Изучение штрихов на начальном этапе обучения игре на скрипке
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 87 + 87 источников
- Добавлена 20.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Вопросы терминологии 7
1.2. Постановка рук при игре на скрипке 20
1.3. Скрипичные штрихи 40
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1. Опытно-экспериментальная работа с начинающими скрипачами 52
2.2. Интервью с преподавателем скрипки МБОУ ДОД «Детская школа искусств 2» города Сургута Дихтярь Ю.А. 63
2.3. Опрос учеников и их родителей по поводу
постановочного этапа в обучении игре на скрипке 66
2.4. Методические рекомендации по изучению штрихов
на начальном этапе обучения игре на скрипке 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
На экране ноутбука ученик видит картину ЦиБайши «Рыбки».Иллюстрация: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рисунок 2.1).При игре martele звуки акцентируются. Сравнение: поступь марширующих солдат. Прослушивается пьеса П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», сначала в фортепианном исполнении (играет иллюстратор), затем в исполнении на скрипке (играет педагог).Staccatoнапоминает подпрыгивающие движения зайчика. Ассоциация – фрагмент мультипликационного фильма «Ну, погоди!».Чтобы ребенок понял, как исполняется staccatovolant, мы приносили на занятие ракетки и волан для бадминтона, немного поиграли, перебрасывая волан, а затем показали соответствующий штрих на скрипке. Для spiccato ассоциация проводилась с бросанием мячика, упруго отскакивающего от поверхности (пола, стола).Ricochet-saltato мы сравнивали со сверкающими каплями дождя, образующими разноцветную мелодию-радугу.О штрихе sautiller говорили, что «это отражение радуги в воде пруда», дети добавили: «перевернутая радуга».Staccadopiqué сами ученики охарактеризовали следующим образом: «скрытый смех», «играть, как будто звук приглушили, а движение на экране видно», «спокойная радость».Изучая tremolo, дети выполнили задание по сочинению «страшных» сказок про великана, который гневается и про танцующих подземных королей.Образы, создаваемые с помощью arpeggio, юные скрипачи выразили с помощью красок. Это были рисунки принцесс, портрет Дюймовочки, пейзаж с цветомузыкальным фонтаном и др.Legatoнапомнило детям пение знакомых исполнителей, а также движения при катании на коньках, «длинный-предлинный вдох», нарисованную на бумаге непрерывную линию.Изучаяportamento,мы предлагали ученикам обратить внимание на плавные, «ступенчатые» переходы в изображении скал на рисунках китайских авторов. К примеру, пейзаж ЦиБайши «Листок из альбома». Иллюстрация: ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рисунок 2.2).Glissandoдети ассоциировали с течением воды, скольжением водных насекомых по поверхности пруда, дуновением ветра.Были прочитаны фрагменты стихотворений:Иди в луга, где все цветет –весны недолог срок!Спеши взглянуть, как гладь рекиколышет ветерок! (ЧжанШи)И несет меня лодкаНа разливах Ян-хоу.Вдруг взлетает, как птица.Где желанная пристань?(«Плачу по столице Ину», автор неизвестен, перевод Л. Эйдлина)Чтобы звук был красивым на всем протяжении, учеников просили быть внимательными, вслушиваться в то, как он «разворачивается», «меняет свою окраску». Использовались сравнения с тем, как постепенно, слой за слоем, снимается бумага с новогоднего подарка; как изменяет свои цвета хамелеон.Отрабатывая навык точного завершения звука, мы обращали внимание на следующие моменты:–каждый звук имеет определенную длительность, в зависимости от исполняемого штриха; –необходимо отсчитывать «про себя» метрические доли и сниматьзвук точно, вовремя, без изменения интонации;–звук, над которым стоит фермата, по продолжительности необходимо обусловить;– если произведение исполняется в ансамбле, то ориентиром снятия может также быть и движение – кивок головы (преподавателя, ученика – партнера по ансамблю).Примерно на 3-4 занятиях в процессе включенного наблюдениямы увидели, что наши ученикиполучают удовлетворение от правильно и интересно выполненной работы– можно считать, что занятия дали результат. Был преодолен рубеж, разделяющий полное отсутствие навыков игры штрихов и сформированность основ этих навыков. Занимаясь с детьми, мы включили в содержание занятий:– физические упражнения (микро-зарядку, укрепляющую исполнительский аппарат);– упражнения для закрепления тех или иных постановочных элементов;– задания для развития слуха, ритма, памяти, закрепления теоретических знаний;– работу над репертуарными произведениями.Физические упражнения на укрепление позвоночника, особенно его шейного отдела, мы проводили в начале занятия или во время смены одного задания другим.В начале занятия мы повторяли упражнения для усвоения постановочных движений: проверить общую постановку корпуса; отработать повороты головы влево и вправо, попутно уточняя, какой поворот головы нужен скрипачу; упражнения «Зеркальце», «Дерево и листочек», «Часики».За период опытно-экспериментальной работы у нас была возможность тщательно проработать навыки игры штрихов в 12-15 несложных произведениях. В нашей практической работе мы обратили внимание на то, что ребята не умеют слушать «тишину» – паузу. Хороший урок бережного обращения с паузами был достигнут в процессе освоения упражнения в игровой форме «Кукушка», где предлагается «слушать» голос воображаемой кукушки, когда сам ученик не играет.Была проведена работа над выставлением в нотном тексте штрихов, направления смычка (вниз смычком или вверх смычком) и их отработка в медленном темпе. В пьесе Р. Вебера «Шуточный танец» разучивалась ансамблевая партия III скрипок; использовался прием pizzicato. Максим Марков иЕлена Егорова технически по-разному исполняли этот прием: Елена играла легким прикосновением пальца о струну, что соответствовало аккомпанирующей роли, а Максим старался сыграть «выговорить» каждую нотку как можно ярче, глубоко захватывая струну. С мальчиком была проведена индивидуальная работа, добивались легкого прикосновения пальца о струну, убирая излишний нажим. Уже при совместном исполнении партии мы добились единого, синхронного исполнения приема pizzicato.