Пригороды Санкт-Петербурга в творчестве художников конца XX начала XXI века
Заказать уникальную дипломную работу- 46 46 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 09.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I Пригороды Северной столицы в российской культуре (прошлое и настоящее) 7
1. 1 История возникновения и строительства пригородов Санкт-Петербурга 7
1. 2 Дворцы и парки Царского Села 11
1. 3 Петергоф – город фонтанов 13
1. 4 Павловский парк 16
1. 5 Гатчина 19
1. 6 Другие исторические достопримечательности окраин Санкт-Петербурга 23
ГЛАВА II Изображения знаменитых ансамблей Санкт-Петербурга и его пригородов в живописи графике 27
2. 1 Городской пейзаж в русской живописи XVIII ― XIX веков 27
2. 2 Образ города муз в книжных иллюстрациях и декорацияххудожников «Мира искусства» 33
2. 3. Образ Царского Села в творчестве художников XX века 38
2. 4 Пленэрные этюды пригородов Санкт-Петербурга в наследиисовременных художников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Добужинский относится к художникам-графикам, которые внесли большой вклад в новое понимание дизайна книги. Он выработал особый художественно-графический прием «двойное видение», когда из одного графического образа как бы видится другой (например, рот-ворота или город-монстр). К шедеврам русской книжной графики относится оформление повести Федора Достоевского «Белые ночи». Добужинский сумел средствами э черно-белой графики передать особый образ Петербурга Достоевского и духовно-мистическое эмоциональное состояние главных героев повести. Его иллюстрации силуэтны, через позы и жесты героев и скупой графический пейзаж художнику удается передать тонкое душевное состояние литературных персонажей. Образы глухих стен огромных петербургских домов, силуэты рваных туч и страшных крючкообразных уличных фонарей, нависающих над маленькой фигуркой главного героя, передают атмосферу противоречий, отчаяния и трагизма литературного сюжета. Духовно-лирическое и трагичное состояние передано художником через графический образ города: то печального, то жесткого, то поэтически трогательного. Заставки и концовки в книжном тексте сюжетны и посвящены отдельным уголкам Петербурга. Каждый графический элемент близок к иллюстрации и служит раскрытию художественного образа. Сочетание на листе белого и черного является основой простой образно-выразительной схемы: больше белого в композиции – светлая лирика, больше черного – трагичность. Используемая художником графическая техника граттография, напоминающая гравюру, дает бесконечные вариации штрихов разной толщины и изысканную тонкость графического рисунка (в юности Добужинский занимался гравюрой в технике офорта). Эта техника позволила художнику передать тончайшие оттенки душевного состояния, акцентировать внимание на изменениях переживаний героеви превратить книжную иллюстрацию в эмоциональный эквивалент литературного текста.В книжной графике Добужинского реальность фантастична, а фантастика – реальна. Он ввел иллюстративное решение графических элементов оформления книги (концовок, заставок), чем тесно связал эмоциональное состояние текста и рисунков, добившись полного единства художественных и литературных образов в создании произведения полиграфического искусства. Графические работы Добужинского отличает единство художественных и стилевых приемов, близких к стилистике модерна, а также острохарактерность, нервность экспрессивных линий и штрихов, что сближает его художественную манеру с творчеством европейских художников – экспрессионистов и футуристов.Анна Петровна Остроумова-Лебедева, с детства влюбленная в северную столицу, художница заметила, что «невероятная сжатость выражения, не многословие, беспощадная определенность и четкость линий и, благодаря этому, сугубая острота и выразительность» – все то, что присуще графике вообще и деревянной гравюре в частности –как нельзя лучше отражает специфический стиль петербургской культуры. Остроумова абсолютно точно передала характер удивительного города. Графика – в его атмосфере, в белых ночах, в вычерченной архитектуре. Отныне и до конца своих дней художница станет певцом величия и строгой красоты Петербурга (циклы «Петербург», 1908–1910 гг.; «Павловск», 1922–1923 гг.; «Ленинград», 1930 г.; иллюстрации к книгам В. Я. Курбатова «Петербург», 1912 г. и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга», 1920 г.).2. 