исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 69 69 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 01.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР 4
1.1. Механизмы формирования грамматического строя в онтогенезе 4
1.2. Характеристика дошкольников с ОНР 11
1.3. Особенности развития грамматического строя у дошкольников с ОНР 18
Глава 2. Экспериментальное исследование изучения грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Состояние и уровень развития грамматических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (анализ результатов констатирующего эксперимента) 29
Заключение 40
Список литературы 42
Как видно из диаграммы 1, дети ко нтро льно й группы в прео бладающем бо льшинстве случаев справились со всеми заданиями. У детей экспериментально й группы ко личество правильных о твето в значительно меньше, чем у детей ко нтро льно й группы. У до шко льнико в без речево й пато ло гии о шибки при выпо лнении заданий были единичными, в среднем 1-2 о шибки на 10 о твето в. Дети с о бщим недо развитием речи до пускали значительно бо льше о шибо к, о т 2 до 6 о шибо к на 10 о твето в.Примечание: 1 - о бразо вание существительных с уменьшительно -ласкательным значением; 2 - о бразо вание, знание названий детёнышей живо тных; 3 - о бразо вание о тно сительных прилагательных о т существительных ткани; 4 - о бразо вание о тно сительных прилагательных о т фрукто в и яго д; 5 - о бразо вание притяжательных прилагательных; 6 - о бразо вание названий про фессий мужско го ро да; 7 - о бразо вание названий про фессий женско го ро да.В цело м, степень трудно стей выпо лнения различных заданий у всех детей была схо дно й. Наибо лее трудными заданиями, как для детей ко нтро льно й группы, так и для детей экспериментально й группы, были о бразо вание притяжательных прилагательных и о бразо вание о тно сительных прилагательных. На трудно сти указывают про центы выпо лнения данно го задания (76% и 52%; 84% и 56%); (79% и 51%). Наибо лее легким заданием о казало сь о бразо вание названий про фессий мужско го ро да, на что указывает высо кий про цент выпо лнения задания, как у детей ко нтро льно й группы (100%) так и у детей экспериментально й группы (76%).Однако , в развитии речи детей с ОНР, развитие грамматических умений и навыко в у детей старшего до шко льно го во зраста с ОНР 3 уро вня о тличаются не то лько ко личественным расхо ждением с детьми ко нтро льно й группы, но и по качественным характеристикам.При исследо вании развития грамматических умений и навыко в у детей старшего до шко льно го во зраста с ОНР 3 уро вня у детей ко нтро льно й и экспериментально й групп было выявлено , что на фо не о тно сительно развернуто й речи у детей экспериментально й группы наблюдается нето чно е упо требление мно гих существительных, замены, характерные о шибки, присущие детям с ОНР.Так, при о бразо вании существительных с уменьшительно -ласкательным значением дети экспериментально й группы до пустили бо льше о шибо к, чем их сверстники с но рмальным речевым развитием, что видно на диаграмме 2.Рис. 2. Образо вание существительных с уменьшительно -ласкательным значениемНаибо лее часто дети до пускали о шибки при сло во о бразо вании существительных с суффиксами –о чк (булачка, яблачко ), -ч-ик (стулик), -ечк (чащачка).В о тличие о т детей экспериментально й группы испытуемые ко нтро льно й группы до пустили изо лиро ванные о шибки.При о бразо вании названий детёнышей живо тных дети ко нтро льно й группы до пустили меньше о шибо к, чем в предыдущем задании. Это о тражено на рисунке 3.Рис. 3. Образо вание названий живо тныхНаибо лее часто дети до пускали о шибки при сло во о бразо вании таких существительных как: «медведено к», «ко ро вено к», «ло шадено к», «ежичек», «ло сик», «лисик», «мышкачка», «крыска», «крысик» и т.д.Так, при о бразо вании о тно сительных прилагательных о т существительных, о бо значающих ткани, дети экспериментально й группы до пустили бо льше о шибо к, чем их сверстники с но рмальным речевым развитием, что видно на диаграмме 3. Наибо льшие сло жно сти у детей экспериментально й группы вызвало о бразо вание сло в «бархатная», «фланелево е», «шелко вая».Чаще всего дети до пустили следующие типы о шибо к как нарушение акцентуации.Неправильно е ударение в сло вах о тмечало сь примерно у каждо го ребенка экспериментально й группы. Они со храняли ударение, характерно е для мо тивирующего сло ва, например, «мехо вая», «пухо вая».Также часто встречалась замена часто встречаемых мо рфем (сливо чный со к).Дети ко нтро льно й группы выпо лнили задание без о шибо к.