Демоническая сила любви в художественной литературе 19-го 20-го веков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕМОНИЗМА В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 5
1.1 Демонизм как литературно-культурная доминанта 5
1.2 Воплощение демонической любви в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» 12
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. РОМАНТИЗАЦИЯ ДЕМОНИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА
2.1 Традиции демонической любви М.Ю. Лермонтова в творчестве М. Врубеля 18
2.2 Преображение демонической любви в романе В. Орлова «Альтист Данилов» 27
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32






Фрагмент для ознакомления

В период 1901-1902 годов идет разработка образа «Демона поверженного». Врубель настойчиво работает в поисках выражения своей идеи. В этой работе он приближается к идеям сверхчеловека Ницше. Жена М.А.Врубеля Н.А.Забела-Врубель замечает в письме к Н.А.Римскому- Корсакову от 24 сентября 1901 года: «Демон у него совсем необыкновенный, не лермонтовский, а какой-то современный ницшеанец, поза лежащая головой вниз, ногами вверх, точно он скатился с какой-то скалы» [Цит. по:Суздалев 1980: 189].Над «Поверженным» Врубель продолжал работать даже тогда, когда картина уже находилась в экспозиции выставки «Мира искусства» в Петербурге: «Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. [...] Каждый день мы находили новые и новые изменения...» [там же]. Некоторые исследователи, вслед за А. Бенуа считают демониану художника образной автобиографией его души: «его героем сделался Демон: Дух гордости и красоты, Дух ненависти и глубокого сострадания, истерзанный и великолепный Дух [...] прекрасный, хотя и лживый, близкий, нежный к людям, хотя и жаждущий их мучений Демон – такой же надломленный и гордый, такой же трагический, как сам Врубель» [там же: 182].По сохранившимся эскизам и воспоминаниям современников можно судить о динамике развития задуманного образа. Первоначально он представлялся художнику бунтовщиком, с сильным, атлетическим телом, вооруженный мечом, в плаще, лежащий в ущелье скалы. Затем его образ приобретает бесплотность, он лежит на крыльях на вершинах гор, близко к небу; в окончательном варианте образ Демона приобретает черты гнева и отчаяния и художник венчает его диадемой, символом царственности и, одновременно, страдания. Демон лежит на крыльях с павлиньим оперением, с заломленными за головой в виде креста руками.В этом произведении преобладают холодные («сумеречные», «вечерние») лиловые и синие цвета, заимствованные художником из византийской изобразительной системы. Лиловый цвет образуется из слияния красного и синего. Физическая природа этих цветов проникнута чувством тайны и, по мысли русских символистов дает молитву; Блок неоднократно говорил о «лиловых мирах» Врубеля: «... миры, которые были пронизаны [...] золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как бы сквозь прорванную плотину врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение этих цветов – у Врубеля)»[Блок 1910].Венец, корона, диадема – это символ царственности, а также мученичества. Корона из драгоценного металла, венец из лучей являются символами духовного просветления, достижения высшей духовной цели.Не случайны павлиньи крылья Демона. Образ павлина в астральной символике имеет много значений, среди которых преобладают космос, звездное небо, лунный диск, солнечный круг. В христианстве павлин символизирует бессмертие, смерть, воскресение. В иконографической системе западноевропейского христианства встречается павлин, пьющий из евхаристической чаши, клюющий виноград. Широкое распространение получили изображения павлина у райского древа жизни, а также двух павлинов по сторонам мирового древа, что вызывает воспоминание с образом Малаки в езидской мифологии, обозначающим начало, превосходящее первичный дуализм, и чьим символом был павлин. Это изображение появилось в результате заимствования мусульманской культурой персидской традиции, впоследствии достигло Испании и других западных стран и символизирует двойственное начало человека, берущее силу жизни из принципа единства.В некоторых народных европейских поверьях павлин – символ несчастья, «дурной глаз». В некоторых культурах, таких как византийская и индийская, павлин считается царской птицей.Применяя все эти символы, художник достигает необходимых характеристик образа –космологичность, бессмертие, дуальность, царственность.Если сравнивать первый монументальный образ «Демона сидящего» с «Поверженным», то можно заметить, что в сознании художника произошло изменение в его восприятии. В первой картине подчеркивается титанизм образа с его могучим телом, во второй – Демон почти бесплотен. Такая трактовка связывает Врубеля с древнерусской иконографией, в которой аскетичность плоти подчеркивала духовное горение образа.Противоречие между величием духа и бессилием тела преобразуется у Ницше в сверхчеловека. Выразительность образа у врубелевского Демона заключается в ярком контрасте слабого, изломанного тела и величия несломленного духа. Изломанность фигуры в данном случае понимается не как результат физического падения, а как символ пережитых духовных мук, нечеловеческого нравственного страдания. Не случайно художник увенчивает голову поверженного духа диадемой, сам прошедший через сложный путь поисков образа, испытав потери, разочарования, непризнание.