Территориальная организация машиностроительного комплекса России
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………………... 3
1.Особенности географии машиностроительного комплекса России…………………… 4
2.Тяжелое машиностроение………………………………………………………………… 6
3.Электртехническая и станкоинструментальная промышленность. Приборостроение.. 8
4.Судостроительная и автомобильная промышленность…………………………………. 9
5.Авиационная и ракетно-космическая промышленность………………………………... 10
6.Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Машиностроение для легкой пищевой промышленности………………………………………………………………….
11
Заключение…………………………………………………………………………………... 12
Список литературы………………………………………………………………………….. 14
Приложение 1………………………………………………………………………………... 15
Вертолеты производят в Москве, Казани, Кумертау, Ростове-на-Дону и Улан-Уде.Ракетно-космическая промышленность России производит следующую продукцию: орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей, а также корабли многоразового использования. Ракетно-космическая промышленность характеризуется сочетанием высоких технологий с широкой межотраслевой комплектностью производства. Основные промышленные центры расположены в Москве, Омске и Красноярске. 85 % мощностей этой отрасли машиностроения бывшего СССР приходится на долю современной России.6.СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ И ТРАКТОРНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. МАШИНОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ЛЕГКОЙ И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИДля сельскохозяйственного машиностроения характерна предметная и подетальная специализация, так как очень мало производств специализировано на определенных стадиях технологического процесса. Основные производства сельскохозяйственного и тракторного комплекса размещаются в основном в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах, так как эти регионы страны ориентированы на сельскохозяйственную продукцию.Расположение тех или иных предприятий сельскохозяйственного и тракторного машиностроения обусловлено необходимостью потребления продукции, выпускаемой данными заводами. Так, например, производство картофелеуборочных комбайнов сосредоточено в Рязани, зерноуборочных – в Красноярске и Таганроге. Тракторные предприятия также располагаются во Владимире, Волгограде, Липецке, Брянске и Чебоксарах.К отрасли машиностроения для легкой и пищевой промышленности относятся следующие подотрасли:- производство оборудования для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности,- оборудование для производства химических волокон,- оборудование для пищевой промышленности.Главным фактором, влияющим на размещение данных производств служит близость к потребителю. Этот фактор обуславливает размещение большинства заводов, а также более 90 % объема выпускаемой продукции в европейской части России. В основном это Центральный, Поволжский, Волго-Вятский и Северо-Западный районы нашей страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕВсе факторы, влияющие на особенности размещения машиностроительного комплекса России, которые были рассмотрены в данной работе, в общем виде можно разделить на четыре группы:Внутрипроизводственные. Факторы, которые связаны с организацией самого производства на предприятиях машиностроительного комплекса.Внепроизводственные. Факторы, которые напрямую зависят от природных условий и экономики регионов, в которых расположены предприятия машиностроения.Отраслевые особенности производства.Социальные факторы.Особенности машиностроительного производства как отрасли выражают основные технико-экономические показатели, которые используются для объяснения размещения предприятий. Ведущее положение среди машиностроительных регионов России занимает Центральный район. На его долю приходится более половины производства пассажирских вагонов, большая часть автомобильной продукции, практически 90 % товаров машиностроения для легкой промышленности. Высокотехнологичное производство получило развитие именно в Центральном районе России благодаря наличию высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских институтов и проектных организаций в регионе. Основу специализации Центрального района России составляют: речное судостроение, автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, вагоностроение и приборостроение.В состав Центрального региона России входит Северо-Западный район. Его основная доля машиностроительной продукции приходится на Санкт-Петербург и Калининград. Основу специализации Северо-Западного района составляют: радиотехническое, энергетическое и оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, станкостроение.Еще одним крупным регионом машиностроительной отрасли является Урало-Поволжье. На заводах этого региона выпускается 25 % всех станков и кузнечно-прессового оборудования, производимых в России, а также 17 % горно-шахтного оборудования. Крупными промышленными центрами можно назвать Екатеринбург, Тольятти, Челябинск и Нижний Новгород.Двигаясь с запада на восток нашей страны, можно заметить увеличение затрат на капительное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Расходы на машиностроительное производство в Сибири на 10-12 % выше, чем в Центральном регионе, а на Дальнем Востоке эти затраты возрастают на 12-15 %. В связи с этим, повышается себестоимость продукции, производимой на предприятиях. Именно по этой причине имеет смысл размещать материалоемкие и энергоемкие производства рядом с источниками сырья и энергии. К таким производствам относят энергетическое и подъемно-транспортное машиностроение, вагоностроение, горное машиностроение. Заводы, ориентированные на эти производства, сосредоточены на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Ананьев Е.И. Социально-экономическая география. – М.: Высшее образование, 2008. – 160с.2. Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроительного комплекса // Вестник МГТУ Станкин. 2009. - № 1. - С. 5-8.3. Желтиков В.П. Экономическая география и регионоведение. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 384с.4. Моисеева Д.В., Емельяненко А.А. Отечественное машиностроение // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. - Т. 8.- № 5.- С. 18-20.5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география Российской Федерации. Территориальная организация производственного комплекса и рынка. – М.: КноРус, 2009. – 216с.6. Симагин Ю.