использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 12.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Звукопроизношение и его особенности в дошкольном возрасте 5
1.1. Понятие фонетической компетенции дошкольников 5
1.2. Задачи и содержание работы по формированию фонетической компетенции 12
Глава 2. Содержание работы по использованию дидактических игр в коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у дошкольников 18
2.1. Система коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников 18
2.2. Особенности использования дидактических игр для развития звукопроизношения дошкольников 22
Заключение 39
Список использованной литературы 42
проводят палочкой иликарандашом по линии и при этом четко произносят первый звук названияизображенного предмета (согласный).следовательно повторяют те сами действияна карточках с изображениями предметов,соединенных линиями с гласными буквами,произнося при этом составзвуковые цепочкиучить определять наличие и позицию определенного звука в словеавтоматизировать правильнуюпроизношение поставленных звуковразвивать фонематический слух, логическоемышления и вниманиедети получают карточки с символами различных звуков или буквами сперфорацией предметов с изображениямипредметов. каждая ребенок выбирает такиекартинки- пазлы, в названиях которых есть звук, изображенный на ее карточке, и определяет место звука в слове. Если картинки- Головоломки подобранные правильно, то получится цепочку. на один звук может быть несколькоцепочек Домино «Звуки -друзья» ♦ обучать внимательно слушать, определять первый звук в слове♦ автоматизировать правильную произношение близких по звучанием звуков:♦ обогащать словарь♦ развивать фонематический слух, слуховуювнимание, логическое мышления и памяти пятьЛогопед переворачивает карты -домино с изображениями предметов, в названиях которыхесть звуки [с], [ш]. [З], [ж], [ц], [ч],[л], [р]; перемешивает и раздает детям. следовательно преподаетна стол первую карточку. дети определяют первые звуки в словах, обозначают предметы,изображенные на карточках -домино. и ищут у себяизображения, названия которыхначинаются с того же звука.выкладывают их по очереди.выигрывает тот, кто первыйизложит свои карты - доминосолнце светит♦ автоматизировать правильную произношениезвука [с] в словах и предложениях♦ вправлять в составлении предложений♦ развивать связную речь, фонематический слух ивниманиеЛогопед предлагает детям рассмотреть карточку с изображением о 'объекта,название которого начинается назвук [с] и дополнить предложение «Солнце светит на ...»соответствующим словом.Поэтому повторить целоепредложения, четко произносязаданный звук. Например:«Солнце светит на сороку ».«Солнце светит на собаку »мы дружимавтоматизировать правильную произношениезвука [ж] в словах и предложениях упражнять в образовании творительного падежа существительных и в дифференциациизвуков [с] и [ж]Учитель - логопед предлагает детямрассмотреть картинку с изображениемживотных, с соединенных по помощью линий;проследить, кто из животных с кем дружит.затем - составить предложения, в каждомслове которого есть звук [ж] на вроде:«Лягушка дружит с жуком ». «Жираф дружит с ежиком ». Учитель - логопед побуждает детейчетко произносить звуки [с] и [ж]повторипредложенияавтоматизировать правильную произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков всловах и предложениях вправлять всоставлении предложенийдети рассматривают карточки с различнымиизображениями, с "объединенными попарнопри помощи линий. проводят палочкой или карандашом по линии от одного изображенияк другого и составляют предложения, вкоторых объединяют оба изображения, натипа: «Собака ест колбасу »,« Пылесос похожна слона »,« Лось и рысь живут в лесу » Таблица 2. Игры на дифференциацию звуковНазваниеЦельход игрыпо дорожке тыпройди, звуки правильноназовивеселые кнопки*учить дифференцировать вречи звуки [с] и [ш]закреплять правильнуюпроизношение заданных звуковизолированно и в словахформировать навыкибыстрого перехода отодного артикуляционногоуклада к другогоразвивать фонематическийслух, слуховую внимание илогическое мышлениязакреплять правильнуюпроизношение звуков [ж] и [ш], [р]и [л]формировать способностьбыстро переходить отодного артикуляционногоуклада к другогоразвивать фонематическийслух, внимание и логическоемышлениядети рассматривают карточки сс объединенными стрелочкамиизображениями,символизируют звуки [с](Синица) и [ш] (скворец).педагог предлагает детям«Пройти» по дорожке.в перепрыгивая »пальчиками с одногоизображение на другое, иговорить при этомзвуки, которые символизируют этиизображение. двигатьсянужно по стрелочкам.затем можнопредложить детям«Пройти» по дорожке, четкопроизнося слова,обозначают изображеныо объекты.дети рассматривают карточки сизображениями, с объединеннымистрелочками. учитель -логопед предлагает детям,«Нажимая» наизображения, как на кнопки,говорить звуки, этиизображение символизируют:шина - [ш], жук - [ж],самолет - [л]. рысь - [р].двигаться можно в любой -котором направлении. дети такжемогут работать в парах:один ребенок «нажимает» на кнопки - другая говорит звукиназови первый • учить определять первый звук звук в словах ♦ обучатьопределять на слух наличие звуков[с], [ш], [с], ешь], [ц]. [Ч], [л], [р] всловах Найди слово автоматизировать произношениес заданным звуком упражнятьдифференцировании определенных звуков в речи ■ развиватьфонематический слухдети рассматривают карточки с различнымиизображениями. следовательно педагогназывает звуки [к), [л]. [Н], [т], [ж], [р], [с], [з],[ц], [б] и т.