управление социальной защитой детей-сирот и оставшихся без попечительства в Нижегородскм регионе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление
  • 80 80 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 21.06.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
АВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты управления социальной защитой детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Особенности управления социальной защитой детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование социальной защитой детей, оставшихся без попечения родителей. 13
1.3 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 23
Глава 2 Анализ социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в городе Нижний Новгород 30
2.1 Формы и способы реализации социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей ГКУ «СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области 30
2.2.1 Анализ деятельности ГКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Краснооктябрьского района» Нижегородской области 36
2.2.2 Организация работы с детьми 49
Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей на примере государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних краснооктябрьского района» нижегородской области 52
3.1 Анализ основных проблем, возникающих при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей в Нижегородской области 52
3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в государственном казенном учреждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Краснооктябрьского района» Нижегородской области 57
Заключение 61
Список литературы 66
Приложение 70

Введение 4
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты защиты детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей – категория социальной работы 8
1.2 Права детей, оставшихся без попечения родителей 14
1.3 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 24
Глава 2 Анализ социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в регионе Нижний Новгород 31
2.1 Формы и способы реализации социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей ГКУ «СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области 31
2.2.1 Общая характеристика социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 37
2.2.2 Организация работы с детьми 67
Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей 69
3.1 Анализ основных проблем, возникающих при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей 69
Заключение 77
Список литературы 82

Фрагмент для ознакомления

Служба постинтернатного сопровождения. В задачи такой службы входят следующие функции:- индивидуальное сопровождение выпускников;- правовая помощь (особенно содействие решению проблем с жильем);- социальная поддержка;- помощь в трудоустройстве;- помощь в социальной / семейной адаптации.3. Внести корректировки в кадровый потенциал. Изучение кадров учреждения показало, что менее половины имеют высшее образование. Высшую категорию имеет также небольшое число сотрудников – педагогов. В связи с этим руководство организации в целях улучшения работы должно обеспечить возможность получения высшего образования, высшей квалификационной категории и т.п. Для получения последней в том числе, и для обогащения профессионального опыта необходимо участие работников в различных конкурсах (как лично, так и с воспитанниками), конференциях и съездах. 4. Расширить охват детей, в том числе из татарских поселений.Таким образом, на основе анализа основных проблем. Возникающих при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей были определены основные тренды и мероприятия по совершенствованию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.Таким образом.Использование различных форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорит о необходимости новаций в подходах и организации работы органов опеки и попечительства.Семейный кодекс Российской Федерации несколько расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства. В настоящее время на них возложено решение абсолютно всех вопросов, касающихся организации жизни и деятельности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, вопросы защиты семейных прав также теперь «во власти» органов опеки и попечительства.К большому сожалению, в последнее время набирает обороты тенденция того, что в большом числе случаев право ребенка на жизнь и воспитание в семье не рассматривается в пределах родной семьи. В связи с этим сегодня особое внимание уделяется не нахождению способов сохранения семьи, не организации необходимой инфраструктуры для профилактики сиротства, не искоренению проблемы и реабилитации неблагополучных семей, а методам. формам и способам изъятия детей из не совсем благополучных семей и помещения их в соответствующее учреждение или под опеку. В связи с этим, главная задача органов опеки сводится к изоляции ребенка от родителей, по возможности социальная работа с семьями, которые ведут асоциальный образ жизни и абсолютно не желающими заниматься воспитанием своего ребенка, а также определение этого ребенка либо в соответствующее государственное учреждение, либо в замещающую семью. Интересы ребенка в этом случае практически не принимаются во внимание. И здесь открывается еще одна проблема – ребенок по сути теряет право иметь семью, что приводит к автоматическому лишению возможности реализовать в полном объеме, необходимом для наилучшего, гармоничного развития, и другие свои права. Все вышесказанное приводит лишь к одному выводу – необходимы коренные перестройки государственной социальной политики, действующей всецело в интересах детей, основания у которой будут принципиально новые.Сами государственные органы опеки и попечительства, должны быть наделены возможностью индивидуальной профилактической работы с родителями / семьей при самых первых признаках или проявлениях ее неблагополучного существования.Настоящее исследование было построено на изучении деятельности ГКУ "СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области. В ходе работы было выявлено, что особое место в деятельности учреждения занимает не только педагогическая и социальная работа с детьми, но и подготовка такого ребенка к социальной адаптации и жизни вне стен центра. Здесь необходимо отметить, что центр достаточно хорошо с этим справляется, так как повысить уровень социальной адаптации можно лишь за счет умаления уровня изолированности подобных учреждений. Отделение дневного пребывания, организация летних лагерей, экскурсий, различных не только развлекательных, но и общественных поездок, походов и т.п. всецело способствуют снижению уровня изолированности детей – воспитанников. Также положительным моментом адаптации является и то, что воспитанники ГКУ "СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области проходят обучение в обычных школах, наряду с детьми, имеющими собственные семьи.В целом, вся работа, вся деятельность работников учреждения очень благотворно влияет на общественную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот.Однако, как показал анализ работы ГКУ "СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области этой все деятельности все же недостаточно для решения всех вышеописанных проблем. Ведь самое главное – дети нуждаются в семье. На базе центра организована школа приемной семьи, но как было выяснено в результате исследования, сама ее работа малоэффективна. Кроме этого автором был предложен ряд мер и мероприятий, позволяющих более эффективно управлять работой центра. В их числе внесение в организационную структуру учреждения путем добавления новых служб, таких как:- отделение психологической поддержки и помощи;- служба сопровождения и патроната опекунов;- служба посинтернатного сопровождения.Так или иначе, работа (психологическая помощь, сопровождение опекунов, постинтернатное наблюдение) проводится работниками центра, но она слабо управляема, так как не обособлена в отдельную службу. Потому говорить об эффективности такой работы бессмысленно.Помимо этого, автором исследования внесено предложение о корректировках кадрового потенциала, а если говорить вернее, то об уровне образования работников. Анализ деятельности ГКУ "СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области показал, что не все работники имеют необходимое образование, высшую квалификационную категорию, мало или совсем не принимают, ссылаясь на занятость, участие в конкурсах педагогического мастерства и тому подобным. А это огромный шанс поделиться опытом, принять опыт других педагогов, служащих такому благородному делу.Таким образом, в ходе работы были полностью решеныСделать стилистическое ударение! следующие задачи:- изучены теоретические и правовые аспекты защиты детей, оставшихся без попечения родителей;- проведен тщательный анализ социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в регионе Нижний Новгород;- разработаны мероприятия по совершенствованию социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.Поэтому цель исследования, заключающаяся в нахождении инструментов, методов, способствующих улучшению социальной работы с детьми, оставшимися без родительского попечения на примере ГКУ "СРЦН Краснооктябрьского района» Нижегородской области, достигнутаСделать стилистическое ударение!

