Политика трубопроводов на постсоветском пространстве
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 75 + 75 источников
- Добавлена 10.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Сущность и особенности политики трубопроводов на постсоветском пространстве 9
1.1 Нормативная база энергетической политики СНГ 9
1.2 Модель европейской энергетической политики: основные сферы приложения к постсоветскому пространству 16
1.3 Проблемы энергетической безопасности в контексте российско-европейского сотрудничества 25
Глава 2 Перспективы развития евразийского энергетического рынка 36
2.1 Партнеры стран СНГ за пределами Европы в области энергетики и перспективы их сотрудничества 36
2.2 Энергетический диалог Россия-ЕС: проблемы и перспективы развития 46
2.3 Азиатские страны в качестве партнеров сран СНГ в сфере поставок углеводородов 60
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 63
Срок единственного соглашения, определявшего рамки сотрудничества (СПС), истёк в 2007 году, а новое соглашение так и не было заключено. Кроме того, выработанный Европейским союзом договор межправительственного сотрудничества в области энергетики – Договор к Энергетической Хартии, так и не был ратифицирован российской стороной. Однако, выказывая свое желание развивать сотрудничество, Россия настаивает на использовании Хартии для создания более эффективных энергетических инструментов.В-третьих, в связи с тем, что энергетика представляет собой взаимозависимое сочетание экономической и политической деятельности, одним из важнейших ее аспектов является вопрос безопасности. Рассматривая вопрос энергобезопасности в контексте высокой доходности сферы и стремления обезопасить своих производителей и экономику в целом от чрезмерного влияния внешних поставщиков, можно отметить «подверженность сектора политизации, т.е. превращению в предмет политического противоборства, а не только экономического сотрудничества». В рамках российско-европейского сотрудничества, политизация выражается в следующем. Стремление России закрепиться на европейском энергетическом рынке в качестве основного поставщика энергоресурсов, тем самым укрепив зависимость ЕС от российских энергоресурсов, рассматривается как угроза энергетической безопасности Евросоюза. В этом стремлении ЕС отмечает не столько коммерческие цели России, сколько её желание использовать энергетический фактор в качестве инструмента политического манипулирования. Политизация – процесс непостоянный. На его обострение оказывает влияние ряд факторов. Так, например, политизация энергетических отношений между Россией и ЕС достигала критической отметки во время принятия новых участников в состав ЕС и в моменты временного прекращения поставок российского газа. При этом, на уровень политизации отношений также оказывает влияние исторический аспект – стереотипы прошлого, которые формируют мышление граждан (в Литве, Латвии, Эстонии, Польше), а также факт отсутствия альтернативных вариантов доставки сырья. На сегодняшний день политизация энергетических отношений, на наш взгляд, достигла апогея. И хотя в начале 2013 года казалось, что между государствами сложились необходимые предпосылки успешного сотрудничества, что все газовые кризисы преодолены, государства стремятся к деполитизации энергетической сферы, а после выработки Дорожной Карты энергетического сотрудничества энергетический диалог между Россией и Евросоюзом получит новый стимул развития, таким ожиданиям не суждено было оправдаться в связи с возникновением кризисной ситуацией в Украине, негативно повлиявшей на взаимоотношения сторон. Нежелание Президента Украины – Виктора Януковича в ноябре 2013 года подписывать Договор об Ассоциации с Европейским союзом было негативно воспринято частью населения Украины, что в последующем спровоцировало политические демонстрации, разделение общества на два противоположных лагеря в видении будущего пути развития страны, открытые столкновения сторонников присоединения к европейской интеграции и её противников, смена власти, начало гражданской войны. Все эти события, произошедшие в Украине, были по-разному интерпретированы со стороны России и Европейского союза. ЕС счел необходимым поощрять Украину в её стремлении стать частью Европейского союза. При этом, европейская сторона неоднократно обвиняла Россию в оказании политического давления на Украину за счет существующего влияния российского экспорта энергоресурсов. Россия, со своей стороны, поддерживала пророссийски настроенную часть населения,выступающую за продолжение взаимодействия с Россией и Евразийским союзом.Таким образом, данный конфликт поставил Россию и Европейский союз «по разную сторону баррикад», окончательно политизировав вопрос взаимоотношений сторон. Кроме того, Украина занимает важнейшее геополитическое положение. Находясь между Россией и Европейским союзом, она является ключевой транзитной зоной в рамках энергетических взаимоотношений Россия-ЕС. На сегодняшний день газотранспортная система Украины является основным каналом поставки российского газа в Европейский союз (63 млрд куб.м в год). Украинский кризис оказывает непосредственную угрозу энергетической безопасности ЕС и становится причиной ухудшения отношений между Россией и Европейским союзом. Периодические военные действия на территории Украины, ряд проблем во взаимоотношениях новой украинской власти с главным российским поставщиком «Газпромом» (смена тарифа оплаты, задолженности по выплате и др.) могут стать причиной перебоев российских поставок энергоресурсов в Евросоюз. Политический аспект оказывает значительное влияние на взаимоотношения России и Европейского союза, внося в диалог недопонимание и, в конечном итоге, прерывая его. Необходимо отметить, что за период 2013-2014 гг. объем поставок из России в Европейский союз был снижен на 10%. Современные отношения России и Евросоюза в области энергетики характеризуются периодом стагнации, что выражается в отказе реализации положений Дорожной карты Энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г., заморозке совместных проектов, приостановке обмена энергетическими представителями, а также в проведении взаимной политики санкций. Введенные санкции Европейского союза в отношении России и ответные российские санкции негативно отразились на состоянии экономик обеих сторон.На настоящий момент сотрудничество сторон заключается лишь в поддержании уже реализованных проектов, в то время как строительство новых инициатив заморожено. 30% российского газа поставляется в Европу посредством уже осуществленных проектов.Евросоюз четко обозначил свое стремление сократить свое сотрудничество с российской стороной, взяв курс на диверсификацию источников. В новую Стратегию Европейского союза по обеспечению безопасности 2014 года были включены конкретные шаги по преодолению существующей энергозависимости Европейского союза от России. Особое значение в концепции уделялось вопросу усиления координации национальных энергетических политик с целью создания более интегрированного европейского рынка.