Психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 03.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с точки зрения законодательства 5
Глава 2. Проблема психолого-педагогического просвещения родителей в условиях дошкольного образования 9
Глава 3. Формы психолого-педагогического просвещения родителей в рамках ДОУ 17
Заключение 28
Список литературы 30
Цель тематических выставок – является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами, сделанными руками детей, родителей, воспитателей.[15]Университет педагогических знаний и лекторий.Задачи: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.УПЗ – это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро; постоянный состав слушателей; определённую учебную программу; преподавательский лекторский состав и т.д.Кино-университет или кинолекторий.Это форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полноценные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.Работа киноуниверситета строится на основе определённого учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм.[5]Школы для родителей.Создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет.Читательские конференции по книгам о воспитании.Читательские конференции организуются в библиотеках или на территории детского сада и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. Могут организовываться «дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.Информационные бюллетени.Они вывешиваются (по договорённости) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребёнку в определённом возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребёнку для определённых занятий и в разное время года и т.д.[20]Выступления воспитанников ДОУ.Цель их – показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.Выступления педагогов. По радио и телевидению, в местной и центральной печати.Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати и на радио, имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.Информационные письма и письма благодарности. (В них благодарят за выбор, который родители сделали в пользу данного детского сада и дают полную информацию об услугах, предоставляемых ДОУ, и возможностях родителей участвовать в жизни своих малышей в детском саду).Справочник для родителей. Ничто не может заменить личное общение, но рекомендуется в конце разговора предложить родителям «Справочник для родителей», в котором систематизирована и изложена вся необходимая информация. Одна из причин, по которым целесообразно делать и распространять среди родителей специальные справочники, заключается в том, что в этом случае семьи получают хорошо организованный и удобный в пользовании документ, где содержится конкретная информация о предоставляемых услугах. В содержание справочника могут быть включены следующие темы и пункты: обращение к родителям; разъяснение философии и основных принципов образовательной программы; календарь/график общих мероприятий; ежедневный распорядок дня детей; заявление о гарантиях конфиденциальности; информация по вопросам здравоохранения, питания, психологического и логопедического сопровождения; список персонала; информация о вышестоящих структурах и должностных лицах.[10]Семинары для родителей. Их основная цель и содержание – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребёнка (того, что хотят для ребёнка родители, и того, какими средствами, совместными действиями можно достичь поставленной цели дома и в детском саду), формирование у родителей представления о целях и содержании дошкольной и предшкольной подготовки; оздоровление и питание, содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы (и родителей в том числе) в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей; содействие предупреждению трудностей во взаимопонимании между детьми и родителями до того, как возникнут, и т.п.Лекции, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции.Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний. Эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга. Содержание их может быть различно, в зависимости от потребности осветить перед родителями тот или иной вопрос воспитания, задач, выдвинутых в плане работы на данный год.[3]Тематические выставки. Эффективной формой работы с родителями является организация разнообразных по содержанию и форме тематических выставок. Такие выставки позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представлять демонстрационный материал.Проекты. Актуальность: проекты направлены на интенсификацию работы с семьёй на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей. Цель – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.[13]Посещение семей. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребёнка в семье.- Определение уровня педагогической культуры родителей.- Выявление трудностей, испытываемых родителями.- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.Нужно отметить, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенной, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребёнка. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.[11]Деловые игры. Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.Переписка с родителями. Устанавливается в тех случаях, когда непосредственное общение с ними затруднено в силу каких-либо обстоятельств.Умелое, грамотное и своевременное сочетание перечисленных форм педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста, на мой взгляд, делает работу как отдельного педагога, так и всего учреждения более плодотворной, полноценной и качественной.[1]ЗаключениеИз всего сказанного выше, можно сделать следующий вывод: Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения, задачами которого является:- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;- Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребёнком.[18]Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.Успех работы каждого педагога и дошкольного учреждения в целом во многом зависит от грамотного подхода к данному вопросу. То есть педагог должен владеть знанием основных документов, определяющих деятельность учреждения, умениями, знаниями и навыками организации и проведения просветительской работы на актуальном материале. Также педагог должен по возможности максимально близко знать семьи воспитанников и их уклад жизни. Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.[8]В настоящее время актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становятся предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, связанной со многими факторами. Поэтому важно повысить эффективность позитивных воспитательных влияний общественного учреждения на семью, в частности на проблемную. Необходимо организовать сотрудничество – общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие должно представлять собой способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.[23]Список литературыАндреева Н.А. Организация эффективного сотрудничества родителейи педагогов дошкольного образовательного учреждения // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012.- №4 - С. 48-53.Арнаутова Е.П. Общение педагога с родителями: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2010. – 272с.Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2013. - 224 с.Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А.Работа с родителями в детском саду.Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 41 - 49.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 60 - 68.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2016.Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011. Зверева О.Л. Общение педагогов с родителями. Методическое пособие. М.: 2013.- 46c.Иванова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. – 96 с.Карпюк Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия сродителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012.- №4.- С. 54-56. Картаполова О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012.- №7.- С. 58-60.Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений.- М: Издательский центр «Академия», 2012. – 432с. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2012. – 270с. Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия вдошкольном образовании // Дошкольник: журнал. - 2012.- №8.- С. 23-31. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классномуруководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”,Правление о-ва “Знание” России, 2014. Маркова Т.А. Детский сад и семья. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 207с. Мюдик И.Ю. Консультирование родителей в детском саду // Специалист. - 2010. - № 11/12. - С.28-29.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 163 от 24.03.2015 г. «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области».Свирская Л. Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 176 с.Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 2015. – 159 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. под № 1155. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями // Дошкольная педагогика, №7, 2013.Цветкова Т.В. Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
1. Андреева Н.А. Организация эффективного сотрудничества родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012. - №4 - С. 48-53.
