Истоки и традиции предпринимательства в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
  • 27 27 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 17.12.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Особенности развития предпринимательства в России: истоки
1.1.Допетровская эпоха
1.2.Преобразования Петра I
1.3.Дальнейшее развитие предпринимательства в России
2.Традиции российского предпринимательства
2.1.Традиции и закономерности предпринимательства
2.2.Социально-психологический портрет российского предпринимателя
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Яркая страница благотворительности крупных предпринимателей — это пожертвования на нужды местного самоуправления (земские и городские) начиная с 1860-х гг. За их счет по разным городам поддерживалось от 60 до 80% больниц, школ, богаделен. Крупнейшие (миллионные и многотысячные) пожертвования были характерной чертой благотворительности в Москве. Вообще в последней четверти ХIХ в. в Москве около 90% финансирования шло за счет купечества.
Благотворительность в начале ХХ в. стала веянием времени, модой в хорошем смысле слова. При этом, что особенно хочется подчеркнуть в связи с современной дискуссией о законодательных условиях и государственном регулировании филантропической деятельности, никаких особых льгот и привилегий за это предприниматели в царской России не получали. Да, это было престижно – получить, к примеру, то или иное почетное звание, орден. Это был хороший шанс укрепить свою репутацию, деловую и семейную. Вместе с тем, представляется, что важнейшими стимулами пожертвований на благотворительные цели были религиозные и патриотические побуждения.
Еще одна характерная особенность российского предпринимательства во 2-й пол. ХIХ – начале ХХ в. это женская предпринимательская активность. Напомним, что общемировая тенденция включения женщин в предпринимательство утвердилась лишь на рубеже ХХ–ХХI вв. Предпринимательская активность женщин была обусловлена российским законодательством. По русскому праву имущество замужних женщин, вдов, девиц, отделенных от родителей, разведенных жен являлось обособленной массой, которой владелица распоряжалась самостоятельно. В царской России женщин было немало не только среди руководителей фирм, но и среди жертвователей капиталов на благотворительные цели. Это и Морозовы (Мария Федоровна и Варвара Алексеевна) и Прохорова Екатерина Никифоровна, жена основателя Трехгорной мануфактуры, и Александра Ивановна Коншина, Анна Михайловна и Елена Ивановна Красильщиковы, Евдокия Вуколовна Шибаева, Федосья Гордиевна Шорыгина и многие)многие другие. Умение женщин соединять хозяйственную хватку с нравственным началом привносило тогда (как и сейчас) много положительного в бизнес.
В общем, знакомство с характерными чертами деятельности элиты российского бизнеса начала ХХ в. приводит к следующим выводам. Безусловно, крупные торгово-промышленные фирмы способствовали системной самоорганизации российского национального капитала. Они служили важным фактором стабилизации и роста экономики. Им без преувеличения принадлежала роль локомотивов развития страны. Известные русские предприниматели ощущали себя не временщиками, а органической частью России и ее народа. Они дорожили народным уважением. Постепенно, методом проб и ошибок, они вырабатывали такой вариант трудовых отношений, который снижал социальную напряженность. Элита бизнеса внесла весомый вклад в развитие отечественного образования, здравоохранения, науки, искусства и т. д. Очевидно, что этот исторический опыт представляет сегодня несомненный интерес, в том числе в связи с дискуссиями по поводу места и роли финансово)промышленных групп в современной России.
Далее. Второе «пришествие» капитализма в Россию — период НЭПа. Представляется, что при всей крайней противоречивости политики большевиков в ту пору успехи нашей экономики во многом были связаны с сохранением некоторых дореволюционных традиций (несмотря на все катаклизмы революции и гражданской войны). Это прослеживается, в частности, на уровне законодательства, например, известно, что основные условия концессионных договоров периода НЭПа были идентичны дореволюционным аналогам. Но, конечно же, прежде всего эту преемственность обеспечивали люди — носители традиций. Связь времен была живой и непосредственной. Да, там были и предприниматели «новой формации», и вообще многое было по)другому. Хотя, конечно, тогда уже было заметно и ослабление общинных устоев, и размывание духовных ценностей, традиционного семейного уклада. Тем не менее недооценивать фактор преемственности нельзя.
Что же касается современного этапа возрождения предпринимательства, начавшегося во 2-й половине 1980-х гг., то здесь от прежней «матрицы» (государственность, общинность, православие) вообще мало что осталось. Дух частной инициативы, вырвавшись на свободу, фактически не имел никаких сдержек и противовесов. Даже наиболее сильная и живучая российская историческая традиция — традиция сильной государственности — пресеклась. И только сейчас наметились попытки ее возрождения, в частности, поставлен вопрос о необходимости выработки официальной государственной промышленной политики.
Тем более актуальным становится обращение к прошлому опыту, где немало примеров успешного взаимодействия государства и частного капитала.

