Государственные органы: понятие, статус, принципы
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.09.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие государственного органа, его признаки, статус
2. Виды государственных органов Российской Федерации
3. Основные принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации
4. Принцип разделения властей в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Указанные и другие аналогичные полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодателя на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к исполнительным органам воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.
Кроме того, некоторые средства сдерживания исполнительной власти со стороны законодательной в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.
Например, в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ или в связи с ее отказом утвердить предложенную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ может возникнуть вопрос вообще о дальнейшем существовании в данном составе самой Думы (ст.117 Конституции РФ).
Так, в соответствии с Конституцией РФ, в случае, если Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ и Президент РФ не согласен с этим решением, Дума вправе выразить в течение трех месяцев недоверие Правительству РФ повторно. Однако в данном случае она рискует быть распущенной Президентом РФ, если он сочтет невозможным объявить отставку Правительства РФ.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ и в случае, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ, распускает Думу и назначает новые выборы (ст.111 Конституции РФ).
Таким образом, право законодательной власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, так же, как и право на выражение недоверия Правительству РФ как средство воздействия на исполнительную власть (Президента РФ), ее сдерживания является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.
Это, равно как и многое другое из "суперпрезидентских" прерогатив, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной власти над остальными ветвями государственной власти.
Также Конституцией РФ не установлена, необходимая четкости в распределении полномочий между Президентом и Правительством, в определении статуса Администрации Президента и полномочий прокуратуры. Конструкция ст. 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти (в том числе представительным органам государственной власти), между тем как по своей природе органы местного самоуправления являются лишь нижним, т.е. непосредственно местным, локальным, звеном публичной власти в Российской Федерации как государстве. Недостатки существуют и в разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, основная цель единой государственной власти - обеспечение интересов личности - достигается путем строгого разграничения компетенции трех ветвей власти, а также их взаимодействия. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны взаимодополняться, но не пересекаться, не накладываться одна на другую. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Конституцией и законами Российской Федерации
Вместе с тем, разделение властей не означает их противостояние. Каждая ветвь имеет свои функции и наделяется соответствующей компетенцией; власти обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей не является приоритетной.
В науке признается, что оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в современной России еще не устоялись, требуют дальнейшего совершенствования.
Заключение
Таким образом, главное содержание деятельности механизма государства составляет организационная, управленческая работа, целью которой является обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.
Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, политических свобод.
Для современного Российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию в одних руках, превращение ее в авторитарную власть.
В Российской Федерации существует разнообразная система структурно обособленных государственных органов, их системных образований. Каждая система государственных органов имеет свои особенности. Государственные органы, несмотря на различия по способам образования, структуре, компетенции, сферам деятельности, органически связаны и являются частями единого механизма Российского государства.
Конституционно в Российской Федерации закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вместе с этим, в науке признается, что оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в современной России еще не устоялись, требуют дальнейшего совершенствования.
Так, в регулировании статусов органов исполнительной власти до сих пор преобладают подзаконные акты над законодательными регуляторами. Содержащиеся в законах о правовом положении органов исполнительной власти нормы о компетенции и полномочиях нередко "перекрываются" и смещаются в сторону решениями высших должностных лиц, правительственных структур, министерств и ведомств.
Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей.
Наблюдается тенденция к формированию в Государственной Думе "послушного большинства", которая чревата превращением ее в орган, пассивно наблюдающий за реорганизациями системы федеральных органов исполнительной власти. Такая позиция содействует развитию авторитарных традиций и всесильной бюрократии.
Некоторыми исследователями подвергается критике также то обстоятельство, что деятельность исполнительных органов в Российской Федерации не исчерпывается одним лишь “исполнением законов”: «органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона», ибо это означает «вторжение» в сферу законодательной власти.
Между тем создание эффективно действующей системы федеральных органов исполнительной власти невозможно без активной и заинтересованной позиции высшего законодательного органа государственной власти. С целью повышения ответственности законодателя за формирование такой системы исследователями выражается мнение о необходимости вернуться к обсуждению и принятию давно уже разработанного проекта федерального закона о федеральных органах исполнительной власти. В этом законе необходимо конкретизировать полномочия Президента, Государственной Думы и Правительства по установлению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2010.
Большой юридический словарь /под ред. А.В. Малько. М.: "Проспект", 2009.
Кожевников С.Н.Проблемы теории государства: Курс лекций. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2009.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009
Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009.
Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.
Парламентское право России. Курс лекций. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. М.: Юстицинформ, 2007.
Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006.
Теория государства и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2007.
Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.
Вишняков В.Г. / Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права, 2006, N 8.
Камалов О.А./Реорганизация и реструктуризация органов государственной власти//Законы России: опыт, анализ, практика, 2006, N 2.
Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. № 11.
Левин С.В. / Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации // Российская юстиция", 2007, N 6.
Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция, 2007, N 3.
Носов С.И. / О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", "государственный орган" и "орган государственной власти" // Гражданин и право, 2007, N 5.
Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В.Лазарева. - М.: "Эксмо", 2010.
Тихомиров Ю.А. / Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика, 2006, N 4.
Большой юридический словарь /под ред. А.В. Малько. М.: "Проспект", 2009.С.115
Кожевников С.Н.Проблемы теории государства: Курс лекций. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2009.С.66
Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006. С.189
Камалов О.А./Реорганизация и реструктуризация органов государственной власти//Законы России: опыт, анализ, практика, 2006, N 2.С.74
Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. :Норма, 2007.С393.
Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. :Норма, 2007.С395.
