Сравнительно-правовой анализ договора коммерческой концессии России и Англии
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 79 + 79 источников
- Добавлена 15.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Договор франчайзинга (коммерческой концессии) в РФ 7
1.1. Понятие и правовое регулирование франчайзинга в России 7
1.2. Права, обязанности и ответственность сторон 18
1.3. Особенности заключения, изменении и прекращения договора 27
Глава II. Договор франчайзинга (коммерческой концессии) в Англии 37
2.1. История возникновения договора коммерческой концессии в Англии 37
2.2. Отличительные стороны договора франчайзинга в Англии 41
2.3. Особенности заключения, изменении и прекращения договора 48
Глава III. Проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования франчайзинга в РФ 50
3.1. Значение договора коммерческой концессии для российского бизнеса 50
3.2. Законодательное регулирование договора коммерческой концессии в рамках действия четвертой части ГК РФ 54
Заключение 60
Список использованных источников 64
Наиболее значимую роль в отношениях франчайзинга вАнглии отводят информации о коммерческом и технологическом методах деятельности франчайзеров (ноу-хау).У нее в общем секретный и конфиденциальный характер и ее защищают по правилам общего права на основании договорных установлений с третьей стороной в форме ограничения на использование и раскрытие сведений, апомимо этого отказа от конкуренции и ограничений условий торговли по договорам. В принципе можно сохранять в тайне сведения, сообщаемые одной стороной второй, на основании единых договорных обязательств по неразглашению. Дополнительно, возможно добиваться обеспечения секретности сведений, когда между сторонами реально есть конфиденциальные, либо доверительные отношения.Трудность для франчайзера в области ноу-хау связана в первую очередь со спецификой указанного типа сведений, отдельные элементыкоторых сами по себе могут совсем не представлять ни коммерческого,ни технологического секрета.Все они по отдельности известны и общедоступны. Секретными и подлежащими защите являются только способы, методы, система, при помощи которых соединяют и используют общедоступные элементы ноу-хау. Именно так,трактуют данные особенности ноу-хау в Регламенте № 4087/88 ЕЭС. Перед законодательством и судебным правом Англии поставлены задачи, руководствоваться правовым стандартом ЕЭС в данной сфере в случае, когда правила общего права не будут соответствовать либо противоречить данному стандарту.Таким образом, на основании закона об авторских правах защитууказанных прав осуществляют в принципе по тем же правилам, что и защищают права авторов литературных произведений. Промышленный образец и модель, передаваемые франчайзерами для использования франчайзи, защищают при помощи регистрации.2.3. Особенности заключения, изменении и прекращения договораАнглию отнесли к группе государств, право которых, не имеет нормативных предписаний о преддоговорных отношениях, а кроме этого франчайзинг не выделяет в роли отдельного типа договора, на основании этого договорные отношения регламентирует общий закон по осуществлениюотдельных типов коммерческой деятельности. В это же время по вопросу франчайзинга, который затрагивает основные принципы Европейского Союза, будут подлежать применению предписания Договора о создании ЕС и Регламента Комиссии ЕС № 2790/1999 от 22 декабря 1999 года о применении ст. 81(3) Консолидированной версии Договора о ЕС к категории вертикальных соглашений и к согласованной практике, а также такой рекомендательный документ, как Европейский кодекс поведения по франчайзингу.Закон об ограничительной торговой практике 1976 г. Англии и Уэльса, это основной закон, в котором регулируют вопросы, которые возникают в результате торговой практики, которая нарушает свободу конкуренции, и затронула прежде всего вопросы типа соглашения, а не его содержания.Статьи 6(1) и 11(1) Закона содержат определение данных ограничений. На основании ст. 6(1) Закон распространяют на соглашения, которые заключили между двумя и больше сторонами, которые ведут свой бизнес в Англии в области производства либо поставки товара либо применения к товару любых процессов обработки, не смотря на участие в этом иных сторон. На основании указанных соглашений две либо больше сторон должны принять на себя ограничение в отношении: количества, описания товара и цены на него, взимаемойлибо уплачиваемой за поставляемый товар, в том числе товар любых процессов, указания лиц и территории, для которых либо от которых поставляют, либо приобретают товар или применяют соответствующие процессы.Если соглашения подлежат регистрации, их нужно зарегистрировать заполняя определенную форму (форма С2/76) прилагая три экземпляра соглашений. Для избежания надобности представления для регистрации всех соглашений о франшизе, заключаемых франчайзерами и франчайзи, можно только добавить меморандум по каждому остальному аналогичному соглашению, что позволит сохранитять заинтересованным сторонам время и денежные средства во время подачи документации в последующем.Если есть возражения со стороны Ведомства по справедливой торговле против определенных ограничений свободы коммерческого оборота в соглашения нужно внести данные изменения. Если рекомендованное изменение в соглашения не вносят, его направляют на рассмотрение в Суд по ограничительной практике, который имеет право требовать внести изменения в соглашения. На практике только небольшое количество соглашений передают в Суд.