Тренинги эмоционального состояния

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 24 24 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 04.05.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психологическое состояние и восприятие музыки 6
Глава 2. Особенности нервной системы музыканта-исполнителя 8
Глава 3. Творческий опыт как тренинг в подготовке к концерту 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24


Фрагмент для ознакомления

Указанная проблематика активизации сосредоточенности побудила таких ученых, как Л. Бочкарева, Г. Когана, А. Орентлихерман, А. Стоянов, Г. Цыпина и других выделить две разновидности волнения, которые неизбежно возникают во время публичного выступления: «Волнение «в образе» - это такое состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями того, кого играет, когда он волнуется от того, что ... переживает печаль «меланхоличной серенады» Чайковского ... Волнение же «вне образа» имеет место тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то впечатление, которое он произведет на зрителей или слушателей, за то, как получится у него ... такой-то пассаж». Именно против последнего, так называемого «актерского» волнения, выступал известный театральный деятель К. Станиславский.Мы согласны с научными взглядами Л. Бочкарева, по которым «состояние раздвоения» является проявлением высокоразвитых эмоционально-регулятивных способностей музыканта: «Для артиста в момент творчества необходим полный покой» (П. Чайковский) «Если в то время, когда я играю на эстраде, я сам взволнован, я на слушателей не действие» (Ан. Рубинштейн) «Волнения «в образе» вполне совместимо с «творческим покоем» за образом».Психологическим механизмом состояния раздвоения является способность управлять игрой и эмоциональным тонусом (А. Щапов) - умение мобилизовать и многопланово симультанно распределять внимание между полимодальными представлениями, «живым» игровым действием и восприятием на основе функции слежения, контроля и коррекций исполнительского процесса: «Путь к распределению внимания лежит через воспитание культуры сосредоточенности: чтобы научиться видеть много, необходимо сначала научиться хорошо видеть других». Так, известная французская пианистка М. Лонг, касаясь сути болезни страха, отмечает: «Артист на эстраде является раздвоенным существом. Все идет хорошо, пока вы чувствуете, что ваш «двойник» вам подчиняется. Это довольно интересное ... ощущение».ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема онтогенетического развития сценического волнения - одна из наиболее актуальных и жизненно важных для музыкантов-исполнителей, начиная с подросткового возраста и заканчивая завершающими этапами карьеры. Исследуемый феномен a priori не может иметь однозначной трактовки, психофизиологической природы и практического решения, как в музыкальнойпедагогике, психологии, так и теории музыкально-исполнительского искусства. Качественные признаки выявления сценического эмоционального волнения более комплексно проверяются только во время «живого» публичного выступления студента-исполнителя. Главная задача педагога вузов - не только «диагностирование», но и трансформация негативного психологического модуса волнения в дееспособное душевное состояние (эмоциональный стимул), который помогает исполнителю достичь максимального творческого оптимума на эстраде.Эмоции и чувства служат для ориентации в мире и реализации энергии, которая помогает решать жизненные задачи. Каждая из основных эмоций имеет уникальные адаптивные имотивационные функции, выполняет определенную полезную работу для нас. Исключением из этого правила являютсяслучаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация, тогда она дезорганизуети разрушает.Адаптивная функция. Сенсорная система (органы чувств) собирает информацию об окружающем мире, позволяет человеку выживать, комфортно существовать, развиваться. Например, полезночувствовать голод - это сигнал о том, чтобы поесть, холод - позаботиться о комфорте, реакцииотвращения удерживают от вредных воздействий. Органы чувств доставляют информацию об окружающей среде,эмоции помогают ориентироваться в ней и действовать.Мобилизационная функция. Полученная с помощью органов чувств информация, вызывает эмоциональную реакцию, появляется энергия для действий. То есть, эмоции несут в себе заряд энергии, которую можноиспользовать по своему желанию, например, изменить ситуацию, которая не устраивает,решить жизненные задачи, получить желаемое, защитить себя в угрожающих ситуациях, возобновить равновесие и тому подобное.Мотивационная, побудительная функция. Как только зарождается потребность, сразу возникает эмоция или так называемое мотивационное возбуждение. Очевидно, что эмоции организуют и направляютповедение не только в экстремальных ситуациях. Так, эмоция интереса побуждает учиться, развивать новые навыки и умения; эмоция радости - своеобразная награда за достижения; страхпомогает избежать стрессогенные или опасные ситуации еще до того, как возникнет реальнаяугроза.Информационная функция. Переживания являются своеобразными сигналами. Эмоции сообщают информацию, используя ее, можем действовать гораздо эффективнее. Например, страх сообщает об опасности, то есть он охраняет нас, помогает спасти жизни с помощью защитныхмеханизмов: побеги или нападения; раздражение сообщает о том, что ситуация развивается нетак, как ожидалось; счастье - потребности удовлетворены. Даже гнев - эмоция, которую большинство людейхотели бы подавлять, - также полезна для нас. Он предупреждает других и нас самих, когда что-томешает намерениям, побуждает к переменам.