэкон выделил три области исследования: природа, Бог и человек. Философ рассматривает два способа образования понятий: псевдонаучный способ (комбинация старого ядра понятия с новыми приложениями) и научный способ (выявление закономерностей самой природы и познания). Ф. Бэкон отвергает силлогизм как метод открытия истины, однако впоследствии будет установлено, что недостаток силлогизма заключается только в порочном методе обоснования его посылок. К понятиям, как необходимой основе научного познания, Ф. Бэкон добавляет вспомогательные средства – индуктивный метод и классификационные «таблицы», функция которых – систематизация эмпирического материала. Ф. Бэкон дифференцирует процесс познания на два этапа, первый из которых основан на активности чувств человека, а второй – на деятельности его разума. Опыт – это исходное средство познания, которое способно сформировать предпосылки для рационального осмысления предмета познания. Ф. Бэкон выделяет обычный (спонтанный, «плодоносный») опыт и эксперимент (опыт, верно оформленный методически, «светоносный»). Индуктивный метод Ф. Бэкона стали принципиально новым осмыслением методологических принципов познания для науки того времени.Во втором параграфе было охарактеризовано понимание Ф. Бэконом задач современной ему философии и науки. Ключевым принципом интерпретации английским философом научного знания было признание если не преобладающего, то равноправного значения практического знания перед теоретическим. По мысли Ф. Бэкона истинная наука необходимым образом включает в себя, наряду с разработанной теорией, практическое, прикладное знание, которое может быть использовано, как инструмент активного преобразования действительности. Поскольку природа как таковая не представлена в непосредственном опыте, ее необходимо вывести, обнаружить посредством эксперимента. Утверждение приоритета опыта над теорией во многом было обусловлено мировоззренческими установками Нового времени. Научное знание в этот период начинает рассматриваться как способ практического преобразования окружающей действительности, тогда как внутренняя логика самой науки требует равнозначности её теоретических и прикладных аспектов. Поэтому Ф. Бэкон, в противоположность собственному утверждению, стремится диалектически объединить эти прагматическую и познавательную установки в единую парадигму. Список использованной литературыБэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1972. – С. 7-222.Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1977.– С. 81-522.Бэкон Ф. О началах и истоках / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1972. – С. 299-345.
2. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1977.– С. 81-522.
3. Бэкон Ф. О началах и истоках / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1972. – С. 299-345.
Вопрос-ответ:
Какие методы философского познания описывает Ф. Бэкон в своем труде "Новый Органон"?
Ф. Бэкон в своем труде "Новый Органон" описывает новые методы философского познания, включающие в себя индукцию, анализ и синтез, а также метод эксперимента.
Какие ошибки суждений указывает Ф. Бэкон в своем труде?
Ф. Бэкон указывает на различные ошибки суждений, такие как предвзятость, недостаток наблюдений, недостаток экспериментов, недостаточная строгость в выводах и т. д. Он призывает к более аккуратному и основательному подходу к формированию суждений в науке.
Какую задачу поставил перед собой Ф. Бэкон в отношении науки?
Ф. Бэкон поставил перед собой задачу формирования нового типа науки, освобожденного от неточностей и заблуждений. Он хотел создать науку, основанную на точных наблюдениях, экспериментах и четкой логике, чтобы достичь более надежных и достоверных результатов.
Каким образом Ф. Бэкон считает нужным формировать естественнонаучное мировоззрение?
Ф. Бэкон считает, что весь процесс формирования естественнонаучного мировоззрения должен быть ориентирован на создание образа Вселенной, описываемого исключительно в научных понятиях. Он призывает отказаться от неточностей и заблуждений, и предлагает использовать новые методы философского познания для достижения этой цели.
Кого можно назвать первым философом, который поставил задачу формирования нового типа науки?
Первым философом, который поставил перед собой задачу формирования нового типа науки, освобожденного от неточностей и заблуждений, можно назвать Ф. Бэкона. Его труд "Новый Органон" стал переломным в развитии методологии науки и оказал значительное влияние на последующие исследования и открытия.
Какие методы философского познания описывает Фрэнсис Бэкон в своем труде "Новый Органон"?
Фрэнсис Бэкон в своем труде "Новый Органон" описывает новые методы философского познания, основанные на наблюдении, эксперименте и индукции. Он предлагает отказаться от старых методов рассуждений и авторитетов, и сосредоточиться на непосредственном наблюдении явлений и проведении экспериментов для получения достоверных данных. Таким образом, Бэкон призывает к использованию эмпирического метода и индуктивного логического мышления.
В чем заключаются противоречия и ошибки суждений, о которых пишет Фрэнсис Бэкон?
Фрэнсис Бэкон указывает, что противоречия и ошибки суждений могут возникать из-за предвзятости, предположений, неправильного использования понятий и недостаточной полноты собранных данных. Он отмечает, что человеческий разум склонен к ошибкам и предвзятости, поэтому необходимо аккуратно исследовать и проверять полученные сведения, чтобы избежать искажений и ложных выводов.
Какие задачи и предназначение науки по мнению Фрэнсиса Бэкона?
Фрэнсис Бэкон считает, что основная задача науки состоит в познании и понимании природы и ее законов. Он полагает, что наука должна служить практическим нуждам человека, способствовать прогрессу и улучшению жизни. Бэкон призывает к тому, чтобы наука была освобождена от предрассудков, ошибок и искажений, и чтобы ее результаты были основаны на достоверных наблюдениях и экспериментах.
Каким образом Фрэнсис Бэкон предлагает формировать новый тип науки?
Фрэнсис Бэкон стал первым философом, который поставил задачу формирования нового типа науки, основанного на точности, достоверности и объективности. Он призывает использовать наблюдение и эксперимент для получения надежных данных, а также индукцию для выявления общих закономерностей. Бэкон также предлагает отказаться от авторитетов и предрассудков, исходить только из подтвержденных фактов и логических выводов.
Какие методы философского познания использует Фрэнсис Бэкон?
Фрэнсис Бэкон предлагает новые методы философского познания, которые основаны на опыте и наблюдении. Он выделяет индукцию как основной метод, позволяющий получить общие законы истины на основе конкретных наблюдений. Бэкон призывает к систематическому сбору фактов и их классификации, чтобы выявить надежную истину. Он отвергает дедуктивный метод и формальную логику, считая их недостаточными для достижения истинного знания.
Какие противоречия и ошибки в суждениях упоминает Фрэнсис Бэкон?
Фрэнсис Бэкон указывает на противоречия и ошибки, которые могут возникать в суждениях. Он отмечает, что люди часто делают обобщения на основе ограниченного числа наблюдений или суждений, что может привести к неверным выводам. Он также указывает на роль предрассудков и предубеждений в искажении суждений. Бэкон призывает к критическому подходу к формированию суждений и исследованию истины, чтобы избежать этих ошибок.
Какую задачу ставит перед собой Фрэнсис Бэкон в своем труде "Новый Органон"?
В своем труде "Новый Органон" Фрэнсис Бэкон ставит перед собой задачу формирования нового типа науки, освобожденного от неточностей и заблуждений. Он хочет создать метод универсального познания, который позволит достичь истинного знания о природе и обществе. Бэкон стремится к созданию науки, основанной на опыте и наблюдении, систематическому сбору фактов и индуктивной логике. Он хочет устранить ошибки и противоречия, присущие традиционным методам философского познания.