Система государственной службы Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 09.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 5
1.1. Понятие и сущность государственной службы 5
1.2. Политический, организационный и правовой статус государственной службы в России 8
2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ 14
2.1. Виды государственной службы 14
2.2. Структура аппарата государственной службы 17
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Пропагандируются и специальные виды ответственности: финансовая, земельная, конституционная и др.
Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения компетентным в ситуации лицом – начальником государственного служащего.
Обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами и со служебным контрактом, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» относит к «служебной дисциплине на гражданской службе» (ст. 56). Хотя правильнее было бы указанное поведение государственных служащих называть соблюдением режима законности. Дисциплинарная ответственность – это ответственность по подчиненности. Возможно, поэтому повиновение установленным порядкам и вышестоящим начальникам понимается как дисциплина. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе.
Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности – одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.
Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А.А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением». Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.
Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения.
По нашему мнению, целесообразно законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание – освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э.Г. Липатов и С.Е. Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка.
Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России». Он может, руководствуясь принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания.
Несмотря на то что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России», привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России».
Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю.Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.).
К несчастью, формулировка ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» дает возможность толковать ее так, что дисциплинарные взыскания могут можно применять только к некоторым недобросовестным гражданским государственным служащим, а представитель нанимателя имеет право совсем отказаться от привлечения к ответственности нарушителя.
Таким образом, подводя итоги данной главы, отметим, что представленные здесь проблемы правоприменения позволяют, по нашему мнению, вносить предложения по изменению действующего законодательства. Предлагаем внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» следующие дополнения и изменения:
1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».
2. Ч. 2 ст. 57 изложить в такой редакции: «Всякий дисциплинарный проступок приводит к применению дисциплинарного взыскания. На представителя нанимателя, который не возбуждает дисциплинарное производство, за это налагается дисциплинарная ответственность».
В целом, предлагаемые изменения и дополнения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России», по нашему мнению, позволят упорядочить и строго регламентировать правовое регулирование юридической ответственности государственных гражданских служащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование позволяет сделать вывод, что обязательным составляющим развития новой российской государственности является формирование института государственной службы, занимающего главенствующее место в осуществлении задач и функций государственной власти.
Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного. Следует заметить, что нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно, и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Актуально дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы направить по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления конкретных правил, обеспечивающих соотношение должностных обязанностей государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний. 
В настоящее время в юридической науке дискуссионным является вопрос разграничения различных видов юридической ответственности государственных гражданских служащих. Нерешенность данной проблемы создает трудности в практической идентификации ответственности за нарушение норм отраслевого законодательства. Остается проблемой определение объективных показателей различия видов используемой относительно гражданских служащих ответственности – административной и дисциплинарной.
С моей точки зрения, ответственность гражданского государственного служащего внутри учреждения, органа или организации в случае прохождения им гражданской государственной службы целесообразно назвать дисциплинарной, которая применяется согласно Трудовому Кодексу России и законодательству в данной сфере, а вне учреждения, органа или организации – административной.
Анализ практики применения права также демонстрирует несколько проблем существующего законодательства, что, с моей точки зрения, дает возможности предложить некоторые изменения существующего законодательства.
Предлагаю внести в существующее законодательство такие изменения и дополнения:
Дополнить ч. 1 ст. 57 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России», включив в список дисциплинарных взысканий такие меры: «уменьшение должностного оклада, частичное уменьшение размера либо лишение доплаты к пенсии с учетом срока государственной службы».
2. Ч. 2 ст. 57 изложить в такой редакции: «Всякий дисциплинарный проступок приводит к применению дисциплинарного взыскания. На представителя нанимателя, который не возбуждает дисциплинарное производство, за это налагается дисциплинарная ответственность».
В целом, предлагаемые изменения и дополнения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России», по нашему мнению, позволят упорядочить и строго регламентировать правовое регулирование юридической ответственности государственных гражданских служащих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция России от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Трудовой кодекс России от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.; 2015. – № 1 (часть I). – Ст. 63.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» (с изм. и доп. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.; 2015. – № 1 (часть I). – Ст. 63.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в России» (в ред. от 23.05.0-2016 № 143-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.; 2013. – № 27. – Ст. 3477.
Антошина Н. Реализация в субъектах России законодательства о гражданской службе / Н. Антошина // Государственная служба. – 2014. – № 4. – С. 36-39.
Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба. // Государство и право. 2013. № 1.
Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2009. N 1.
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012..
Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – № 10. – С. 40-52.
Буравлев Ю.М. Юридическая ответственность государственных служащих, обусловленная оценкой эффективности служебной деятельности / Ю.М. Буравлев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 4. – С. 32-35.
Гаврилкина Ю.В. Кадровый резерв гражданской государственной службы: новые правила и старые проблемы / Ю.В. Гаврилкина // Современное право. – 2014. – № 11. – С. 41-44.
Гаврилкина Ю.В. Цели и задачи оценки персонала на гражданской государственной службе России / Ю.В. Гаврилкина, С.Е. Чанов // Гражданин и право. – 2015. – № 9. – С. 58-65.
Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. для вузов - М.: Проспект, 2011.
Глигич-Золотарева М.В. Аудит эффективности с позиций управления в федеративном государстве. Ч. 1: Общие подходы / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 7. – С. 37-42;
Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в России // Государство и право. 2011. № 12. С. 52.
Добробаба М. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 5. С. 42.
Ермоленко М.В. Административная ответственность должностных лиц в России. Учебное пособие / Под ред.: Скляров И.А. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2013.
Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционально-функциональный анализ. М.: РАГС, 2009.
Комментарий к Федеральному закону «О гражданской государственной службе России» / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2016.
Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: Городец, 2015.
Служебное право России: учеб./ Чаннов С. Е. (в соавт. Пресняков М. В. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.
Щукина Т.В. Некоторые условия оптимизации деятельности государственных служащих субъекта России // Закон и право. 2010. № 10. С. 109-110.
Служебное право России: учеб./ Чаннов С. Е. (в соавт. Пресняков М. В. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. – С. 11
Щукина Т.В. Некоторые условия оптимизации деятельности государственных служащих субъекта России // Закон и право. 2010. № 10. С. 110
Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в России // Государство и право. 2011. № 12. С. 52.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в России» (в ред. от 23.05.0-2016 № 143-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.; 2013. – № 27. – Ст. 3477.
Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2014. – № 10. – С. 43.
Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов - М.: Проспект, 2011. – С. 145

