«Грезы любви» Ф. Листа в контексте фортепианной педагогики
Заказать уникальную дипломную работу- 41 41 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 05.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФЕРЕНЦ ЛИСТ В ПАНОРАМЕ 6
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Ференц Лист и его время 6
1.2 Основные положения фортепианной реформы венгерского композитора 17
1.3 О принципах фортепианной педагогики Ф. Листа 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ГРЕЗЫ ЛЮБВИ. ТРИ НОКТЮРНА», S. 541 36
Ноктюрн 1. Hohe Liebe («In Liebesarmen») 36
Ноктюрн 2. Seliger Tod («Gestorben war ich») 36
Ноктюрн 3. «О, lieb, solang du lieben kannst» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
2) приходить к принципам в изучении.В музыке все трудности были для него сведены к определенномунабору основных пассажей, которые представляли ключи ко всему. Эти «ключи», или как еще по-другому он сам их назвал, «фундаментальные формулы», делали обобщение всех встречавшихся в фортепианной музыке технических комбинаций.После освоения одной технической комбинации, пианист без труда смог бы преодолеть целую последовательность трудностей в технике, имеющих один тип. Как предупреждал Лист, составление «формул» и владение ими требует от пианиста большого внимания и усилий, и что недопустимо прельщаться очевидной легкостью некоторых «фундаментальных формул». Можно полагать себя обладателем данных формул только после их тщательного освоения.К примеру, когда в произведении встретится техническая трудность, мы ее изучаем во всех тональностях и анализируем. Такие упражнения должны продолжатьсяпо несколько часов.Чем большим числомключей -формул владеет пианист, тем более широкими техническими возможностями он будет обладать, тем больше произведений он может изучать без больших затрат времени. Лист полагалважным, чтобы пианист во время исполнения не задумывался над техникой исполнения произведений, поэтому он так настаивал на проведении предварительной работы над формулами.Для Листа уровень виртуозности определялся навыкомпрочесть с листа сложные в техническом отношении произведения. Сам Лист владел данными формулами в совершенстве, и с поражающей легкостью мог с листа прочесть любое произведение: ничто не могло его остановить, так как он заранее знал все, что только встречается в музыке.Листу достаточно было перелистать произведение и взглянуть нанего, как у Листа уже сложилось конкретное музыкальное представление о нем. Оставалось только выучить его на память. Лист в помощь пианистам создалсвой труд «Технические этюды», где отобразилбазовые методы работы с фундаментальными формулами.Но многое из того, что применял сам Лист в период своей активной деятельности, не входило в этот труд. Без сомнений, гораздо большее значение в целях познания основы пианизма Листа имел бы «фортепианный метод», над которым Лист работал в Женевев годы молодости.Несмотря на поиски исследователей, к сожалению, данный его труд пока не обнаружен. Известно, что Лист намеревался его посвятить консерватории в Женеве, в которой он тогда преподавал, и даже был намеренпередать ей права собственности на издание.Ноданному труду, который имеетогромную педагогическую ценность, не суждено было выйти в жизнь. Лист, который был отвлечен другими идеямиуехал из Женевы, и забыл о «Методе»; нотоиздатель неверноразместилна хранениедоски, и они были уничтожены, рукописиже исчезли без следа. Классификация фундаментальных формул.Все технические трудности Лист поделил на четыре больших класса. Аккорды и октавы;Арпеджио и гаммы;Тремоло 3) Двойные ноты Лист считал самыми легкими классами аккорды, октавы, трели и тремоло.И это, не случайно: вышеуказанные виды техники были его стихией и являлись для него меньшей трудностью, чем остальные.Тут сказалась его природная склонность ко всякого рода вибрирующим движениям и постоянное устремление к монументальной, комплексной игре «аль фреско». К первому классу техники Лист отнеснижеследующие фундаментальные формулы: а) простые и ломаные октавы, которые построены как по ступеням гаммы, так и по различным диссонирующим и консонирующим сочетаниям. б) разнообразные аккорды из трех, четырех и пяти звуков.