Заключенные двумя либо больше сторонами в Англии договора на поставку товара либо оказание услуг регламентируют предписания указанного Закона, на основании которых при наличии в договорах «связанного с ними ограничения» данные договора подлежат регистрации в Ведомстве по справедливой торговле.Таким образом, в Англии предусматривают регистрацию ограничивающих свободу торговли договоров в Ведомстве по справедливой торговле, отдельно соглашения о франшизе не выделяются.Глава III. Проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования франчайзинга в РФ3.1. Значение договора коммерческой концессии для российского бизнесаДля экономики России франчайзинг является относительно новым способом ведения бизнеса, в то время как в развитых странах он десятилетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.Франчайзинг – это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров – давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр – начинающий предприниматель (франчайзи), не имеющий опыта организации и ведения бизнеса.Независимо от того, что для большенства предпринимателей России термин «франчайзинг» как и ранее остается малознакомым, интерес к использованию франчайзинговой схемы на отечественном рынке на данный момент явно возрастает. Так, 1995-1999 г. на отечественном рынке было только двадцать две франшизных системы, в 2000-2001 гг. их количество возрасло на 30, в 2005 г. появляется больше ста новейших систем, а на данный момент времени в 2017 г. в стране больше 150. При этом происходит увеличение не только числа франшиз, которые выставляют на продажу, но и количество соискателей.При сравнении развития франчайзинговых систем США и Российской Федерации, можно сказать о том, что в США на данный момент около 2,5 тысяч франчайзинговых систем, в Российской Федерации – 150; среднее число франчайзи на франчайзера в США 230 человек, в Российской Федерации – десять человек.Франчайзинговую систему с успехом применяют в Российской Федерации такие фирмы, как «Эконика», «Лукойл», «Шатура», «Ростик’с», «Лавка жизни» и так далее. В Российской Федерации франчайзинг более активно развивают в таких регионах, как: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, а также в южных регионах страны. Туда приходят известные зарубежные фирмы и отечественные крупнейшие компании, которые активно развивают свою торговую сеть. Так, «Красный куб» запланировал довести число своих магазинов по стране до ста. «Феликс» также идет в регион, а «Шатура» уже давно там обосновалась – 500 франчайзи в 67 субъектах Федерации. Как показывает практика, за пару месяцев оборот первейшего франчайзингового салона «Феликс», который открыли в 2001 году в Липецке, возрос в 2,5 раза. Со слов специалистов, хорошо происходит развитие в регионах сети супермаркетов, в череде которых «Перекресток» либо «Копейка», в которых сочетают огромный выбор позиций и политику по поводу низких цен. В регионе их ждет местный ведущий оптовик с обширным складом, развитой логистикой.Но, в центре не каждый готов к экспансии в регион. Допустим, «РосИнтер» продает права на свою марку только в Москве и Подмосковье, где проще найти надежного партнера, который не станет диктовать условия и расшатывать весь бизнес. Именно, из-за этого неудачей заканчивается попытка фаст-фудсистемы «Золотой цыпленок» создать в 1997 г. свою франчайзинговую сеть. Как было отмечено, франчайзинг не очень активно развивается в Российской Федерации, хоть потенциальная возможность внедрения его довольно обширный. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в России классифицируют по причине появления.1. Экономическая проблема. Франчайзинг является экономическим инструментом, и для его внедрения нужна соответствующая экономическая предпосылка, которае в Российской Федерации не сформировалась или вообще, или частично.В череде данных проблем выделяют: нестабильное развитие экономики страны. Франчайзинговая схема нуждается в стабильности, а также предсказуемости экономики;отсутствие у многих предпринимателей – потенциальной франчайзи – нужного стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;сложность, а иногда невозможность получения кредита, что бы создать стартовый капитал.2. Организационно-правовая проблема. Основная проблема франчайзинга в Российской Федерации на данный момент времени сконцентрирована в сфере права, что вызвано тем, что франчайзинг в качестве системы отношений основан на системе договорных отношений и его нужно подкреплять существенной правовой базой. В правовой системе Российской Федерации понятие «франчайзинг» можно встретить только единожды, в гл. 54 ГК РФ, где утверждают: «коммерческая концессия», это синоним франчайзинга. Но, даже при самом поверхностном анализе данной главы можно утверждать:«коммерческая концессия» намного уже термина «франчайзинг»;франчайзинг в России базируют на комплексном договоре, который основан на некоторых статьях ГК РФ и законодательных актов, а значит на «обходной» правовой схеме.Все это затруднило применение франчайзинга в экономике России. Повышение действенности и развития франчайзинга в Российской Федерации нуждается во внесении изменений в законодательство. Следует создать систему законодательства состоящую из:Гражданского кодекса РФ, который должен содержать основные нормы, которые будут регулировать применение франчайзинга в стране;Федерального закона РФ «О франчайзинге в РФ»;законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность, а также ответственность за нарушение;Налогового кодекса РФ и связанных с ним законов и подзаконных актов.