Глазунова Н. И. Система государственного и муниципального управления: учеб. для вузов - М.: Проспект, 2011. – С. 152

Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в России // Государство и право. 2011. № 12. С. 52.

Добробаба М. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 5. С. 42-47.
Комментарий к Федеральному закону «О гражданской государственной службе России» / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2016. С. 208.
Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: Городец, 2015. С. 23.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция России от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс России от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.; 2015. – № 1 (часть I). – Ст. 63.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О гражданской государственной службе России» (с изм. и доп. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.; 2015. – № 1 (часть I). – Ст. 63.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в России» (в ред. от 23.05.0-2016 № 143-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.; 2013. – № 27. – Ст. 3477.
5. Антошина Н. Реализация в субъектах России законодательства о гражданской службе / Н. Антошина // Государственная служба. – 2014. – № 4. – С. 36-39.
6. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба. // Государство и право. 2013. № 1.
7. Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2009. N 1.
8. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2012..
9. Беляев А. Порядок прохождения государственной службы / А. Беляев // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – № 10. – С. 40-52.
10. Буравлев Ю.М. Юридическая ответственность государственных служащих, обусловленная оценкой эффективности служебной деятельности / Ю.М. Буравлев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 4. – С. 32-35.
11. Гаврилкина Ю.В. Кадровый резерв гражданской государственной службы: новые правила и старые проблемы / Ю.В. Гаврилкина // Современное право. – 2014. – № 11. – С. 41-44.
12. Гаврилкина Ю.В. Цели и задачи оценки персонала на гражданской государственной службе России / Ю.В. Гаврилкина, С.Е. Чанов // Гражданин и право. – 2015. – № 9. – С. 58-65.
13. Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. для вузов - М.: Проспект, 2011.
14. Глигич-Золотарева М.В. Аудит эффективности с позиций управления в федеративном государстве. Ч. 1: Общие подходы / М.В. Глигич-Золотарева // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 7. – С. 37-42;
15. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в России // Государство и право. 2011. № 12. С. 52.
16. Добробаба М. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 5. С. 42.
17. Ермоленко М.В. Административная ответственность должностных лиц в России. Учебное пособие / Под ред.: Скляров И.А. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2013.
18. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционально-функциональный анализ. М.: РАГС, 2009.
19. Комментарий к Федеральному закону «О гражданской государственной службе России» / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2016.
20. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: Городец, 2015.
21. Служебное право России: учеб./ Чаннов С. Е. (в соавт. Пресняков М. В. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011.
22. Щукина Т.В. Некоторые условия оптимизации деятельности государственных служащих субъекта России // Закон и право. 2010. № 10. С. 109-110.