3. Образ Царского Села в творчестве художников XX векаВ картине «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905) Лансере противопоставляет изображенных им людей благородной строгости беломраморной статуи и подлинному величию, воплощенному в великолепной архитектуре растреллиевского дворца и красоте регулярного парка. Данная картина – насыщенная цветом акварельная заставка, отличающаяся тонкостью и точностью рисунка. Здесь нет иллюзорности пространства, но существует своя цветовая доминанта, которая помогает выстроить пространство декоративное. Анна Петровна Остроумова-Лебедева для работы над картиной «Александровский дворец в Царском Селе» несколько раз ездила в Царское Село и после одной из таких поездок написала подруге, что в Царском… мне было скучно, и работать не хотелось, он меня не вдохновляет, слишком он для меня придворен, чопорен и наряден, ничего трогательного в нем нет…»Возможно именно этим отношением к изображаемому месту объясняется преобладание в рисунках технического эксперимента над поиском художественного образа. Добужинскийсоздал целую серию картин Царского села («Зима в Царском Селе», «Царское Село. Ворота Камереновой галереи»). Добужинскому свойственно как бы претворять жанр пейзажа в портрет – его пейзажи не просто передают то или иное настроение, большое значение имеют сами строения, будто бы наделенные человеческими переживаниями.Тишиной и элегическим покоем отличаются виды Царского Села («Озеро в Царском Селе», «Аллея в Царском Селе», «Царское Село. Мостик») у Зинаиды Серебряковой. В целом, творчество Зинаиды Серебряковой достаточно независимо и самобытно. Для образа Царского Села характерны силуэты, в плавных, легко изгибающихся линиях. Ведерников Александр Семенович, живописец и график, в 1930-х годах писал пейзажи Ленинграда, а в 1945 исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Царском Селе. Работы Ведерникова отличаются размытыми контурами, минимизацией художественных средств, мягкостью и прозрачностью тона.Лаповок Владимир Абрамович, живописец, художник-график, сценографв картинах «Царскосельский парк» (1979 г.), «Царское село. Золотой интерьер» (1989 г.), «Царское село. Павильон Грот» (написано с натуры в 1982 г.) рисует реалистичный образЦарского села. Художникизображает предметы правдиво, без искусственности, без неправдоподобных, экзотических и сверхъестественных элементов.2. 4 Пленэрные этюды пригородов Санкт-Петербурга в наследиисовременных художниковПленэр установился как самостоятельный жанр пейзажной живописи сравнительно недавно – лишь в XIX веке. Ранее пленэр (этюды и зарисовки с натуры) являлся скорее вспомогательным этапом к станковой работе художника.В России еще вначале XIX века живописью на пленэре, в частности пейзажем, увлекся Сильвестр Щедрин. Молодой художник поехал в Италию, где написал множество этюдов в Риме, его окрестностях, готовясь к написанию отчетной картины для Академии Художеств. В работах художника впервые пейзаж кажется преобладающим над человеческими фигурами, они как будто «растворяются» в нем («Вид из грота на Везувий и КастеллодельОво в лунную ночь», «Старый Рим» 1824 г., «Терраса в Поццуоли» 1828 г.). С. Щедрин считаетсяпредставителем течения «романтизм», популярного в русской живописи началаXIX века. Пейзажи в его работах наполнены лиричностью, мастер тонко чувствует природу, передает воздушную перспективу таинственной дымкой, игройсвета и теней.Еще одним ярким представителем русской пейзажной живописи второй половины XIX века является Иван Иванович Шишкин. Мастер воспевал родную природу, в его работах чувствуется пафос, восхищение великой русской природой. Шишкин делал множество прекрасных графических зарисовок пейзажей, их фрагментов, деревьев и растений с натуры.Алексей Кондратьевич Саврасов внес огромный вклад в развитие пленэрной живописи в России во второй половине XIX века. Саврасов заложил основы реалистического лирического пейзажа. Художник воспевал красоту родной природы, тонко чувствуя настроения природы. Пейзаж становится одним из любимейших жанров русских художников, отражающий как внутренний мир самого художника, так и настроение, и переживания исторической эпохи, тонкость и глубину русской души.