Особенности фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста при дислалии
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 23.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические подходы к изучению фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста 5
1.1. Развитие фонетико-фонематических процессов в норме 5
1.2. Причины фонетико-фонематических нарушений речи 15
Глава 2. Эмпирическое исследование 25
2.1. Логика и методика проводимого эксперимента 25
2.2. Интерпретация результатов 30
2.3. Перспективные направления работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
При обследовании следует фиксировать наличие замен, смешивания, искажения, пропусков звуков.Для обследования звукопроизношения простым способом является демонстрация картинок, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, в середине слова со стечением согласных; подбираются слова различной слоговой структуры.С помощью специальных задач оказывается способность к переключению артикуляционных движений предлагается несколько раз повторить звуковой или составной ряд, а затем изменить последовательность звуков или слогов. Фиксируется, легко ли удастся переключение.Для проверки способности произносить слова различной слоговой структуры со стечением согласных в начале, середине и в конце слова; многосложные слова; слова, имеющие в составе одинаковые звуки – ребенку показывают предметные картинки, которые она называет, затем эти же названия предлагаемых для отраженной произношения.Стоит проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из звуков, которые ребенок правильно произносит, и по затронутым.При обследовании определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное произношение).6. Состояние дыхательной и голосовой функций. При исследовании дыхательной и голосовой функции определяется тип физиологического дыхания (диафрагмальное, брюшное, смешанное), даст характеристика речевого дыхания (по результатам произношения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6 -7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком (гнусавый), глухой, монотонный).7. Состояние фонематических функций;Фонематическое восприятие: наличие определенного звука в слове; демонстрация картинок с предметом, содержащий определенный звук; выделения из предложения слова с определенным звуком; подбор пары к картинкам со словами-паронимами.Фонематический анализ: выяснить место гласного в слове; выделить согласный в конце слова; выделить согласный в начале слова; выделить согласный на стыке согласных; определить количество звуков в слове; определить место звука в слове; определить последовательность звуков в слове.Фонематический синтез: составить слова из определенного количества звуков, предложенных изолированно; составить слова из звуков, представленных в возбужденном последовательности.Фонематическое представление: подобрать слова определенной темы на заданный звук; подобрать слово на заданный звук; подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове; подобрать слово на звук, предложенный логопедом. Также фиксируются возможности слухопроизносительных дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.В результате такого обследования логопед получает необходимые данные, позволяющие сделать вывод о причинах, характере, сложность дислалии, определить ее форму, наметить пути преодоления недостатков.2.2. Интерпретация результатовНами было проведено исследование двух испытуемых согласно логопедической карте для исследования расстройств Дмитровой Е.Д..При исследовании аназмнеза нами выявлено, что в случае испытуемого 1 в пренатальном периоде патологий не было выявлено, роды были тяжелые, длительные, развитие согласно возрастным нормам. Речь поздняя, невнятная, что во многом связывают с тем, что с ребенком в основном «сюсюкались», разговаривали на детском, умягченном языке. Также значительно влияние оказывает анатомическое строение губ и челюсти, губы толстые, челюсть подается вперед. В случае второго испытуемого период беременнтости протекал тяжело, с токсикозами в первом и втором триместре. В детстве в возрасте 2 лет было сотрясение мозга, но с нарушениями речи это можно связать лишь косвенно. Ребенок заговорил рано, но очень часто лишь повторяет за взрослыми. Первый испытуемый:у негонаблюдались ошибки в виде смешения фонем, которые отличаются твердостью и мягкостью и тех, которые различаются способом образования.У второго испытуемого были обнаружены другого типа ошибки во время выполнения задач этого теста: он путал в первую очередь те звуки в слогах, отличались местом образования (п ш, т-к и другие). Было обнаружено, что в устной речи у него тоже наблюдались или устойчивые замены дизьюнктных фонем или их спутывание. Было выявлено наличиеу него гнусавого оттенка в речи, наблюдалось спутывания носовых и ротовых звуков между собой.Результаты анализа материалов нашего исследования показали, что у обоих детей наблюдаются трудности контроля за качеством произношения звуков в речи тогда, когда слово ними усвоенное только при условии наличия у них сложного нарушения, а именно дислалии разных видов.Чаще всего у детей наблюдались трудности в процессе контроля правильного произношения фонем в собственной речи. В частности, дети слышали, что кто-то произносит слова неправильно, а тогда, когда говорили их тоже неправильно говорили, что говорят без ошибок. Однако у ряда детей нами было выявлено и выраженными нарушения, когда они не могли правильно проконтролировать правильность произношения слов и в окружающих людей и в собственной речи тоже.Испытуемый №1(с функциональной дислалией) имеетдефекты лишь нескольких звуков из одной группы, то есть у него наблюдается первый уровень возбужденного звукопроизношения (по А. В. Правдиной). Отсутствие звуков (особенно шипящих и сонорных согласных) обусловленонедостаточным состоянием сформированности речеслухового и речедвигательного аппарата и выражается в элизии звука в начале, в середине или в конце слова. Частично ребенок правильно произносит все изолированные звуки, но в речи не употребляет или заменяет их.