Регулирующая функция. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию в коммуникативном взаимодействии, формируют готовность действовать определенным образом относительно других людей. По внешне выразительным движениям, которые сопровождают эмоции (поза, жесты, мимика), а также по языковой интонации можно сделать вывод о переживаниях окружающих людей и учитывать их всвоем поведении.Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции могут затмить восприятия окружающего мира или разрисовать его яркими красками; повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии; спасти жизнь или нанести серьезный ущерб; способствовать положительным жизненным изменениям или провоцировать на такие поступки, о которых впоследствиисожалеем; воодушевить и добавить здоровья или наоборот; сделать телесные движения легкими и плавными или неуклюжими и скованными. Эмоции имеют силу. Другой вопрос, насколько мы умеем имиуправлять. Вот это и является показателем развитой эмоциональной компетентности.Эмоциональная компетентность - это искусство идентифицировать свои эмоции в момент, когда их чувствуете, в результате лучше понимать свое поведение и рационально выбирать свои реакции(М. Рейнольдс), то есть быть хозяином собственных эмоций. Управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что подтверждается научными исследованиями.В человеческой душе нет предела совершенству. Обидно прожить жизнь, так и не поняв себя, не научившись понимать других. Поэтому некоторые люди с возрастом черствеют и ожесточаются.А другие - приобретают мудрости и будто светятся изнутри. Развитие эмоциональной компетентности предполагает постоянную работу над собой. Жизненные ценности, таланты, мудрость находятсявнутри нас. Нужно учиться жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Работа надсобой - это самостоятельный, длинный и одновременно интересный путь.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 336 с. Баренбойм, Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Лев Аронович Баренбойм. – Изд. 2-е, дополн. – Л.: Советский композитор, 1979. – 341 с. Беликов, В. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. - 164 с. Белинская, Е. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М. - 2009. – С. 49.Беседы К. С. Станиславского [Электронный ресурс] / Константин Сергеевич Станиславский // Под общ. ред. Ю.С. Калашникова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1947. – Режим доступу: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_ (дата обращения - 29 марта 2017 года)Бочкарёв, Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М., 1997. – 352 с. Вицинский, А. Психологический анализ процесса работы над музыкальным произведением / А. В. Вицинский // Музыкальная психология: хрестоматия / сост. М. С. Старчеус. – М., 1992. – С. 190-191.Голубева, Е. Проблема сценического волнения [Электронный ресурс] / Е.Голубева. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/195/296 (дата обращения - 15 марта 2017 года) Григорьев, В. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев. - М.: Классика-ХХІ, 2006. - 156 с. Григорьева, Д. Многоликий сценический стресс. Опыт изучения / Д.М. Григорьева, А.М. Федорова-Гальберштам, Исполнительское искусство и музыковедение параллели и взаимодействия. - М., 2010. – 744 с. Захаров, А. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - СПб.: Гиппократ, 1995. - 128 с.Коган, Г.М. У врат мастерства: психол. предпосылки успешности пианистической работы / Григорий Михайлович Коган. – М. : Сов. композитор, 1977. – 341 с. Лейтес, Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды / Н.С. Лейтес. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с. – С. 204 с. Литвиненко, Ю. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыки [Электронный ресурс] / Ю. Литвиненко. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года) Лонг, М. За роялем с Габриелем Форе / Маргерит Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музыка, 1981. – Вып. 9. – С. 37. Лурия, А. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Лилиас Маккиннон; пер. с англ., вступ. статья Ф. Соколова. – Л.: Музыка, 1967. – 144 с. Наенко, Н. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М., 1976. - 245 с.Райгородский, Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара., ВАХРАХ, 2004. - 642 с. Рождественская, Н. Психология художественного творчества / Н.В. Рождественская. - СПб., 1995. – С. 62. Сабурова, С. Мотивационно-смысловая приналежность к профессии как преодоление сценического стресса музыканта-исполнителя / С. Сабурова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. Р.В. Кадырова. – Владивосток: Морской государственный университет, 2014. – 376 с. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Издательство Рига, 1992. – С. 39. Слуцкая, Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста / Лариса Слуцкая // Академические чтения. – М.: Музыкальное просвещение, 2003. – № 8. – С. 1-17. Сорокун, П. Основы психологии: Учеб. Пособие / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с. Станиславский К. Работа актера над собой / К.С. Станиславский // Собр. соч. в 8 т. - Т. 3. - М.: Искусство,1955. - С. 286. Тарабрина, Т. Практикум по психологии посттравматического стресса / Т.