Выбранная тактика замораживания отношений с Россией и дистанцирования от нее вызвала недовольство ряда европейских политиков и политических партий (например, Марин Ле Пен выступает за отмену санкций, выдвинутых в отношении России), бизнес кругов (бывший глава французской компании «Total”, Кристоф де Маржери, подчеркнул, что Европа должна перестать зацикливаться на идеесокращения зависимости от российского газа и сосредоточиться на разработке планов безопасных поставок, в том числе, включая возможность реализации проектов в обход Украины) и общества. Несмотря на существующее недовольство, Европейский союз продолжил свою деятельность в выбранном направлении, и в подтверждение своих намерений в феврале 2015 г. принимает Стратегию Создания Энергетического Союза ЕС. Эта инициатива направлена на выработку «единого голоса» Европейского союза в вопросе энергетики. Она включает в себя создание специальных механизмов регулирования энергетических политик стран-государств, в частности, введение обязательства предоставления информации о предстоящих сделках и предварительных консультаций по данному вопросу с центром с целью проверки соответствия договоров с третьими странами европейскому законодательству и её политике энергетической безопасности. В рамках работы над вопросом обеспечения энергетической безопасности поставок энергоресурсов в Европейский союз, Россия предложила проект по диверсификации маршрутов своих поставок – «Южный поток». Одним из преимуществ проекта был его маршрут: он должен был проходить по дну Черного моря (в акваториях Турции, России и Болгарии), а сухопутная его часть включала строительство газопроводов на территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Завершить основной маршрут должна была Италия. Также предполагалась строительство дополнительных ветокиз Италии в Хорватию и РеспубликуСербскую. Таким образом, новая газопроводная система представляла собой достаточно перспективных проект, который должен был значительно повысить безопасность энергоснабжения всего европейского континента за счет организации прямых поставок, исключения транзитных зон, в частности, Украины. Строительство газопровода «Южный поток» было начато в декабре 2012 года, однако в связи с отсутствием официального одобрения строительства газопровода на своей территории со стороны властей Болгарии к обозначенной дате в проекте, Россия остановила его реализацию.Во время своего визита в Турцию в декабре 2014 года, российский Президент – Владимир Путин заявил, что Россия окончательно отказывается от «Южного потока». Такое решение было принято в связи с «неконструктивной позицией Еврокомиссии», неоднократно тормозившей реализацию данной инициативы. Крометого, принятие данного решения выглядит вполне логичным на фоне снижения доходов от продажи газа на европейском рынке. Взамен «Южному потоку», с целью минимизации рисков поставок газа через Украину, предполагается расширение сотрудничества с турецкой стороной. Согласно заявлениям российского Президента, Россия выступает за увеличение пропускной способности уже существующей инициативы «Голубой поток», а также строительство новой сети газопроводов для обеспечения растущих потребностей турецкой экономики, а также с целью созданиягазовогохабана границе Турции и Греции и организации дальнейших поставок газа в южную Европу.Таким образом, можно отметить, что современные энергетические отношения России и Евросоюза характеризуются рядом трудноразрешимых проблем. Одной из основных является проблема политизации взаимоотношений сторон. Уровень политизации настолько велик, что государства своими действиями активно демонстрируют нежелание продолжать диалог. Европейский союз вводит санкции против России, всячески оттягивает сроки начала строительства «Южного потока», берет курс на создание Энергетического союза, диверсификацию источников и ставит в качестве приоритетного направления – реализацию проекта «Южный газовый коридор», нацеленного на поставку каспийского газа в Юго-Восточную Европу. Принимая во внимание закрытие проекта «Южный поток», необходимо отметить, что у Европы есть альтернативные проекты обеспечения поставок газа в Южную Европу – это импорт из Алжира в Испанию и Италию посредством двух газопроводов, соответственно, «Медгаз» и «ГАЛСИ». Кроме того, Европейский союз решает расширять отношения со своим главным европейским партнером – Норвегией, увеличивать поставки из Африканского и Каспийского регионов, а также строить разветвленную сеть газопроводов на территории самого ЕС с целью диверсификации источников. Россия, в свою очередь, останавливает реализацию проекта «Южный поток», основная цель которого заключалась в обеспечении энергетической безопасности российских поставок в Европу, проекта, который в силу своей независимости от украинской стороны, мог послужить предпосылкой активизации взаимоотношений России и Европейского союза и деполитизации их диалога. Кроме того, Россия перестает видеть в Евросоюзе стабильного потребителя своих энергоресурсов и начинает активную разработку восточного направления сотрудничества. Таким образом, как можно заметить, участники энергодиалога Россия-Европейский союз на сегодняшний день сделали ставку на развитие направлений альтернативных данному диалогу, выбрав новые и актуализировав существующие энергетические контакты с другими государствами на мировой арене. Американская газета WashigtonPost сравнивает уровень современных взаимоотношений России и Европы в условиях кризисной ситации на Украинес тем уровнем отношений, который сложился после времен холодной войны. На наш взгляд, в контексте существующей политизации энергетической сферы, активизация российско-европейского диалога кажется маловероятным событием, по крайней мере, до момента разрешения кризисной ситуации в Украине. Странам для успешного сотрудничества необходимо деполитизировать свое сотрудничество. Однако выполнение данной цели будет непростым.Дело в том, что Европейский союз и Россия по-разному видят выходы из сложившейся ситуации политизации энергетической сферы. Так, Европейский союз настаивает на распространение своих стандартов регулирования рынка на российские компании, в то время как Россия усматривает в этом стремлении – установление контроля за деятельностью российских компаний и вмешательство во внутренние дела России. Нежелание России имплементировать европейские стандарты в свою сферу энергетики трактуется некоторыми участниками ЕС как повод для политизации. 2.3 Азиатские страны в качестве партнеров сран СНГ в сфере поставок углеводородовВ мае 2014 года во время визита председателя Китайской Народной Республики – Си Цзиньпина в Москву было подписано крупнейшее соглашение о поставках российского газа в Китай за всю историю взаимоотношений государств. Российская компания «Газпром» и китайская компания CNPC заключили контракт о ежегодных поставках 38 млрд куб.м газа на 30-летний срок. Общая сумма договора составила 400 миллиардов долларов США. Реализация проекта включает строительство газопровода по восточному маршруту и будет задействовать экспортный потенциал газопровода «Сила Сибири». Данный проект, по оценкам экспертов, «в ближайшие четыре года станет крупнейшей стройкой в мире».