Лист при изучении вышеуказанных формул придерживался определенной последовательности. 1) Октавы репетиционные, должны многократно повторяться на одних и тех же нотах (с обязательным проигрыванием всей гаммы). 2) Октавы ломаные, так же многократно повторяемые 3) Аккордовые последовательности различного типа: по звукам трезвучий, септаккордов и так далее.4) Гаммы октавами (ломаными и простыми) - во всех тональностях и по всей клавиатуре. Все эти упражнения необходимо проделывать много раз, и, что является особенно важным, с динамическими оттенками от рр до ff. При этом нужно не делать лишних движений: кисть должна быть эластичной и гибкой, пальцы свободными и активными, а предплечье - неподвижным.Все это необходимо проделывать «мертвой рукой». Вплоть до последних лет жизни Листпосвящалнесколько часов упражнениям, и часто использовал фильдовским приемом занятий на инструменте.На тыльную сторону кисти клали большую монету, которая не должна была соскользнуть от резких движений во время игры, таким образом, вырабатывалось положение спокойной кисти. Однако листовская неподвижность не означает какой-бы то ни было зажатости и оцепенелости. Ко второму классу техники Лист относил трели и тремоло.Их изучение он рекомендовал начинать особыми предварительными упражнениями на повторение одного и того же звука.Все неиграющие пальцы при этом в естественном расположении должны лежать на клавишах, а поскольку четвертый палец слабее остальных, его надо упражнять больше других пальцев. Далее у Листа идут упражнения в простых трелях, без выдержанных звуков с переменными акцентами и разными аппликатурами при разнообразных комбинациях черных и белых клавиш, а также упражнения в квартовых, терцовых, секстовых и октавных трелях.В заключении Лист дал технические формулы для разного рода двойных трелей - в противодвижении, с переменным числом голосов, с переменным ходом голосов, которые помогают достижению полифонической самостоятельности пальцев.Лист бесспорно, не видел больших различий между тремоло и трелями: природа данных видов техники была для него одинаковой. Трель он видел как сжатое тремоло, тремоло как расширенную трель.По этой причине он не создал специальный раздел для тремоло в своих «Технических этюдах». Зато в этюдах он великолепно суммирует свои приемы и воззрения в области техники.Аппликатура диатонических гамм терциями, симметрично повторяемая из октавы в октаву выдержана у Листа в традиционном духе, хотя она и имеет некоторые отличия от трех видов аппликатур, которые были предложены Черни. Но это аппликатура гаммы C-dur, она не должна рассматриваться как нечто совершенно неизменное.Но сочетание 3-го и 5-го пальцев применяется им в пределах октавы только один раз, изменяется только ступень, на которую оно попадает. В терцовых же последовательностях, которые не требовали legato Лист охотно использовал единообразную аппликатуру.Аппликатура диатонических гамм секстами 1) Без употребления - путем многократного и последовательного, сочетания 2) С употреблением - путем применения один раз в пределах октавы комбинации. Как видно из этих примеров, Лист не был сильноозабочен, на какую из клавиш - белую или черную - придется первый палец, он мог употреблять его с одинаковым успехом несколько раз подряд и где угодно.Кроме обычных гамм двойными нотами, среди фундаментальных формул 3-го класса у Листа можно встретить и гаммы с попеременным ударом рук.Лист уделял много вниманияданным формулам и использовал их во всех возможных видах.Но то, что было для него доступным, было невозможным для большинства. К сожалению, некоторые из его комбинаций так и не превратились в общеупотребительные. Четвертый класс техники – арпеджио и гаммы - Лист считал самым трудным.