В данной системе нужно выработать и принять закон о франчайзинге, а иные нормативно-правовые акты изменить.В ГК РФ следует:добавить понятие с определением франчайзинга;сформировать понятия, а также их типологию, «товар», «объект франчайзинга», «субъект франчайзинга»;установить типологию типов франчайзинга, а также особенности применения;добавить понятие франшизы.Данные изменения могут приблизить законодательство, а также терминологию франчайзинга к мировой практике, что, прежде всего, будет важно во время создания франчайзинговой системы при учете иностранных капиталов.3. Социально-психологическая проблема, это:отсутствие российского опыта, а также боязнь провала у субъекта франчайзинговых систем;отсутствие необходимого уважения к интеллектуальной собственности;боязнь франчайзи утери самостоятельности и собственного «лица» предпринимателя и менеджера.4. Образовательнае проблема. Данная проблема вызвана низкой подготовкой предпринимателя в данной сфере. Разрешение образовательной проблемы связывают с надобностью создания учебных и консультационных центров по франчайзингу, что нуждается в разрешении экономической проблемы. У данной системы должно быть два направления: широкое, которое будет обеспечивать пропаганду франчайзинга в качестве экономического инструмента; узкое, которое будет обеспечивать целевое консультирование субъекта франчайзинговой системы по конкретной экономической проблеме франчайзинга. Данные направления должны дополнить одно другое.Рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга и в комплексе тормозят развитие системы франчайзинга в России. Тем не менее, перечисленные проблемы пытаются решить как государство, так и сами представители бизнеса, создавая различные франчайзинговые центры, ассоциации, организовывая семинары, круглые столы, выставки и т.д.Таким образом, франчайзинг в настоящее время является одним из инструментов, которые позволяют повысить эффективность малого бизнеса. Ему отвели существенную роль в экономике и он в ближайшее время может стать преобладающим видом розничной торговли. Ему также отводят заметное место в области услуг и немного меньшее в области производства. Рост франчайзинговой х сети набирает большой оборот. Но для реализации данной возможности нужно обеспечить некоторые условия. Нужна законодательная инициатива для выработки закона о франчайзинге, а также внесения определенных изменений в связанные с ним нормативно-правовые акты. Нужно включить в правительственные программы поддержки малого бизнеса систему развития франчайзинга. Важно создать систему налоговых льгот для франчайзи, и прежде всего в период начального этапа развития франчайзинговых систем. Целесообразно предоставить возможности для использования франчайзи упрощенных систем бухгалтерского учета. Нужно создать сеть учебных консультационных центров по франчайзингу по всей стране.3.2. Законодательное регулирование договора коммерческой концессии в рамках действия четвертой части ГК РФНа основании ст. 1027 ГК РФ договором коммерческойконцессии является договор, на основании которого одна сторона должна предоставить второй стороне за вознаграждение на определенный период либо без указанияпериода право использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, который включает право товарного знака, знака обслуживания, а помимо этого права на иные предусматриваемые в договоре объектыисключительного права, в частности на коммерческие обозначения, секреты производства(ноу-хау). Предмет договора коммерческой концессии, это передача (предоставление)правообладателями с целью использования в предпринимательской деятельностипользователями исключительного права, принадлежащего правообладателю.Но, по указанному договору можно передать только топраво на использованиеобъекта промышленной собственности, на которое получен охранный документ,подтверждающий право правообладателей на данный объект. На основании договора коммерческойконцессии исключительное право передают в комплексе, их не может быть меньше двух. Со слов некоторых юристов, предмет изучаемого договора, это неисключительное право, в качестве отдельного объекта, а комплекс прав на результатыинтеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним объекты. Именно в этом данный договор имеет отличия от сходных, родственных договоров, среди которых лицензионный договор в котором предусматривают передачу прав на использование только конкретных объектов. Витрянский В.В. при анализе правовой природы договора коммерческой концессии,пришел к выводам о том, что предмет указанного договора вышел далеко за рамки применения комплекса исключительных прав. Принципиальное значение приобретают цели предоставления франшиз- создание сети в целях продвижения продукции, а также расширения рынка сбыта. Исходя, из данного подхода предмета гражданско-правового договора,предмет договора коммерческой концессии, это действия правообладателей,которые он совершает в целях предоставления пользователям прав на использование егоисключительных прав, действия пользователей в области уплаты правообладателям предусмотренных в договоре вознаграждений, совершение других, связанных сзаключением и выполнением договора, действий, а помимо этого общественные отношения,которые складываются между сторонами из договора.