Политическая теория Никколо Макиавелли (курсовая по истории)
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Идеи Н. Макиавелли в контексте исторической эпохи 4
1.1.Основные положения философской концепции Макиавелли 4
1.2.Общая характеристика государственно-правовых идей Макиавелли 11
Глава 2. Анализ учения Н. Макиавелли о политике и праве 22
2.1.Н. Макиавелли о религии и государстве, о войне, народе и государстве 22
2.2.Взгляды Н. Макиавелли на исторический процесс развития государства 30
2.3. Актуальность государственно-правовых идей Макиавелли для современной эпохи 32
Заключение 38
Список литературы 40
Во-первых, государство должно уметь отстоять свою независимость, в свободе также нуждается любой общественный строй - беднейшие слои населения обладают неотъемлемым правомзащиты от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество; свобода представляет важность и для отдельного гражданина –речь идет о свободе совести, свободе выбора своей судьбы, свободе от страха за свою жизнь, честь и состояние. Что касается основ управления государством, то Макиавелли особое значение придавал национальной независимости, безопасности и благоустроенной конституции. Лучшая конституция направлена на распределение юридических прав между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, поскольку при такой конституции трудно производить революционные преобразования, все более стабильно. Чтобы достичь поставленной цели, важно грамотно использовать политическую силу. Конечно же, многие результаты могут быть получены через лицемерие.Несмотря на то, что Макиавелли рассматривал войну как необходимое и рациональное средство политики, поскольку, по его мнению, она является справедливой для тех, кто в ней нуждается, военно-политического теоретика никак нельзяназвать апологетом войны: «Я не хочу утверждать, что никогда не следует прибегать к оружию и к силе, но я утверждаю, что к ним следует обращаться только в крайности, когда вес прочие средства окажутся недейственными».Особое внимание следует обратить на предложенную Макиавелли классификацию войн, которая свободна от религиозных мотивов, строится на основе реальных общественных отношений, причинах и способах борьбы с противником. Один вид войн, считал он, возбуждается по причине честолюбия государей и республик, стремящихся к распространению своего владычества. Войны эти являются губительными, но не приводят к полному изгнанию всех жителей из края. Другой вид войн связан с тем, что целый народ переселяется из страны по причине голода и разрушений. Цель этого типа войн заключается не в покорении войны, а в овладении ею, изгнанию или истреблению ее жителей. Такие войны являются самыми ужасными и жестокими.В итоге, по взглядам Макиавелли, проведение военной политики, применение силы, развязывание войны – это только прерогатива государства, а политика в целом призвана к выполнениюруководящей функции по отношению к военной силе.Обеспечение приоритета политического руководства над военным Никколо возлагал на государя, который должен лично осуществлять руководство войной, быть предводителем в походах.2.2.Взгляды Н. Макиавелли на исторический процесс развития государстваВ первую очередь, необходимо заметить, что Н. Макиавелли являлся приверженцем циклической концепции философии истории и развития государств. В целом, философско-исторические конструкции Макиавелли заслуживают особого рассмотрения. Концепция исторического развития Макиавелли получила самые восторженные отзывы крупнейших философов Европы – Вико, Гегеля, В. Парето, М. Вебера и многих других. В основном, концепция исторического развития государств описана Макиавелли в его работе «О первой декаде Тита Ливия» (1513 – 1519; опубл. 1531), а также в трактате «Государь» (1532), запрещенном Ватиканом в 1559 г., а также в «Истории Флоренции», которая писалась по поручению Джулио Медичи, который руководил Флорентийским университетом с ноября 1520 года.Концепция циклического развития Макиавелли по существу носит достаточно традиционный характер, им эксплуатируется схема, которая была известна еще с эпохи Платона и Аристотеля, а именно: демократия – олигархия – аристократия – монархия. Если в целом оценивать политическую концепцию Макиавелли, то он выступает против срединного пути (здесь речь идет о смешанных формах правления) и золотой середины, его привлекают крайности. В рассуждении о трех типах правления Макиавелли утверждает следующее: «каждый из них <…> легко переходят один в другой», поскольку похожи, как похожи, как добро и зло: монархия «легко обращается в тиранию; Аристократия часто переходит в правление небольшого меньшинства (олигархию); Народное Правление без труда превращается в совершенную распущенность», – и происходит это с циклической повторяемостью «через два-три поколения». Макиавелли создается картина исторической концепции смены разных форм правления в определенном порядке: «Эти разные виды правления развились