Психология исполнительской деятельности
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 29.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Темперамент и особенности таланта 5
2. Роль творческого опыта в подготовке к концерту 8
3. Психологическая подготовка и ее особенность 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Скрыть такое стремление означает не думать о ходе выполнения роли. Заставить себя не думать крайне трудно, поэтому здесь применяются определенные психологические усилия не в отношении себя и собственного процесса мышления, а в отношении остальных, чтобы не показать другим таких попыток, хотя они и существуют. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования получены следующие результаты: - все творческие личности имели тот или иной тип акцентуации (по типологии К. Леонгарда), который не только объясняет особенности их психотипа, но и направляет и подчеркивает семантику исполнительской интерпретации (через взаимодействие черт темперамента и характера). Безусловно, этот процесс не является линейным, упрощенным: он влияет на трактовку авторского текста и трансформирует его содержание косвенно, но закономерно и на объективной почве. Идеалом является, когда «образ автора» совпадает с исполнительским «Я». В других случаях исполнительское мышление выделяет трансформацию авторского «Я», а слушатель испытывает определенные изменения в традиции исполнения;- психологическая структура личности является энергетической системой, также подчеркивает семантическую направленность интерпретации как конечного результата деятельности музыканта-артиста; - рассмотрение общих и специальных проблем исследования, связанных герменевтическим кругом «исполнитель - музыкальное произведение - исполнительская интерпретация», выстроился в методологический аспект теории личности;- в работе предложен ряд определений по изучению специфики деятельности музыканта-артиста, а именно: исполнительская интерпретация; личность, которая интерпретирует; артистическая энергия; объект и предмет исполнительской интерпретации; акцентуации как черты характера, экстраполируются на семантику отдельного артефакта и исполнительского процесса в целом; артистическая энергия. Благодаря их обработке в аналитических разделах работы раскрыто системную взаимосвязь между типом темперамента и психологической структурой личности, которая интерпретирует, и содержанием интерпретации (аспект генезиса исполнительского стиля);- изучение роли интерпретирующей личности в процессе артистической деятельности показало принципиально психологический характер исполнительской деятельности. Умножения составляющих уровней объекта и предмета исполнительской интерпретации на глубинные свойства психологии интерпретирующей личности (в частности артистическую энергию) определяет собой, если не все содержание интерпретации, то ее «плодовитость» (по Э. Фромму);- обобщающий характер категории межличностного общения в аспекте психологии творчества позволяет: 1) понять исполнение как способ диалогического общения с миром культуры; 2) рассматривать интерпретационную деятельность в целом - как диалог традиций, исторически обусловленный диалектикой психологии личности - с одной стороны, и объективными тенденциями развития музыкальной культуры как персоны общения (по М. Бахтину), - с другой;- анализ совместительства (совпадение, конгруэнтности) композиторского и исполнительского стиля по темпераменту и акцентуация характера определяет новые перспективы развития психологии исполнительского искусства;- переживания имеют различную палитру и делятся на интеллектуальные, в котором состояние человека не возбуждено, эмоциональные - возбужденное состояние и смешанные переживания. Исполнитель в роли не может и не должен постоянно думать о настройках и тому подобное, поэтому такая установка самостоятельно содержится в его сознании на уровне памяти за счет действий, которые актер осуществляет, как запасные. Эта подмена заключается в незаметно подчеркнутой демонстрации особенностей характера персонажа и его отличительных черт в ходе его действия. Безусловно, что актер и без такого подчеркивания демонстрирует эти признаки.