Экологические составляющая корпоративно-социальной ответственности автомобильных компаний

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 66 66 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 19.06.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНО-СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1. Теоретические основы корпоративно-социальной ответственности бизнеса 6
1.2. Развитие зарубежной корпоративно-социальной ответственности в области охраны окружающей среды 16
1.3. Анализ сущности и типологии понятия «корпоративно-социальная ответственность бизнеса» 29
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНО-СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 43
2.1. Разработка программы исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 44
2.2.1. Понимание корпоративно-социальной ответственности 44
2.2.2. Интенсивность и приоритеты внедрения корпоративно-социальной ответственности 49
2.2.3. Практики корпоративно-социальной ответственности 53
2.2.4. Перспективы внедрения корпоративно-социальной ответственности бизнеса 57
2.3. Практические рекомендации по модернизации корпоративно-социальной ответственности бизнеса в области охраны окружающей среды 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Фрагмент для ознакомления

Прошло то время, когда назначением ведения бизнеса была только максимизация прибыли. В мире растет волнение по поводу ухудшения состояния окружающей среды, люди начинают требовать, чтобы предприятия подходили к КСО более серьезно чем когда-либо.
Ведение бизнеса больше не интерпретируется как труд по максимизации прибыли. Сформировались новые тенденции, которые требуют от бизнеса прогнозируемости и инновационности с целью поиска новой экологической и эффективной продукции и технологии ее изготовления. Эти элементы улучшения бренда позволят компаниям следовать тенденциям рынка и во многих случаях оставаться впереди конкурентов.
Компании Unilever и Puma провели следующие кампании:
1. Unilever опубликовала список проблем и желаний потребителей и привлекла их придумать идеи для решения. Этот онлайновый дискуссионный форум якобы получил более 1000 идей. Из них Unilever решил внедрить от 6 до 7 процентов.
2. Puma объявила о новой коллекции "InCycle" биоразлагаемых кроссовок и рубашек, а также о переработке курток и рюкзаков.
Инвесторы уже не рассматривают зеленый сектор как сомнительную область инвестирования. Приоритетными становятся сферы энергоэффективности, альтернативной энергетики, зеленых мобильных технологий, управления цепочками поставок и инфраструктуры, а также технологии поддержки малого сельского хозяйства. Эта тенденция развития бизнеса особенно усилилось в последнее время и будет расти [3].
Эксперты прогнозируют, что основными будущими тенденциями развития КСО будут такие:
• галопирующая глобализация;
• триумф (или тирания) прозрачности;
• привлечение сотрудников;
• сотрудничество между компаниями для достижения целей КСО;
• "Зеленое движение" как влияние на выбор покупателей;
• права человека - несоответствие - потеря сотрудников;
• увеличение количества конкурентов.
Социальная ответственность компании сегодня - это основной фактор формирования корпоративной стратегии, что является сферой деятельности корпоративных структур, которая связана с добровольно взятыми на себя социальными обязательствами заинтересованных групп и общества в целом. Эта концепция активно развивается во всем мире в различных формах и проявлениях. Учитывая успешный опыт, определен ряд правил, которыми должны руководствоваться компании при формировании корпоративной стратегии, позволяющей повысить их конкурентоспособность:
• включать стратегические мероприятия КСО в стратегию корпоративного развития, начав внедрять стандарты отчетности в своей программе социально ответственного отношения предприятия в будущем с учетом принципов социальной ответственности;
• внедрять политику ответственного отношения организации к своим наемным работникам;
• создать специализированные подразделения, компетенцией которых было бы управление КСО;
• увеличить бюджеты организаций на мероприятия по КСО.
Для того, чтобы разработать эффективную бизнес-стратегию с учетом социальной ответственности, руководству компании необходимо конкретизировать перечень социальных и экологических проблем, которые испытывает их бизнес. Следует определить круг заинтересованных лиц, в том числе партнеров, которые могут поддержать социальные инициативы компании на любом этапе. На основе социального диалога можно обнаружить не только перспективных участников реализации социальных программ, но и неизвестные ранее источники дополнительных ресурсов. Документально оформленные предложения социальных инициатив помогут раскрыть новые перспективы в развитии бизнеса.
Не следует забывать о постоянном мониторинге, оценке уровня КСО и отчетности компании. Последнее стаеовится эффективным средством коммуникации с обществом, является предпосылкой выхода на международные рынки капитала, способствует развитию персонала и продвижению товаров и услуг.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНО-СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1. Разработка программы исследования