между людьми случайно, ибо 1. в начале мира, когда жители были малочисленны, они жили рассеянно, подобно животным; впоследствии, когда поколение их размножилось, они соединились, чтобы лучше защищаться, избрали из своей среды самого сильного и самого храброго, сделали его своим начальником и стали повиноваться ему. Отсюда возникло познание разницы между полезным и добрым, вредным и подлым <…>.2. Но так как вожди сделались наследственными, а не избираемыми, то тотчас же начали вырождаться <…> государи сделались ненавистны и трусливы, и от страха перешли к угнетению, и возникла тирания».3. «Отсюда явились падения государей, замыслы и заговоры против них <…>».4. Вожди ведут толпу, управление идет в соответствии с общей выгодой, но когда власть переходит к сыновьям, «не знавшим превратностей судьбы, не испытавшим несчастья и не желавшим довольствоваться гражданским равенством», то «они обращали аристократическое правление в Олигархию, попирая права граждан. 5. С новым вождем вводилось Народное правление, которое доводило граждан до «полной распущенности». «Тогда, побуждаемые советом какого-нибудь умного человека, люди во избежании такого безобразия опять обращались к монархии и от нее снова постепенно обращались к распущенности тем же путем и по тем же причинам».Макиавелли приходит на основании вышесказанного к следующим выводам: «Таков круг, в котором вращались и вращаются правления всех республик, однако они редко возвращаются к тому, из чего вышли, потому что в них редко сохраняется столько жизненной силы, чтобы пройти, не погибнув, несколько раз этот круг. Обыкновенно бывает, что среди этих переворотов республика, лишенная силы и руководства, делается добычей соседнего государства, которое управляется лучше, чем она. Но предположив, что этого не случится, она должна будет вращаться в этом круге бесконечное время».Н. Макиавелли постоянно обращается к историческим примерам, чтобы показать верность своих выводов. 2.3. Актуальность государственно-правовых идей Макиавелли для современной эпохиВ творческом наследии Никколо Макиавелли отразились многие основные проблемы, являющиеся составной частью предметной области современной отечественной военной политологии. Его военно-политические взгляды дали возможность выделения политики и её военной составляющей в отдельную сферу общественной жизни, очищения от детерминации посредством религии и этики, изучении полученных эмпирических данных и оформлении их в теоретическую систему. С опорой на его взгляды мы и сегодня имеет возможность анализа тех процессов, которые происходят в общественной жизни, прогноза последствий принятия решений в политической сфере. Однако в последние годы теорииМакиавелли являются предметом многих дискуссий в новейших науках и сферах деятельности. Наиболее обсуждаемые - это вопросы морали, применимости учения Макиавелли к сфере политики, также следует сказать и о новом аспекте – использовании учения Макиавелли в качестверуководства по практическому менеджменту, управлению. Проблема морали представляла собой традиционно спорный вопрос на протяжении веков. Известные изречения Макиавелли, такие как «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят», на протяжении долгого периода времени волновали общественность. Методы Макиавелли часто характеризовались как аморальные. Однако современными западными авторами отстаивается новый взгляд на проблему морали иэтики макиавеллианства. Они считают, чтоназывать Макиавелли аморальным - этообобщениеи искажение реальной действительности. Безусловно, чтов большей части его работ поощряются действия, не соответствующие нашим стандартам морали. На самом деле Макиавелли придерживался представлений о том, что сейчас характеризуется как чрезвычайные полномочия правительства.Макиавелли никогда не предлагал, чтобы аморальные действия представляла собой норму. Согласно его мнению, человеку следует всегда действовать в согласии с эпохой.На сегодняшний день возникают споры относительно того, насколько применимо политическое учение в современной политике. Западные политологи утверждают, что идеи Макиавелли относительно мер и средств, которые являются оправданными и дозволенными в современной политике, сейчас не совсем актуальны. Так, по мнению М. Ремси, «макиавеллианская тактика устарела и не подходит для немакиавеллианскогополитического контекста отношений между либерально-демократическими государствами и внутри них». В своей работе М. Ремсиутверждает: нужно учесть, что потребность нарушения моральных норм первоначально появилась в мире Макиавелли, где отношения между государствами носили анархический характер, были конфликтными, проникнуты борьбой за власть: «В контексте беззаконности, где не было контроля над властью, где государства для защиты своих интересов должны были полагаться на собственные ресурсы, считалось, что мораль оправданно не принимается во внимание в отношениях между суверенными государствами при защите их национальных и стратегических интересов». Однако в работах других политологов говорится о необходимости использовать тактикуМакиавелли. Так, французский политолог Ф. Шабо заявил, что «концепция Макиавелли относится к тому, что должен делать государственный деятель, что логично и разумно сделать, чтобы сохранить здоровье и силу государства». То есть, в политике средства должны быть не моральными, а рациональными.