Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 26.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические основы изучения связной речи 5
1.1. Диалогическая речь: понятие, развитие и виды 5
1.2. Характеристика детей с ОНР 11
2.Изучение диалогической речи детей с ОНР 22
2. Организация и содержание обследования (дети, возраст, диагнозы) 22
2.2. Результаты, анализ результатов 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик» (стимульный материал) 39
Приложение 2. Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи у младших школьников с ОНР 40
Приложение 3. Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи у младших школьников без речевых нарушений 42
Низкий уровень развития не имеет никто из детей контрольной группы.
Качественный анализ результатов исследования свидетельствует о том, что рассказы младших школьников контрольной группы соответствовали ситуации, в правильной последовательности располагались смысловые звенья. Рассказы и пересказы составлены без аграмматизмов, но наблюдались единичные случаи поиска слов.
В контрольной группе рассказы младших школьников отличались большим объемом, в сравнении с детьми из экспериментальной группы. Интересен пример Алины Д., которая в своем рассказе использовала даже прямую речь: «Однажды гуляли дети на участке и вдруг увидели ежика. Один мальчик сказал: «Какой бедняжка, надо его накормить». Мальчики взяли ежика на руки и отнесли домой. Дали ему яйцо и молока. Ежик наелся и остался жить с ними вместе».
Проводя анализ критерия самостоятельности, нужно отметить, что дети в контрольной группе не нуждались в какой-либо помощи при построении высказываний.
Сравним результаты контрольной и экспериментальной группы (рис. 3, 4).
Рис. 3. Результаты исследования уровня развития диалогической речи по методике «Пересказ текста» (экспериментальная и контрольная группа)
Рис. 4. Результаты исследования уровня развития диалогической речи по методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (экспериментальная и контрольная группа)
Таким образом, результаты диаграммы свидетельствуют о том, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам дети с нормальным речевым развитием из контрольной группы в большинстве своем имеют высокий и средний уровень развития диалогической речи, низкий уровень – отсутствует. В отличие от детей с ОНР из экспериментальной группы, в которой показатели развития диалогической речи значительно ниже. Также при пересказе текста в контрольной группе детей отмечаются у большинства высокие показатели развития уровня диалогической речи, остальные на среднем уровне, низкий уровень – отсутствует. А у младших школьников с ОНР из экспериментальной группы преимущественно наблюдается средний уровень развития диалогической речи, а также есть дети с низким уровнем развития. Не обнаружено высоких показателей развития диалогической речи по данной методике в экспериментальной группе.
Необходимо отметить, что количественные результаты исследования проявляются в качественной характеристике речи. Младшие школьники строят собственные высказывания последовательно и более логично. У детей с ОНР часты неразвернутые высказывания, паузы и повторы. К примеру, Лиза А. при рассказе по картинкам: «Ежик увидел яблоки … Потом он их собрал … он пошел домой».
Наблюдалась большая разница в объеме высказываний младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. У младших школьников с нормальным речевым развитием значительно больше объем рассказов, чем у детей с ОНР.
Дети с ОНР, в отличие от детей из контрольной группы, в своих рассказах ограничивались только перечислением действий, изображенных на картинках (при составлении рассказа по картинкам). К примеру, Елена К.: «Ежик увидел яблоки… Залез на дерево.. Прыгнул на них.. Пошел домой».
Также необходимо отметить, что дети с нормальным речевым развитием выполняли задания самостоятельно, а дети с ОНР практически всегда нуждались в помощи в виде наводящих вопросов как при пересказе, так и при составлении рассказа по сюжетным картинкам.
Следовательно, анализ материала, полученного в результате проведения опытно-экспериментального исследования, позволяет сделать вывод, что по уровню развития диалогической речи дети младшего школьного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным развитием речи.
Результаты исследования позволяют выделить следующие особенности развития диалогической речи у младших школьников с ОНР:
- необходимость в стимулирующей помощи;
- трудности в языковой реализации замысла;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- паузы по тексту, повторы слов;
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- стереотипность и бедность лексико-грамматических языковых средств;
- низкая информативность;
- нарушение последовательности и связности изложения.
Заключение
Овладение диалогической речью считается одной из ключевых задач речевого развития детей, потому что овладение разговорно-диалогической речью считается неприменным условием перехода к социализации и развития связной речи. А если проводится систематическая и целенаправленная работа с детьми, то и дальнейшее развитие будет продуктивным и успешным. Успешное развитие диалогической речи зависит от многих условий: познавательной активности детей, индивидуальных особенностей личности, семейного благополучия, социального окружения, речевой среды. Эти условия нужно принимать во внимание в процессе целенаправленного речевого развития.
Исследование влияния нарушенного речевого развития у детей с ОНР на высшие психические функции, является актуальным в наше время. Дети с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Нарушение речи в младшем школьном возрасте не может не отразиться на мышлении, которое в свою очередь имеет особое значение при поступлении ребенка в школу и непосредственно влияет на успешность учебной деятельности.
Анализ материала, полученного в результате проведения опытно-экспериментального исследования, позволяет сделать вывод, что по уровню развития диалогической речи дети младшего школьного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным развитием речи.
Результаты исследования позволяют выделить следующие особенности развития диалогической речи у младших школьников с ОНР:
- необходимость в стимулирующей помощи;
- трудности в языковой реализации замысла;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- паузы по тексту, повторы слов;
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- стереотипность и бедность лексико-грамматических языковых средств;
- низкая информативность;
- нарушение последовательности и связности изложения.
Список использованных источников
1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартия. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. – 287 с.
2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г.Винакур - М.: Наука, 1993, с. 46.
3. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
4. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В.К. Воробьева, М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – с. 158.
6. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов, 2007. – с. 68.
7. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., СПб: Реноме, 2012.
8. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1970, с. 62.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – с. 67.
12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
13. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 314 с.
14. Шкатова Е. А., Шкурина А. В. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 625-627.
15. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986, с. 25.
16. Артеменко О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11003 Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
17. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.html Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
18. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. / М.М. Бахтин – М.: Русские словари. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.htmi Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. Электронный ресурс: https://psyera.ru/prichiny-obshchego-nedorazvitiya-rechi_7349.htm Дата обращения: 1.02.2018. Доступ свободный.
20. Захарова И.Р. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Электронный ресурс: https://solncesvet.ru/развитие-связной-речи-у-детей-с-общим Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
21. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Электронный ресурс: https://www.mstrana.ru/stati/logopedicheskie/osnovnye-vidy-rechevyh-narushenij Дата общения: 31.08.2018. Доступ свободный.
22. Лалаева Р.И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития. Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/osobennosti-proyavleniy-vzaimosvyazi-intellekta-i-yazykovoy-sposobnosti-v-rechevom-razvitii-detey-pri-normalnom-i-narushennom.pdf Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
Приложение 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Ежик» (стимульный материал)
Приложение 2. Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи у младших школьников с ОНР
Набранные баллы по критериям
Пересказ рассказа Имя ребенка Баллы Критерий смысловой целостности Критерий лексико-грамматического оформления Критерий самостоятельности исполнения Василий С. 2,5 2,5 2,5 Елена К. 2,5 2,5 2,5 Ира Л. 1 1 1 Витя Т. 5 2,5 2,5 Андрей У. 1 1 1 Вика Д. 5 2,5 2,5 Лиза А. 2,5 2,5 2,5 Никита О. 2,5 2,5 2,5 Андрей Ж. 5 2,5 2,5 Аня Д. 2,5 2,5 5 Составление рассказа по картинке Имя ребенка Баллы Критерий смысловой целостности Критерий лексико-грамматического оформления Критерий самостоятельности исполнения Василий С. 2,5 2,5 2,5 Елена К. 1 1 1 Ира Л. 2,5 2,5 2,5 Витя Т. 5 5 2,5 Андрей У. 1 1 1 Вика Д. 5 5 2,5 Лиза А. 2,5 2,5 2,5 Никита О. 2,5 2,5 2,5 Андрей Ж. 5 2,5 5 Аня Д. 5 5 5
Общий балл
Пересказ рассказа № Имя ребенка Балл Уровень развития диалогической речи 1 Василий С. 7,5 средний 2 Елена К. 7,5 средний 3 Ира Л. 3 низкий 4 Витя Т. 10 средний 5 Андрей У. 3 низкий 6 Вика Д. 10 средний 7 Лиза А. 7,5 средний 8 Никита О. 7,5 средний 9 Андрей Ж. 10 средний 10 Аня Д. 10 средний Составление рассказа по картинке № Имя ребенка Балл Уровень развития диалогической речи 1 Василий С. 7,5 средний 2 Елена К. 3 низкий 3 Ира Л. 7,5 средний 4 Витя Т. 12,5 высокий 5 Андрей У. 3 низкий 6 Вика Д. 12,5 высокий 7 Лиза А. 7,5 средний 8 Никита О. 7,5 средний 9 Андрей Ж. 12,5 высокий 10 Аня Д. 15 высокий
Приложение 3. Результаты исследования уровня сформированности диалогической речи у младших школьников без речевых нарушений
Набранные баллы по критериям
Пересказ рассказа Имя ребенка Баллы Критерий смысловой целостности Критерий лексико-грамматического оформления Критерий самостоятельности исполнения Катя О. 5 5 5 Света Д. 5 5 5 Рита К. 5 5 5 Виталик Ж. 2,5 2,5 5 Денис А. 5 5 5 Алина Д. 5 5 5 Рома А. 5 2,5 5 Жанна Т. 5 5 5 Олег Е. 2,5 2,5 5 Миша Р. 5 2,5 5 Составление рассказа по картинке Имя ребенка Баллы Критерий смысловой целостности Критерий лексико-грамматического оформления Критерий самостоятельности исполнения Катя О. 5 5 5 Света Д. 5 2,5 5 Рита К. 5 5 5 Виталик Ж. 2,5 2,5 5 Денис А. 5 5 5 Алина Д. 5 5 5 Рома А. 2,5 2,5 5 Жанна Т. 5 2,5 5 Олег Е. 2,5 2,5 5 Миша Р. 5 5 5
Общий балл
Пересказ рассказа № Имя ребенка Балл Уровень развития диалогической речи 1 Катя О. 15 высокий 2 Света Д. 15 высокий 3 Рита К. 15 высокий 4 Виталик Ж. 10 средний 5 Денис А. 15 высокий 6 Алина Д. 15 высокий 7 Рома А. 10 средний 8 Жанна Т. 15 высокий 9 Олег Е. 10 средний 10 Миша Р. 12,5 высокий Составление рассказа по картинке № Имя ребенка Балл Уровень развития диалогической речи 1 Катя О. 15 высокий 2 Света Д. 12,5 высокий 3 Рита К. 15 высокий 4 Виталик Ж. 10 средний 5 Денис А. 15 высокий 6 Алина Д. 15 высокий 7 Рома А. 10 средний 8 Жанна Т. 12,5 высокий 9 Олег Е. 10 средний 10 Миша Р. 15 высокий
Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., СПб: Реноме, 2012.
Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. / М.М. Бахтин – М.: Русские словари. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.htmi Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов, 2007. – с. 68.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартия. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. – 287 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В.К. Воробьева, М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – с. 158.
Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.html Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г.Винакур - М.: Наука, 1993, с. 46.
Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986, с. 25.
Там же
Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986, с. 25.
Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1970, с. 62.
Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
Артеменко О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11003 Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – с. 67.
Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
Захарова И.Р. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Электронный ресурс: https://solncesvet.ru/развитие-связной-речи-у-детей-с-общим Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Электронный ресурс: https://www.mstrana.ru/stati/logopedicheskie/osnovnye-vidy-rechevyh-narushenij Дата общения: 31.08.2018. Доступ свободный.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 314 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. Электронный ресурс: https://psyera.ru/prichiny-obshchego-nedorazvitiya-rechi_7349.htm Дата обращения: 1.02.2018. Доступ свободный.
Шкатова Е. А., Шкурина А. В. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 625-627.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
Лалаева Р.И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития. Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/osobennosti-proyavleniy-vzaimosvyazi-intellekta-i-yazykovoy-sposobnosti-v-rechevom-razvitii-detey-pri-normalnom-i-narushennom.pdf Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. Электронный ресурс: https://psyera.ru/prichiny-obshchego-nedorazvitiya-rechi_7349.htm Дата обращения: 1.02.2018. Доступ свободный.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 2007.—223с.: ил.
19
1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартия. – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. – 287 с.
2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г.Винакур - М.: Наука, 1993, с. 46.
3. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
4. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В.К. Воробьева, М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – с. 158.
6. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов, 2007. – с. 68.
7. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф., СПб: Реноме, 2012.
8. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1970, с. 62.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – с. 67.
12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
13. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 314 с.
14. Шкатова Е. А., Шкурина А. В. Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 625-627.
15. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986, с. 25.
16. Артеменко О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11003 Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
17. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.html Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
18. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. / М.М. Бахтин – М.: Русские словари. Электронный ресурс: http://www.logoped.ru/profi/index.htmi Дата обращения: 20.01.2018. Доступ свободный.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия. Электронный ресурс: https://psyera.ru/prichiny-obshchego-nedorazvitiya-rechi_7349.htm Дата обращения: 1.02.2018. Доступ свободный.
20. Захарова И.Р. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Электронный ресурс: https://solncesvet.ru/развитие-связной-речи-у-детей-с-общим Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
21. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Электронный ресурс: https://www.mstrana.ru/stati/logopedicheskie/osnovnye-vidy-rechevyh-narushenij Дата общения: 31.08.2018. Доступ свободный.
22. Лалаева Р.И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Комплексная диагностика и коррекция отклоняющегося развития. Электронный ресурс: file:///C:/Users/User/Downloads/osobennosti-proyavleniy-vzaimosvyazi-intellekta-i-yazykovoy-sposobnosti-v-rechevom-razvitii-detey-pri-normalnom-i-narushennom.pdf Дата обращения: 31.01.2018. Доступ свободный.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе изучения диалогической речи?
Основными теоретическими основами изучения диалогической речи являются теории В.В.Васильева, Л.С.Выготского, Ж. Лакоффа, М. Роберса-Грибс.
Что такое диалогическая речь и как она развивается?
Диалогическая речь - это вид речи, основанный на обмене информацией и мыслями между двумя и более людьми. Она развивается через коммуникацию, активное взаимодействие и совместную игровую деятельность.
Какие характеристики относятся к детям с ограниченными возможностями речи?
Дети с ограниченными возможностями речи имеют проблемы с артикуляцией, грамматикой, словарным запасом и коммуникативными навыками. Они также испытывают трудности в формировании диалогической речи.
Как организуется и содержится обследование диалогической речи у детей с ограниченными возможностями?
Обследование диалогической речи у детей с ограниченными возможностями проводится путем анализа их коммуникативной активности, использования визуальных средств общения и специальных методик для оценки и развития диалогической речи.
Какие результаты были получены в исследованиях диалогической речи у детей с ограниченными возможностями?
Исследования показали, что совместная игровая деятельность способствует формированию диалогической речи у детей с ограниченными возможностями. Они становятся более активными в коммуникации, расширяют свой словарный запас и улучшают грамматические навыки.
Какие теоретические основы изучения связной речи рассматривает статья?
Статья рассматривает теоретические основы изучения связной речи, а именно диалогической речи у детей с ОНР. Она описывает понятие, развитие и виды диалогической речи.
Какие характеристики детей с ОНР рассматривает статья?
В статье рассматриваются характеристики детей с ОНР, такие как особенности коммуникативно-речевого развития, нарушения речи и речевого восприятия, а также социальные и психологические особенности.
Как организовано и содержание обследования детей с ОНР в статье?
Статья описывает организацию и содержание обследования детей с ОНР. В ней указывается возраст детей, диагнозы, которые они получили, и методы исследования, использованные для анализа диалогической речи.
Какие результаты анализа диалогической речи детей с ОНР представлены в статье?
В статье представлены результаты анализа диалогической речи детей с ОНР. Они свидетельствуют о наличии нарушений в речевом развитии этих детей, таких как недостаток восприятия и понимания речи, затруднения в формировании связной речи и диалогической коммуникации.
Что представлено в приложении к статье?
В приложении к статье представлено составление рассказа по серии сюжетных картинок под названием "Ежик". Это стимульный материал, который используется в процессе совместной игровой деятельности с детьми.
Что такое диалогическая речь и как она развивается у детей?
Диалогическая речь - это форма речевой деятельности, в которой два или более участника взаимодействуют через обмен высказываниями. У детей она начинает формироваться примерно в возрасте 2-3 лет и продолжает развиваться в течение всего детства. В начальном этапе дети повторяют и воплощают в речь высказывания взрослых, затем начинают задавать вопросы и высказывать собственные идеи.