И. Тарабрина. - СПб.: «Питер», 2001.- 272 с. Теплов, Б. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с. Теплов, Б. Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий / Б. Теплов. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с. Цагарелли, Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности Ю.А. Цагарелли. – СПб., 2008. - 367 с. Цзинхен, Г. Формирование сценической культуры у будущих эстрадных певцов / Г. Цзинхен // Проблемы подготовки современного учителя - №8 (ч.1), 2013 - С. 243. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - С. 52. Якобсон, П. Психология сценических чувств актера / Якобсон П. М. – Москва: Художественная литература, 1936. – С. 182. Яковлева, Е. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 2002. - 224 с. Эстрадное волнение [Электронный ресурс]. – Режим доступу: www.violamusik.me (дата обращения – 29 марта 2017 года)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.
2. Баренбойм, Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Лев Аронович Баренбойм. – Изд. 2-е, дополн. – Л.: Советский композитор, 1979. – 341 с.
3. Беликов, В. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. - 164 с.
4. Белинская, Е. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М. - 2009. – С. 49.
5. Беседы К. С. Станиславского [Электронный ресурс] / Константин Сергеевич Станиславский // Под общ. ред. Ю.С. Калашникова. – М.: Всероссийское театральное общество, 1947. – Режим доступу: http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_ (дата обращения - 29 марта 2017 года)
6. Бочкарёв, Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М., 1997. – 352 с.
7. Вицинский, А. Психологический анализ процесса работы над музыкальным произведением / А. В. Вицинский // Музыкальная психология: хрестоматия / сост. М. С. Старчеус. – М., 1992. – С. 190-191.
8. Голубева, Е. Проблема сценического волнения [Электронный ресурс] / Е.Голубева. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/195/296 (дата обращения - 15 марта 2017 года)
9. Григорьев, В. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев. - М.: Классика-ХХІ, 2006. - 156 с.
10. Григорьева, Д. Многоликий сценический стресс. Опыт изучения / Д.М. Григорьева, А.М. Федорова-Гальберштам, Исполнительское искусство и музыковедение параллели и взаимодействия. - М., 2010. – 744 с.
11. Захаров, А. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - СПб.: Гиппократ, 1995. - 128 с.
12. Коган, Г.М. У врат мастерства: психол. предпосылки успешности пианистической работы / Григорий Михайлович Коган. – М. : Сов. композитор, 1977. – 341 с.
13. Лейтес, Н. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды / Н.С. Лейтес. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с. – С. 204 с.
14. Литвиненко, Ю. Роль публичных выступлений учащихся в процессе обучения музыки [Электронный ресурс] / Ю. Литвиненко. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата обращения – 16 марта 2017 года)
15. Лонг, М. За роялем с Габриелем Форе / Маргерит Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музыка, 1981. – Вып. 9. – С. 37.
16. Лурия, А. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
17. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Лилиас Маккиннон; пер. с англ., вступ. статья Ф. Соколова. – Л.: Музыка, 1967. – 144 с.
18. Наенко, Н. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М., 1976. - 245 с.
19. Райгородский, Д. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара., ВАХРАХ, 2004. - 642 с.
20. Рождественская, Н. Психология художественного творчества / Н.В. Рождественская. - СПб., 1995. – С. 62.
21. Сабурова, С. Мотивационно-смысловая приналежность к профессии как преодоление сценического стресса музыканта-исполнителя / С. Сабурова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. Р.В. Кадырова. – Владивосток: Морской государственный университет, 2014. – 376 с.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Издательство Рига, 1992. – С. 39.
23. Слуцкая, Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста / Лариса Слуцкая // Академические чтения. – М.: Музыкальное просвещение, 2003. – № 8. – С. 1-17.
24. Сорокун, П. Основы психологии: Учеб. Пособие / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с.
25. Станиславский К. Работа актера над собой / К.С. Станиславский // Собр. соч. в 8 т. - Т. 3. - М.: Искусство,1955. - С. 286.
26. Тарабрина, Т. Практикум по психологии посттравматического стресса / Т.И. Тарабрина. - СПб.: «Питер», 2001.- 272 с.
27. Теплов, Б. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.
28. Теплов, Б. Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий / Б. Теплов. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.
29. Цагарелли, Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности Ю.А. Цагарелли. – СПб., 2008. - 367 с.
30. Цзинхен, Г. Формирование сценической культуры у будущих эстрадных певцов / Г. Цзинхен // Проблемы подготовки современного учителя - №8 (ч.1), 2013 - С. 243.
31. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - С. 52.
32. Якобсон, П. Психология сценических чувств актера / Якобсон П. М. – Москва: Художественная литература, 1936. – С. 182.
33. Яковлева, Е. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 2002. - 224 с.
34. Эстрадное волнение [Электронный ресурс]. – Режим доступу: www.violamusik.me (дата обращения – 29 марта 2017 года)

