«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 27.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие ценности. Особенности и классификация нравственных ценностей 5
2. Смысл и предназначение нравственных ценностей в профессиональной деятельности 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Аизвестный исследователь взаимодействияпсихологических и социологических факторовобщественного развития, и этических норм, Э. Фроммотмечает, что, «совесть представляет собой болееэффективный регулятор поведения…».Таким образом, необходимо отметить, что каждаяценностная категория, отраженная нами имеет важноесмысловое содержание, имеющая важное значение вмежсубъектных отношениях, передает качественнуюхарактеристику человеческому общению.В целом, ценности помогают обществу ичеловеку отделить хорошее и плохое, идеальное илиизбежать неадекватного состояния, истину изаблуждение, красоту или безобразие, допустимое изапретное и т.д.2. Смысл и предназначение нравственных ценностей в профессиональной деятельностиНравственность – это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – это сфера нравов, обычаев, практических поступков.Нравственное сознание, по мнению Ф.С. Файзуллина – одна изформ общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы,отражением общественного бытия. Оно содержит в себе историческиизменяющиеся нравственные отношения, представляющие собойсубъективную сторону морали. В основе нравственного сознаниянаходится категория нравственности.Формирование нравственного сознания является важной ступенью в развитии человека, оно пронизывает все сферы деятельности человека и является основой для жизнедеятельности общества. Изучением нравственного развития активно шло в России и за рубежом, им занимались такие известные учёные как Л. Кольберг, Ж. Пиаже, М. Блэтт, К. Гиллиган, Л.С. Выготский, В.М. Мясищев, Л.И. Божович. Изучением нравственного сознания, как составляющей нравственного развития занимались Л. Кольберг, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, ими были выявлены особенности, а так же этапы формирования нравственного сознания у детей.Изучение проблем развития нравственного сознания личности предопределено положениями теории сознания в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали сознание, в том числе и нравственное, как результат общественно-исторического развития индивида, подчеркивали его социальную обусловленность и связь с деятельностью и поведением человека. Л.С. Выготский отмечал, что «только сознание является решающим для нравственности, которое непосредственно связано с поведением и напрямую реализуется в движении. Иначе нравственное сознание может привести к неправильным поступкам».Профессионально-этические качества представляют собой группу качеств, детерминирующих профессиональную деятельность с учетом общепринятых морально-этических норм и принципов, интегрированных в профессию с учетом ее специфики и с учетом уровня сформированности гуманных способов, форм, правил поведения; ценностных ориентации, основанных на профессиональных знаниях.В самом общем виде можно выделить три группы таких качеств, которые взаимосвязаны друг с другом, но, тем не менее, обладают определенной степенью независимости друг от друга:1. Знания и следование нормам морали вообще и профессиональной морали в частности;2. Нравственная регуляция взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса;3. Нравственный компонент саморегуляции.Вопрос о профессиональной готовности специалиста реализовывать поставленные перед ним задачи является чрезвычайно важными. Профессиональная готовность формируется на протяжении всего профессионального пути и должна рассматриваться через призму компетентностного подхода. Любое профессиональное сообщество формирует собственные нормы и ценности. Они выстраиваются в определенную иерархию в соответствии с внутренней логикой развития профессии, а также с более широким культурным фоном. Но необходимо отметить, что профессиональная этика устанавливается не только благодаря функциям, выполняемым профессиональной группой, но и ее «пафосом, то есть некоторым пониманием глобального предназначения профессии и ее носителей в обществе, пафоса, выраженного, в том числе, и в создании трендов общественной динамики». Развивая такой подход, ведущий российский исследователь в области прикладной этики В.И. Бакштановский пишет: «Наличие у профессии отрефлексированной миссии прямо связано с предназначением (миссией) соответствующей профессиональной этики». Можно сказать, что «понимание пафоса профессии задает параметры профессиональной этики. Следовательно, любая профессиональная этика не только задает образцы и нормы «того, что должно», но и критикует, регулирует «то, что не должно» как в рамках профессиональной группы, так и в широком социокультурном контексте. Причем эта регуляция должна осуществляться даже в случае, если «не должно» становится распространенной социальной практикой». ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе нами были рассмотрены нравственные ценности в профессиональной деятельности.Нами были выполнены все задачи, поставленные во введении:1) рассмотрели понятие «ценность», его особенности и классификации;2) выявили смысл и предназначение нравственных ценностей в профессиональной деятельности.Профессиональная этика представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества. В любой профессиональной деятельности, формулируется дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия определенной профессии.Таким образом, нравственные ценности образуют составную часть профессиональной деятельности личности. Они выражают этическое сознание и выступают как источник профессиональной адекватности, зрелости и эффективности работника. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнисимов С.Д. Духовные ценности: производство и потребление / С.Д. Анисимов. – М.: Мысль, 1998.Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004.Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистрантов и профессоров / В.И. Бакштановский. – Тюмень: НИИ Прикладной этики ТюмГНГУ, 2012. – С.107.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. – М.: Новая жизнь, 1991.Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Т.В. Ворончихина. – Киров, 2006. Гаврилина Е. А. Инженер в современном мире: Homo faber vs Homo mechanicus // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инж. деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44; под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2014. – С. 107-118.Ерасов Б. Социальная культурология / Б.Ерасов. – М. 1994. Монтень М. Опыты. Избранные главы / М.Монтень. – М.: Правда, 1991.Психология подростка / Под ред. А.А. Реан. – СПб., 2003.Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза.– М., 1932. Ч.III. – С.3-5.Тугаринов В.Л. О ценностях жизни и культуры / В.Л. Тугаринов. – Л.: Изд. Лен. унив., 1960. – 153 с.Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – M.: Юристъ, 2004.Философия: вводный курс / Ю. А. Лязина, Ф. С. Файзуллин/ Уфа: УГАТУ, 2014. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. / Э. Фромм; пер. с анг. – М.:АСТ., 2006.
