Особенности копинг-поведения виктимных подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 34 34 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 27.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы виктимного поведения и коппинг стратегий 6
1.1 Сущность категорий виктимность, виктимизация, виктимное поведение и их взаимосвязь 6
1.2  Возникновение виктимного поведения у подростков 13
1.3 Влияние семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей подросткового возраста 21
2. Особенности копинг-поведения виктимных подростков 26
2.1 Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте 26
2.2 Особенности психологических защит виктимной личности 29
Заключение 33
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления

В подростковом возрасте идет сильное формирование познавательных процессов. Совершается становление избирательности, формирование целеустремленности восприятия, развитие теоретического мышления, логической памяти и стабильного произвольного внимания. Центральное личностное новообразование этого этапа — формирование самосознания на новом уровне, проистекает становление Я-концепции, которая проявляется в стремлении понять себя, свои харктеристики и возможности, свою неповторимость и редкость.
Следующей различительной характеристико копинг-поведения в нынешней подростковой среде считается возникновение установок на приобретение удовольствий, как способа ухода от критических обстановок и повышающихся трудностей. Научное обследование Е. А. Сибирева представляет, что в системе ценностных ориентаций нынешней российской молодежи стремление к забавам и удовольствиям прочно занимает вторую позицию после материального дохода, приметно опережая подобные ценности, как семья, забота о иных, творчество [3]. Саморазрушающим именовал В. Франкл стремление к счастью, когда в основании его лежат чувственные удовольствия. Именно подобные стремления обусловливают внутренние неврозы. Чем больше подросток стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Стремление к жизни «по принципу удовольствия» считается устанавливающим и смыслообразующим мотивом инфантилизма. Таким образом, подростки, встретившись с невозможностью переменить свое негативное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие результативных способов совладающего поведения, оказываются перед возможностью возникновения невроза [7]. Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, анализируют копинг как «деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между запросами среды и ресурсами, удовлетворяющими настоящим заявкам». Также на основании своих обследований копинг-поведения подростков авторы разработали три теоретические модели: [4, с.88] Модель адаптивного функционального копинг-поведения в себя включает следующие характеристики: ( сбалансированное употребление соответствующих возрасту копинг-стратегий; ( сбалансированное формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения и когнитивно-оценочных механизмов; ( доминирование мотивации на достижение удачи; ( присутствие определённых личностно-средовых копинг-ресурсов, снабжающих положительный психологический фон для одоления стресса и содействующих формированию копинг-стратегий.
Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения в себя включает следующие характеристики:
( употребления как пассивных , так и активных копинг-стратегий; ( несбалансированное функционирование когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих копинг-поведения; ( нестабильность, видоизменение мотивации — достижение удачи / избегание неудачи; ( низкая результативность блока как личностно-средовых копинг-ресурсов в целом, так и некоторых компонентов его структуры.