Конец XIX века ознаменовали собой великие художники‐пейзажисты, В.Д. Поленов, ученики А.К. Саврасова – И.И. Левитан и К.А. Коровин, А.И. Куинджи, К.Ф. Юон, Н.П. Крымов, воспевавшие красоту родной природы. В дальнейшем своем развитии пейзажная живопись становится еще более эмоциональной, импрессионистичной. И. Э. Грабарь – выдающийся художник начала XX века написал множество великолепных пейзажей, передающих сильнейшие впечатления зрителю («Майский вечер» 1905 г., «Февральская лазурь» 1904 г., «Березовая аллея» 1940г., «Майский вечер» 1905 г.).Вторая половина XX века ознаменована такими художниками‐пейзажистами, как А.М. Грицай, М.В. Куприянов, Б.В. Щербаков, Я.Д. Ромас, Л.Н. Виноградов и др.Пейзаж является любимым жанром и у многих современных художников. Так, Петербуржская художница, член Союза художников России, кандидат искусствоведения — Алена Александровна Васильева создала удивительный пейзаж Петергофа (мастер сопоставила образ Петергофа дворцово-парковому комплексу Китая —Ихэюань). Алена Александровна, избрав своим методом пленэр, отстранилась от современной фотофиксации и как результат – редкая сегодня пленэрная живопись. Особенностью такой живописи являетсянаполненность светом и воздухом. Передача эффектов тумана, пасмурного неба и окутанных дымкой далей выполнены фактически акварелью. С большим мастерством художник пишет воду. Общую структурность живописному материалу задают архитектурные ритмы – вертикали колонн и балясин, горизонтали перил и ступеней. Изгибы фонтанных струй и крыш нарушают имперское величие и философский покой. Хотя при всей возвышенности работы, в ней есть место иронии, с которой изображены суетливые фигурки туристов и стрижка липы в Верхнем саду Петергофа. Любимый прием мастера – игра контрастами, фактурами, геометрией, масштабами. Дуплистые стволы старых лип и почти невесомый фасад Монплезира в Петергофе.Петергофу посвятили свои работы, такие современные художники, как Виктор Петров-Гринев, Сергей Сильченко, Владимир Мишуров, Владимир Слепухин, Борис Прядкин. Стоит отметить общие черты этих работ — они показывают не столько парадный Петергоф с его дворцами, фонтанами и парками, а сколько сам город (не туристический) глазами местных художников (В. Левченко «Петергоф. Чертова горка», С. Сильченко «Ольгин пруд», В. Петров-Гринев «Петергофская бухта», В. Слепухин «Листопад. Водопад в Петергофе»).Одной из излюбленных тем современного художника Евгения Васильевича Малыха являются пригороды Санкт-Петербурга – Гатчина, Павловск, Царское Село. Царскосельским паркам посвящены следующие работы художника: «Закат. Камеронова галерея» (2006), «Мраморный мостик в Екатерининском парке» (2006). «Скульптура в Собственном Садике» (2006), «Лодки в Екатерининском парке» (2006), «Большой пруд в Екатериниском парке» (2006), «В парке» (2009), «Грот» (2009) и другие. Павловску художник посвятил работу «Уголок Павловского Парка с Павильоном Роз» (2004), «Павловск. Дворец» (2012) и другие. Художник рисует в стилесовременный импрессионизм.Русское реалистическое искусство нашло достойное продолжение в творчестве современного петербургского художника Евгения Дубицкого. Дубицкий, член Союза художников, с особой любовью пишет окрестности Петербурга, Павловска и старых русских городов. Фактором формирования творческой индивидуальности художника являются традиции Академии художеств. Его живопись сосредоточена на выявлении качеств натуры, ее внутреннего смысла, красоты. В серии работ Е. Дубицкого— «Гатчина», «Царское село», «Петергоф», «Павловск», «Ораниенбаум» (2012 г.) —отлично видно, как легко художник передает пространство, свет, воздух, свое настроение и внутреннее состояние. Пейзажи мастера наполнены добротой, любовью к природе и несут в себе яркий отпечаток его большого таланта.Пригородам Петербурга посвящает свои работы и Санкт-Петербургское Общество акварелистов (в обществе около 150 профессиональных художников) во главе с Юрием Дмитриевичем Шевчиком. К примеру «Пригороды Петербурга в акварели» — это экспозиционный проект, во многих работах которого можно наблюдать соединение графики и живописи.ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над темой исследования, я изучил и проанализировал литературу, рассмотрел пригороды Санкт-Петербурга в творчество современных художников. Поэтому в заключении хотелось бы выделить те положения, которые считаю важными.Петергоф, Царское село, Гатчина, Павловск и Ораниенбаум являются наиболее красивыми пригородами Санкт-Петербурга. Городской пейзаж в русской живописи зародился вXVIII веке и получил широкое распространение в XIX.Александр Николаевич Бенуа, Лансере Евгений Евгеньевич, Мстислав Добужинский,Анна Петровна Остроумова-Лебедева– были создателями образа Петербурга в книжных иллюстрациях. Образ Царского Села в XX векесоздали такие художники, как Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Ведерников Александр, Лаповок Владимир. Каждый из этих художников видел Царское Село по-своему, но общим является то, что изображение Царского Села было максимально реалистичным.Пейзаж является любимым жанром у многих современных художников. Алена Васильева создала удивительный пейзаж Петергофа (мастер сопоставила образ Петергофа дворцово-парковому комплексу Китая —Ихэюань).Алена Александровна избрала своим методом пленэр.Евгений Малых, пищущий в стиле современного импрессионизма, также используется метод пленэр. Таким образом, тема пригородов Петербурга находит свое отражение в многочисленных работах художников. Современные художники вносят в живопись и графику свои особенности – цветовые схемы и технические возможности.В реалиях сегодняшнего времени мастера ищут индивидуальный подход новые формы, а не шаблонность. Тем не менее оточенное умение работать с красками позволяет художникам конца XX–началоXXI века не уходить от наследия великих мастеров.Проведенное исследование не претендует на решение комплекса проблем, связанных с темой пригородов Санкт-Петербурга в творчестве художников конца XX начала XXIвека. Поэтому дальнейшая работа по решению проблем может быть направлена на раскрытие темы пригородов в творчестве одного современного художника, например, Евгения Васильевича Малыха.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост. вступ. ст. и комм. В. М. Володарского. — М. : Республика, 1995. — 446 с.Богемская К. Г. Пейзаж: Страницы истории [альбом]. — М. : Галактика, 1992 .— 335 с. Гусев В. А. Юбилейный смотр ленинградских художников, 1932 – 1982 гг. // Художник. — 1982. — № 10. — С. 1–31.Даниэль С. М. Искусство видеть. – Л. : Искусство, 1990. — 223 с.Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции // Пространство картины: [сб. ст.] / Сост. Н. О. Тамручи. — М., 1989. — С. 104 — 138.Кларк К. Пейзаж в искусстве. — СПб. : Азбука Классика, 2004. — 304 с.Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов — СПб.: Паритет, 2003. — 449 с.Латышев А. А., Кузмичев В. А. Верность традициям. Художник-педагог М. А. Канеев // Герценовский университет. Золотые имена / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 199 с.Леняшин В. А. Современность традиции // Проблемы и тенденции советского станкового искусства. — М., 1986. — С. 8–25.Лисовский В. Г. Академия художеств: ист.-искусствовед. очерк. — 2-е изд., перераб., доп. — Л. :Лениздат, 1982. — 224 с. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М. : Дет. лит., 1985. — 207 с.МальцеваФ. С.Мастерарусскогопейзажа: 1870-егоды. — М. Искусство, 1999. — 122 с. МальцеваФ. С. А. К. Саврасов. — Л.: ХудожникРСФСР,1984. —. 192 с.Манин В. С.Пейзаж : русская живопись. — М. : Белый город, 2000. — 632 с.Маныч Л. М. Поэтика русской пейзажной живописи второй половины 1950 — 1970-х гг. Памятники древнерусской архитектуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Вып.1 / главн. ред. Н. М. Рассадин; редкол. : О. П. Акаев [и др.]. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С.218-221 Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству : учеб. пособие для студентов художест.-граф. фак-товпед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1984. — 112 с. Мастера искусства об искусстве. Том I / Под общ. ред. Д. Е. Аркина, Б. Н. Терновеца — М., Л. : Изобразительное искусство, 1937. — 624 с.Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Е. И. Богданова. — М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 152 с. Неклюдова Т. П. Городской пейзаж как отражение архитектурной культуры России в изобразительном искусстве 1950 – 1980-х годов :автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1997. — 28 с.Никитюк О. Д.Франческо Гварди. — М. : Искусство, 1968. — 110 с.Никифорова Л.В. Художник как посредник в межкультурном диалоге. К выставке Алены Васильевой в Музее семьи Бенуа. ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 – 14 марта 2016 // Общество. Среда. Развитие. – 2015. - №04 (37) – С.214-215.Пейзаж советских художников. 1917–1974 [альбом] / Авт. текста и сост. М. Ф. Киселев — М. : Советский художник, 1975. — 203 с.Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников : [кат. выст.] / Сост.: И. А. Александрова, Д. А. Градова, А. К. Лансере. — Л. : Художник РСФСР, 1980. — 187 с.Плотников В. И. Б. В. Корнеев. — Л. : Художник РСФСР, 1982. — 216 с. Попова Н. Н. Городской пейзаж в русской живописи второй половины XIX в. :автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1988. — 24 с.Профессиональные мысли и наставления художников / Авт.-сост. М. Ф. Разанов. — М. : Атлант-С, 2014. — 256 с.Пушкинский Петербург : [альбом] / Авт.-сост. А. М. Гордин ; науч. ред. М. П. Алексеев. — СПб. : Художник РСФСР, 1991. — 316 с. Романовский А. Пейзаж в русской живописи. — М. : Белый город, 2008. — 416 с.Сингаевский В.Н. Пригороды Санкт-Петербурга.—Москва: АСТ, 2009. — 226 с.Старикова Е.А. Анализ развития русской пейзажной живописи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 185-190.Ушакова В. А. Прошлое и настоящее Санкт-Петербургского Союза художников. Художники Санкт-Петербурга — городу [кат. выст.] / Сост. Л. В. Балахнина. — СПб. :Петрополь, 2003. — С. 7–18.Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала ХХ века :исслед., очерки. — М. : Сов. художник, 1986. — 300 с.Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж. — М. : Искусство, 1958. — 118 с.Филиппова Л.С. Становление и развитие пленэра как самостоятельного жанра пейзажной живописи // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 1. № 4 (6). С. 140-142Художники — городу: Живопись, графика, скульптура, плакат, монум. искусство, декор.-прикл. искусство, керамика, искусство театра и кино, искусствоведение : [кат. выст.] / Сост. : Л. В. Балахнина ; авт. вступ. ст. В. А. Ушакова, А. Г. Раскин. — СПб. :Петрополь, 2003. — 207 с. Художники Ленинграда : [сборник] / Сост. И. Н. Вьюнова. — Л. : Художник РСФСР, 1977. — 214 с. Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский. — Л. : Художник РСФСР, 1984. — 300 с. Шихирева О. Н. Две выставки «Круга художников» : к истории возникновения oбщества // Искусство. — 1982. — № 7. — С. 34–40. Яковлева Л. В. Ленинградская живопись : история и современность // Изобразительное искусство Ленинграда. — Л., 1981. — С. 427–431.Яковлева Н. А. Жанры русской живописи : основы теории и методики систем.-ист. анализа : учеб. пособие / Н. А. Яковлева. — Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 84 с.http://www.artimex.ru/istoriya-postsovetskogo-iskusstava-01http://www.artcyclopedia.ru/http://www.artsait.ru/http://www.art-spb.ru/artist/76ПРИЛОЖЕНИЯРис.1 Дворцы и парки Царского СелаРис.2Петергоф – город фонтановРис.3 Павловский паркРис.4 ГатчинаРис.5 ОраниенбаумРис.6 Бенуа А.Н. Иллюстрации к книге А.С .Пушкина «Медный всадник» Рис.7 Бенуа А.Н. Иллюстрации к книге А.С .Пушкина «Медный всадник» Рис.8 Лансере Е.Е. Иллюстрации к книге Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат»Рис.9 Добужинский М. Иллюстрации к книге Ф.М. «Белые ночи»Рис.10 Остроумова-Лебедева А.П. Иллюстрации к книге В.Я. Курбатова «Петербург» Рис.11 Лансере Е.Е. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»Рис.12 Остроумова-Лебедева А.П. ««Александровский дворец в Царском Селе»Рис.12 Добужинский М. «Царское Село. Китайский Театр»Рис.13 Серебрякова З. «Озеро в Царском Селе»Рис.14 Лаповок В.А. «Царскосельский парк»Рис.15 Васильева А.А. «Петергоф-Ихэюань»Рис.16Малых Е.В. Пленэрный этюд
1. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост. вступ. ст. и комм. В. М. Володарского. — М. : Республика, 1995. — 446 с.
2. Богемская К. Г. Пейзаж: Страницы истории [альбом]. — М. : Галактика, 1992 .— 335 с.
