Пути совершенствования процессуальной фукции следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа и прокуратуры!
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 02.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Совершенствование процессуальных функций следователя 5
2. Совершенствование процессуальных функций дознания 10
3. Совершенствование процессуальных функций прокурора и руководителя следственного органа 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Необходимо вернуть прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел. Представляется, что прокурор должен иметь право возбуждать уголовные дела в целях устранения выявленных в ходе проверок исполнения закона при вынесении решений об отказе в возбуждении уголовных дел, нарушений, так и при обнаружении оснований для возбуждения уголовных дел по итогам «общенадзорных» проверок.Функции руководителя следственного органа в уголовно-процессуальном законе не указаны, что вызывает много споров на данную тему. Так многие основной функцией руководителя следственного органасчитают функцию процессуального руководства, а дополнительной - процессуальный контроль. К факультативным функциям относятся направления деятельности, выступающие эпизодическими, не влияющими на объем реализации задач: функции уголовного преследования, надзорная функция, организации работы следствия.Не учитывается, что в соответствии с УПК РФ надзорную функцию реализует исключительно прокурор.Руководитель следственного органа реализует две связанные, функции - расследования обстоятельств преступления и руководстворасследованием , то есть ведомственного процессуального контроля.Так можно выделить такие функции, как процессуального руководства работой следователя и контроля за процессуальной деятельностью следователя, а также уголовного преследования; функция обвинения, которая выступает отдельным направлением деятельности, наряду с другими, функциями.Продолжает оставаться актуальной проблема обеспечения положения, когда субъекты контроля и надзора дополняли бы друг друга не подменяли.Прокурор, исходя из заинтересованностив обеспечении законности и обоснованности уголовного преследования, защиты прав и законных интересов участников судопроизводства, выступает от имени государства гарантом реализации уголовно-процессуального законодательства на досудебных стадиях процесса, а руководитель следственного органа выступает организатором процессуальной деятельности по расследованию преступлений.Таким образомсчитаем необходимым обеспечить в процессуальной деятельности прокурора и руководителя следственного органа совместную реализацию положений ст. 6 УПК РФ, устанавливающую назначение уголовного судопроизводства, а не конкуренцию и противопоставление.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассматривая уголовно-процессуальное законодательство обозначены следующие функции следователя: рассмотрение сообщений о преступлении, изучение обстоятельств дела, обвинения в совершении преступления, защита граждан от необоснованного обвинения, обеспечение возмещения причинённого преступлением материального ущерба, и приговора касаемо конфискации имущества, пресечение преступлений, и принятие мер к устранению способствующих совершению преступлений обстоятельств, розыск обвиняемого и разрешение уголовного дела.Содержание процессуальной самостоятельности следователя составляют положения закона, предоставляющие возможность следователю принимать самостоятельно решения и осуществлять действия по возбуждению дела, направлению процесса расследования, производству следственных и других процессуальных действий по усмотрению, основанному на свободной оценке доказательств, и определяющие персональную ответственность за законность принятых решений и своевременность проведения.Проанализировав и изучив действующее уголовно-процессуальное законодательство, приходим к выводу, что процессуальная самостоятельность следователя явно ограничена. И е в дальнейшем это может привести к обезличиванию процессуальной фигуры следователя , снижению престижа профессии и утрате профессиональной, категории юристов.Полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания обращены на обеспечение законности предварительного расследования, что необходимо рассматривать как процессуальное средство обеспечения законных интересов личности.Повышению эффективности мер обеспечения законных интересов личности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства будет способствовать регламентация процессуального статуса начальника органа дознания в отдельной статье УПК РФ, и прямое указание в ст. 125 УПК РФ на право заявителя обжаловать его действия (бездействие)в суд.Совершенствованию процессуального статуса начальника подразделения дознания будет способствовать наделение его правом изымать материалы проверки сообщений о преступлении у дознавателя и передавать другому дознавателю, рассматривать и разрешать жалобы и прочие обращения граждан на действия (бездействие) и решения дознавателя, связанные в том числе с нарушением сроков производства.Также необходимо нейтрализовать дублирование полномочий должностных лиц при предварительном расследовании, и в этом может помочь внесение в УПК РФ норм о приостановлении исполнения указания начальника подразделения дознания, если оно противоречит указаниям начальника органа дознания либо прокурора, приостановлении исполнения указания начальника органа дознания в случае противоречия указаниям прокурора, приостановлении исполнения указания указаниям вышестоящего прокурора.