2.2 Особенности психологических защит виктимной личности

В нынешнем мире имеется довольно большое число условий, содействующих виктимизации человека. Вследствие того что нужно все стороннее, глубокое, совершенное исследование виктимной личности, т.е. процесса превращения лица в жертву социализации. В частности, интересно посмотреть особенности защитных механизмов и поведение такой личности в стрессовых, конфликтных ситуациях. Предметами обследования являются психологические защиты, виктимность и копинг-стратегии поведения. Данные психологические феномены довольно глубоко исследованы в нынешней психологической науке. Если говорить о психологических защитах, то в зарубежной психологии их исследованием занимались 3. Фрейд, А. Фрейд, X. Хартман, Ф. Перлз, А. Адлер, Э. Берн, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Плутчик, X. Келлерман, X. Конте и многие иные. Они предложили свое понимание защитных механизмов, таксономию и типологию психологических защит. Но для нас наибольший интерес представляет психоэволюционная теория эмоций и эго-защит Р. Плутчика.
В отечественной психологии исследованием психологических защит з нимались Б.Г. Ананьев, JI.C. Славин, В.И. Журбин, Л.И. Божович, В.А. Штроо и прочие. Но они не говорили о термине защита, а подменяли его терминами «психологический барьер», «защитная реакция», «смысловой барьер» и т.д. Смежным с психологической защитой явлением являются копинг- стратегии поведения, т.е. способы реагирования в стрессовых обстановкях. Термин «копинг» активно начал употребляться в американской психологии в начале 1960-х годов, для исследования поведения личности в критических ситуациях. Отличие между защитой и копинг-стратегиями было разработано наиболее полностью Н. Хааном. Базируясь отчасти на работе Пиаже, она полагает, что реакции Эго могли бы быть распределены, по крайней мере, на два широких процесса: защиту и копинг. Защита определяется ригидностью, искажением существующей действителности, давлением прошлого опыта, недифференцированностью, мистическими размышлениями и вознаграждением отговорки. Напротив, копинг гибок, открыт для избрания, ориентирован и сконцентрирован на реалистических компромиссах между желанием и эмоцией. Таким образом, защитные механизмы - это формы отвержения (логики, причинной связи, самооценки, существующей реальности и т.д.), а копинг - способ постановления вопроса всеобщих проблем выживания. Понятие же виктимизация изначально употреблялось в рамках юридической психологии для означения разных процессов, определяющих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия иных людей. Понятие социально-педагогической виктимологии было внедрено в связи с проблемами исследования неблагоприятных обстоятельств социализации человека. A.B. Мудрик устаналяет социально-педагогическую виктимологию как область знания, входящую составной частью в социальную педагогику, исслдующую разные категории людей - действительных и возможных жертв неблагоприятных условий социализации. Иные ученые, которые занимаются проблемами виктимного поведения это В.В. Докучаев, JI.H. Докучаева, И.Г. Малкина-Пых. Они вьщеляют психологические особенности личности, которая становится жертвой социализации. Объект обледования составили студенты Нижнетагильского педаго гического колледжа № 1 (НТПК № 1). Число участников обследования 42 человека в возрасте от 17 до 21 года. Средний возраст 18 лет. Из них 37 девушек и 5 юношей. Цель обследования: Унстановить существует ли взаимосвязь между харакеристиками защитных механизмов и поведения личности в стрессовых ситуациях и виктимным поведением личности. Мы располагаем, что психологические защиты и особенности поведения в стрессовых обстановках взаимосвязаны с виктимным поведением личности. В нашем обследовании мы употребляли следующие методики: Методика «Индекс жизненных стилей» (Р. Плутчик, X. Келлерман, Х.Р. Конте), методика «Склонность к виктимному поведению» (Малкина- Пых И.Г.) и методика SACS - стратегии одоления стрессовых ситуаций (С. Хобфолл). В итоге обработки данных нами были выделены факторы. Всего получилось 8 сравнительно независимых факторов. Первый фактор это агрессивные защиты. Он в себя включил шкалы замещение (0,659) и гиперкомпенсацию (0,855). Второй фактор это сило вые действия. Он в себя включил шкалы агрессивный тип поведения жертвы (0,672), ассертивные действия (0,649), асоциальные действия (0,612) и агрессивные действия (0,789). Третий фактор - скрытая агрессивная позиция. Он включил шкалы осторожные действия (0,656), избегание (0,719), непрямые воздействия (0,752) и асоциальные воздействия (0,552). Четвертый фактор это социально «неуклюжие». Он включает шкалы социальная желательность (0,600), некритичное виктимное поведение (0,743) и шкалу осуществленной виктимности (0,715). Пятый фактор - рациональные «добряки». Он включает шкалы вытеснение (0,739), рационализация (0,581) и инициативный тип поведения жертвы (0,761). Шестой фактор - социально-активная позиция. Он вводит шкалы вступление в социальные контакты (0,915) и разыскивание социальной помощи(0,736). Седьмой фактор - злопамятные. Он вводит шкалы отрицание (0,643), активный тип поведения жертвы (0,458) и пассивный тип поведения жертвы (0,782). Последний восьмой фактор - импульсивные. Он вводит шкалу импульсивные действия (0,790). Истекая из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что все три феномена психологическая защита, виктимное поведение и копинг-стратегии поведения находятся между собой в тесной взаимосвязи. Попрядуха В. А. Диагностика феномена застенчивости в межличностных отношениях В данное время исследование этой темы, на наш взгляд, считается актуальным как с научной точки зрения, так и с практической позиции, в первую очередь это относится выяснения присутствия застенчивости в жизни человека и проявление ее в профессиональной деятельности. Застенчивость - это скрытность, неуверенность, закрытость, неумение человека показать себя.
Межличностные отношения (MJIO) - это единая система индивидуальных связей личности с различными сторонами деятельности, котрая включает три взаимосвязанных компонента: взаимоотношение человека к людям, к себе и к предметам внешнего мира. Обследование Л.Н. Галигузовой, раскрыло связь между феноменом застенчивости и MJIO по половому признаку. Есть сведения, что застенчивые люди менее общительны и чаще всего это бывают девушки.
В нашем исследовании принимали участие 50 школьников, СШ №100. В работе употреблялись методики: «Диагностика застенчивости» А.Б. Белоусовой и И.М. Юсупова и ДМО JI.H. Собчик. По итогам корреляционного анализа Пирсона можно сказать, что позитивная взаимосвязь и значительная по всему объему выборки об наружена между феноменом застенчивости и показателями MJIO недоверчивый-скептический и покорный-застенчивый (г=0,427 при р0,5). Таким образом, можно расположить, что степень застенчивости развивает несамостоятельность, зависимость от взгляда окружающих у подростков. И наоборот, что отсутствие своего твердого взгляда может поднимать уровень застенчивости.





