Самозванцы в истории России

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: История Отечества
  • 12 12 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 11.05.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Исторические предпосылки появления самозванца в России в период Смутного времени 5
2. Феномен русского самозванства 10
Заключение 12
Список литературы 13


Фрагмент для ознакомления

Под «законностью» подразумевалась богоизбранность монарха, харизма (личная благодать), которую можно было доказать, если на теле присутствовали так называемые «царские знаки». Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба) многочисленные самозванцы в XVII-XVIII веках доказывали свое право на престол и обеспечивали себе поддержку в народе.
Кроме того, если самозванца поддерживали «все миром», если он был удачливым, это также являлось свидетельством его Богоизбранности.
В представлении народа «законный» наследник престола не может быть неудачливым. Кроме того, также следует заметить, что в сознании народа существовал план действий, согласно которому полагалось действовать любому самозванцу. Суть данного плана заключалась в вооруженной борьбе с «изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке— сначала на Москву, а затем на Петербург). Если самозванец действовал иначе, то он тем самым разоблачал себя, поскольку «законный» царь появлялся перед народом именно с той целью, чтобы получить народную поддержку и с её помощью вернуть себе власть.
Наконец, следует сказать и о благочестивости, которой, согласно народному сознанию, должен обладать любой царь. В соответствии с этим принципом, противники Лжедмитрия I с ним и боролись.
Самозванцу не пристало и вступать в очень тесные отношения с простыми людьми.
Заключение

Таким образом, сущность и причины самозванства в России следует искать в идейных и психологических особенностях русского народного сознания.
В русском народе традиционной является вера в чудеса и чудесные события. Нельзя не сказать о сильных позициях веры в России в «хорошего» царя, в том, что один человек может занять престол и резко изменить жизнь людей в лучшую сторону. Именно самозванцы стали такими претендентами на статус «хороших» царей, истинно народных царей-освободителей.
Как мы выяснили, феномен самозванства в России является сложным и многоаспектным. Его следует изучать и исследовать комплексно, с использованием не только исторических фактов, но и достижений социальной психологии. В частности, нужно изучать психологию самозванства, так как это даст возможность более глубокого понимания подлинных мотивов действий самозванцев.
Успех самозванца зависит от народной поддержки. В России только те самозванцы, которые обладали набором необходимых качеств (эти качества сформировались в народном сознании как присущие именно истинному и благочестивому государю), могли обрести успех. Как правило, есть связь между самозванческими движениями и социальным протестом.
Список литературы


Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время. - М.: Издание Имп. о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1907.
Буссов К. Московская хроника. - М.-Л.: Наука, 1961.
Быстренко В.И. Отечественная история. – Новосибирск: НГТУ, 2008.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml
Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. - М.: Наука, 1975.
Маржарет Я. Записки. - М.: Наука, 1982.
Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачёвым./Р.В. Овчинников//Вопросы истории. № 3, 1966.
Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. - М.: Памятники исторической мысли, 1995.
Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». - М.: Мысль, 1985.
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М.: Мысль, 1988.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. – Новосибирск: Наука, 1987.
Скрынников, Р.Г. Три Лжедмитрия / Р.Г. Скрынников. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2003.
Смирнов И.И. Восстание Болотникова. - М.: Политиздат, 1951.
Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды (XVII-XIX вв.). - М.: Мысль, 1967.
См.: Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». - М., 1985.
Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. - М., 1995.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml
См.: Смирнов И.И. Восстание Болотникова. - М., 1951. С. 501-503; Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. - М., 1975. С. 238.
Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды (XVII-XIX вв.). - М., 1967. С. 26.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml
Цит.по: Быстренко В.И. Отечественная история. – Новосибирск, 2008. С. 29-30.
Буссов К. Московская хроника. - М.-Л., 1961. С. 80.
Маржарет Я. Записки. - М., 1982. С. 190.
Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988. С. 83.
Там же.
Цит. по: Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988. С. 86.
Скрынников, Р.Г. Три Лжедмитрия / Р.Г. Скрынников. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2003.
Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачёвым./Р.В. Овчинников//Вопросы истории. № 3, 1966. С. 126.
Там же. С. 69.
Цит. по: Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988. С. 142.
См.: Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. - М., 1995.
Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. - М., 1995. С. 79.