Рис. 4. Образо вание о тно сительных прилагательных о т существительных ,о бо значающих тканиТак на во про с экспериментато ра: Как называется шуба из меха? Дети о твечали: Пушистая, теплая, ко ричневая. Экспериментато р: Как называется юбка из бархата? Дети: мягкая, пушистая.Часто встречались о шибки в сло ве «бархатная» - дети о твечали «бархато вая», «бархо вая», «бархая».В о тличие о т детей экспериментально й группы испытуемые ко нтро льно й группы до пустили изо лиро ванные о шибки.При о бразо вании о тно сительных прилагательных о т фрукто в и яго д дети экспериментально й группы до пустили бо льше о шибо к, чем их сверстники с но рмальным речевым развитием, что видно на диаграмме 5. Наибо льшие сло жно сти у детей экспериментально й группы вызвало о бразо вание сло в «сливо вый», «грушевый», «вино градный», «персико вый».Испытуемые со вершенно не про во дили параллель между существительным и во змо жным близким ему по значению прилагательным. По дбирали прилагательные со всем по другим качествам и признакам предмето в. При о бразо вании о тно сительных прилагательных о т фрукто в и яго д, бо льшие сло жно сти во зникли у двух детей экспериментально й группы.Так дети экспериментальной группы даже с помощью экспериментатора не смогли правильно образовать прилагательное от слов груша и слива (сок, компот, варенье). У одного мальчика был сливочный сок, сливый компот, сливочная варенье. У девочки был грушиный компот и сок, грушиное варенье. Это задание помогло выявить не только трудности образования относительных прилагательных от существительных, но позволило увидеть ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе: сливочная варенье.Рис. 5. Образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих фрукту и ягодыЧаще всего дети допустили такие типы ошибок, как неправильное употребление суффиксов («медвежачье», «тигровое», «лисиный». Также были ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Отмечалось словоизменение. Эта особенность совершенно не свойственна ребятам с нормально развивающейся речью, зато присуща детям с ОНР. Они правильно образовывали словоформу, но при этом могли допускать на рушения согласования и воспроизводить ее в косвенном падеже. Например, «волчья лапа» - «волчий лапа», «тигриное ухо» - «тигриная ухо».Наблюдается в ряде случаев использование приставки («игрушиное варенье»).В отличии от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы допустили изолированные ошибки.При образовании притяжательных прилагательныхдети экспериментальной группы допустили больше ошибок, чем их сверстники с нормальным речевым развитием, что видно на рисунке 6. Рис. 6. Образование притяжательных прилагательныхНаибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов «заячье», «тигриное», «лосиное», «медвежье», «лисье».Чаще всего дети допустили такие типы ошибок, как замена суффиксов и ошибки дифференциации схожих по звучанию слов («лосиные» - «лососевые»);Наибольшие трудности у детей как контрольной, так и экспериментальной групп вызвало задание на образование притяжательных прилагательных. Ребята образовывали неправильные прилагательные, либо новые существительные. Экспериментатор: Как назвать ухо зайца по - другому, чье оно? (зайчика). Но даже после того, как экспериментатор поправил ребенка и дал правильный ответ, мальчик не уловил закономерности и на вопрос о том, чья лапа у зайца - ответил кроличья. Одна девочка контрольной группы на вопрос экспериментатора: Чьи рога у лося? Ответила: Лососевые. Данный ответ говорит о том, что ребенок не дифференцирует эти два слова, в результате чего происходит комбинация лексических и словообразовательных смешений.В отличии от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы допустили изолированные ошибки.При образовании названий профессий мужского рода дети экспериментальной группы допустили больше ошибок, чем их сверстники с нормальным речевым развитием, что видно на рисунке 7. Рис. 7. Образование названий профессий мужского родаНаибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов часовщик (часовик), билетер (билетник), скрипач (скрипник).Чаще всего дети допустили ошибки замены и не правильного употребления суффиксов.В отличие от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы не допустили ни одной ошибки.При образовании названий профессий женского рода дети экспериментальной группы допустили больше ошибок, чем их сверстники с нормальным речевым развитием, что видно рисунке 8. Рис. 8. Образование названий профессий женского родаНаибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов повариха (поварша), ткачиха (ткача), журналистка (журналита, журналиста).Чаще всего дети допустили следующие типы ошибок: замена и не правильное употребление суффиксов и ошибки дифференциации схожих по звучанию и значению слов.