2. Арнаутова Е.П. Общение педагога с родителями: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2010. – 272 с.
3. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2013. - 224 с.
4. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2.
5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 41 - 49.
7. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 60 - 68.
8. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М., 2016.
9. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
10. Зверева О.Л. Общение педагогов с родителями. Методическое пособие. М.: 2013.- 46 c.
11. Иванова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. – 96 с.
12. Карпюк Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012.- №4.- С. 54-56.
13. Картаполова О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012.- №7.- С. 58-60.
14. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2012. – 432 с.
15. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2012. – 270 с.
16. Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании // Дошкольник: журнал. - 2012.- №8.- С. 23-31.
17. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 2014.
18. Маркова Т.А. Детский сад и семья. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
19. Мюдик И.Ю. Консультирование родителей в детском саду // Специалист. - 2010. - № 11/12. - С.28-29.
20. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 163 от 24.03.2015 г. «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области».
21. Свирская Л. Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 176 с.
22. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 2015. – 159 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. под № 1155.
24. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями // Дошкольная педагогика, №7, 2013.
25. Цветкова Т.В. Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Вопрос-ответ:
Что означает психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного образования?
Психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного образования означает предоставление родителям информации и знаний о психологии и педагогике, которая поможет им лучше понимать и воспитывать своих детей.
Какова роль психолого-педагогического просвещения родителей с точки зрения законодательства?
Согласно законодательству, родители имеют право на психолого-педагогическое просвещение, которое помогает им лучше понимать и поддерживать развитие своего ребенка. Роль просвещения заключается в том, чтобы дать родителям инструменты и знания, необходимые для эффективного родительского воспитания.
Какие проблемы возникают при психолого-педагогическом просвещении родителей в условиях дошкольного образования?
Одной из основных проблем является недостаток информации. Родители могут не знать, как правильно воспитывать ребенка или столкнуться с трудностями в обучении их ребенка. Также возникают проблемы с доступностью просветительских мероприятий и ограниченным временем, которое родители могут уделить просвещению.
Какие формы психолого-педагогического просвещения родителей применяются в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях применяются различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, такие как родительские собрания, индивидуальные консультации, тематические выставки, тренинги и мастер-классы. Эти формы помогают родителям узнать больше о развитии и воспитании детей и поделиться своими опытом и вопросами.
Чему служат тематические выставки в психолого-педагогическом просвещении родителей?
Тематические выставки служат дополнением к словесной информации для родителей. Они представляются в виде рисунков и фотографий, которые визуализируют и конкретизируют темы, связанные с развитием и воспитанием детей. Такие выставки помогают родителям лучше понять и запомнить предоставленные им знания.
Что такое психолого-педагогическое просвещение родителей?
Психолого-педагогическое просвещение родителей – это процесс предоставления родителям информации и знаний о психологии и педагогике в целях помощи им в воспитании и обучении своих детей.
Какие законодательные нормы регламентируют психолого-педагогическое просвещение родителей в дошкольном образовании?
Психолого-педагогическое просвещение родителей в дошкольном образовании регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и уставами дошкольных образовательных учреждений.
Какие проблемы возникают в психолого-педагогическом просвещении родителей в дошкольном образовании?
Одной из проблем является недостаточное осознание родителями важности психологической и педагогической поддержки детей, а также непонимание современных методов воспитания и обучения.
Какие формы психолого-педагогического просвещения родителей существуют в рамках дошкольного образования?
В рамках дошкольного образования психолого-педагогическое просвещение родителей может осуществляться через проведение родительских собраний, консультаций, тематических выставок и других информационных мероприятий.
Какие преимущества имеют тематические выставки в психолого-педагогическом просвещении родителей?
Тематические выставки являются дополнением словесной информации для родителей рисунками и фотографиями, что позволяет им лучше понять и запомнить предлагаемую информацию.
Зачем нужно психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного образования?
Психолого-педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного образования необходимо для помощи родителям в понимании основных принципов и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это помогает им лучше понять потребности и особенности своего ребенка, развивать его личностные качества и подготовить к школьной жизни. Кроме того, такое просвещение позволяет укрепить партнерские отношения между родителями и педагогами, создавая благоприятную образовательную среду для детей.
Какое место занимает психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках законодательства?
Психолого-педагогическое просвещение родителей является важным элементом дошкольного образования и прописано в законодательстве. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об образовании в предусмотрены нормативные требования к содержанию образовательной программы ДОУ в части просвещения родителей. Также в законодательстве прописано, что родители имеют право на информацию о содержании образования и воспитания, а также право участвовать в принятии решений, касающихся их детей в образовательном процессе.