Изучив возникающие при реализации полномочий прокурором и руководителем следственного органа правоотношения, видим, что руководитель реализует ведомственный контроль над деятельностью следователей, а прокурор - вневедомственный надзор. Принимаемые прокурором решения, при проверке законности деятельности следователя, не зависят от ведомственных интересов, а имеют своей целью устранение нарушений, и обеспечение законности. Прокурор должен иметь властные полномочия относительно руководителя следственного органа, так как принимаемые следователем решения, принимаются под контролем руководителя. Для руководителя следственного органа согласиться с позицией прокурора означает признать ошибку в руководстве производством следствия по делу. Руководитель следственного органа в данной ситуации вряд ли может принять объективное решение.Требуется устранить противоречия в отношениях между прокурором и руководителем следственного органа, с учетом обязанности последнего исполнять представления прокурора о нарушении законности, а при несогласии с ним обжаловать представление у вышестоящего прокурора. Схема соответствует положению прокуратуры как органа, выполняющегофункцию надзора за законностью, и сможет обеспечить осуществление прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия, исключив тем самым излишнюю волокиту.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБыков, В.М. Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела/В.М. Быков // Законность. 2013. № 4. С. 49-53.Герасенков В.М. Теоретические аспекты процессуального статуса дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания: Актуальные вопросы и проблемы правоприменения/ В.М. Герасенков // Вестник БГУ. 2015. №3. Зеленский, В.Д. Объективная необходимость процессуальной самостоятельности следователя / В. Д. Зеленский// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 11-1. - С. 265-266.Игнатова, Н. М. Место следователя среди субъектов уголовно-процессуального доказывания/ Н.М. Игнатова, С.Д. Игнатов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. №4. Исламова, Э. Р. Прокурор и руководитель следственного органа: соотношение процессуальных полномочий/ Э.Р. Исламова // Общество: политика, экономика, право. 2016. №2. С.102-108Капинус, О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в стадии возбуждения уголовного дела/О.С. Капинус // Прокурор. 2013. № 2. С. 50-58.Марчук, А.Д. Проблемы процессуальной самостоятельности и независимости следователя/ А.Д. Марчук, О.А. Соболева // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук. - 2015. - № 656. -С. 117-120.Мкртчян, В. Г. Процессуальная самостоятельность следователя/ В.Г. Мкртчан // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 126-129.Палиева, О.Н. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя/ О.Н. Палиева // Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. -2016. - № 37. - С. 274-279.Попова, Т.Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа :автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 30 с.Седых, Т. В. Дознаватель: процессуальный статус и проблемы его совершенствования /Т.В. Седых // ЮП. 2015. №1 (68). Семенов, Е.А., Полномочия руководителя следственного органа как средства обеспечения процессуальной независимости следователя /Е.А. Семенов, Д.А.Клыков // Тенденции реформирования судебной системы, действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства. - 2016. - № 343. -С. 168-171.Соловьев, А. Необходимо восстановить властно-распорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства/А.Соловьев, М. Токарева // Уголовное право. 2011. № 4.Уланов, В.В. Самостоятельность и независимость следователя при осуществлении процессуальных полномочий в уголовном судопроизводстве /В.В. Уланов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2012. - № 2 (61). - С. 38-43.
1. Быков, В.М. Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела/В.М. Быков // Законность. 2013. № 4. С. 49-53.
2. Герасенков В.М. Теоретические аспекты процессуального статуса дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания: Актуальные вопросы и проблемы правоприменения/ В.М. Герасенков // Вестник БГУ. 2015. №3.
3. Зеленский, В.Д. Объективная необходимость процессуальной самостоятельности следователя / В. Д. Зеленский // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 11-1. - С. 265-266.
4. Игнатова, Н. М. Место следователя среди субъектов уголовно-процессуального доказывания/ Н.М. Игнатова, С.Д. Игнатов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. №4.
5. Исламова, Э. Р. Прокурор и руководитель следственного органа: соотношение процессуальных полномочий/ Э.Р. Исламова // Общество: политика, экономика, право. 2016. №2. С.102-108
6. Капинус, О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в стадии возбуждения уголовного дела/О.С. Капинус // Прокурор. 2013. № 2. С. 50-58.
7. Марчук, А.Д. Проблемы процессуальной самостоятельности и независимости следователя/ А.Д. Марчук, О.А. Соболева // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук. - 2015. - № 656. -С. 117-120.