Работая над приемом pizzicato, мы учитывали, что разные художественные задачи диктуют применение pizzicato разного характера. Звук в нюансах f , ff мы предлагали детям исполнять, не закрепляя большой палец правой руки на грифе (это особенно важно при игре в ансамбле). Ритмической точности помогал равный, единовременный замах правой руки перед взятием аккорда. Тем же приемом мы учили детей исполнять и отдельные ноты ff. В нюансе piano синхронность при игре pizzicato легче достигалась, если указательный палец правой руки не защипывал струну, а только прикасался к ней сверху (с обязательным закреплением большого пальца на грифе). Работая над динамикой в произведениях с ребятами, мы оговаривали, что при исполнении нюанса piano нажим смычка не должен быть сильным, а играть нужно минимальным отрезком смычка, а при нюансе forte наоборот, более плотным смычком, как бы «впиваясь» в струну (но без скрипа), ведение смычка широкое. По окончанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы (ноябрь 2017 года) нами был проведен второй контрольный срез уровня сформированности навыков исполнения штрихов у учащихся. Его результаты представлены в таблицах №3 и №4.Таблица № 3.Результаты изучения сформированности навыков исполнения штрихову учащихся экспериментальной группы(формирующий эксперимент)Навыки исполнения штрихов№Фамилия, имяучащегосяСвобода постановочного аппаратаКачество атаки звукаПротяженностьЗавершение звука123222223233323422335333262333Таблица №4. Результаты изучения сформированности навыков исполнения штрихову учащихся контрольной группы(формирующий эксперимент)Навыки исполнения штрихов№Фамилия, имяучащегосяСвобода постановочного аппаратаКачество атаки звукаПротяженностьЗавершение звука1211223212312224222251221Результаты формирующего эксперимента (второй контрольный срез).ЭГ:2 показателя «высокий» и 4 «средний» по уровню свободы постановочного аппарата; 4 показателя «высокий» и 2 «средний» по сформированностикачества атаки звука; 4 показателей «высокий» и 2 «средний» по уровню сформированностинавыка красиво вести звук на всей протяженности штриха; 3 показателя «высокий» и 3 «средний» по уровню сформированностинавыка интонационно и ритмически точно завершать штрихи.КГ: 2 показателя «низкий»,2 «средний», 1 «высокий» по уровню свободы постановочного аппарата; 1 показателя «низкий» и 4 «средний» по сформированностикачества атаки звука; 2 показателя «низкий» и 3 «средний» по уровню сформированностинавыка красиво вести звук на всей протяженности штриха; 1 показателя «низкий» и 4 «средний» по уровню сформированностинавыка интонационно и ритмически точно завершать штрихи.Выводы.По результатам второго контрольного среза можно сделать вывод, что уровень развития навыков исполнения штрихову юных скрипачей из экспериментальной группы стал значительно выше, что в итоге подтверждает верность теоретических позиций исследования.В контрольной группе навыки исполнения штрихов у детей также формируются, но менее успешно.2.2. Интервью с преподавателем скрипки МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» города СургутаДихтярь Ю.А.Чтобы наше знание в области методики обучения детей исполнению скрипичных штрихов было современным и практико-ориентированным, мы проели интервью с опытным педагогом-музыкантом – Юлией Александровной Дихтярь. Она ответила на следующие вопросы:1. Как Вы оцениваете роль освоения юными скрипачами штрихов в их профессиональном развитии?2. Индивидуальный подход или соблюдение правил важнее при изучении каждого штриха?3. Помогает ли в освоении штрихов ансамблевоемузицирование ребенка?4. Сравнения и ассоциации с каким видом искусства наиболее полезныскрипачу, когда освоение штрихов затруднено?5. Если ученик стремится прежде всего к выразительности, подчинению «технологии» образной стороне исполнения, не является ли это препятствием в грамотном исполнении штрихов?6. Допустим ли самостоятельный поиск штрихов учащимся? Как Вы решаете эту проблему?7. Какие идеи в освоении штрихов мало реализуются и могли бы повысить исполнительский уровень юных скрипачей? Ответы на данные вопросы Ю.А. Дихтярь были следующими:–«Роль освоения юными скрипачами штрихов в их профессиональном развитиипервостепенна. Я стараюсь с каждым своим учеников найтивзаимопонимание в том, что штрихи для нас – то же, что для художника краски, необходимо постоянно учиться пользоваться ими «по назначению», дополнять «палитру» новыми оттенками»;– «При изучении каждого штриха я, во-первых, обращаю внимание на индивидуальное строение рук ребенка. Исходя из этого, а также знания различных вариантов исполнения штрихов, выбираю самое гармоничное решение. Но в процессе работы нередко приходится менять подход, в зависимости от того, насколько успешно продвигается ученик».–«Я заметила, что игра в ансамбле часто помогает решить исполнительские проблемы. Думаю, это происходит потому, что ребенок слышит правильную интонацию, а от слышания рождается верное движение».– «Думаю, что очень помогает театрализация музыкальных произведений, когда каждый штрих помогает создавать характер музыки. Чем ярче будет эмоциональное наполнение игры, тем быстрее продвинется ребенок в освоении штрихов».– «В стремлении к выразительности главной цели игры на скрипке невозможно обойтись без «технологии». Скрипка очень чувствительна к несовершенствутехники. Если в исполнении штрихов постоянно встречаются недостатки, то и образ будет невыразительным».– «Иногда ученики сами находят верный прием исполнения штриха. Если игровой аппарат остался свободным, а звук красивым, я не заостряю внимание на данном моменте работы. Специально ориентировать начинающих музыкантов на импровизацию в данной области считаю преждевременным».– «В освоении штрихов мало реализуется интересный опыт зарубежных педагогов-музыкантов, который в наше время доступен всем желающим в Интернете. Так, китайские скрипачи нередко играют на высоком техническом уровне, т.е. заметна успешная педагогическая работа. Ученикам я бы рекомендовала смотреть видеозаписи выступлений детей из разных стран мира, потому что чем разнообразнее впечатления, тем лучше развивается исполнительская культура, будет больше идей для творчества, например, в исполнении штрихов».