Неоязычество в странах Северной Европы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1 Социально – историческое предпосылки возникновения неоязычества 5
1.1 Генезис проблемы 5
1.2 Неоязычество как новый тип религиозного движения 9
Глава 2 Анализ проявления неоязычества в странах Северной Европы 18
2.1 Обобщенная характеристика неоязычества в странах Северной Европы 18
2.2 Неоязычество в Дании, Норвегии, Швеции, Исландии 21
Заключение 25
Источники 27
Литература 28


Фрагмент для ознакомления

Ásatrúar, иногда используемый в качестве прилагательного на английском языке, является, по сути, родительным падежом Ásatrú.Современные скандинавские формы термина, норвежский Åsatru, шведский асатро, датский Asetro, были представлены в Скандинавии в 1990-х годах. Соответствующим словом на немецком языке является Asentreue или Asenglaube, на английском и современном английском языках, соответственно, Ēsatrēoƿþ (Ēsatrēowth) и Ansetroth, в то время как в фарерском языке есть Ásatrúgv.Сегодня термин «Ásatrú» можно рассматривать как наименование конкретного «подводного течени»я в норвежском язычестве, поклоняющегося прежде всего богам Асе.Некоторые неоязычники использует «Ásatrú» в качестве основного названия своей религии. В Скандинавии он ассоциируется с самыми эклектическими течениями в Скандинавском Язычестве, а оттуда отвергается традиционалистскими группами, основанными на местном фольклоре в пользу Нордиска Седа или в большей степени «Форн Сидр».2.2 Неоязычество в Дании, Норвегии, Швеции, ИсландииВ Дании Ассоциация FornSiðr - Ásatrú и Vanatrú была образована в 1999 году и официально признана в 2003 году.Некоторые исследователи бьют тревогу: «Вскоре на датских кладбищах могут появиться необычные монументы - контуры кораблей викингов, выложенные из грубых камней. Это могильные участки, отведенные поклонникам древних скандинавских верований, признающих своими верховными божествами громовержца Тора и мудрого Одина. На этой неделе первое разрешение на собственное кладбище получило от городской администрации города Оденсе объединение "ФурнСюд" (Старые традиции), насчитывающее более 600 членов. Любопытно, что прежде приверженцам старины пришлось получить принципиальное добро в министерстве по делам церкви». Всплеск популярности древних верований в Дании пришелся на 2003 год, когда власти согласились зарегистрировать "ФурнСюд". С тех пор число членов этого объединения утроилось. Следующей победой язычников стало получение разрешения на официальную регистрацию браков, заключенных в соответствии с древнескандинавскими традициями.Обряд проходит на лесной поляне, обнесенной зелеными ветками (летом - березовыми, зимой - еловыми). Там молодых и гостей ожидает жрец в белых одеяниях с молотом Тора на груди. "Призываю в свидетели Тора, Шьовна, Ловна, Фрея и Фрею, хранящих обеты, желание и любовь, и объявляю, что эта пара хочет вместе плыть на лодке жизни", - провозглашает служитель культа, вознося руки к Асгорду - жилищу богов. Затем руководитель церемонии зачитывает отрывки из сборника легенд о языческих северных богах, в которых повествуется о сватовстве бога Фрея к великанше Герде. Невеста поначалу отказывалась связывать свою судьбу с богом, но тот соблазнил красавицу волшебным кольцом Драпнером. Каждую девятую ночь это кольцо порождало еще восемь колец. Современные викинги дают друг другу свадебные обещания, держась за кованое железное кольцо, напоминающее о Драпнере: это змея, проглотившая свой собственный хвост. Змея, поедающая саму себя, символизировала у викингов вечность и плодородие. Присутствующим ясно, что прикосновение молодых к кольцу обещает им долгую жизнь и много детей. Церемония завершается распитием медовухи из кубка и принесением жертвы богам - для этого в лесу выбирается дерево покрасивее и пораскидистее. Все проделанное является основанием для занесения пары в датский регистр супругов.Примерно так же выглядит и официально признанная церемония языческих похорон. Собравшиеся становятся в круг, жрец зачитывает отрывки из сборника легенд, например, о Валгалле, скорбящие пускают по рукам чашу с медовухой и, опорожнив ее, кладут в могилу единоверца.Большинство датчан спокойно и даже одобрительно относятся к тому, что скоро на территориях традиционных кладбищ будут отведены участки для язычников. Это все же лучше, чем превращение лесов в территории захоронений. Сегодня среди "викингов" практикуется компромисс: урна с основной частью праха помещается в "официальную" могилу, а горсть пепла развеивается в лесу, после чего на этом месте воздвигается камень с руническими надписями".Норвежское правительство признает две языческие организации как религиозные общества. ÅsatrufellesskapetBifrost, образованное в 1996 году (движениеАсатру «Bifrost», по состоянию на 2011 год насчитывает около 300 верующих), а ForeningenFornSed (движение насчитывает около 50 верующих), сформированных в 1999 году. Признание правительством позволяет им выполнять юридически обязательные гражданские церемонии (idestmarriages). ForeningenFornSed является членом Европейского конгресса этнических религий. Третья группа, Vigrid, утверждает расовые учения частью своей идеологической основы, а также использует цвета и структуру флагов нацистской Германии в своем баннере. По этой причине многие считают их неонацистами. Вигрид также повлияла на взгляды Норвегии на языческие символы, в результате чего многие норвежцы считают, что символы являются расистскими по природеВ Швеции SverigesAsatrosamfund образовался в 1994 году и переименован в шведскую сборную FornSed (SamfundetFornSedSverige) в 2010 году. В настоящее время это крупнейшая национальная организация FornSed. Также существует ряд независимых локальных групп (blotlag). Некоторые из них были частью NätverketFornSed, когда она была действующей. Другая группа, действующая в стране, является CommunityforNordiskSed.