Сущность направленности личности и пути ее изучения.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Теоретическое исследование понятия направленности личности 4
1.1. Понятие и сущность направленности. 4
1.2. Структура и виды направленности личности 8
Глава2. Методологические основы исследования направленности личности 16
2.1. Изучение направленности личности 16
2.2. Методологические подходы исследования проблемы профессиональной направленности курсантов морского вуза 18
Заключение 26
Литература
Анализ трудов отечественных ученых показывает, что определяющим условием развития и формирования личности является деятельность. В. С. Безрукова определяет деятельность как «активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде психической и нервной деятельности» [2, с. 230]. Автор подчеркивает, что именно деятельность, будучи всеобщей формой бытия человека, способствует тому, что «человек биологический становится и человеком социальным, т. е. личностью». Следовательно, если личность познается и формируется в деятельности, то каждое личностное качество человека также удачноразвивается и формируется в процессе целенаправленной деятельности, адекватной этому качеству по своей природе, что дает возможность обоснованно применить деятельностный подход к исследованию ПН курсантов. Для данного исследования важное значение имеют следующие положения деятельностного подхода: ‒ наличие управления и организации целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью курсантов в общем контексте их жизнедеятельности, включающая развитие и формирование ПН: убеждений, мировоззрения, направленности жизненных планов, ценностных ориентаций, интересов, понимания смысла воспитания и обучения в морском вузе, формирования личностного опыта; ‒ в функциональном плане обе сферы образования —воспитание и обучение в процессе реализации деятельностного подхода в равной мере способствуют становлению субъектности курсанта; ‒ позволяет выделить не только деятельностный, но и личностный компонент т. к. учитывает жизненные планы, ценностные ориентации и другие параметры субъективного мира курсанта; ‒ в процессе воспитания курсанта исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно опосредованно и непосредственно осуществляет выбор адекватных форм и видов преобразования деятельности и деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития; ‒ в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность преподавателей икурсантов, сбывающихобще намеченные задачи и цели воспитания иобучения, развития ПН; ‒ воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, создания и конструирования ситуации воспитательной деятельности, что дает возможность регулировать жизнедеятельность курсанта, создавать условия для развития ПН; ‒ ориентирует на непрерывный поиск соответствующего содержания воспитания иобучения, соответствующих методов воспитания иобучения, способствующих развитию и формированию ПН. Следовательно, применение личностно-деятельностного подхода дает возможность создать целенаправленную организацию деятельности курсантов, предполагающей развитие и формирование направленности интересов, мотивов, профессиональных планов, ценностных ориентаций, понимания необходимости и сущности обучения направленного на развитие ПН. Значимым для проводимого исследования является компетентностный подход, рассматриваемый сейчас как методологическая основа современного образования. Концепция модернизации российского образования [10], отмечает, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля и уровня, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. И. П. Мединцева утверждает, что внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования «направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, соответствующей среды обучения и методологии» [11, с. 215]. А. Г. Бермус [3] рассматривает компетентностный подход как современный коррелят множества более традиционных подходов (научно-образовательного, культурологического, функционально-коммуникативного дидактоцентрического, и др.); компетентностный подход, применительно к российской практике и теории образования, не образует собственную логику иконцепцию, но предполагает заимствование или опору методологического и понятийного аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, юриспруденции, социологии, лингвистики, и др.). Е. Н. Балибордина [1] справедливо замечает, что процесс развития и формирования ПН в рамках компетентностного подхода должен рассматриваться не как получение готовых умений, навыков, знаний, а как получение способов деятельности для приобретения личностно-значимых компетенций. Итак, основываясь на выполненным выше анализеследуетподытожить, что применение компетентностного подхода к исследованию процесса развития ПН курсантов морского вуза определяется: ‒ способом качественно-результативной подготовки специалиста морского транспорта, намеревающийся, что итог высшего морского образования есть не просто комбинация готовых сведений изнаний, а усвоение способов профессиональной деятельности и овладение умениями, необходимыми для качественного решения конкретных практических задач в морской сфере деятельности; ‒ направленностью на формирование субъектности профессиональной культуры, как результата выявления смыслов и соотнесения