п., а дети указывают, названиекоторого изображение содержит этот звук ичетко говорят соответствующее словодети рассматривают карточки с изображениями различных предметов и объектов и называют первый звук в их названияхНайди пару за первым звуком•учить определять и сравнивать первые звуки в словахдети рассматривают карточки с изображением различных предметов, соединенных при помощи линий. Учитель -логопед распределяет изображение междудетьми. следовательно те дети, чьи изображения начинаются с того самогозвука и с объединенные линией, соединяются в пары Детскаяигра–школамышленияисуждения.Игратьзначиттоже,чтоиэкспериментировать.Всякаяноваяигра–открытиенепознанного,радостьпобедыиудовлетворения.Срасширениемопытаиразвитиемречидетямсреднейгруппыстановятсядоступнымисловесныеигры,проводимыеивформешутки.Например,игра«Бываетнебывает»:правильныйответ–хлопаютвладоши;неправильный–грозятпальцами.Такимобразом,руководяиграмидетей,воспитательивэтойгруппеиспользуетразнообразныеихвиды,направленныенадальнейшееразвитиесенсорныхспособностейребят,знанийоприродеипредметахокружающегомира,психическихпроцессов,восприятияощущений,мышления,речи,памяти,воли.Удетейпостепеннонакапливаютсякачестваотвлеченного,логическогомышленияиэтому,вомногом,помогаютиспользуемыенапротяжениивсегоучебногогодадидактическиеигры.ЗаключениеВ результате выполнения данной работы можем сделать следующие выводы:Мы определили, что фонетическая компетенция - правильное произношение всех звуков родного языка, звукосочетаний в соответствии с орфоэпических норм, акцентов, хорошо развит фонематический слух, что позволяет дифференцировать фонемы;владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, логическим ударением и т.д.). Особое значение для развития фонетической компетенции приобретает именно дошкольный возраст, когда она формируется и становится основой для дальнейшего овладения языком.Развитие речи дошкольника происходит в соответствии с его индивидуальным особенностям. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. В процессе пребывания ребенка дошкольном учебно-воспитательном заведении в системах общего развития ребенка предусмотрено и формирование речевой, и в частности фонетической компетенции.Итак, задачами формирования фонетической компетенции дошкольника являются:развитие фонетического восприятия языка;формирование правильного произношения звуков родного языка и их сочетаний;развитие фонематического слуха и соответственно умения различать разные фонемы на слух;развитие умений использования интонационных средств речи.Проблема воспитания звуковой культуры речи исследовалась учеными современного дошкольной лингводидактикив разных направленияхобучения детей правильного звукопроизношения. В общем, звуковая культура речи включает следующие составляющие: произносимая сторона языка; сила голоса;фонемные слух; речевое дыхание;артикуляция;средства выразительности. Условиямиформированиязвуковой культуры речи дошкольника являются: развитие артикуляционного аппарата;работа над речевым дыханием; выработки регуляции громкости в соответствии с условиями общения; формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Одной из основных задач логопедической службы в образовательных учреждениях является помощь ученикам, имеющих недостатки речи и вследствие этого не успевают в учебе.Чтобы этого избежать, не допустить серьезных недоработок в процессе развития речи ребенка логопеду нужно обладать новейшими методами работы, в совершенстве знать методы и приемы работы над устранением ребенка недостатков произношения и речи. Это дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у ребенка, но и способствует совершенствованию методики обучения.Работа над устранением таких недостатков должна проводиться не стихийно, а плавно, постепенно и последовательно.В повседневной жизни часто встречаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, разговаривая, пропускают, искажают или заменяют нужные звуки в словах другими, чем и привлекают к себе внимание. При этом слышится своеобразное произнесения звуков, которое бывает четко выраженным или менее заметным. Такое произношение не соответствует общепринятым литературным нормам, замедляет формирование культуры устной речи и обедняет и ограничивает общение. В таких случаях можно говорить о несформированности звукопроизношения и наличие тех или иных нарушений произнесения у детей.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает определить пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Дидактические логопедические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разно уровневого характера. Нельзя проводить игру, если уровень знаний детей недостаточен для выполнения задач, поставленных этой игрой.Список использованной литературыАвдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическая пособие. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105с. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.- 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000; Беккер К.П., Совак М. – Логопедия. – М., 1994.Большакова СИ. Речевые нарушения и их преодолении М., 2015, С. 88-100Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991 – 160 С. Борисова Д.