Занятость молодёжи: состояние и регулирование в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика труда
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 02.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ 5
1.1 Занятость населения: сущность, виды, формы 5
1.2 Характеристика молодёжи как субъекта занятости и объекта государственного регулирования 10
1.3 Компетентностные особенности рабочей силы молодежи 18
Заключение 24
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Типология опирается на значимые факторы: приверженность полученной специальности, ориентированность на профессиональное продвижение, уровень самостоятельности в формировании стратегии. Профессионалы. Выпускники связывают свою дальнейшую жизнь с полученной профессией. Чаще всего они самостоятельно выбирают свою специальность и спрогнозировали для себя область профессионального развития. Высшее образование ценится ими как ступень личностного развития. Формируя свою стратегию развития после ВУЗа, они уже имеют сформированную систему ценностей и ориентиров, не отделяют свою жизнь от профессии. Представители данного типа нацелены на карьеру, но она является не самоцелью, а способом дальнейшего развития. Подвижные карьеристы. Представителей данного типа отличают смены сферы деятельности и переходы между организациями. Такие работники удовлетворены таким темпом работы и всегда готовы сменить место работы, заинтересованы личным развитием в профессии. При выборе ВУЗа ценят – престижность и качество образования. Профессиональное самоопределение происходит на более позднем этапе. Не имеют приверженности к своей профессии, особенностью является стремление к карьерному и финансовому росту. Стабильные. Представители данного типа успешно трудоустраиваются по профессии после получения диплома и стабильно работают на одном месте, в общем, довольны профессией, но к карьерному росту стремятся слабо. Важным фактором является стабильность занятости и зарплаты. Особой приверженности и интереса в своей деятельности нет. Профессиональный выбор осуществляется в основном под влиянием родителей и других внешних факторов. Несформировавшиеся. Данный тип отличает отсутствие приверженности профессии и стремления к успеху. Трудовая деятельность связана с частой сменой места работы. Высшее образование для них является номинальным, а работа чаще всего не связана с профессией и не требует высшего образования. Стратегию отличает отсутствие определенных целей. Работа важна как таковая. Итак, из рассмотренных типов траекторий, успешными являются две – это профессионалы и подвижные карьеристы. Данные типы вовлечены в профессию, направлены на построение карьеры. Карьеристы позднее определяются в профессиональном плане, но их отличает четкая установка на успех и развитие, стратегия является адаптивной при не востребованности своей профессии и связана с поиском своего призвания и успеха. Несформировавшиеся не успевают освоить профессиональные культурные ценности в связи с частой сменой работы и низкой мотивацией на успех. Современная система высшего образования направлена на формирование у обучающихся набора компетенций, «заточенных» под потребности рынка труда. Для развития у молодежи успешных карьерных траекторий и устранения возможных проблем с трудоустройством, необходимо совершенствовать систему профориентации, сокращать набор на невостребованные работодателями направления подготовки и применять в образовательном процессе социальные технологии конструирования профессиональных траекторий личности: технологии социальной диагностики, консультирования, искусство самопрезентации, информационные, коммуникационные, прогностические, управленческие, психологические, образовательные. Они обеспечивают результативное и рациональное целенаправленное социальное воздействие на процесс профессионализации личности и формирование ее профессионального будущего. С целью формирования, оптимизации, сопровождения и реализации профессиональной карьеры предлагается использование консультирования, включающего в себя предоставление комплекса услуг: информирование, консультирование по достижению жизненных и профессиональных целей личности и такие услуги, как планирование карьеры, переобучение, изучение вариантов трудоустройства, карьерная ориентация молодежи, обучение умению принимать оптимальное решение при выборе профессии. В рекомендациях практического характера авторами предлагается в образовательных учреждениях: 1. Развивать технологии и социальные услуги, направленные на конструирование профессиональных траекторий личности для предотвращения проблем занятости (в рамках профориентации); 2. В вести в учебный план ВУЗов всех направлений подготовки ряд специальных дисциплин (факультативных), таких как «Основы молодежного предпринимательства», «Построение профессиональной траектории карьеры» и др.; 3. В системе высшего образования наделить полномочиями сеть региональных и ВУЗовских центров по трудоустройству и адаптации выпускников, для проведения анализа региональных рынков труда, изучения тенденций социально-экономического развития территорий и инвестиционной деятельности для создания аналитическо-информационной базы конструирования профессиональных траекторий молодежи на рынке труда с целью планирования профессиональной карьеры выпускников учреждений профессионального образования. Создание межведомственных информационных баз для прогнозирования тенденций в профессионально-трудовой сфере, прогнозирование потребностей рынка труда, создание кластера состоящего из сети профессиональных образовательных учреждений, служб занятости, что позволит существенно приблизить профессиональное образование к реальным потребностям территорий и региональным рынкам труда и будет способствовать конструированию оптимальных профессиональных траекторий личности, как у молодежи, так и у более старшей возрастной группы населения.ЗаключениеЗанятость обусловлена социально-демографической структурой общества, половозрастными характеристиками населения, которые также определяют особенности занятости и, соответственно, существование определенных ее видов. Например, выделяют мужскую и женскую занятость, занятость молодежи, пенсионеров и т. д. Кроме этого занятость бывает стандартная и нестандартная. Под стандартной занятостью понимают стабильную занятость по найму на условиях полного рабочего дня в рамках бессрочного трудового договора с работодателем, а под второй – любое отклонение от заданного стандарта. Большинство ученых рассматривают нестандартную занятость как инструмент адаптации работников и работодателей к непрерывно меняющимся условиям экономики. В связи с чем получила развитие точка зрения, что нестандартная занятость соответствует интересам как работника, так и работодателя. Термин «молодежь» многозначен. Во-первых, молодежь можно рассматривать, как определенную социальную группу, отличающаяся от других по существенным атрибутам. Во-вторых, необходимо наличие набора общепризнанных характеристик, по которым конкретного индивида относят именно к молодежной группе. Молодежная группа обладает возрастными границами, которые являются разными и могут колебаться в достаточно широких пределах. Первый объективный показатель – это возраст. Современное поколение молодых россиян находится на позиции понимания и принятия рыночных отношений, но, тем не менее, существует склонность к снижению роли молодежи в качестве социального ресурса. На это оказывают влияние следующие факторы: во-первых, неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в России, во-вторых, ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в-третьих, нарастающая неудовлетворенность молодых людей главными показателями жизни (материальное положение, работа и возможность ее получения, жилищные условия и др.). Следственно, молодежь может выступать в обществе в роли мощного рычага социальной нестабильности. В настоящее время проблеме их трудоустройства уделяется значительное внимание. Пребывание выпускников в состоянии неопределенности оказывает неблагоприятное воздействие на их личную и профессиональную жизнь. Безработица среди молодежи имеет прямую взаимосвязь с профессиональным обучением.Проблема безработицы среди молодежи и пути к ее решению являются одной из основных частей политики занятости нашего государства.Основываясь на результатах исследовательской деятельности Центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (далее ЦПСиСТВ ПГУАС), можно выделить типы профессиональной стратегии молодых специалистов: профессионалы, подвижные карьеристы, стабильные, несформировавшиеся. Типология опирается на значимые факторы: приверженность полученной специальности, ориентированность на профессиональное продвижение, уровень самостоятельности в формировании стратегии. Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод о том, что выпускники различных профессиональных учебных заведений должны ориентироваться не только на свою будущую профессию, но и иметь в виду обстоятельства, связанный с государственным заказом, которая складывается в настоящее время, для того, чтобы повысить свою квалификацию или, же получить дополнительную специальность. В учебных заведениях необходимо уделять значительное внимание осуществлению социального партнерства между службами занятости и системой образования, а также становлению целевой подготовки.Список использованных источниковЗакон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 29.12.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162169/Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Региональная архитектура и строительство. 2016. №3. С.187–191, Ваенкевич В.Е., Зайцева О.В. Нестандартная занятость: сущность, формы, масштабы, регулирование // Белорусский экономический журнал. 2015. №3. С. 131. Варшавская Е.Я. Гибкость занятости: зарубежный опыт и российская практика. Кемерово: Кемеровский государственный университет: Кузбассвузиздат, 2009. С. 64. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Перспективы трудоустройства выпускников вузов по строительным направлениям подготовки // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. №8. С. 79 – 82Гарькина И.А., Гарькин И.Н., Клюев С.В. Необходимый уровень квалификации специалистов по обследованию зданий и сооружений // Успехи современной науки. 2017. Т. 4. №1. С. 36 – 40.Иванова В.Н., Чибисова Д.П. Векторы повышения инновационного уровня страны на основе соблюдения прерогатив молодежи // Инновационное развитие АПК : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. 2017. С. 9–30..Кислович А.И., Кардабнев А.А. Проблемы молодежи в ситуации безработицы // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Грозный, 2017. С. 215–219.Клявлина А.И. Безработица среди молодежи в современной России // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты : сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 т. Т. 3. Уфа, 2017. С. 156–160.Кон, И.С. Молодежь / И.С. Кон // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 сКотляров И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтральные // JournalofEconomicRegulation- Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, №4. C. 31.Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 361 сОганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. СПб.: Бизнес-Пресса, 2008. С. 153. Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7Социальная политика / под ред. Н.А. Волгина. М., 2006. 736 с.Тукумцев Б.Г. Трудовые отношения // Социология труда. Теоретико-прикладной словарь / отв. ред. В.А. Ядов. СПб., 2006. С. 365Экономика труда / под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004. С. 289.Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуализация понятия и критерии оценки [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. – 2016. – № 3. – Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1894Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#Warren T. Work and social theory: Sage Handbook of the Sociology of Work and Employment / ed. by S. Edgell, H. Gottfried, E. Grantner. L., 2016. 708 p

