Личностные мотивы обращения к религии в результате жизненного кризиса
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 19.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения личностных мотивов обращения к религии в результате жизненного кризиса 3
1.1. Индивидуальные психологические особенности: понятия свойства личности, черты личности, характер личности 3
1.2 Понятие жизненного кризиса личности 7
1.3 Особенности религиозной Я-концепции 14
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей нерелигиозных людей в сравнении с некурящими 18
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 18
2.2 Методика исследования 19
2.3 Анализ результатов исследования 21
Выводы по главе 2: 25
Заключение 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Приложение 30
В соответствии с авторским оригиналом методики шкала включает в себя 7 позитивно сформированных и 13 негативно сформированных пунктов. Испытуемым предлагается указать, как часто они испытывают состояние, описанное в каждом пункте. Существует 4 варианта ответа: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Шкала одиночества UCLA удобна в применении и обладает высокой достоверностью. Общий балл шкалы складывается из суммы 20 пунктов, в результате чего оценивается итоговый показатель одиночества (ИПО) степень переживания одиночества.АппаратураИсследования проводилось без использования дополнительной аппаратуры.Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.Статистический анализ данных проводился с помощью критерия Стьюдента. Нормальность распределения подтверждается критерием Колмогорова-Смирнова.Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:где и - средние арифметические двух сравниваемых выборок, а m1 иm2 - их среднестатистические ошибки.Для математической обработки данных использовалась программа SPSS 6.0.2.3 Анализ результатов исследованияПроведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике «Кто Я?» в группах нерелигиозных людей и религиозных людей произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 1.Сравнительный анализ структуры Я-концепции некурящиекурящиеt-Стьюдентаdfp-уровеньформальные характеристики2,7333333,400000-1,41624280,167735внешность3,2666671,1333335,58258280,000006особенности характера2,8000003,066667-0,66933280,508768поведение1,8000001,6666670,48712280,629964отношения с окружающими3,4000001,2000003,47851280,001667убеждения2,3333334,600000-5,13403280,000019интересы2,4666673,133333-1,34665280,188892Как видно из таблицы 1 статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки получены по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели религиозных людей выше показателей нерелигиозных людей по переменным: внешность и отношения с окружающими. Показатели нерелигиозных людей выше показателей религиозных людей по переменной: убеждения.Наиболее характерной для религиозных людей данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя религиозные люди называют черты внешности и характер отношений с окружающими.Наиболее характерной для нерелигиозных людей данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя нерелигиозные люди называют взгляды и убеждения, а также формальные «анкетные характеристики.Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике САН в группах нерелигиозных людей и религиозных людей произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 2. Сравнительный анализ показателей испытуемых по методике САН курящиенекурящиеt-критерийDfp-уровеньсамочувствие4,533335,80000-2,89747280,007227активность5,266675,80000-1,23233280,228073настроение4,466675,86667-3,73742280,000846Как видно из таблицы 2 статистически достоверные отличия по методике оперативной оценки самочувствия, активности, настроения между результатами нерелигиозных людей и религиозных людей: самочувствие и настроение. Что свидетельствует, как нам кажется, о более положительном эмоциональном состоянии религиозных людей относительно нерелигиозных людей. Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике Спилбергера-Ханина в группах нерелигиозных людей и религиозных людей произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 3.Сравнительный анализ показателей испытуемых по методике Спилбергера-Ханина. Курящиенекурящиеt-критерийDfp-уровеньситуативная50,8000049,466670,39739280,694096личностная37,7333340,60000-0,59246280,558299Как видно из таблицы 3 статистически достоверных отличий между показателями уровня ситуативной и личностной тревожности у нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки не выявлено. Показатели ситуативной тревожности находятся в диапазоне оценок близких к высоким. Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике изучения одиночества UCLA в группах нерелигиозных людей и религиозных людей произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 4.Сравнительный анализ показателей испытуемых по шкале одиночества UCLA Курящиенекурящиеt-Стьдентаdfp-уровеньСтепень переживания одиночества37,7333325,333332,84395280,008233Как видно из таблицы 4 выявлены статистически достоверные отличия в степени переживания одиночествамежду результатами нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки. Показатели нерелигиозных людей выше показателей религиозных людей. Что свидетельствует, как нам кажется, о более низкой выраженности переживания одиночества религиозными людьми относительно нерелигиозных людей. Показатели степени переживания одиночества у нерелигиозных людей и религиозных людей находятся в диапазоне оценок среднего уровня.