Понятие,особенности и виды финансово-правовых норм.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 36 36 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 19.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1 Понятие и особенности финансово-правовых норм 6
1.1 Понятие и роль финансово-правовых норм 6
1.2 Особенности финансово-правовых норм 8
Глава 2 Виды финансово-правовых норм 12
2.1 Классификация финансово-правовых норм 12
2.2 Компетенционные нормы, как разновидность финансово-правовых норм 17
Глава 3 Проблемы соотношения международно-правовых норм и норм отечественного финансового права 21
Заключение 31
Библиографический список источников 35

Фрагмент для ознакомления

Международные соглашения в финансовой области зачастую отсылают к внутреннему праву, допускают замену использования собственных норм нормами и обычаями принятого внутреннего и внешнего финансового оборота. На сегодняшнем этапе становления новой российской доктрины о соотношении международного и национального права и осмысления взаимосвязи внутренних и внешних норм финансового права важно учитывать глобализацию финансовых процессов, геоэкономические факторы активного смешения национальных, международных и интеграционных финансовых правопорядков, а также новейшие теоретические и методологические разработки, предлагаемые в правовых и экономических системных исследованиях по международным экономическим отношениям.Исходя из этого, выделяется значительный недостаток отечественного финансового законодательства - его оторванность от инвестиций. В то же время международно - правовой опыт говорит о том, что нормы финансового контроля и управления практически всегда связаны с контролем за инвестициями и управлением инвестиционной деятельностью. Законодательство об инвестиционной деятельности слабо связано с применением стимулирующего налогообложения, с финансовым контролем и другими инструментами управления финансовыми рынками, что приводит к нарушению единого регулирования общих процессов глобализации финансовых потоков. Зарождение новой финансовой модели мировой экономики, в основе которой лежит ликвидация межсистемных оболочек, сращивание различных сфер в единые блоки и создание субъектов мирохозяйственного общения на принципиально новой основе, требует комплексного подхода к правовому регулированию взаимосвязанных процессов (финансы и инвестиции, налоговое планирование и корпоративные соглашения и др.).К договорно - правовым аспектам приведения норм российского финансового законодательства в соответствие с международно - правовыми финансовыми нормами можно отнести:- необходимость развития договорных (контрактных) основ оформления финансово - правовых отношений, поскольку действующее гражданское и финансовое законодательство не включает отработанные практикой и мировой наукой правовые составы, необходимые для защиты имущественных и публичных интересов участников финансового оборота;- важность развития российской доктрины международного права о конкуренции и добросовестном поведении на финансовых рынках;- развитие норм финансового законодательства, включающих оценку эффективности и обоснованности внешних и внутренних финансовых обязательств с учетом мировых стандартов учета рисков, добросовестного поведения, оценки инвестиционной стоимости финансовых ресурсов и степени их спекулятивности (виртуальности) на мировом рынке;- совершенствование организационно - правовых основ уставной деятельности российских финансовых частных и публичных субъектов (повышение роли норм об ответственности за последствия финансовой деятельности);- развитие правовых институтов обеспечения исполнения финансовых обязательств (страхование, гарантия, залог, поручительство).Так происходит активное взаимопроникновение публичного и частного в практике оформления договорных отношений. Эффективность финансового законодательства может постепенно повышаться благодаря приданию некоторым финансовым нормам элементов наднациональности. Юридическое содержание российских норм, регулирующих компетенцию координационных финансовых органов, отражает устаревший юридический стиль замкнутого национального функционализма. Консервация в действующем законодательстве архаичного юридическо - экономического обоснования функций госорганов и принципов распределения их компетенции привела к изоляции нашего государства от участия в мировых воспроизводственных процессах и устранению его от ответственности за формирование и распределение мирового дохода. До сих пор нашими экономическими и финансовыми органами игнорируется целый пласт экономико - правовых и финансово - правовых сфер, опосредующих современный мировой экономико - финансовый порядок, основанный на подвижности мировых транснациональных воспроизводственных систем, инвестиционной и финансовой взаимозависимости (глобализации) мирового хозяйства.