Социально-психологический портрет российского предпринимателя

Российское предпринимательство крайне неоднородно. Его состав отражает противоречия становления предпринимательства в стране. По своему социальному происхождению всю «армию» отечественный предпринимателей можно условно разделить на четыре большие группы:
Номенклатура - бывшие партийные работники и руководители крупных приватизированных предприятий. По разным оценкам число этого типа предпринимателей составляет 5-20%. Они имеют опыт руководящей работы в составе партийных, комсомольских или советских органов, принимали активное участие в управлении крупных промышленных предприятий. Большинство являются инженерами и не имеет специального бизнес-образования. Они обладают широкой сетью неформальных связей и неплохие организаторские способности. Этот вид отечественных предпринимателей умеет работать в команде, но незнакомы с методами рационального ведения бизнеса, поэтому редко занимаются рационализацией предпринимательской деятельности и бизнеса. Представляют собой наиболее консервативную часть российского предпринимательства
Люмпенизированные группы - молодые люди без образования и профессии, ставшие предпринимателями в возрасте 20-30 лет. Эта группа предпринимателей была особенно многочисленна до кризиса 1998 года. Большинство из них имели богатый опыт работы в теневом или полулегальном бизнесе. Ими был накоплен достаточный капитал на посреднической, торгово-закупочной деятельности. Имеют высокий уровень притязаний, стремятся накопить большой капитал любыми средствами. Представляют собой одни из наиболее агрессивных частей российского предпринимательского слоя. Обладают широкой сетью неформальных связей в основном в теневых структурах и криминальной среде. Эта группа предпринимателей является источником повышенного риска.
Высококвалифицированные специалисты - предприниматели, сформировавшиеся из высококвалифицированных специалистов научных институтов, ВПК и т.д. Социальный тип данного вида предпринимателей сформировался из высококлассных специалистов, которые в результате реформ не смогли реализовать себя в профессиональной сфере. Среди них многие занялись бизнесом не связанным с их прежней профессией и образованием. По образованию большинство из предпринимателей такого типа инженеры. Уже сейчас они испытывают недостаток профессионального образования. Большинство относятся к единоличным предпринимателям, плохо работают в команде. Как правило, причиной неудач большинства первоначально преуспевающих предпринимателей такого типа стал рост компании.
Высококвалифицированные специалисты, получившие специальное бизнес образование в крупнейших отечественных и зарубежных вузах. Молодое современное поколение отечественных, которые получили несколько образований, одно из которых бизнес-образование. Подготовлены для работы в команде. Имеют хорошие деловые связи среди предпринимателей. Очень активны деятельны. Имеют высокие возможности и претензии для превращения в российскую бизнес элиту. Основные проблемы: отсутствие личных капиталов и неформальных связей в административной среде.

