Он постоянно предостерегал от поспешности, здесь же он делает это с особенной настойчивостью. Он не советовал преждевременно задавать ученикам гаммы без повторяющихся нот; это, как полагал Лист, не проходит безнаказанно: ученик, который приступил к изучению гамм, без предварительной ступени, может легко приобрести плохие навыки.Вот почему настолькомногочисленны и разнообразны у композитора подготовительные для гамм упражнения. Он внес в них все, что могло послужить для развития и укрепления пальцев, упражнения, созданные для двух, трех, четырех и пяти пальцев. Лишь после активной работы над данными подготовительными упражнениямиФеренцполагал возможным приступить к игре гамм. Приведем рекомендации Листа к игре гамм; «нужно их играть связно и медленно, ударяя подушечками пальцев по клавишам: пальцы должны быть вытянутыми, но не закругленными, большой палец должен скользитьнепринужденно и легко, рука находится всуть заметном уклоне внутрь.Каждая нота гаммы должна браться полным звуком, при хорошем упоре пальца. На начальных стадияхопасно играть гаммы поверхностно, быстро, заглушено или слабо по звучности». У Листа аппликатура хроматических гамм являлась довольно разнообразной и необычной. Он применял как три, так и четыре пальца. Аппликатуру для пяти пальцев одновременно пианист не использовал, хотя в числе его подготовительных работ присутствовали такие, которые свидетельствовали о том, что он подходил вплотную к данной идее.Что касаемо арпеджий у Листа преобладают такие же подходы,только с той разницей, что на долю первых пальцев и кисти приходились еще более серьезные задачи. Ференц Лист, при совершении переворота в технике фортепианной игры, придавал арпеджиям огромное значение.Желание извлечьполный красочный звук, к использованию всего потенциала клавиатуры ставило его перед необходимостью коренных изменений техники арпеджий.Подход к арпеджиям Листа понятен: аккорд, который составляетбазу арпеджий должен как бы существовать в готовом виде. Без этого трудно достигнутьуверенности, крепости, и, самое основное, широты охвата клавиатуры.Лист не случайно в своих «технических упражнениях» наряду с разнообразнымитипами простых арпеджий, давал большой ряд упражнений на арпеджии укрупненные, в секстах, терциях, децимах. Сутьтаких упражнений, которые последовательно проводились во всех тональностях, является понятной. Данный упражнениявыступали как способ«цементирования» небольших частей в единое целое; они спаивали разрозненные звуки арпеджий в целостный й комплекс аккордов.Техническая система Листа таким образом, имела вид замкнутого круга.Лист пришел к тому с чего начинал - к аккордам. Аккордовая техника является основой техники пианиста, ее началом и концом. После раскрытия определенного содержания фундаментальных формул Листа возможно сделать некие выводы об их сущности.Как правило, эти формулы выявлялиу него определенный вид движений, так называемый «двигательный ключ». Концепция Листа является понятной: после овладения приемами игры октав, даже самых простых, пианист приобретаетнадежные ключидля самых сложных октавных пассажей, при владенииприемами репетиционной техники, «схватив» вибрационный вид движения, пианист сможет исполнить любую разновидность такого рода техники.ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ «ГРЕЗЫ ЛЮБВИ. ТРИНОКТЮРНА», S. 541Ноктюрн № 1. Hohe Liebe («In Liebesarmen»)Ноктюрн № 2. Seliger Tod («Gestorben war ich»)Ноктюрн № 3. «О, lieb, solang du lieben kannst»Склонность к лирическим формам изложения миниатюрных форм объясняет присутствие в творчестве Ференца Листа жанра ноктюрна. Огромную роль слоя жанровых проявлений играли родственные связи, которые зачастую пересекались с творческими.Относительно ноктюрна № 3 «Грезы любви», важно отметить, что он был написан Листом в расцвете его фортепианной деятельности.Грустная и тихая музыка Ференца Листа «Грезы Любви» (Ноктюрн №3) посвящена Каролине Петровне Витгенштейн, которая была самой большой любовью в жизни великого композитора. К сожалению, история любвибыла трагичной и не имела счастливого конца, но благодаря ей музыкальная культура мира пополнилась множеством прекрасных мелодий. Не только счастливая любовь может сотворить чудеса, но и любовь, проходящая через препятствия и страдание. Ноктюрн № 3 «Грезы любви» Ф. Листа начинается кратким вступлением. Форма с ходом после повтора в С dur (АВА1), присутствует сочетание фигурации и псалмодии.