собственной профессиональной деятельности с нормами культуры. Специальная роль в формировании ПН курсантов пренадлежит программно-проектировочному подходу. Общепризнанными разработчиками данного подхода являются В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Ю. В. Громыко, О. С. Газман, Е. С. Заир-Бек, Н. В. Диденко, В. А. Ясвин,В. В. Краевский, И. А. Колесникова, и др. Н. В. Диденко, В. С. Безрукова, И. А. Колесникова,Е. С. Заир-Бек, и др. оценивают программно-проектировочный подход как эффективный и инновационный способ осуществления и выработки управленческих решений, основанный на комплексном анализе проблемы и построении системной совокупности действий и мер (в форме программы), направленных на достижение поставленной цели, решение целевой задачи, вытекающей из проблемы. Л. В. Быкова [5] предлагает под диагностическим подходом в педагогике понимать обусловленность образовательного процесса результатами диагностики. В настоящее время такой подход к процессу воспитания и обучения является неотъемлемой частью гуманистической парадигмы личностно ориентированного образования. С точки зрения Г. В. Селевко [12] диагностический подход есть эффективный метод, способствующий выявлению проблем, имеемых затруднений, определению исходного состояния и выбору конкретных путей самосовершенствования и устранения недостатков педагогов в диагностической деятельности, координирует уровень подготовленности, что в итоге способствует результативной педагогической деятельности. Диагностический подход, в основе которого лежит педагогическая диагностика дает возможность в процессе исследования изучать компоненты профессиональной направленности, интересы, установки, ценностные ориентации,мотивы, личности. Следовательно, диагностический подход при проведении исследования ПН курсантов морского вуза требует, чтобы исследователь придерживался следующих положений: ‒ получить обязательное согласие и расположенность каждого обследуемого к проведению диагностики; ‒ педагогическая диагностика должна быть полезна для всех участников диагностического процесса; ‒ исключить постороннее влияние и помехи на респондентов при проведении диагностических процедур; ‒ доброжелательное и корректность формы доведения результатов диагностики обследуемым; ‒ строгое хранение результатов диагностирования как профессиональной тайны, доведение информации только в части касающейся. Таким образом, совокупное применение вышеперечисленных подходов составляет методологическую базу настоящего исследования и позволит обеспечить достоверную и целенаправленную разработку и обоснование педагогического процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза.ЗаключениеНаправленность личности представляет собой ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к деятельности и жизни.Как бы согласно данной теме психологи не трактовали по разному, все они считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в данном свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на развитие способностей или проявление темперамента на), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, антипатиях или симпатиях, склонностях, привязанностях, вкусах, и проявляется в разнообразных сферах жизнедеятельности человека: политической, семейной, профессиональной, и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему идеалов, интересов, устойчивых потребностей, т.е. всего того, в чем нуждается каждая личность.. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает целеустремленностью, высокой социальной активностью трудолюбием.ЛитератураБезсрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Дело.вая книга, 2012. — 937 с. Бернус, А. Т. Перспективы и проблемы реализации компетентностногопод.хода в образовании // Инт.ернет-журнал «Эйдос», 2015 -487сБлаудерг, В. И. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блаудерг,6-ое изд.. — М.: Наука, 2015. — 270 с.Быкова, Л. В. Генезис диагностического подхода в истории отечественной педагогике до 1917 года: автореф. дисс. 13.00.01 / Л. В. Быкова. 9-ое изд.— Екатеринбург, 2015. — 22 с. Галиев, Т. Т. Технология обучения на основе системного подхода: Уч. — Астана: Изд-во Парл.амента РК, 2014. — 212 с. Дробышев, В. И. Педагогические условия развития профессиональной направленности воинов-контрактников при прохождении военной службы: автореф.: 13.00.08. — Великий Новгород, 2015. — 26 с. Ипполлитова, М. В. Взаим.освязь понятий «методология» и «методологический подход» //Вест.никЮжн.-Уральск.огогос.Ун.. — 2014. — № 14 (124). — 98сКаган, М. С. Система и структура / М. С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание:5-ое изд. — Л.:, 2015. — С. 30–48. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство:8-ое изд.. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 215–218. Никандрова Н.П. Управление социальным развитием организации: учеб.пособие. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2013. — 188 с. Селевко, Г. К. Технологии внутришкольного управления /Г. К. Селевко. 6-ое изд.— М.: НИИ шк.ольныхтехн.ологий, 2014. — 208 с. Стефанов,А. Н. Мультип.ликационный подход и эффе.ктивность. — 4-ое изд.М.: П.рогресс, 2015. — 251 с. Томилин, А. Н. Формирование личностной готовности к лиддерской деятельности воинов-контрактников: моногр. /А. Н. Томилин. — Новоросс.ийск: 2014. — 100 с.