Второму испытуемому(с акустико-фонематической дислалией (классификация Б. М. Гриншпун)) характерны регрессивные и прогрессивные ассимиляции по месту создания согласных (преимущественно переднеязычные: тотик - котик) и по способу их артикуляции (преимущественно сомкнуты: момозино - мороженое, вавона - ворона). Характерным является то, что ассимиляции касаются всей группы согласных (например, оглушение), имеются также затруднения в различении сонорных согласных [л] - [р]. Незначительное количество составили озвончение (бэнь - пень) - такие недостатки произношения глухих согласных, выражающиеся в замене глухих на парные звонкие звуки. Обычно нарушение такого типа часто встречаются у детей с тугоухостью, а потому при подозрении на нарушение слуха родителям стоит проконсультироваться с врачом-отоларингологом и сделать ребенку аудиограмму. У ребенка отмечались также оглушения звуков независимо от их позиции в слове (пуйка - булка), а также элизии (ик - сок).2.3. Перспективные направления работы по коррекции фонетико-фонематических нарушенийОсновной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедическая работа это педагогический процесс, поэтому она руководствуется общепедагогическими принципами: воспитательного характера обучения; научности, систематичности и последовательности; доступности; наглядности; сознательного отношения к учебе и активности; прочности знаний; индивидуального подхода. Кроме того, она опирается и на специальные принципы: учет этиологии и механизмов речевого нарушения; системности и учета структуры недостатки; комплексности и дифференцированного подхода; поэтапности развития; онтогенетический; учета личностных особенностей; деятельностного подхода; использования обходных путей последовательности и параллельности в работе над звуками; формирование речевых навыков в условиях живого общения.При устранении дислалии необходимо учитывать этиологические факторы - биологические и социальные. Принцип комплексности реализуется в случае с механической дислалией, когда логопедический влияние сочетается с ортодонтическим или оперативным.Дефекты звукопроизношения при дислалии, обусловлены как недоразвитием фонематических процессов, так и недоразвитием артикуляции. Применяя принцип системности и учета структуры недостатки, логопедический влияние направляется на ведущее нарушения. Кроме того, работа по устранению недостатков речи опирается на онтогенетический принцип. При сложной полиморфной дислалии последовательность работы определяется последовательностью появления звуков в онтогенезе (свистящие, шипящие, вибрант).Действующие по этим принципам логопед на своих занятиях использует различные методы: практические, наглядные, словесные - в зависимости от характера недостатков, цели занятия, этапа работы, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей фоне.Практические методы:1. Упражнения (подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие, речевые).2. Игры (сюжетно-ролевые, игры-инсценировки, игры-хороводы, дидактические, подвижные, творческие).3. Моделирование - процесс создания моделей и их использование для формирования представлений о структуре объекта, об отношении и связи между его элементами. В работе с дислаликами для формирования процессов звукового анализа и синтеза используют знаково-символические схемы звуковой и слоговой структуры предложения, при постановке звуков - артикуляционные профили. Этот вид деятельности предполагает некоторый уровень развития речевых операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщение).Наглядные методы: предусматривают использование наглядных пособий и технических средств обучения, которые облегчают усвоение материала, способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. К наглядным методам относят наблюдения; рассмотрение рисунков, картин, макетов, просмотр кино- и диафильмов; прослушивание магнитофонных записей, пластинок; показ образца задачи, способа действий.Словесные методы:1. Беседы (вступительные, итоговые, обобщающие).2. Рассказы - форма обучения при которой изложения информации носит описательный характер и используется для формирования у детей представлений о тс или иное явление, предмет.3. Переводы сказок, рассказов. Есть короткие, выборочные и развернутые переводы.4. Другие словесные приемы: объяснение, разъяснение, педагогическая оценка работы ребенка. Оценивая работу, следует учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка. Этот прием является важным стимулом деятельности.Логопедическое влияние осуществляется в следующих формах обучения: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, уроки, независимо от этапа работы.При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалии. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависит от следующих факторов:- степени сложности дефекта.- индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.- Регулярности занятий.- пособия со стороны родителей.У детей дошкольного возраста недостатки звукопроизношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников - быстрее, чем у старших.Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенное педагогическую задачу, подчинено общей мсти логопедического воздействия - формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.Ученые выделяют разное количество этапов логопедического воздействия при дислалии: в работах Ф. Ф. Рау выделяется два этапа; в работах А. В. Правдиной и О. А. Токаревой - три; М. Ю. Хватцева - четыре.Поскольку принципиальных разногласий в понимании задач логопедического воздействия при дислалии нет, то выделение количества этапов не носит принципиального характера.ЗаключениеВ результате выполнения данной работы можем сделать следующие выводы:Мы определили, что фонетическая компетенция - правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний в соответствии с орфоэпическими нормами, акцентами, хорошо развитый фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы;владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, логическим ударением и т.