Тональность - ля - бемоль мажор. Фактура аккордовая и гомофонно - гармоническая. Она передает лирические настроения Листа, именно это произведение он посвящает своей возлюбленной.Мелодическая линия ноктюрна певучая и плавная. Она охватывает большой диапазон. Характер мелодики соответствует настроению, которое раскрывает произведение. Плавная мелодия звучит в среднем регистре, богатом арпеджированным аккомпанементом.Главная тема первой части является спокойной, изначально проходит в среднем голосе. Показательнымвыступает повсеместное восходящее направление арпеджированных аккордов аккомпанирующего пласта фактуры, особая легкость и невесомостьарфообразных фигураций, возносящихся к небесам.Тема первой части повторно звучит в октавном удвоении и фактурное звучание находится в соответствии хоральности (многоголосию).Вторая ведущая тема части (средний раздел) выступает как интонационно близкой первой, но звучит болееоживленно и наполнено. Важно отметить, что в отличии от первой нежной и воздушной первой темы, она обладает болеенасыщенным и густым звучанием.Далее идет возвращение главной темы (А), которая сильнопреображается (А1). Хоральный склад фактуры сменяется невесомыми разложенными аккордами аккомпанемента. При повторном звучании она становится мощным воспеванием идей Любви. Ноктюрн № 3 завершается изложенной четырехзвучными аккордами на f величественной второй темой.В 27 такте происходит отклонение к тональности «си мажор», что помогаетв раскрытиинежных чувств и образа.Ференц Лист использует различные формы аккордов, помогающихпри раскрытии нежных чувств любви, раскрытию образа помогает плавное нисходящее движение басового голоса, по хроматизмам.Заметная роль отведена аккордам шестой и четвертой ступеней, они всегда звучат неустойчиво и просят разрешений в основные ступени, таким способом увеличивается прозрачность звучания ноктюрна.Красочная функция фигурации обрела у Листа оригинальную разработку, он нашел специальные приемы путем комбинированного примененияфигурационных и гармонических средств. Это отображается в быстром фигурационном сопоставлении минорной доминанты, и субдоминанты в краткой каденции ноктюрна «Грезы любви» появляется иллюзия мерцания.Тематическая разработка музыкальных материалов Ноктюрна № 3 «Грезы любви» Ференца Листа основана на технике развертывания мотивов, на импровизационной игре с ними, на раскрытии их конкретных возможностей. В ряду приемов можно назвать изменения в самой структуре мотива (изменение величины отдельных интервалов, их соподчинения, дробление единиц, смена направления движения), а также изменения метроритмических соотношений внутри мотива (уменьшение и расширение), смену ритмических соотношений между отдельными частями, введение нового ритмического рисунка.Одним из самых важных является прием замены регистровки, тональности, динамики, сопровождения и других элементов, формирующих музыкальную интонацию. В оформлении ноктюрновской музыкальной ткани серьезный подход проявлен не менее изобретательно.Ноктюрн № 3 «Грезы любви» Ференца Листа звучит словно романтическая поэма. Он должен исполняться с большим эмоциональным подъемом. Патетичность декламации вызывает к жизни все приемы романтического стиля в исполнительстве - огромную динамическую амплитуду (от р к f), темповую свободу, когда пассажи выполнены accelerando, а кадансовые обороты - ritardandо.ЗАКЛЮЧЕНИЕО значении творчества Ференца Листа в развитии культуры Европы можно рассуждать сколь угодно долго, потому что оно оказалось на самом деле неоценимым.Как Глинка - Россию, как Шопен - Польшу, так и Лист открыл миру свою родину - Венгрию, что уже говорит само за себя. Лист отдал много сил и времени построению музыкальной культуры своей родины. Он посодействовал учреждению в Будапеште Музыкальной академии, и после ее открытия в 1875 году был ее первым президентом, а также профессором в фортепианном классе.