Формирования готовности дошкольника к обучению в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В РАБОТАХ ПЕДАГОГОВ 5
1.1 Сущность понятия готовности ребенка к обучению в школе 5
1.2Особенности формирования готовности к обучению в школе младших школьников 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 14
2.1. Характеристика методик экспериментальной работы 14
2.2. Практическое применение методик и обобщение полученных результатов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 26
У большинства детей (67,5%) отмечается высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих выявлен, дети боятся того, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. У 22,5% детей несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, у таких детей присутствует желание социального одобрения, но оно не является ведущим мотивом. 10% школьников не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Эти дети в меру независимы от оценки окружающих.Большинство детей (70%) имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, то есть их уровень тревожности является следствием воздействия не физиологических, а социально-психологических факторов. У 20% испытуемых сниженный уровень физиологической сопротивляемости стрессу. У меньшинства школьников (10%) регистрируется низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. То есть особенности их психофизиологической организации снижают приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера и повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.Большинство детей (55%) испытывают высокий уровень страхов в отношениях с учителями. У 32,5% испытуемых повышенный уровень страхов в отношениях с учителями. Только 12,5% испытуемых не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями. Таким образом, у первоклассников повышенный уровень школьной тревожности. Тревожащими факторами являются ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Соотношение детей с разным уровнем школьной мотивации отражено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение детей с разным уровнем школьной мотивации.По результатам соотношения можно сказать, что наибольшая часть детей (27,5%) имеет внешнюю мотивацию к учению, таких детей привлекает внешняя атрибутика ученика, статус учащегося, друзья, внеучебная деятельность и т.п., но имеется положительное отношение к школе. Четверть выборки (25%) имеет низкий уровень мотивации, отношение к себе как к школьнику у таких детей не сформировано по различным причинам. Довольно большая часть учащихся (17,5%) имеет средний уровень школьной мотивации, отношение к себе как к школьнику у таких детей практически сформировано. У 15% младших школьников регистрируется высокий уровень школьной мотивации, у них сформировано отношение к себе как к школьнику, отмечается высокая учебная активность. Также у 15% детей регистрируется негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Таким образом, достаточно большая часть первоклассников (40%) имеют низкий или очень низкий уровень школьной мотивации. То есть эти дети испытывают существенные проблемы в адаптации к школьной жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕС началом в жизни ребенка школьного обучения его мышление выдвигается в центр всей сознательной деятельности. Начинается резкое развитие словесно-логического, прежде всего, рассуждающего мышления, которое происходит в ходе усвоения знаний, что, в свою очередь, перестраивает и все остальные познавательные процессы. На первых порах обучения в младшей школе непосредственный интерес проявляется к окружающему миру и тем самым определяет положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок с одной стороны, а с другой стороны выражаются в стремлении выполнить общественно значимую деятельность. Поэтому отставание в обучении, а также плохие оценки, как правило, остро переживаются детьми. Трудности в учебе способны образовать своего рода «порочный круг», где каждый нежелательный фактор сначала вызывается внешними обстоятельствами, а потом порождает уже другие внутренние нежелательные факторы, которые последовательно усиливают друг друга. Поэтому школьному педагогу необходимо искать не одну, а сразу несколько причин неуспеваемости ученика и стремиться устранять каждую из них. Необходимо помнить, что нормальному и здоровому ребенку всегда реально оказать помочь, то есть его можно и нужно научить учиться. Поэтому, в том, что ребенок начинает отставать в учебе, чаще всего виноваты все взрослые, как педагоги, так и родители.