Фрагмент для ознакомления
Роль инвалида с ограниченными возможностями удовлетворяет потребность ребёнка в признании, любви, заботе, но существенно ограничивает развитие способностей к социальной адаптации, воспитание самостоятельности.
Маленький человек с нарушениями развития точно так же, как и любой другой ребенок, развивается, активно взаимодействуя с окружающим миром и, прежде всего, с близкими людьми. В центре ее внимания всех воспитателей должна быть личность малыша, который в будущем должен стать, по возможности, независимым и активным членом общества.
Сегодня становится возможным иной, отличный от дефектологического, подход к организации развивающей деятельности в образовательном пространстве без акцента на особенности ребенка с двигательной патологией.
«Даже грубая исключительность индивида однозначно не определяет формирования его как личности. Сама по себе она не способна породить комплекса неполноценности, замкнутости, или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны», - отмечал психолог А.Н. Леонтьев.
В подходе к приемам и способам воспитания и социальной адаптации детей с двигательной патологией, представляется верным подход авторов, которые опираются на социальную модель развития ребенка. В фокусе этой позиции находятся не причины, обусловливающие ограниченные возможности ребенка, а его взаимосвязь с обществом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, которые выделяют людей с ограниченными возможностями из общества. В рамках социальной модели не соответствующее социальным нормам поведение детей с двигательной патологией рассматривается как деформированный процесс накопления социального опыта. Поскольку это обусловлено не только болезненными процессами, на которые возможно влиять в ограниченной степени, становится возможным целенаправленное воспитательное воздействие и коррекция социальных взаимодействий детей с двигательной патологией.
Таким образом, можно сделать вывод, что при работе с детьми-инвалидами должны учитываються три фактора снижения социальной активности - медицинский фактор, психофизиологические причины (особенности психики, мировоззрения, воспитания, поведения), социальная среда, в которой находится ребенок.
Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.
По мере взросления детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Важное значение для социальной адаптации детей с двигательной патологией имеет образование. В развитых странах сейчас существует понимание, что последствие ущербности могут быть сведены до минимума при наличии специальных обучающих программ и соответствующих технических средств на самой ранней стадии инвалидности. В США и Италии все дети, включая детей с самыми серьезными недостатками, посещают обычные школы, что приводит их к большей адаптированности к жизни в обществе. Во многих странах родители или группы родителей стремятся обучать детей-инвалидов по специальной технологии, чтобы способствовать их развитию и общению с другими людьми .
В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:
1) специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы, отрывающие детей с двигательной патологией от семьи и от общения со здоровыми сверстниками;
2) общеобразовательные школы, в которых дети с ограниченными возможностями испытывают физические и психологические трудности, приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам;
3) обучение на дому, слабо развитое и некачественное из-за некомпетентности педагогов и нерегулярного посещения ими детей-инвалидов с двигательной патологией.
Особое место среди многих проблем детей с двигательной патологией занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей с двигательной патологией, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам. Опыт работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети с двигательной патологией способны заниматься в драматических кружках, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество.
Как представляется, важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей с двигательной патологией в системе общего образования, так называемого инклюзивного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов. Базовым принципом интегрированного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей.
Точки зрения на инклюзивное обучение различны. Одни из родителей считают, что, хотя интегрированное образование уже начали внедрять, но «разве это панацея, когда условий практически нет» [35]. Ведь для того, чтобы ребёнок с двигательной патологией мог, находясь в классе, учиться, а не сидеть для отчётности о внедрении новых методик, нужно создать определенные условия, особенно – для детей, не могущих обходиться без колясок, а так же следить, чтобы ребенка никто не обижал. А при сегодняшнем положении в школах разве можно гарантировать, что ребёнок с двигательной патологией не станет объектом для травли? Вот и приходится родителям свои силы и здоровье тратить на походы по административным кабинетам. Даже когда такой ребёнок подрастает, проблема, с кем оставить его, не исчезает, особенно в летний период, когда ребёнок на каникулах. В Кодексе о Труде не предусмотрены статьи об возможности взять отпуск для родителей проблемных детей в нужный период, а администрация никак в этом не заинтересована].
Ребенок с особенностями развития - прежде всего ребенок. И так же, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. При этом, по их мнению, это едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические проблемы. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. Когда выпускники специальных школ, интернатов не могут найти себе применения в жизни, это часто приписывают присущим им особенностям.
При этом внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости совершенствования организации коррекционного и образовательно-воспитательного процесса детей с двигательной патологией в государственных образовательных учреждениях. Система коррекционно-развивающей работы с детей с двигательной патологией должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для воспитания у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни. Важнейшей задачей является организация обучения и воспитания детей с двигательной патологией в системе общего образования, так называемого инклюзивного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что проблема ребенка с двигательной патологией как личности заключается не только в отсутствии способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. Это во многом определяет особенности воспитания детей с двигательной патологией, у которых тип заболевания и отклонения в развитии, характер и выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и интеграционных возможностей.
Существует тесная связь моторного и психического развития человека, при этом высокому уровню моторного развития соответствует более высокий уровень психического.