В 2017 году был проведен опрос представителей 22 предприятий (высшее звено управления или руководители соответствующих департаментов) методом персонального интервью. Почти половина опрошенных респондентов (41,6%) - руководители компаний. Респонденты владели информацией минимум на 70% (требования исследования) по каждому из следующих направлений: отношения компании с общественностью, экологические аспекты деятельности предприятия, деятельность компании по корпоративной социальной ответственности (КСО), что позволило получить объективные данные по каждому из вопросов.
Основной целью исследования было выявление главных изменений в тенденциях развития корпоративной социальной ответственности на современном этапе развития страны. Задачами исследования были: узнать как КСО понимается и реализуется в практике компаниями, которые работают в РФ; как менеджеры оценивают стимулы и самые большие препятствия при внедрении программ КСО; выделить перспективы развития КСО.
Анкета-опросник исследования содержала блоки вопросов, ответы на которые позволили исследовать следующие уровни понимания исследуемого вопроса:
• на уровне осведомленности о социальной ответственности;
• в понимании сути социальной ответственности;
• по внедрению политики и практики КСО в отношениях с сотрудниками, обществом, в организационном управлении, отношениях с потребителями, экологической ответственности компаний.
Также опросник содержал блоки вопросов относительно ограничений, стимулов и перспектив развития социальной ответственности.
В опроснике были поставлены вопросы с ответами, которые могут предусматривать поддержку более, чем одного из предложенных вариантов, поэтому общая сумма процентов превышает 100% для большинства приведенных данных.

2.2. Анализ результатов исследования

2.2.1. Понимание корпоративно-социальной ответственности

Большинство опрошенных (75%) слышали о понятии социальной ответственности бизнеса в сравнению с 25% предприятий, что не слышали об этом понятии.
К факторам, которые повлияли на эти показатели, по нашему мнению, можно отнести следующие: финансово-экономический кризис 2014-2015 годов; коммерциализация отношений медиа-компаний по размещению пресс-релизов по КСО; индивидуальное понимание термина «социальная ответственность» респондентами.
Однако в течение последних лет значительные изменения состоялись на уровне осведомленности о социальной ответственности в зависимости от размера предприятий, региона их размещения и сферы деятельности. Прослеживается прямая зависимость - чем больше компания, тем выше уровень осведомленности (см. табл.2.1).

Табл. 2.1. Осведомленность предприятий о социальной ответственности в разрезе их размера, %
До 50 человек От 50 -//- От 200 -//- Всего Слышали о понятии социальной ответственности бизнеса 66 83,3 91,7 75 Не слышали о понятии социальной ответственности бизнеса 34 16,7 8,3 25
Под социальной ответственностью компании преимущественно понимают оказание благотворительной помощи общине, развитие собственного персонала, честное ведения бизнеса и соблюдение и защиту прав человека. Меньше ассоциируют с социальной ответственностью внедрения принципов и практик подотчетности, прозрачности и этического поведения, осуществления экологических проектов и участия в региональных программах развития (рис.2.1).

