Работа педагога по профилактике ученических конфликтов в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 45 45 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 02.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Программа по профилактике ученических конфликтов в начальной школе «Давайте общаться без конфликтов» 2
Методика 1. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе 9
Методика 2. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» 11
Методика 3. «Приглашение в гости». 24

Фрагмент для ознакомления

Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, медленно с каменного уступа падает вода горного потока.
Вокруг удивительно тихо: ты чувствуешь лишь далекий, чуть слышный жужжание пчелы над цветком, шум воды, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты ощущаешь, каким безмятежностью и спокойствием дышит это место. Уходят тревоги и заботы, напряжение. Охватывает тебя приятный покой.
Ты поднимаешь глаза и над собой видишь небо, такое бездонное, синее, ясное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля сильными крыльями, он в безграничной синеве словно плывет.
Ты на него смотришь и ловишь его взгляд случайно. И вот уже ты — орел, и твое тело невесомо и легко. Ты паришь в небе, осматривая землю с высоты полета, запоминаешь любую подробность».
Рефлексия
Занятие №7
«Негативные чувства»
Цель: увеличить самооценку и положительное принятие своих негативных чувств
Инструменты: магнитофон
Организационный момент
Приветствие.
Любой участник встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Рад вас видеть!» или «Добрый день!». Ведущий просит, чтобы фразы и пожелания не повторялись.
Основная часть
«Толкалки»
«Необходимо разбиваться на пары, встать друг к другу на расстоянии вытянув руки. Нужно поднимать руки на высоту плеч и обопрутся ладонями на своего партнера. По сигналу нужно начинать толкать партнера с места, но нельзя причинять боль другому. По сигналу „СТОП" необходимо прекратить толкание».
Это упражнение разрешает разыграть конфликтную ситуацию и через игру и позитивное движение отработать агрессию.
После упражнения необходимо обсудить с учениками, какие эмоции возбудило данное упражнение, понравилось оно или нет, почему. Что испытывал любой ученик, когда его толкали?
«Переменное дыхание».
Инструкция: «Нужно сделать вдохи и выдохи, медленно пока не возникает напряжение. Необходимо медленно вдыхать носом, при этом можно считать „один-два-три". Как только у вас появится напряжение, делайте выдох.
Выдыхай ртом, также до чувства напряжения, тоже можешь считать. Постарайся, чтобы выдохи были длиннее вдохов, если выдыхать трудно, можете открывать рот. Нужно повторить данное упражнение в течение 2-ух минут.
Открой глаза. Как ты чувствуешь себя? Что ты чувствовал во время выполнения упражнения? А сейчас закрой глаза снова и представь лицо самого любимого человека.
Открой глаза снова, кого представлял, как самочувствие, какое сейчас настроение? И закрой глаза снова».
Рефлексия
Занятие №8
«Расслабление»
Цель: обучить дыхательным релаксационным техникам
Инструменты: магнитофон
Организационный момент
Приветствие.
Психолог предлагает каждому ученику приветствовать других каким-то необычным образом, но с обязательным условием, что это приветствие вызвало бы только положительные реакции у других.
Основная часть
«Задействование выдоха»
«Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся.
Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени (слово „бедра" подростков, особенно девушек, может напрячь) так, как тебе удобно.
Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться.
Если ты можешь закрыть глаза — закрой, если нет, посиди с открытыми глазами.
Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании».
(Проводится одно-два дыхательных упражнения.)
«Расслабься, делая вдох — медленно, вдыхая столько, сколько можешь вдохнуть без напряжения.
Затем так же спокойно выдыхай, тоже медленно, сколько можешь выдохнуть без напряжения. Выдоху удобно придать форму звука „а-а-а". Совершая его, постарайся ощутить чувство расслабления.
Повторяй это упражнение в течение двух минут.
Открой глаза.
Как ты себя чувствуешь?
Что ты ощущал во время выполнения упражнения?
А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека.
Снова открой глаза.
Как самочувствие?
Кого представлял?
Какое сейчас настроение?
И еще раз закрой глаза».
Визуализация «Прогулка на теплоходе», автор — Н. А. Богданова.
«Представь, что ты находишься на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопасному морю на Земле.
Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное, таинственное долгожданное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.
Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего тела. Уходят напряжение и скованность.
Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.
Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничто не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством беззаботности и радости».
Рефлексия
Классный час на тему: Давайте общаться без конфликтов.
Цель: Развитие у детей навыков дружелюбного общения, учиться правильно избегать конфликты
Ход классного часа:
1. Мотивация.
Учитель: Ребята, целью нашего сегодняшнего собрания является продолжение разговора о конфликтных ситуациях, о конфликтах. Мы узнаем о правилах разрешения конфликтов.
- Давайте вспомним, что из себя представляет слово «конфликт»? Дети отвечают. Нужно подбирать синонимы к этому слову.
Конфликт, согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, которое связано с острыми эмоциональными переживаниями и противоборством.