- во время исполнения роли будущий музыкант-исполнитель планомерно распределяет партитуру высвобождения и сжатия энергии. Ведь к выполнению роли им определенные и запланированные куски, переломные места и переходы, которые ему предстоит определенным образом пережить - интеллектуально или эмоционально. Запланированные и пережитые в воображении и на репетициях места эмоциональных изменений персонажа можно назвать энергетическими сгустками. Они являются пиковыми точками, к которым движется актер в роли, чтобы выявить глубину души персонажа, его болевое место. Такие эмоциональные точки являются не только глубинным раскрытием образа, но и раскрытием мастерства актера, его умением вызвать необходимые переживания. Во время исполнения роли, направленная по партитуре энергия, отражается на всех его воспроизводственных движениях и голосе. От творческой воли актера зависит, усиливать ее этими носителями действия, или подавлять. К таким движениям носителей энергии принадлежит, кроме перемещений, также подробно проанализированное мимическое и речевое поведение.- поведение и действия персонажа тоже часто бывают подменными по причине его психологических причин. В этих случаях актеру легче готовиться к роли и настраиваться психологически, потому что и тот, и другой делают вид видимость действия в обстоятельствах общения персонажа. Здесь их психологические акты сокрытия попыток сочетаются.Но поведение персонажа не всегда зависит от психологических причин и не всегда подменный, ведь он может быть и в одиночестве. В этом случае, актерские усилия максимально сосредоточены на сокрытии попытки вызвать переживания только от зрителя. Также во всех ролях исходное состояние персонажа обременено глубокими переживаниями.- от творческой воли музыканта-исполнителя зависит, усиливать ее этими носителями действия, или подавлять. К таким движениям носителей энергии принадлежит, кроме перемещений, также подробно проанализированное мимическое и речевое поведение. В этих случаях музыканту-исполнителю легче готовиться к роли и настраиваться психологически, потому что и тот, и другой делают видимость действия в обстоятельствах общения персонажа. Здесь их психологические акты сокрытия попыток сочетаются.- изучив современную теорию и практику психологической подготовки будущих музыкантов-исполнителей, можно утверждать, что еще недостаточно исследованы и разработаны теоретические основы формирования у будущих музыкантов-исполнителей речевой компетентности. Существует настоятельная необходимость разработки и распространения результатов соответствующих исследований и опыта в этом направлении в университетском образовании, объективной оценки предлагаемых технологий обучения и изучения возможных путей совершенствования качества профессиональной речевой подготовки будущих музыкантов-исполнителей. Именно поэтому, как никогда актуальным является поиск новых решений в области их профессиональной речевой культуры, совершенствования механизмов речевой подготовки студентов музыкально-педагогического факультета.- проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению является действительно одной из важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве. Нет ни одного артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценичного волнения. Очень удобными помощниками при репетиции выступают видеомагнитофон, магнитофон или зеркало. С их помощью вы можете оценить себя будто ты «со стороны», разработать систему жестов, поработать над выражением лица и тому подобное;- публичным выступлением может быть, как выступление на конференции, лекция, так и тренинговое занятие. Почему так трудно выйти перед аудиторией и донести информацию, которая нужна и интересна для слушателей? Почему мы пытаемся сделать это самым быстрым способом и забыть об этом? Но мы оставляем в памяти людей определенную информацию, впечатление о себе как специалиста или ученого. Испортить очень легко и просто, а оставить о себе хорошее впечатление и донести интересно информацию - это мастерство;- к составляющим публичного выступления относятся: 1) преодоление страха перед аудиторией; 2) определение цели выступления; 3) самонастройка; 4) овладение аудиторией; 5) композиция;- Р. Гондопас утверждает, что страх публичного выступления возникает из-за отсутствия знаний по теме выступления, опыта, страх аудитории и страх быть смешным. Исследования по теме страха показали, что наиболее человек боится смерти, на второй позиции оказался страх выступления перед аудиторией, с большим отрывом был страх смерти близких, бедность и другие. Итак, можем сделать вывод, что страх публичного выступления в большой степени влияет на результативность, эффективность и заинтересованность выступлением;- выступление перед публикой должно быть структурированным, содержать элементы шуток и иметь четко сформулированные цели, он должен приносить нам удовольствие. Когда человек делает какое-то дело и получает удовольствие, то это означает, что она это делает правильно. Нельзя делать какое-то дело так, чтобы сделать его и забыть. Его результат должен оставить у нас в памяти положительные впечатления. Перед выступлением стоит проанализировать аудиторию по принципу «свой-чужой». «Свой» человек - это тот, с которым нас что-то объединяет. Когда аудитория воспринимает нас, как «чужого», у нее срабатывает инстинкт самосохранения. Он проявляется в агрессивном поведении, напряжении, аудитория не воспринимает и критикует любую информацию.