Заключение

Данная работа была посвящена теме «Истоки и традиции предпринимательства в России». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:
- предпринимательская деятельность и предпринимательство: сущность понятий и краткая характеристика;
- периоды развития предпринимательства в России;
- плюсы и минусы преобразований Петра I для развития российского предпринимательства;
- периоды развития предпринимательства в Советской России;
- традиции и закономерности российского предпринимательства и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Нельзя рассматривать феномен предпринимательства в отрыве от исторического контекста, а также без социально-значимых факторов и предпосылок, влияющих как на общественное мнение, так и на поведение индивида.
Судьба российского предпринимательства особенно противоречива в 20 в. По существу начавшись во времена петровских реформ, она явно складывается во второй половине 19 в., а более четко определяется в период интенсификации капиталистического развития России с 90-х годов позапрошлого века. В интересах социально-философского синтеза достаточно обозначить первый существенный этап развития российского предпринимательства периодом 1890 - 1917 г. Этот период связан с рельефным обнаружением капиталистической сущности предпринимательской деятельности в народном хозяйстве Российской Империи.
Наш исторический опыт - это еще и богатый позитивный опыт взаимодействия науки и экономики (в том числе бизнеса). Известно, что инновационная активность наиболее успешных предпринимательских династий объяснялась во многом их тесным сотрудничеством с ведущими учеными. Роль Вольного Экономического Общества на рубеже ХIХ–ХХ вв. - это не только реальная поддержка предпринимателей. Это еще и серьезные, глубокие научные исследования «на злобу дня». И отрадно, что традиции восстанавливаются и успешно развиваются.
Конечно, граней у исторического опыта российского предпринимательства, богатого и крайне противоречивого, великое множество. И когда сегодня многое у нас не получается в плане реализации социально-экономической политики (в том числе в деле развития малого и среднего бизнеса), представляется, что одной из основных причин этого является нежелание или неспособность делать содержательные и продуктивные выводы из истории.
Сейчас как никогда актуально воспитание историей, причем историей хозяйственной. И хотя сегодня у нас много нерешенных проблем, все-таки —очевидно - вокруг есть немало примеров, вселяющих оптимизм.









Список литературы

Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2008.
Дегтярева О.И. Биржевое дело. – М.: Магистр, 2009.
История биржевой торговли. 1309-2006 гг. – М.: K2Kapital, 2007.
Карамзин Н.М. История государства российского. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1989. 
Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. – Челябинск: Социум, 2006.
Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703 – 1917 гг.). – СПб, Блиц, 2007.
Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки: Столетие Нижегородской ярмарки (1817-1917). – Нижний Новгород: АО Нижегородский компьютерный центр, 1993.
Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. – М.: Высшая школа, 2007.
Орленко Л.В. История торговли. – М.: ДИС, 2007.
Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Томпстон С.Р. Российская внешняя торговля XIX - начала XX веков: организация и финансирование. – М.: Росспэн, 2008.
Экономика / Под ред. Симионова Ю.Ф. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Карамзин Н.М. История государства российского. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во, 1989. - С. 209.
История биржевой торговли. 1309-2006 гг. – М.: K2Kapital, 2007. – С. 89.

Орленко Л.В. История торговли. – М.: ДИС, 2007. – С. 74.

Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки: Столетие Нижегородской ярмарки (1817-1917). – Нижний Новгород: АО Нижегородский компьютерный центр, 1993. – С. 102.

Экономика / Под ред. Симионова Ю.Ф. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 63.

Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. – Челябинск: Социум, 2006. – С. 59.

Томпстон С.Р. Российская внешняя торговля XIX - начала XX веков: организация и финансирование. – М.: Росспэн, 2008. – С. 204.

Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 132.