Рис. 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, что означает выражение «социальная ответственность бизнеса?»», % (Составлено автором на основании результатов исследования)
Уровень понимания социальной ответственности:
- часть предприятий, которые относятся к социальной ответственности оказание благотворительной помощи общине и развитию собственного персонала является достаточно большой;
- лишь треть предприятий ассоциирует осуществление экологических проектов и участие в региональных программах развития с социальной ответственностью;
- наименьшая часть предприятий отнесли к социальной ответственности такой аспект, как открытость компании.
Как было установлено в результате исследования существует зависимость в понимании социальной ответственности в зависимости от размера предприятий. Так, с увеличением их размера растет доля предприятий, которые относят к социальной ответственности такие ее составляющие, как: внедрение принципов и практик подотчетности, прозрачности и этического поведения; применение в политике компании принципов этического и ответственного отношения к потребителям; осуществление экологических проектов и участие в региональных программах развития. Это еще раз свидетельствует о разрыве, который существует между крупными компаниями и компаниями малого и среднего бизнеса в понимании и внедрении социальной ответственности.
Так, доля тех, кто согласен с утверждением: «Бизнес должен активно участвовать в решении социальных и экологических проблем общества и жизни общества» (сумма ответов «полностью согласен» и «скорее согласен») выше (68,1%), чем тех, кто считает: «Бизнес должен только обеспечивать прибыль владельцам и платить налоги» (сумма ответов «полностью согласен» и «скорее согласен») (49,1%) (рис. 2.2). Следует отметить, что доля тех, кто абсолютно согласен с тем, что бизнес должен принимать активное участие в решении социальных и экологических проблем общества, вдвое больше, чем тех, кто абсолютно согласен с тем, что бизнес должен платить налоги и обеспечивать прибыль владельцами (29,2% против 14,9%).


Рис. 2.2. Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы согласны со следующим утверждением о роли бизнеса в жизни общества?»,% (Составлено автором на основании результатов исследования)

Анализ ответов о роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем общества по размеру предприятий показал, что доля крупных предприятий, которые считают, что бизнес должен принимать активное участие в решении указанных проблем, ниже, чем малых и средних компаний.


Рис. 2.3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считается, что бизнес является социально ответственным, если несет ответственность за влияние своих решений и деятельности на общественность и окружающую среду и способствует устойчивому развитию общества. Каково Ваше отношение к этому?»,% (Составлено автором на основании результатов исследования)

Что касается отношения компаний к необходимости внедрять политику и практику социальной ответственности, то чуть больше половины опрошенных (53,3%) отметили, что политика и практика социальной ответственности должна внедряться каждым предприятием, а меньшая часть (41,1%) убеждены, что социальная ответственность только для тех, кто хочет этим заниматься. Только 5,6% компаний считают, что они вообще не должны заниматься социальной ответственностью (рис. 2.3).
В отношении компаний разного размера к внедрению политик и практик социальной ответственности существенных разногласий нет. Доля предприятий, где работает более 20 человек, которые считают, что внедрение социальной ответственности является обязанностью каждой компании, составила 60,4%.

2.2.2. Интенсивность и приоритеты внедрения корпоративно-социальной ответственности

Большинство опрошенных (67,3%) внедряют социально ответственные мероприятия (см. Рис. 2.4).


Рис. 2.4. Анализ ответов на вопрос «Осуществляет ли Ваша компания меры, которые можно отнести к социально ответственным? Под социально ответственными мероприятиями понимается добровольная (только по собственной инициативе) забота предприятия о социальных (благосостояние работников и общества) и экологических проектах» (Составлено автором на основании результатов исследования)

Существенной разницы во внедрении социальной ответственности по размеру предприятий не наблюдается.
Наименее распространенными формами КСО для предприятий, которые внедряют социально ответственные мероприятия, является защита природных ресурсов и сотрудничество с обществом.


Рис. 2.5. Распределение ответов на вопрос: «Какие из следующих социально ответственных мероприятий осуществляет Ваша компания?» (Составлено автором на основании результатов исследования)

Чуть больше половины опрошенных компаний (55%) внедряют социально ответственные мероприятия постоянно, почти каждая десятая компания (9%) - несколько раз в полгода. Остальные предприятия - периодически (см. Рис. 2.6).


Рис. 2.6. Частота осуществления социально ответственных мероприятий «Как часто Ваша компания осуществляет меры, которые можно отнести к социально ответственным?» (Составлено автором на основании результатов исследования)

Весомыми являются такие факторы, как рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти (см. Рис. 2.7).

Рис. 2.7. Ответы респондентов на вопрос «Какие факторы побуждают Вашу компанию осуществлять социально ответственные мероприятия? (отметьте все, что подходит)» (Составлено автором на основании результатов исследования)

Основная причина – это моральные соображения и внутренние побуждения.
Почти треть (32,7%) опрошенных компаний отметила, что они не осуществляют меры по социальной ответственности. Для большинства из них (61,4%) программы / мероприятия по социальной ответственности не актуальны из-за нехватки средств (рис. 2.8).