Нормативно – правовое акты

1 Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.
2 Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.
3 Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сб. нормат. Актов РФ / М-во труда и соц. развития РФ и др. - М.: Просвещение, 2003. -320.
4 Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: Сборник-справочник / Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 1998.
5 Сборник нормативно правовых актов РФ и г. Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в Судьбе», 2000.
6 ФЗ № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» / Электронный ресурс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/

Источники на русском языке

71 Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.
82 Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.
93 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.
104 Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.
115 Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.
126 Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.
137 Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с.
148 Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.
159 Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.
1610 Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
1711 Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05.
1812 Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с.
13 Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.
14 Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.
1915 Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.
2016 Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.
2117 Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. — 2003. — № 7. — С. 92—98
2218 Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998.
2319 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1994.
2420 Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334с.
2521 Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М - во труда и социального развития Российской Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
2622 Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 248 с.
23 Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сб. нормат. Актов РФ / М-во труда и соц. развития РФ и др. - М.: Просвещение, 2003. -320.
2724 Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо.- М.: Академия, 2004. - 192 с.
25 Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: Сборник-справочник / Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 1998.
2826 Основы социальной работы: Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с
2927 Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1989. - 228 с.
28 Официальный сайт КонсультантПлюс / URL: http://www.consultant.ru/
29 Официальный сайт Федерального банка данных о детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей / URL: http://www.usynovite.ru/db/
3030 Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 1999. - 104 с.
3131 Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. Ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002.
3232 Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа (сост. Шелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцов И.С. Щенников С.В.) - Арзамас, 2003.
3333 Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.
34 Сборник нормативно правовых актов РФ и г. Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в Судьбе», 2000.
345 Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. - Сыктывкар, 2002.
3536 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 1999.
3637 Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). – М., 2004.187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).
3738 Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
38 Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). – М., 2004.187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).
39 Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

Интернет - источники

40 Официальный сайт КонсультантПлюс / URL: http://www.consultant.ru/
41 Официальный сайт Федерального банка данных о детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей / URL: http://www.usynovite.ru/db/


Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей














КУРСЫ

Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Введение

опека ребенка юридическое попечительство

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть изолированными от общества. Проблема социального сиротства актуальна для российской Федерации. Ее обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении, социальных и психологических критериев. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детей населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. Ассортимент причин для детей от страданий, очень широк и неоднозначен. Среди существенных факторов следует выделить явления, кризис в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; снижение уровня жизни, ухудшение условий содержания детей, рост психоэмоциональных перегрузок взрослых, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. То, что происходит в обществе, резкое изменение ценностей ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Научная разработанность проблемы сиротства нашли отражение в работах таких исследователей, как: Несмеянова И. А., Кравченко А. И., Морарь В. П, Холостова Е. И., Павленок П. Д. и многое другое.

Цель исследования: изучить формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.