«Поверженный Демон» Врубеля – страдалец, а страдание, по Ницше делает человека лучше, воспитывает его и возвышает. В рамках этой логики получается, что он тот же Христос, Богочеловек, но как бы с другой сторонычеловекобог, Сверхчеловек. В человекобоге индивидуальная воля приравнивается к божественной. Страданием воспитывается сверхчеловек, в страдании соединяются человек и Бог.Поэтому одним из символов «Поверженного» становится крест (в заломленных за головой руках). «Изначально крест драматичен и является антитезой Райскому Древу. Крест означает мировую ось, тот мост или лестницу, с помощью которых душа может достичь Бога. Он является утверждением взаимоотношений между миром небесным и миром земным. Поперечная перекладина, пересекающая вертикальную стойку, означает соединение противоположностей, синтез духовной сферы с материальной жизнью» [Домахин 2007: 156]. Это символ страдания, муки и диалектической борьбы. Преобладает в значении креста соединение противоположностей: вертикальное или положительное и горизонтальное или отрицательное (высшее и низшее, жизнь и смерть).2.2 Преображение демонической любви в романе В. Орлова «Альтист Данилов»Исследуемая доминанта демонизм воплощена во многих произведениях XXвека. Оригинальное с точки зрения жанровой природы произведение В. Орлова «Альтист Данилов» наиболее детально раскрывать сущность демонологии как проекции на современное автору общество.зображаемая В. В. Орловым «цивилизация демонов подчеркнуто современна и снабжена тщательно выписанным научно-фантастическим «антуражем» [Ковтун 2008: 346].Главный герой альтист Данилов отчасти имеет некие «реликтовые» черты романтического демона. Но его действия более напоминают поступки героя авантюрного романа западноевропейской литературы. Исследователь Е.А. Сафрон сравнивает образ Данилова с героями рыцарских романов: «Вместе с тем Данилов не просто соблюдает своеобразный рыцарский кодекс чести: он, как типичный фэнтезийный герой, настоящий гуманист» [Сафрон 2017: 61]. Отметим, что в романе В. Орлова немало аллюзий на поэму «Демон» М.Ю. Лермонтова, а также на ранние поэмы «Азраил» и «Ангел смерти». С помощью перифраз и отсылок советский писатель создает своего демона Данилова противоречивым по своей природе, как и демонов Лермонтова, однако герой Орлова помещен в реально-бытовые условия:Полуземной, полунебесный…Так ангел смерти съединилсяСо всем, чем только жизнь мила («Азрааил» М.Ю. Лермонтова) У В. Орлова находим следующие строки о «полуземном» происхождении Данилова: «Данилов был демоном лишь по отцовской линии. По материнской же он происходил из людей».В отличие от демона Лермонтова Данилов помогает людям. Он должен искушать, но искушается сам.Любовь Данилова к Наталье менее возвышена и страстна, но лишена бурных страстей. Хотя альтист вызывает на поединок своего друга Кармадон из-за Наташи. И.А. Суханова называет любовный треугольник Данилов – Наташа – Кармадон отсылкой к лермонтовской триаде Ангел – Тамара – Демон. Однако Данилов, не уступая сопернику Натальи, сопоставим с Ангелом [Суханова 2006].В поэме «Демон» главной герой впервые посетил Тамару, в тот день, когда погиб ее жених. Данилов тоже является к Наталье, когда она потеряла своего возлюбленного Корнилова. Однако герой Орлова отказывается утешать возлюбленную, дабы не причинить ей еще больше вреда.Демон искушает «властителя Синодала», который под его влиянием забывает помолиться в пути, так как: «Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал» и это приводит князя к гибели. Данилов – наяву –целуясь с Наташей в ночном подъезде, теряет бдительность, и у него в этот момент похищают альт; то есть пародийно Данилов выполняет роль «властителя Синодала».Отметим, присутствие в романе героине с именем Тамара. Она является женой Муравьева – приятеля Данилова. На главного героя Тамара «смотрит на него душевным материнским взором». Таким образом, данный случай иллюстрирует деромантизацию любви. Впрочем, любовь в романе – это движущая сила, воплощенная не только в чувствах Данилова к Наталье, но и его любви к музыке.Данилов не питает ярой ненависти к человечеству подобно другим демонам. Именно человечность побеждает в герое Орлова. Л.А. Аннинский называет Данилов – одним из добрейших героев современной литературы [Аннинский 1989]. Сам финал произведения подобен волшебной сказке, где добро побеждает зло.По сути, демоническая любовь в романе Орлова деромантизируется, автор переводит ее в бытовую сферу, она становится обыденной, но в «земном уюте» [Суханова 2006] она подобна настоящей любви.Выводы по 2 главеИдея демонизма актуализируется в начале XXвека в период кризиса гуманистических идей. Она представляет собою воплощение предчувствий трагизма и скептцизма в умах русской интеллигенции.Демоническое обсуждается в контексте взаимоотношения полов. Демонический тип поведения в отношениях между мужчинами и женщинами становится культурной модой.Ближе всего к парадоксальному Демону Лермонтова герой полотен М. Врубеля. Специфика образов врубелевского демона состоит в том, что его героям не дано просветления. Они несут в своем характере болезненную двойственность, страдая от невостребованной силы собственной души. Его демоническая любовь глубоко трагична. Демон Врубеля становится эстетико-философским выразителем духа эпохи.Деромантизацию демонической любви осуществляет писатель В. Орлов в романе «Альтист Данилов». Избавление от страстей и эгоцентризма приводит героя к настоящей любви. В демоне Данилове побеждает человечность. Всего его поступки, в том числе и отношение к возлюбленной, характеризуют его как антипода романтического демона.