Особенности формирования региональной налоговой базы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 43 43 страницы
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 11.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования налоговой базы 5
1.1 Понятия, виды и особенности налоговой базы 5
1.2 Факторы, влияющие на динамику и структуру налоговой базы региона 6
1.3 Зарубежный опыт формирования региональной налоговой базы 9
2 Комплексный анализ особенности формирования налоговой базы 14
2.1 Анализ налоговой базы Орловской области 14
2.2 Оценка отраслевой структуры налоговой базы Орловской области 23
2.3 Факторный анализ налоговой базы Орловской области 26
2.4 Предложения по увеличению источников налоговой базы региона 30
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Фрагмент для ознакомления

В данной сфере в налоговых органах продвигается электронный документооборот. В частности электронный документооборот между налоговым органом и налогоплательщиком. Эволюционным развитием системы электронного контроля на ближайшую перспективу будет являться интеграция баз данных налоговых органов и таможенной службы. Это позволит полностью контролировать не только внутрироссийские обороты но и взять под контроль трансграничное движение налоговой базы по НДС.Учитывая внедрение в практику налоговых органов маркировки отдельных видов товаров (в частности меховых изделий) централизованнуюфискализацию ККТ, реализация данного решения фактически приведет к тотальному электронному контролю.Следует также отметить и развитие программных комплексов обеспечивающих ведение налогового и бухгалтерского учета. Современный тандем электронных систем налоговых органов и налогоплательщиков позволяет фактически полностью автоматизировать большую часть элементов взаимодействия.ОЭСР – это организация объединения сотрудничество и развития, т. е. объединение стран с целью сотрудничества и развития с экономической сфере.С целью обмена опытом между странами ОЭСР в сфере развития информационных технологий по налоговой деятельности в 2002 году было подписано соглашение. Так же был создан специализированный форум ОЭСР. На сегодняшний день в состав данного форума входит 43 страны мира. РФ вошла в состав данного форума в 2010 году. По итогам проведения форума ОЭСР в 2013 и 2014 годах было принято решение осуществить внедрение в налоговую практику обмен информацией между налоговыми органами разных стран.Основной проблемой является недоверие населения к органам власти в целом. Опрос «Левада-Центра», который был проведен 23–26 сентября 2016 года, показал резкое снижение доверия граждан в целом ко всем институтам власти, в том числе и общественным институтам. Рейтинг правительства оказался самым низким за последние пять лет (26%), а доверие к Госдуме понизилось за год с 40 до 22%. Наибольшее доверие у населения вызывает президент, но и его рейтинг упал – с 80 до 74%.Такое высокое доверие россиян к Президенту и недоверие к политическим институтам во многом объясняется тем, что действующий глава государства для населения является непререкаемым авторитетом и олицетворяет Россию в целом, а правительство – это тот институт, который можно смело подвергать критике из-за не всегда популярных принимаемых решений, не одобряемых обществом. Существующее падение доверия к институтам власти может объясняться экономическим кризисом, ведь в условиях неразрешенности некоторых острых социально-экономических проблем, доверие снижается ко всем институтам, в особенности к региональным властям.Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного 10 декабря 2014 года, указывают на стабильно низкий уровень уверенности в завтрашнем дне среди россиян. Стоит отметить, что в период с 2005 по 2009 годы индекс уверенности в завтрашнем дне находился на отметке -31. Все это, в свою очередь, во многом усложняет процесс формирования налоговой культуры в нашей стране. Поэтому, рассматривая современный этап развития системы налогообложения в Российской Федерации, следует обращать внимание именно на последние 23 года относительной стабильности функционирования общества, без резких социальных, экономических и политических изменений. В этот период протестные настроения среди населения страны в связи с экономическими проблемами не превышают 10–12%, в связи с политическими – не выше 8–9%.Увеличение налоговой нагрузки для среднего российского налогоплательщика происходит незаметно, поскольку за большинство граждан налоги платит работодатель, а какие именно налоги мало кто из граждан задаётся вопросом. Связь между собственным положением и налоговыми отчислениями почти не ощущается, а именно это и является причиной отсутствия понимания действий и инициатив различных органов власти.Анализ исторического опыта России показал, что развитие налоговой системы, как и налоговой культуры, невозможно без гибкой долгосрочной стратегии, которая учитывала бы интересы всех участников налоговых отношений, постепенно корректировалась бы по мере выявления системных недостатков и приспосабливалась бы к меняющимся социально-экономическим реалиям.Сегодняшние инициативы государственных органов в лице Федеральной налоговой службы являются качественным рывком, прежде всего в направлении технологического и структурно-функционального совершенствования налогового администрирования.Например, Концепция ФНС России по работе с налогоплательщиками от сентября 2011 предлагает переход от технологической модели развития ФНС России к социотехнологической модели, в которой делается акцент на формировании «сервисноориентированного» подхода с учётом человеческого фактора и внешней среды. Целью Концепции ФНС России по работе с налогоплательщиками является повышение уровня исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками, улучшение имиджа ФНС России за счет развития понятного, удобного и экономически оправданного налогового администрирования в части предоставления государственных услуг и обслуживания налогоплательщиков. Благодаря целостному и системному характеру Концепции все ключевые решения связаны и имеют синергетический эффект.