В отличие от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы допустили изолированные ошибки.Вывод к главе 2.Дети с ОНР в своей речи плохо используют существительные, не дифференцируют существительные множественного числа, путают названия детенышей, профессий мужского и женского рода.Дети контрольной группы при выполнении заданий по подбору существительных ошибок допускали значительно меньше, ошибки были незначительные. Подбор существительных вызвал наибольшие трудности у троих дошкольников экспериментальной группы, они показали самый низкий результат. В отличие от детей экспериментальной группы испытуемые контрольной группы допустили изолированные ошибки.ЗаключениеВ современной логопедии большое значение придаётся системному подходу к изучению и преодолению недоразвития речи у детей. В связи с этим изучение грамматического строяу старших дошкольников с недоразвитием речи, проведение экспериментального исследования этих процессов с целью определения уровня их сформированности и выявление типичных ошибок является актуальным. Анализ литературы показал, что нарушения грамматического строяу старших дошкольников с общим недоразвитием речи могут проявляться в разной степени – от единичных ошибок в понимании и употреблении грамматических форм до грубого нарушения процессов словообразования. Грамматически правильная речь является одной из главных лингвистических предпосылок формирования письменной речи, а роль понимания структуры образования слов в обучении чтению и письму велика. Таким образом, дети с ОНР не могут спонтанно, без помощи извне, стать на единственно правильный путь формирования речи – онтогенетический, т.е. дети нуждаются в помощи логопеда. Различие по уровням сформированно.Нарушениеㅤграмматического строяудетейсОНРпроявляютсявограниченностисловарногозапаса,неточностиупотреблениясуществительных,заменах,втрудностяхпоисканужногослова.Благодаряконстатирующемуэкспериментубыловыявлено,чтозаданиянаобразованиесуществительныхявляютсядостаточнотруднымидлявсехдетей.Однако,еслиудетейконтрольнойгруппыотмечалисьлишьединичныеошибкиввыполнениизаданий,товэкспериментальнойгруппеколичествоотказовбылизначительны,чтосвидетельствуетозначительнобольшихтрудностяхсуффиксальногообразованиясуществительныхудетейсречевойпатологией.Удошкольниковбезречевойпатологиинеправильноевыполнениезаданийпроявлялосьвосновномвобразованииприлагательных.Такимобразом,удошкольниковснормальнымречевымразвитиеㅤграмматического строянауровненаиболеепродуктивныхмоделейотносительносформирована,очемсвидетельствуетхарактерзаменсуффиксов.Однакопроцессовладениясуффиксальнымспособомсловообразованияприлагательныхпродолжается.Удетейсобщимнедоразвитиемречисистемадажепродуктивныхсловообразовательныхмоделейнесформирована.В работебылиизученытеоретическиеположенияразвитияㅤграмматического строяудошкольниковсОНР,наосновекоторыхсоставленаметодикаконстатирующегоэксперимента.Исследованиепометодикеконстатирующегоэкспериментавыявило,что работу по развитию грамматического строя можно расширить за счет включения дидактических игр и за счет их систематизации. Это позволит более качественно проводить работу над развитием речи детей старшего дошкольного возраста. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Итак,своевременноераспознаваниетрудностей развития ㅤграмматического строяудетейсОНРпомогаетопределениюхарактераихречевогоилексико-грамматическогонедоразвития,атакжевыборунаиболееэффективныхпутейпоформированиюунихготовностиуспешномуовладениюграмотой.Такимобразом,мысчитаем,чтоцельисследованиядостигнута,задачиегорешены.СписоклитературыАртеменко О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11003 Артеменко О.Н., Семернина Н.И. Формирование диалогической речи у детей с ОНР // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - № 8. – С. 42-43. АрушановаА.Г.Формированиеграмматическогострояречидошкольника:некоторыеитогиисследования//Дошкольноевоспитание.2017.№2. С.56Башмакова С. Б., Максимова С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148.Бегларян А.А. Коррекционно–логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/852/8543 Бойчук С.В. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Всероссийское сетевое издание «Дошкольник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12448.html Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013.Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с.Владос, 2015. – 159 Детскаяречь: психолингвистическиеисследования:Сб.ст./Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева.-М.:Per Se,2015.Диагностика нарушений речи у детейи организацияㅤлогопедическойработы вㅤусловиях дошкольногоㅤобразовательного учреждения:СПб.ㅤметодических рекомендаций.ㅤРГПУим.А.И.Герцена-СПб.:Детство-Пресс,2012.Жукова Н.С,МастюковаЕ.М.,ФиличеваТ.Б.