27

Список литературы

1)Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономистъ, 2008.
2)Дегтярева О.И. Биржевое дело. – М.: Магистр, 2009.
3)История биржевой торговли. 1309-2006 гг. – М.: K2Kapital, 2007.
4)Карамзин Н.М. История государства российского. - Рос¬тов-на-Дону: Ростовское книж¬ное изд-во, 1989.
5)Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. – Челябинск: Социум, 2006.
6)Лизунов П.В. Санкт-Петербургская биржа и российский рынок ценных бумаг (1703 – 1917 гг.). – СПб, Блиц, 2007.
7)Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки: Столетие Нижегородской ярмарки (1817-1917). – Нижний Новгород: АО Нижегородский компьютерный центр, 1993.
8)Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. – М.: Высшая школа, 2007.
9)Орленко Л.В. История торговли. – М.: ДИС, 2007.
10)Стровский Л. Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
11)Томпстон С.Р. Российская внешняя торговля XIX - начала XX веков: организация и финансирование. – М.: Росспэн, 2008.
12)Экономика / Под ред. Симионова Ю.Ф. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития предпринимательства можно проследить в России?

Развитие предпринимательства в России имеет свои истоки еще с допетровской эпохи, продолжается преобразованиями Петра I и имеет дальнейшее развитие. Это создает определенные особенности и закономерности в развитии предпринимательской деятельности в России.

Какие истоки предпринимательства в России прослеживаются в допетровскую эпоху?

В допетровскую эпоху в России уже можно наблюдать определенные формы предпринимательской деятельности, такие как торговля и ремесла. Среди предпринимателей того времени были как купцы, так и мелкие торговцы.

Какие преобразования в России произошли при Петре I и как они повлияли на развитие предпринимательства?

При Петре I произошли серьезные преобразования в экономике и социальной сфере. Он старался приблизить Россию к западным странам, включая развитие предпринимательства. Он провел ряд реформ, среди которых была создание торговых компаний и развитие мануфактур. Это стимулировало развитие предпринимательской деятельности в стране.

Как развивалось предпринимательство в России после допетровской эпохи и преобразований Петра I?

После допетровской эпохи и преобразований Петра I предпринимательство в России продолжало своё развитие. Крупные промышленные предприятия начали вводиться, были созданы фабрики и заводы. Развивались торговые отношения как внутри страны, так и с другими государствами.

Какие традиции и закономерности можно выделить в российском предпринимательстве?

В российском предпринимательстве существуют определенные традиции и закономерности. Одна из них - это активная роль государства в экономике. В российском бизнесе часто можно наблюдать смешение власти и бизнеса. Еще одна традиция - это сильная связь между предпринимателями и государством.

Какие были истоки развития предпринимательства в России?

Истоки развития предпринимательства в России можно проследить еще с допетровской эпохи. С тех пор начали формироваться первые предпринимательские структуры, такие как гильдии и магазины, которые затем развивались вместе с преобразованиями Петра I. Дальнейшее развитие предпринимательства в России происходило параллельно с развитием индустриализации и экономического роста страны.

Какие традиции присущи российскому предпринимательству?

В российском предпринимательстве прослеживаются определенные традиции и закономерности. Например, долгое время важным фактором была связь с государством и близость к политическим элитам. Также в российском предпринимательстве присутствуют определенные социально-психологические особенности, такие как высокое чувство ответственности перед обществом и стремление к успеху.

Как формируется социально-психологический портрет российского предпринимателя?

Социально-психологический портрет российского предпринимателя формируется под влиянием различных факторов. Одним из таких факторов является общественные установки в отношении предпринимательства, которые часто складываются под влиянием исторических и культурных факторов. Также на формирование портрета предпринимателя влияет и экономическая ситуация в стране, положение на рынке и другие факторы.

Какие были особенности развития предпринимательства в России в допетровскую эпоху?

В допетровскую эпоху в России развитие предпринимательства было связано с формированием первых предпринимательских структур, таких как гильдии и магазины. Были созданы специальные привилегии для купцов, которые позволяли им заниматься торговлей и развивать бизнес. Такие первые истоки предпринимательства в России заложили основу для дальнейшего развития отрасли.

Какие особенности развития предпринимательства в России можно выделить?

Особенности развития предпринимательства в России можно выделить следующие:

Какие истоки предпринимательства можно найти в Допетровской эпохе в России?

В Допетровской эпохе в России можно найти истоки предпринимательства, связанные с сельскохозяйственным производством и ремеслами, а также с развитием морских торговых путей.