Следует указать на то, что действия правообладателей и пользователей, в качестве сторондоговора, будут зависеть от тех прав, которые правообладатели предоставили пользователям. Таким образом, нужно разграничивать предмет и объект договоракоммерческой концессии и изучить объект указанного договора.Объектный составдоговора коммерческой концессии будет выглядить, так:принадлежащие правообладателям исключительные права, включающие право натоварные знаки, знаки обслуживания, а помимо этого права на иные предусматриваемые договоромобъекты исключительного права, в частности на коммерческие обозначения, секретыпроизводства (ноу-хау). Положительный момент данных изменений, это использование вроссийском законодательстве понятия, которое тождествено зарубежному понятию «knowhow»,что помогает, унификации терминологии с международно-правовыми правилами облегчая понимание иностранным предпринимателем. В это же времяотрицательным является исключениеданного объекта из тех исключительных прав, которые обязательно нужно передавать по указанному договору.Во время толкования правил гл. 54 ГК РФ существенные условия договоракоммерческой концессии будет состав и объем комплекса предоставляемыхпользователям исключительных прав, облость предпринимательствапользователей и вознаграждения. При этом в состав исключительного права обязательно входят права на использование товарных знаков, знаков обслуживания, а помимо этого на другие объекты исключительного права, в ином случае договор нельзя квалифицировать в качестве договора коммерческой концессии.В договоре коммерческой концессии каждый объект исключительного права должен быть в равном положении, а обязательный объект договора это комплекс, то есть, не меньше двух исключительных прав. Например, в комплексепередаваемых пользователям по договору прав обязательно должно быть право натоварные знаки, знаки обслуживания, а помимо этого право на иные предусматриваемые в договоре объекты исключительного права, в частности, на коммерческие обозначения, секреты производства (ноу-хау).В ГК РФ определен товарный знак в качестве обозначения, которое служит дляиндивидуализации товара юридического лица либо индивидуального предпринимателя.На основании ст.1484 ГК РФ правообладателям принадлежат исключительные права, на использование товарных знаков исходя из ст. 1229 ГК РФ любыми непротиворечащими законами способами. Приоритеты товарных знаков устанавливают по времени подачи заявок на товарные знаки в Роспатент (ст. 1494 ГК РФ). На товарные знаки признают исключительные права, которые удостоверяют свидетельствами на товарныхзнаках (ст. 1477 ГК РФ). Товарные знаки должны быть способными индивидуализироватьтовары (п.1 ст.1477 ГК РФ). Центральное место во время оценке охраноспособности знаков отводят, чаще всего, различительным способностям предлагаемых в качестве товарных знаков обозначений, будь то словесные, графические, объемные либо другие. Гражданским законодательством России не допускается отчуждения исключительных прав на товарные знаки, в том числе по договору коммерческой концессии, если оноявляется причиной введения потребителей в заблуждение относительно изготовителей товаров (п. 2 ст. 1488 ГК РФ).Нормы ГК РФ о товарном знаке используют и к знаку обслуживания (п. 2 ст.1477 ГК РФ). Знаки обслуживания, это обозначения, которые служат дляиндивидуализации работы либо оказываемой услуги юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем. Это может быть знак, расположенный нафирменном конверте, бланке, этикетке и так далее. Практически все юридическиелица или индивидуальные предприниматели используют их для своего обозначения.Коммерческое обозначение, права, на использование которого передаются поданному договору, является наиболее уязвимым объектом интеллектуальнойсобственности, так как не подлежит обязательной регистрации. Под коммерческимобозначением понимается обозначение, используемое юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями в целях индивидуализации принадлежащих имторговых, промышленных и других предприятий. Правообладателю принадлежитисключительное право использования коммерческого обозначения, в том числе путемуказания его на вывесках, бланках, в счетах, в объявлениях и рекламе, на товарах и ихупаковках (ст. 1538, 1539 ГК РФ). К факультативно предоставляемым правам по рассматриваемому договору, могутбыть отнесены права на секрет производства (ноу-хау). В ст. 1465 ГК РФ есть определение секретов производства (ноу-хау), в качестве информации различного характера, в томчисле о результате интеллектуальной деятельности в научно-технической отрасли, а помимо этого информации о способе исполнения профессиональной деятельности, которая имеетдействительную либо потенциальную коммерческую ценность в результате неизвестности третьими лицами, к которым у третьих лиц не существует доступа на законных основаниях ив отношении которой обладатель данной информации ввел коммерческую тайну.Следовательно, информация, которая составляет коммерческую тайну,является сведениями,у которых коммерческая ценность, и секрет производства является сведениями, которые имеют коммерческую ценность.Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут состоять из иных сведений, которые не относятся к секретам производства. Секреты производства (ноу-хау), это частный случайсведений, которые составляют коммерческую тайну. Коммерческую тайну помимо этого составляет список клиентов, первичная бухгалтерская документация, биржевые и финансовые сведения орынке товара и капитала, коммерческих сделках и иная информация.