Рис. 2.8. Почему программы / мероприятия по социальной ответственности не актуальны для Вашей компании на данный момент? (Составлено автором на основании результатов исследования)

Нехватка средств является основным фактором отсуствия программ социальной ответственности для малых предприятий;

2.2.3. Практики корпоративно-социальной ответственности

Хотя большинство компаний считает оказание благотворительной помощи общине проявлением социальной ответственности (рис. 2.9.), только треть предприятий (37,5%) осуществляет социальные инвестиции в общество.
42% компаний отметили, что они оказывают разнообразную помощь региону, где расположены их предприятия. Самыми распространенными практиками оказания помощи региона (общине) среди компаний являются:
• помощь в благоустройстве территории (30,5%);
• программы создания рабочих мест (18,7%);
• предоставление рабочих мест инвалидам (8,6%);
• содействие реализации экологических проектов (8,3%);
• предоставление финансовой помощи местным властям в решении социальных проблем (8,1%) (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Как именно Ваша компания помогает развитию регионов (общин, местностей), где она находится, или имеет свои филиалы, представителей? (Составлено автором на основании результатов исследования)

Одним из самых популярных для предприятий является реализация экологического аспекта социальной ответственности. По результатам опроса выяснилось, что половина предприятий осуществляет мероприятия по охране окружающей среды (рис. 2.10).
Преимущественно это малые и средние предприятия.
На предприятиях, которые придерживаются экологической ответственности, самыми распространенными являются практики внедрения энергосберегающих технологий (для 26% предприятий) и программы сортировки и утилизации отходов (для 27% предприятий).


Рис. 2.10. В каких направлениях Ваша компания осуществляла экологически ответственные мероприятия? (Составлено автором на основании результатов исследования)

Наименее распространенными практиками являются меры по защите водных / лесных / земельных и других природных ресурсов и меры по уменьшению выбросов в окружающую среду (уменьшение выбросов в окружающую среду внедряли 8,5%, защита водных / лесных / земельных и других природных ресурсов - 7,9% предприятий).
Крупные и средние компании чаще, чем малые, осуществляют мероприятия по уменьшению выбросов в окружающую среду, по защите водных / лесных / земельных и других природных ресурсов, внедряют энергосберегающие технологии. Программы внедрения «зеленого офиса» характерны для крупных предприятий и малых компаний.
Существование достаточно небольшого количества компаний, которые внедряют мероприятия по экологической ответственности, обусловлено, по нашему мнению, необходимостью инвестиций и тем, что предприятия не задумываются о последствиях влияния на окружающую среду. Половина представителей компаний (50%) не имеет четкого ответа относительно процедуры учета предприятием возможных последствий влияния производства или продукта на окружающую среду. Подавляющее большинство предприятий, которые учитывают такие последствия, осуществляют это через измерения энерго- и водопотребления (38,5%), 14% - изучает мнение общественности.
Предприятия не имеют четкого ответа и о поведении компаний в случае, когда продукт или производственный процесс будет иметь нежелательный эффект для окружающей среды, если этот аспект не учтен действующим экологическим законодательством. Так, 58% считают, что в этом случае компании будут вкладывать средства для устранения (преодоления) такого эффекта, 42% считают, что нет.
Оценивая влияние внедрения программ / мер по социальной ответственности, респонденты дали следующие ответы:
• 62% компаний считают, что они принесли настоящую пользу для общества;
• 70% - улучшение отношения работников к компании;
• 53% - улучшение репутации компании;
• 48% - улучшение экономических показателей компании (сумма ответов «скорее да» и «да»).

2.2.4. Перспективы внедрения корпоративно-социальной ответственности бизнеса

Подавляющее большинство компаний (76,5%) считает, что льготное налогообложение для предприятий, которые внедряют социальную ответственность, может стимулировать развитие социальной ответственности компании (рис. 2.11).


Рис. 2.11. Что или кто, по Вашему мнению, может стимулировать социальную ответственность Вашего бизнеса? (Составлено автором на основании результатов исследования)



Рис. 2.12. Ответ на вопрос: «Какие препятствия являются наиболее серьезными при осуществлении программ /мероприятий по социальной ответственности Вашей компанией?» (Составлено автором на основании результатов исследования)

Каждое десятое опрошенное предприятие (11%) основным препятствием внедрения КСО определило отсутствие или слабость общественного интереса (рис. 2.12).