Также в области изучения штрихов на начальном этапе обучения игры на скрипке очень важно привести ребенка к сознательной работе над ними как звуковыми «красками», которыми можно создать прекрасную картину. Индивидуальное строение рук ребенка является базой обучения, но в ходе работы физические параметры корректируются; ориентиром всегда остается художественный образ.В игре на скрипке многие исполнительские проблемы решаются через уточнение слышания интонации. Действует механизм «слышу – играю (верное движение).Целесообразно использовать для формирования навыков исполнения штрихов театрализацию музыкальных произведений, а не только музыкально-изобразительные и музыкально-поэтические сравнения.Выразительная игра на скрипке возможна лишь при хорошей технической оснащенности исполнителя.Для начинающего скрипача приоритетным является не самостоятельный поиск удобного исполнения штриха, а оттачивание академических штриховых моделей.Целесообразно более широкое обращение к передовому опыту зарубежных, в частности, китайских, педагогов-музыкантов.2.3. Опрос учеников и их родителей по поводу постановочного этапав обучении игре на скрипкеВ учебно-воспитательном процессе важно стремиться к гармоничному взаимодействию, взаимопониманию педагога и ребенка. Работа с младшими школьниками может быть успешной, если установлен контакт с родителями, которые для детей этого возраста наиболее авторитетны.Для того чтобы выяснить, какие моменты ученикам и их родителям представляются значимыми и сложными на старте обучения, мы провели опрос учащихся экспериментальной и контрольной групп.Детям задавались следующие вопросы: Понимаешь ли ты, о чем «рассказывают» штрихи? Если бы штрихи не были обозначены в нотах, ты попросил бы педагога расставить их? Почему? Можешь ли ты «слышать» штрихи в стихотворении, картине? Хочется ли тебе иногда изменить штрихи в произведении, которое играешь? Из-за чего, как ты думаешь? Проще ли выучить штрихи, когда понял смысл музыки?Опрос показал, что практически все ученики, в ЭГ и КГ, затрудняются в понимании содержания музыки, если педагог им не помогает. Они не уверены, нужно ли дополнять слова музыкой или музыку словами (около 50 % ответов), некоторые (20 %) чувствуют это инстинктивно, остальные (30 %) не поняли сути вопроса.Дети, кроме 2-х из них, не проявили интереса к детализации нотной записи. Больше всего они надеются, что правильный исполнительский прием им покажет педагог.При этом отношение учеников к изобразительному искусству как к форме записи звучания проявилось. Например, были ответы: «Я слышу, что здесь, на картине, где маленькие точки, скрипка играет пиццикато», «Рисунок как будто на легато сделан» (об изображении, выполненным одним прикосновением карандаша) и др.Около трети детей пытаются играть разучиваемые произведения не теми штрихами, какие обозначены в нотах. Объясняется это, как правило, технической сложностью желаемого исполнения и стремлением получить быстрый художественный результат.Начинающие скрипачи ответили на 5-й вопрос, что им становится более ясной звуковая картина произведения, когда педагог «все расскажет, разберет вместе со мной ноты, объяснит, почему так надо играть».Вопросы, которые мы задавали родителям (письменный опрос):1. Любит ли Ваш ребенок играть на скрипке?да, нетКак Вы считаете, он играет выразительно?да, нет Он говорил, что на занятиях в классе скрипки изучал с преподавателем штрихи?да, нет__________________________ (пример)Исполнение каких штрихов, по его словам, вызывает затруднение? (подчеркните) деташе (detache), мартеле (martele), стаккато (staccato), стаккато волан (staccatovolant), спиккато (spiccato), рикошет-сальтато (ricochet-saltato), сотийе (sautiller), стаккато-пикэ (staccadopiqué), тремоло (tremolo), арпеджио (arpeggio), легато (legato), портаменто (portamento), глиссандо (glissando)Обращался ли к Вам ребенок с просьбой помочь в освоении штрихов?да, нетКаким образом Вам удалось помочь ему?__________________________________________ В результате опроса выяснилось, что:– Все дети на начальном этапе обучения говорят, что им нравится играть на скрипке.– Выразительной их игру считают около 30 % родителей.– Дети рассказывают о том, что на занятиях в классе скрипки они изучали штрихи. Называют, иногда с ошибками, деташе, мартеле, стаккато, портаменто.– Затруднения вызывает у 5 детей из 11 исполнение стаккато, у 2-х детей из 11 –деташе.– Дети редко обращаются к родителям с просьбой помочь в освоении штрихов (3 ответа «да»).– Родители стараются помочь детям, внимательно читая указания педагога в дневнике. Один из родителей ответил, что «учится играть на скрипке вместе со своим ребенком», и это помогает ученику быстрее продвигаться в освоении штрихов.Выводы.Начинающие скрипачи самостоятельно затрудняются в освоении штрихов, а также в понимании содержания музыки, которое необходимо передавать с помощью разнообразия «штриховой палитры», словами. Им необходима помощь педагога или родителей.Нотная запись музыки требует дополнительных разъяснений, привлечения ассоциаций из сферы изобразительного искусства и др.Распространено невнимательное отношение детей к точности исполнения штрихов.Работу над штрихами целесообразно выстраивать, опираясь на первоначальный интерес ребенка к игре на скрипке, поддерживать и развивать этот интерес. Однако выразительности исполнению не хватает.Ученики хорошо помнят процесс изучения штрихов на занятиях, но терминология им не очень интересна, запоминается недостаточно хорошо.Штрихи стаккато и деташе вызывают затруднения при игре чаще других.В случае, когда дети обращаются к родителям с просьбой помочь в освоении штрихов, они совместно читают указания педагога в дневнике или «учатся вместе», причем ребенок выступает в роли педагога.2.4. Методические рекомендации по изучению штриховна начальном этапе обучения игре на скрипкеОсновываясь на результатах проведенного исследования и анализа педагогической литературы, мы сделали ряд методических рекомендаций.Главные ориентиры в работе над штрихами: добиваться чистой, точной интонации, от которой напрямую зависит качество художественного образа в целом и техника игры.В формированиинавыков исполнения штриховцелесообразно вовлекать детей в такие виды деятельности, как ознакомление с текстом разучиваемого произведения на слух, его музыкально-смысловойанализ.