В качестве ноу-хау, предоставляемого по договору коммерческой концессии, можно включить: техническую документацию - формула, расчет, план, чертеж; опытный,незарегистрированный образец изделия, машины; расчет применительно к определенному производству либо технологии; учебный план для подготовки сотрудников; информация окачестве материала; инструкция, содержащая информацию о конструкции, изготовлении либо применении продуктов и так далее.Сведения, которые составляют секретпроизводства (ноу-хау) определяет руководитель организации.Действие исключительного права будет сохранено до времени утраты фактическоймонополии на секреты производства правообладателями. Кроме этого на одни и те жесекреты производства можно распространять исключительные права ряда правообладателей, которыми добросовестно и независимо приобретены указанные секреты производства. Исключительное право на секреты производства ограничиваются территорией России. Способ возможного применения секретов производства,которые составили исключительное право, должен соответствоватьположениям ст. 1229 ГК РФ. В п. 2 ст. 1027 ГК РФ указано на то, что договором коммерческой концессиипредусматривается использование исключительного права, деловой репутации, коммерческого опыта правообладателей в конкретном объеме. Общеизвестно что деловая репутация, а также коммерческий опыт правообладателей не относят кобъекту исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Со слов М.И.Брагинского и В.В. Витрянского по договору коммерческой концессииделовую репутацию правообладателей используют пользователи автоматически, безспециальной передачи, на основании того, что это часть предмета договора. Комплекс прав (право на коммерческое обозначение, на товарный знак, знакобслуживания и пр.) позволяет пользователю выступать на рынке под именемправообладателя. В договоре коммерческой концессии может быть предусмотренапередача прав и на другие объекты интеллектуальной собственности, например,промышленный образец или программу для ЭВМ. Предмет договора коммерческойконцессии может включать право на использование деловой репутации и коммерческогоопыта правообладателя, а также постоянное техническое и консультационное содействиепользователю со стороны правообладателя, включая содействие в обучении и повышенииквалификации работников.Проведенный анализ показывает, что коммерческой концессии каксамостоятельному гражданско-правовому договору присущи следующие отличительныепризнаки: во-первых, особый субъектный состав, во-вторых, в качестве предметавыступает комплекс исключительных прав, в-третьих, целью данного договора являетсясоздание единой сети по предоставлению товаров, работ, услуг, в четвертых, юридическаянезависимость пользователя, который действует в имущественном обороте отсобственного имени, уведомляя клиентов, что он использует исключительные праваправообладателя.ЗаключениеТаким образом, подводя итоги работы в заключении можно сделать следующие выводы: Имея сравнительно непродолжительную историю своего существования, франчайзинг быстро набрал популярность и доказал целесообразность и перспективность подобной организации бизнеса, о чем свидетельствуют статистические данные его развития в разных странах. Не зависимо от всеобщего признания и огромной популярности в мире, применение франчайзинга в качестве особенного способа ведения бизнеса в Российской Федерации осталось на незначительном уровне, в сравнении с иными развитыми государствами. Допустим, в США франшизе отводят больше одной трети розничной торговли. В Австралии более 90% организаций быстрого обслуживания функционируют на условии франшизы. Указанный факт, возможно, объяснить «молодостью» изученного договорного института.Договор коммерческой концессии, это сложный договор с позиции урегулирования многих объектов интеллектуальной собственности, которые имеют присущие только им особенности. На основании того, что в отечественном законодательстве нет термина «франчайзинг», стоит внести правку в п.1. ст. 1027 ГК РФ, в виде уточняющего определения. Франчайзингом является система организации, а также продвижения предпринимательства, которая представляет собой систему рыночных отношений, регулируемых правом, и которые основаны на договоре франчайзинга, и влекут за собой определенное обязательство между франчайзером и франчайзи.Правовое урегулирование франчайзинга нужно совершенствовать в направлении принятия специальных законов о франчайзинге, гармонизации национальных правовых норм с нормами международного права, независимо от того, что данное совершенствование довольно трудно осуществить в ближайшее время. Является целесообразным внесение изменений в правовое регулировании договора коммерческой концессии, которые будут направлены на усиление значения международного урегулирования в отношениях, которые связаны с трансграничным франчайзингом, и при этом отказаться от применения специальных правил гл. 54 ГК РФ, то есть отношение к договору трансграничного франчайзинга в качестве непоименованного договора. Данное предложение, во время принятия его законодателем, обеспечит положительное развитие отношений франчайзинга, которые осложнены иностранными элементами, по крайней мере, до того времени пока не примут специальный закон и не проведут адаптацию соответствующих норм права с международным стандартом.