3. Гусев В. А. Юбилейный смотр ленинградских художников, 1932 – 1982 гг. // Художник. — 1982. — № 10. — С. 1–31.
4. Даниэль С. М. Искусство видеть. – Л. : Искусство, 1990. — 223 с.
5. Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции // Пространство картины: [сб. ст.] / Сост. Н. О. Тамручи. — М., 1989. — С. 104 — 138.
6. Кларк К. Пейзаж в искусстве. — СПб. : Азбука Классика, 2004. — 304 с.
7. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов — СПб.: Паритет, 2003. — 449 с.
8. Латышев А. А., Кузмичев В. А. Верность традициям. Художник-педагог М. А. Канеев // Герценовский университет. Золотые имена / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 199 с.
9. Леняшин В. А. Современность традиции // Проблемы и тенденции советского станкового искусства. — М., 1986. — С. 8–25.
10. Лисовский В. Г. Академия художеств: ист.-искусствовед. очерк. — 2-е изд., перераб., доп. — Л. :Лениздат, 1982. — 224 с.
11. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М. : Дет. лит., 1985. — 207 с.
12. МальцеваФ. С.Мастерарусскогопейзажа: 1870-егоды. — М. Искусство, 1999. — 122 с.
13. МальцеваФ. С. А. К. Саврасов. — Л.: ХудожникРСФСР,1984. —. 192 с.
14. Манин В. С.Пейзаж : русская живопись. — М. : Белый город, 2000. — 632 с.
15. Маныч Л. М. Поэтика русской пейзажной живописи второй половины 1950 — 1970-х гг. Памятники древнерусской архитектуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Вып.1 / главн. ред. Н. М. Рассадин; редкол. : О. П. Акаев [и др.]. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С.218-221
16. Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству : учеб. пособие для студентов художест.-граф. фак-товпед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1984. — 112 с.
17. Мастера искусства об искусстве. Том I / Под общ. ред. Д. Е. Аркина, Б. Н. Терновеца — М., Л. : Изобразительное искусство, 1937. — 624 с.
18. Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Е. И. Богданова. — М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 152 с.
19. Неклюдова Т. П. Городской пейзаж как отражение архитектурной культуры России в изобразительном искусстве 1950 – 1980-х годов :автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1997. — 28 с.
20. Никитюк О. Д.Франческо Гварди. — М. : Искусство, 1968. — 110 с.
21. Никифорова Л.В. Художник как посредник в межкультурном диалоге. К выставке Алены Васильевой в Музее семьи Бенуа. ГМЗ «Петергоф», 24 ноября 2015 – 14 марта 2016 // Общество. Среда. Развитие. – 2015. - №04 (37) – С.214-215.
22. Пейзаж советских художников. 1917–1974 [альбом] / Авт. текста и сост. М. Ф. Киселев — М. : Советский художник, 1975. — 203 с.
23. Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников : [кат. выст.] / Сост.: И. А. Александрова, Д. А. Градова, А. К. Лансере. — Л. : Художник РСФСР, 1980. — 187 с.
24. Плотников В. И. Б. В. Корнеев. — Л. : Художник РСФСР, 1982. — 216 с.
25. Попова Н. Н. Городской пейзаж в русской живописи второй половины XIX в. :автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1988. — 24 с.
26. Профессиональные мысли и наставления художников / Авт.-сост. М. Ф. Разанов. — М. : Атлант-С, 2014. — 256 с.
27. Пушкинский Петербург : [альбом] / Авт.-сост. А. М. Гордин ; науч. ред. М. П. Алексеев. — СПб. : Художник РСФСР, 1991. — 316 с.
28. Романовский А. Пейзаж в русской живописи. — М. : Белый город, 2008. — 416 с.
29. Сингаевский В.Н. Пригороды Санкт-Петербурга.—Москва: АСТ, 2009. — 226 с.
30. Старикова Е.А. Анализ развития русской пейзажной живописи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 185-190.
31. Ушакова В. А. Прошлое и настоящее Санкт-Петербургского Союза художников. Художники Санкт-Петербурга — городу [кат. выст.] / Сост. Л. В. Балахнина. — СПб. :Петрополь, 2003. — С. 7–18.
32. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала ХХ века :исслед., очерки. — М. : Сов. художник, 1986. — 300 с.