Мы рекомендуем преподавателю скрипки использовать наглядность в форме видеозаписи игры выдающихся скрипачей, а также учеников, из разных стран мира. Это поможет улучшить слуховой самоконтроль детей.Сравнение скрипичных штрихов с их «художественными аналогами», игры-перевоплощения, чтение стихов (в том числе сочиненных китайскими поэтами), прослушивание произведений в исполнении на фортепиано, рассматривание новых для ребенка произведений изобразительного искусства и поиск в них «штрихов», театрализация произведений помогут через образное понимание достигать свободы игры, правильной атаки, красивого звуковедения и завершения звука.На занятиях полезно выполнять физические упражнения, укрепляющие исполнительский аппарат, упражнения для закрепления постановочных элементов, задания для развития слуха, ритма, памяти, закрепления теоретических знаний. Но главное – работать над штрихами в репертуарных произведениях.Выбор методов обучения необходимо осуществлять с учетом индивидуального строения рук ребенка, а также того, что физические данные растущего организма меняются. При этом ориентиром будет художественный образ произведения.Мы считаем, что в современном пространстве музыкальной педагогики целесообразно широкое обращение к передовому опыту зарубежных педагогов-музыкантов, например, китайских.Это обогатит штриховую палитру начинающего скрипача.Вовлекать родителей в процесс освоения ребенком штрихов можно, исходя из их отношения к музыкальным занятиям. В некоторых случаях они могут быть очень ценными помощниками педагога, помогать поддерживать музыкальный интерес ребенка, повторять то, что изучалось на занятиях. Записи в дневнике должны быть подробными, понятными.конкретными.Целесообразно применение метода «дети обучают взрослых», помогающего в игровой форме закреплять материал.ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.На уровень развития навыков исполнения штрихов у юных скрипачей влияет выбор подходов и методов обучения.Перспективными являются: обращение к межхудожественым ассоциациям, детальный учет индивидуального строения рук ребенка, приоритет работы над художественным образом и интонацией (а не «решение технических проблем»), обращение к передовому опыту педагогов-музыкантов разных стран мира.В обучении младших школьников помощь педагога и родителей, развитие интереса ребенка к обучению, применение метода «дети обучают взрослых» играют решающую роль.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.В результате исследования проблемы изучения штрихов на начальном этапе обучения игре на скрипке мы пришли к следующим выводам:В художественной культуре разных стран, в том числе Китая, игра на скрипке является одной из непреходящих ценностей, которые сохраняют и преумножают композиторы, педагоги, исполнители. Скрипка набирает популярность у китайских любителей музыки. Чтобы подготовить талантливого ребенка к овладению высоким исполнительским мастерством, необходимо с первых занятий уделять пристальное внимание работе над штрихами. Данной проблеме посвящено немало публикаций, но, тем не менее, остались и «белые пятна» в знании, некоторые из которых нам, удалось. В той или иной степени, заполнить. Прежде всего, это области современной терминологии скрипичной игры, понимания психофизиологических особенностей начинающего скрипача, проблем постановки рук, систематизацией штрихов, изучением штрихов в современной китайской скрипичной педагогике, организации обучения на старте освоения штрихов, использования в процессе обучения сравнений и ассоциаций.В магистерской диссертации на современном уровне представлено научное знание о скрипичных штрихах, сопоставлены подходы современной психологии к трактовке психофизиологических особенностей ребенка и методика освоения штрихов начинающим скрипачом, впервые введен корпус работ китайских авторов по методике освоения штрихов при обучении игре на скрипке.Скрипичныештрихи – это способы извлечения звука, с помощью которых достигается выразительное, разнообразное по характеру и окраске, звучание, создается художественный образ произведения.Основные скрипичные штрихи: деташе (detache), мартеле (martele), стаккато (staccato), стаккато волан (staccatovolant), спиккато (spiccato), рикошет-сальтато (ricochet-saltato), сотийе (sautiller), стаккато-пикэ (staccadopiqué), тремоло (tremolo), арпеджио (arpeggio), легато (legato), портаменто (portamento), глиссандо (glissando).Они классифицируются по длительности извлекаемого звука (протяжные, короткие, протяжно-связные, протяжно-раздельные); по движению смычка (выполняемые «броском», плавные, отрывистые); по сходству с ударением в стихотворных текстах («хореические», «ямбические»). Главные характеристики скрипичного штриха: атака, протяжность и завершение звука.При освоении начинающим скрипачом штрихов необходимо учитывать, что качество игры зависит от свободыпостановочного аппарата, удобного положения рук, пальцев, корпуса. На успешности обучения сказывается соответствие выбранных методов возрастным особенностям детей, в первую очередь, их способности понимать художественный смысл произведения, стремления к самостоятельности, зависимости внимания от выразительности показа педагогом тех или иных фрагментов произведений, гибкости мускулатуры, хорошей двигательной и эмоциональной памяти.Так как решающую роль в качестве музыкального образа, созданного скрипачом, выполняет тонкость его интонационного слуха, целесообразно пропевать (сольфеджировать)мелодии разучиваемых произведений.Музыкальное воспитание юного скрипача, развитие его музыкального вкуса должно осуществляться вместе с обучением.Широкое поле для освоения начинающими музыкантами штрихов представляет китайская скрипичная музыка, синтезирующая исполнительские традиции Китая с европейскими (своеобразное глиссандо, мелизмы, техника смычка и др.).Опросы педагогов, детей и родителей позволяют выделить такие проблемы в изучении начинающими скрипачами штрихов, как сложность понимания содержания музыки, которое необходимо передавать с помощью разнообразия «штриховой палитры», необходимость помощи педагога,родителей, дополнительных разъяснений, привлечения ассоциаций из сферы разных видов искусства, невнимательное отношение детей к точности исполнения штрихов, терминологии.