Носов С.И. / О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", "государственный орган" и "орган государственной власти" // Гражданин и право, 2007, N 5.С.37
Носов С.И. / О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", "государственный орган" и "орган государственной власти" // Гражданин и право, 2007, N 5.С.40
Кожевников С.Н.Проблемы теории государства: Курс лекций. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2009.С.77
Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006. С.201
См. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006, Кожевников С.Н.Проблемы теории государства: Курс лекций. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2009., .: Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. № 11. С. 15.
Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2010. С.313.
Парламентское право России. Курс лекций. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. М.: Юстицинформ, 2007. С.200
Левин С.В. / Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации // Российская юстиция", 2007, N 6. С.51
Мамина О.И. / О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция, 2007, N 3. С.71
Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В.Лазарева. - М.: "Эксмо", 2010. С.352.
Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006. С.311.
См. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2009. С.247. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5. С. 13.
Тихомиров Ю.А. / Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика, 2006, N 4. С.101.
См.: Теория государства и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2007. С. 177.
Вишняков В.Г. / Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права, 2006, N 8
7
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
3.Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2010.
4.Большой юридический словарь /под ред. А.В. Малько. М.: "Проспект", 2009.
5.Кожевников С.Н.Проблемы теории государства: Курс лекций. – Н. Новгород: ВГАВТ, 2009.
6.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009
7.Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - М.: "Деловой двор", 2009.
8. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.
9.Парламентское право России. Курс лекций. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. М.: Юстицинформ, 2007.
10. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н. М., 2006.
11. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2007.
12. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.
13. Вишняков В.Г. / Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права, 2006, N 8.
14. Камалов О.А./Реорганизация и реструктуризация органов государственной власти//Законы России: опыт, анализ, практика, 2006, N 2.
15. Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. № 11.
16. Левин С.В. / Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации // Российская юстиция", 2007, N 6.
17. Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция, 2007, N 3.
18. Носов С.И. / О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", "государственный орган" и "орган государственной власти" // Гражданин и право, 2007, N 5.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В.Лазарева. - М.: "Эксмо", 2010.
20. Тихомиров Ю.А. / Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика, 2006, N 4.
Вопрос-ответ:
Что такое государственный орган и какие у него есть признаки?
Государственный орган - это учреждение или организация (например, министерство, комитет, агентство), которая осуществляет властные функции от имени государства. Основные признаки государственного органа включают наличие публичной власти, выполнение задач общественного характера, наличие юридической компетентности и подчинение конституционному и законодательному регулированию.
Какие виды государственных органов есть в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют различные виды государственных органов, включая федеральные, региональные и местные органы власти. Федеральные органы включают в себя президента, правительство, Государственную Думу, Совет Федерации и другие федеральные органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Региональные органы власти отвечают за управление на уровне субъектов Российской Федерации, а местные органы власти управляют на муниципальном уровне.
Какие основные принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации?
Основные принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации включают принципы законности, делегирования полномочий, открытости и доступности информации, независимости и объективности принятия решений, государственного и общественного контроля, ответственности перед гражданами и другие. Эти принципы обеспечивают эффективную работу государственных органов и защиту прав и интересов граждан.
Что такое принцип разделения властей в Российской Федерации?
Принцип разделения властей в Российской Федерации предписывает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви для обеспечения равновесия и контроля. Законодательная власть в России закреплена за Федеральным Собранием, исполнительная власть принадлежит президенту и правительству, а судебная власть осуществляется судами. Этот принцип предотвращает злоупотребления властью и обеспечивает гарантии прав и свобод граждан.
Что такое государственные органы и какие у них признаки?
Государственные органы - это учреждения, созданные государством для осуществления своих функций. Они имеют определенные признаки, такие как официальное положение, лицензирование и аккредитация, наличие полномочий и ответственности, автономия и т.д.
Какие виды государственных органов существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие виды государственных органов: законодательные (Федеральное Собрание), исполнительные (правительство и его министерства), судебные (суды), контрольно-надзорные (прокуратура, аудиторская палата), а также федеральные службы и агентства по различным сферам деятельности.
Какие принципы организации и деятельности государственных органов существуют в Российской Федерации?
Основные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации включают принцип народовластия, принцип разделения властей, принцип законности, принцип ответственности перед гражданами, принцип субординации и принцип государственно-общественного управления.
Что означает принцип разделения властей в Российской Федерации?
Принцип разделения властей в Российской Федерации предполагает разделение государственной власти на несколько независимых сфер: законодательную (Федеральное Собрание), исполнительную (правительство и его министерства) и судебную (суды). Этот принцип ограничивает возможность монополии одной властной структуры и способствует балансу и контролю между различными органами власти.
Какие функции и полномочия законодательного органа государственной власти?
Законодательный орган государственной власти, в Российской Федерации - Федеральное Собрание, имеет функции и полномочия по принятию и изменению федеральных законов, утверждению государственного бюджета, ратификации международных договоров, контролю над деятельностью исполнительной власти и другие. Полномочия законодательного органа включают создание и утверждение законов, представительство интересов граждан и общества, формирование бюджетной политики и др.
Что такое государственные органы?
Государственные органы - это организации, которые осуществляют функции, предназначенные для реализации государственной власти, в том числе управления государственными делами и принятия решений в интересах общества и государства.
Какие признаки характеризуют государственный орган?
Государственные органы обладают некоторыми признаками, такими как наличие установленной юридической формы, определенной компетенции, наличие полномочий, правила предоставления услуг и отчетности перед государством.
Какие виды государственных органов существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют такие виды государственных органов как законодательные органы власти (Федеральное Собрание), исполнительные органы власти (Правительство РФ), судебные органы, органы местного самоуправления и прочие организации, осуществляющие государственные функции.