2. Бернус, А. Т. Перспективы и проблемы реализации компетентностного под.хода в образовании // Инт.ернет-журнал «Эйдос», 2015 -487с
3. Блаудерг, В. И. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блаудерг,6-ое изд.. — М.: Наука, 2015. — 270 с.
4. Быкова, Л. В. Генезис диагностического подхода в истории отечественной педагогике до 1917 года: автореф. дисс. 13.00.01 / Л. В. Быкова. 9-ое изд.— Екатеринбург, 2015. — 22 с.
5. Галиев, Т. Т. Технология обучения на основе системного подхода: Уч. — Астана: Изд-во Парл.амента РК, 2014. — 212 с.
6. Дробышев, В. И. Педагогические условия развития профессиональной направленности воинов-контрактников при прохождении военной службы: автореф.: 13.00.08. — Великий Новгород, 2015. — 26 с.
7. Ипполлитова, М. В. Взаим.освязь понятий «методология» и «методологический подход» //Вест.ник Южн.-Уральск.ого гос. Ун.. — 2014. — № 14 (124). — 98с
8. Каган, М. С. Система и структура / М. С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание:5-ое изд. — Л.:, 2015. — С. 30–48.
9. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство:8-ое изд.. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 215–218.
10. Никандрова Н.П. Управление социальным развитием организации: учеб.пособие. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2013. — 188 с.
11. Селевко, Г. К. Технологии внутришкольного управления /Г. К. Селевко. 6-ое изд.— М.: НИИ шк.ольных техн.ологий, 2014. — 208 с.
12. Стефанов,А. Н. Мультип.ликационный подход и эффе.ктивность. — 4-ое изд.М.: П.рогресс, 2015. — 251 с.
13. Томилин, А. Н. Формирование личностной готовности к лиддерской деятельности воинов-контрактников: моногр. /А. Н. Томилин. — Новоросс.ийск: 2014. — 100 с.
Вопрос-ответ:
Что такое направленность личности?
Направленность личности - это характеристика индивида, которая определяет его стремления, цели, предпочтения и мотивацию. Она выражает то, чему человек уделяет основное внимание и энергию, так как она важна для его самореализации и удовлетворения.
Какова структура и виды направленности личности?
Структура направленности личности включает цели, мотивы, интересы и ценности. Виды направленности могут быть профессиональной, социальной, эмоциональной и т. д., в зависимости от сферы, в которой проявляется основная ориентация личности.
Как изучают направленность личности?
За изучение направленности личности отвечают психология и социология. В психологии используются методы тестирования, анкетирования, наблюдения и интервью. Социология проводит социологические опросы и исследования в группах людей для выявления и анализа общих тенденций и мотиваций.
Какие методологические подходы используются при исследовании направленности личности?
При исследовании направленности личности используются различные методологические подходы, такие как феноменологический подход, предметный анализ, системный подход и другие. Каждый подход позволяет рассмотреть эту проблему с разных сторон и получить более полное представление о направленности личности.
Какие пути исследования направленности личности предложены отечественными учеными?
Отечественные ученые предлагают различные пути исследования направленности личности, такие как анализ трудов, проведение экспериментов, использование статистических методов и другие. Каждый путь имеет свои преимущества и позволяет получить новые знания о сущности и характеристиках направленности личности.
Что такое направленность личности?
Направленность личности - это психологическая характеристика, которая описывает цели, интересы, мотивы и ценности, определяющие поведение и выборы человека.
Какие бывают виды направленности личности?
Виды направленности личности включают профессиональную, социальную, академическую, эстетическую, религиозную и другие формы направленности, зависящие от целей и интересов каждого человека.
Как изучается направленность личности?
Направленность личности изучается с помощью различных методов, таких как анкетирование, интервьюирование, наблюдение и анализ личных записей. Также применяются психологические тесты и самооценочные методики.
Какие методологические подходы используются в исследовании проблемы профессиональной направленности?
В исследовании проблемы профессиональной направленности используются различные методологические подходы, включая социологический, психологический, педагогический и аксиологический подходы. Каждый из них направлен на изучение разных аспектов этой проблемы.
Какие ученые занимались изучением направленности личности?
Изучением направленности личности занимались многие отечественные ученые, среди которых можно выделить А.Б. Холодная, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и др. Их труды вносят значительный вклад в понимание сущности и методологии исследования направленности личности.