Главное в работе над штрихами: направленность на достижение точной интонации, свободы игры, ее осмысленности, художественности.Следует максимально использовать метафоры, художественные и жизненные аналогии, игры-перевоплощения, чтение стихов, прослушивание произведений в исполнении на разных инструментах (включая фортепиано, китайские народныеинструменты).Среди видов деятельности на занятиях должны присутствовать упражнения, задания для развитиямузыкальных способностей,совершенствования музыкальных знаний, работать над штрихами в произведениях.Обращение к передовому опыту зарубежных педагогов-музыкантов, например, китайских, обогатит штриховую палитру начинающего скрипача.ЛИТЕРАТУРААктуальные вопросы струнно-смычковой педагогики / Сост. Берлянчик М. М. – Новосибирск, 1987. – 147 с.Алексеев В.Н. Гаммы и арпеджио для скрипки. Опыт ритмизации процесса их изучения. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1937. – 71 с.Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание детей во внешкольных детских учреждениях СССР. – М.: Музыка, 1970. – 13 с.Алиева З.Э. Формирование мышечных ощущений скрипача при работе над левой рукой // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 48 (2). С. 14–19.Алиева З.Э. Формирование мышечных ощущений скрипача при работе над элементарными игровыми навыками // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47 (3). С. 11–16. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. – Л., 1940. – 80 с.Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе / Под ред. Ананьева Б.Г. и Сорокина А.И. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 184 с.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001. – 277 с.Андриевский И.М. Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке: автореф. дисс. ... канд. иск. – Киев, 1990. – 16 с.Андроников И.Л. К музыке. –– М.: Советский композитор, 1975. – 336 с.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: учеб. пособие. –– М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М. – Л.: Музыка, 1965. – 142 с.Астахова Г.Р. Формирование готовности к обучению музыке у детей 6-7 лет: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1983. – 16 с.Ауэр Л.С. Интерпретация произведений скрипичной классики. – М.: Музыка, 1965. – 274 с.Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.all-2music.com/Auer_shkola12.html (Дата обращения: 16.11.2017)Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. – Киев: Рад.школа, 1985. – 256 с.Беленький Б.В. Педагогические принципы Цейтлина JI.M. – М.: Музыка, 1990. – 128 с.Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух: сущность, природа, генезис, способ формирования и развития. – М., 2000. – 101 с.Берлянчик М.М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. – М.: Издательскийдом«Классика-XXI», 2006. – 205 с.Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1993. – 196 с.Берлянчик М.М. Культура мелодического интонирования и воспитание скрипача (вопросы методологии и теории): дисс. ... канд. иск. – М., 1983. – 187 с.Биографические очерки современных китайских композиторов / сост. Ван Цихэ. – Пекин: Вэньхуаишу, 1992. – 261с. (на кит.яз.).Благая А. Ауэр о постановке рук [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ruki/auer-o-postanovke-ruk/ (Дата обращения: 01.11.2017)Благовещенский И.П. От Л. Моцарта к Л. Шпору // Художественное образование и наука. 2016. № 1. C. 46–50.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.Бычков В.Д. Типичные недостатки постановки рук и приемов игры начинающих скрипачей. – М.: ВМКпУЗИиК, 1979. – 28 с.Ван Иухэ. История современной музыки Китая / Иухэ Ван. – Пекин: Жэньминьиньюэчубаньшэ, 1981. – 377 с. (на кит.яз.).Ван Иухэ. Место МаСыцуна в развитии современной китайской музыкальной культуры / Иухэ Ван // Народная музыка. – 1992. – № 2. – С. 11–15 (на кит.яз.). Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты: Сб. статей. – Новосибирск: М-во культуры РСФСР, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 118 с.Вопросы скрипичного искусства и педагогики: Сб. статей / Сост. С. Сапожников. – М.: Музыка, 1978. – 56 с.Вопросы теории и истории смычкового искусства: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. О.Ф. Шульпякова. – Л.: Музыка, 1985. – 128 с.Воспитание и обучение в ДМШ: Скрипка, виолончель: I класс / Сост. Полянский Ю.А. и др. – Киев: Музична Украïна, 1988. – 70 с.Гадяцкая О.Л. Формирование исполнительских умений у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения игре на скрипке: выпускная квалификационная работа. Воронеж, 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infopedia.su/8x1811.html (Дата обращения: 01.11.2017)Гертович Р. Работа над освобождением мышц у скрипача / Сост. Натансон В., Руденко В. – М.: Музыка, 1981. – 88 с.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп. – М., 1981. – 128 с.Гольденвейзер А.Б. О «постановке» рук и борьбе с напряжением («Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей») [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ruki/gold-o-postanovke/ (Дата обращения: 01.11.2017)Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Академия, 1993. – 192 с.Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. – М.: Музгиз, 1951. – 92 с.Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М., 1960. – 384 с.Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа:http://nsportal.ru(Дата обращения: 21.11.2017)Зильберквит М. Музыкально-исполнительское искусство. – М.: Знание,1982. – 55 с.Коротун В.Ю. Метафоризация лексем, обозначающих приемы игры на музыкальных инструментах и музыкальные штрихи (на материале масс-медийногодискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 6(60): в 3-х ч. Ч. 2. – C. 93–96.Лян Маочунь. Вклад МаСыцуна в историю музыки / Маочунь Лян // Китайская музыка: ежеквартальное издание. – 1989. – № 3. – С. 10–15 (на кит.яз.).Материалы по современной истории музыки Китая / сост. ЧжанЦзинвэй. – Пекин: Жэньминьиньюэчубаньшэ, 1998. – 314 с. (на кит.яз.).Меркулова Е.В. О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей // Наука. Искусство. Культура. 2017. Выпуск 2 (14). С. 171–176.Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3 / Ред.-сост. А.