Выводы по главе 2:1) Статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки получены по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели религиозных людей выше показателей нерелигиозных людей по переменным: внешность и отношения с окружающими. Показатели нерелигиозных людей выше показателей религиозных людей по переменной: убеждения.2) Наиболее характерной для религиозных людей данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя религиозные люди называют черты внешности и характер отношений с окружающими.3) Наиболее характерной для нерелигиозных людей данной выборки является следующая структура Я-концепции: прежде всего, описывая себя нерелигиозные люди называют взгляды и убеждения, а также формальные «анкетные» характеристики.4) Статистически достоверные отличия по методике оперативной оценки самочувствия, активности, настроения между результатами нерелигиозных людей и религиозных людей: самочувствие и настроение. Что свидетельствует, как нам кажется, о более положительном эмоциональном состоянии религиозных людей относительно нерелигиозных людей. 5) Статистически достоверных отличий между показателями уровня ситуативной и личностной тревожности у нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки не выявлено. Показатели ситуативной тревожности находятся в диапазоне оценок близких к высоким. 6) Выявлены статистически достоверные отличия в степени переживания одиночества между результатами нерелигиозных людей и религиозных людей данной выборки. Показатели нерелигиозных людейвыше показателей религиозных людей. Что свидетельствует, как нам кажется, о более низкой выраженности переживания одиночества религиозными людьми относительно нерелигиозных людей.ЗаключениеПроведенный нами теоретический анализ показал, что образ «Я» представляет собой обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах. Часто в психологической литературе образ «Я» употребляется как синоним «Я-концепции» личности, под которой принято понимать систему представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности. В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.Религиозная Я-концепция это основа духовного становления человеческой личности. В отличии от светскости главная задача религии показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божие, она – зримое свидетельство Боговоплощения. Икона обращается к разуму человека, духовному началу его личности. Становление религиозной Я концепции – это большая и сложная работа, которая формирует путь духовного роста человека. Это путь совершенства души человека.На этапе жизненного кризиса человек обращается за помощью к Богу, что позволяет ему преодолеть депрессию, чувство одиночества, профессиональную усталость и обрести новую жизненную перспективу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. С-Пб., 2005Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы II международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012 года. – Пенза – Шадринск –Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 300 с.Бернс, Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 656 с. Бодалев А. А. Личность и общение – М: Прогресс, 2000 - 325 с.Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики.- 2010. -150 с.Воронова Е.М. Человек как миф − евхаристия − текст в понимании А.Ф. Лосева и французских постструктуралистов. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб, 2001. C. 193 197.Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Пермь: ПГПУ, 2002. – 247 с.Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. ЭКСМО; 2008 г. - 160 c.Казанцева Д.Б. (ред.) Личность и социальное развитие. Материалы международной научно-практической конференции 28–29 марта 2013 года. – Прага :Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2013 – 123 с.Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994Леонтьев Д.А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – 675 с.Мотков О. И. Психология самосознания личности. – М., 1993. 67 с.Мотков О. И. Психология самосознания личности. Практическое пособие. – М., 1993. 67 с.Педагогическое образование и наука 2008 12 Научно-методический журнал, учредитель: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), Москва: 2008. - 112 с.Психология человека в современном мире. Том 6. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 416 с.Ротенберг В. Образ я и поведение Иерусалим: МАХАНАИМ, 2000. - 66 с.Столин В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983 г.Столяренко Л. Д. Основы психологии – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 2011. - 671 с.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. ─ СПб.: Питер, 2004Шильштейн Е.С. Я в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации. Кандидатская диссертация. - М., 2000. - 188 с.ЭйестадГюру. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей Перевод: Н. Шинкаренко. — ЛитРес. — 2014. — 91 с.ПриложениеСводная таблица результатов исследования САН спилбергер ИПОхолмс рагея-концепция 1-религиозные, 2-нерелигиозныеыСамочувствиеактивностьнастроениеситуативнаяличностная сопротивляемость стрессуформальные харатеристикивнешностьхарактерповедениеотношения с окружающимивзгляды и убежденияинтересы11146536383850144241221165356202024924114023214354724245844334124213633638385945435135114755623236025235116116655456566741233217114734735353143423411811536463838100442132191135546373724914215211011565585454249142152411116535454542873431344121156658484811431313521311335545454249314134414216655624241153242044151145358232317832410551126564734342492142045212767542020454142144322656585725311511205242277726501046113205251234558501058513155261245657242432531313527127755850102493141344812456384325593242044912774384040673241055101266654202088214204511125575858255441421441212675585630321511205213126755824242491132052142265645383824951315521512767354545875112052
1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. С-Пб., 2005
2. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы II международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012 года. – Пенза – Шадринск –Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 300 с.
3. Бернс, Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 656 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение – М: Прогресс, 2000 - 325 с.
5. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики.- 2010. -150 с.