Существенные условия договора коммерческой концессии, это: предмет – который представлен исключительными правами во главе с товарными знаками и определенными обязательствами (взаимодействие и контроль); существенное условие, обязательное на основании указаний закона о вознаграждениях. Последнее будет действовать на основании субсидиарного действия норм, которые регулируют отношения, возникшие из лицензионного договора. Другие условия, которые есть в юридической литературе, являются несостоятельными на основании метафизичного понятия предмета договора коммерческой концессии или по причинам использования субсидиарного действия норм права без учета сути самого договора коммерческой концессии.Договор коммерческой концессии заключается в письменном виде, при этом несоблюдение повлечет недействительность данного договора. Регистрацию договора франчайзинга на данный момент отменили. Но, несмотря на это, стороны договора должны обратиться в Роспатент. На основании того, что регистрации будет подлежать предоставление права по коммерческой концессии в отношении того объекта, исключительное право на который появляется на основании факта регистрации. Стороны могут изменить договор в период его действия по общему правилу изменения гражданско-правового договора. Договор, который заключен без указания периода действия, прекратится на основании заявления одной стороны при условиях уведомления об этом контрагента не меньше чем за 6 месяцев. Договор, который заключен на определенный период, прекратится по общему основанию прекращения договорного обязательства.На основании ГК РФ можно выделить три категории ответственности сторон по указанному договору. Обобщив проблемные вопросы, можно сказать о том, что их причина сконцентрирована в такой области, как недостаточная конкретизация условий договора, возможности для совершения действий в обход законов в результате буквального толкования норм законов, чрезмерная регламентация процедур привлечения к ответственности, направленность воли контрагента на получение прибыли при минимизации взаимного обязательства. Последние изменения нормативной базы дали возможности для разрешения давней проблемы по затруднительному привлечению к ответственности каждой стороны по договору коммерческой концессии на основании признания его ничтожности по причинам отсутствия регистрации. Но, не смотря на это остро стоят вопросы обоснованности ответственности контрагентов по договору коммерческой концессии за действия друг друга. Представляется, что разрешение данных вопросов невозможно без императивного определения обязанностей каждой стороны. Преодоление указанных противоречий нужно осуществлять не только при помощи конкретизации норм позитивного права, но и при помощи научного обоснованного подхода к определению воли каждой стороны в пределах договорных обязательств.Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Проект Федерального закона N 503845-6 "О франчайзинге" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru по состоянию на 21.04.2014.
4. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 декабря 2009 № 186 «Об утверждении «Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации».
5. Письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-03-06/1/15655.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: // СЗ РФ. – 2012. – № 1, С. 216.
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 г. № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».
8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 г. по делу № А64-4427/2010.
9. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2011 г. № А67-4427/2010.
10. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского Округа от 21 июня 2010 г. № А20-1683/2009.
11. Определение ВАС РФ от 08.04.2013 по делу № ВАС-3422/13.
12. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 г. № ВАС-13096/12.
13. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 8 апреля 2013 г. № ВАС3422/13.
14. Определение Высшего арбитражного суда РФ от от 27 октября 2010 г. № ВАС-13836/10.
15. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2010 г. № ВАС-13836/10.
16. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2013 г. № ВАС-3422/13.
17. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2013 г. № ВАС-3422/13.
18. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2010 г. № ВАС-13836/10.
19. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2013 г. № ВАС-10862/13.
20. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (глава 54) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996.
21. Бекетова Т.Н. Договор коммерческой концессии в предпринимательском праве // Вестник магистратуры. 2015. № 1-3 (40). С. 56-59.
22. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг // М.: Статут, 2002. С. 977.
23. Верхолётов М.А. Договор коммерческой концессии как основание использования коммерческого обозначения // Право интеллектуальной собственности. 2016. № 4. С. 17-21.
24. Гриднева О.В., Стародумова С.Ю. Правовая природа договора коммерческой концессии // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 2. С. 228-231.
25. Гражданское право: Учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т. 2. 608 с.
26. Гражданское право: учебник / под ред. С. С. Алексеева. – М.: Проспект, 2011. – С. 209.
27. Гражданское право: учебник: в 3 т. – Т. 2 / под ред. С. А. Степанова. – М.: Проспект, 2011. – С. 415–416.
28. Демичева Е.А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6. С. 54-59.