Инвестиционные вложения в строительство газопроводной системы с обеих сторон колоссальны – в общем составят более 70 миллиардов долларов. Кроме того, сторонами было подписано рамочное соглашение по западному маршруту и строительству газопровода «Алтай». В продолжение развития данного направления, российская компания «Газпром» и китайская CNPC 8 мая 2015 года подписывают соглашение об основных условиях поставок газа из России в Китай по западному маршруту – через газопровод «Алтай». Согласно контракту, планируется обеспечение Китая российскими газовыми поставками сроком на 30 лет. При этом, первоначальный объем поставок заявляется – 30 млрд куб.м газа в год, но предполагается его постепенное увеличение.Резкое повышение транзитного потенциала ДФО могло бы стать мощным импульсом развития региональной инфраструктурной интеграции, сопряженной с договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и планом «экономического пояса Шелкового пути». Следует также активизировать перевозки по международному транспортному коридору (МТК) «Приморье-1» (Харбин-Суйфэньхэ-Гродеково-порт Восточный-страны АТР).Объем перевозок нефти снизился на 12 млн. т, что было связано с реализацией проекта ВСТО и увеличением ее перекачки по российско-китайскому нефтепроводу Сковородино-Дацин. Объемы ежедневной передачи сырой нефти через погранпереход Забайкальск-Маньчжоули для Харбинской железной дороги сократились, что дало уникальный шанс для российских портов и, в особенности, железных дорог, использовать возможность диверсификации поставок газа из РФ. Альтернативой будущей доставке газа посредством строящегося трубопровода «Сила Сибири» (в настоящее время завершено 75% линейной части газопровода) и для морской транспортировки СПГ из российских портов могут стать поставки компримированного (сжатого) газа (КПГ) в контейнерах по морю и по железной дороге. Контейнеры для транспортировки КПГ удобны при континентальной транспортировке в условиях отсутствия газопроводной сети. Емкости выдерживают давление в пределах 200 - 250 бар, а цилиндры связаны в один модуль (контейнер), что делает их пригодными к перевозке большого количества газа на одной железнодорожной платформе.После того, как вступил в эксплуатацию трубопровод Сковородино-Дацин, высвободившиеся от перевозки нефтепродуктов мощности железных дорог ДФО позволяют принять значительные потоки КПГ и начать освоение весьма перспективного газового рынка Дунбэя. Реализация плана переброски КПГ в КНР может продуцировать и макроэкономический эффект для РФ – после введения в эксплуатацию магистрального российско-китайского газопровода транспортировку КПГ легко переориентировать на морские экспортные перевозки в юго-восточные провинции КНР и в АТР.Выводы по главе 2Довольно неоднозначное развитие связей с европейскими странами и США в широком политическом контексте существенно повлияло и на такую составляющую связей, которая определяется поставками постсоветских углеводов на европейские рынки. Несмотря на неудачи с проектом «Южный поток» (переориентированным на «Турецкий поток») и пока неопределенным будущим «Северного потока-2» (строительство которого тесно связано с хабом в Германии), возникает своя полноценная дифференциация связей в области экспорта нефти и газа за счет Казахстанских и Российских проектов, в числе которых нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и газопровод «Сила Сибири». Проект последнего возник хронологически и политически вследствие объявления первых западных санкций в отношении России в увязке с ситуацией на Украине в 2014 году, этот шаг был во многом не только экономическим, но и демонстрировавшим попытку элит РФ реализовать новый виток углубления отношений с восточным соседом, потенциально колоссальным потребителем углеводородного сырья.Заключение1. Энергетическая модель политики евразийского пространства складывается во многом на основе неравномерного распределения запасов природных ресурсов среди постсоветских стран. Таким образом, приобретается неоднородность в вопросах возможности реализации сбалансированной и справедливой политики в области создания единой инфраструктуры транспортировки углеводородов. Наряду со стандартной конкуренцией между Россией, Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном и Азербайджаном, имеет место борьба за свое место в региональном разделении зон ответственности в вопросах экспорта нефти и газа между второстепенными в этом отношении странами, унаследовавшими от СССР промышленные или инфраструктурные элементы, позволяющие им претендовать на определенную нишу: Украина, Белоруссия, Армения. Безусловно, ключевыми вопросами политических и экономических споров в таком случае начинают выступать: общие параметры ценовой политики, стоимость транзита нефти и газа, а также цены для внутренних потребителей добывающих стран и стран транзита.2. Не увенчались успехом неоднократные попытки внедрить единую энергетическую политику для Содружества Независимых Государств. Несмотря на наличие политической воли, различия в экономических подходах и удельном весе экономик региона при бесспорном лидерстве России слишком сильно отражается на переговорном процессе. Этого нельзя сказать о прибалтийских странах, находящихся в некотором соприкосновении с вопросами транзита, но через призму энергетической политик Европейского Союза.3. Необходимо отметить, что энергетика – это одна из отраслей ЕС, которая получила активную разработку своей деятельности и достигла значительных перемен за последнее десятилетие. Современная энергетическая политика Евросоюза представляет собой самобытную отрасль, включающую 4 основных направления ее развития: экономическое, экологическое, социальное, измерение энергетической безопасности.Европейский союз подготовил несколько проектов новой газовой инфраструктуры в данном регионе, благодаря строительству которой, Европа в будущем сможет создать разветвленную сеть газопроводов, которые позволят обеспечивать энергоресурсами всю Европу. Кроме того, одним из регионов, способных также обеспечить европейское потребление энергоресурсов, является Средняя Азия. Реализация проекта «Южный Газовый Коридор» может стать успешным примером диверсификации источников, сокращения зависимости от российского экспорта и платформой для развития сотрудничества сторон (в частности, сотрудничества ЕС с Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном и др.).На сегодняшний день, можно сказать, что энергетическая политика ЕС сформировала общее внутреннее измерение своей деятельности, закрепив в Стратегических Концепциях, Директивах и других нормативных документах основные цели, задачи и направления своего развития, а также установив общие стандарты становления отрасли. Кроме того, в последнее время, на фоне ухудшения взаимоотношений с Россией и возросшей обеспокоенности Евросоюза в вопросе обеспечения своей энергетической безопасности, наметился заметный прогресс в сторону выработки общего внешнего измерения. Значимыми в данном вопросе стали принятые Стратегия Безопасности 2014 г., подчеркивающая необходимость выработки «единого голоса» Европейского союза в отношении иностранных поставщиков энергоресурсов, и Стратегия создания Европейского Энергетического Союза 2015 г., обозначившая основные аспекты сближения национальных позиций во внешнем измерении энергетической сферы.