Однако говорить о конкретных результатах данной работы, проводимой ФНС России, и оценивать изменение уровня налоговой культуры населения представляется целесообразным лишь по истечении определенного времени. Можно предположить, что первые видимые результаты мы сможем наблюдать через двадцать, двадцать пять лет (примерно столько требуется времени для принятия обществом новых культурно-поведенческих моделей). Да, это длительный период, но формировать культурно-поведенческие модели поведения в области налогообложения, необходимо сейчас, и от того какие модели будут сформированы в обществе, во многом зависит стабильность функционирования общества и благосостояние его граждан в будущем.На основании выше изложенного можно сделать вывод, что увеличению поступления доходов в бюджет Орловской области должно способствовать осуществление следующих мер:обеспечение поступления в консолидированный бюджет Орловской области всех доходных источников в запланированных объемах, а такжедополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам вбюджет;совершенствование контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по налогам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет Орловской области и бюджеты муниципальных образований от ихиспользования;продолжение проведения на территории Орловской области инвентаризации недвижимогоимущества;обеспечение обоснованности и эффективности установления законодательством Орловской области налоговых льгот, оптимизация установленных налоговыхльгот;дальнейшее осуществление мероприятий по легализации "теневой" заработной платы вОрловской области;увеличение налогового потенциала Орловской области за счет стимулирования деловой активности в республике, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционныхпроектов;стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории Орловской области.ЗаключениеПодведём итоги. Таким образом, можно сказать, что роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается вследующем:во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации;во-вторых, формирование региональных бюджетов сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитиерегиона;в-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональныепрограммы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.;в четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственнойсферы;в-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальнойсферы. На примере Орловской области мы провели анализ формирования налоговой базы на примере исчисления и уплаты в региональный бюджет региона. Проведенный анализ показал, что основной доход в бюджет идет от имущественных налогов и от федеральных налогов: налога на прибыль, НДФЛ.Проведенный факторный анализ налоговой базы Орловской области показал, что инфляция и экономический рост региона оказывают высокое влияние на рост налогооблагаемой базы региона в положительном значении, то есть увеличивают ее. Общая налоговая нагрузка в стране и в регионе оказывают на налоговую базу Орловской области отрицательное влияние, то есть снижают налоговую базу.Список используемой литературыНалоговый кодекс РФ в редакции от 03.07.2016 года;Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоги, СПб: Русская коллекция, 2013. – 194с.Федеральная налоговая служба. www.nalog.ru статистическая отчетность 1-НМ(дата обращения 09.04.2018).Федеральная налоговая служба. www.nalog.ru статистическая отчетность 1-НОМ(дата обращения 09.04.2018).Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступле-ний от налога на прибыль для регионов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 35. С. 21– 29. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 09.04.2018). Налоговая аналитика, https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm(дата обращения 09.04.2018).Концепция ФНС России по работе с налогоплательщиками (резюме). – М., 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/docs/concept_resume.docx  (дата обращения 09.04.2018).Стратегия развития ФНС до 2021 года(дата обращения 09.04.2018).Кушнир И.В. Налоги и налогообложение, Юникс, 2010 год, 750 стр.Краткая история налогов, https://www.nalog.ru/rn31/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4303557/(дата обращения 09.04.2018).Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели: Учебное пособие / Т.Ж. Островенко. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 269 с.; Овчинникова И.В. Налоговое планирование [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / И.В. Овчинникова; КузГТУ. – Кемерово, 2015. Козырин А.М. «Финансовое право России», учебное пособие, ЦППИ, 2014Ялбулганов А. А., «Налоговое право России в вопросах и ответах», Учебник, книга, учебное пособие, Юстицинформ, 2017Бюллетень «Мировая горнодобывающая промышленность» // 2010. - №9 5. Салина А.И. Налогообложение природных ресурсов // Налоговый вестник. 2014. №9. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение, Юникс, 2016 год, 750 стр.Краткая история налогов, https://www.nalog.ru/rn31/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4303557/Минеева В.М. Роль налогов в общественном секторе экономики [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. – РИНЦ, 2014.- 63-66с. Минеева В.М. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. – РИНЦ, 2014. – 42 – 45с.Минеева В.М. Особенности ведения личного подсобного хозяйства с точки зрения налогообложения [Текст]: научная статья / В.М. Минеева. – РИНЦ, 2014, - 91- 93с. Налоговая политика и налоговая система РФ, http://center-yf.ru/data/nalog/Nalogovaya-politika-i-nalogovaya-sistema-rossiiskoi-federacii.phpОрлова В.М. Особенности управления кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М. Орлова. – РИНЦ, 2014. – 134- 136с. Орлова В.М. Эффективное управление кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М.Орлова. – РИНЦ, 2014. – 422 – 425с.Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели: Учебное пособие / Т.Ж. Островенко. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 269 с.; Овчинникова И.В. Налоговое планирование [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / И.В. Овчинникова; КузГТУ. – Кемерово, 2015. Понятие налоговой политики, ее виды, http://www.telenir.net/shpargalki/nalogi_i_nalogooblozhenie_shpargalka/p13.phpПутренкова Т.А., Романова И.Б.Налоговая система как важная составляющая государственной системы // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 209-215.Данелян Т.Я. Концептуальная модель налоговой системы и налоговой информационной системы // Экономические науки. 