1. Анисимов С.Д. Духовные ценности: производство и потребление / С.Д. Анисимов. – М.: Мысль, 1998.
2. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории / Л.В. Баева. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2004.
3. Бакштановский В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистрантов и профессоров / В.И. Бакштановский. – Тюмень: НИИ Прикладной этики ТюмГНГУ, 2012. – С.107.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. – М.: Новая жизнь, 1991.
5. Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Т.В. Ворончихина. – Киров, 2006.
6. Гаврилина Е. А. Инженер в современном мире: Homo faber vs Homo mechanicus // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в инж. деле. Ведомости прикладной этики. Вып. 44; под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2014. – С. 107-118.
7. Ерасов Б. Социальная культурология / Б.Ерасов. – М. 1994.
8. Монтень М. Опыты. Избранные главы / М.Монтень. – М.: Правда, 1991.
9. Психология подростка / Под ред. А.А. Реан. – СПб., 2003.
10. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза.– М., 1932. Ч.III. – С.3-5.
11. Тугаринов В.Л. О ценностях жизни и культуры / В.Л. Тугаринов. – Л.: Изд. Лен. унив., 1960. – 153 с.
12. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – M.: Юристъ, 2004.
13. Философия: вводный курс / Ю. А. Лязина, Ф. С. Файзуллин/ Уфа: УГАТУ, 2014.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. / Э. Фромм; пер. с анг. – М.: АСТ., 2006.
Вопрос-ответ:
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности - это установки и принципы, которые помогают определить, что является добрым, правильным и желательным для человека и общества.
Какие особенности и классификации нравственных ценностей существуют?
Особенности нравственных ценностей включают их объективность, общественную значимость и стабильность. Классификация нравственных ценностей может быть основана на их природе, источнике, виде деятельности, цели и принципах.
Зачем нравственные ценности нужны в профессиональной деятельности?
Нравственные ценности играют важную роль в профессиональной деятельности, так как они помогают определить правильность и этичность действий, формируют основы ответственного поведения и проводят границы между приемлемым и неприемлемым.
Какие примеры нравственных ценностей в профессиональной деятельности можно привести?
Примеры нравственных ценностей в профессиональной деятельности могут включать честность, справедливость, уважение к правам и достоинству других людей, эмпатию, толерантность, профессионализм и доброту.
Какую роль играет совесть в регулировании поведения?
Совесть представляет собой более эффективный регулятор поведения, согласно исследователю Э. Фромму. Она помогает нам осознать наши поступки, оценить их моральную сторону и вызывает у нас чувство вины или удовлетворения в зависимости от соответствия наших действий нравственным ценностям.
Какие особенности и классификации нравственных ценностей?
Основные особенности нравственных ценностей включают их объективность, устойчивость и социальную природу. Главными классификациями нравственных ценностей являются персональные ценности, групповые ценности и общечеловеческие ценности.
Какой смысл и предназначение нравственных ценностей в профессиональной деятельности?
Нравственные ценности играют важную роль в профессиональной деятельности, они определяют морально-этические нормы и принципы, которые регулируют поведение и взаимоотношения между людьми. Они способствуют созданию профессиональной этики, формируют ответственность и уважение к коллегам и клиентам, а также помогают принимать этические решения в сложных ситуациях.
Что такое совесть и какое ее значение для регулирования поведения?
Совесть - это внутренний механизм, который позволяет человеку различать правильное и неправильное, чувствовать вину или одобрение за свои действия. Осознание совестью своих поступков помогает нам следовать нравственным принципам и нормам, контролировать себя и принимать обоснованные этические решения.
Какие исследования связаны с взаимодействием психологических и социологических факторов общественного развития и этических норм?
Один из известных исследователей в этой области - Эрих Фромм. Он обратил внимание на роль совести как более эффективного регулятора поведения по сравнению с внешними нормами и законами. Фромм также исследовал взаимосвязь между социальными условиями и этическими нормами, выявляя их взаимодействие и влияние на формирование ценностей.
Какие практические рекомендации можно получить из статьи о нравственных ценностях в профессиональной деятельности?
Статья предлагает ряд практических рекомендаций для профессионалов, включая следование этическим стандартам, развитие эмпатии и понимания, а также постоянное самосовершенствование. Также важно уметь принимать этические решения на основе отношения к ценностям и моральным принципам.
Что представляет собой совесть?
Совесть представляет собой более эффективный регулятор поведения.