С европейскими странами и США наблюдается весьма неустойчивое развитие отношений в последнее время, которое в значительной мере представляет собой политизированную область.Но в последние годы возникает своя дифференциация связей в области экспорта нефти и газа за счет Казахстанских и Российских проектов, в числе которых нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и газопровод «Сила Сибири», в направлении КНР и Японии.4. На сегодняшний момент энергетические взаимоотношения России и ЕС можно охарактеризовать состоянием стагнации, что главным образом вызвано чрезмерной политизацией диалога и вопроса энергетической безопасности ЕС, сложившейся в связи с неоднократным повторением ситуации приостановки газовых поставок российской стороной, интерпретируемой Россией и Евросоюзом с разных точек зрения; в связи с кризисной ситуацией в Украине в 2013-2015 гг. и существующими противоречиями между Россией и Евросоюзом по мерам ее урегулирования. Отсутствие нормативной базы, обеспечивающей фундамент взаимоотношений, различия в политических взглядах и подходах к видению системы международных отношений, существующее недоверие сторон к друг другу, - все эти факторы значительно усложняют поиск общей основы для возрождения успешного сотрудничества. Принимая во внимание сложившуюся политическую ситуацию и обоюдное нежелание сторон искать пути выхода из кризиса, их ориентированность на активизацию взаимоотношений с другими партнерами, можно предположить, что российско-европейские отношения в энергетической области будут оставаться прежними, активизация диалога кажется маловероятным событием, по крайней мере, до момента разрешения кризисной ситуации в Украине.5. Однако тенденция ухода от взаимодействия и реализация установленных целей по диверсификации источников может сохраниться и в рамках долгосрочной перспективы. В Европейской Стратегии по Безопасности 2014 года указывается ряд перспективных направлений диверсификации энергоресурсов. Таким образом, достигнута основная цель работы, определяемая, заключающаяся в анализе современной энергетической политики постсоветского пространства. К заключительным выводам следует отнести тот факт, что в сложившейся ситуации ухудшения взаимоотношений с Россией наметилась тенденция развития европейского рынка поставщиков. В рамках реализуемых целей по диверсификации источников Европейский союз провозгласил расширение сотрудничества с Норвегией - своим вторым по значимости поставщиком энергоресурсов, за счет разработки новых месторождений и увеличения объемов поставок. Также планируется активизация взаимоотношений с Африканскими странами (Алжиром, Ливией, Египтом). Европейский союз подготовил несколько проектов новой газовой инфраструктуры в данном регионе, благодаря строительству которой, Европа в будущем сможет создать разветвленную сеть газопроводов, которые позволят обеспечивать энергоресурсами всю Европу.Список использованной литературы и источниковОфициальные документыAEO2013 Early Release Overview. 5.12.2012 - URL:// http://www.eia.gov/forecasts/aeo/er/Commission. (2014) Communication. European Energy SecurityS trategy. COM(2014) 330 final. Brus- sels, 28.5.2014. [Electronic resource]// EUR-Lex p.17. – Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0330&from=EN(Consulting: 05.03.2018)European Commission// EU-Russia Energy Relations.[Electronic resource] – Mode of access:http://ec.europa.eu/energy/international/bilateral_cooperation/russia/russia_en.htm (Consulting: 15.03.2018)European Commission. Energy Union Package. Brussels, COM(2015) 80 final, 25 February 2015, [Electronic resource]// European Commission, p.4 – Mode of access:http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/docs/energyunion_en.pdf (Consulting: 16.03.2018)Газопровод «Северный поток»/ Газпром. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/ (Дата обращения: 29.04.2015).Газопровод Ямал-Европа/ Газпром. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/yamal-evropa (Дата обращения: 08.04.2018).Договор к энергетической̆ хартии и связанные с ним документы. МИД РФ. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/spm_md.nsf/0/f647092a4ad38054c3257d8d00321d73/$FILE/ДЭХ.pdf (Дата обращения: 02.04.2018). Дорожная Карта Сотрудничества России и ЕС // Министерство Энергетики РФ. [Эл.ресурс] – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fminenergo.gov.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F5a8%2F5a8a4554cc98ce643fc5e5af4675cdd6.doc&ei=vS1bVY6DHYmusQG9jIFo&usg=AFQjCNHKg6LwHzZgQEAKB90bwCRDEsGD4A&sig2=pkEUTMLqds-Klu-AcEuvMQ&bvm=bv.93564037,d.bGg&cad=rjt (Дата обращения: 02.04.2018).Европейскогосоюза// ПравоЕвропейскогосоюза. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://eulaw.ru/treaties/tfeu (Дата обращения: 26.03.2018).Линейная часть газопровода «Сила Сибири» построена на 75,5% // Газпром. 21.03.2018. http://www.gazprom.ru/press/news/2018/march/article413453Партнерство для модернизации/ Представительство ЕС в России. [Эл.ресурс] – Режим доступа:http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_modernisation_facility/index_ru.htm (Дата обращения: 04.04.2018).Проект «Северный поток»/Министерство энергетики РФ.[Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/russia_eu/nord_stream/index.php (Дата обращения: 06.04.2018).Сотрудничество России с ЕС //Министерство энергетики Российской Федерации[Эл.ресурс] – Режим доступа:http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/russia_eu/ (Дата обращения: 26.04.2015).Южный поток // Газпром. [Эл.ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/south-stream/ (Дата обращения: 03.03.2018).Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. // Сайт института энергетической стратегии. URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf (дата обращения: 04.04.2018).Исследовательская литератураАгеева В. О. Проблемы и возможности формирования единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 224-227. – URL https://moluch.ru/archive/147/41337/ (дата обращения: 04.04.2018).Братковский К. В. Энергетическая политика России в контексте взаимоотношений Россия-ЕС: автореф: 23.00.04/ Братковский Кирилл Васильевич. Москва, 2010. – 24 с.Володин О.Н. Основные правовые тенденции европейской интеграции в практике реализации энергетической политики ЕС: автореф: 12.00.10 /Володин Олег Николаевич. Москва, 2010. – 26 с.Гудков И.В. Станет ли Европа говорить «единым голосом» в международных энергетических отношениях? // Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России «Вся Европа». [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/alleurope/2006/61/article---energetika.html(Дата обращения: 18.03.2018).Гудков И.В. Третий̆ энергетический̆ пакет Европейского союза/ И.В. Гудков // Энергополис. - 2011. - № 3. – 58-66.Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы/ И.А. Гулиев// Вестник МГИМО. -2014. – №4(37). С.68-72Гульмутдинова Д.А. Политика США в Каспийском регионе. На примере Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Монография. М.: Научная книга, 2007.