2.3. Практические рекомендации по модернизации корпоративно-социальной ответственности бизнеса в области охраны окружающей среды

Группой экспертов в рамках одной из программ Фонда «Институт экономики города» было предложено два показателя: комплексный индекс, который рассчитывается как отношение суммы всех выплаченных налогов, социальных расходов, инвестиций в основной капитал в текущих расходов производственного назначения; и индикатор социальных расходов, который рассчитываются как отношений суммы социальных расходов в чистой прибыли предприятия.
Основным недостатком этого подхода является то, что все расходы, связанные с социальной деятельностью фирмы сведены воедино. Поэтому, очень сложно установить объем затрат, связанный с ответственностью фирмы или ее долгом перед коллективом и обществом.
Введение экологической ответственности бизнеса с целью достижения устойчивого развития должно стать стратегическими решениями, которые повлияют на внутреннее развитие фирмы, отношения между стейкхолдерами, организациями и властью. Таким образом, фирмы должны сосредоточиться на всех аспектах устойчивого развития - экономическом, экологическом и социальном. Речь идет о минимизации экологической нагрузки от развития и роста предприятия. Так, на пути к устойчивому развитию экологическая ответственность должна быть не просто атрибутом, что обеспечивает соответствующий имидж на международной арене или отечественном рынке и приверженность потребителей, дополнительные конкурентные преимущества, популярность, а стать жизненной философией для всех людей, стран, правительств, корпораций и компаний. При этом фирма приобретает долгосрочные конкурентные преимущества в виде всестороннего сотрудничества (между бизнесом, общественностью и властью) и технологической кооперации. В результате организация получает общественную репутацию и улучшение имиджа, рост стоимости нематериальных активов.
Кроме того, значительные преимущества от внедрения экологической ответственности бизнеса получает государство и общество: решение части ключевых экологических вопросов, соответствие нормам и стандартам мировой экономики с учетом экологической составляющей, сохранение здоровья населения и др.

Заключение

В завершение можно сделать следующие выводы:
Репутация компании является важным фактором конкурентоспособности на рынке. На пути к устойчивому развитию корпоративная репутация должна также учитывать влияние предприятия на окружающую среду и внедрение экологической ответственности бизнеса. Более того, фирмы должны рассматривать защиту окружающей среды как конкурентные преимущества, а не как дополнительные расходы или отложенную угрозу. Кроме того, конкурентные преимущества от экологической ответственности бизнеса могут быть не просто внутренними, а переходить в разрез внешних - социальной законности, прозрачности и сотрудничества.
Анализ существующих подходов к оценке КСО показал, что наряду с существованием многих точек зрения, сегодня не существует единого подхода, который бы учитывал все недостатки и позволил комплексно оценить уровень КСО. Поэтому, считается необходимым использовать одновременно несколько подходов и оценивать социальную ответственность как количественно так и с использованием качественных показателей.