Третья группа аналитиков творчества Макиавелли видит в его советах не внеморальную или аморальную доктрину, а этически нейтральный технический императив в форме«если вы хотите получить X, делайте Y». Цели как таковые не являютсярациональнымиили добрыми, средства для их достижения тоже не подвергаются оценке. Их возможно защитить только в качестве необходимости, чтобы достичь результата. С этой точки зрения макиавеллизм в качестве методаявляется одновременно этически нейтральным и политически не связаннымобязательствами. Хотя эти авторы признают моральные затраты, входящие в принятие макиавеллианской тактики, они делают вывод, что подсчеты на основе логических следствий необходимы в политике, что аморальные средства неизбежны и в целом оправданны. М. Уолцер заключает, что «политические деятели не могут приносить добро в политике, если не готовы использовать необходимые средства, ибо никто не достигает успеха в политике не испачкав рук». Совершенно новым вопросом для российскойдействительности, является проблема применимости теории Макиавелли к современному менеджменту. Во второй половине XX века специалистыпо менеджменту стали обращать особое внимание на работы Макиавелли. В егопроизведениях – политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах – были обнаружены идеи, в совокупностиявляющиеся оригинальной системойпрактического управления. Эти идеи эффективны, глубоки, наполнены политической мудростью. Западные менеджеры занимаются активным изучениемтворчества Макиавелли. Идеи Макиавелли изучаются в курсах в школах бизнеса, научных семинарах и конференциях, докторских диссертациях, специальных монографиях и популярныхброшюрах. Идея абсолютного суверенитета также связывается с Никколо Макиавелли.Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно это абсолютистское понимание суверенитета мы находим у Н. Макиавелли, который фактически вскрыл подлинные основы «реалистической» политики государей, усиливающих и расширяющих свою власть всеми средствами, «дозволенными» и «недозволенными».Обосновывая необходимость усиления и территориального объединения феодально-раздробленной Италии под единой верховной властью монарха, Макиавелли высшим политическим интересом провозгласил «интерес государства» (raisond'etat), которому должны подчиняться все остальные интересы в обществе. Поэтому государственным интересом, по мнению мыслителя, оправдывается и насилие по отношению к народу. Все учение Макиавелли пронизано идеей абсолютного суверенитета. По точному замечанию Н.Н. Алексеева «макиавеллизм есть учение об особом политическом искусстве, целями которого является создание твердой государственной власти и служение государственной пользе, а средствами - любые, не считающиеся не с какими моральными принципами приемы, служащие к осуществлению названных целей «Цель оправдывает средство» -такова основная норма макиавеллистической политики. По взглядам Макиавелли, оружием государственной власти является или сила или закон».Сила государственной власти в учении Макиавелли противостоит нормам морали, а сильное государство - моральным ценностям. Только беспощадный удар по врагам, считает мыслитель, может укрепить государственную власть. Таким образом, Макиавелли оправдывает всех тех, кто во имя государства совершал противозаконные и злые деяния. Государственный суверенитет в концепции флорентийца - это не только признак сильной государственности, то это еще и своего рода универсальный инструментарий достижения государством высшей политической силы.Хотя Макиавелли термин «суверенитет» в контексте своей концепции еще не употребляет (это сделает после него Ж. Боден) его идеи легли в основу абсолютистского учения о государственном суверенитете.ЗаключениеТаким образом, несмотря на то, что от эпохи Макиавелли нас отделяет несколько столетий, те мысли относительно государства и права, которые были высказаны Макиавелли в трудах «Государь» и «Рассуждения» до сих пор остаются актуальными. Во-первых, актуален сам взгляд Макиавелли на исторический и политический процесс. Политика для Макиавелли является результатом борьбы между социальными силами, группами, личностями. Большая роль здесь принадлежит человеческой заинтересованности. Важно также заметить, что база политического учения Макиавелли находится в сфере внутренней природы человека, ее главных свойств. Здесь, в частности, речь идет об эгоизме, стремлении к власти, к сохранению и приумножению собственности.