С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Символ науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-podhodov-v-korrektsii-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 12.04.2018). Булыкина Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1076-1078. — URL https://moluch.ru/archive/113/29260/ (дата обращения: 12.04.2018).Бушинская Е. А. Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55268.htm.Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет (авторская разработка Е. А. Бушинская) / Е. А. Бушинская // Вестник магистратуры. –2013. –№12. –С.6368. Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: центр Учебная книга, 2013. –64 с.Бушинская, Е. А. Комплексное календарно-тематическое планирование по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2014. –144 с.Бушинская, Е. А. Формирование правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха у детей с помощью комплексной речевой гимнастики в условиях общеобразовательного ДОУ / Е. А. Бушинская // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. науч.практич. конференции 27 марта 2014 года в 2 частях. –2014. –Часть 2. –С.351356.Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников : учеб. пособие / С. А. Васильева, Н. В. Соколова ; худож. И. Суслов. - Москва : Школьная Пресса, 2001. - 78, [2] с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, М.: Детство-Пресс, 2004.–144с. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе М.: «Начальная школа», 2002. - 160 с. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство 5, исп.-издательство «лабиринт», М.:1999. –352с. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рек. / сост. В. П. Балобанова. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2001. - 238, [2] с.Дидактические условия формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи [Электронное издание]: учебно- методическое пособие / Составитель: Т.Н. Зотова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2017.Дунаева, Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91, [5] с.Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недо- развитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. — 112 с.Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. - С.150-165.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 2002.Жукова, Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 282, [6] с.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.Земцова, О. Н. Секреты трудных звуков : учеб. пособие / О. Н. Земцова. - Москва : Махаон, 2008. - 127, [1] с.Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей : пособие для родителей и педагогов / С. В. Ихсанова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 77, [2] с.Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А.Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 20с. Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.Леонова, О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом : практ. пособие / О. А. Леонова. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2013. - 89, [4] с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006.Макарова Н. Ш. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 80с. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 111, [1] с.Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики. - 640 с.Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения / Н. Нищева; Худ. П. Благов. - Санкт-Петербург : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 149 с.Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение, 1968. – 198 с. 5. Лубовской, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.Савицкая, Н. М. Логопедические игры и упражнения на каждый день / Н. М. Савицкая. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. - 126, [2] с.Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду : занятия с детьми 6-7 лет с ОНР : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва : Мозайка-синтез, 2009. - 93, [3] с.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982 - 98 с. 11. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. АСТ, Астрель, 2010. – 190 сСтародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 240 С.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно методическое пособие для логопедов и воспитателей детского сада.- М.: МГОПИ, 1993;Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Просвещение, 1989. –223c.Филичева Т. Б., Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5. - С. 96 - 99.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с. Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.Шпак А. В. Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 64-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12411/ (дата обращения: 12.04.2018).
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.
2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическая пособие. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.- 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000;
4. Беккер К.П., Совак М. – Логопедия. – М., 1994.
5. Большакова СИ. Речевые нарушения и их преодолении М., 2015, С. 88-100
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2¬е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991 – 160 С.
7. Борисова Д.С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Символ науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-podhodov-v-korrektsii-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 12.04.2018).
8. Булыкина Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1076-1078. — URL https://moluch.ru/archive/113/29260/ (дата обращения: 12.04.2018).