В результате финансовая деятельность в основном сведена к финансовому обеспечению уплаты внешнего долга, собираемости налогов, обеспечению кредитно - расчетных отношений в торговом обороте и другим частным случаям, не связанным с обеспечением долгосрочной государственной финансовой политики на национальном и мировом финансовом уровне.Таким образом, на сегодняшний день требуется правовое оформление в конкретныхнормах международных аспектов национальной политики. Имеющееся отечественное финансовое и внешнеэкономическое законодательство начинает лишьотчасти касаться регламентирования некоторых национальных интересов отечественного капитала в областяхглобализированного мирового хозяйства. Оно пока носит хаотичный, отрывочный характер, показывая«болевые точки», которые требуют срочной регламентации, и не вытекает из государственной системы мер управления и контроля охраны отечественных геоэкономических и геофинансовых интересов в мире. Наша страна продолжает пребывать государством, которое не защищает правовыми мерами свои капиталы за границей, намеренной собрать в федеральный бюджет налоги с доходов от данных капиталов, формировать условия для их последующего возврата и «функционирования» на отечественном финансовом рынке.Имеющиеся финансовые, инвестиционные, внешнеэкономические законы, хотя и регламентируют главнейшие области государственной и предпринимательской деятельности, в основном не имеют норм - механизмов, которые направлены на осуществление мер по приобщению отечественных хозяйствующих субъектов к распределению мирового дохода, участию их в мировых глобализированных финансовых институтах, сбору налогов из зарубежных источников от деятельности, которая связана с функционированием на территории Российской Федерации.Исходя из этого, особенно важным выступает принятие законов об общеэкономических, организационно - функциональных и финансовых основах государственной деятельности в ключевых областях, которые связаны как с внутренними, так и с международными интересами Российской Федерации.ЗаключениеРассмотрев такую тему курсовой работы, как «Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм», мы пришли к ряду выводов.В общем виде под финансово-правовыми нормами необходимо понимать определенное законом положение, которое определяет поведение субъектов (как физических, так и юридических лиц) в сфере финансовой работы государства, которая содержит обширный спектр мероприятий: выпуск денежных знаков и организацию денежного обращения, мобилизацию денежных средств в казну и формирование финансовых фондов, реализация денежных средств из данных фондов в интересах общества и государства и прочее. исследование норм финансового права, постижение механизма их определенного действия выступило острой надобность в первую очередь для правоведов независимо от областей их специализации, а также для сотрудников представительных и исполнительных органов госвласти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также для предпринимателей и физических лиц. Не случайно главной задачей на сегодняшний день стало улучшение уровня финансово-правовой грамотности в нашем государствеДля финансово-правовых норм свойственны общие черты, которые характерны всем иным правовым нормам1. Финансово-правовые нормы носят определенную область применения, т.е., финансовую деятельность государства. 2. Господствующую роль в системе положений финансового права осуществляют обязывающие нормы, между тем как уполномочивающие и запрещающие нормы в целом способствуют осуществлению норм обязывающих. 3. Нормы финансового права выступают публично-правовыми по своей нацеленности и регулируют общественные отношения, носящие общий (публичный) характер, т.е. отношения, плотно связанные с осуществлением государством своих определенных функций, к которым можно отнести такие, как: оборонные, правоохранительные, по управлению здравоохранением и прочие.4. В структуре финансово-правовой нормы санкции располагают, в основном, имущественным характером. Можно представить три главные классификации норм финансового права на базе таких критериев, как: по функциям права, по методу регулирования, по способу разрешения определенных дел.По функциям права подобные нормы делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансово-правовые нормы нацелены непосредственно на регулирование поведения субъектов финансового права (финансовых и налоговых органов, граждан) посредством указания на их определенные правовые правомочия. Охранительные финансово-правовые нормы подразумевают под собой нормы, которые содержат запреты, т.е. определенные указания на воздержание от конкретных действий, а также положения, которые содержат указания на определенные меры административного и финансового принуждения, которые могут быть применены к лицам, нарушающим подобные запреты.