Неуспеваемость, которая связана, как правило, с неадекватными способами в учебной работе, может носить как ярко выраженный, так и избирательный характер и непосредственно проявляться лишь только по отношению к отдельным предметам или разделам школьной программы. Однако она может носить и более общий характер, и тогда она будет проявляться в пробелах в знаниях, а также недостатках в усвоении многих или сразу всех учебных дисциплин.Если не обращать внимания на развитие неправильных навыков и приемов учебной работы, то они могут закрепляться и приводить к стойкому отставанию ребенка в учебе. Это, свою очередь, будет способствовать постепенному закреплению недостатков в учебной деятельности.Поэтому, необходимо исключить такие особенности у обучении, которые могут быть связаны с относительной легкостью учебного труда в самом начале обучения, несмотря на кажущуюся на первых порах эффективность использование облегченных способов усвоения материала без заметного отставания в учебе ребят испытывающих трудности в обучении, и, во-вторых, не допустить отсутствие реального контроля со стороны учителя и родителей за теми способами учебной работы, которые использует ученик в своей учебной деятельности.Целью эмпирического исследования являлось изучение особенностей готовности первоклассников к школе. В исследовании приняли участие: ученики первых классов в количестве в количестве 40 человек. Диагностика уровня школьной тревожности показала, что у первоклассников повышенный уровень школьной тревожности. Тревожащими факторами в основном являются ситуации проверки знаний, ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Диагностика уровня сформированности учебной мотивации показала, что наибольшая часть детей (27,5%) имеет внешнюю мотивацию к учению. Четверть выборки имеет низкий уровень мотивации, отношение к себе как к школьнику у таких детей не сформировано по различным причинам, а у 15% детей регистрируется негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). То есть, достаточно большая часть первоклассников (40%) имеют низкий или очень низкий уровень школьной мотивации, эти дети испытывают существенные проблемы в адаптации к школьной жизни.Таким образом, результаты диагностики показали, что у многих младших школьников вначале обучения (1-й класс) отмечается повышенный уровень школьной тревожности, они пребывают в напряженном эмоциональном состоянии, у них слабая сформированность внутренней позиции школьника. Список литературыАртюхова И.А. В первом классе - без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2015.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2014.Ермакова И.А. Адаптация первоклассников к школе /И.А. Ермакова //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.140-147.Каменский С. А. Доска большая, а я маленький… [Текст] / С.А. Каменский // Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №20. – С. 18 – 23.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб., 2004.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Знание, 2009. – 116 с.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб., 2013.Приложение 1Таблица 1Характеристика испытуемых№Ф.И.Пол Возраст Состав семьиУровень жизни семьиДошкольная организацияУспеваемость1.А. И.м7Полная Удов.ДОУ4-52.Д. А.м7НеполнаяУдов.Не организован43.А. П.м8ПолнаяНизкий (не работают)Не организован34.О. Г.ж7ПолнаяУдов.ДОУ4-55.В. Т.м6НеполнаяХорошийДОУ3-46.Т. Г.м8ПолнаяХороший Не организован37.Н. Б.м8ПолнаяУдов.ДОУ4-58.В. М.