Лагутин. – М., 1991. С. 182–192.Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. – Тверь: Изд-во Триада, 2014. – 248 с.Му Цюаньчжи. Становление скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 125-127. Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2017/8/34.htmlМузыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. – 222 с.Музыкальный словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/248/%D0%A8%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%A5 (Дата обращения: 30.10.2017)Муратов С.В. Образно-художественные и технические ресурсы штриховой техники скрипача: автореф. дис … канд. иск. – Киев, 1993. – 18 с.Мухина В.С. Младший школьный возраст // Музыкальная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – М., Академия, 2002. – С. 249–344.Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. – М.: Провещение ВЛАДОС, 1994. – 496 с.Оленникова М.В. Возрастная психология: Курс лекций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kafpsy.spbstu.ru (Дата обращения: 01.11.2017)Пашина О.И. Постановка левой руки скрипача. Структура ее действий: доклад [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-postanovka-levoy-ruki-skripacha-struktura-ee-deystviy-1002001.html (Дата обращения: 01.11.2017)Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. – 324 с.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведении. В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с., ил.Полянский Ю.А. Теоретические основы подготовительного обучения скрипачей и виолончелистов. – Киев: Музична Украïна, 1982. – 182 с.Полянский Ю.А., Меламед П.Р., Мурзина Е.И. Воспитание и обучение в ДМШ: Скрипка. Виолончель. – Киев: Музична Украïна, 1988. – 92 с.Психологический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psi.webzone.ru (Дата обращения: 30.10.2017)Раабен Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства: учебное пособие. – Л.: Музыка, 1978. – 336 с.Ракуцкая Т.В., Красникова Н.В. Наследственная патология скрипача-виртуоза Никколо Паганини (синдром Марфана) // Бюллетень медицинскихИнтернет-конференций. 2014. Т. 4. № 5. С. 543–544.Родионов К.К. Начальные уроки игры на скрипке. – М.: Музгиз, 1950. – 88 с.Свирская Т.Д. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. – М., Музыка, 1980. С. 22–37.Скрипичное искусство: история, исполнительство, педагогика. М.: Музыка, 1985. – 220 с.Скрипник В.И. Проблемы игровой позиции скрипача: психофизиологический подход // Искусство и образование. 2016. № 3 (101). С. 66–68.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М., Школа-Пресс, 2000. – 512 с. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://qps.ru/api?url=URL (Дата обращения: 15.11.2017)Смирнов М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. – М.: Музыка, 1990. – 120 с.Строение и функции кисти рук человека // Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://medical-enc.ru/10/stroenie-i-funkciyah-kisti.shtml (Дата обращения: 15.11.2017)Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. – М.: Музгиз, 1952. – 227 с.Струве Б.А. Типовые формы постановки рук у инструменталистов Смычковая группа. М.: Музгиз,1932. – 220 с.Судзуки Ш. Метод Ш. Судзуки // Музыкальная жизнь. – 1972. – № 12. С. 20–24.СяоШусянь. СяоЮмэй в 20-е годы / ШусяньСяо // Исследования по музыке. – 1990. – № 4. – С. 57–60 (на кит.яз.).Трошина В.Т. Основные направления в работе с ансамблем: Методический доклад [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (Дата обращения: 20.11.2017)Турчанинова Г. Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ. Вопросы методики начального музыкального образования / Под ред. В. Натансона, В. Руденко. – М., 1981. С. 22–26.Учебные и справочные материалы по истории современной китайской музыки / Центральный музыкальный институт. – Пекин: Жэньминьиньюэчубаньшэ, 1987. – 27 с. (на кит.яз.).Фирсова А.В., Иванова Н.А. К вопросу о свободе игрового аппарата скрипача // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 10–2. С. 179–182.Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М.: Музыка, 1964. – 274 с.Холодова Т.И. Методы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игре на скрипке // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 3 (4). С. 61–64. ЦзюньлиЛю. Формирование национального репертуара для скрипки (Китайская Народная Республика) // ВеснікБеларускагадзяржаўнагауніверсітэта культуры імастацтваў. 2009. № 1 (11). С. 93–100. Чэнь Си. Сравнительный анализ начального периода развития музыки для скрипки и фортепиано в Китае в первой половине XX века / Си Чэнь // Юэфусиньшэн: газета Чжэньянского музыкального института. – 2005. – № 4. – С. 3–9 (на кит.яз.). Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Наука, 1978 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://userdocs.ru/psihologiya/875/index.html?page=23 (Дата обращения: 21.11.2017)Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tolkslovar.ru/sh2437.html (Дата обращения: 30.10.2017)Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики: сб. ст. – М.: Музыка, 1968. – С. 6–21.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1.Фото 1.1. Подготовительное упражнение без скрипки и смычка. Постановкалевойруки.Фото 1.2. Постановка правой руки.ПРИЛОЖЕНИЕ 2..Рисунок 2.1.ЦиБайши. «Рыбки».Рисунок 2.2. ЦиБайши. «Листок из альбома».
2. Алексеев В.Н. Гаммы и арпеджио для скрипки. Опыт ритмизации процесса их изучения. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1937. – 71 с.
3. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание детей во внешкольных детских учреждениях СССР. – М.: Музыка, 1970. – 13 с.
4. Алиева З.Э. Формирование мышечных ощущений скрипача при работе над левой рукой // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 48 (2). С. 14–19.
5. Алиева З.Э. Формирование мышечных ощущений скрипача при работе над элементарными игровыми навыками // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47 (3). С. 11–16.
6. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. – Л., 1940. – 80 с.
7. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе / Под ред. Ананьева Б.Г. и Сорокина А.И. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 184 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001. – 277 с.