В целом для детей с двигательной патологией характерны: различные нарушения познавательной и речевой деятельности; разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы, склонность к колебаниям настроения; своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
При рассмотрении проблем развития и воспитания детей с двигательной патологией может быть выделено несколько аспектов:
- медицинский аспект как отражение анатомического дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной, а также нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;
- социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости;
- психологический аспект отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетающему чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги.
Анализ литературных источников и документов показал, что для того, чтобы ребенок с двигательной патологией мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимо соответствующее медико-психолого-педагогическое воздействие. Проблема лечения и воспитания детей с двигательной патологией в целом рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе.
Необходимой является развитие государственной поддержки в области организации образовательно-воспитательного процесса детей с двигательной патологией, совершенствование законодательной базы в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. – М.: Просвещение, 1989.
Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 2003.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2004.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004.
Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М: Академия, 2001.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2000.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. – М.: Каро, 2006.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. – М.: Каро, 2006. С.9.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004. С.105.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004. С.106.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001. С.12.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001. С.14.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997. С.21.
Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.С. 219-220.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997. С.234.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. - М., 1997. С.72.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. - М., 1997. С.123-127.
Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., Владос, 2004. С.31.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004. С.106.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. – М.: Просвещение, 1989. С.38.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004. С.107.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М: Академия, 2001. С.97.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2000. С.116.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2004.С.83.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2004.С.87.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: «Экзамен», 2004. С.107.
Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. С.116.
2
Вопрос-ответ:
Какие причины и особенности проявлений двигательной патологии у детей?
Причинами двигательной патологии у детей могут быть различные факторы, такие как врожденные аномалии, травмы при родах, наследственность, недостаток физической активности и другие. Проявления двигательной патологии могут включать нарушение координации, слабость мышц, задержку развития двигательных навыков и другие симптомы.
Как связано психическое и моторное развитие у детей с двигательной патологией?
Между психическим и моторным развитием у детей с двигательной патологией существует взаимосвязь. Задержка в двигательном развитии может повлиять на психическое развитие ребенка, например, привести к снижению самооценки и ухудшению эмоционального состояния. В свою очередь, психические особенности могут также влиять на моторное развитие и способность ребенка выполнять двигательные задачи.
Какие психологические и педагогические особенности характерны для детей с двигательной патологией?
Дети с двигательной патологией могут испытывать трудности в усвоении информации, общении со сверстниками и выполнении заданий, требующих двигательных навыков. Они часто нуждаются в дополнительной поддержке и адаптации учебного материала. Педагоги и психологи должны учитывать эти особенности и разрабатывать индивидуальные подходы к обучению и развитию каждого ребенка.
Какая помощь может быть оказана детям с двигательной патологией?
Психолого-педагогическая помощь детям с двигательной патологией может быть разнообразной. Важно предоставлять индивидуальную поддержку и терапию, направленные на развитие двигательных навыков. Также полезны мероприятия по социализации и интеграции в общество, обеспечение доступности образовательных и развивающих ресурсов, а также поощрение самооценки и уверенности ребенка в себе.
Какие причины и особенности проявления двигательной патологии у детей?
Двигательная патология у детей может иметь различные причины: врожденные пороки развития, травмы при родах, нарушения нервной системы и другие. Обычно проявления двигательной патологии у детей проявляются в форме нарушений моторики, координации движений, осанки и прочих аномалий двигательной функции.
Как взаимосвязаны психическое и моторное развитие детей с двигательной патологией?
Психическое и моторное развитие детей с двигательной патологией тесно связаны. Нарушения в сфере двигательной функции могут влиять на развитие психических процессов, таких как координация, внимание, память, а также на формирование эмоциональной сферы и социальной адаптации.
Какие психологические и педагогические особенности описывают детей с двигательной патологией?
Дети с двигательной патологией часто испытывают трудности в усвоении новых двигательных навыков, сниженной активности, ограниченных возможностях самостоятельности. Они также могут испытывать трудности в усвоении знаний, общении с другими детьми, адаптации к школьной среде.
Какую помощь можно предоставить детям с двигательной патологией?
Психолого-педагогическая помощь детям с двигательной патологией должна быть комплексной и индивидуальной. Важно проводить регулярные занятия по коррекции двигательных нарушений, используя специальные упражнения и методики. Также необходима поддержка ребенка в процессе обучения, создание условий для его самореализации и социальной адаптации.
Какая роль играет признание и забота в жизни детей с двигательной патологией?
Для детей с двигательной патологией роль инвалида с ограниченными возможностями может играть важную роль в их жизни. Она помогает удовлетворить потребность ребенка в признании, любви и заботе. Однако, необходимо помнить, что кроме этого, дети с двигательной патологией нуждаются в поддержке, развитии и создании условий для полноценной жизни и обучения.
Какие причины и особенности проявлений двигательной патологии у детей?
Причинами двигательной патологии у детей могут быть различные факторы, включая генетическую предрасположенность, перинатальные повреждения, врожденные аномалии и травмы. Особенности проявлений двигательной патологии могут включать задержку или нарушение двигательного развития, недостаточную координацию движений, изменения мышечного тонуса и др.