Отсюда берет свое начало и содержание макиавеллизма – основой политики должна быть не мораль, а сила. Благородная цель – это то, ради чего можно пожертвовать моралью, а цель оправдывает средства. Учение Макиавелли является утверждением неизменности человеческих стремлений.Что касается основных идей Макиавелли относительно государства и права, политического процесса, то здесь можно выделить следующие основные моменты, актуальные для современного времени:1. Политика представляет собой сферу действия реального, а не желаемого. Для управления людьми следует знать о том, что же является причинами их поступков, желаниями и интересами.2. Макиавелли, как уже отмечалось ранее, отделяет мораль и политику:2.1.политика является особенной сферой человеческой деятельности, имеющей собственные закономерности, которые необходимо изучить и испытать, а не выводить из Святого письма; 2.2. существуют отличия между моралью частной особы и общественного деятеля. «Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова», согласно концепции Макиавелли.2.3. идея «значительной цели» - речь идет о моральной ответственности в цели, а не в средствах.3. Политические принципы в концепции Макиавелли:3.1. важнейшей политической мудростью является следующее утверждение: наименьшее зло является благом;3.2. в политике должны быть учтены интересы человека – его выгода, она должна быть ограничена принуждением государства и законом;3.3.принудительная сила государства представляет собой выражение интересов государства;3.4.закон является выражением интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князь (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а каждый от природы обладает следующей чертой - держаться собственной выгоды.3.5. Учение христианства о том, что Бог правит всем стало причиной того, что индивид утратил свою свободу.Макиавелли считает, что половина всего зависит от воли самого человека, тогда как еще половина – от судьбы.3.6.народунеобходимо чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве, это также является необходимым для того, чтобы они сохранили собственные блага. Никто не соглашается на новый закон, устанавливающий новый порядок в городе, если нет ощущения необходимости этого, прямо связанного с опасностью; 3.7. творец законов должен уже заранее считать людей злыми, понимать, что люди поступают хорошо только в силу необходимости; 3.8. в управлении и праве работает следующий принцип:это принцип безопасности собственности и гарантированности своего будущего: Князю следуетобеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие; 3.9.политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не «недосягаемым наилучшим».Список литературыИсточникиМакиавелли Н. Государь.// http://philosophy.ru/library/machiavelli/0.htmlМакиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.// http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt_with-big-pictures.htmlМакиавелли. История Флоренции.// http://modernlib.ru/books/makiavelli_nikolo/istoriya_florencii_knigi_14/readЛитератураАлексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли, proetcontra.- CПб., 2002.Баранов А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2003. Блинников Л.В. Философский словарь.// http://philosophy.ru/edu/ref/blin/m.htmlБлюменкранц М. Макиавелли: уроки истории./В кн.: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М., 2001. Виллари П. Николо Макиавелли и его время. – М., 2014.Бурлацкий Ф.М. Николо Макиавелли. Советник государя. - М., 2002.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010.Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: proetcontra. - СПб., 2002.Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.Моррис Д. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века. https://www.twirpx.com/file/533394/Сафаргалиев Э.Р. Актуальные проблемы творчества Н. Макиавелли.//Вестник Ниж. Ун-та. № 3, 2007.Харрис Ф., Локк Э., Рис П. Макиавелли, маркетинг и менеджмент. – СПб., 2004. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.: Наука, 1990.Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / РАН. Ин-т всеобщ, истории. -М., 1994.
1. Макиавелли Н. Государь.// http://philosophy.ru/library/machiavelli/0.html
2. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.// http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/livij.txt_with-big-pictures.html
3. Макиавелли. История Флоренции.// http://modernlib.ru/books/makiavelli_nikolo/istoriya_florencii_knigi_14/read
Литература
4. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли, pro et contra.- CПб., 2002.
5. Баранов А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: дисс. Канд. Полит. Наук. – М., 2003.
6. Блинников Л.В. Философский словарь.// http://philosophy.ru/edu/ref/blin/m.html
7. Блюменкранц М. Макиавелли: уроки истории./В кн.: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М., 2001.
8. Виллари П. Николо Макиавелли и его время. – М., 2014.
9. Бурлацкий Ф.М. Николо Макиавелли. Советник государя. - М., 2002.