Конфликт появляется как результат несовместимости представлений о способах действия, о поступке, о ситуации. Неосуществимость получить то, что хочется или нужно; разные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие 3-ей стороны. Многие конфликты появляются тогда, когда ребята свои эгоистические интересы преследуют в ущерб интересам других людей, класса.
Причинами конфликтов являются:
1. Противоречия между интересами, взглядами.
2. Противоборство между отдельными группами в коллективе, между лидерами.
3. Особенности убеждений, восприятия, темперамента.
4. Ошибки в общении (неумение правильно задавать вопросы, слушать, реагировать на критику, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника)).
Если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения является бессмысленным, то конфликт прекращается
- К каким результатам приводят конфликты?
Ответы детей
1. Победа – поражение – одна сторона является удовлетворенным, а другая не удовлетворенным.
2. Поражение – поражение – обе стороны являются не удовлетворенными результатом.
3. Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
Учитель: Ребята, как по вашему мнению, конфликт можно считать полезным? Дети выражают свои мнения.
Конфликт может быть конструктивным и разрушающим. Если правильно обращаться, то он может быть полезен и приводит к изменениям. При неправильном обращении конфликт приводит к непониманию, обиде и даже к насилию.
Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? Ответы детей.
С помощью правильного общения можно управлять конфликтом. Нужно уметь правильно слушать друг друга и правильно говорить. Также нужно искать компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).
Потом учитель предлагает правила управления конфликтом.
1. Слушайте. Не прерывайте.
2. Не нужно делайте предположения.
3. Не оскорбляйте и не переходите на личности.
4. Над решением проблемы работайте по-настоящему. Предлагайте множество решений конфликта, пока соглашения не достигните, которое устроит вас обоих.
5. На позитивной ноте закончите.
Для разрешения споров.
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснять, почему вы так поступили и не сделали это?»
2. Говорите о сущности дела, а не вокруг да около. Обязательно на высказанное недоразумение, критику отреагируйте. Изложите свое мнение четко и конкретно.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, которое положительно характеризует его.
Учитель: Статистика показывает, что чаще всего «разгорание» конфликта происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие согласны, что если бы в противостоянии сторон удалось обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог далеко не зайти.
2.Работа в группах.
Задание: Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:
Как вы считайте, в начале развития конфликтной ситуации почему необходимо "остановиться"?
Как вы можете объяснить высказывание: "Дай себе немного времени, чтобы смог ситуацию оценить "?
Можете определить ключевые слова высказывания: "Откажись от установки: победа любой ценой".
Почему важно думать о последствиях выбора поведения.
Учитель: Ребята, давайте я вам прочитаю стихотворение Николая Красильникова «Ссора», внимательно слушайте и скажите, какая ситуация описана в стихотворении?
Рассмотрим варианты поведения в конфликтных ситуациях (таблица 3).
Таблица 3. Варианты поведения в конфликтных ситуациях
Стратегия поведения Характеристика стратегии Конкуренция, соперничество («акула») Стремление в ущерб другому добиться удовлетворения своих интересов. Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона выигрывает что-то, но что-то и теряет.
Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, который максимально отвечает интересам обеих сторон. Приспособление («медвежонок») Ради интересов другого принесение в жертву собственных интересов.
Уклонение, избегание («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и стараний достижения собственных целей.
Учитель: Давайте рассмотрим стратегии поведения в конфликтах и отметим их отрицательные и положительные стороны.
Рассмотрим аргументы (минусы и плюсы) в пользу выбора различных стратегий поведения в конфликтах (таблица 4)
Таблица 4. Аргументы (минусы и плюсы) в пользу выбора различных стратегий поведения в конфликтах
Стратегия Плюсы Минусы Сотрудничество Когда есть желание и время разрешить конфликт удобным для всех способом Требует много сил и времени, успех не гарантирован Избегание Когда хочешь выиграть время, конфликт сам собой может разрешиться Проблема остается неразрешенной Компромисс Когда другие стратегии являются неэффективными Ты обретаешь только часть того, на что рассчитывал Соревнование Когда тебе во что бы то ни стало надо победить;
когда правда на твоей стороне; Данная стратегия может сделать тебя непопулярным Приспособление Когда правда на стороне другого; когда хорошие отношения для являются важными, чем твои интересы
Ты уступил, твои интересы остались без внимания Учитель: Ребята, как вы считаете, какой способ разрешения конфликта является более результативным? (Дети отвечают)
Вывод: Наиболее результативный способ разрешения конфликта тот, при котором обе стороны выигрывают!
Игра-упражнение «Возьми себя в руки»
В начале игры ведущий объясняет ученикам, что когда они ощущают неприятные эмоции: желание ударить кого-либо, раздражение, злость, то можно себя «взять себя в руки», т.е. себя остановить.
Для этого необходимо глубоко вздохнуть и выдохнуть несколько раз. Прикрыть глаза, выпрямиться, посчитать до 10, открыть глаза, улыбнуться. После этого все ученики тренируются «взять себя в руки».
Цель: научит при каких - либо трудных ситуациях себя сдерживать.