ж7ПолнаяУдов.ДОУ49.А. Р.ж6ПолнаяНизкий (не работают)ДОУ4-510.К. С.м7ПолнаяНизкий (алкоголизм)Не организован3-411.П. Ж.м6НеполнаяХороший ДОУ512.Д. У.ж7НеполнаяХороший Не организован4-513.Е. К.ж7ПолнаяУдов.Не организован4-514.Г. Е.м6ПолнаяНизкий (алкоголизм)ДОУ415.В. В.ж7ПолнаяНизкий (не работают)ДОУ4-516.А. Т.ж8НеполнаяУдов.ДОУ517.Д. Б.м7НеполнаяХорошийНе организован418.Я. Д.ж7ПолнаяНизкий (алкоголизм)ДОУ319.М. Г.м7НеполнаяХорошийДОУ4-520.М. К.м7ПолнаяУдов.ДОУ421.С. А.м7ПолнаяУдов.ДОУ422.Н. В.м7ПолнаяХорошийНе организован4-523.Ф. К.м6ПолнаяНизкий (алкоголизм)ДОУ3-424.М. У.м7НеполнаяХорошийНе организован325.Н. Ш.м7ПолнаяУдов.Не организован4-526.В. К.м8ПолнаяУдов.ДОУ527.Д. Т.м7НеполнаяХорошийДОУ4-528.А. А.м7ПолнаяНизкий (алкоголизм)Не организован3-429.К. Ю.м7НеполнаяХорошийДОУ4-530.М. М.м7ПолнаяУдов.ДОУ3-431.А. Г.м7ПолнаяХорошийНе организован332.А. Ч.ж7ПолнаяУдов.ДОУ3-433.М. Д.ж6НеполнаяХорошийДОУ4-534.А. Е.ж7ПолнаяУдов.Не организован3-435.В. О.ж7ПолнаяНизкий (алкоголизм)ДОУ336.В. С.ж7ПолнаяХорошийДОУ537.О. Т.ж8ПолнаяНизкий (не работают)Не организован338.А. И.ж7НеполнаяУдов.Не организован3-439.О. Б.ж7НеполнаяХорошийНе организован440.Е. Н.ж7НеполнаяХорошийДОУ5Таким образом, все обследуемые дети воспитываются в семьях с родителями, 65% детей воспитываются в полных семьях, 35% детей имеют неполные семьи. Уровень жизни семьи (материальный достаток, образовательно – культурный уровень): хороший у 15 школьников (37,5%), удовлетворительный – также у 15 школьников (37,5%), низкий – у 10 детей (25%), при этом серьезные материальные проблемы испытывают 4 семьи (10%), алкоголизм одного из родителей в семье отмечается в 6-х семьях (15%).Большинство детей (24 человека – 60%) перед школой посещали детские сады, 16 детей (40%) воспитывались дома.По уровню успеваемости в группе первоклассников выделяются 5 отличников (12,5%), 13 ребят учатся на отлично и хорошо (32,5%), стабильно хорошая успеваемость у 7-х ребят (17,5%), учатся на хорошо и удовлетворительно успевают 8 учащихся (20%), преимущественно удовлетворительно учатся 7 детей (17,5%). Приложение 2Таблица 2Результаты исследования уровня школьной тревожности№ОТПССФПДСССПЗСНОНФЗПУ1.1126435142.1032664173.18612554064.919334165.19711553176.9610552177.16512554578.714442369.13376651210.16966642511.14265643412.18866644613.18785540414.10281430515.197125654716.20395653817.126104543718.9184620519.12443351620.14546451521.12775550422.171075652323.17676643624.153135533725.13695550226.203116632727.17756543828.188126555629.11684551430.10283433531.8132431432.8681231233.9191111434.17495531735.11193342636.137134451337.158136550738.16986650739.2110116550840.54924315Хср.13,45,28,54,34,53,91,55,3Хотн.0,610,470,650,720,750,780,300,66σ3,42,42,11,41,01,01,11,5Обозначения шкал:ОТ – Общая тревожность в школе; ПСС – Переживание социального стресса; ФПД – Фрустрация потребности в достижение успеха; СС – Страх самовыражения; СПЗ – Страх ситуации проверки знаний; СНО – Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФЗ – Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПУ – Проблемы и страхи в отношениях с учителямиПриложение 3Таблица 3Результаты определения школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой№Баллы Уровень №Баллы Уровень1.18Внешняя мотивация21.11Низкий2.16Внешняя мотивация22.10Низкий3.8Школьная дезадаптация23.11Низкий4.27Высокий 24.17Внешняя мотивация5.9Школьная дезадаптация25.19Внешняя мотивация6.24Средний 26.9Школьная дезадаптация7.7Школьная дезадаптация27.14Низкий8.26Высокий28.16Внешняя мотивация9.21Средний29.22Средний10.19Внешняя мотивация30.23Средний11.14Низкий 31.25Высокий12.8Школьная дезадаптация32.27Высокий13.15Внешняя мотивация33.26Высокий14.28Высокий34.23Средний15.10Низкий35.21Средний16.12Низкий36.19Внешняя мотивация17.17Внешняя мотивация37.17Внешняя мотивация18.19Внешняя мотивация38.10Низкий19.12Низкий39.8Школьная дезадаптация20.14Низкий40.24СреднийХср.17,3σ4,9
1. Артюхова И.А. В первом классе - без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.