Достижения творчества Листа во многом явилисьопорой для венгерской национальной музыки.Лист пользовался большим авторитетом в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения мирового искусства во всех странах. Композиторы национальных школ -Альбенис, Григ и другие - находили у него всеобъемлющую поддержку. Хорошо был знаком Лист и с творчеством русских композиторов-Бородина, Алябьева, Глинки, Варламова, Кюи, и других.Творческая деятельность Листа была удивительно многогранной. Лист, как смелый новатор, обогатил музыку новыми выразительными средствами и новыми идеями. Он широко применял программность в музыке как жанр, который несс собойчастицы демократизма; регулярно обращался к народу как к кладезю жизненных сил искусства. Лист с упорствомпознавал характер жизни народа, быта собственной родины, ее музыкального наследия.Поставив перед собой цель обновить музыкуметодом ее внутренних связей с поэзией и свободы художественного содержания от схематичности, Лист пришел к созданию новой музыкальной формы - одночастной симфонической поэмы. Круг образов, который был воплощен им в этой форме, является чрезвычайно широким- от античного мифа об Орфее и бессмертных героев Гете и Шекспира до образов современной Листу живописи и поэзии. Но среди этого тематического многообразия выступает главная тема творчества Листа - жизненный подвиг человека, его борьба за гуманистические идеалы, вечное стремление к свету свободе и счастью.Лист также совершил кардинальный переворот в пианистической технике, ввел «симфоническую трактовку» фортепиано, которая была основана на многокрасочности и полнозвучности. По меткому выражению известного музыкального критикаСтасова, «начиная с Листа, для фортепиано стало возможно все». Несомненно, это - одна из самых важных частей его вклада в развитие мировой музыкальной культуры.Облик Листа был противоречивым, в нем отражалисьсомнения, порывы и разочарования его поколения. В нем уживались приверженность к католицизму и искреннее сочувствие революционному движению. Но в одном он оставался верен себе всю жизнь - в служении своему искусству.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Альшванг А.Ференц Лист//Альшванг А. Избранные сочинения. Т.2. М., 19652. Арановский М. Что такое программная музыка.М., 19623. Асмус В. Музыкальная эстетика философского романтизма.- № 1 -М., 1934.4. Бородин А. Воспоминания о Ференце Листе. М., 19535. Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века.- М., 1966.6. Гаал Д. Ш. Лист. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 319 с.7. Ганзбург И. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков: РА Каравелла, 2002. - 336 с.8. Житомирский Д. Лист и романтизм.//Ф. Лист - М.- 1964.9. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ференца Листа М., 197010. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма,М.- 1968.11. Левашева О. Ференц Лист.Молодые годы. М., 199812. Лист Ф. Избранные статьи. М.,195913. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М: Музыка, 1986. – 528 с., нот.14. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. 1-2. М.,198715. Методические рекомендации по методикам анализа музыкальных произведений.- Сумы 1990. - 35 с.16. Музыкальный энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1990.17. Сабольчи Б. Последние годы Ф.Листа. Будапешт, 195918. Стасов В.Лист, Шуман и Берлиоз в России. М.,195419. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика//Исторические этюды. - т. 1.-Л.- 1963.20. Трифонов П. А. Франц Лист.- СПб., 188721. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб.научных трудов 22. Шуман Р. О музыке и музыкантах.- т. 1.- М.: Музыка. - 1975.
1. Альшванг А.Ференц Лист//Альшванг А. Избранные сочинения. Т.2. М., 1965
2. Арановский М. Что такое программная музыка.М., 1962
3. Асмус В. Музыкальная эстетика философского романтизма.- № 1 -М., 1934.