Деденкулов А. Эволюцияприоритетовэнергетическойполитики ЕС. /Деденкулов А.// СовременнаяЕвропа – 2015. - № 1. – С. 116-125. Денчев К. Мировая система энергетической безопасности: история и перспективы // Новая и новейшая история. 2010. № 2.С. 53.Зуев В.Н. Формированиеэнергетической политики ЕС/ В.Н.Зуев. Вестникмеждународныхорганизаций. – 2007. - №1(9). – С.53-62.Иванов Н.А. Сланцевый газ и национальные интересы США // США. Канада. 2013. № 7. С. 67. Исполинов А.С. Созданиеединогоэнергетическогорынка ЕС: тихаяреволюция с громкимипоследствиями/ А.С. Исполинов, Т.И. Двенадцатова// Балтийскийрегион. – 2013. - №2(16). С. 101-119.Кавешников Н. Стратегия ЕС в области климата и энергетики / Н.Кавешников // Современная Европа. – 2015. - №1(61) – С. 97.Кулик С.А. «Партнерство для модернизации» Россия–ЕС: к проблеме реализации/ С.А. Кулик, И.Ю. Юргенс// Институт Современного Развития. – 2011. 40 с.Миллер Н. Моделигосударственнойэнергетическойполитики/ Н.Миллер// Власть. – 2009. - №4. – С. 143-146.Пашковская И. Европейский̆ Союз: формирование внешней энергетической̆ политики // АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДОКЛАДЫ Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России – 2008. - №1(20). – C.25.Романова Т. Энергетические связи России и Евросоюза: проблемы и перспективы //РСМД. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1492#top-content (Дата обращения: 06.04.2018).Романова Т.А. Энергетическое сотрудничество России и Евросоюза: основные направления эволюции и современное состояние/ Т.А. Романова// Балтийский регион в контексте общеевропейского развития. – 2013. – №3 (17). - С.8-22.Рудакова Е. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России и ЕС/ Е.Рудакова// Власть. – 2012. - №2. - С.62-63.Симония Н.А. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор // МЭиМО. 2009. № 4. С. 18.Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае. М.: Кучково поле, 2012. Стровский Л.Е. Перспективы единой внешней политики Евросоюза по вопросам энергетической безопасности/ Л.Е. Стровский// Международные Экономические Отношения. – 2011. - №1. – С.84-94.Супян В.Б. Экономика США: тенденции и вызовы текущего десятилетия // США. Канада. 2014. № 6.С. 5-15.Тихонова Е.В. Принципиальные особенности действующей регламентации энергеической политики ЕС/ Е.В. Тихонова, В.И. Дырдов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2012. – №8 (27). – С.10-15.Ткачёв И. Дело десятилетия: в чем Евросоюз готовится обвинить «Газпром» / И.Ткачёв, Г. Макаренко, А.Сухаревская. РосБизнесКонсалтинг, 22.04.2015. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:Тришкин О.Б. Проблемы энергетической безопасности в контексте глобализации экономики/ О.Б. Тришкин// Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №1. – С.29-32.Хегай A.M. Влияние разработки сланцевого газа на газовую промышленность США // США. Канада. 2011. № 7. С. 72.Birol, Fatith. World Energy Outlook Special Report on Unconventional Gas «The Golden Rules»: OECD/International Energy Agency. - France, 2012. - p.143Dr.Monaghan. Russia-EU relations: anemergingenergysecuritydilemma. The Power of Oil and Gas: Carnegie Moscow Center. -2006. - №2. – p.4.Duffield J. Toward a common European union energy policy: problems, progress, and prospects/ edited by Vicki L. Birchfield and John S. Duffield: PALGRAVE MACMILLAN. – USA, 2011. – 289 p.Grätz, Jonas. EnergyRelationswithRussiaandGasMarketLiberalization/ J.Grätz// IPG.[Electronicresource] – 2009. - №3. –p.66. Modeofaccess: http://library.fes.de/pdf-files/ipg/ipg-2009-3/06_a_graetz_us.pdf (Consulting: 15.03.2018).Hadfield, Amelia (2008) Energy and foreign policy: EU-Russia energy dynamics. In: Smith, Steve and Hadfield, Amelia and Dunne, Tim, eds. Foreign Policy: Theories, Actors, Cases. Oxford University Press, Oxford, P.442.Helén, Henry. The EU’s energy security dilemma with Russia // POLIS Journal, University of Leeds. – 2010. - №4. – p. 14-22.Leonard M. A PowerAuditof EU-RussiaRelations: policypaper. EuropeanCouncilonforeignrelations. [Electronicresource] – Modeofaccess: http://www.ecfr.eu/page/-/ECFR-02_A_POWER_AUDIT_OF_EU-RUSSIA_RELATIONS.pdf (Consulting: 16.03.2018)Lilliestam, Johan. ConceptualisingenergysecurityintheEuropeancontext. SEFEP working paper.-2012. – №4. – 30 p.MacDonald M. Supplyingthe EU NaturalGasMarket. FinalReportNovember 2010/ M.MacDonald. – UK. – 2010. – 56 p.Medlock III Kenneth B. Shale Gas and U.S. National Security. JAMES A. BAKER III INSTITUTE FOR PUBLIC POLICY RICE UNIVERSITY, 2011. –60 p.Metais, Raphaël. EnsuringEnergySecurityinEurope:The EU between a Market-basedand a GeopoliticalApproach: EU DiplomacyPapers. Departmentof EU internationalrelationsanddiplomacystudies, Belgium. – 2013. - №3. – 31 p.Morales J. Rusia en la sociedadinternacional: perspectivastras el retorno de Putin. Capítulo 5 “Rusia y la UE en el vecindariocomún: entre la cooperación y la competencia. UNISCI. Universidad Complutense de Madrid. – Madrid: 2012. – pp.142-169.Norway: EIA report. U.S. EnergyInformationAdministration. [Electronicresource] - Modeof access:http://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/Norway/norway.pdf (Consulting: 03.04.2015)Pick L. EU-Russia energy relations: a critical analysis // POLIS Journal, University of Leeds. – 2012. - №7. – p.330.Shalegasand EU energysecurity. EuropeanParliamentBriefing: Member'sResearchService. – EU, 2014. – 10 p.Tosun J. Energy Policy Making in the EU. Building the Agenda: Lecture Notes in Energy/ J.Tosun, S.Biesenbender, K.Schulze, A.Ciambra, N.Herweg, A.Timmermans; Springer London Heidelberg. - New York/Dordrecht: Springer-Verlag London Ltd., 2015. – 263 p.Публикации в средствах массовой информацииPhilips M. Is the Russia-China Gas Deal for Real – or Just Fumes?/ M. Philips// Bloomberg business. 21.05.2014. [Electronic resource] – Mode of access:http://www.bloomberg.com/bw/articles/2014-05-21/is-the-russia-china-gas-deal-for-real-or-just-fumes (Consulting: 06.04.2018).Балтачева М. Западные СМИ: Путин объявил газовую войну Европе // Деловая Газета «Взгляд». [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2014/12/2/718094.print.html (Дата обращения: 07.04.2018)Вейгл Й. Украина между Европой и Россией // ИноСМИ. 04.09.2014.[Эл.ресурс]– Режим доступа :http://inosmi.ru/world/20140904/222800722.html (Дата обращения: 01.04.2018).Дело десятилетия: в чем Евросоюз готовится обвинить «Газпром» // РБК. 22.04.2015. https://www.rbc.ru/politics/22/04/2015/553685f29a7947aa230014d4http://top.rbc.ru/politics/22/04/2015/553685f29a7947aa230014d4(Датаобращения: 06.04.2018)Дмитрий Медведев: Россия не планирует присоединиться к Энергетической хартии в ее нынешней редакции / Российская Газета.[Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.rg.ru/2009/05/22/medvedev-hartia-anons.html (Дата обращения: 01.04.2018).Латухина К. С газом!/ К.Латухина// Российская Газета. 22.05.2014. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.rg.ru/2014/05/21/gaz-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).Ле Пен надеется на мирное разрешение конфликта на Украине, а санкции против РФ считает ошибкой. RussiaToday. [Эл.