Эмоциональная сфера одаренных детей. Теоретические основы проблемы одаренности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Основные проблемы в области одаренности
1.2. Классификация одаренности
1.3. Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Заключение
Список литературы
Трения с соучениками бывают связаны и с предпочитаемыми играми: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники увлекаются подвижными и азартными играми.
Бывают и другие трудности у ребенка с необычными умственными возможностями. От него ожидают, требуют – и родители, и педагоги, – чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки, часто ставят не только за знания, но и за поведение, и за почерк. Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, за не полностью выполненное домашнее задание за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежное оформление письменной работы. В некоторых семьях снижение отметок воспринимается как драма.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, к одобрениям и порицаниям. В семье могут запрещать высказывания по поводу талантливости ребенка, но не всегда такой запрет достаточен: кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свое восхищение, а ребенок, естественно, не пропустит это мимо ушей.
У рано созревших детей признаки формализма мышления (о чем уже говорилось выше) иногда обнаруживаются в особенностях их нравственного сознания. От них, например, можно услышать в младшем подростковом возрасте, что родителям никто ничем не обязан или что те, кто мало смеется, - плохие люди. Такого рода «теоретизирование» обосновывается ссылками на то, что они слышали или читали. Тем самым в их умствованиях наряду с формальной отчетливостью суждений выступает и схематизм, односторонность.
Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности взаимосвязаны, переходят друг в друга. Например, капризы, упрямство, в той или иной мере присущие многим детям, при более высоком уровне интеллекта выступают резче, заметнее. Это относится и к проявлениям нежелания, неумения преодолевать повседневные учебные трудности. Повышенные способности часто сопровождаются привычкой учиться «хватая на лету».
Так, опережение сверстников может порождать зазнайство и тщеславие. Умственная самостоятельность, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать тяготиться тем, что не знает, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может обусловливать излишнюю разбросанность интересов, затруднять самоопределение. Характер личностных проблем одаренного ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки. Существует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении. [4, с. 11]
Исследования выдающихся в умственном отношении детей показали, что многие из них очень критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать спои потенциальные способности, но и становятся неуспевающими учениками. Отмечается также, что одаренные дети очень ранимы, чувствительны ко всему, что затрагивает их «Я». Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, склонны ставить перед собой задачи, которых не могут достичь, и тяжело переживают неудачи. Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка - важнейший фактор детерминации поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с другими людьми. По мнению ряда психологов, на поведение личности очень большое влияние оказывает самоуважение, рассматриваемое как переживание собственной значимости. Предполагается, что большой разрыв между идеальным и реальным «Я» негативно влияет на самоуважение. [8, с. 39]
Таким образом, самооценка вбирает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношении.
Для успешного традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, тормозить усвоение. Школьникам, лишенным творческого подхода к получаемой информации, учиться легче. Другое дело – ученики более творческие: они все пропускают через себя, через собственное видение мира. Таким детям гораздо труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать.
Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь чего ожидать; им приходят в голову странные идеи, глупые - по мнению некоторых, необычные - по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Конечно, далеко не все они учатся совсем уж плохо. Попадаются среди них, правда редко, даже отличники. Однако не усвоение знаний - главное для этих детей, а именно собственная работа мысли. Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям.
«Одаренность, в основном, определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными». [3, с. 42]
В сфере опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами сразу; обладают повышенным любопытством; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, базирующейся на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают большим словарным запасом; используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, требующие активизации умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу.
В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие; в дошкольные годы являются эгоцентристами. В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.
Родителями, первыми замечающими одаренность своих детей, описываются следующие поведенческие характеристики: ранняя речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; громадное любопытство; ценная память; быстрое восприятие и воображение.
Известно, что одаренность не исчерпывается только высоким коэффициентом интеллекта, хотя этот критерий и является основой достижений в одной или нескольких сферах (интеллектуальной, художественной и т.д.). В частности, Кларк и ряд других исследователей уточняют, что термин «одаренность» относится к когнитивным способностям, а «талант» включает другие стороны развития. В то же время она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала выгод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций. Ни один одаренный или талантливый ребенок не похож на другого, но приводимые ниже шесть областей, или сфер, одаренности (таланта) охватывают способности большей части детей.
Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическое приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры, подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика; ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается: в измерении времени или денег; часто применяет математические навыки: и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике. Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам: демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия. [3, с. 104]
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительской деятельности, в играх в использований материалов и реализации идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен подойди к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес: к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот ниже или выше. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому и т.п.); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; обладает исключительной для своего возраста физической силой», демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег и т.п.).
Перечисленные сферы одаренности (таланта), вероятно, не являются исчерпывающими, но полезны в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.
В зарубежной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основан на системе единой оценки (I35 баллов по шкале Стекфорд-Бйне), Второй – основывается на комплексной оценке. Система комплексной оценки основывается, на множестве оценочных процедур: результаты группового тестирования; рекомендации классных руководителей, серии опросных листов, заполняемых учителем и родителями (опросные листы заполняются для определения способностей в перечисленных сферах). Эта система имеет серьезное преимущество над всеми другими.
А.Г. Ковалев и З.Н. Мясищев отмечают, что в системе различных методов изучения способностей и одаренности «по праву первым методом является исследование истории личности», т.е. ведение карты «история развития личности ребенка». Н.С. Лейтес и ряд других психологов используют метод «срезов». [9, с. 37]
Из стандартизированных методов измерения интеллекта наиболее распространенными являются следующие:
Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста гак и у взрослых. Этот тест, в основном, исслёдует вербальную сферу, и считать ребёнка одарённым можно при IQ, равном 124 баллам или выше.
Шкала Зеяслера также применяется для измерения общих умственных способностей. Она состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действий, также содержащей 5 субтестов и ряд других тестов.
Из стандартизированных тестов достижений, предназначенных для выявления детей, имеющих исключительные способности к чтению, математике, и естествознанию, наиболее распространенными в стране являются:
Комплекс диагностических методик, позволяющих оценить готовность детей к школе разработанный Б.А. Бугременко, А.Л. Венгера и другими.
Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений, как уже говорилось выше, являются дополнительным важным инструментом выявления одаренных детей. И если учителя имеют достаточный опыт в применении оценочных шкал, их мнение можно считать достаточно надежным.
Тест Р. Амтхауэра позволяет получить «тестовый профиль» испытуемого по трем параметрам - выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Тест ШТУР (Школьный тест умственного развития) помогает определить выраженность способностей к общественно-научной, физико-математической, естественнонаучной областям деятельности. Когда область предпочитаемых профессии учащихся намечена, могут использоваться тесты специальных способностей для углублённого изучения индивидуально-психологических особенностей школьника.
Заключение
Разные авторы, в разное время по – разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость – это врождённая способность человека к успешному освоении некоторой, достаточно сложной деятельности.
Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человека легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт, многих специалистов в своих исследованиях показывает что значительные трудности одарённые люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения и в дальнейшем в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.
Личность одарённого ребёнка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребёнка определяется, прежде всего, личностью, до определённой степени «управляющей» его активностью. Понимание личностных особенностей одарённого ребёнка особенно важно в случаях так называемой «скрытой» одарённости, не проявляющейся до определённого времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, тесно связанны с одарённостью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребёнка наличие повышенных возможностей. Главная сложность в понимании и оценки проявлений умственной одарённости в годы детства - переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребёнка могут быть чем-то временным, связанным только с определённой порой жизни.
В силу вышесказанного, необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Это особенно важно в условиях, когда «значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, нарушения психической жизни, повышенная тревожность, агрессивность, существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях, взаимоотношениях со взрослым миром. В конечном счете, понимание природы творческих способностей и одаренности определяет и результат: в одном случае развивается одаренность, в другом – отрабатываются умения и выдаются достижения. Поэтому существенной задачей является увидеть в признаках одарённости детей и подростков, то, что относится к свойствам возраста и является переходящим, и то устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Список литературы
Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. – 2004. – № 5. – с. 30-47.
Богоявленская, Д. Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одарённости» /Д. Б. Богоявленская // Опыт работы с одарёнными детьми в современной России. – М., 2003. – с. 20–27.
Богоявленская, Д. Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы /Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000.
Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. – 2003. – № 3.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. – М.: МПСИ, 2003.
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии. – 2003, – № 3.
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. – М., 2001.
Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. – 2000. - № 3.
Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие. / Под ред. Лейтеса Н.С. – М.: Академия, 2000.
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2000.
Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова – М., 2003.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2004.
Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб., 2000.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004.
Юркевич B.C. Работа психолога с одаренными детьми //Одаренный ребенок. – 2004. – № 4. – с. 16-27.
1
2.Богоявленская, Д. Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одарённости» /Д. Б. Богоявленская // Опыт работы с одарёнными детьми в современной России. – М., 2003. – с. 20–27.
3.Богоявленская, Д. Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы /Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005.
4.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000.
5.Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. – 2003. – № 3.
6.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. – М.: МПСИ, 2003.
7.Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии. – 2003, – № 3.
8.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. – М., 2001.
9.Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. – 2000. - № 3.
10.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие. / Под ред. Лейтеса Н.С. – М.: Академия, 2000.
11.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2000.
12.Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова – М., 2003.
13.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2004.
14.Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб., 2000.
15.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М., 2004.
16.Юркевич B.C. Работа психолога с одаренными детьми //Одаренный ребенок. – 2004. – № 4. – с. 16-27.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают у одаренных детей в эмоциональной сфере?
Одаренные дети могут столкнуться с такими проблемами, как чувствительность, высокая тревожность, повышенная эмоциональная реактивность, перфекционизм и низкая самооценка.
Какие проблемы возникают у одаренных детей в области социализации?
Одаренные дети могут испытывать трудности в общении с ровесниками из-за своей высокой интеллектуальной и эмоциональной особенности. Они часто чувствуют себя неуверенно и ищут единомышленников, которые разделяют их интересы и понимают их.
Какие виды одаренности можно выделить?
Существуют различные классификации одаренности, но можно выделить такие виды одаренности, как интеллектуальная, творческая и лидерская. Каждый вид имеет свои характеристики и проявления.
Какие игры и занятия предпочитают одаренные дети?
Одаренные дети обычно предпочитают словесные игры, шахматы и другие интеллектуальные игры. Они не так заинтересованы в физических и подвижных играх, как их сверстники.
Какие еще трудности могут возникнуть у ребенка с необычными умственными возможностями?
Помимо проблем социализации и эмоциональной сферы, ребенок с необычными умственными возможностями может столкнуться с проблемами адаптации в школе, подвергаться издевательствам со стороны сверстников и испытывать чувство несоответствия окружающему миру.
В чем заключаются основные проблемы в области одаренности?
Основные проблемы в области одаренности включают: сложности в общении со сверстниками, непонимание учителей и родителей, отсутствие адекватных учебных программ и методик для развития потенциала одаренных детей.
Как классифицируется одаренность?
Одаренность может быть классифицирована по различным критериям, например, по интеллектуальным способностям, творческому потенциалу, способностям в конкретной области знаний или навыков.
Какие психосоциальные аспекты связаны с особенностями одаренности?
Особенности одаренности могут вызывать психосоциальные проблемы, такие как социальная изоляция, непонимание окружающих, стресс и депрессия из-за высоких ожиданий и требований.
Какие трудности могут возникать у одаренных детей в общении со сверстниками?
Одаренные дети могут иметь трудности в общении со сверстниками из-за разницы в интересах, способностях и уровне развития. Они могут быть непонятыми и чувствовать себя изолированными.
Какие игры предпочитают юные интеллектуалы?
Юные интеллектуалы предпочитают различные словесные игры, а также игры, связанные с интеллектуальными задачами, например, шахматы.
Какие основные проблемы связаны с одаренностью в эмоциональной сфере?
Одаренные дети часто сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками, так как они могут проявлять более сложные эмоции и интересы. Это может вызывать непонимание и отчуждение. Они также могут испытывать чувство одиночества и несоответствия, потому что их мировоззрение и взгляды могут отличаться от других детей.
Какие игры предпочитают одаренные дети?
Одаренные дети часто предпочитают интеллектуальные игры, такие как словесные игры и шахматы. В то время, когда их сверстники увлекаются подвижными и азартными играми, одаренные дети предпочитают более интеллектуальные и аналитические активности.