4. Бородин А. Воспоминания о Ференце Листе. М., 1953
5. Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века.- М., 1966.
6. Гаал Д. Ш. Лист. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 319 с.
7. Ганзбург И. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков: РА Каравелла, 2002. - 336 с.
8. Житомирский Д. Лист и романтизм.//Ф. Лист - М.- 1964.
9. Крауклис Г. Симфонические поэмы Ференца Листа М., 1970
10. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма,М.- 1968.
11. Левашева О. Ференц Лист.Молодые годы. М., 1998
12. Лист Ф. Избранные статьи. М.,1959
13. Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М: Музыка, 1986. – 528 с., нот.
14. Мильштейн Я. Ф. Лист. Т. 1-2. М.,1987
15. Методические рекомендации по методикам анализа музыкальных произведений.- Сумы 1990. - 35 с.
16. Музыкальный энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1990.
17. Сабольчи Б. Последние годы Ф.Листа. Будапешт, 1959
18. Стасов В.Лист, Шуман и Берлиоз в России. М.,1954
19. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстети-ка//Исторические этюды. - т. 1.-Л.- 1963.
20. Трифонов П. А. Франц Лист.- СПб., 1887
21. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб.научных трудов
22. Шуман Р. О музыке и музыкантах.- т. 1.- М.: Музыка. - 1975.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет фортепианная реформа Ф. Листа для его композиций?
Фортепианная реформа Ф. Листа имеет огромное значение для его композиций. Она заключается в создании новой техники исполнения, развитии педагогических методик и внедрении инновационных приемов игры на фортепиано, что делает его композиции сложными и требующими особых навыков у исполнителя.
Какие основные положения фортепианной реформы Ф. Листа выделяются?
Основные положения фортепианной реформы Ф. Листа включают в себя развитие новой техники исполнения, упор на эмоциональную интерпретацию музыки, использование специальных педагогических методик, таких как тренировка пальцев и рук, развитие навыков нотной грамоты и ритмического чувства. Важными элементами также являются развитие техники полифонической игры, использование педаляции и создание особой атмосферы в музыке.
Какие принципы фортепианной педагогики Ф. Листа можно выделить?
Принципы фортепианной педагогики Ф. Листа включают в себя акцент на развитие музыкального восприятия и эмоциональной интерпретации, обучение специальным техническим навыкам, построение репертуара с учетом разных эпох и стилей, использование инновационных подходов к обучению и постоянное развитие и совершенствование своих навыков.
Какие особенности исполнительской интерпретации грезы любви Ф. Листа можно выделить?
Особенности исполнительской интерпретации грезы любви Ф. Листа включают в себя разнообразие динамических оттенков, выразительные фразировки, использование педали и ритмических акцентов для передачи эмоциональной глубины и красоты музыки. Исполнитель должен также обладать хорошей технической подготовкой, чтобы справиться с техническими сложностями композиции.
Что изучает статья?
Статья изучает грезы любви Ференца Листа в контексте фортепианной педагогики.
Кто такой Ференц Лист?
Ференц Лист - венгерский композитор, один из выдающихся представителей музыкальной культуры. Он также был пианистом и музыкальным педагогом.
Какие принципы фортепианной педагогики Ференца Листа?
О принципах фортепианной педагогики Ференца Листа говорится в главе 1.3 статьи. Там описываются основные положения его педагогической философии и методики обучения.
Какие ноктюрны Ференца Листа особо изучаются в статье?
В статье особое внимание уделяется исполнительской интерпретации трех ноктюрнов: "Hohe Liebe In Liebesarmen", "Seliger Tod Gestorben war ich" и "О lieb solang du li".
Какие особенности исполнительской интерпретации грезы любви Ференца Листа описываются в статье?
Особенности исполнительской интерпретации грезы любви Ференца Листа в ноктюрнах рассматриваются в главе 2 статьи. Там описываются специфические музыкальные приемы и техники, которые используются в исполнении этих произведений.