Ásatrúarfélagið был признан исламским правительством в 1973 году. Его первым лидером был фермер и поэт СвейнбьёрнБинтейнссон. Это самая большая нехристианская религиозная организация в Исландии и насчитывает около 3,583 членов (по состоянию на 1 января 2017 года), составляя чуть более 1% от общей численности населения.Таким образом, мы можем свидетельствовать о том, что неоязычество как культурное явление стало частью общественной жизни стран Северной Европы, а в некоторых случаях и на законодательном уровне.ЗаключениеВостребованность неоязычества вызвана прежде всего интересом к национальному прошлому и ростом националистических настроений (за исключением синкретических учений вроде викки); другие причины кроются в общем мировоззренческом и ценностном кризисе, который не всегда может преодолеть традиционная религия (например, христианство), а также в экологическом и духовном стремлении оберегать и идеализировать природу. Ввиду этого сомнительно, что в ближайшее время интерес к неоязычеству в Европе упадёт.Неоязыческие религии всегда опираются на дохристианские верования того или иного (часто своего) народа (опять же, за исключением синкретических религий); однако между старым язычеством и новым (неоязычеством) нету непрерывной преемственности, что и делает эти понятия различными.Старое язычество в своей полноте в Европе по сути неизвестно, это можно гарантированно сказать о любой индоевропейской традиции континента (германской, кельтской, славянской, греко-римской и т.д.). Вследствие этого отсутствует преемственность с новым язычеством, а значит недопустимо и применение самого понятия «язычество» по отношению к современным религиям (кроме верований марийцев и удмуртов). Однако, в качестве самоназвания «язычество» встречается сегодня очень часто, порой наряду с негативным восприятием понятия «неоязычество», из-за чего и в науке появились тенденции к употреблению компромиссных понятий, например, «современное язычество», «традиционная религия» и т.д. Но можно считать правомерным применение терминов (употребляемых как характеристику типа этих верований) «язычество» по отношению к дохристианским верованиям и «неоязычество» – к современным.Неоязычество не столько воспроизводит старое язычество, сколько объединяет некоторые его принципы с новыми конструкциями, вызванными как скудостью источников, так и культурными различиями эпох, и личными взглядами тех или иных реконструкторов. Восстановление «чистого» язычества как оно было в древности – невозможно.Славянское неоязычество в ряду других европейских неоязыческих систем следует признать типичным, однако следует особо подчеркнуть роль здесь поддельных текстов и сильное влияние мифологических конструкций.Неоязычество стран Северной Европы - это не просто модное увлечение, это феномен, который многие тысячи, а возможно и миллионы людей сегодня воспринимают со всей серьёзностью как свою религию и мировоззрение. Данные об общей численности неоязычников в мире очень сильно разнятся: кто-то говорит о 500 тыс., кто-то – о 5 млн и более; по многим причинам их подсчёт затруднён. По нашему мнению, истина где-то посередине, при этом в целом их число растёт.Таким образом, все поставленные задачи:- исследовать социально – исторические предпосылки возникновения неоязычества, для этого необходимо изучить генезис самой проблемы; изучить феномен неоязычества как новый тип религиозного движения.- проанализировать проявление неоязычества в странах Северной Европы, для этого дать обобщенную характеристику неоязычества в странах Северной Европы; изучить на примерах стран проявления неоязычества полностью решены, а, следовательно, цель работы- рассмотреть понятие и сущность неоязычества, исследовать его роль в жизни североевропейского общества достигнута.Источники1Кутарев О.В. Неоязычество Европы // Философия и культура. 2014. № 12. С. 1801–18102Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М., 2005. С. 421–439.3Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 114. М., 1998.4Философскийэнциклопедическийсловарь. — М.:Советскаяэнциклопедия. Гл. редакция:Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.5Язычество в Дании становится популярнее Христианства / Электронный ресурс / URL: https://alex-kainit.livejournal.com/171579.html6Hanegraaff, Wouter J. (1996). New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill. 7Neopagan Beliefs. ReligionFacts.com. 18 Nov. 2016. / Электронныйресурс / URL: www.religionfacts.com/neopaganism/beliefs8Children Of Pagan Families Don’t Always Stick With The Faith, Just Like Those From Other Religions / RELIGION 08/02/2014 09:00 am ET / Электронный ресурс / URL: https://www.huffingtonpost.com/2014/08/02/pagan-families_n_5641954.htmlЛитература1Барандиаран Х.М. Баскская мифология. М., 2009.2Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976; Он же. Скифы и нарты. М., 19903Мишин А.И. Гомер финского эпоса. К 195-летию ЭлиасаЛённрота. Газета «Лицей» №4, 1997; Лачплесис. М., 1975. С. 8–94Филатов С. Языческое возрождение – поволжская религиозная альтернатива // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М., 2002; 5Акишин С. Игры олимпийцев. URL: http://religo.ru/journal/13984 (дата обращения 05.04.2018).