10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
11. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов.//История и современность. № 2, 2010.
12. Дживелегов А. Никколо Макиавелли / Никколо Макиавелли: pro et contra. - СПб., 2002.
13. Де Санкстис Ф. Макиавелли. Пер. Добровольской Ю. / Никколо Макиавелли. Государь. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
14. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.
15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
16. Моррис Д. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века. https://www.twirpx.com/file/533394/
17. Сафаргалиев Э.Р. Актуальные проблемы творчества Н. Макиавелли.//Вестник Ниж. Ун-та. № 3, 2007.
18. Харрис Ф., Локк Э., Рис П. Макиавелли, маркетинг и менеджмент. – СПб., 2004.
19. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.: Наука, 1990.
20. Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / РАН. Ин-т всеобщ, истории. -М., 1994.
Вопрос-ответ:
Какие идеи представляет политическая теория Никколо Макиавелли?
Политическая теория Никколо Макиавелли представляет такие идеи, как необходимость разделения государственной власти с целью предотвращения тирании, признание необходимости умелого использования силы и хитрости в политике, а также важность национальной обороны и единства государства.
Чем отличаются государственно-правовые идеи Никколо Макиавелли?
Государственно-правовые идеи Никколо Макиавелли отличаются от общепринятых в свое время, так как Макиавелли призывал к использованию силы и активной политики для достижения целей государства, в отличие от традиционных идей, основанных на морали и религии.
Какие взгляды Никколо Макиавелли на религию и ее место в государстве?
Никколо Макиавелли не отрицал религию и признавал ее важность для поддержания моральных норм в обществе. Однако он считал, что государство должно иметь контроль над религиозным институтом и использовать его в своих целях, чтобы обеспечить стабильность и единство государства.
Какие взгляды Никколо Макиавелли на развитие государства и его исторический процесс?
Никколо Макиавелли считал, что государство развивается в результате борьбы и конфликта между различными силами и интересами. Он придавал важность активной политике, грамотному управлению и умелому использованию силы для достижения успеха и процветания государства.
Почему государственно-правовые идеи Никколо Макиавелли являются актуальными в современном мире?
Государственно-правовые идеи Никколо Макиавелли остаются актуальными в современном мире, так как они подчеркивают важность использования силы и хитрости в политике, разделения власти для предотвращения тирании, а также необходимость национальной обороны и единства государства. Эти принципы остаются важными для успешного управления государством и достижения его целей.
Какие основные положения философской концепции Макиавелли?
Основными положениями философской концепции Макиавелли являются: необходимость руководителя государства быть жестким, решительным и готовым использовать любые средства для достижения своих целей; признание политики как основной сферы деятельности государственного руководства; отказ от идеалистических и моральных принципов в политике в пользу рациональной и прагматической стратегии; анализ и изучение истории и применение её уроков в политической практике.
Как можно охарактеризовать государственно-правовые идеи Макиавелли?
Государственно-правовые идеи Макиавелли характеризуются тем, что он считал главной целью политики сохранение государства и благополучие его граждан. Он признавал неизбежность конфликтов и стремился сделать политику рациональной, основанной на силе и ресурсах государства. Макиавелли утверждал необходимость государства быть сильным, стабильным и гибким, а государственных правителей - быть жесткими и безжалостными в принятии решений.
Какие взгляды Макиавелли на религию и государство, войну и народ?
Макиавелли считал, что религия может быть использована государством для укрепления своей власти и контроля над народом. Военные действия он считал неотъемлемой частью политики государства и призывал правителей быть готовыми к войне и использовать ее, если это необходимо. Он рассматривал народ как активного участника политической жизни государства и считал его поддержку важной составляющей власти.
Какие взгляды Макиавелли на исторический процесс развития государства?
Макиавелли в своих работах изучал исторический процесс развития государства и делал выводы из исторических примеров. Он признавал повторяемость некоторых событий и уроки, которые можно извлечь из истории. Макиавелли считал, что государство должно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и быть готовым использовать новые формы правления и политические инструменты.
Какие основные положения философской концепции Макиавелли?
Основные положения философской концепции Макиавелли включают в себя утверждение о том, что политикан должен смотреть на реальные политические события и действовать исходя из реальности, а не идеальных представлений. Он говорил о том, что политическая власть требует определенных качеств, таких как ум и сила, и что государство должно использовать любые средства для своего сохранения.