Особенности регулирования социальной сферы в рыночной экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 19.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы социальной политики в рыночной экономике 4
1.1 Понятие и особенности социальной политики 4
1.2 Сущность и основные направления социальной политики 5
1.3 Способы оценки показателей благосостояния общества 6
2. Особенности социальной политики в России 10
2.1 Приоритеты социальной политики 10
2.2 Анализ социально-экономической ситуации в России 15
3. Направления улучшения регулирования социальной сферы 23
3.1 Стратегическое планирование в социальной сфере 23
3.2 Способы увеличения эффективности регулирования социальной сферы 27
Заключение 31
Список использованных источников 32
Для каждого из этапов характерны различные инструментырегулирования развития социальной сферы. Так, для первого –базового этапа наиболее результативными были институциональныеинструменты регулирования социально-экономических процессов. Навтором – этапе экономической стабилизации – свою эффективностьдоказали инструменты, связанные с ограничением и упорядочениембюджетных расходов, налоговое льготирование и кредитование, четкоезакрепление бюджетных расходов на социальные программы. На этапепосткризисного восстановления, в условиях усиления глобальнойконкуренции и сложных геополитических взаимоотношений,основным результативным инструментом регулирования социальногоразвития становятся долгосрочные социально ориентированныепрограммы и стратегии развития.Формирование системы стратегического планирования вРоссийской Федерации характеризуется двумя этапами.Первый этап –это принятие Федерального закона № 115-ФЗ от 20.07.1995 г. «Огосударственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», которыйформировал базис для разработки долгосрочных планов социально-экономического развития территорий, но не определял системногоподхода к процессу долгосрочного планирования устойчивогосоциально-экономического развития Российской Федерации, еесубъектов и муниципальных образований и формирования стратегийдолгосрочного развития территорий.Второй этап – это принятиеФедерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическомпланировании в Российской Федерации» (предшествующий законпризнается утратившим силу), который устанавливал правовые основыформирования системы стратегического планирования в РоссийскойФедерации, координации федерального, регионального имуниципального уровней стратегического управления и бюджетнойполитики, осуществляемой на этих уровнях, а также полномочия всехучастников системы стратегического планирования в РоссийскойФедерации.Согласно действующему Федеральному закону «Остратегическом планировании в Российской Федерации» под системойстратегического планирования понимается «механизм обеспечениясогласованного взаимодействия участников стратегическогопланирования на основе принципов стратегического планирования приосуществлении разработки и реализации документов стратегическогопланирования, а также мониторинга и контроля реализациидокументов стратегического планирования в рамках целеполагания,прогнозирования, планирования и программирования сиспользованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения».Система стратегического планирования является эффективныминструментом регулирования социального и экономического развития,поскольку позволяет выполнить ряд важнейших функций, а именно:– достижение более тесной связи между стратегическим ибюджетным планированием, что повышает объективность иреалистичность стратегических документов и ликвидирует недостатокинформации о наличии финансовых ресурсов, необходимых дляреализации стратегических планов и достижения стратегическихцелей, а также обеспечивает возможность получения необходимогообъема денежных средств в прогнозируемом периоде;– обеспечение наличия и соответствия нормативной, правовой,методической и информационной базы для внедрения стратегическогобюджетного планирования в практику стратегического управления социальным развитием;– внедрение законодательно утвержденных и апробированных напрактике инструментов и механизмов координации и синхронизациистратегического бюджетного планирования и долгосрочногопланирования социально-экономического развития территорий;– использование практического опыта и информационно-методического обеспечения при формировании и реализациигосударственных программ социального развития на основестратегического бюджетного планирования;– повышение мотивации органов государственной властисубъектов Федерации к внедрению в практику региональногоуправления принципов стратегического бюджетированияприоритетных социальных направлений;– приведение целей государственной политики социально-экономического развития региона, закрепленных стратегическимидокументами и государственными программами субъекта Федерации,в соответствие с инструментами их достижения;– ускорение интеграции бизнес-сообщества региона в процессыстратегического бюджетного планирования и долгосрочногопланирования социально-экономического развития региона,конкурентоспособности, ресурсной обеспеченности предприятийразличных форм собственности определенной территории в целяхсоздания инновационных рабочих мест и социальной поддержкиработников.