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзбрав тему курсовой работы «Демоническая сила любви в художественной литературе XIX-XXвеков» и определив ее цель –исследование эстетики демонической любви в произведениях отечественной художественной культуры, где она воплощена наиболее ярко и полно, мы пришли к следующим выводам.Демонизм формируется как литературно-культурологическая доминанта в начале XIX века под влиянием западноевропейского романтизма. Ярче всего она воплощена в поэзии М.. Лермонтова, лирическому герою которой присущ тотальное одиночество и эгоцетризм. В ключевой поэме «Демон» ее герой наделен противоречиями чертами, его сущность неоднозначна зла, парадоксальна. Такова и любовь Демона к Тамаре. Вся история их любви движима личными порывами и желаниями Демона. Таким образом, демоническая любовь в поэме «Демон» воплощена как роковая, губительная, противопоставлена «божественной любви», дарующей спасение.Идея демонизма актуализируется в начале XX века в период кризиса гуманистических идей. Она представляет собою воплощение предчувствий трагизма и скептцизма в умах русской интеллигенции.В культуре Серебряного века образ Демона олицетворял собой мужскую силу, соблазняющую женщину и убивающую ее самой своей любовью.Эстетизация демонизма характерна для культуры Серебряного века, и, в некоторых проявлениях связана с темой человекобога, сверхчеловека, поднятой еще в творчестве Ф.М. Достоевского. Творчество М. Врубеля визуализировало этот образ, в его искусстве тема человекобога является одной из главных.Специфика образов врубелевского демона состоит в том, что его героям не дано просветления. Они несут в своем характере болезненную двойственность, страдая от невостребованной силы собственной души. Его демоническая любовь глубоко трагична. В иллюстрациях к «Демону» художник выбирает те моменты в поэме, в которых ситуация предшествует принятию решения, дающие возможность показать ситуацию выбора между нормой, долгом, общей моралью, волей и законами Бога и собственной волей, собственным чувством.Деромантизацию демонической любви осуществляет писатель В. Орлов в романе «Альтист Данилов». Избавление от страстей и эгоцентризма приводит героя к настоящей любви. В демоне Данилове побеждает человечность. Всего его поступки, в том числе и отношение к возлюбленной, характеризуют его как антипода романтического демона.В заключении отметим перспективный характер темы данной работы. В дальнейшем изучении эстетизации демонической любви следует исследовать на материале современной прозы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнненкова Е.И. «Душа» М.Ю.Лермонтова в литературно-философском контексте 1830-х годов // Литература в школе. – 1997. – №6. – С. 3-12.Аннинский Л. А. Над грешною землей. «Альтит Данилов» Владимира Орлова // Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. – М.: Советский писатель, 1989. – С. 148–160.Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова / Лермонтов в русской критике. – М.: Художественная литература, 1985. – С. 129-298.Белопольская В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. – Ростов н\Д, 1987. – 693 с.Блок А. Памяти Врубеля // Искусство и печатное дело. – Киев, 1910. – № 8-9.[Электронный ресурс]. – URL: http://dugward.ru/library/blok/blok_pamyati_vrubelya.html. (дата обращения: 13.04.2018).Блок А. А. Педант о поэте // М.Ю. Лермонтов: proetcontra. – СПб.: РХГА, 2002. – С. 399-416.«Демон» Лермонтова и «Демон» Врубеля / Надежда Ц. – Петроград: Типо-лит. АО «Самообразование», 1915. – 16 с.Домахина М.Н. Эстетика демонического в русской художественной культуре XIX –начала XX веков: Дис. …канд. филос. наук. – М., 2007. – 201 с.Дунаев М.М. Православные основы русской культуры. – М.: Вече, 2002. – Ч.1. – 739 с.Золотарев И.Л. Лермонтов и демоническая романтизация реализма//Русская словесность.–М., 2008. –№ 2. – С. 6-11. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 484 с.Киреев Р. А. Бестужев: «Нежный цветок Севера, ты увянешь под моим знойным дыханием» / Наука и религия. – 2004. – №6. – С. 23-29.Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. – №3. – с. 27-37.Мацейна А. Тайна подлости // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология – М.: ОНИКС, 1995. – 698 с.Овсянико-Кулшовский Д.Н. Из книги «М.Ю. Лермонтов» // М.Ю. Лермонтов: proetcontra. – СПб.: РХГА, 2014. – 835 с.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Вече, 2003. – 944 с.Роднянская И.Б. Демон ускользающий // М.Ю. Лермонтов: proetcontra. –СПб.: РХГИ, 2002. – С.766 – 791.Сафрон Е.А. Жанровое своеобразие В. Орлова «Альтист Данилов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. –2017. –№ 1. – С. 57-62.Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. – М.: Наука, 1974. – 402 с. (СЛТ).Соловьев B.C. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов: proetcontra. –СПб.: РХГА, 2014. – С.332-367.Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. – М.: Наука, 1990. – 739 с.Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. –М.: Изобразительное искусство, 1980. – 239 с.Филологический анализ интертекста на материале романа В. Орлова«Альтист Данило»: пособие по спецкурсу / И.А. Суханова. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 190 с.Чаадаев П.Я. Полн.собр.соч. и избр. письма: В 2 т. – М.: Художественная литература, 1991. – Т.1. – 402 с.Эткинд А. ХЛЫСТ (Секты, литература и революция). –М.: Либроком, 2009. – 398 с.