Список литературы


Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность. Учебное пособие. Тюмень, 2012. С. 118.
Беляева И. Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. -М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: еволюция концепции / Ю. Е. Благов ; Высш. шк. менеджмента СПбГУ. — 2-е изд. — СПб : Высш. шк. менеджмента, 2011 - 321 с
Боравская Т.В. Социально-экологическая ответственность бизнеса // Российский промышленно-экологический форум // www. rospromeco. Com (дата обращения 16.03 2018)
Гришнова О. А. Экологический вектор социальной ответственности / А. А. Гришнова, В. П. Думанская // Экономика и управление. - 2011. - № 3. - C. 32-41
ИСО 26000 – Социальная ответственность. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/iso26000.htm (дата обращения 16.03 2018)
Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ. URL: http://www.csrjournal.com/748-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-i.html (дата обращения 16.03 2018)
Ларионов В. Развитие экологического предпринимательства в современной экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2012.- №2. - С. 53-57
Портнов В.А. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление инновационного развития региона // Вестн. Волгогр. гос. ун-она.- Серия 3: Экон. экол.- 2012.- №1. - С. 125-130
Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада. Материалы исследования. — М.: ООО «Деловая Россия», 2014. С. 85.
Томашевская Н.Н. Гуманизация экономической парадигмы в обществе потребления услуг // Развитие и экономика.- 2011.- №1. - С. 108-109
Якимец В. Н. Социальные инвестиции российского бизнеса. Механизмы, примеры, проблемы, перспективы: учеб, пособ. / В. Н. Якимец. - М.: Букинист, 2005. - 184 с.
Якимец В.Н. Социальное партнерство и маркетинг. М., 2012. С. 48.
Ackerman, R. W. Нow Companies Respond to Social Demands // Harvard University Review. 1973. No. 51(4).
Belz, F.-M, Binder, JK (2014). Corruption and Climate Change, Wages and Waste: Turning Social and Ecological Problems into Entrepreneurial Opportunities. European Academy of Management (EURAM) 4-7 June, 2014 in Valencia (Spain) // noppa.aalto.fi
Bowen H. 1953. Social responsibilities of the businessman / H. Bowen // Harper & Row. — N.Y
Carroll A. B. 1979. A three-dimensional conceptual model of corporate performance / A. B. Carroll // Academy of Management Review. — Vol. 4(4). — Р. 497—505
Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business horizons. – 1991. – Т. 34. – №. 4. – С. 39-48
Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. un - documents. net / ocf -02. htm # I (дата обращения 16.03 2018)
Davis K. 1960. Can business afford to ignore social responsibilities? / K. Davis // California Management Review. — Vol. 2 (3). — Р. 71
Freemen RE Strategic management: a stakeholder approach / RE Freemen. - Boston: Pitman Publishing, 1984
Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profit // The New York Times Magazine. - 1970. - September. -№ 13. Р. 177.
Guide to Corporate Sustainability // United Nations Global compact // www.unglobalcom- pact.org (дата обращения 16.03 2018)
Hart Stuart L. A natural resource-based view of the firm / Stuart L. Hart // Academy of Management Review. - 1995. - Vol. 20. - P. 986-1014
ISO 14000 - Environmental management // International Organization for Standardization // www.iso.org (дата обращения 16.03 2018)
ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". URL:http://www.iso.org/iso/ru/catalogue_detail?csnumber=42546 (дата обращения 16.03 2018)
ISOfocus July-August 2014 // International Organization for Standardization // www.iso.org (дата обращения 16.03 2018)
Mason, C, Brown, R. (2013). Entrepreneurial Ecosystems and Growth Oriented Entrepreneurship // Entrepreneurial Ecosystems and Growth Oriented Entrepreneurship The Hague, Netherlands, 7th November 2013 // www.oecd.org (дата обращения 16.03 2018)
Our Participants // United Nations Global compact // www.unglobalcompact.org (дата обращения 16.03 2018)
Reporting Principles and Standard Disclousures // Global Reporting Initiative // www.globalre- porting.org (дата обращения 16.03 2018)
Sethi S.P. 1975. Dimensions of corporate social performance an analytical framework. California Management Review 17 (3) — Р.58-64
Social responsibility in Spain. Practices and motivations in films / J.-M. Prado-Lorenzo, I. Gallego-Alvarez (дата обращения 16.03 2018)
Swanson D.L.1995. Addressing a theoretical problem by reorienting the corporate social performance model. Academy of Management Review 20(1) — P.43-64
Valeryanovna, SP (2012). Ecological entrepreneurship as a basis for social responsibility of business. International Journal of Economic Sciences, I (1): 56-64
Wartick S.L. Cochran P.L. 1985. The evolution of the corporate social performance model. Academy of Management Review 10 (4) — Р.758
Wood D.J.1991. Corporate social performance revisited. Academy of Management Review 16 (4) — P.713