2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2015.
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2014.
4. Ермакова И.А. Адаптация первоклассников к школе /И.А. Ермакова //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.140-147.
5. Каменский С. А. Доска большая, а я маленький… [Текст] / С.А. Каменский // Первое сентября. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №20. – С. 18 – 23.
6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб., 2004.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 2005.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.
9. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Знание, 2009. – 116 с.
10. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб., 2013.
Вопрос-ответ:
Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
Готовность ребенка к обучению в школе - это психологическое состояние, которое предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков, а также развитие определенных качеств личности, необходимых для успешного освоения учебной программы.
Какие особенности существуют в формировании готовности к обучению в школе у младших школьников?
У младших школьников формирование готовности к обучению в школе имеет свои особенности. На этом этапе особое внимание уделяется развитию общения, умению работать в коллективе, формированию устойчивых мотивов учебной деятельности, а также развитию памяти, мышления и внимания.
Какие методики используются в экспериментальном исследовании по формированию готовности к обучению в школе?
В экспериментальном исследовании по формированию готовности к обучению в школе используются различные методики. Например, это могут быть игры и упражнения, направленные на развитие памяти и мышления, упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений, различные виды тренировок для развития внимания и концентрации внимания и т.д.
Как можно применить результаты экспериментального исследования по формированию готовности к обучению в школе на практике?
Результаты экспериментального исследования по формированию готовности к обучению в школе могут быть применены на практике для разработки специальных образовательных программ, методик работы педагогов, а также для совершенствования взаимодействия между учителями и родителями, чтобы совместно помочь каждому ребенку достичь нужной готовности к обучению в школе.
Какова сущность понятия готовности ребенка к обучению в школе?
Сущность понятия готовности ребенка к обучению в школе заключается в развитии определенных качеств, навыков и умений, необходимых для успешной адаптации и учебной деятельности в школе. Это включает в себя развитие речи, памяти, мышления, внимания, умение работать в коллективе, самостоятельное выполнение заданий и другие компетенции, которые помогут ребенку успешно освоить школьную программу.
Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
Готовность ребенка к обучению в школе - это комплексная психологическая и педагогическая готовность ребенка к усвоению знаний и выполнению школьных требований. Она включает в себя знания, умения, навыки, а также различные аспекты личностного развития, такие как социальные навыки, эмоциональная зрелость, способность к самостоятельности и мотивация к обучению.
Как формируется готовность к школе у детей младшего школьного возраста?
Формирование готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста происходит через систематическую педагогическую работу. Важными составляющими этого процесса являются игровая деятельность, общение, развитие познавательных интересов, овладение навыками чтения и письма, а также развитие социальных и эмоциональных компетенций.
Какие методики были использованы в экспериментальной работе?
В экспериментальной работе были использованы различные методики для формирования психологической готовности к обучению в школе. Среди них были игровые задания, упражнения на развитие внимания и мышления, задания на развитие социальных навыков и коммуникативной компетенции, а также задания на развитие моторики и познавательного интереса.
Какие практические результаты были получены в ходе экспериментального исследования?
В ходе экспериментального исследования были получены положительные практические результаты. У детей, принимавших участие в эксперименте, наблюдалось улучшение психологической готовности к обучению в школе, повышение уровня знаний и умений, а также улучшение социально-эмоциональной сферы.
Какие аспекты личностного развития влияют на готовность ребенка к обучению в школе?
На готовность ребенка к обучению в школе влияют различные аспекты личностного развития. Это включает в себя социальные навыки и умения, эмоциональную зрелость, способность к самостоятельности, мотивацию к обучению и интерес к новым знаниям. Особое значение имеет развитие коммуникативных навыков и умений, умения работать в коллективе, а также способность к саморегуляции и адаптации к новым условиям.
Какая проблема рассматривается в статье?
В статье рассматривается проблема формирования готовности детей к обучению в начальной школе.
Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
Готовность ребенка к обучению в школе - это психологическое состояние, которое позволяет ему успешно адаптироваться к новым требованиям и условиям учебной среды.