ресурс] – РежимДоступа: http://russian.rt.com/article/56722 (Датаобращения: 01.04.2018)Миронов В. «Газпром» перекроет идущий в Европу через Украину газ // Российская Газета. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/14/miller-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).Миллер рассказал о ходе строительства "Турецкого потока" // РИА «Новости». 01.03.2018. https://ria.ru/economy/20180301/1515547296.htmlМиронов В. «Газпром» перекроет идущий в Европу через Украину газ // Российская Газета. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/14/miller-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).Оверченко М. Еврокомиссия активизирует антимонопольное расследование против «Газпрома» // Ведомости, 18.02.2015. [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/02/18/evrokomissiya-aktiviziruet-antimonopolnoe-rassledovanie-protiv-gazproma (Дата обращения: 03.03.2018).Послание Б. Обамы Конгрессу США 25 января 2012 г. // http://ria.ru/politics/20120125/548301998.html; На анг. яз // http://study-english.info/obama2012.phpРоссия и Китай определились с условиями поставок газа по западному маршруту. RussiaTodayна русском. 08.05.2015. [Эл.ресурс] – Режим доступа:http://russian.rt.com/article/90430 (Дата обращения: 06.04.2018).Россия пытается спасти «Южный поток”. BBC news. [Эл.ресурс] – РежимДоступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/07/140708_putin_serbia_south_stream (Датаобращения: 01.04.2018)ТопаловА. «Южный поток» по-турецки/ А.Топалов// Газета.ru. 01.12.2014. [Эл.ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/12/01/6324149.shtml (Дата обращения: 03.03.2018).Усов И. Китай и Россия договорились об основных условиях поставок газа по «западному маршруту» // Ведомости. 08.05.2015. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/08/kitai-i-rossiya-dogovorilis-ob-osnovnih-usloviyah-postavok-gaza-po-zapadnomu-marshrutu (Дата обращения: 05.04.2018)Сухаревская А. Без украинского транзита: Европа закачает газ из Норвегии и США/ А.Сухаревская. РосБизнесКонсалтинг. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://top.rbc.ru/economics/04/03/2014/909152.shtml(Дата обращения: 03.03.2018)
Официальные документы
1. AEO2013 Early Release Overview. 5.12.2012 - URL:// http://www.eia.gov/forecasts/aeo/er/
2. Commission. (2014) Communication. European Energy SecurityS trategy. COM(2014) 330 final. Brus- sels, 28.5.2014. [Electronic resource]// EUR-Lex p.17. – Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0330&from=EN(Consulting: 05.03.2018)
3. European Commission// EU-Russia Energy Relations.[Electronic resource] – Mode of access:http://ec.europa.eu/energy/international/bilateral_cooperation/russia/russia_en.htm (Consulting: 15.03.2018)
4. European Commission. Energy Union Package. Brussels, COM(2015) 80 final, 25 February 2015, [Electronic resource]// European Commission, p.4 – Mode of access:http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/docs/energyunion_en.pdf (Consulting: 16.03.2018)
5. Газопровод «Северный поток»/ Газпром. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/ (Дата обращения: 29.04.2015).
6. Газопровод Ямал-Европа/ Газпром. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/yamal-evropa (Дата обращения: 08.04.2018).
7. Договор к энергетической̆ хартии и связанные с ним документы. МИД РФ. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/spm_md.nsf/0/f647092a4ad38054c3257d8d00321d73/$FILE/ДЭХ.pdf (Дата обращения: 02.04.2018).
8. Дорожная Карта Сотрудничества России и ЕС // Министерство Энергетики РФ. [Эл.ресурс] – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fminenergo.gov.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F5a8%2F5a8a4554cc98ce643fc5e5af4675cdd6.doc&ei=vS1bVY6DHYmusQG9jIFo&usg=AFQjCNHKg6LwHzZgQEAKB90bwCRDEsGD4A&sig2=pkEUTMLqds-Klu-AcEuvMQ&bvm=bv.93564037,d.bGg&cad=rjt (Дата обращения: 02.04.2018).
9. Европейскогосоюза// ПравоЕвропейскогосоюза. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://eulaw.ru/treaties/tfeu (Дата обращения: 26.03.2018).
10. Линейная часть газопровода «Сила Сибири» построена на 75,5% // Газпром. 21.03.2018. http://www.gazprom.ru/press/news/2018/march/article413453
11. Партнерство для модернизации/ Представительство ЕС в России. [Эл.ресурс] – Режим доступа:http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_modernisation_facility/index_ru.htm (Дата обращения: 04.04.2018).
12. Проект «Северный поток»/Министерство энергетики РФ.[Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/russia_eu/nord_stream/index.php (Дата обращения: 06.04.2018).
13. Сотрудничество России с ЕС //Министерство энергетики Российской Федерации[Эл.ресурс] – Режим доступа:http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/russia_eu/ (Дата обращения: 26.04.2015).
14. Южный поток // Газпром. [Эл.ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/south-stream/ (Дата обращения: 03.03.2018).
15. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. // Сайт института энергетической стратегии. URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Исследовательская литература
1. Агеева В. О. Проблемы и возможности формирования единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 224-227. – URL https://moluch.ru/archive/147/41337/ (дата обращения: 04.04.2018).
2. Братковский К. В. Энергетическая политика России в контексте взаимоотношений Россия-ЕС: автореф: 23.00.04/ Братковский Кирилл Васильевич. Москва, 2010. – 24 с.
3. Володин О.Н. Основные правовые тенденции европейской интеграции в практике реализации энергетической политики ЕС: автореф: 12.00.10 /Володин Олег Николаевич. Москва, 2010. – 26 с.
4. Гудков И.В. Станет ли Европа говорить «единым голосом» в международных энергетических отношениях? // Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России «Вся Европа». [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/alleurope/2006/61/article---energetika.html(Дата обращения: 18.03.2018).
5. Гудков И.В. Третий̆ энергетический̆ пакет Европейского союза/ И.В. Гудков // Энергополис. - 2011. - № 3. – 58-66.
6. Гулиев И.А. Проблемы и перспективы нефтепроводных сетей Европы/ И.А. Гулиев// Вестник МГИМО. -2014. – №4(37). С.68-72
7. Гульмутдинова Д.А. Политика США в Каспийском регионе. На примере Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Монография. М.: Научная книга, 2007.
8. Деденкулов А. Эволюцияприоритетовэнергетическойполитики ЕС. /Деденкулов А.// СовременнаяЕвропа – 2015. - № 1. – С. 116-125.
9. Денчев К. Мировая система энергетической безопасности: история и перспективы // Новая и новейшая история. 2010. № 2.С. 53.
10. Зуев В.Н. Формированиеэнергетической политики ЕС/ В.Н.Зуев. Вестникмеждународныхорганизаций. – 2007. - №1(9). – С.53-62.
11. Иванов Н.А. Сланцевый газ и национальные интересы США // США. Канада. 2013. № 7. С. 67.
12. Исполинов А.С. Созданиеединогоэнергетическогорынка ЕС: тихаяреволюция с громкимипоследствиями/ А.С. Исполинов, Т.И. Двенадцатова// Балтийскийрегион. – 2013. - №2(16). С. 101-119.
13. Кавешников Н. Стратегия ЕС в области климата и энергетики / Н.Кавешников // Современная Европа. – 2015. - №1(61) – С. 97.