Приложения













2





Филантропическая ответственность


Этическая
ответственность

Правовая ответственность

Экономическая ответственность

(ІІІ)
Только этическая

(ІV)
Экономическая/
Этическая
ответственность

(VІ)
Правовая/
Этическая
ответственность

(VІІ)
Экономическая/
Правовая/
Этическая
ответственность

(V)Экономическая/
Правовая
ответственность

(І)
Только економическая

(ІІ)
Только
правовая

правовая ответственность

этическая ответственность

дискреционная ответственность

СОВОКУПНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

экономическая ответственность

1. Бакша Н.В., Данилюк А.А. Корпоративная социальная ответственность. Учебное пособие. Тюмень, 2012. С. 118.
2. Беляева И. Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. -М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
3. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: еволюция концепции / Ю. Е. Благов ; Высш. шк. менеджмента СПбГУ. — 2-е изд. — СПб : Высш. шк. менеджмента, 2011 - 321 с
4. Боравская Т.В. Социально-экологическая ответственность бизнеса // Российский промышленно-экологический форум // www. rospromeco. Com (дата обращения 16.03 2018)
5. Гришнова О. А. Экологический вектор социальной ответственности / А. А. Гришнова, В. П. Думанская // Экономика и управление. - 2011. - № 3. - C. 32-41
6. ИСО 26000 – Социальная ответственность. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/iso26000.htm (дата обращения 16.03 2018)
7. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для РФ. URL: http://www.csrjournal.com/748-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-i.html (дата обращения 16.03 2018)
8. Ларионов В. Развитие экологического предпринимательства в современной экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2012.- №2. - С. 53-57
9. Портнов В.А. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление инновационного развития региона // Вестн. Волгогр. гос. ун-она.- Серия 3: Экон. экол.- 2012.- №1. - С. 125-130
10. Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада. Материалы исследования. — М.: ООО «Деловая Россия», 2014. С. 85.
11. Томашевская Н.Н. Гуманизация экономической парадигмы в обществе потребления услуг // Развитие и экономика.- 2011.- №1. - С. 108-109
12. Якимец В. Н. Социальные инвестиции российского бизнеса. Механизмы, примеры, проблемы, перспективы: учеб, пособ. / В. Н. Якимец. - М.: Букинист, 2005. - 184 с.
13. Якимец В.Н. Социальное партнерство и маркетинг. М., 2012. С. 48.
14. Ackerman, R. W. Нow Companies Respond to Social Demands // Harvard University Review. 1973. No. 51(4).
15. Belz, F.-M, Binder, JK (2014). Corruption and Climate Change, Wages and Waste: Turning Social and Ecological Problems into Entrepreneurial Opportunities. European Academy of Management (EURAM) 4-7 June, 2014 in Valencia (Spain) // noppa.aalto.fi
16. Bowen H. 1953. Social responsibilities of the businessman / H. Bowen // Harper & Row. — N.Y
17. Carroll A. B. 1979. A three-dimensional conceptual model of corporate performance / A. B. Carroll // Academy of Management Review. — Vol. 4(4). — Р. 497—505
18. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business horizons. – 1991. – Т. 34. – №. 4. – С. 39-48
19. Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. un - documents. net / ocf -02. htm # I (дата обращения 16.03 2018)
20. Davis K. 1960. Can business afford to ignore social responsibilities? / K. Davis // California Management Review. — Vol. 2 (3). — Р. 71
21. Freemen RE Strategic management: a stakeholder approach / RE Freemen. - Boston: Pitman Publishing, 1984
22. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profit // The New York Times Magazine. - 1970. - September. -№ 13. Р. 177.
23. Guide to Corporate Sustainability // United Nations Global compact // www.unglobalcom- pact.org (дата обращения 16.03 2018)
24. Hart Stuart L. A natural resource-based view of the firm / Stuart L. Hart // Academy of Management Review. - 1995. - Vol. 20. - P. 986-1014
25. ISO 14000 - Environmental management // International Organization for Standardization // www.iso.org (дата обращения 16.03 2018)
26. ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". URL:http://www.iso.org/iso/ru/catalogue_detail?csnumber=42546 (дата обращения 16.03 2018)
27. ISOfocus July-August 2014 // International Organization for Standardization // www.iso.org (дата обращения 16.03 2018)
28. Mason, C, Brown, R. (2013). Entrepreneurial Ecosystems and Growth Oriented Entrepreneurship // Entrepreneurial Ecosystems and Growth Oriented Entrepreneurship The Hague, Netherlands, 7th November 2013 // www.oecd.org (дата обращения 16.03 2018)
29. Our Participants // United Nations Global compact // www.unglobalcompact.org (дата обращения 16.03 2018)
30. Reporting Principles and Standard Disclousures // Global Reporting Initiative // www.globalre- porting.org (дата обращения 16.03 2018)
31. Sethi S.P. 1975. Dimensions of corporate social performance an analytical framework. California Management Review 17 (3) — Р.58-64
32. Social responsibility in Spain. Practices and motivations in films / J.-M. Prado-Lorenzo, I. Gallego-Alvarez (дата обращения 16.03 2018)
33. Swanson D.L.1995. Addressing a theoretical problem by reorienting the corporate social performance model. Academy of Management Review 20(1) — P.43-64
34. Valeryanovna, SP (2012). Ecological entrepreneurship as a basis for social responsibility of business. International Journal of Economic Sciences, I (1): 56-64
35. Wartick S.L. Cochran P.L. 1985. The evolution of the corporate social performance model. Academy of Management Review 10 (4) — Р.758
36. Wood D.J.1991. Corporate social performance revisited. Academy of Management Review 16 (4) — P.713