2016. № 135. С. 103-108.Евстафьева А.Х. Соотношение налоговых дефиниций: система налогов, налоговая система, налоговое администрирование // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 79-82.Толкачева О.П.Рациональное управление налоговой системой – залог экономической безопасности страны // В сборнике: Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в двух томах. Санкт-Петербургский университет МВД России; Составитель Ю.А. Кудрявцев. 2016. С. 282-285.Малкина М.Ю., Балакин Р.В.Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы // Финансы и кредит. 2016. № 36 (708). С. 2-18.Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). Кулешова Л.В., Лапина Е.Н., Собченко Н.В. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 431-436. Нураева Р.Х., Сафаралиева Х.Х., Собченко Н.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 711-715.Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ.ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016. — 496с. — (Бакалавриат).Шестаков Р.Б. К вопросу об управлении социально- экономическими системами: теоретические основы и эволюция понятия // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 2 (29). С. 58-64. Шестаков Р.Б. Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы // Образование и общество. 2014. Т. 5. № 88. С. 91-92.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс РФ в редакции от 03.07.2016 года;
2. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоги, СПб: Русская коллекция, 2013. – 194с.
3. Федеральная налоговая служба. www.nalog.ru статистическая отчетность 1-НМ(дата обращения 09.04.2018).
4. Федеральная налоговая служба. www.nalog.ru статистическая отчетность 1-НОМ(дата обращения 09.04.2018).
5. Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступле-ний от налога на прибыль для регионов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 35. С. 21– 29.
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 09.04.2018).
7. Налоговая аналитика, https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm(дата обращения 09.04.2018).
8. Концепция ФНС России по работе с налогоплательщиками (резюме). – М., 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/docs/concept_resume.docx (дата обращения 09.04.2018).
9. Стратегия развития ФНС до 2021 года(дата обращения 09.04.2018).
10. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение, Юникс, 2010 год, 750 стр.
11. Краткая история налогов, https://www.nalog.ru/rn31/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4303557/(дата обращения 09.04.2018).
12. Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели: Учебное пособие / Т.Ж. Островенко. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 269 с.;
13. Овчинникова И.В. Налоговое планирование [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / И.В. Овчинникова; КузГТУ. – Кемерово, 2015.
14. Козырин А.М. «Финансовое право России», учебное пособие, ЦППИ, 2014
15. Ялбулганов А. А., «Налоговое право России в вопросах и ответах», Учебник, книга, учебное пособие, Юстицинформ, 2017
16. Бюллетень «Мировая горнодобывающая промышленность» // 2010. - №9 5. Салина А.И. Налогообложение природных ресурсов // Налоговый вестник. 2014. №9.
17. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение, Юникс, 2016 год, 750 стр.
18. Краткая история налогов, https://www.nalog.ru/rn31/about_fts/fts/history_fts/history_ufns/4303557/
19. Минеева В.М. Роль налогов в общественном секторе экономики [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. – РИНЦ, 2014.- 63-66с.
20. Минеева В.М. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых [Текст]: научная статья / В.М.Минеева. – РИНЦ, 2014. – 42 – 45с.
21. Минеева В.М. Особенности ведения личного подсобного хозяйства с точки зрения налогообложения [Текст]: научная статья / В.М. Минеева. – РИНЦ, 2014, - 91- 93с.
22. Налоговая политика и налоговая система РФ, http://center-yf.ru/data/nalog/Nalogovaya-politika-i-nalogovaya-sistema-rossiiskoi-federacii.php
23. Орлова В.М. Особенности управления кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М. Орлова. – РИНЦ, 2014. – 134- 136с.
24. Орлова В.М. Эффективное управление кредиторской задолженностью [Текст]: научная статья / В.М.Орлова. – РИНЦ, 2014. – 422 – 425с.
25. Островенко Т.Ж. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели: Учебное пособие / Т.Ж. Островенко. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 269 с.;
26. Овчинникова И.В. Налоговое планирование [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / И.В. Овчинникова; КузГТУ. – Кемерово, 2015.
27. Понятие налоговой политики, ее виды, http://www.telenir.net/shpargalki/nalogi_i_nalogooblozhenie_shpargalka/p13.php
28. Путренкова Т.А., Романова И.Б.Налоговая система как важная составляющая государственной системы // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 209-215.
29. Данелян Т.Я. Концептуальная модель налоговой системы и налоговой информационной системы // Экономические науки. 2016. № 135. С. 103-108.
30. Евстафьева А.Х. Соотношение налоговых дефиниций: система налогов, налоговая система, налоговое администрирование // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1. С. 79-82.
31. Толкачева О.П.Рациональное управление налоговой системой – залог экономической безопасности страны // В сборнике: Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в двух томах. Санкт-Петербургский университет МВД России; Составитель Ю.А. Кудрявцев. 2016. С. 282-285.
32. Малкина М.Ю., Балакин Р.В.Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы // Финансы и кредит. 2016. № 36 (708). С. 2-18.
33. Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55).
34. Кулешова Л.В., Лапина Е.Н., Собченко Н.В. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 431-436.
35. Нураева Р.Х., Сафаралиева Х.Х., Собченко Н.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 711-715.
36. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ.ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016. — 496с. — (Бакалавриат).
37. Шестаков Р.Б. К вопросу об управлении социально- экономическими системами: теоретические основы и эволюция понятия // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 2 (29). С. 58-64.
38. Шестаков Р.Б. Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы // Образование и общество. 2014. Т. 5. № 88. С. 91-92.



Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты формирования налоговой базы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются понятия, виды и особенности налоговой базы, а также факторы, влияющие на динамику и структуру налоговой базы региона.

Какие факторы оказывают влияние на динамику и структуру налоговой базы региона?

В статье приводится анализ факторов, таких как экономическое развитие региона, уровень доходов населения, структура экономики и др., которые оказывают влияние на динамику и структуру налоговой базы региона.

Какой зарубежный опыт рассматривается в статье по формированию региональной налоговой базы?

В статье исследуется зарубежный опыт формирования региональной налоговой базы, который может быть полезным для разработки эффективной системы налогообложения в регионах.

Какой анализ проводится в отношении налоговой базы Орловской области?

Статья содержит комплексный анализ особенностей формирования налоговой базы Орловской области, включая анализ налоговой базы и оценку отраслевой структуры налоговой базы.

Какие результаты дает факторный анализ налоговой базы?

В статье рассматривается факторный анализ налоговой базы, который помогает выявить основные факторы, оказывающие влияние на ее динамику и структуру.

Какие факторы влияют на динамику и структуру региональной налоговой базы?

Региональная налоговая база зависит от множества факторов, например, экономического состояния региона, уровня безработицы, уровня налогового бремени, состояния отраслей экономики и т.д. Все эти факторы оказывают влияние на динамику и структуру налоговой базы региона.

Какой зарубежный опыт можно использовать в формировании региональной налоговой базы?

В зарубежных странах есть много интересных примеров формирования региональной налоговой базы. Например, в некоторых странах используются различные налоговые ставки для разных регионов в зависимости от уровня развития и экономического состояния. Также применяются меры стимулирования и поддержки развития определенных регионов через налоговые льготы и субсидии.

Какие особенности формирования налоговой базы наблюдаются в Орловской области?

В анализе налоговой базы Орловской области выявляется несколько особенностей. Например, наблюдается доминирование определенных отраслей экономики, которые вносят значительный вклад в формирование налоговой базы. Также можно отметить факторы, которые оказывают влияние на динамику и структуру налоговой базы данной области.