Заключение

Изучая теоретические основы психологических проблем подростка в можно сделать вывод о том, что с самого рождения на подростка оказывает воздейстие множество разных факторов, как биологических, так и социальных. Всё это формирует ряд проблем и трудностей в его жизни. В данное время становится хроническим, когда стрессовая ситуация в нашей стране способна воздействовать на личностное развитие подростков. По этой причине становиться логичным продолжение исслдования одоления стрессовых состояний или копинг-поведение. Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых разных стрессов.
Одним из самых значимых средовых ресурсов считается социальная помщь. К личностным ресурсам причисляются “Я - концепция”, положительная самооценка, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция и иные психологические конструкты. Нами было проведено исследование, главной целью которого было исследование копинг -стратегий, которые определяют виктимное поведение в подростковом возрасте. Копинг-поведение довольно хорошо исследовано для взрослого возраста, когда человек способен к генерированию и обследованию личных гипотез, к абстрактному мышлению, а также приспособиться к разного рода ситуациям, появляется чувство повышения личных возможностей, это в свою очередь, ведет к позитивной самооценке. Но, изучение подросткового возраста с точки зрения имеющихся способов поведения в трудных жизненных обстановках ещё не приобрело в психологии развития довольной разработки.
Подростоквстречается с трудностями, которые не только связаны с проблемами формирования и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. 
В основании виктимности лежит социально-психологический механизм который сформирован на взаимодействии социальных (комплекс социальных условий, который владеет виктимогенным потенциалом) и индивидуально- личностных механизмов (особенности, которые возникают на внутриличностном уровне). Психологическая защита – стабилизирующая система постоянства индивида, которая устрмлена на удаление до минимума чувства тревожности, который связан с осмыслением конфликтной ситуации [4].
Защитные механизмы первичны и бессознательны, это дает нам возможность предполагать, что в итоге иприменения деструктивных защит и копингов может развиваться и реализоваться виктимное поведение.



















Список литературы

Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. -- СПб.: Речь, 2014. -- 336 с.
Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. -- СПб.: Речь, 2031.- 296 с.
Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных усло- виях // Психологический журнал. 2015. 126
Безнадзорные дети: пути решения проблем. Материалы докладов и сообщений городской межведомственной научно-практической конференции /Под ред. И.Н. Авдеевой, Т.И. Бессоновой, Л.А. Гришко. -- Севастополь: ИПО, 2013. - 168 с.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных си- туаций. М., 2015.
Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиаг- ностика. М.: Академия, 2013.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита. -- СПб.: Речь, 2013. 386 с.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. -- СПб.: Речь, 2015. -- 436 с.
Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям -- жертвам насилия. -- М.: Генезис, 2016. 112 с.
Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. -- Тамбов: Першина, 2015. 256 с.
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. -- СПб.: Речь, 2015. -- 248 с.
Змановская Е.В. Девиантология. -- М.: Академия, 2013. -- 286 с.
Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2013. -- 516 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. -- М.: ТЦ Сфера, 2014. -- 464 с.
Кулаков С.А., Ваисов С.Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. -- СПб.: Речь, 2016. -- 240 с.
Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2010.
Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. -- М.: Изд-во Эксмо, 2016. -- 1008 с.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -- СПб.: Речь, 2014. -- 400 с.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. -- СПб.: Речь, 2015. -- 445 с.
Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе по- нятий психологии личности // Психологический журнал. 2013. № 4.
Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. -- СПб.: Речь, 2014. -- 154 с.
Плотникова С.Ю. Некоторые аспекты консультирования клиентов-жертв // Психология. -- 2013. -- № 2. -- С. 9?12.
Прихожан А.М., Толстых М.Н. Психология сиротства. 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2015. -- 400 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. -- 4-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2016. -- 192 с.
Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание третье, дополненное. -- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2014. -- 512 с.
Ривман Д.В. Криминальная виктимология. -- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013. -- 358 с.
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. -- СПб.: Речь, 2015. -- 365 с.
Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг- поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2012. № 5, 6.
Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. Томск, 2014.
Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2012.
Фрейд А. Психология и защитные механизмы. М., 2016.