1. Анненкова Е.И. «Душа» М.Ю.Лермонтова в литературно-философском контексте 1830-х годов // Литература в школе. – 1997. – №6. – С. 3-12.
2. Аннинский Л. А. Над грешною землей. «Альтит Данилов» Владимира Орлова // Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. – М.: Советский писатель, 1989. – С. 148–160.
3. Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова / Лермонтов в русской критике. – М.: Художественная литература, 1985. – С. 129-298.
4. Белопольская В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. – Ростов н\Д, 1987. – 693 с.
5. Блок А. Памяти Врубеля // Искусство и печатное дело. – Киев, 1910. – № 8-9. [Электронный ресурс]. – URL: http://dugward.ru/library/blok/blok_pamyati_vrubelya.html. (дата обращения: 13.04.2018).
6. Блок А. А. Педант о поэте // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2002. – С. 399-416.
7. «Демон» Лермонтова и «Демон» Врубеля / Надежда Ц. – Петроград: Типо-лит. АО «Самообразование», 1915. – 16 с.
8. Домахина М.Н. Эстетика демонического в русской художественной культуре XIX –начала XX веков: Дис. …канд. филос. наук. – М., 2007. – 201 с.
9. Дунаев М.М. Православные основы русской культуры. – М.: Вече, 2002. – Ч.1. – 739 с.
10. Золотарев И.Л. Лермонтов и демоническая романтизация реализма // Русская словесность. –М., 2008. –№ 2. – С. 6-11.
11. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 484 с.
12. Киреев Р. А. Бестужев: «Нежный цветок Севера, ты увянешь под моим знойным дыханием» / Наука и религия. – 2004. – №6. – С. 23-29.
13. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. – №3. – с. 27-37.
14. Мацейна А. Тайна подлости // Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология – М.: ОНИКС, 1995. – 698 с.
15. Овсянико-Кулшовский Д.Н. Из книги «М.Ю. Лермонтов» // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2014. – 835 с.
16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Вече, 2003. – 944 с.
17. Роднянская И.Б. Демон ускользающий // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2002. – С.766 – 791.
18. Сафрон Е.А. Жанровое своеобразие В. Орлова «Альтист Данилов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. –2017. –№ 1. – С. 57-62.
19. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. – М.: Наука, 1974. – 402 с. (СЛТ).
20. Соловьев B.C. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2014. – С.332-367.
21. Соловьев В. Философия искусства и литературная критика. – М.: Наука, 1990. – 739 с.
22. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 239 с.
23. Филологический анализ интертекста на материале романа В. Орлова «Альтист Данило»: пособие по спецкурсу / И.А. Суханова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 190 с.
24. Чаадаев П.Я. Полн.собр.соч. и избр. письма: В 2 т. – М.: Художественная литература, 1991. – Т.1. – 402 с.
25. Эткинд А. ХЛЫСТ (Секты, литература и революция). –М.: Либроком, 2009. – 398 с.