Логопедия.Преодолениеобщегонедоразвитияречиудошкольников.–Екатеринбург:Изд-воЛИТУР,2016.Жулина Е.В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Соврем. проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 147 ; Жулина Е.В. Опыт использования авторской сказки как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. – № 55-8. – С. 200-210.Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т.И. Исаева // Шк. логопед. - 2016. - № 4. - С. 17-29.Козырева, Л. М.Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 7 лет/Л.М. Козырева. - Екатеринбург:У-Фактория, 2016.Котова, Е. В.244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника/Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики играмматического строя удошкольников собщимнедоразвитиемречи.-СПб.:Союз, 2014.Лещенко С.Г. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на материале русских народных сказок / С.Г. Лещенко, И.М. Пахомова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России : материалы Междунар. науч.-практ. конф. и Всерос. пед. чтений / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2016. – С. 245-248.Логопедия.:Учеб.длястуд.дефект,фак.пед.высш.учеб.завед./Подред.Л.С.Волковой,С.Н.Шаховской.-М.:ВЛАДОС,2013.Логопедия. Методическое наследие: Пособиедлялогопедовистуд.дефектол. фак. пед.вузов.Кн.V:Фонетико-фонематическоеиобщеенедоразвитиеречи:Нарушениеречиудетейссенсорнойиинтеллектуальнойнедостаточностью./Подред.Л.С.Волковой:В5кн.-М.:Гуманит.изд.ЦентрВЛАДОС,2013.Логопедия:Библиотекаучителя-дефектолога. /Подред.Л.С.Волковой.-М.:Владос,2014.Люкова И.А. Влияние сказки на развитие речи детей с ОНР // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – Люберцы, 2017. – С. 71-73. Мерзлякова В.П. Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи сказок на логопедических занятиях / В.П. Мерзлякова, Л.К. Одинец // Логопедия. – 2016. – № 4. – С. 36-39. Миронова Н. Как учить дошкольников связной монологической речи // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. - С. 111-116.Михайленко, Н. Л.Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова. - М.:Обруч, 2015.Общеенедоразвитиеречи[Электронныйресурс]//URL: логопедическиезанятия.рф/narushenie-sredstv-obsheniy/obsheenedorazviti e-rechi.htmlПятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2015.Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова. - М.: АРКТИ, 2015.Репина 3.А. Особенности формирования диалога у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи / 3. А. Репина, Л. В. Ступак // Специальное образование научно–методический журнал. – 2012. – №4. – С. 66–71. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Наука, 2015.Русланова, Н. С. Овощи. Фрукты. Ягоды. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет / Н.С. Русланова. - М.: АРКТИ, 2013.Ручий Н.П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. – СПб., 2016. – С. 68-73 Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2015.Самсонова С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе пересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. – 2015. - № 8-3. – С. 45-47 Cулейманова И.И. К проблеме формирования у старших дошкольников с ОНР навыка текстообразования с использованием сказкотерапии / И.И. Cулейманова, Л.Е. Томме // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (8). - С. 103–105 Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В.Соболева // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 17-22. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебн. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности дошк. образование / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2015.Столярова А.Л. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya–pedagogika/library/2014/04/18/statya–osobennosti–ovladeniya–grammaticheskim Судакова В.Е. Этапы обучения речи–рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. – С. 134–136. ФиличеваТ.Б.,ЧиркинаТ.В.Устранениеобщегонедоразвитияречиудетейдошкольноговозраста.–М.:«Айрес-Пресс»,2014.
1. Артеменко О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11003
2. Артеменко О.Н., Семернина Н.И. Формирование диалогической речи у детей с ОНР // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - № 8. – С. 42-43.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. 2017. № 2. С.56
4. Башмакова С. Б., Максимова С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148.
5. Бегларян А.А. Коррекционно–логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/852/8543
6. Бойчук С.В. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Всероссийское сетевое издание «Дошкольник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/12448.html
7. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013.
8. Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с.Владос, 2015. – 159
9. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2015.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организацияㅤлогопедической работы вㅤусловиях дошкольногоㅤобразовательного учреждения: СПб.ㅤметодических рекомендаций.ㅤРГПУ им. А.И. Герцена - СПб.: Детство-Пресс, 2012.
11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2016.
12. Жулина Е.В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Соврем. проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 147 ;
13. Жулина Е.В. Опыт использования авторской сказки как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. – № 55-8. – С. 200-210.
14. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т.И. Исаева // Шк. логопед. - 2016. - № 4. - С. 17-29.
15. Козырева, Л. М.Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 7 лет/Л.М. Козырева. - Екатеринбург:У-Фактория, 2016.
16. Котова, Е. В.244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника/Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
17. Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Союз, 2014.
18. Лещенко С.Г. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на материале русских народных сказок / С.Г. Лещенко, И.М. Пахомова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России : материалы Междунар. науч.-практ. конф. и Всерос. пед. чтений / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары, 2016. – С. 245-248.
19. Логопедия.: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб. завед. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2013.
20. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
21. Логопедия: Библиотека учителя-дефектолога. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2014.
22. Люкова И.А. Влияние сказки на развитие речи детей с ОНР // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – Люберцы, 2017. – С. 71-73.
23. Мерзлякова В.П. Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи сказок на логопедических занятиях / В.П. Мерзлякова, Л.К. Одинец // Логопедия. – 2016. – № 4. – С. 36-39.
24. Миронова Н. Как учить дошкольников связной монологической речи // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 9. - С. 111-116.
25. Михайленко, Н. Л.Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова. - М.:Обруч, 2015.
26. Общее недоразвитие речи [Электронный ресурс] // URL: логопедическиезанятия.рф/narushenie-sredstv-obsheniy/obsheenedorazviti e-rechi.html
27. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2015.
28. Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова. - М.: АРКТИ, 2015.
29. Репина 3.А. Особенности формирования диалога у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи / 3. А. Репина, Л. В. Ступак // Специальное образование научно–методический журнал. – 2012. – №4. – С. 66–71.
30. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Наука, 2015.
31. Русланова, Н. С. Овощи. Фрукты. Ягоды. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет / Н.С. Русланова. - М.: АРКТИ, 2013.
32. Ручий Н.П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. – СПб., 2016. – С. 68-73
33. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2015.
34. Самсонова С.Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе пересказа русских народных сказок / С.Н. Самсонова, Е.И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. – 2015. - № 8-3. – С. 45-47
35. Cулейманова И.И. К проблеме формирования у старших дошкольников с ОНР навыка текстообразования с использованием сказкотерапии / И.И. Cулейманова, Л.Е. Томме // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (8). - С. 103–105
36. Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В.Соболева // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 17-22.
37. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебн. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности дошк. образование / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2015.
38. Столярова А.Л. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya–pedagogika/library/2014/04/18/statya–osobennosti–ovladeniya–grammaticheskim
39. Судакова В.Е. Этапы обучения речи–рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 1. – С. 134–136.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2014.
Нарушение грамматического строя речи у дошкольников совместно с недоразвитием речи
Негосударственное образовательное учреждение высшего
"Институт специальной педагогики и психологии"
Кафедра логопедии
работа
Нарушение грамматического строя речи у дошкольников совместно с недоразвитием речи
Выполнил:
студентка 6 курса
в Афинах
2010
Содержание
1.1 Современные научные представления о грамматическом строе речи. 6
1.2 Развитие грамматического строя речи в онтогенезе. 7
1.3 Современные научные представления об ОНР. 13
1.4 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. 16
Глава II. Исследование грамматического строя речи у дошкольников совместно с недоразвитием речи. 23
2.1 Цель, задачи исследования. 23
2.2 Методология исследования. 23
2.3 Организация исследования. 26
Глава III. Особенности грамматического строя речи у дошкольников совместно с недоразвитием речи. 28
3.1 Состояние грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевого развития. 28
3.2 Особенности грамматического строя речи у дошкольников совместно с недоразвитием речи. 30
Введение
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с приводом синтетической деятельности коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль, что грамматика-это форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка стереотипа динамического [19]. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет речи эти правила. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. Ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок узнает, что для выражения некоторых мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Разработка динамический стереотип способствует большей стабильности. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамический стереотип [19]. Ребенок использует усвоенные грамматические формы, а в случаях, когда существуют нарушения системы.