Список использованных источников
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.03.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 29.12.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162169/
3. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Региональная архитектура и строительство. 2016. №3. С.187–191,
4. Ваенкевич В.Е., Зайцева О.В. Нестандартная занятость: сущность, формы, масштабы, регулирование // Белорусский экономический журнал. 2015. №3. С. 131.
5. Варшавская Е.Я. Гибкость занятости: зарубежный опыт и российская практика. Кемерово: Кемеровский государственный университет: Кузбассвузиздат, 2009. С. 64.
6. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Перспективы трудоустройства выпускников вузов по строительным направлениям подготовки // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. №8. С. 79 – 82
7. Гарькина И.А., Гарькин И.Н., Клюев С.В. Необходимый уровень квалификации специалистов по обследованию зданий и сооружений // Успехи современной науки. 2017. Т. 4. №1. С. 36 – 40.
8. Иванова В.Н., Чибисова Д.П. Векторы повышения инновационного уровня страны на основе соблюдения прерогатив молодежи // Инновационное развитие АПК : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. 2017. С. 9–30..
9. Кислович А.И., Кардабнев А.А. Проблемы молодежи в ситуации безработицы // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Грозный, 2017. С. 215–219.
10. Клявлина А.И. Безработица среди молодежи в современной России // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты : сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 т. Т. 3. Уфа, 2017. С. 156–160.
11. Кон, И.С. Молодежь / И.С. Кон // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с
12. Котляров И.Д. Нестандартные формы занятости: позитивные, негативные, нейтральные // Journal of Economic Regulation- Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, №4. C. 31.
13. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 361 с
14. Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. СПб.: Бизнес-Пресса, 2008. С. 153.
15. Попов А.В. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональной рынке труда // Социальное пространство. – 2017. - №1 (8). – с 7
16. Социальная политика / под ред. Н.А. Волгина. М., 2006. 736 с.
17. Тукумцев Б.Г. Трудовые отношения // Социология труда. Теоретико-прикладной словарь / отв. ред. В.А. Ядов. СПб., 2006. С. 365
18. Экономика труда / под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2004. С. 289.
19. Панов А.М. Неустойчивая занятость: концептуализация понятия и критерии оценки [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. – 2016. – № 3. – Режим доступа: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1894
20. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
21. Warren T. Work and social theory: Sage Handbook of the Sociology of Work and Employment / ed. by S. Edgell, H. Gottfried, E. Grantner. L., 2016. 708 p