9. Андриевский И.М. Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонационная система в современной скрипичной музыке: автореф. дисс. ... канд. иск. – Киев, 1990. – 16 с.
10. Андроников И.Л. К музыке. –– М.: Советский композитор, 1975. – 336 с.
11. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
12. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: учеб. пособие. –– М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М. – Л.: Музыка, 1965. – 142 с.
14. Астахова Г.Р. Формирование готовности к обучению музыке у детей 6-7 лет: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1983. – 16 с.
15. Ауэр Л.С. Интерпретация произведений скрипичной классики. – М.: Музыка, 1965. – 274 с.
16. Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.all-2music.com/Auer_shkola12.html (Дата обращения: 16.11.2017)
17. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
18. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся: в вопросах и ответах. – Киев: Рад. школа, 1985. – 256 с.
19. Беленький Б.В. Педагогические принципы Цейтлина JI.M. – М.: Музыка, 1990. – 128 с.
20. Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух: сущность, природа, генезис, способ формирования и развития. – М., 2000. – 101 с.
21. Берлянчик М.М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. – 205 с.
22. Берлянчик М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1993. – 196 с.
23. Берлянчик М.М. Культура мелодического интонирования и воспитание скрипача (вопросы методологии и теории): дисс. ... канд. иск. – М., 1983. – 187 с.
24. Биографические очерки современных китайских композиторов / сост. Ван Цихэ. – Пекин: Вэньхуа ишу, 1992. – 261с. (на кит. яз.).
25. Благая А. Ауэр о постановке рук [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ruki/auer-o-postanovke-ruk/ (Дата обращения: 01.11.2017)
26. Благовещенский И.П. От Л. Моцарта к Л. Шпору // Художественное образование и наука. 2016. № 1. C. 46–50.
27. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
28. Бычков В.Д. Типичные недостатки постановки рук и приемов игры начинающих скрипачей. – М.: ВМКпУЗИиК, 1979. – 28 с.
29. Ван Иухэ. История современной музыки Китая / Иухэ Ван. – Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 1981. – 377 с. (на кит. яз.).
30. Ван Иухэ. Место Ма Сыцуна в развитии современной китайской музыкальной культуры / Иухэ Ван // Народная музыка. – 1992. – № 2. – С. 11–15 (на кит. яз.).
31. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты: Сб. статей. – Новосибирск: М-во культуры РСФСР, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. – 118 с.
32. Вопросы скрипичного искусства и педагогики: Сб. статей / Сост. С. Сапожников. – М.: Музыка, 1978. – 56 с.
33. Вопросы теории и истории смычкового искусства: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. О.Ф. Шульпякова. – Л.: Музыка, 1985. – 128 с.
34. Воспитание и обучение в ДМШ: Скрипка, виолончель: I класс / Сост. Полянский Ю.А. и др. – Киев: Музична Украïна, 1988. – 70 с.
35. Гадяцкая О.Л. Формирование исполнительских умений у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения игре на скрипке: выпускная квалификационная работа. Воронеж, 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infopedia.su/8x1811.html (Дата обращения: 01.11.2017)
36. Гертович Р. Работа над освобождением мышц у скрипача / Сост. Натансон В., Руденко В. – М.: Музыка, 1981. – 88 с.
37. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп. – М., 1981. – 128 с.
38. Гольденвейзер А.Б. О «постановке» рук и борьбе с напряжением («Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей») [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ruki/gold-o-postanovke/ (Дата обращения: 01.11.2017)
39. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Академия, 1993. – 192 с.
40. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. – М.: Музгиз, 1951. – 92 с.
41. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М., 1960. – 384 с.
42. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru (Дата обращения: 21.11.2017)
43. Зильберквит М. Музыкально-исполнительское искусство. – М.: Знание,1982. – 55 с.
44. Коротун В.Ю. Метафоризация лексем, обозначающих приемы игры на музыкальных инструментах и музыкальные штрихи (на материале масс-медийного дискурса) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 6(60): в 3-х ч. Ч. 2. – C. 93–96.
45. Лян Маочунь. Вклад Ма Сыцуна в историю музыки / Маочунь Лян // Китайская музыка: ежеквартальное издание. – 1989. – № 3. – С. 10–15 (на кит. яз.).
46. Материалы по современной истории музыки Китая / сост. Чжан Цзинвэй. – Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 1998. – 314 с. (на кит. яз.).
47. Меркулова Е.В. О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей // Наука. Искусство. Культура. 2017. Выпуск 2 (14). С. 171–176.
48. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3 / Ред.-сост. А.Лагутин. – М., 1991. С. 182–192.
49. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. – Тверь: Изд-во Триада, 2014. – 248 с.
50. Му Цюаньчжи. Становление скрипичного образования в Китае в первой половине ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 125-127. Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2017/8/34.html
51. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. – 222 с.
52. Музыкальный словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/248/%D0%A8%D0%A2%D0%A0%D0%98%D0%A5 (Дата обращения: 30.10.2017)
53. Муратов С.В. Образно-художественные и технические ресурсы штриховой техники скрипача: автореф. дис … канд. иск. – Киев, 1993. – 18 с.
54. Мухина В.С. Младший школьный возраст // Музыкальная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – М., Академия, 2002. – С. 249–344.
55. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. – М.: Провещение ВЛАДОС, 1994. – 496 с.
56. Оленникова М.В. Возрастная психология: Курс лекций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kafpsy.spbstu.ru (Дата обращения: 01.11.2017)
57. Пашина О.И. Постановка левой руки скрипача. Структура ее действий: доклад [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-postanovka-levoy-ruki-skripacha-struktura-ee-deystviy-1002001.html (Дата обращения: 01.11.2017)
58. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. – 324 с.
59. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведении. В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с., ил.
60. Полянский Ю.А. Теоретические основы подготовительного обучения скрипачей и виолончелистов. – Киев: Музична Украïна, 1982. – 182 с.