Для успешной реализации стратегических направлений развитияроссийской социально-экономической системы крайне важнообеспечить наличие необходимых ресурсов, и прежде всегофинансовых. Бюджетная стратегия социального развития должна статьнеотъемлемой частью системы стратегического планированиясоциально-экономического развития. Процесс синхронизациистратегического бюджетного планирования и долгосрочногосоциально-экономического планирования обеспечит реалистичность ивыполнимость долгосрочных стратегических целей и задач социального развития.3.2 Способы увеличения эффективности регулирования социальной сферыВ настоящее время Россия переживает кризис социальной сферы. Сложившаяся ситуация осложняется и тем, что отсутствует целостная концепция социальной политики, не конкретизированы ее ориентиры на длительную перспективы, не определены основные модели социального государства. Возникает потребность уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, а также корректировки механизма государственного регулирования развития социальной политики. Этим объясняется актуальность рассматриваемой научной проблемы. Проблемы развития социальной сферы были затронуты во многих научных трудах ведущих российских и зарубежных ученых. Огромный вклад в разработку отдельных аспектов этой проблемы внесли Г. Беккер [7,305], М. Доэл [9,117-127], Н. Луман [11,643]. Однако проблема государственного регулирования развития социальной сферы региона остается недостаточно изученной как в российской, так и в мировой науке. Современная Российская Федерация провозглашает себя социальным государством, политика которого направлена именно на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства. Оно впервые употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 года. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Смысл такой обязанности государства основывается на следующем положении: каждый человек вправе рассчитывать на такой уровень жизни, который позволил бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных благ. В данном случае говорится о создании благоприятных правовых и организационных условий (возможностей), чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи. Для сохранения конституционной безопасности необходимо стабилизировать свободу, справедливость, обеспечивать уважение и охрану достоинства человека, лежащие в основе всех его прав, устойчивое развитие основ конституционного строя.Связанность всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц всех уровней нормами права предполагает закрепление в них (то есть в правовых нормах) необходимых социальных гарантий [5]. Разрешению подлежат проблемы на местах на территории местного самоуправления, т.к. именно отсюда и возникают проблемы социального развития. Основной проблемой на местном уровне является отсутствие рабочих мест и низкая заработная плата, в следствии чего возникает ситуация оттока населения, т.е. демографическое развитие на местном уровне стремительно идет к снижению. Содержание социальной политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России [12]. Поэтому усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры. Необходимо продолжать изменения в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой. Социальные отрасли должны привлекать квалифицированных людей, талантливую молодёжь, поэтому есть необходимость повышения зарплаты специалистов, улучшения условий их труда. Федеральный закон как нормативный акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений. Но самое важное место в социальной политике занимает Президент Российской Федерации. В рамках ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ, который прошел 1 декабря 2016 года, Путин определил важную задачу страны - это развитие внутренней политики государства именно в социально–экономической сфере. Сообщается, что в последние десять лет в 15 раз увеличился объём высокотехнологичной медицинской помощи. Сотни тысяч сложных операций делаются не только в ведущих федеральных центрах, но и в региональных клиниках [16]. В рамках Послания Федеральному Собранию РФ В.В. Путин коснулся и области образования. Указывается, что в период с 2016 по 2019 годы планируется создать почти 188 тыс. новых мест в школах. Президент также напомнил, что программа создания новых мест в общеобразовательных организациях рассчитана на 2016 - 2025 годы и на нее предусматривается по 25 млрд руб. ежегодно [13]. Таким образом, следует развивать именно социальную политику нашего государства, и непосредственно содействовать его развитию. Для эффективного развития России, ликвидации тяжелого положения в социальной сфере государства необходимо повысить эффективность, прежде всего, региональных программ развития социальной сферы.Состояние социальной помощи в России остаетсянеудовлетворительным. Помимо общих социально-экономических условийодна из причин такого положения в том, что многочисленные льготы,компенсации и социальные выплаты, выполняющие функции социальнойподдержки, невелики по размерам; кроме того, ониустанавливаются и выплачиваются без учета доходов и реальногоблагополучия семей, т.е. безадресно. Поэтому значительная часть социальныхвыплат достается обеспеченным группам населения (например, дотация наоплату коммунальных услуг в муниципальном секторе жилья), для которых они не имеют сколько-нибудь существенного экономического смысла; приэтом ограничиваются возможности оказания социальной помощидействительно в ней нуждающимся.