1 Барандиаран Х.М. Баскская мифология. М., 2009.
2 Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976; Он же. Скифы и нарты. М., 1990
3 Мишин А.И. Гомер финского эпоса. К 195-летию Элиаса Лённрота. Газета «Лицей» №4, 1997; Лачплесис. М., 1975. С. 8–9
4 Филатов С. Языческое возрождение – поволжская религиозная альтернатива // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М., 2002;
5 Акишин С. Игры олимпийцев. URL: http://religo.ru/journal/13984 (дата обращения 05.04.2018).
1 Кутарев О.В. Неоязычество Европы // Философия и культура. 2014. № 12. С. 1801–1810
2 Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М., 2005. С. 421–439.
3 Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии, № 114. М., 1998.
4 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
5 Язычество в Дании становится популярнее Христианства / Электронный ресурс / URL: https://alex-kainit.livejournal.com/171579.html
6 Hanegraaff, Wouter J. (1996). New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill.
7 Neopagan Beliefs. ReligionFacts.com. 18 Nov. 2016. / Электронный ресурс / URL: www.religionfacts.com/neopaganism/beliefs
8 Children Of Pagan Families Don’t Always Stick With The Faith, Just Like Those From Other Religions / RELIGION
08/02/2014 09:00 am ET / Электронный ресурс / URL: https://www.huffingtonpost.com/2014/08/02/pagan-families_n_5641954.html

Вопрос-ответ:

Каковы социально-исторические предпосылки возникновения неоязычества в странах Северной Европы?

Социально-исторические предпосылки возникновения неоязычества в странах Северной Европы связаны с процессом секуляризации общества, развитием плюрализма религиозных убеждений и ростом интереса к национальным и культурным идентичностям. Также влияние оказывает утрата традиционных христианских ценностей и поиск новых форм духовной практики.