д.). Особое значение для развития фонетической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.Развитие речи дошкольника происходит в соответствии с его индивидуальными особенностям. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. В процессе пребывания ребенка дошкольном учебно-воспитательном заведении в системах общего развития ребенка предусмотрено и формирование речевой, и в частности фонетической компетенции.Итак, задачами формирования фонетической компетенции дошкольника являются:развитие фонетического восприятия языка;формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний;развитие фонематического слуха и соответственно умения различать разные фонемы на слух;развитие умений использования интонационных средств речи.Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современного дошкольноголингводидактикив разных направленияхобучение детей правильного звукопроизношения. В общем, звуковая культура речи включает следующие составляющие: произносительная сторона языка; сила голоса; фонемный слух; речевое дыхание; артикуляция; средства выразительности. Условиями формированию звуковой культуры речи дошкольника являются: развитие артикуляционного аппарата; работа над речевым дыханием; выработки регуляции громкости в соответствии с условиями общения; формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Одной из основных задач логопедической службы в образовательных учреждениях является помощь ученикам, имеющих недостатки речи и вследствие этого не успевают в учебе.Чтобы этого избежать, не допустить серьезных недоработок в процессе развития речи ребенка логопеду нужно обладать новейшими методами работы, в совершенстве знать методы и приемы работы над устранением ребенка недостатков произношения и речи. Это дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у ребенка, но и способствует совершенствованию методики обучения.Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а плавно, постепенно и последовательно.Список использованной литературыАвдееваН.А.,БутоваА.В.,ДегальцеваВ.А.Особенностилогопедическойработыпоустранениюсигматизмашипящихзвуковприфункциональнойдислалииудетейдошкольноговозраста//Научноесообществостудентов:Междисциплинарныеисследования:сб.ст.помат.XIIмеждунар.студ.науч.-практ.конф.№1(12).URL:https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdfАлексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.- 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;Большакова СИ. Речевые нарушения и их преодолении М., 2015, С. 88-100Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.- 2- е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991;Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников : учеб. пособие / С. А. Васильева, Н. В. Соколова ; худож. И. Суслов. - Москва : Школьная Пресса, 2001. - 78, [2] с.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рек. / сост. В. П. Балобанова. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2001. - 238, [2] с.Дунаева, Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91, [5] с.Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недо- развитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. — 112 с.Жукова, Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 282, [6] с.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.Земцова, О. Н. Секреты трудных звуков : учеб. пособие / О. Н. Земцова. - Москва : Махаон, 2008. - 127, [1] с.Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей : пособие для родителей и педагогов / С. В. Ихсанова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 77, [2] с.Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.ЛапшинаЕ.А.,МоругинаВ.В.Основылогопедическойработыпоустранениюполиморфнойдислалии//МатериалыVIIIМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2016/1420/18329Леонова, О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом : практ. пособие / О. А. Леонова. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2013. - 89, [4] с.Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 111, [1] с.МоругинаВ.В.,ТрефиловаО.А.,КолупаеваЕ.С.Причиныипроявлениядислалиикакнарушенияречевогоразвития//МатериалыVIIIМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2017/2205/29637Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. - 640 с.Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения / Н. Нищева; Худ. П. Благов. - Санкт-Петербург : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 149 с.Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение, 1968. – 198 с. 5. Лубовской, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2008;Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно методическое пособие для логопедов и воспитателей детского сада.- М.: МГОПИ, 1993;ФиличеваТ.Б.,ЧевелеваН.А.Дислалияудетей.Хрестоматияпологопедии/ПодредакциейЛ.С.ВолковойиВ.И.Селиверстовой,издательскийцентрВЛАДОС,1997г.Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
1. Авдеева Н.А., Бутова А.В., Дегальцева В.А. Особенности логопедической работы по устранению сигматизма шипящих звуков при функциональной дислалии у детей дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(12).pdf
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.- 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;
3. Большакова СИ. Речевые нарушения и их преодолении М., 2015, С. 88-100
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада.- 2- е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991;
5. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников : учеб. пособие / С. А. Васильева, Н. В. Соколова ; худож. И. Суслов. - Москва : Школьная Пресса, 2001. - 78, [2] с.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рек. / сост. В. П. Балобанова. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2001. - 238, [2] с.