21

Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. -- СПб.: Речь, 2014. -- 336 с.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. -- СПб.: Речь, 2031.- 296 с.
3. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных усло- виях // Психологический журнал. 2015. 126
4. Безнадзорные дети: пути решения проблем. Материалы докладов и сообщений городской межведомственной научно-практической конференции /Под ред. И.Н. Авдеевой, Т.И. Бессоновой, Л.А. Гришко. -- Севастополь: ИПО, 2013. - 168 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных си- туаций. М., 2015.
6. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиаг- ностика. М.: Академия, 2013.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита. -- СПб.: Речь, 2013. 386 с.
8. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. -- СПб.: Речь, 2015. -- 436 с.
9. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям -- жертвам насилия. -- М.: Генезис, 2016. 112 с.
10. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. -- Тамбов: Першина, 2015. 256 с.
11. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. -- СПб.: Речь, 2015. -- 248 с.
12. Змановская Е.В. Девиантология. -- М.: Академия, 2013. -- 286 с.
13. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2013. -- 516 с.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. -- М.: ТЦ Сфера, 2014. -- 464 с.
15. Кулаков С.А., Ваисов С.Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. -- СПб.: Речь, 2016. -- 240 с.
16. Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 2010.
17. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. -- М.: Изд-во Эксмо, 2016. -- 1008 с.
18. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -- СПб.: Речь, 2014. -- 400 с.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. -- СПб.: Речь, 2015. -- 445 с.
20. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе по- нятий психологии личности // Психологический журнал. 2013. № 4.
21. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. -- СПб.: Речь, 2014. -- 154 с.
22. Плотникова С.Ю. Некоторые аспекты консультирования клиентов-жертв // Психология. -- 2013. -- № 2. -- С. 9?12.
23. Прихожан А.М., Толстых М.Н. Психология сиротства. 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2015. -- 400 с.
24. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. -- 4-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2016. -- 192 с.
25. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание третье, дополненное. -- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2014. -- 512 с.
26. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. -- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2013. -- 358 с.
27. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. -- СПб.: Речь, 2015. -- 365 с.
28. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг- поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2012. № 5, 6.
29. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. Томск, 2014.
30. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2012.
31. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. М., 2016.

Вопрос-ответ:

Что такое виктимное поведение?

Виктимное поведение - это поведение, характеризующееся пассивностью, отсутствием защитных реакций и стремлением приспособиться к ситуации жертвы.

Как возникает виктимное поведение у подростков?

Виктимное поведение у подростков может возникать под влиянием факторов, таких как низкая самооценка, социальная изоляция, негативный опыт взаимоотношений и травматические события.

Как семья влияет на формирование защитных механизмов и копинг поведения у подростков?

Семья играет важную роль в формировании защитных механизмов и копинг поведения у подростков. Чрезмерный контроль, отсутствие поддержки и недостаток эмоциональной близости в семье могут способствовать развитию виктимного поведения.

Чем отличается копинг поведение в подростковом возрасте от других возрастных групп?

В подростковом возрасте формируются новые способы справления с трудностями, такие как поиск поддержки у сверстников, позитивное переоценивание и осознанное преодоление проблем.

Какие особенности в копинг поведении наблюдаются у виктимных подростков?

У виктимных подростков наблюдаются особенности копинг поведения, такие как избегание проблем, использование пассивных стратегий справления и недостаточное использование активных стратегий преодоления проблем.

Каковы основные категории виктимного поведения у подростков?

Основными категориями виктимного поведения у подростков являются виктимность, виктимизация и виктимное поведение. Виктимность - это состояние, когда подросток становится жертвой негативных воздействий или психологического насилия. Виктимизация - это процесс, в результате которого подросток становится жертвой систематического насилия или доминирования со стороны сверстников или взрослых. Виктимное поведение - это поведение, которое выражается в жалобах, обиде, пассивности или агрессии, и является реакцией на виктимность или виктимизацию.

Какие факторы влияют на формирование защитных механизмов у подростков?

Одним из основных факторов, влияющих на формирование защитных механизмов у подростков, является семья. Родители играют важную роль в формировании копинг стратегий у своих детей. Если в семье существует поддержка, эмоциональная связь и забота, подросток более вероятно будет использовать адаптивные копинг стратегии, такие как поиск социальной поддержки или позитивное переоценивание ситуации. Однако, если семья характеризуется конфликтностью, насилием или отсутствием поддержки, подросток может использовать неадаптивные копинг стратегии, такие как уход от проблем или агрессия.

В чем особенности копинг поведения виктимных подростков?

Особенности копинг поведения виктимных подростков связаны с их особенностями в подростковом возрасте. Подростки часто испытывают стресс и эмоциональные трудности, и у них возникает потребность в использовании различных механизмов справления. Виктимные подростки могут проявлять пассивное копинг поведение, такое как избегание проблем или уход от них. Они могут также проявлять агрессивное копинг поведение, направленное на защиту себя или мести в отношении своих обидчиков. Кроме того, у них может быть низкая самооценка и они могут испытывать чувство беспомощности.