- страх перед публикой не дает нам возможности раскрыться перед аудиторией и аудиторию раскрыть перед нами. Страх быть смешным сковывает будущего музыканта-исполнителя, делает выступление банальным и механическим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнаньев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.Баренбойм, Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Лев Аронович Баренбойм. – Изд. 2-е, дополн. – Л.: Советский композитор, 1979. – 341 с. Беседы К. С. Станиславского [Электронный ресурс] / Константин Сергеевич Станиславский // Под общ. ред. Ю.С. Калашникова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1947. – Режим доступу: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_ (дата обращения - 29 марта 2017 года)Бочкарёв, Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М., 1997. – 352 с. Вицинский, А. Психологический анализ процесса работы над музыкальным произведением / А. В. Вицинский // Музыкальная психология: хрестоматия / сост. М. С. Старчеус. – М., 1992. – С. 190-191.Гиппенрейтер, Ю. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Новая, 2006. - 376 с. Коган, Г.М. У врат мастерства: психол. предпосылки успешности пианистической работы / Григорий Михайлович Коган. – М. : Сов. композитор, 1977. – 341 с. Литвиненко, Ю. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыки [Электронный ресурс] / Ю. Литвиненко. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года) Лонг, М. За роялем с Габриелем Форе / Маргерит Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музыка, 1981. – Вып. 9. – С. 37. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Лилиас Маккиннон; пер. с англ., вступ. статья Ф. Соколова. – Л.: Музыка, 1967. – 144 с. Слуцкая, Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста / Лариса Слуцкая // Академические чтения. – М.: Музыкальное просвещение, 2003. – № 8. – С. 1-17. Эстрадное волнение [Электронный ресурс]. – Режим доступу: www.violamusik.me (дата обращения – 29 марта 2017 года)
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.
2. Баренбойм, Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Лев Аронович Баренбойм. – Изд. 2-е, дополн. – Л.: Советский композитор, 1979. – 341 с.
3. Беседы К. С. Станиславского [Электронный ресурс] / Константин Сергеевич Станиславский // Под общ. ред. Ю.С. Калашникова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1947. – Режим доступу: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_ (дата обращения - 29 марта 2017 года)
4. Бочкарёв, Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М., 1997. – 352 с.
5. Вицинский, А. Психологический анализ процесса работы над музыкальным произведением / А. В. Вицинский // Музыкальная психология: хрестоматия / сост. М. С. Старчеус. – М., 1992. – С. 190-191.
6. Гиппенрейтер, Ю. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Новая, 2006. - 376 с.
7. Коган, Г.М. У врат мастерства: психол. предпосылки успешности пианистической работы / Григорий Михайлович Коган. – М. : Сов. композитор, 1977. – 341 с.
8. Литвиненко, Ю. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыки [Электронный ресурс] / Ю. Литвиненко. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года)
9. Лонг, М. За роялем с Габриелем Форе / Маргерит Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музыка, 1981. – Вып. 9. – С. 37.
10. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Лилиас Маккиннон; пер. с англ., вступ. статья Ф. Соколова. – Л.: Музыка, 1967. – 144 с.
11. Слуцкая, Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста / Лариса Слуцкая // Академические чтения. – М.: Музыкальное просвещение, 2003. – № 8. – С. 1-17.
12. Эстрадное волнение [Электронный ресурс]. – Режим доступу: www.violamusik.me (дата обращения – 29 марта 2017 года)
Вопрос-ответ:
Какие особенности темперамента влияют на исполнительскую деятельность?
В исполнительской деятельности важную роль играют различные особенности темперамента. Например, экстраверты часто выступают более эмоционально и активно на сцене, в то время как интроверты могут быть более сдержанными и интроспективными. Также, различные типы темперамента могут влиять на уровень энергии и степень восприимчивости исполнителя к внешним стимулам.
Какое значение имеет творческий опыт при подготовке к концерту?