2

1. Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время. - М.: Издание Имп. о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1907.
2. Буссов К. Московская хроника. - М.-Л.: Наука, 1961.
3. Быстренко В.И. Отечественная история. – Новосибирск: НГТУ, 2008.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III.// http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0030.shtml
5. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в Рос¬сии. - М.: Наука, 1975.
6. Маржарет Я. Записки. - М.: Наука, 1982.
7. Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачёвым./Р.В. Овчинников//Вопросы истории. № 3, 1966.
8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. - М.: Памятники исторической мысли, 1995.
9. Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». - М.: Мысль, 1985.
10. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М.: Мысль, 1988.
11. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. – Новосибирск: Наука, 1987.
12. Скрынников, Р.Г. Три Лжедмитрия / Р.Г. Скрынников. – 2-е изд. – М.: АСТ, 2003.
13. Смирнов И.И. Восстание Болотникова. - М.: Политиздат, 1951.
14. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды (XVII-XIX вв.). - М.: Мысль, 1967.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки привели к появлению самозванцев в России в период Смутного времени?

В период Смутного времени в России были созданы определенные условия, которые способствовали появлению самозванцев. Одной из главных предпосылок был отсутствие четкого наследственного порядка престолонаследования после смерти Ивана Грозного. Это создало возможность для различных претендентов на трон, которые стремились получить власть и контроль над государством. Большое влияние на появление самозванцев оказали также внешние факторы, такие как войны, экономический кризис и внутренние конфликты в стране.

Что представляет собой феномен русского самозванства?

Феномен русского самозванства представляет собой уникальное явление в истории России, когда различные личности выдавали себя за умерших или имеющих право на престол монархов. Это было связано с отсутствием четкого наследственного порядка и возможностью использования религиозных и общественных убеждений для доказательства своей легитимности. Часто самозванцы получали поддержку от определенной части населения и создавали опасность для устоев государства, вызывая хаос и конфликты.

Какие были царские знаки, которые использовали самозванцы для доказательства своего права на престол?

Для доказательства своего права на престол многие самозванцы использовали так называемые царские знаки. Это были символы, которые были ассоциированы с царской властью и божественным избранием. К ним относились крест, звезда, месяц и орел - элементы царского герба. Некоторые самозванцы утверждали, что на их теле присутствовали эти символы, что служило доказательством их божественного избрания и права на престол.

Какие внешние факторы способствовали появлению самозванцев в России в XVII-XVIII веках?

Появление самозванцев в России в XVII-XVIII веках было также обусловлено рядом внешних факторов. В этот период страна находилась в состоянии постоянных войн, экономического кризиса и социальных потрясений. Эти факторы создавали нестабильность и неудовлетворенность в обществе, что способствовало возникновению недовольства и появлению различных претендентов на власть.

Какие исторические предпосылки способствовали появлению самозванцев в России в период Смутного времени?

Появление самозванцев в России в период Смутного времени было обусловлено политическими и социальными потрясениями, слабостью центральной власти, отсутствием легитимного наследника трона и недовольством населения. Это создало благоприятную почву для появления людей, готовых претендовать на престол и использовать ситуацию в своих интересах.

В чем заключается феномен русского самозванства?

Феномен русского самозванства заключается в том, что в период Смутного времени на престоле России появились несколько самозванцев, которые успешно убедили значительную часть населения в своей правоте и даже получили поддержку некоторых сословий и государственных институтов. Они использовали слабость центральной власти, а также представлялись наследниками династии Рюриковичей или даже самим царем Иоанном IV, что вызвало массовую поддержку и интерес со стороны населения.

Какие царские знаки использовали самозванцы в XVII-XVIII веках, чтобы доказать свое право на престол?

В XVII-XVIII веках многие самозванцы использовали царские знаки, такие как крест, звезда, месяц и орел - составляющие элементы царского герба. Они утверждали, что на их теле присутствуют эти знаки, что свидетельствует о их богоизбранности и праве на престол России. Такие знаки были связаны с идеей личной благодати и харизмы, которые, по мнению самозванцев, они обладали, и что это их отличает от обычных людей.

Какие причины могли вдохновить людей выдавать себя за самозванцев в России?

Выдавать себя за самозванца в России могли различные причины. Некоторые люди видели в этом способ получить власть, богатство и уважение. Другие могли быть убеждены в своей богоизбранности и искренне считать, что они настоящий наследник царского престола и могут спасти страну от потрясений. Еще другие могли просто пытаться выжить в тяжелое и нестабильное время, используя самозванство как средство обеспечения себя и своей семьи.

Какие были исторические предпосылки появления самозванца в России в период Смутного времени?

В период Смутного времени в России были исторические предпосылки, которые способствовали появлению самозванцев. Это был период политического, экономического и социального кризиса, после смерти Ивана IV Грозного. Отсутствие ясной линии престолонаследия и борьба за власть создавали благоприятную почву для появления самозванцев, которые пытались претендовать на высший пост - царство.