9. Бушинская Е. А. Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью комплексной речевой гимнастики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55268.htm.
10. Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет (авторская разработка Е. А. Бушинская) / Е. А. Бушинская // Вестник магистратуры. –2013. –№12. –С.6368.
11. Бушинская, Е. А. Комплексная речевая гимнастика для детей 37 лет: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: центр Учебная книга, 2013. –64 с.
12. Бушинская, Е. А. Комплексное календарно-тематическое планирование по формированию правильного звукопроизношения и развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: учеб. пособие для педагогов и родителей / Е. А. Бушинская. –Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2014. –144 с.
13. Бушинская, Е. А. Формирование правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха у детей с помощью комплексной речевой гимнастики в условиях общеобразовательного ДОУ / Е. А. Бушинская // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сб. материалов Всеросс. науч.практич. конференции 27 марта 2014 года в 2 частях. –2014. –Часть 2. –С.351356.
14. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников : учеб. пособие / С. А. Васильева, Н. В. Соколова ; худож. И. Суслов. - Москва : Школьная Пресса, 2001. - 78, [2] с.
15. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, М.: Детство-Пресс, 2004.–144с.
16. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
17. Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе М.: «Начальная школа», 2002. - 160 с.
18. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство 5, исп.-издательство «лабиринт», М.:1999. –352с.
19. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
20. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сб. метод. рек. / сост. В. П. Балобанова. - Санкт - Петербург : Детство - Пресс, 2001. - 238, [2] с.
21. Дидактические условия формирования правильного звукопроизношения у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи [Электронное издание]: учебно- методическое пособие / Составитель: Т.Н. Зотова. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2017.
22. Дунаева, Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91, [5] с.
23. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недо- развитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
24. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. - С.150-165.
25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 2002.
26. Жукова, Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. - 282, [6] с.
27. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.
28. Земцова, О. Н. Секреты трудных звуков : учеб. пособие / О. Н. Земцова. - Москва : Махаон, 2008. - 127, [1] с.
29. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей : пособие для родителей и педагогов / С. В. Ихсанова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 77, [2] с.
30. Каверова, Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А.Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.
31. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002.
32. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 20с.
33. Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.
35. Леонова, О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом : практ. пособие / О. А. Леонова. - Санкт-Петербург : Детство- Пресс, 2013. - 89, [4] с.
36. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2006.
37. Макарова Н. Ш. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 80с.
38. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 111, [1] с.
39. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологи¬ческое исследование с элементами статистики. - 640 с.
40. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения / Н. Нищева; Худ. П. Благов. - Санкт-Петербург : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 149 с.
41. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной : учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Просвещение, 1968. – 198 с. 5. Лубовской, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.
42. Савицкая, Н. М. Логопедические игры и упражнения на каждый день / Н. М. Савицкая. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. - 126, [2] с.
43. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду : занятия с детьми 6-7 лет с ОНР : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – Москва : Мозайка-синтез, 2009. - 93, [3] с.
44. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982 - 98 с. 11. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. АСТ, Астрель, 2010. – 190 с
45. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 3-е изд..- М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 240 С.
46. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
47. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно методическое пособие для логопедов и воспитателей детского сада.- М.: МГОПИ, 1993;
48. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Просвещение, 1989. –223c.
49. Филичева Т. Б., Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5. - С. 96 - 99.
50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с.
51. Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
52. Шпак А. В. Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 64-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12411/ (дата обращения: 12.04.2018).
Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
КУРСЫ На тему: "Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами" Содержание Введение Глава 1. Общая характеристика звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами 1.1.Модели усвоения звукопроизношения в онтогенезе. 1.2.Понятие "минимальное дизартрическое расстройство" 1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами Глава 2. Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами 2.1. Задачи и содержание обследования 2.2. Анализ результатов обследования звукопроизношения Вывод библиография Приложения: Введение Актуальность. Минимальные дизартрические расстройства— одно из наиболее часто встречающихся у детей расстройств речи, при котором ведущими в структуре дефекта речи являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции (И. Б. Карелина, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева). Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей (Т. б. Филичева, И. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Г. В. Гуровец, си. Маевская, P. E. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович, Т. В. Туманова). Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии,
В то же время недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет терминологического подхода к обозначению этого нарушения речи. В настоящее время сосуществуют понятия стертая дизартрия, "мягкая" дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства.