Сотрудничество КНР и стран-участниц ЕврАзЭс, ЕАЭС(2001-2017)
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 64 + 64 источника
- Добавлена 27.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения сотрудничества КНР и стран-участниц ЕврАзЭс, ЕАЭС 6
1.1 Развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭс/ЕАЭС 6
1.2 Основы внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке 12
1.3 Роль и место процессов евразийской интеграции во внешней политике КНР 18
Глава 2. Основные направления сотрудничества между КНР и странами-участницами ЕврАзЭс/ЕАЭС 24
2.1 Политическое сотрудничество между КНР и странами-участницами ЕврАзЭс/ЕАЭС 24
2.2 Торгово-экономическое сотрудничество как ключевое в отношениях КНР со странами-участницами ЕврАзЭс/ЕАЭС 26
2.3 Взаимодействие КНР и стран-участниц ЕврАзЭс/ЕАЭС в энергетической сфере 29
Глава 3. Перспективы укрепления сотрудничества КНР и стран-участниц ЕАЭС 38
3.1 Инвестиционная активность КНР в странах-участницах ЕАЭС 38
3.2 Сопряжение китайской инициативы «Один пояс, один путь» с ЕАЭС 42
3.3 Перспективы развития отношений КНР с РФ как ведущей силы ЕАЭС 48
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Кроме того, в основе внешней политики РФ также лежит многосторонний подход, что сближает внешнеполитические линии двух стран.
В геополитическом плане сотрудничество со своим крупнейшим соседом – Россией – является в высшей степени стратегическим и важным для руководства Китая. Это подтверждают двусторонние документы, на основе которых в настоящее время развиваются двусторонние отношения. Результатом такого взаимодействия стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 г. главами двух государств в Москве. С тех пор было подписано большое количество и других соглашений, которые только подтвердили установленные приоритеты взаимоотношений.
После перерыва в отношениях двух стран в 20 лет подписание указанного Договора 2001 г. стало важнейшей правовой базой для развития двусторонних отношений России и Китая. Именно этот документ по большому счету определяет стратегический характер контактов двух стран.
Само название договора, в котором указаны такие термины как добрососедство, дружба и сотрудничество – было предложено Китаем, который понимал, что очень важно положить в основу взаимодействия именно добрососедство, которое призвано стать базой для дальнейшего развития дружбы и сотрудничества.
Когда велись переговоры России и Китая по вопросам приграничного урегулирования, китайские власти использовали определенные термины для трактовки отношения двух государств. Так, указывалось, что граница между двумя нашими странами определялась по большому счету «неравноправными» договорами, которые, с точки зрения китайской стороны, были подписаны в условиях, когда Китай не мог оспаривать их содержание (т.е. условия были навязаны), а российский и китайский народы были в бесправном положении.
Поэтому преамбула Договора 2001 года содержит вполне целенаправленно благие пожелания, которые могут быть истолкованы и восприняты однозначно.
Тем не менее в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве все равно указывались существующие на тот момент проблемы, требующие своего решения.
Например, наболевшим вопросом называлась проблема проведения линии границы между Россией и Китаем на тех участках, которые не были согласованы. Это означало, что вопрос границы еще только нужно было разрешить во имя вечного мира и дружбы. Завершить процедуру демаркации российско-китайской границе удалось только к 2005 году, когда межгосударственная граница была установлена по центру реки Амур (тогда Китаю отошел ряд территорий).
Если говорить еще о важности Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года, то важно отметить, что обе стороны называли этот договор «большим», вполне справедливо говоря, что документ имеет знаковый характер для отношений обеих стран, а также охватывает очень обширную сферу сотрудничества Москвы и Пекина.
В настоящее время на российско-китайские отношения оказывает влияние и ситуация с действием санкций против РФ со стороны стран Запада. Так, в 2014 году в связи с ситуацией на Украине такие страны как США, государства ЕС, Канада и ряд других, ввели ограничения на экономическое взаимодействие с российской стороной, эти санкции действуют по настоящий момент. Это стало поводом для РФ усилить интенсификацию контактов с китайским соседом. Сегодня особенно можно выделить сотрудничество в энергетической сфере. Россия особенно заинтересована в интенсификации поставок энергетических ресурсов в КНР (речь идет о нефти, природном газе и др.). В настоящее время существуют примеры таких контактов РФ и КНР, но в перспективе на 15 лет российская сторона хочет стать самым крупным поставщиком энергетического сырья в Китай.
Современные западные санкции против России в основном направлены на энергетическую сферу нашей страны, что только в большей степени стимулирует российские усилия по активизации данного направления сотрудничества с китайской стороной.
Усиление энергетической составляющей в отношениях России и Китая нашло отражение и в их контактах на уровне БРИКС. Так, на саммите 2015 года в Уфе страны-участницы БРИКС особо выделили сферу энергетики. В Стратегии экономического партнерства БРИКС энергетическая сфере обозначена как один из приоритетов. Особенно отмечены и такие вопросы как развитие инфраструктуры, инвестиций в энергетические проекты, расширение поставок энергоносителей. Российский глава государства В.В. Путин выдвинул предложение создания Ассоциации стран БРИКС, которую в последствии можно будет дополнить Резервным банком топлива и Институтом энергетической политики» стран БРИКС. Таким образом, не вызывает сомнения, что энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем на уровне БРИКС имеет очень положительные перспективы.
Кризис в отношениях России со странами Запада благотворно сказался не только на экономическом и энергетическом сотрудничестве России и Китая, но также и на формировании базовых стратегических приоритетов во взаимодействии двух государств. С 2014 года данное сотрудничество имело большой подъем. Так, только в 2014 году Президент РФ и Председатель КНР провели 5 встреч в различных форматах, между странами было подписано много важнейших документов, опубликованы совместные заявления, проведены переговоры по линии таких структур как ШОС, БРИКС и АТЭС. На саммитах указанных организаций Россия и Китай смогли достичь полного взаимопонимания по вопросам геополитического и военно-политического взаимодействия на мировой арене в целом и на региональном уровне в частности. Очень важную роль сыграл саммит РФ и КНР, состоявшийся в Шанхае в мае 2014 года, на котором между двумя странами было подписано более сорока документов межправительственного, межведомственного и межрегионального формата. Сегодня пока не может еще вестись речь о формировании совместного военно-политического союза России и Китая, однако это направление набирает свои обороты в последние годы. В качестве примера можно привести цитату из Совместного заявления В.В. Путина и Си Цзиньпиня, где отмечалась важность усиления взаимной поддержки «в вопросах, затрагивающих коренные интересы, в том числе в обеспечении суверенитета, территориальной целостности и безопасности».
Таким образом, кризис на Украине способствовал ускорению активизации российско-китайского сотрудничества по многим направлениям, но при этом сам характер контактов и их направления сохранились все те же. Их базой являются стабильные, общие интересы. Российский поворот в сторону азиатского направления является более ранней стратегией России, предполагающей фундаментальное сближение с китайской стороной. Это находит свое отражение и в сфере российско-китайского сотрудничества по таким направлениям как политическое, военное, торгово-экономическое, культурное, научно-техническое и т.д., которые с каждым годом набирают свои обороты.
Несмотря на рассмотренные позитивные стороны развития сотрудничества России и Китая, эти отношениях имеют определенные угрозы национальной безопасности РФ.
Наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день служит китайский проект «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП).
Определим интересы России в ЭПШП. На сегодняшний день существует много мнений на этот счет.
Охватывая территории государств Евразийского экономического союза, «Экономический пояс Шелкового пути» затрагивает экономические и политические интересы не только всех его участников, но также культурно и экономически близких стран Кавказа и Центральной Азии. Основная угроза, исходящая от китайского проекта для России, кроется в постепенном втягивании в сферу влияния Китая не только республик бывшего СССР - Азербайджана, Грузии, Туркмении, Узбекистана, но и Казахстана, Киргизии и Таджикистана как членов ЕАЭС. Эти страны, наряду с Россией, для Китая важны как рынки сбыта собственной продукции. Независимая промышленная политика ЕАЭС, предполагающая в том числе развитие собственной обрабатывающей промышленности а счет формирования спроса на внутреннем рынке, не обязательно будет соответствовать интересам инициаторов Нового Шелкового пути.
Прокладывая альтернативные транспортные ветки, Китай, вероятно, преследует такие цели как снижение зависимости от России, а также расширение рынков сбыта, включая экспорт услуг по строительству инфраструктуры. Россия, в свою очередь, при сокращении доходов от экспорта сырья делает ставку на новую индустриализацию, поэтому стремится ограничить китайский импорт.
Сторонники говорят о том, что для России является важным войти в трансевразийские транспортные коридоры «Нового Шелкового пути», для того, чтобы стать «мостом» между странами Востока и Запада. Критики же придерживаются мнения, что на фоне сложных отношений с Западом в настоящее время, Российская Федерация весьма заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем, сам транзит ее не интересует. А, как известно, совместные крупные проекты являются одним из наиболее надежных способов укрепления долгосрочного партнерства.
Многие российские политологи полагают, что китайский проект «Экономического пояса Шелковый путь» - это попытка вытеснить Россию из экономического пространства центрально-азиатского региона. Такую обеспокоенность РФ можно понять, так как Москва рассматривает данный регион как сферу своего влияния, экономические связи с ним формировались на протяжении долгих лет, было затрачено много средств и усилий на выстраивание диалога с Центральной Азией. РФ опасается, что ЭПШП станет помехой для развития ЕАЭС, так как экономический пояс преследует те же интересы, только включает в проект больше стран.
Еще одним минусом является то, что при улучшении качества отрезка транзита, проходящего через Казахстан, снизится интерес к Транссибирской магистрали. Проблемами Транссиба уже давно стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов. А такое развитие событий, явно отрицательно повлияет на планах России в возрождении Сибири и Дальнего Востока.
Китай, в лице Фонда Шелкового пути, проявляет все больший интерес к топливно-энергетической промышленности России. Так, инвесторы из КНР проявляют интерес к российским проектам по производству сжиженного природного газа. Например, в декабре 2015 года Фонд Шелкового пути приобрел 9,9% акций «Ямал-СПГ», а также выдал предприятию кредит на 700 млн. евро. В этом проекте 20% принадлежит китайской компании CNPC.
Еще один пример - в ноябре 2016 года стороны подписали ряд соглашений, в том числе между «Роснефтью» и китайской компанией «Beijing Gas Group» о сотрудничестве в газовом бизнесе, включая приобретение 20% акций ПАО «Верхнечонскнефтегаз» (сумма сделки, прошедшей в июне 2017 года, оценивается в 1,1 млрд. долларов); о продаже доли ПАО «СИБУР холдинг» китайскому Фонду Шелкового пути; меморандум между «Газпромом» и CNPC о проведении исследования возможности сотрудничества в области газомоторного топлива.
Таким образом, экспансия Китая в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» означает для России оттеснение ее с прежних позиций, и лучшее, что может сделать РФ - это в каждом случае минимизировать свои потери, развивая в тоже время свое сотрудничество с Китаем во всех сферах, отвечающим ее интересам. Здесь важно, чтобы в условиях конфронтации России с Западом, в результате украинского кризиса, диалог России с КНР о деловом сотрудничестве не велся с позиции слабости.
Заключение
Евразийское направление является сегодня одним из ключевых для внешней политики Китая. За последние годы Пекин активно стал продвигать свою инициативу «Один пояс, один путь», объединяющую два проекта - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь», которые направлены на развитие торговых, транспортных и экономических коридоров Евразии. Этот проект имеет особенно большие перспективы в связи с отказом нынешнего президента США Д. Трампа от Транстихоокеанского партнерства (ТПП являлось конкурентом для китайских инициатив в АТР), так как КНР сегодня может взять на себя роль лидера в интеграционных торгово-экономических проектах региона.
Здесь КНР акцентировала внимание мирового сообщества на собственных геополитических амбициях – страна стала претендовать на реализацию самостоятельного экономического курса за пределами своего государства, отнеся к зоне своей внешнеполитической стратегии в том числе и Евразию. Страны Центральной Азии занимают особое положение в евразийской политике региона, что связано как с экономическими интересами КНР, так и политическими.
Страны евразийского региона являются зоной особых интересов и России, что отражено во всех ключевых внешнеполитических документах страны. Свои интересы РФ продвигает как в формате двусторонних контактов с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией и Арменией, так и по линии интеграционных проектов – это ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.
Китай и Россия имеют пересекающиеся интересы в рассматриваемом регионе, которые связаны с вопросами экономического сотрудничества, а также формированием пространства безопасности. Но при этом они сохраняют положение и конкурентов.
Перспективы политики КНР в Евразии можно связать с сопряжением Евразийского экономического союза и проекта «Экономический пояс Шелкового пути», благополучный результат которого зависит от готовности каждого государства в отдельности, а также органов ЕАЭС принять активные действия и привлечь нужных экспертов. Страны-члены ЕАЭС должны выступать на переговорах с КНР как одна сторона, которая уже смогла учесть интересы каждой и выработать единой подход. Это поможет быть готовым отвечать на широкий спектр вопросов.
Список использованных источников и литературы
«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
Васецова Е.С. Исламистские группировки в Сирии // URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/765
Выступление Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова // URL: http://yeurasia.org/nazarbaev_msu_1994/
Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
Государственное бюро статистики КНР // URL http://data.stats.gov.cn/english/
Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
Дубовицких Ю. Куда пойдут $14 млрд китайских инвестиций в Казахстан // URL https://forbes.kz/finances/investment/zolotoy_dojd_iz_podnebesnoy
ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» [// URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura26_RUS_2014.pdf
Единое экономическое пространство (ЕЭП) // URL: http://www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_f8d4b8fe-4d49-4b48-8d2a-f974c1e4d5c1.html
Иванов А. Первая тихоокеанская // Коммерсантъ власть. 2001. 15 мая.
Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
Казахстан-Китай: взаимовыгодное сотрудничество // URL http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/kazahstankitai_vzaimovigodnoe_sotrudnichestvo-2015_09_17-1074779
Каменнов П. Военная доктрина и Вооруженные силы Китая // Отечественные записки. 2008. №3 (42).
Кашин В.Б. На пути к глобальной военной державе: эволюция военной политики КНР в 1949-2014 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4. С. 106-129.
Китай в мировой и региональной политике (История и современность). Под ред. Б.Т. Кулик. М., 2003.
Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В. Михеева. М., 2005.
Китайский вектор // URL: http://www.zakon.kz/4693493-jekonomicheskoe-sotrudnichestvo.html
Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013.
Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
Ларин А.Г. Новый Шелковый путь и его сопряжение с ЕВРАЗЭС: некоторые замечания // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. №20-1. С. 339-354.
Лузянин С.Г. Значение Центральной Азии и ШОС: экспертный дискурс // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016.
Мордвинова А.Э. Экономика Центральной Азии в 2015 году // URL: http://riss.ru/analitycs/25391
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
Пономарев С. КНР: новая великая морская держава? // Индекс безопасности. 2007. №2 (82). Том 13.
Порятков В. О некоторых аспектах внешней политики Китайской Народной Республики в 2012 г. // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. Сост.: Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М.: ИДВ РАН, 2014.
Поштич М. Сравнительный анализ энергетической стратегии КНР в отношении стран Центральной Азии // Comparative Politics. 2015. №3 (20). С. 85-103.
«Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
Сидоркина И. Китайские боевики воюют за сирийских террористов // URL: https://www.gazeta.ru/army/2017/02/14/10525685.shtml
Сидорович А. Идея Евразийского союза в действии // URL: http://www.evrazes.com/smi/view/29
Собянин А., Шибутов М. Будет ли война в Азии? // URL: http://www.zonakz.net/articles/?artid=20868
Симонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. // URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642
Сорокин Д. Единое Экономическое пространство: что мешает. М.: БЭЖ, 2010.
Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 358-362.
Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
Сыроежкин К.Л. Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двусторонних отношений. Астана-Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2014.
Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза // Управленческое консультирование. 2015. №11. С. 66-70.
Чжан Гаоли и А. Дворкович провели 14-е заседание Китайско-российской комиссии по энергетическому сотрудничеству // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0921/c31521-9271750.html
Чжэн И. Сотрудничество РФ и КНР в Центральной Азии как фактор обеспечения стабильного развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 6.
Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
Эксперт: «ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-i-kitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
Энергия сотрудничества // URL: http://russian-chinese.com/2014/10/08/energiya-sotrudnichestva/
Belt and Road driving growth, creating jobs, says minister // URL: http://www.china.org.cn/business/2016-02/24/content_37858746.htm
Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. Towards a Eurasian Economic Union: the challenge of integration and unity // CEPS special report. 2012. December.
Chen Yang. Russia port has big regional goals, especially for Northeast China // URL: http://english.people.com.cn/business/n/2014/0918/c90778-8784185.html
Lewis J.W., Xue Litai. China’s Strategic Seapower: the Politics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford, 1994.
Pew Research Center. How Asia-Pacific Publics See Each Other and Their National Leaders // URL: http://www.pewglobal.org/2015/09/02/how-asia-pacific-publicssee-each-other-and-their-national-leaders/
UnctadStat // URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
Wang Jun. New Frontiers in Exports. China sends railway, nuclear power and other equipment sales to foreign markets // URL: http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2015-02/09/content_668373_2.htm
Yu Lintao. China and its South Asian neighbors boost cooperation levels // URL: http://www.bjreview.com/world/txt/2014-09/25/content_642358_3.htm
Zhong Nan. Railway companies on track to haul the world // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-03/28/content_24126957_2.htm
Zhou Xiaoyan. World Factory to World Investor // URL: http://www.bjreview.com.cn/quotes/ txt/2015-02/16/content_668848_2.htm
Цит. по : Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
Выступление Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова // URL: http://yeurasia.org/nazarbaev_msu_1994/
Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura26_RUS_2014.pdf
Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. Towards a Eurasian Economic Union: the challenge of integration and unity // CEPS special report. 2012. December.
Сидорович А. Идея Евразийского союза в действии // URL: http://www.evrazes.com/smi/view/29
Сорокин Д. Единое Экономическое пространство: что мешает. М.: БЭЖ, 2010. С.19-25.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) // URL: http://www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_f8d4b8fe-4d49-4b48-8d2a-f974c1e4d5c1.html
Китай в мировой и региональной политике (История и современность). Под ред. Б.Т. Кулик. М., 2003. С. 96.
Собянин А., Шибутов М. Будет ли война в Азии? // URL: http://www.zonakz.net/articles/?artid=20868
См.: Каменнов П. Военная доктрина и Вооруженные силы Китая // Отечественные записки. 2008. №3 (42).
Кашин В.Б. На пути к глобальной военной державе: эволюция военной политики КНР в 1949-2014 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4. С. 106-129.
См.: Пономарев С. КНР: новая великая морская держава? // Индекс безопасности. 2007. №2 (82). Том 13. С. 76.
Lewis J.W., Xue Litai. China’s Strategic Seapower: the Politics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford, 1994. Р. 34.
Напр.: Иванов А. Первая тихоокеанская // Коммерсантъ власть. 2001. 15 мая.
В 2014 году РФ была исключена из «Большой восьмерки», поэтом структура сегодня носит название «Большой семерки».
Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В. Михеева. М., 2005. С. 358.
Цит. по: Порятков В. О некоторых аспектах внешней политики Китайской Народной Республики в 2012 г. // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. Сост.: Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 139.
Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
«Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» [// URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
Цит. по: Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
«Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
См. К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
Чжэн И. Сотрудничество РФ и КНР в Центральной Азии как фактор обеспечения стабильного развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 6.
Васецова Е.С. Исламистские группировки в Сирии // URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/765
Сидоркина И. Китайские боевики воюют за сирийских террористов // URL: https://www.gazeta.ru/army/2017/02/14/10525685.shtml
UnctadStat // URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
Составлено по: UnctadStat // URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
Мордвинова А.Э. Экономика Центральной Азии в 2015 году // URL: http://riss.ru/analitycs/25391
Там же.
Сыроежкин К.Л. Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двусторонних отношений. Астана-Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2014. С. 78.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/China/Analytics_China_Jan-Sep%202017.pdf
Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013. С. 15.
Cимонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
Чжан Гаоли и А.Дворкович провели 14-е заседание Китайско-российской комиссии по энергетическому сотрудничеству // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0921/c31521-9271750.html
Энергия сотрудничества // URL: http://russian-chinese.com/2014/10/08/energiya-sotrudnichestva/
Поштич М. Сравнительный анализ энергетической стратегии КНР в отношении стран Центральной Азии // Comparative Politics. 2015. №3 (20). С. 85-103.
Китайский вектор // URL: http://www.zakon.kz/4693493-jekonomicheskoe-sotrudnichestvo.html
Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. С. 246.
Составлено по: Государственное бюро статистики КНР // URL http://data.stats.gov.cn/english/
Дубовицких Ю. Куда пойдут $14 млрд китайских инвестиций в Казахстан // URL https://forbes.kz/finances/investment/zolotoy_dojd_iz_podnebesnoy
Казахстан-Китай: взаимовыгодное сотрудничество // URL http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/kazahstankitai_vzaimovigodnoe_sotrudnichestvo-2015_09_17-1074779
См.: Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза // Управленческое консультирование. 2015. №11. С. 66-70.
Эксперт: «ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-i-kitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
См.: Ларин А.Г. Новый Шелковый путь и его сопряжение с ЕВРАЗЭС: некоторые замечания // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. №20-1. С. 339-354.
Ларин А.Г. Новый Шелковый путь и его сопряжение с ЕВРАЗЭС: некоторые замечания // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. №20-1. С. 344.
Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 358-362.
Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 95.
Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
См.: Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
См.: там же.
Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
Лузянин С.Г. Значение Центральной Азии и ШОС: экспертный дискурс // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 10.
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. // URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642
Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
2
1. «Большая Евразия» должна быть открыта и для стран Европы // URL: http://www.eastrussia.ru/material/bolshaya-evraziya-dolzhna-byt-otkryta-i-dlya-stran-evropy/
2. Васецова Е.С. Исламистские группировки в Сирии // URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/765
3. Выступление Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова // URL: http://yeurasia.org/nazarbaev_msu_1994/
4. Гаврилова К.А. Экономический пояс Шелкового пути в рамках евразийской интеграции // ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE «Consilium». 2016. С. 94-98.
5. Глазьев С.А. Настоящее и будущее евразийской интеграции // URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
6. Государственное бюро статистики КНР // URL http://data.stats.gov.cn/english/
7. Денисов И. Путешествие на запад: Экономический пояс Шелкового пути - воплощение «китайской мечты» в международном формате // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1427186400
8. Дубовицких Ю. Куда пойдут $14 млрд китайских инвестиций в Казахстан // URL https://forbes.kz/finances/investment/zolotoy_dojd_iz_podnebesnoy
9. ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» [// URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-ikitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
10. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshura26_RUS_2014.pdf
11. Единое экономическое пространство (ЕЭП) // URL: http://www.sng.allbusiness.ru/content/document_r_f8d4b8fe-4d49-4b48-8d2a-f974c1e4d5c1.html
12. Иванов А. Первая тихоокеанская // Коммерсантъ власть. 2001. 15 мая.
13. Идрисов А. Экономический пояс Шелкового пути и евразийская интеграция: конкуренция или новые возможности? // URL: http://www.ictsd.org
14. Искандеров П. XIX съезд Компартии Китая и интересы России // URL: https://interaffairs.ru/news/show/18626
15. К Великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Отв. рук. С.А. Караганов. М., 2015.
16. Казахстан-Китай: взаимовыгодное сотрудничество // URL http://bnews.kz/ru/news/archive/analitika/kazahstankitai_vzaimovigodnoe_sotrudnichestvo-2015_09_17-1074779
17. Каменнов П. Военная доктрина и Вооруженные силы Китая // Отечественные записки. 2008. №3 (42).
18. Кашин В.Б. На пути к глобальной военной державе: эволюция военной политики КНР в 1949-2014 гг. // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. №4. С. 106-129.
19. Китай в мировой и региональной политике (История и современность). Под ред. Б.Т. Кулик. М., 2003.
20. Китай и Центральная Азия вместе исполняют мечту // URL: http://russian.people.com.cn/95181/8505971.html
21. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В. Михеева. М., 2005.
22. Китайский вектор // URL: http://www.zakon.kz/4693493-jekonomicheskoe-sotrudnichestvo.html
23. Кузьмина Е.М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013.
24. Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества // Журнал Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. №20.
25. Ларин А.Г. Евразийские инициативы Си Цзиньпина: Шелковый путь и другие // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 100-120.
26. Ларин А.Г. Новый Шелковый путь и его сопряжение с ЕВРАЗЭС: некоторые замечания // Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. №20-1. С. 339-354.
27. Лузянин С.Г. Значение Центральной Азии и ШОС: экспертный дискурс // Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интере¬сов России. Отв. ред. Ю.В. Морозов. М.: ИДВ РАН, 2016.
28. Мордвинова А.Э. Экономика Центральной Азии в 2015 году // URL: http://riss.ru/analitycs/25391
29. По силам ли Китаю переустроить Центральную Азию // URL: http://www.notum.info/news/politika/po-silam-li-kitayu-pereustroit-czentralnuyu-aziyu
30. Пономарев С. КНР: новая великая морская держава? // Индекс безопасности. 2007. №2 (82). Том 13.
31. Порятков В. О некоторых аспектах внешней политики Китайской Народной Республики в 2012 г. // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. Сост.: Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М.: ИДВ РАН, 2014.
32. Поштич М. Сравнительный анализ энергетической стратегии КНР в отношении стран Центральной Азии // Comparative Politics. 2015. №3 (20). С. 85-103.
33. «Пояс и путь» – это китайская инициатива с возможностями для всего мира // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0313/c31521-9029478.html
34. Пусенкова Н. Российская энергетическая политика на Востоке: китайские головоломки Роснефти. Париж: Центр Россия/ННГ, 2013.
35. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
36. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество // URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
37. Рыбас Н.И. «Экономический пояс Шелкового пути: интересы и противоречия Китая и России // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6.
38. Сидоркина И. Китайские боевики воюют за сирийских террористов // URL: https://www.gazeta.ru/army/2017/02/14/10525685.shtml
39. Сидорович А. Идея Евразийского союза в действии // URL: http://www.evrazes.com/smi/view/29
40. Собянин А., Шибутов М. Будет ли война в Азии? // URL: http://www.zonakz.net/articles/?artid=20868
41. Симонов К. От слов к реальным проектам // Российская газета. 2007. 16 ноября.
42. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 г. // URL: http://www.news.kremlin.ru/ref_notes/1642
43. Сорокин Д. Единое Экономическое пространство: что мешает. М.: БЭЖ, 2010.
44. Строганов А.О. Новый Шелковый путь: вызов российской логистике // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 358-362.
45. Сыроежкин К.Л. Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: проблемы и перспективы // URL: http://www.ipp.kg/ru/news/2768/
46. Сыроежкин К.Л. Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двусторонних отношений. Астана-Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2014.
47. Торговое и инвестиционное сотрудничество России и Китая // URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/
48. Торговое представительство РФ в КНР // URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment
49. Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза // Управленческое консультирование. 2015. №11. С. 66-70.
50. Чжан Гаоли и А. Дворкович провели 14-е заседание Китайско-российской комиссии по энергетическому сотрудничеству // URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0921/c31521-9271750.html
51. Чжэн И. Сотрудничество РФ и КНР в Центральной Азии как фактор обеспечения стабильного развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 6.
52. Шимов В.Н., Быков А.А. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития // URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14482834280.pdf
53. Эксперт: «ЕАЭС и китайский проект могут сосуществовать и даже дополнять друг друга» // URL: http://www.notum.info/news/politika/ekspert-eaes-i-kitaisky-proekt-mogut-sosushhestvovat-i-dazhe-dopolnyat-drug-druga
54. Энергия сотрудничества // URL: http://russian-chinese.com/2014/10/08/energiya-sotrudnichestva/
55. Belt and Road driving growth, creating jobs, says minister // URL: http://www.china.org.cn/business/2016-02/24/content_37858746.htm
56. Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. Towards a Eurasian Economic Union: the challenge of integration and unity // CEPS special report. 2012. December.
57. Chen Yang. Russia port has big regional goals, especially for Northeast China // URL: http://english.people.com.cn/business/n/2014/0918/c90778-8784185.html
58. Lewis J.W., Xue Litai. China’s Strategic Seapower: the Politics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford, 1994.
59. Pew Research Center. How Asia-Pacific Publics See Each Other and Their National Leaders // URL: http://www.pewglobal.org/2015/09/02/how-asia-pacific-publicssee-each-other-and-their-national-leaders/
60. UnctadStat // URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx
61. Wang Jun. New Frontiers in Exports. China sends railway, nuclear power and other equipment sales to foreign markets // URL: http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2015-02/09/content_668373_2.htm
62. Yu Lintao. China and its South Asian neighbors boost cooperation levels // URL: http://www.bjreview.com/world/txt/2014-09/25/content_642358_3.htm
63. Zhong Nan. Railway companies on track to haul the world // URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-03/28/content_24126957_2.htm
64. Zhou Xiaoyan. World Factory to World Investor // URL: http://www.bjreview.com.cn/quotes/ txt/2015-02/16/content_668848_2.htm
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения сотрудничества КНР и стран участниц ЕврАзЭс?
Теоретическими основами изучения сотрудничества КНР и стран участниц ЕврАзЭс являются развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭс, основы внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке и роль и место процессов евразийской интеграции во внешней политике КНР.
Какие основы внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке?
Основы внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке включают в себя стремление к сохранению мира и стабильности, приверженность мультиполярности, активное участие в глобальном и региональном сотрудничестве, приоритет развития экономических отношений, налаживание партнерских отношений с другими странами.
Какую роль и место процессы евразийской интеграции играют во внешней политике КНР?
Процессы евразийской интеграции играют значительную роль и занимают важное место во внешней политике КНР. Китай активно поддерживает и участвует в проектах по развитию транспортной инфраструктуры и созданию экономических коридоров в Евразии. Кроме того, Китай стремится расширить свои экономические связи с странами ЕврАзЭс и развивает с ними политическое и культурное сотрудничество.
Какие основные направления сотрудничества между КНР и странами участницами ЕврАзЭс?
Основные направления сотрудничества между КНР и странами участницами ЕврАзЭс включают в себя политическое сотрудничество, экономическое сотрудничество, культурное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере безопасности.
Каковы основные направления сотрудничества между Китаем и странами Евразийского экономического союза?
Основные направления сотрудничества между Китаем и странами Евразийского экономического союза включают экономическое, политическое и культурное сотрудничество. В экономической сфере, Китай является важным торговым партнером для стран Евразийского экономического союза, и сотрудничество осуществляется в области торговли, инвестиций, транспорта и т.д. В политической сфере, страны сотрудничают по вопросам общей безопасности, региональной стабильности и др. В культурной сфере, проводятся различные культурные обмены, фестивали, выставки и т.д.
Какое место занимают процессы евразийской интеграции во внешней политике Китая?
Процессы евразийской интеграции занимают важное место во внешней политике Китая. Китай активно поддерживает интеграционные процессы в Евразии и видит их как важную платформу для развития экономического сотрудничества и повышения своего влияния в регионе. Китай активно участвует в проектах, таких как Пояс и путь, и стремится к развитию транспортной и энергетической инфраструктуры в регионе. Более того, Китай также стремится переговорами о подписании свободного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и Китаем.
Каковы теоретические основы изучения сотрудничества Китая и стран ЕАЭС?
Теоретические основы изучения сотрудничества Китая и стран Евразийского экономического союза включают такие аспекты, как международные отношения, региональная экономическая интеграция, политическая экономия и др. Изучение сотрудничества Китая и стран ЕАЭС позволяет понять причины и мотивы сотрудничества, анализировать влияние национальных интересов и целей на развитие отношений, а также исследовать влияние экономических и политических факторов на сотрудничество в рамках региональных интеграционных процессов.
Какие основы внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке?
Основой внешнеполитической стратегии КНР в XXI веке является стремление к экономическому развитию и росту своего влияния в мире. Китай активно развивает сотрудничество с другими странами, особенно в рамках интеграционных процессов, таких как ЕврАзЭс. КНР также стремится к укреплению своей роли в международных организациях и на мировой арене в целом.