Задание: Ребята, напишите те советы, которые вы хотели дать человеку, который является очень раздражённым.
Дети отвечают
Работа в группах. Задание: Ребята, сейчас подумайте и напишите, какие факторы разрешают общаться с друг другом без конфликтов.
Факторамы бесконфликтного общения являются:
Вежливость;
Доброжелательный тон;
Улыбка;
Нейтральность речи;
Непринужденность жестов.
Заинтересованность;
Приветливость
3.Итоговый круг «аплодисменты».
Ведущий предлагает ученикам встать в круг. Один ученик по собственному желанию выходит в центр круга, а другие ему бурно аплодируют. Этот ученик благодарит группу (кланяется, говорит спасибо; т.п.) и обратно возвращается в круг. После этого в центр круга выходит другой ученик. Эта процедура до уровня восторга поднимает настроение учеников.
Цель: поднятие настроения до уровня восторга.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте поделимся впечатлениями о том, изменилось ли что-то в наших взглядах на конфликт.
Классный час «Как поступить в конфликтной ситуации?»
Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива.
Задачи: - с помощью игры «Суд над конфликтом» выяснить «плюсы» и «минусы» конфликтов;
- определить правила поведения в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа, игра
Оснащение класса: компьютер, проектор.
Ход классного часа
1) Вступительное слово:
Вы ежедневно проводите много времени в школе, общаясь с одноклассниками, с учащимися других классов, с учителями, с обслуживающим персоналом. После уроков – с руководителями кружков, спортивных секций, с друзьями. Дома – с родителями, братьями, сестрами и другими близкими и дальними родственниками. И очень часто происходит так, что даже с самыми близкими у нас возникают недоразумения, недомолвки, обиды, ссоры – одним словом конфликтные ситуации, особенно часто в школе. Что это такое – давайте попробуем разобраться вместе на классном часе и попытаемся понять, как действовать, если конфликт уже «разгорелся» и как его попытаться предотвратить вообще.
И сначала я предлагаю вам посмотреть на то, где представлены выражения лиц, в которых закодированы эмоциональные состояния человека.
Какие именно?
Какие из них выражают плохое настроение человека?
А часто ли вы сами испытываете такие негативные эмоции в школе или дома?
Что является их причиной в школе? Дома? (ссоры с одноклассниками, непонимание родителей – конфликтные ситуации).
3) Определение сущности понятия «конфликт»
Что же такое конфликт? Назовите хотя бы одно слово на все буквы алфавита, которое у вас связано с понятием «конфликт» (варианты ответов детей)
Итак, если мы обратимся к словарю Ожегова С.И. то «Конфликт – это столкновение, разногласие, спор». В конфликте каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной.
Как вы думаете, существуют ли различия в конфликтах или они всегда одинаковые?
Ученые определяют несколько разновидностей конфликтов
1) Неуправляемый конфликт
2) Внутренний конфликт
3) Избегание
Что вы понимаете под этими конфликтами? Можете ли вы привести примеры?
4) Игра «Суд над конфликтом»
Но всегда ли конфликт нежелателен в классном коллективе? Какие аргументы можно привести «за»?
Желающих высказаться «за» возникновение конфликта, прошу сесть за один стол (группа защитников)
Желающих высказаться «против» - за другой (группа обвинителей)
(Дети могут самостоятельно или с помощью учителя, который работает с обеими группами, составить в течение 10 минут свои аргументы и представить их друг другу).
В аргументах «за» может быть следующее :
- в основе конфликта может лежать противоречие, разрешение которого может привести к сплочению коллектива;
- в конфликтах узнаешь людей, кто из них есть кто;
- в конфликтах выясняется, кто настоящий друг;
- если услышать критику в свой адрес и согласиться с ней, то можно попытаться изменить себя;
В аргументах «против»:
- страдает достоинство человека;
- страдает физическое здоровье;
- внутренний дискомфорт каждого участника конфликта;
- обида, испорченные отношения;
- проблема не решается;
- потеря времени и др.
5) Составление правил поведения в конфликтных ситуациях
Итак, приведены «плюсы» и «минусы» конфликтов, а теперь скажите: В конфликтах мы что-то для себя находим положительное или чаще всего мы портим настроение себе и окружающим?
Как же правильно вести себя в конфликтной ситуации или вообще избежать ее?
Для этого давайте вспомним все наши конфликты в классе и попытаемся составить правила поведения в конфликтной ситуации (Дети предлагают свои варианты, которые записываются тут же и отражаются на слайде, после этой работы можно сверить с рекомендациями психологов:
1) Не говорите со взвинченным, возбужденным человеком, дайте ему «выпустить пар»;
2) Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
3) Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место»;
4) Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу;
5) Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
6) Прежде чем вступать в спор сами успокойтесь, обдумаете, взвесьте все.
Все предложенные правила вы можете и желательно использовать не только в школе, но и дома!
6) Рефлексия
У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» - красный.
«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый
«НЕТ» - черный
Положить квадратики на учительский стол на те листы, чьи цвета соответствуют квадратикам
7) Заключительное слово
Сегодня мы с вами говорили о конфликтах в классе. Конечно, противоречия всегда были, есть и будут, так как мы с вами отличаемся взглядами, вкусами и увлечениями, но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И я вам желаю, что бы на ваших лицах и лицах окружающих вас людей были только улыбки.