Творческий опыт играет важную роль в подготовке к концерту. Чем больше исполнитель имеет опыта выступлений на сцене, тем больше уверенности он приобретает и лучше справляется с возникающими стрессовыми ситуациями. Кроме того, творческий опыт позволяет исполнителю разработать свою собственную методику подготовки, которая помогает достичь наивысшего уровня исполнительского мастерства.
В чем заключается особенность психологической подготовки исполнителя перед выступлением?
Психологическая подготовка перед выступлением играет ключевую роль в достижении оптимальной исполнительской формы. Она включает в себя различные психологические приемы, направленные на снятие стресса, концентрацию внимания и восстановление эмоционального баланса. Кроме того, психологическая подготовка помогает исполнителю установить правильную мотивацию и настроиться на успешное выступление.
Какие методы психологической подготовки используются для нейтрализации стремления думать о выполнении роли во время исполнения?
Для нейтрализации стремления думать о выполнении роли во время исполнения используются различные психологические методы. Например, исполнитель может сосредоточиться на внешних объектах и других людях, чтобы отвлечься от собственных мыслей и сосредоточиться на коммуникации с аудиторией. Также может помочь техника "мысленного отдачи", когда исполнитель "отдаёт" свою роль публике и сосредотачивается на общем ансамбле процесса выступления.
Как влияет темперамент на исполнительскую деятельность?
Темперамент играет важную роль в исполнительской деятельности. Различные типы темперамента могут предопределять стиль игры, выражение эмоций и вовлеченность исполнителя в процесс. Некоторые темпераменты более подходят для определенных музыкальных направлений или жанров. Например, холерический тип темперамента, характеризующийся энергичностью и импульсивностью, может быть идеальным для виртуозной игры на скоростных инструментах.
Какой роль играет творческий опыт в подготовке к концерту?
Творческий опыт имеет большое значение в подготовке к концерту. Чем больше опыта у исполнителя, тем легче ему удается вникать в музыкальное произведение, раскрывать его смысл и передавать его слушателю. Творческий опыт позволяет исполнителю находить новые интерпретации произведений, делать экспрессивные фразировки и добавлять индивидуальные элементы в исполнение.
В чем особенность психологической подготовки к концерту?
Особенностью психологической подготовки к концерту является умение контролировать свои эмоции и стрессовые состояния. Исполнитель должен научиться справляться с нервозностью и тревогой перед выступлением, сосредотачиваться на музыке и настраиваться на положительный результат. Также важным аспектом психологической подготовки является установка на коммуникацию с публикой и создание эмоциональной связи с аудиторией.
Какие психологические усилия применяются у исполнителей для скрытия своих мыслей и эмоций во время выступления?
Для скрытия своих мыслей и эмоций во время выступления исполнители могут применять различные психологические усилия. Одним из них является фокусировка на внешних объектах и действиях, чтобы отвлечь свое внимание от собственных мыслей. Также исполнители могут использовать техники визуализации, представляя себя в роли другого человека или воображаемого персонажа, который контролирует их эмоции. Кроме того, исполнители могут применять техники контроля дыхания и релаксации, чтобы справиться с нервозностью и стрессом.
Какие темперамент и особенности таланта имеют значимое влияние на исполнительскую деятельность?
Психология исполнительской деятельности утверждает, что темперамент и особенности таланта играют важную роль в успехе исполнителя. Некоторые люди с рассеянным темпераментом имеют трудности с концентрацией во время выступлений, в то время как люди с сангвиническим темпераментом обладают яркими эмоциями и высоким уровнем энергии, что делает их привлекательными для публики. Особенности таланта могут включать музыкальный слух, чувство ритма, память и т.д. Весь этот комплекс рисунков, образов и чувств, относящихся к музыке, характеризует уровень артистической одаренности и определяет ее способности.
Какой роль играет творческий опыт в подготовке к концерту?
Творческий опыт является важной частью подготовки к концерту. Он позволяет исполнителю наработать технику, улучшить свои навыки и освоить необходимые знания. Чем больше опыта имеет исполнитель, тем лучше он сможет справиться с нервным давлением и стрессом во время выступления. Кроме того, творческий опыт помогает исполнителю выработать свой собственный стиль и восприятие музыки, что делает его выступление более уникальным и запоминающимся.