7. Дунаева, Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91, [5] с.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недо- развитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 282, [6] с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.
11. Земцова, О. Н. Секреты трудных звуков : учеб. пособие / О. Н. Земцова. - Москва : Махаон, 2008. - 127, [1] с.
12. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей : пособие для родителей и педагогов / С. В. Ихсанова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 77, [2] с.
13. Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
14. Лапшина Е.А., Моругина В.В. Основы логопедической работы по устранению полиморфной дислалии // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1420/18329
15. Леонова, О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом : практ. пособие / О. А. Леонова. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2013. - 89, [4] с.
16. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 111, [1] с.
17. Моругина В.В., Трефилова О.А., Колупаева Е.С. Причины и проявления дислалии как нарушения речевого развития // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2205/29637
18. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологи¬ческое исследование с элементами статистики. - 640 с.
19. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения / Н. Нищева; Худ. П. Благов. - Санкт-Петербург : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 149 с.
20. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение, 1968. – 198 с. 5. Лубовской, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.
21. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2008;
22. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно методическое пособие для логопедов и воспитателей детского сада.- М.: МГОПИ, 1993;
23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей. Хрестоматия по логопедии / Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой, издательский центр ВЛАДОС, 1997г.
24. Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы используются для изучения фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста?
Основные теоретические подходы, используемые для изучения фонетико-фонематических нарушений речи у детей дошкольного возраста, включают развитие фонетико-фонематических процессов в норме и причины возникновения таких нарушений.
Как развиваются фонетико-фонематические процессы у детей дошкольного возраста?
В норме у детей дошкольного возраста фонетико-фонематические процессы развиваются по определенным стадиям, включая формирование звуковой, акустической и артикуляционной сторон речи, усвоение интонационной структуры и приобретение навыков правильного произношения звуков.
Какие причины могут вызвать фонетико-фонематические нарушения у детей дошкольного возраста?
Фонетико-фонематические нарушения у детей дошкольного возраста могут быть вызваны различными причинами, включая наследственную предрасположенность, недостаточное развитие определенных областей речевого аппарата, психологические факторы, а также недостаток внимания и моторики.
Как проводится эксперимент в исследовании фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста?
Эксперимент в исследовании фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста проводится с помощью определенной логики и методики. Он включает задания на произношение звуков, анализ и классификацию ошибок, а также изучение интонационной структуры речи и ее связи с фонетикой.
Какие перспективные направления работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений?
Перспективные направления работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений включают разработку индивидуальных программ по развитию речи, использование специальных методик и технологий, а также сотрудничество с родителями и педагогами для создания благоприятной речевой среды.
Какие особенности проявляются при фонетико-фонематических нарушениях у детей дошкольного возраста?
При фонетико-фонематических нарушениях у детей дошкольного возраста проявляются различные особенности, такие как замена звуков, искажение звуков, пропуск звуков, добавление лишних звуков и т.д. Эти особенности приводят к нарушению связи между фонетическими и фонематическими процессами, что затрудняет правильное произношение слов и звуков.
Как развиваются фонетико-фонематические процессы у детей в норме?
В норме фонетико-фонематические процессы у детей развиваются поэтапно. Сначала формируются фонетические процессы, то есть усвоение и продуктивное использование звуков речи. Затем происходит переход к фонематическим процессам, которые связаны с установлением различий между звуками языка и их использованием для образования слов и выражения мыслей.
Какие причины могут привести к фонетико-фонематическим нарушениям у детей?
Фонетико-фонематические нарушения могут быть вызваны различными причинами. Одной из них является наследственность, когда родители или родственники также имеют подобные нарушения. Другой причиной может быть неправильное формирование анатомо-физиологических особенностей речевого аппарата. Также нарушения могут быть связаны с психологическими и социальными факторами, например, стрессом, недостаточной коммуникацией и т.д.
Каким образом проводится эксперимент для изучения фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста?
Проведение эксперимента для изучения фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста требует определенной логики и методики. В рамках эксперимента детям предлагают произносить определенные слова или звуки, и их речь записывается или анализируется на основе аудиозаписей. Далее проводится анализ полученных данных для определения наличия и характера фонетико-фонематических нарушений у детей.
Какие особенности фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста при дислалии?
Особенности фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста при дислалии могут включать звуковые и звукосочетательные ошибки, неправильное произношение и замену звуков, отсутствие или искажение определенных звуков в словах.
Как развиваются фонетико-фонематические процессы у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста фонетико-фонематические процессы развиваются постепенно. Сначала дети начинают осознавать и различать звуки, затем они учатся их правильно произносить и комбинировать в словах. Важна реализация звукопроизводства и активное участие ребенка в коммуникации.