Вопрос-ответ:

Какие тренинги эмоционального состояния существуют?

Существует несколько типов тренингов эмоционального состояния, которые помогают развивать способность контролировать и регулировать свои эмоции. Например, такими тренингами являются тренинги по эмоциональной интеллекту, тренинги по управлению стрессом, тренинги по развитию самосознания и самоанализа.

Какое влияние оказывает психологическое состояние на восприятие музыки?

Психологическое состояние человека имеет значительное влияние на его восприятие музыки. Например, при позитивном настрое и эмоциональной открытости музыка может вызвать положительные эмоции и повысить настроение. В то же время, при негативном настрое или состоянии стресса музыка может стать раздражающей и вызывать негативные эмоции.

Какие особенности нервной системы музыканта исполнителя?

Нервная система музыканта исполнителя имеет свои особенности, связанные с высоким уровнем тревожности и эмоциональной чувствительностью. У музыкантов исполнителей часто встречается повышенная готовность к возбуждению и эмоциональная возбудимость.

Что такое творческий опыт как тренинг в подготовке к концерту?

Творческий опыт в подготовке к концерту имеет особое значение для музыканта-исполнителя. Этот опыт характеризуется множеством эмоциональных переживаний и состояний, которые могут быть использованы в качестве тренировки эмоционального состояния. Опыт участия в концертах помогает музыканту более эффективно контролировать свои эмоции и достичь высокой концентрации во время выступления.

Какие ученые занимаются проблематикой активизации сосредоточенности во время публичного выступления?

Проблематикой активизации сосредоточенности во время публичного выступления занимаются такие ученые, как Л. Бочкарева, Г. Коган, А. Орентлихерман, А. Стоянов, Г. Цыпина и другие. Они исследуют влияние различных факторов, таких как внутренние состояния, стресс, эмоции, на способность сосредоточиться и успешно выступить перед публикой.

Какие проблематики исследования активизации сосредоточенности поднимают ученые в данной статье?

В данной статье ученые поднимают проблематику активизации сосредоточенности при публичном выступлении музыкантов и исследуют две разновидности волнения, которые возникают во время таких выступлений.

Какие главы присутствуют в данной статье?

В данной статье присутствуют главы: 1) "Психологическое состояние и восприятие музыки"; 2) "Особенности нервной системы музыканта-исполнителя"; 3) "Творческий опыт как тренинг в подготовке к концерту".

Какое значение имеет тренинг эмоционального состояния для музыкантов?

Тренинг эмоционального состояния имеет большое значение для музыкантов, так как он помогает им активизировать сосредоточенность и контролировать волнение во время публичных выступлений.

Какие ученые исследовали проблематику активизации сосредоточенности у музыкантов?

Проблематику активизации сосредоточенности у музыкантов исследовали такие ученые как Л. Бочкарева, Г. Коган, А. Орентлихерман, А. Стоянов, Г. Цыпина и другие.