14. Кулик С.А. «Партнерство для модернизации» Россия–ЕС: к проблеме реализации/ С.А. Кулик, И.Ю. Юргенс// Институт Современного Развития. – 2011. 40 с.
15. Миллер Н. Моделигосударственнойэнергетическойполитики/ Н.Миллер// Власть. – 2009. - №4. – С. 143-146.
16. Пашковская И. Европейский̆ Союз: формирование внешней энергетической̆ политики // АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДОКЛАДЫ Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России – 2008. - №1(20). – C.25.
17. Романова Т. Энергетические связи России и Евросоюза: проблемы и перспективы //РСМД. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1492#top-content (Дата обращения: 06.04.2018).
18. Романова Т.А. Энергетическое сотрудничество России и Евросоюза: основные направления эволюции и современное состояние/ Т.А. Романова// Балтийский регион в контексте общеевропейского развития. – 2013. – №3 (17). - С.8-22.
19. Рудакова Е. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России и ЕС/ Е.Рудакова// Власть. – 2012. - №2. - С.62-63.
20. Симония Н.А. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор // МЭиМО. 2009. № 4. С. 18.
21. Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае. М.: Кучково поле, 2012.
22. Стровский Л.Е. Перспективы единой внешней политики Евросоюза по вопросам энергетической безопасности/ Л.Е. Стровский// Международные Экономические Отношения. – 2011. - №1. – С.84-94.
23. Супян В.Б. Экономика США: тенденции и вызовы текущего десятилетия // США. Канада. 2014. № 6.С. 5-15.
24. Тихонова Е.В. Принципиальные особенности действующей регламентации энергеической политики ЕС/ Е.В. Тихонова, В.И. Дырдов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2012. – №8 (27). – С.10-15.
25. Ткачёв И. Дело десятилетия: в чем Евросоюз готовится обвинить «Газпром» / И.Ткачёв, Г. Макаренко, А.Сухаревская. РосБизнесКонсалтинг, 22.04.2015. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:
26. Тришкин О.Б. Проблемы энергетической безопасности в контексте глобализации экономики/ О.Б. Тришкин// Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №1. – С.29-32.
27. Хегай A.M. Влияние разработки сланцевого газа на газовую промышленность США // США. Канада. 2011. № 7. С. 72.
28. Birol, Fatith. World Energy Outlook Special Report on Unconventional Gas «The Golden Rules»: OECD/International Energy Agency. - France, 2012. - p.143
29. Dr.Monaghan. Russia-EU relations: anemergingenergysecuritydilemma. The Power of Oil and Gas: Carnegie Moscow Center. -2006. - №2. – p.4.
30. Duffield J. Toward a common European union energy policy: problems, progress, and prospects/ edited by Vicki L. Birchfield and John S. Duffield: PALGRAVE MACMILLAN. – USA, 2011. – 289 p.
31. Grätz, Jonas. EnergyRelationswithRussiaandGasMarketLiberalization/ J.Grätz// IPG.[Electronicresource] – 2009. - №3. –p.66. Modeofaccess: http://library.fes.de/pdf-files/ipg/ipg-2009-3/06_a_graetz_us.pdf (Consulting: 15.03.2018).
32. Hadfield, Amelia (2008) Energy and foreign policy: EU-Russia energy dynamics. In: Smith, Steve and Hadfield, Amelia and Dunne, Tim, eds. Foreign Policy: Theories, Actors, Cases. Oxford University Press, Oxford, P.442.
33. Helén, Henry. The EU’s energy security dilemma with Russia // POLIS Journal, University of Leeds. – 2010. - №4. – p. 14-22.
34. Leonard M. A PowerAuditof EU-RussiaRelations: policypaper. EuropeanCouncilonforeignrelations. [Electronicresource] – Modeofaccess: http://www.ecfr.eu/page/-/ECFR-02_A_POWER_AUDIT_OF_EU-RUSSIA_RELATIONS.pdf (Consulting: 16.03.2018)
35. Lilliestam, Johan. ConceptualisingenergysecurityintheEuropeancontext. SEFEP working paper.-2012. – №4. – 30 p.
36. MacDonald M. Supplyingthe EU NaturalGasMarket. FinalReportNovember 2010/ M.MacDonald. – UK. – 2010. – 56 p.
37. Medlock III Kenneth B. Shale Gas and U.S. National Security. JAMES A. BAKER III INSTITUTE FOR PUBLIC POLICY RICE UNIVERSITY, 2011. –60 p.
38. Metais, Raphaël. EnsuringEnergySecurityinEurope:The EU between a Market-basedand a GeopoliticalApproach: EU DiplomacyPapers. Departmentof EU internationalrelationsanddiplomacystudies, Belgium. – 2013. - №3. – 31 p.
39. Morales J. Rusia en la sociedadinternacional: perspectivastras el retorno de Putin. Capítulo 5 “Rusia y la UE en el vecindariocomún: entre la cooperación y la competencia. UNISCI. Universidad Complutense de Madrid. – Madrid: 2012. – pp.142-169.
40. Norway: EIA report. U.S. EnergyInformationAdministration. [Electronicresource] - Modeof access:http://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/Norway/norway.pdf (Consulting: 03.04.2015)
41. Pick L. EU-Russia energy relations: a critical analysis // POLIS Journal, University of Leeds. – 2012. - №7. – p.330.
42. Shalegasand EU energysecurity. EuropeanParliamentBriefing: Member'sResearchService. – EU, 2014. – 10 p.
43. Tosun J. Energy Policy Making in the EU. Building the Agenda: Lecture Notes in Energy/ J.Tosun, S.Biesenbender, K.Schulze, A.Ciambra, N.Herweg, A.Timmermans; Springer London Heidelberg. - New York/Dordrecht: Springer-Verlag London Ltd., 2015. – 263 p.
Публикации в средствах массовой информации
44. Philips M. Is the Russia-China Gas Deal for Real – or Just Fumes?/ M. Philips// Bloomberg business. 21.05.2014. [Electronic resource] – Mode of access:http://www.bloomberg.com/bw/articles/2014-05-21/is-the-russia-china-gas-deal-for-real-or-just-fumes (Consulting: 06.04.2018).
45. Балтачева М. Западные СМИ: Путин объявил газовую войну Европе // Деловая Газета «Взгляд». [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2014/12/2/718094.print.html (Дата обращения: 07.04.2018)
46. Вейгл Й. Украина между Европой и Россией // ИноСМИ. 04.09.2014.[Эл.ресурс]– Режим доступа :http://inosmi.ru/world/20140904/222800722.html (Дата обращения: 01.04.2018).