Вопрос-ответ:

Какова сущность занятости населения?

Занятость населения - это процентное соотношение числа занятых лиц к общей численности экономически активного населения. Она показывает, сколько людей находятся в активном трудовом возрасте и работают или могут работать.

Какие виды и формы занятости существуют?

Виды занятости могут быть формальной и неформальной. Формальная занятость подразумевает законный контракт о найме и соответствующие гарантии и права работника. Неформальная занятость, напротив, отличается отсутствием официальной регистрации и социальной защиты.

Какие особенности молодежи как субъекта занятости и объекта государственного регулирования?

Молодежь как субъект занятости имеет свои особенности: высокая мобильность, готовность к обучению, способность к быстрому приспособлению к новым условиям работы. В то же время молодежь является объектом государственного регулирования, так как она нуждается в особой поддержке и развитии для обеспечения своей занятости и успеха на рынке труда.

Какие компетентностные особенности имеет рабочая сила молодежи?

Рабочая сила молодежи обладает определенными компетенциями, которые могут быть полезны при трудоустройстве. К ним относятся: профессиональные навыки, коммуникативные способности, умение работать в коллективе, креативность, техническая грамотность и др.

Что может быть причиной низкой занятости молодежи?

Низкая занятость молодежи может быть обусловлена разными факторами, такими как отсутствие опыта работы, недостаточная подготовка, неразвитость рынка труда в определенном регионе, экономические и социальные проблемы и т.д.

Что такое занятость населения и почему она важна для молодежи?

Занятость населения - это важный показатель экономического развития страны, который отражает уровень занятости и безработицы среди населения. Для молодежи занятость является особенно важной, так как влияет на ее социальное и экономическое благополучие, профессиональное развитие и возможности реализации своих способностей.

Каковы основные принципы государственного регулирования занятости молодежи?

Основные принципы государственного регулирования занятости молодежи включают создание условий для получения образования и профессиональной подготовки, стимулирование предложения и спроса на рабочую силу молодежи, поддержку предпринимательства и создание рабочих мест для молодежи, содействие мобильности и привлечению молодежи к инновационным проектам.

Какие компетенции являются особенно важными для молодежи на рынке труда?

Особенно важными компетенциями для молодежи на рынке труда являются коммуникативные навыки, креативность, умение работать в команде, цифровая грамотность, знание иностранных языков, навыки самоорганизации и умение быстро обучаться новым технологиям.

Какие виды занятости молодежи существуют?

Существуют различные виды занятости молодежи, такие как полная занятость, частичная занятость, временная занятость, работа по совместительству, фриланс и предпринимательство.

Какие специальности и профессии наиболее востребованы среди молодежи в России?

Наиболее востребованными специальностями среди молодежи в России являются IT-специалисты, инженеры, маркетологи, экономисты, юристы, медицинские работники и специалисты в области туризма и гостиничного бизнеса.

Какие формы занятости существуют для молодежи?

Существуют различные формы занятости для молодежи, такие как полная занятость, частичная занятость, временная занятость, стажировка и самозанятость.