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье изучаются теоретические аспекты корпоративно социальной ответственности бизнеса в области охраны окружающей среды. Речь идет о развитии данного понятия, его основах и типологии.

Какие аспекты развития зарубежной корпоративно социальной ответственности в области охраны окружающей среды рассматриваются в статье?

В статье анализируются аспекты развития корпоративно социальной ответственности в области охраны окружающей среды за рубежом.

Что рассматривается в анализе сущности и типологии понятия корпоративно социальная ответственность бизнеса?

В статье производится анализ сущности и типологии понятия корпоративно социальная ответственность бизнеса в области охраны окружающей среды.

Какие компоненты экологической составляющей корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются компоненты экологической составляющей корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний. Более подробная информация представлена во втором параграфе.

Какие основные выводы можно сделать из статьи о экологической составляющей корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний?

Основные выводы из статьи о экологической составляющей корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний заключаются в том, что данная составляющая является важной и должна учитываться в деятельности бизнеса.

Что такое корпоративно социальная ответственность автомобильных компаний?

Корпоративно социальная ответственность автомобильных компаний - это концепция, согласно которой компании должны принимать ответственность за свои воздействия на окружающую среду и прилагать усилия для ее сохранения и защиты.

Какое значение имеет экологическая составляющая в корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний?

Экологическая составляющая в корпоративно социальной ответственности автомобильных компаний имеет огромное значение, так как автомобильные компании значительно влияют на окружающую среду через выбросы вредных веществ и потребление ресурсов. Поэтому компании обязаны принимать меры для минимизации негативного воздействия на окружающую среду и внедрять технологии и практики, способствующие ее сохранению.

Какие теоретические основы лежат в основе корпоративно социальной ответственности предприятий в области охраны окружающей среды?

Теоретические основы корпоративно социальной ответственности предприятий в области охраны окружающей среды основаны на идеях устойчивого развития, при котором компании уделяют особое внимание сбережению природных ресурсов, ограничению выбросов и расходу энергии. В данной области также активно используются концепции экологической эффективности и экологической ценности, которые помогают определить степень окружающего воздействия компаний и оценить их социальные и экономические результаты.

Какие меры могут принять автомобильные компании для минимизации негативного воздействия на окружающую среду?

Автомобильные компании могут принять ряд мер для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Например, они могут разрабатывать и внедрять экологически чистые технологии производства автомобилей, улучшать системы обработки выбросов, сокращать потребление энергии и воды в производственных процессах, а также стимулировать потребителей к более эко-дружелюбному использованию автомобилей. Кроме того, компании могут поддерживать инициативы по охране окружающей среды, например, финансировать и проводить экологические программы и проекты.

Что такое корпоративно социальная ответственность (КСО)?

Корпоративно социальная ответственность (КСО) – это концепция, согласно которой компании принимают на себя ответственность за свои влияние на общество и окружающую среду. Это означает, что компании стремятся выполнять свою деятельность таким образом, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде и приносила вклад в социальное развитие общества.