6. Воронова Е.М. Человек как миф − евхаристия − текст в понимании А.Ф. Лосева и французских постструктуралистов. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб, 2001. C. 193 197.
7. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Пермь: ПГПУ, 2002. – 247 с.
8. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. ЭКСМО; 2008 г. - 160 c.
9. Казанцева Д.Б. (ред.) Личность и социальное развитие. Материалы международной научно-практической конференции 28–29 марта 2013 года. – Прага :Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2013 – 123 с.
10. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998
11. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 178 с.
12. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994
13. Леонтьев Д.А. (ред.) Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – 675 с.
14. Мотков О. И. Психология самосознания личности. – М., 1993. 67 с.
15. Мотков О. И. Психология самосознания личности. Практическое пособие. – М., 1993. 67 с.
16. Педагогическое образование и наука 2008 12 Научно-методический журнал, учредитель: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), Москва: 2008. - 112 с.
17. Психология человека в современном мире. Том 6. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 416 с.
18. Ротенберг В. Образ я и поведение Иерусалим: МАХАНАИМ, 2000. - 66 с.
19. Столин В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983 г.
20. Столяренко Л. Д. Основы психологии – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 2011. - 671 с.
21. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. ─ СПб.: Питер, 2004
22. Шильштейн Е.С. Я в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации. Кандидатская диссертация. - М., 2000. - 188 с.
23. ЭйестадГюру. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей Перевод: Н. Шинкаренко. — ЛитРес. — 2014. — 91 с.
Вопрос-ответ:
Какие именно личностные мотивы могут привести человека к обращению к религии в результате жизненного кризиса?
Личностные мотивы, которые могут привести человека к обращению к религии в результате жизненного кризиса, могут быть разнообразными. Некоторые люди ищут в религии поддержку, руководство и утешение в трудные времена. Другие могут обратиться к религии, чтобы найти ответы на важные жизненные вопросы или найти цель и смысл в своей жизни. Еще одним мотивом может быть стремление к духовному развитию и самосовершенствованию. В общем, личностные мотивы могут варьироваться в зависимости от индивидуальных нужд и ценностей каждого человека.
Какие психологические особенности могут оказывать влияние на обращение к религии во время жизненного кризиса?
Психологические особенности, которые могут оказывать влияние на обращение к религии во время жизненного кризиса, включают индивидуальные черты личности, такие как уровень самооценки, склонность к принятию риска, сопротивляемость стрессу и способность к саморегуляции. Также роль может играть вера в собственную способность преодолеть трудности, потребность в принадлежности и поддержке от других людей. Комбинация этих факторов может влиять на выбор обращения к религии в кризисные моменты.
Может ли обращение к религии во время жизненного кризиса помочь человеку справиться с трудностями?
Да, обращение к религии во время жизненного кризиса может помочь человеку справиться с трудностями. Для многих людей религия представляет собой источник утешения, надежды и поддержки. Верующие могут находить в религиозных обрядах и практиках смысл и цель в своей жизни, что помогает справиться с эмоциональным стрессом и находить внутреннюю устойчивость. Однако стоит отметить, что обращение к религии может не быть единственным или самым эффективным способом справиться с кризисом, и каждый человек должен выбирать подходящие для себя стратегии и поддержку.
Какие теоретические аспекты раскрывает статья?
Статья освещает теоретические аспекты изучения личностных мотивов обращения к религии в результате жизненного кризиса, такие как индивидуальные психологические особенности личности, понятие жизненного кризиса и особенности религиозной концепции Я.
Что означает понятие "личностные мотивы обращения к религии в результате жизненного кризиса"?
Понятие "личностные мотивы обращения к религии в результате жизненного кризиса" отражает внутренние психологические причины, по которым люди обращаются к религиозным верованиям и практикам в периоды жизненного кризиса, таких как смерть близкого человека, развод, потеря работы и т.д.
Какие индивидуальные психологические особенности личности рассматривает статья?
Статья рассматривает индивидуальные психологические особенности личности, такие как свойства личности, черты личности и характер личности, и исследует их связь с обращением к религии в результате жизненного кризиса.
Что подразумевается под понятием "жизненный кризис личности"?
Под понятием "жизненный кризис личности" понимается период в жизни человека, когда он сталкивается с трудностями, потерями или изменениями, которые вызывают чувство неопределенности, беспокойства и неудовлетворенности. Жизненные кризисы могут возникать из-за смерти близкого человека, развода, потери работы и других событий.
Чем обусловлена особенность религиозной концепции Я?
Особенность религиозной концепции Я обусловлена тем, что религиозные убеждения и практики могут восполнять потребность в придании смысла и цели жизни, укреплении самоидентификации и преодолении чувства беспомощности во время жизненных кризисов.