Как можно охарактеризовать неоязычество в странах Северной Европы?

Неоязычество в странах Северной Европы характеризуется как новый тип религиозного движения, объединяющий людей, приверженных предхристианским религиозным верованиям и практикам региона. Это движение базируется на исследовании и воссоздании древних религий, обрядов и мифологий племен, населявших Северную Европу до принятия христианства.

Как проявляется неоязычество в Дании, Норвегии, Швеции и Исландии?

Неоязычество в Дании, Норвегии, Швеции и Исландии проявляется через организацию религиозных и культурных мероприятий, создание священных мест, ритуалов и обрядов, изучение и популяризацию древних мифов и символов, а также через активное участие в социальных и экологических движениях.

Как возникло неоязычество в странах Северной Европы?

Неоязычество в странах Северной Европы возникло как результат поиска новых форм духовной практики и связано с утратой традиционных христианских ценностей. Оно также является проявлением роста интереса к национальным и культурным идентичностям, плюрализму религиозных убеждений и общему процессу секуляризации общества.

Какое влияние оказывает неоязычество на общество?

Неоязычество оказывает влияние на общество через развитие культурных и религиозных практик, создание новых форм социального сотрудничества и участия в различных акциях и движениях. Оно также способствует сохранению и популяризации древних традиций, исследованию истории и культуры региона.

Каковы социально-исторические предпосылки возникновения неоязычества в Северной Европе?

Социально-историческими предпосылками возникновения неоязычества в Северной Европе являются изменения в религиозной сфере, связанные с постепенным уходом от традиционных католических и протестантских верований и ростом интереса к древним языческим и мистическим практикам. Также важную роль играет возрастание интереса к национальной идентичности и желание отказаться от влияния других культур.

Какова генезис проблемы неоязычества?

Генезис проблемы неоязычества связан с постепенным отмиранием традиционных религий в Северной Европе и появлением новых форм вероисповедания, основанных на древних языческих учениях. Это может быть реакцией на всеобщую секуляризацию общества и потерю связи с традиционными религиозными ценностями. Также генезис проблемы связан с поиском новых форм самовыражения и построение альтернативного религиозного опыта.

Как можно охарактеризовать неоязычество в странах Северной Европы?

Неоязычество в странах Северной Европы представляет собой новый тип религиозного движения, основанный на восстановлении и вновьоткрытии древних языческих верований. Это многообразное и гетерогенное движение, которое объединяет людей, интересующихся мистикой, символикой и обрядами древних культов. Главной целью неоязычества является привлечение внимания к национальной идентичности и сохранению культурного наследия.

Как проявляется неоязычество в Дании, Норвегии, Швеции и Исландии?

В Дании, Норвегии, Швеции и Исландии неоязычество проявляется через организацию общин и обществ, посвященных изучению и практике древних языческих религий. Такие общины проводят ритуалы, обряды и праздники, основанные на древних традициях и символике. Они также активно занимаются изучением и сохранением культурного наследия своих предков.

Какие исторические предпосылки привели к возникновению неоязычества в странах Северной Европы?

Неоязычество возникло в странах Северной Европы в результате переживания кризиса идентичности и поиска альтернативных форм религиозности. Одной из предпосылок стало отторжение христианской религии и стремление к восстановлению древних языческих верований и обрядов. Также важным фактором было возрождение интереса к национальной и культурной идентичности после окончания Второй мировой войны.

Что представляет собой неоязычество и почему оно стало новым типом религиозного движения?

Неоязычество – это новый тип религиозного движения, основанный на восстановлении и переосмыслении древних языческих верований и обрядов. Оно отличается от традиционных религий тем, что не имеет центральной иерархии и не подчиняется жестким доктринам. Неоязычество предлагает свободный выбор вероисповедания и акцентирует внимание на связи человека с природой и окружающим миром.

Как проявляется неоязычество в странах Северной Европы?

Неоязычество проявляется в странах Северной Европы через различные организации и общественные движения, которые занимаются восстановлением и практикой древних языческих обрядов. Эти движения проводят ритуалы, праздники и обряды, связанные с природой и сезонами года. Некоторые адепты неоязычества также стремятся к сохранению культурного наследия и национальной идентичности своих стран.