Вопрос-ответ:

Чем отличается государственная служба от других видов службы?

Государственная служба отличается от других видов службы тем, что она имеет политический, организационный и правовой статус, ориентированный на обеспечение интересов государства и общества. Государственная служба предоставляет возможность заниматься профессиональной деятельностью в сфере государственного управления и обеспечивает исполнение государственных функций.

Каков политический, организационный и правовой статус государственной службы в России?

В России государственная служба имеет политический, организационный и правовой статус, который определяется федеральными законами и другими нормативными актами. Политический статус государственной службы заключается в ее подчиненности законодательному, исполнительному и судебному ветвям власти. Организационный статус определяет структуру и функции государственной службы. Правовой статус устанавливает права и обязанности государственных служащих, а также нормы и принципы их деятельности.

Какие виды государственной службы существуют в России?

В России существуют два основных вида государственной службы: гражданская служба и военная служба. Гражданская служба охватывает широкий спектр органов исполнительной власти, включая федеральные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Военная служба связана с обороной и безопасностью государства и включает военные организации и подразделения.

Какова структура аппарата государственной службы в России?

Структура аппарата государственной службы в России состоит из центральных органов исполнительной власти, ведомственных органов и территориальных органов. Центральные органы исполнительной власти осуществляют руководство общегосударственными вопросами, ведомственные органы занимаются вопросами, относящимися к определенной сфере деятельности, а территориальные органы осуществляют управление на территориальном уровне.

Какова общая характеристика системы государственной службы в Российской Федерации?

Система государственной службы в Российской Федерации имеет свою специфику и особенности. Понятие и сущность государственной службы, ее политический, организационный и правовой статус - все это важные аспекты, определяющие работу государственных служащих в современной России.

Какие виды государственной службы существуют в России?

В России существуют различные виды государственной службы, включая федеральную, региональную и муниципальную. Каждый вид службы выполняет свои задачи и функции в соответствии с компетенцией и полномочиями соответствующих органов государственной власти.

Каковы актуальные проблемы системы государственной службы в России?

В системе государственной службы в России существуют ряд актуальных проблем, таких как низкая эффективность и профессионализм служащих, коррупция, недостаток мотивации и стимулирования, отсутствие прозрачности и открытости процессов. Необходимыми мерами по их решению являются совершенствование системы кадрового обеспечения, внедрение эффективных механизмов контроля и наказания за нарушения, а также повышение общественной ответственности государственных служащих.

Какой статус имеет государственная служба в России?

Государственная служба в России имеет политический, организационный и правовой статус. Она является важным компонентом государственного аппарата, выполняющим функции государственного управления. Государственные служащие должны соблюдать конституционный строй и законы Российской Федерации, а также быть надежными исполнителями поручений государственных органов и организаций.