Для исправления сложившейся ситуациитребуется усилить адресность социальной поддержки на основе учетаматериального положения семей и заявительного принципа назначенияпособий. Это позволит сконцентрироватьсредства на оказании помощи социально уязвимым группам населения, увеличить размеры пособий реальнонуждающимся в них семьям и отдельным гражданамЗаключениеСоциальная политика – деятельность государства, политических исоциальных институтов, направленная на прогрессивное развитиесоциальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качеств жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей,оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи, защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественногопотенциала. Эффективной социальной политике практически воплощаетсяфункционирование социального государства.Одна из главных задач социальной политики на современном этапе –социальная защита населения от воздействия негативных последствийрыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание балансамежду денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданиевозможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферыуслуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг;расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста егообразованности и культуры. Также, важное место в политике государствапринадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.Социальная политика – одна из самых важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества и длянормального функционирования социальной политики государства являютсяследующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие инеукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов,направленных на повышение занятости и обеспечение государствомсоциальной поддержки населения; оказание государственной помощи всоздании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономикеинститутов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости иповышения квалификации.Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Принята всенародным голосованием (с изм. и доп. в ред., от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 2.2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21.07.2014)3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом бюджетномпланировании в Российской Федерации» // СПС «/КонсультантПлюс»4. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком:учеб.пособие / Ф. Э. Бурджалов. – М. :Гардарика, 1996. – 266 с.5. Волгин Н. А. Социальная политика в компании / Т. Ю. Воробьева //Экономическое развитие: проблемы и перспективы. – 2016. – С. 85–88.6. Горелов Н.А. Экономика труда: Учебник 2-е изд.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ / Подред. Н.А. Горелова - СПб: Питер,2007.7. Игнатьев В.И. Социология систем как информационное взаимодействие. // В.И. Игнатьев, Т.В. Владимирова. - Новосибирск: НГТУ, 2012. - 305 с.8. Исайчева Ю. Н. Социальная политика социального государства / Ю. Н. Исайчева;под общ.ред. 3. X. Саралиевой. - Н. Новгород: Призма, 2002. – 366с.9. Конарева Л.А. Стратегия реализации социальной ответственности в XXI веке // Л.А. Конарева. / Власть 2013. № 2. - С.117-12710. Леонович А.М., Литвиненко Г.Н. Пути решенияпроблем трудоустройства российской молодежи (статья). Наукаи образование на современном этапе развития: опыт, проблемыи пути их решения. Материалы Международной научно-практической конференции 1 февраля 2017 года (г. Нефтекамск,Башкортостан). – С. 193-198.11. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории: пер. с нем. // Н. Луман. – С-Пб.: Наука, 2007. - С. 643.12. Морозова Е.А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №2. - С.2-5.13. Путин В.В. Зерна Развития: Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // В.В. Путин / Российская газета от 2 декабря 2016 года. С.2.14. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002.15. Усатый Н. Предприятие как субъект социальной политики // Человек и труд. -2008. - № 6. - С. 37–38.16. Шалыгина Л.С. Экспертная оценка перспектив развития высокотехнологичной медицинской помощи в субъекте РФ // Л.С. Шалыгина. / Росздравнадзор. 2015. № 2, с.1-4.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Принята всенародным голосованием (с изм. и доп. в ред., от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 2.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21.07.2014)
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом бюджетном планировании в Российской Федерации» // СПС «/КонсультантПлюс»
4. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учеб.пособие / Ф. Э. Бурджалов. – М. : Гардарика, 1996. – 266 с.
5. Волгин Н. А. Социальная политика в компании / Т. Ю. Воробьева // Экономическое развитие: проблемы и перспективы. – 2016. – С. 85–88.
6. Горелов Н.А. Экономика труда: Учебник 2-е изд. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ / Под ред. Н.А. Горелова - СПб: Питер, 2007.
7. Игнатьев В.И. Социология систем как информационное взаимодействие. // В.И. Игнатьев, Т.В. Владимирова. - Новосибирск: НГТУ, 2012. - 305 с.
8. Исайчева Ю. Н. Социальная политика социального государства / Ю. Н. Исайчева; под общ. ред. 3. X. Саралиевой. - Н. Новгород: Призма, 2002. – 366с.
9. Конарева Л.А. Стратегия реализации социальной ответственности в XXI веке // Л.А. Конарева. / Власть 2013. № 2. - С.117-127
10. Леонович А.М., Литвиненко Г.Н. Пути решения проблем трудоустройства российской молодежи (статья). Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы Международной научно-практической конференции 1 февраля 2017 года (г. Нефтекамск, Башкортостан). – С. 193-198.
11. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории: пер. с нем. // Н. Луман. – С-Пб.: Наука, 2007. - С. 643.
12. Морозова Е.А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №2. - С.2-5.
13. Путин В.В. Зерна Развития: Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // В.В. Путин / Российская газета от 2 декабря 2016 года. С.2.
14. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002.
15. Усатый Н. Предприятие как субъект социальной политики // Человек и труд. - 2008. - № 6. - С. 37–38.
16. Шалыгина Л.С. Экспертная оценка перспектив развития высокотехнологичной медицинской помощи в субъекте РФ // Л.С. Шалыгина. / Росздравнадзор. 2015. № 2, с.1-4.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления социальной политики существуют в рыночной экономике?
Основными направлениями социальной политики в рыночной экономике являются: обеспечение справедливости распределения доходов, создание социальной защиты для населения, обеспечение доступа к базовым социальным услугам (здравоохранение, образование, жилье), поддержка малообеспеченных групп населения, стимулирование экономической и социальной мобильности.
Какие способы оценки показателей благосостояния общества существуют?
Для оценки показателей благосостояния общества можно использовать различные индикаторы. Один из таких индикаторов - это ВВП на душу населения, который показывает объем производства товаров и услуг на одного человека. Также можно использовать индекс Гини, который отражает уровень неравенства доходов в обществе. Другим способом оценки благосостояния может быть анализ доступности и качества базовых социальных услуг, таких как образование, здравоохранение, жилье.
Какие приоритеты имеет социальная политика в России?
В России приоритетом социальной политики является обеспечение социальной защиты для населения. Это включает в себя предоставление государственных пособий и выплат, меры поддержки для малообеспеченных групп населения, обеспечение доступа к базовым социальным услугам, таким как здравоохранение и образование. Также важным приоритетом является поддержка семей и детей, создание условий для социальной и экономической мобильности граждан.
Какая социально-экономическая ситуация сейчас сложилась в России?
В России сейчас сложилась сложная социально-экономическая ситуация. В последние годы страна столкнулась с рядом вызовов, включая санкции, падение цен на нефть, ухудшение экономической конъюнктуры и т.д. Это привело к снижению доходов населения, увеличению безработицы и ухудшению жизненного уровня многих граждан. Также наблюдается рост социального неравенства и отсутствие доступа к качественным социальным услугам в ряде регионов страны.
Какие особенности регулирования социальной сферы существуют в рыночной экономике?
В рыночной экономике регулирование социальной сферы происходит в основном через механизмы рыночной конкуренции и государственной политики. Конкуренция между предприятиями ведет к снижению цен на товары и услуги, что положительно сказывается на достатке населения. Государственная политика включает в себя различные меры по поддержке бедных и малообеспеченных слоев населения, обеспечению доступности качественной медицинской помощи и образования, а также созданию равных возможностей для всех граждан.
Что такое социальная политика и каковы ее особенности в рыночной экономике?
Социальная политика - это система мер, направленных на улучшение благосостояния населения, обеспечение социальной справедливости и равенства возможностей. В рыночной экономике особенностью социальной политики является акцент на поддержку гражданского общества и роли государства в создании финансовых идальностей для развития социальной сферы. Важным элементом социальной политики является также стимулирование социальной активности населения и его самоорганизации.
Как можно оценить показатели благосостояния общества?
Показатели благосостояния общества можно оценивать с помощью различных индикаторов. К ним относятся средний уровень доходов населения, уровень занятости, доступность медицинских и образовательных услуг, уровень бедности, уровень преступности, уровень счастья и удовлетворенности жизнью. Также важно учитывать различия в благосостоянии между разными группами населения, чтобы не допустить неравенства и дискриминации.
Какие являются приоритеты социальной политики в России?
Приоритетами социальной политики в России являются обеспечение равных возможностей для всех граждан, борьба с бедностью и социальным неравенством, улучшение доступности и качества медицинской помощи и образования, поддержка малообеспеченных и уязвимых групп населения, создание комфортных условий для пожилых людей.
Какие понятия включает в себя социальная политика?
Социальная политика включает в себя понятия, такие как социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание, социальная защита и др.
Какие основные направления социальной политики?
Основные направления социальной политики включают в себя обеспечение доступности и качества соц. услуг, поддержку малоимущих слоев населения, развитие соц. инфраструктуры, создание рабочих мест и т.д.