29. Девлятшин Б. Товарный знак как ширма // ЭЖ-Юрист. – 2010. – № 39. – С. 10.
30. Ем В.С., Козлова Н.В. Договор простого товарищества // Законодательство. – 2000. – № 1. – С. 8.
31. Ершов О. Г., Юрицин А. А. Критерии разграничения договора коммерческой концессии и дистрибьюторского договора // Патенты и лицензии. – 2015. – № 4. – С. 48.
32. Кузнецова А.В., Бандюков А.Н. Договор коммерческой концессии // Сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции. 2016. С. 63-66.
33. Кузнецова Е.О. Коммерческая концессия как предпринимательский договор // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 128-130.
34. Кац Р. Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты. – М.: РОСБУХ, 2011. – С. 24.
35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996.
36. Каткова М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы // Предпринимательское право. 2011. № 2.
37. Панюкова В. В. Новое торговое пространство для франчайзинга // Торговое право. – 2012. – № 6. – С. 87.
38. Литвинов Д.Г. О договоре коммерческой концессии // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 214-215.
39. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. № 14. С. 10-14.
40. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист, 2014. № 11. С.31-33.
41. Лермонтов Ю. М. Коммерческая концессия: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты // Административное право. – 2011. – № 2. – С. 57–62.
42. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. 2014. № 4-3 (31). С. 66-71.
43. Муртазов А.Р. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными договорами // В сборнике: Научное сообщество студентов. 2016. С. 310-312.
44. Мустафин А.М. Соотношение договора коммерческой концессии и лицензионного договора // Аллея науки. 2016. № 4. С. 410-413.
45. Модельные правила европейского частного права / пер. с англ., науч. ред. Н. Ю. Рассказова. – М.: Статут, 2013. – С. 247–251.
46. Назаров А.Г. Договор коммерческой концессии // В книге: Гражданское право Гонгало Б.М., Алексеева О.Г., Аминов Е.Р., Бандо М.В., Брюхов Р.Б., Валеева Н.Г., Васёва Ю.Н., Витман Е.В., Гонгало Ю.Б., Данилова Л.Я., Добрынина Л.Ю., Жернаков Д.В., Захаров Д.Е., Кожевина Е.В., Крашенинников П.В., Кудреватых С.А., Лебедев В.М., Лисаченко А.В., Малинова А.Г., Мертвищев А.В. и др. Учебник в 2 томах. под редакцией Б.М. Гонгало. Москва, 2016. С. 459-467.
47. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. − 2003. − № 6.
48. Паулова Е.О. Особенности договора коммерческой концессии // В сборнике: Социальные системы и право Сборник научных трудов. К.Б. Герасимов (отв. ред.). Самара, 2015. С. 82-92.
49. Панюкова В.В. Уверенные шаги франчайзинга в России // Торговое право. 2012. № 3.
50. Панюкова В. В. Две грани рынка франшиз в России и за рубежом: регистрация и «открытость» // Торговое право. – 2012. – № 4. – С. 49.
51. Петровский Я. Расчет на все готовое // Коммерсант деньги. – 2016. - № 14 (1072). - С.50-51.
52. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М., 2000.
53. Райников А.С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009.
54. Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. 2012. N 11.
55. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография (2-е издание, переработанное и дополненное). - М.: Норма, Инфра-М, 2013.
56. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. – Т. 2 / под ред. Е. А. Суханова. – М.: Статут, 2011. – С. 628.
57. Райников А. С. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными гражданско-правовыми институтами // Вестник гражданского права. – 2008. – № 3. – С. 70–72.
58. Соломонов Е.В., Юрицин А.А. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016. № 1 (46). С. 152-157.
59. Синельникова В.Н. Договор коммерческой концессии: Теория и практика. Часть I // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 9. С. 68-80.
60. Синельникова В.Н. Договор коммерческой концессии: Теория и практика. Часть II // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 9. С. 68-80.
61. Соломонов Е.В., Юрицин А.А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 3 (44). С. 113-116.
62. Соломаха И.А. Особенности договора коммерческой концессии // В сборнике: Актуальные проблемы современного частного права Сборник научно-практических статей Всероссийской научно-практической студенческой конференци. 2016. С. 291-294.
63. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие. - М.: Юстицинформ. 2014. С. 400.
64. Соломонов Е. В., Юрицин А. А. Коммерческая концессия: вопросы понятийного аппарата // Вестник Омской юридической академии. – 2015. – № 3. – С. 43.
65. Соломонов Е. В., Юрицин А. А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. – № 3. – С. 115.
66. Темникова Н. А., Юрицин А. А. Дискуссионные аспекты предмета договора коммерческой концессии // Вестник Омской юридической академии. – 2015. – № 2. – С. 23–25.
67. Табалинова К.Ю. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 109-111.