4


5

--

Вопрос-ответ:

Как можно предотвратить конфликты между учениками в начальной школе?

Один из методов предотвращения конфликтов между учениками в начальной школе - использование социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе. Эта методика позволяет определить взаимные симпатии и антипатии между учениками и сформировать группы, в которых отношения между детьми будут наиболее благоприятными.

Какую программу по профилактике ученических конфликтов используют в начальной школе?

В начальной школе используется программа по профилактике ученических конфликтов, которая помогает предупредить возникновение конфликтов и развитие агрессивного поведения. Она включает различные методики и активности, направленные на формирование навыков общения, эмоционального саморегулирования, сотрудничества и уважения к другим.

Какими методиками можно исследовать личность детей?

Существует несколько методик исследования личности детей. Одна из них - методика "Дом-дерево-человек", которая позволяет выявить особенности внутренней мотивации, интересов и ценностей учеников. Другая методика - "Приглашение в гости", которая помогает проникнуть в мир ребенка, его семью и окружение, чтобы лучше понять его потребности и проблемы. Эти методики позволяют более глубоко изучить личность ученика и выстроить с ним эффективное взаимодействие.

Что такое социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе?

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе - это методика, которая позволяет выявить взаимные симпатии и антипатии между учениками. С помощью специальных вопросов и анкет ученики выбирают себе партнеров для сотрудничества и общения. По результатам изучения социометрических данных формируются группы, в которых отношения будут наиболее благоприятными, что помогает предотвратить возникновение конфликтов и создать дружественную атмосферу в классе.

Для чего нужна программа по профилактике ученических конфликтов в начальной школе?

Программа по профилактике ученических конфликтов в начальной школе необходима для обеспечения благоприятной атмосферы в классе, развития дружелюбных отношений между учениками, а также формирования навыков коммуникации и сотрудничества.

Какая методика используется для социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе?

Для социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе используется специальная методика, которая позволяет выявить популярность и непопулярность того или иного ученика в группе, а также наличие или отсутствие дружеских связей между ними.

Как проходит методика исследования личности "Дом, дерево, человек"?

Методика исследования личности "Дом, дерево, человек" предполагает показ ребенку 3 разных картинок (дома, дерева, человека) и запрос от него ассоциаций и рассказов по каждому изображению. По результатам этой методики можно получить информацию о личностных особенностях ученика, его эмоциональном состоянии и отношении к самому себе и окружающему миру.

Как проходит методика "Приглашение в гости"?

Методика "Приглашение в гости" предполагает организацию встречи учеников с представителями разных профессий вне школы. Ученик приглашает гостя в школу и вместе с ним интересуется его работой, задает вопросы и узнает новую информацию. Такая встреча помогает расширить кругозор учеников, развить их социальные навыки и показать им разные возможности для будущей профессиональной ориентации.

Какова цель программы по профилактике ученических конфликтов в начальной школе?

Цель программы по профилактике ученических конфликтов в начальной школе - создать условия для эффективной работы педагогов по предотвращению и разрешению конфликтов, формирования толерантного отношения к другим людям, развития умения общаться и сотрудничать, а также повышения уровня саморегуляции и ответственности учащихся.