По методу юридического регулирования финансово-правовые нормы делятся на обязывающие, уполномочивающие, а также запрещающие. Под обязывающими финансовыми нормами следует подразумевать положения, которые устанавливают обязанность субъекта финансового права осуществлять конкретные положительные действия, к примеру, уплатить законно введенные налоги и сборы, осуществлять бухгалтерский и налоговый учет и прочее.Под уполномочивающими финансово-правовыми нормами следует понимать положения, которые устанавливают права субъектов финансового права на осуществление тех либо других положительных действий. Запрещающие нормы в финансовом праве выражают, как правило, охранительную функцию финансового права. По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансово-правовые нормы можно классифицировать на материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы устанавливают в статической форме правомочия субъектов финансового права, их юридическое положение, границы правового регулирования. Процессуальные финансово-правовые нормы носят процедурный характер. Нормам финансового права, как и нормам иных отраслей публичного права, свойственен компетенционный характер.На сегодняшний день требуется правовое оформление в конкретных нормах международных аспектов национальной политики. Имеющееся отечественное финансовое и внешнеэкономическое законодательство начинает лишь отчасти касаться регламентирования некоторых национальных интересов отечественного капитала в областях глобализированного мирового хозяйства. Оно пока носит хаотичный, отрывочный характер, показывая «болевые точки», которые требуют срочной регламентации, и не вытекает из государственной системы мер управления и контроля охраны отечественных геоэкономических и геофинансовых интересов в мире. Наша страна продолжает пребывать государством, которое не защищает правовыми мерами свои капиталы за границей, намеренной собрать в федеральный бюджет налоги с доходов от данных капиталов, формировать условия для их последующего возврата и «функционирования» на отечественном финансовом рынке.Имеющиеся финансовые, инвестиционные, внешнеэкономические законы, хотя и регламентируют главнейшие области государственной и предпринимательской деятельности, в основном не имеют норм - механизмов, которые направлены на осуществление мер по приобщению отечественных хозяйствующих субъектов к распределению мирового дохода, участию их в мировых глобализированных финансовых институтах, сбору налогов из зарубежных источников от деятельности, которая связана с функционированием на территории Российской Федерации.Исходя из этого, особенно важным выступает принятие законов об общеэкономических, организационно - функциональных и финансовых основах государственной деятельности в ключевых областях, которые связаны как с внутренними, так и с международными интересами Российской Федерации.Библиографический список источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.07.1995. - № 29. - Ст. 2757.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 12.12.2017) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3258.Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. - 04.10.2004. - № 40. - Ст. 3961.ЛитератураДемин А.В. Принцип определенности налогообложения: монография. М.: Статут, 2015. 368 с.Карасева М.В. Категории «финансы», «обязательство», «процесс» в финансовом праве // Научные труды РАЮН. № 4. М., 2014. С. 608. Корзун С.Ю. Административно-правовое регулирование банковской деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 1121 - 1127.Крохина Ю.А. Влияние международных налоговых соглашений и договоров на доходы бюджета: опыт и проблемы России // Юридический мир. 2016. № 12. С. 58 - 62.Кузавков В.В. О процессуальном принуждении в сфере публичных финансов // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 18.04.2018.Ливеровский А.А., Мосин Е.Ф. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам исполнения бюджетов субъектов РФ // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3. С. 97 - 113. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, С. 83 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, С. 144 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 26.03.2018. Рыбакова С.В. Акцессорная правосубъектность кредитных организаций: к постановке проблемы // Финансовое право. 2015. № 2. С. 9 - 12.Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М.: Юрлитинформ, С. 358 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.03.2018. Усенко В.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права в Российской Федерации // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2016. С. 83 Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, С. 44 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018.Цинделиани И.А. Эмиссионное право в системе финансового права // Финансовое право. 2013. № 12. С. 3 - 6.

Библиографический список источников

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.07.1995. - № 29. - Ст. 2757.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 12.12.2017) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3258.
7. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. - 04.10.2004. - № 40. - Ст. 3961.
Литература
8. Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: монография. М.: Статут, 2015. 368 с.
9. Карасева М.В. Категории «финансы», «обязательство», «процесс» в финансовом праве // Научные труды РАЮН. № 4. М., 2014. С. 608.
10. Корзун С.Ю. Административно-правовое регулирование банковской деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 1121 - 1127.
11. Крохина Ю.А. Влияние международных налоговых соглашений и договоров на доходы бюджета: опыт и проблемы России // Юридический мир. 2016. № 12. С. 58 - 62.
12. Кузавков В.В. О процессуальном принуждении в сфере публичных финансов // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 18.04.2018.
13. Ливеровский А.А., Мосин Е.Ф. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам исполнения бюджетов субъектов РФ // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3. С. 97 - 113.
14. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, С. 83 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018.
15. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.
16. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, С. 144 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 26.03.2018.
17. Рыбакова С.В. Акцессорная правосубъектность кредитных организаций: к постановке проблемы // Финансовое право. 2015. № 2. С. 9 - 12.
18. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М.: Юрлитинформ, С. 358 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.03.2018.
19. Усенко В.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права в Российской Федерации // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018.
20. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2016. С. 83
21. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
22. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, С. 44 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2018.
23. Цинделиани И.А. Эмиссионное право в системе финансового права // Финансовое право. 2013. № 12. С. 3 - 6.

Вопрос-ответ:

Что такое финансово-правовые нормы?

Финансово-правовые нормы - это нормы, устанавливающие правила и принципы регулирования финансовых отношений в обществе. Они определяют права и обязанности государства, организаций и граждан в сфере финансов.

Какая роль играют финансово-правовые нормы в обществе?

Финансово-правовые нормы одновременно защищают интересы государства, налогоплательщиков и бюджета. Они обеспечивают правовую стабильность и предсказуемость финансовой системы, регулируют процессы распределения и использования бюджетных средств, а также защищают права и интересы граждан и организаций в финансовой сфере.

В чем особенности финансово-правовых норм?

Основные особенности финансово-правовых норм: высокая степень специализации и детализации, динамичность и изменчивость, связь с экономической и политической сферами, а также международная размеренность. Кроме того, финансово-правовые нормы также требуют комплексного и системного подхода при их применении и соблюдении.

Какие виды финансово-правовых норм существуют?

К видам финансово-правовых норм относятся: бюджетные нормы, налоговые нормы, валютные нормы, финансовые контрольные нормы, нормы инвестиционного права и др. Каждый вид норм регулирует определенные аспекты финансовых отношений и имеет свои особенности.

Существуют ли проблемы при соотношении международно-правовых норм и норм отечественного финансового права?

Да, проблемы соотношения международно-правовых норм и норм отечественного финансового права существуют. Одна из проблем - это противоречия между международными соглашениями и внутренним законодательством государства. Также возникают вопросы о приоритете применения международно-правовых норм в отношении национальных норм.

Что такое финансово правовые нормы?

Финансово правовые нормы - это нормативные акты, которые регулируют финансовые отношения и устанавливают правила и порядок в области финансов.

Какую роль играют финансово правовые нормы?

Финансово правовые нормы играют важную роль в организации и функционировании финансовой системы общества. Они определяют правила взаимодействия между государством и гражданами в сфере финансовых отношений, регулируют сбор, распределение и использование финансовых ресурсов.

Какова классификация финансово правовых норм?

Финансово правовые нормы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из основных признаков является различение на налоговые и бюджетные нормы. Налоговые нормы регулируют вопросы обложения налогами, установления налоговых ставок и порядка их уплаты. Бюджетные нормы определяют правила формирования и исполнения бюджетов, а также порядок использования государственных финансовых ресурсов.

Какие проблемы могут возникать при соотношении международно правовых норм и норм отечественного финансового права?

Проблемы соотношения международно правовых норм и норм отечественного финансового права могут возникать в случае, если международные нормы противоречат отечественным нормам или если отечественное финансовое право не соответствует международным стандартам. В таких случаях может возникать необходимость в адаптации отечественного законодательства к международным нормам или во внесении изменений в международные договоры.