А. Социально-экономическая география России. – М.: КноРус, 2009. – 384с.7. Экономическая география России/ под ред. Т. Морозовой. – М.: Юнити-Дата, 2009. – 480с.8. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 432с.Приложение 1Показатели производства основных видов машин и оборудования в РоссииОборудование и машины2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.1.Дизели и дизельгенераторы, тыс. шт.4,34,33,52,32,02.Турбины, млн. кВт1,83,94,05,05,03.Насосы центробежные, паровые и приводные, тыс. шт.2182082292262374.Краны мостовые электрические (включая специальные), шт.6836556434687295.Краны на автомобильном ходу, тыс. шт.3,23,03,13,94,46.Краны башенные грузоподъемностью 5 т и свыше, шт.801161802492867.Тракторы на колесном ходу, тыс.шт.6,33,13,43,44,58.Минитракторы, тыс. шт.1,00,70,80,90,79.Плуги тракторные, тыс. шт.3,12,31,01,32,410.Сеялки тракторные, тыс. шт.6,45,34,25,76,511.Культиваторы тракторные, тыс. шт.5,65,66,28,38,812.Комбайны, тыс. шт.:13.Зерноуборочные9,17,55,48,17,514.в том числе "Дон-1500"3,13,22,03,03,515.Картофелеуборочные0,0010,0020,020,040,0216.Кормоуборочные1,00,60,50,50,417.в том числе самоходные, шт.21927323632232418.Косилки тракторные, тыс. шт.3,43,31,82,52,619.Погрузчики универсальные сельскохозяйственногоназначения, тыс. шт.1,41,41,41,42,420.Машины для внесения в почву минеральных удобренийи извести, шт.27122615656524121.Дробилки для кормов, тыс. шт.3,62,81,40,43,222.Доильные установки, шт.26222325733432923.Автопоилки для ферм крупного рогатого скота, тыс. шт.49,025,128,321,532,624.Металлорежущие станки, тыс. шт.8,36,55,75,44,925.из них станки с числовым программным управлением,тыс. шт.25421813624227926.Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт.1,31,21,61,71,527.из них с числовым программным управлением, шт.-132323828.Линии автоматические и полуавтоматическиедля машиностроения и металлообработки, комплектов52121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Е.И. Социально-экономическая география. – М.: Высшее образование, 2008. – 160с.
2. Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроительного комплекса // Вестник МГТУ Станкин. 2009. - № 1. - С. 5-8.
3. Желтиков В.П. Экономическая география и регионоведение. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 384с.
4. Моисеева Д.В., Емельяненко А.А. Отечественное машиностроение // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. - Т. 8.- № 5.- С. 18-20.
5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география Российской Федерации. Территориальная организация производственного комплекса и рынка. – М.: КноРус, 2009. – 216с.
6. Симагин Ю.А. Социально-экономическая география России. – М.: КноРус, 2009. – 384с.
7. Экономическая география России/ под ред. Т. Морозовой. – М.: Юнити-Дата, 2009. – 480с.
8. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 432с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности географии машиностроительного комплекса России?
Особенности географии машиностроительного комплекса России включают широкое географическое распределение предприятий, концентрацию в крупных городах, наличие специализированных промышленных центров и неравномерность развития отраслей в разных регионах страны.
Что такое тяжелое машиностроение?
Тяжелое машиностроение - это отрасль машиностроения, которая занимается проектированием, изготовлением и эксплуатацией крупногабаритных машин, оборудования и комплексных систем, используемых в различных отраслях промышленности, в том числе в добыче полезных ископаемых, строительстве и транспорте.
Какую роль играет электротехническая и станкоинструментальная промышленность в машиностроительном комплексе России?
Электротехническая и станкоинструментальная промышленность важны для машиностроительного комплекса России, так как они обеспечивают производство электротехнического оборудования и станков, необходимых для проектирования и изготовления машин и оборудования в других отраслях промышленности.
Как развиваются судостроительная и автомобильная промышленность в России?
Судостроительная промышленность в России специализируется на проектировании и строительстве судов различного типа, как гражданского, так и военного назначения. Автомобильная промышленность занимается производством автомобилей и их компонентов. Обе отрасли имеют свои особенности развития и активно развиваются в стране.
Каковы особенности авиационной и ракетно-космической промышленности в России?
Авиационная промышленность России специализируется на разработке, производстве и эксплуатации самолетов и вертолетов. Ракетно-космическая промышленность занимается созданием и запуском космических аппаратов, ракет-носителей и других космических технологий. Обе отрасли имеют высокую потенциальный и растут в стране.
Какова территориальная организация машиностроительного комплекса России?
Территориальная организация машиностроительного комплекса России представлена различными регионами страны, где расположены предприятия данной отрасли. Основные центры машиностроительного комплекса находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Тольятти, Красноярске и других крупных городах. Каждый из этих регионов специализируется в определенных сферах машиностроения, например, авиационной или судостроительной промышленности.
Какие особенности географии машиностроительного комплекса России можно выделить?
В географии машиностроительного комплекса России можно выделить следующие особенности. Первая особенность заключается в том, что машиностроительные предприятия распределены по всей территории России, от западных регионов до Дальнего Востока. Вторая особенность связана с тем, что некоторые регионы специализируются на определенных видах машиностроения, например, Сибирь и Дальний Восток - на производстве сельскохозяйственной и тракторной техники.
Каковы особенности тяжелого машиностроения в России?
Особенности тяжелого машиностроения в России заключаются в том, что данная отрасль специализируется на производстве тяжелых машин и оборудования, таких как крупногабаритные цементные заводы, электростанции, металлургические комбинаты и другие. Крупнейшие предприятия тяжелого машиностроения находятся в Челябинске, Магнитогорске, Екатеринбурге и других регионах России.
Какие особенности географии машиностроительного комплекса России?
Особенности географии машиностроительного комплекса России включают в себя распределение производств по различным регионам, наличие специализированных промышленных зон и национальных кластеров, а также зависимость от промышленных ресурсов и транспортной логистики.