Вопрос-ответ:

Какие примеры демонической силы любви можно найти в художественной литературе 19-20 веков?

В художественной литературе 19-20 веков можно найти множество примеров демонической силы любви. Один из таких примеров – поэма М.Ю. Лермонтова "Демон", где демоническая любовь главного героя становится причиной его падения и трагической судьбы.

Какой вывод можно сделать по первой главе рассматриваемой статьи?

Вывод, который можно сделать по первой главе статьи "Демоническая сила любви в художественной литературе 19-20 веков" состоит в том, что демонизм является важной литературно-культурной доминантой в русской художественной культуре XX века. Это подтверждается, например, воплощением демонической любви в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

Какие традиции демонической любви М.Ю. Лермонтова присутствуют в творчестве М.Врубеля?

В творчестве М.Врубеля можно обнаружить традиции демонической любви, присутствующие в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". Это проявляется в мотивах и образах, которые художник заимствует из поэмы, таких как образ демона и его страстная любовь к Нонне.

Какие особенности преображения демонической любви можно найти в романе В. Орлова?

В романе В. Орлова можно найти особенности преображения демонической любви. В отличие от поэмы М.Ю. Лермонтова, где демоническая любовь приводит к падению героя, в романе В. Орлова демоническая любовь преображается и становится причиной возрождения героя, помогая ему преодолеть свои внутренние конфликты.

Какие еще произведения можно отнести к демонической силе любви в русской литературе 19-20 веков?

В русской литературе 19-20 веков можно найти еще много произведений, где демоническая сила любви играет важную роль. Например, роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно воспринимать в контексте демонической любви студента Раскольникова к проститутке Соне Мармеладовой.

Что такое демонизм в художественной литературе?

Демонизм в художественной литературе представляет собой изображение демонической силы или демонической любви, которая играет важную роль в произведении и оказывает значительное влияние на сюжет и характеры.

Каково значение демонической любви в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"?

В поэме "Демон" М.Ю. Лермонтова демоническая любовь является ключевым элементом и своеобразной доминантой. Главный герой, демон, влюбляется в прекрасную Тамару и готов ради нее отказаться от своего демонического существа.

Какие традиции демонической любви М.Ю. Лермонтова можно обнаружить в творчестве М.Врубеля?

В творчестве М.Врубеля можно обнаружить преемственность и традиции демонической любви М.Ю. Лермонтова. Автор с помощью символического и мифологического языка передает демоническую силу любви, ее противоречивость и необычность.

Каким образом демоническая любовь претерпевает преобразование в романе "В Орлова"?

В романе "В Орлова" демоническая любовь претерпевает особое преобразование. Вместо трагического конфликта между героями, автор создает образ сильной и гармоничной любви, которая способна преодолеть все трудности и препятствия.

Каковы выводы, которые можно сделать по первой главе статьи?

Из первой главы статьи можно сделать вывод, что демонизм является важной литературно-культурной доминантой в русской художественной культуре XX века. Важную роль в формировании демонизма сыграла поэма М.Ю. Лермонтова "Демон", где демоническая любовь была ярко выражена.

Какие особенности формирования и развития демонизма в русской художественной культуре в 20 веке?

Формирование и развитие демонизма в русской художественной культуре в 20 веке было особенным по нескольким причинам. Во-первых, в это время произошли глубочайшие социальные, политические и культурные трансформации, которые существенно повлияли на художественное творчество. Во-вторых, русская литература этого времени отразила идеологическую борьбу, которая развернулась в стране, а также постигла важные научные и философские открытия. В-третьих, на формирование и развитие демонизма влияли и индивидуальные творческие пути писателей и художников.