47. Дело десятилетия: в чем Евросоюз готовится обвинить «Газпром» // РБК. 22.04.2015. https://www.rbc.ru/politics/22/04/2015/553685f29a7947aa230014d4http://top.rbc.ru/politics/22/04/2015/553685f29a7947aa230014d4(Датаобращения: 06.04.2018)
48. Дмитрий Медведев: Россия не планирует присоединиться к Энергетической хартии в ее нынешней редакции / Российская Газета.[Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.rg.ru/2009/05/22/medvedev-hartia-anons.html (Дата обращения: 01.04.2018).
49. Латухина К. С газом!/ К.Латухина// Российская Газета. 22.05.2014. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.rg.ru/2014/05/21/gaz-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).
50. Ле Пен надеется на мирное разрешение конфликта на Украине, а санкции против РФ считает ошибкой. RussiaToday. [Эл.ресурс] – РежимДоступа: http://russian.rt.com/article/56722 (Датаобращения: 01.04.2018)
51. Миронов В. «Газпром» перекроет идущий в Европу через Украину газ // Российская Газета. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/14/miller-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).
52. Миллер рассказал о ходе строительства "Турецкого потока" // РИА «Новости». 01.03.2018. https://ria.ru/economy/20180301/1515547296.html
53. Миронов В. «Газпром» перекроет идущий в Европу через Украину газ // Российская Газета. [Эл.ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/14/miller-site.html (Дата обращения: 02.04.2018).
54. Оверченко М. Еврокомиссия активизирует антимонопольное расследование против «Газпрома» // Ведомости, 18.02.2015. [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/02/18/evrokomissiya-aktiviziruet-antimonopolnoe-rassledovanie-protiv-gazproma (Дата обращения: 03.03.2018).
55. Послание Б. Обамы Конгрессу США 25 января 2012 г. // http://ria.ru/politics/20120125/548301998.html; На анг. яз // http://study-english.info/obama2012.php
56. Россия и Китай определились с условиями поставок газа по западному маршруту. RussiaTodayна русском. 08.05.2015. [Эл.ресурс] – Режим доступа:http://russian.rt.com/article/90430 (Дата обращения: 06.04.2018).
57. Россия пытается спасти «Южный поток”. BBC news. [Эл.ресурс] – РежимДоступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/07/140708_putin_serbia_south_stream (Датаобращения: 01.04.2018)
58. ТопаловА. «Южный поток» по-турецки/ А.Топалов// Газета.ru. 01.12.2014. [Эл.ресурс]. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2014/12/01/6324149.shtml (Дата обращения: 03.03.2018).
59. Усов И. Китай и Россия договорились об основных условиях поставок газа по «западному маршруту» // Ведомости. 08.05.2015. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/08/kitai-i-rossiya-dogovorilis-ob-osnovnih-usloviyah-postavok-gaza-po-zapadnomu-marshrutu (Дата обращения: 05.04.2018)
60. Сухаревская А. Без украинского транзита: Европа закачает газ из Норвегии и США/ А.Сухаревская. РосБизнесКонсалтинг. [Эл.ресурс] – Режимдоступа:http://top.rbc.ru/economics/04/03/2014/909152.shtml(Дата обращения: 03.03.2018)
Вопрос-ответ:
Какова сущность политики трубопроводов на постсоветском пространстве?
Сущность политики трубопроводов на постсоветском пространстве заключается в обеспечении энергетической безопасности и эффективного транспортирования энергоносителей, таких как нефть и газ, между странами СНГ.
Какие нормативные основы регулируют энергетическую политику СНГ?
Нормативная база энергетической политики СНГ включает такие документы, как Соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере, Программа действий в энергетике и др. Они определяют основные принципы сотрудничества в энергетике, включая развитие и эксплуатацию трубопроводов.
Какие основные сферы применения европейской модели энергетической политики на постсоветском пространстве?
Европейская модель энергетической политики на постсоветском пространстве может быть применена в таких сферах, как регулирование энергетического рынка, развитие альтернативных источников энергии, повышение энергоэффективности и снижение выбросов парниковых газов.
Какие проблемы энергетической безопасности возникают в контексте российско-европейского сотрудничества?
В контексте российско-европейского сотрудничества возникают проблемы энергетической безопасности, связанные с политическими и экономическими рисками, зависимостью от одного поставщика энергоносителей (России), а также соперничеством на энергетических рынках.
Какие перспективы развития евразийского энергетического рынка?
Перспективы развития евразийского энергетического рынка включают расширение сотрудничества между странами СНГ, создание общей энергетической инфраструктуры, развитие альтернативных источников энергии, а также укрепление энергетической безопасности региона.
Какова сущность и особенности политики трубопроводов на постсоветском пространстве?
Политика трубопроводов на постсоветском пространстве представляет собой набор стратегий и действий, направленных на обеспечение энергетической безопасности и максимизацию выгод от транспортировки энергоносителей. Особенности данной политики заключаются в сложных взаимоотношениях между странами, сильном влиянии России, а также наличии спорных территориальных вопросов.
Какова нормативная база энергетической политики СНГ?
Нормативная база энергетической политики СНГ включает в себя Договор о создании Содружества Независимых Государств, который предусматривает сотрудничество в области энергетики, а также ряд других документов, включая Соглашение о сотрудничестве в области энергетики и Документ по основным направлениям развития сотрудничества в энергетике СНГ.
Какова модель европейской энергетической политики и в каких сферах она может быть применена к постсоветскому пространству?
Модель европейской энергетической политики основывается на принципах конкуренции, разнообразия и безопасности поставок энергоносителей. Она может быть применена к постсоветскому пространству в таких сферах, как рынок энергии, энергетическая эффективность, развитие возобновляемых источников энергии, а также обеспечение экологической устойчивости.
Какие проблемы энергетической безопасности возникают в контексте российско-европейского сотрудничества?
В контексте российско-европейского сотрудничества возникают проблемы, связанные с зависимостью Европы от поставок энергоносителей из России, регулярными энергетическими кризисами, спорами о тарифах и ценах на энергию, а также с политическими аспектами сотрудничества, которые могут влиять на энергетическую безопасность региона.
Какие особенности есть у политики трубопроводов на постсоветском пространстве?
Политика трубопроводов на постсоветском пространстве имеет свои особенности, такие как наличие нормативной базы энергетической политики СНГ и применение модели европейской энергетической политики. Также существуют проблемы энергетической безопасности в контексте российско-европейского сотрудничества.
Какие основные сферы приложения имеет модель европейской энергетической политики к постсоветскому пространству?
Модель европейской энергетической политики может быть применена в таких сферах, как энергетика, транспорт, инфраструктура, экономика, законодательство и другие. Это позволяет обеспечить энергетическую безопасность и устойчивое развитие региона.
Какие проблемы возникают в контексте российско-европейского сотрудничества в сфере энергетической безопасности?
Возникают различные проблемы, связанные с энергетической безопасностью в контексте российско-европейского сотрудничества. Это могут быть проблемы транспортировки энергоносителей, конфликты интересов, политическая напряженность и другие факторы, которые могут влиять на стабильность поставок энергии.