33. Федоров-Давыдов А. А. Советский пейзаж. — М. : Искусство, 1958. — 118 с.
34. Филиппова Л.С. Становление и развитие пленэра как самостоятельного жанра пейзажной живописи // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 1. № 4 (6). С. 140-142
35. Художники — городу: Живопись, графика, скульптура, плакат, монум. искусство, декор.-прикл. искусство, керамика, искусство театра и кино, искусствоведение : [кат. выст.] / Сост. : Л. В. Балахнина ; авт. вступ. ст. В. А. Ушакова, А. Г. Раскин. — СПб. :Петрополь, 2003. — 207 с.
36. Художники Ленинграда : [сборник] / Сост. И. Н. Вьюнова. — Л. : Художник РСФСР, 1977. — 214 с.
37. Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский. — Л. : Художник РСФСР, 1984. — 300 с.
38. Шихирева О. Н. Две выставки «Круга художников» : к истории возникновения oбщества // Искусство. — 1982. — № 7. — С. 34–40.
39. Яковлева Л. В. Ленинградская живопись : история и современность // Изобразительное искусство Ленинграда. — Л., 1981. — С. 427–431.
40. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи : основы теории и методики систем.-ист. анализа : учеб. пособие / Н. А. Яковлева. — Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 84 с.
41. http://www.artimex.ru/istoriya-postsovetskogo-iskusstava-01
42. http://www.artcyclopedia.ru/
43. http://www.artsait.ru/
44. http://www.art-spb.ru/artist/76
Вопрос-ответ:
Какие пригороды Санкт-Петербурга являются наиболее популярными среди художников?
Среди художников конца XX и начала XXI века наиболее популярными пригородами Санкт-Петербурга являются Царское Село, Петергоф, Павловск и Гатчина.
Какие дворцы и парки Санкт-Петербурга и его пригородов наиболее известны?
Наиболее известными дворцами и парками Санкт-Петербурга и его пригородов являются ансамбли Царского Села, Петергофа, Павловска и Гатчины.
Какие исторические достопримечательности можно найти на окраинах Санкт-Петербурга?
На окраинах Санкт-Петербурга можно найти различные исторические достопримечательности, включая дворцы, замки, парки и другие архитектурные сооружения, такие как Дворцовый комплекс в Петергофе и ансамбль Царского Села.
Какие изображения знаменитых ансамблей Санкт-Петербурга и его пригородов существуют в творчестве художников?
В творчестве художников существуют различные изображения знаменитых ансамблей Санкт-Петербурга и его пригородов, такие как пейзажи с Царским Селом, Петергофом, Павловском и Гатчиной, где изображены дворцы, парки и статуи.
Каким образом пригороды Санкт-Петербурга влияют на творчество художников?
Пригороды Санкт-Петербурга влияют на творчество художников, предоставляя им множество вдохновения и мотивов для их работ. Архитектурные сооружения, парки, замки и другие достопримечательности пригородов являются объектами изображений в художественных произведениях.
Какую роль играют пригороды Санкт-Петербурга в творчестве художников конца XX - начала XXI веков?
Пригороды Санкт-Петербурга играют важную роль в творчестве художников конца XX - начала XXI веков. Они являются источником вдохновения и темой многих произведений искусства. Художники изображают пригороды в различных жанрах: пейзажи, портреты, абстракции и т.д. Они передают красоту и особенности пригородной местности, а также отражают ее историческое значение.
Какова история возникновения и строительства пригородов Санкт-Петербурга?
История возникновения и строительства пригородов Санкт-Петербурга начинается с развития самого города. Санкт-Петербург был основан в начале XVIII века, и его строительство активно продолжалось на протяжении всего столетия. В это время вокруг города начали появляться поселения, основанные знатными и богатыми людьми. Со временем эти поселения стали пригородами Санкт-Петербурга и развивались как особые административные единицы со своими дворцами, парками и достопримечательностями.
Какие достопримечательности Санкт-Петербурга и его пригородов являются известными ансамблями?
Санкт-Петербург и его пригороды известны своими прекрасными ансамблями, которые являются важными объектами культурного наследия. Одним из наиболее известных ансамблей является Царское Село с его дворцами и парками. Также знамениты Петергоф с его фонтанами, Павловский парк и Гатчина. Все эти места привлекают туристов своей красотой и богатой историей.