68. Трофимов В.В. Коммерческое обозначение как объект договора коммерческой концессии // Человек и общество в системе современных научных парадигм. 2015. № 1 (1). С. 89-91.
69. Трахтенгерц Л.А. Квалификация договора о предоставлении права на использование охраняемой коммерческой информации // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2004. Вып. 10.
70. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга: автореф. дисс.... кандидата экономических наук. – Москва, 2010.
71. Фахретдинов Т.Р. Договор коммерческой концессии // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 54. С. 195-200.
72. Фесенко Е.Н. Отдельные аспекты правового регулирования договора коммерческой концессии // В сборнике: Правовая система современной России: проблемы и перспективы их преодоления Материалы III Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под редакцией А.Ф. Марукова и В.А. Кувакина; Составитель Р.В. Шмаков. 2012. С. 183-187.
73. Филина Ф. Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности. – М.: РОСБУХ, 2008. – С. 24.
74. Юхименко И.М. О соотношении договора коммерческой концессии с лицензионным договором // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 1. С. 34-36.
75. Franchising Code of Ethics / BFA [Сайт]. URL: http://www.thebfa.org/about-bfa/code-of-ethics.
76. Franchise Industry Research / BFA [Сайт]. URL: http://www.thebfa.org/about-franchising/franchising-industry-research. 4. History of BFA / BFA [Сайт]. URL: http://www.thebfa.org/about-bfa/history-of-the-bfa.
77. Michael G Brennan and Philip F Zeidman. United States // Getting the Deal Through. - Franchise 2016.
78. The Economic Impact of Franchised Businesses. - 2016. – Vol. IV [Сайт]. URL: http://www.franchise.org.
79. The role of the BFA / BFA [Сайт]. URL: http://www.thebfa.org/about-bfa/role-of-the-bfa.
Вопрос-ответ:
Каково правовое регулирование франчайзинга в России?
Правовое регулирование франчайзинга в России осуществляется на основе Гражданского кодекса и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Какие права и обязанности вытекают из договора франчайзинга?
Из договора франчайзинга вытекают права получателя франшизы на использование торговой марки и иных объектов интеллектуальной собственности, а также обязанности выплаты роялти и соблюдения условий договора. Заключая договор франчайзинга, стороны также несут ответственность за свои действия и упущения, предусмотренные законодательством.
Какие особенности заключения, изменения и прекращения договора франчайзинга?
Заключение договора франчайзинга требует взаимного согласия сторон на условия договора и оформления этого согласия в письменной форме. Изменение и прекращение договора осуществляются по соглашению сторон или в иных случаях, предусмотренных законодательством или условиями договора.
Какая история возникновения договора коммерческой концессии в Англии?
Исторически договор коммерческой концессии возник в Англии во времена средневековых гильдий, когда мастер передавал свои знания и технологии ученику в обмен на определенные услуги или процент от прибыли. С тех пор понятие коммерческой концессии и договора франчайзинга стало активно развиваться и формироваться в Англии.
В чем отличительные стороны договора франчайзинга в Англии?
Отличительной стороной договора франчайзинга в Англии является более детальная проработка прав и обязанностей сторон, а также большее внимание к защите интеллектуальной собственности и бренда, включая охрану товарных знаков, патентов, авторских прав и т.д.
Что такое договор коммерческой концессии?
Договор коммерческой концессии - это соглашение между двумя сторонами, в котором одна сторона (концессионер) предоставляет другой стороне (концессионеру) право на использование своей коммерческой концессии, включающей в себя определенные бизнес-методы, технологии, товарные знаки и другую интеллектуальную собственность, в обмен на определенную плату.
Как регулируется франчайзинг в России?
Франчайзинг в России регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "О коммерческой концессии". Кроме того, применяются и другие нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты франчайзинга, такие как законодательство о защите прав потребителей и законодательство об интеллектуальной собственности.
Какие права и обязанности имеют стороны договора франчайзинга в России?
У концессионера есть право на использование коммерческой концессии и получение прибыли от её использования. Он также обязан платить концессионеру определенную плату и соблюдать условия договора. У концессионера есть право требовать, чтобы концессионер обеспечил его поддержкой и помощью в ведении бизнеса.
Какие особенности заключения, изменения и прекращения договора коммерческой концессии в России?
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Изменения в договоре должны быть согласованы обеими сторонами. Договор может быть прекращен по соглашению сторон, в случае неисполнения обязательств одной из сторон или при истечении срока его действия.
Каким образом возник договор коммерческой концессии в Англии?
Договор коммерческой концессии в Англии возник в результате исторического развития бизнеса и правовой системы. Это соглашение между концессионером и концессионером, в рамках которого передача права на использование коммерческой концессии происходит на основе договора франчайзинга.