8. Мкртчян, В. Г. Процессуальная самостоятельность следователя/ В.Г. Мкртчан // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 126-129.
9. Палиева, О.Н. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя/ О.Н. Палиева // Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. -2016. - № 37. - С. 274-279.
10. Попова, Т.Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 30 с.
11. Седых, Т. В. Дознаватель: процессуальный статус и проблемы его совершенствования /Т.В. Седых // ЮП. 2015. №1 (68).
12. Семенов, Е.А., Полномочия руководителя следственного органа как средства обеспечения процессуальной независимости следователя /Е.А. Семенов, Д.А.Клыков // Тенденции реформирования судебной системы, действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства. - 2016. - № 343. -С. 168-171.
13. Соловьев, А. Необходимо восстановить властно-распорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства/А.Соловьев, М. Токарева // Уголовное право. 2011. № 4.
14. Уланов, В.В. Самостоятельность и независимость следователя при осуществлении процессуальных полномочий в уголовном судопроизводстве /В.В. Уланов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2012. - № 2 (61). - С. 38-43.
Вопрос-ответ:
Что такое процессуальная функция следователя-дознавателя?
Процессуальная функция следователя-дознавателя включает в себя ряд действий и мероприятий, направленных на сбор, исследование и оценку доказательств в уголовном процессе.
Какие пути совершенствования процессуальных функций следователя-дознавателя существуют?
Один из путей совершенствования процессуальных функций следователя-дознавателя - это улучшение его подготовки и повышение квалификации. Также необходимо обеспечить следователя-дознавателя необходимыми материальными и техническими средствами для успешного исполнения своих обязанностей.
Какие пути совершенствования процессуальных функций дознания существуют?
Один из путей совершенствования процессуальных функций дознания - это улучшение организации работы дознавателя и его взаимодействия с другими участниками уголовного процесса, такими как следователи, прокуроры и адвокаты. Также необходимо разработать и внедрить эффективные методы и техники дознания, которые позволят достичь максимальной точности и объективности результата.
Какие пути совершенствования процессуальных функций прокурора и руководителя следственного органа существуют?
Один из путей совершенствования процессуальных функций прокурора и руководителя следственного органа - это повышение их квалификации и профессионального уровня. Также необходимо обеспечить прокурора и руководителя следственного органа необходимыми деловыми связями и информационными ресурсами для эффективного выполнения своих обязанностей.
Почему необходимо вернуть прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел?
Возбуждение уголовных дел - это важная функция прокуратуры, которая позволяет обеспечить независимость и объективность расследования. Вернув прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел, можно усилить контроль за исполнением закона и предотвратить возможные злоупотребления со стороны следователей и руководителей следственного органа.
Что такое процессуальные функции следователя?
Процессуальные функции следователя включают такие действия, как сбор и проверка доказательств, опрос свидетелей и потерпевших, проведение экспертиз, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении его в суд, а также другие действия, направленные на расследование и разрешение уголовных дел.
Какие пути совершенствования процессуальных функций следователя можно предложить?
Среди путей совершенствования процессуальных функций следователя можно выделить следующие: улучшение системы профессиональной подготовки и повышения квалификации следователей, создание эффективной системы контроля за действиями следователей, внедрение современных технологий в проведение следственных действий, улучшение законодательства в части определения функций и полномочий следователя.
Что означает совершенствование процессуальных функций дознания?
Совершенствование процессуальных функций дознания включает в себя модернизацию методов и техник дознания, обеспечение доступа к информационным ресурсам и базам данных, улучшение планирования и организации дознавательных мероприятий, повышение квалификации дознавателей, а также другие меры, направленные на улучшение качества и эффективности дознания.
Какими способами можно совершенствовать процессуальные функции прокурора и руководителя следственного органа?
Совершенствование процессуальных функций прокурора и руководителя следственного органа может быть достигнуто путем улучшения системы подготовки и повышения квалификации, внедрения современных информационных технологий в работу прокурорских и следственных органов, усиления контроля и надзора за их деятельностью, а также разработки и внедрения новых эффективных методов руководства и организации работы.
Необходимо ли вернуть прокурору полномочия по возбуждению уголовных дел?
Существует точка зрения, что прокурору следует вернуть полномочия по возбуждению уголовных дел, так как это позволит улучшить качество досудебного расследования, эффективность борьбы с преступностью и защиту прав граждан. Однако, эта проблема требует дальнейшего обсуждения и анализа, прежде чем можно будет сделать однозначные выводы.