61. Полянский Ю.А., Меламед П.Р., Мурзина Е.И. Воспитание и обучение в ДМШ: Скрипка. Виолончель. – Киев: Музична Украïна, 1988. – 92 с.
62. Психологический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psi.webzone.ru (Дата обращения: 30.10.2017)
63. Раабен Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства: учебное пособие. – Л.: Музыка, 1978. – 336 с.
64. Ракуцкая Т.В., Красникова Н.В. Наследственная патология скрипача-виртуоза Никколо Паганини (синдром Марфана) // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 5. С. 543–544.
65. Родионов К.К. Начальные уроки игры на скрипке. – М.: Музгиз, 1950. – 88 с.
66. Свирская Т.Д. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. – М., Музыка, 1980. С. 22–37.
67. Скрипичное искусство: история, исполнительство, педагогика. М.: Музыка, 1985. – 220 с.
68. Скрипник В.И. Проблемы игровой позиции скрипача: психофизиологический подход // Искусство и образование. 2016. № 3 (101). С. 66–68.
69. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М., Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
70. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://qps.ru/api?url=URL (Дата обращения: 15.11.2017)
71. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. – М.: Музыка, 1990. – 120 с.
72. Строение и функции кисти рук человека // Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://medical-enc.ru/10/stroenie-i-funkciyah-kisti.shtml (Дата обращения: 15.11.2017)
73. Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. – М.: Музгиз, 1952. – 227 с.
74. Струве Б.А. Типовые формы постановки рук у инструменталистов Смычковая группа. М.: Музгиз,1932. – 220 с.
75. Судзуки Ш. Метод Ш. Судзуки // Музыкальная жизнь. – 1972. – № 12. С. 20–24.
76. Сяо Шусянь. Сяо Юмэй в 20-е годы / Шусянь Сяо // Исследования по музыке. – 1990. – № 4. – С. 57–60 (на кит. яз.).
77. Трошина В.Т. Основные направления в работе с ансамблем: Методический доклад [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (Дата обращения: 20.11.2017)
78. Турчанинова Г. Некоторые вопросы профессионального обучения скрипачей в младших классах ДМШ. Вопросы методики начального музыкального образования / Под ред. В. Натансона, В. Руденко. – М., 1981. С. 22–26.
79. Учебные и справочные материалы по истории современной китайской музыки / Центральный музыкальный институт. – Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 1987. – 27 с. (на кит. яз.).
80. Фирсова А.В., Иванова Н.А. К вопросу о свободе игрового аппарата скрипача // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 10–2. С. 179–182.
81. Флеш К. Искусство скрипичной игры. – М.: Музыка, 1964. – 274 с.
82. Холодова Т.И. Методы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игре на скрипке // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 3 (4). С. 61–64.
83. Цзюньли Лю. Формирование национального репертуара для скрипки (Китайская Народная Республика) //
Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2009. № 1 (11). С. 93–100.
84. Чэнь Си. Сравнительный анализ начального периода развития музыки для скрипки и фортепиано в Китае в первой половине XX века / Си Чэнь // Юэфу синьшэн: газета Чжэньянского музыкального института. – 2005. – № 4. – С. 3–9 (на кит. яз.).
85. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Наука, 1978 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://userdocs.ru/psihologiya/875/index.html?page=23 (Дата обращения: 21.11.2017)
86. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tolkslovar.ru/sh2437.html (Дата обращения: 30.10.2017)
87. Ямпольский А.И. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики: сб. ст. – М.: Музыка, 1968. – С. 6–21.
Вопрос-ответ:
Зачем изучать штрихи на начальном этапе обучения игре на скрипке?
Изучение штрихов на начальном этапе обучения игре на скрипке позволяет развить навык правильной постановки рук и технику игры. Оно помогает ученикам научиться контролировать звучание инструмента и улучшить свою игру в целом.
Какова роль постановки рук при игре на скрипке?
Постановка рук играет важную роль в игре на скрипке. Правильное положение рук позволяет контролировать инструмент, дает возможность играть на разных струнах и в разных положениях. Она позволяет играть четко, точно и с хорошей интонацией.
Какие существуют скрипичные штрихи и зачем их изучать?
Существует несколько видов скрипичных штрихов, таких как прямой, отрезок, прыжок и др. Изучение этих штрихов позволяет ученикам научиться играть разные музыкальные фразы и эффекты. Они также помогают развивать навыки контроля над инструментом и смещения рук на разных струнах.
Как происходит опытно-экспериментальная работа с начинающими скрипачами?
Опытно-экспериментальная работа с начинающими скрипачами включает проведение уроков, на которых ученики знакомятся с различными штрихами и их техникой игры. На этих уроках активно применяются упражнения и практические задания, помогающие развить навыки правильной постановки рук и контроля за звучанием инструмента.
Какие результаты были получены в результате опроса учеников и их родителей по поводу постановочного этапа?
В результате опроса учеников и их родителей по поводу постановочного этапа было выявлено, что большинство из них считают его важным и полезным. Они отметили, что правильная постановка рук помогает им играть с легкостью и уверенностью. Также было отмечено, что на этом этапе ученики улучшают свои навыки игры и получают возможность играть более сложные музыкальные произведения.
Какие термины используются при изучении штрихов при игре на скрипке?
В статье описываются различные термины, связанные с изучением штрихов на скрипке. Например, упоминаются такие понятия, как обратный штрих, полуштрих и двойной штрих.
Как правильно расставлять руки при игре на скрипке?
В статье говорится о том, что правильное положение рук при игре на скрипке играет важную роль. Рекомендуется держать левую руку так, чтобы пальцы были слегка изогнуты и располагались на нужных ладах. Правая рука должна свободно держать смычок, прикладывая его к струнам.
Какие виды скрипичных штрихов рассматриваются?
Статья описывает различные виды скрипичных штрихов. В частности, упоминаются обратный штрих, полуштрих и двойной штрих. Каждый из этих видов имеет свои особенности и требует учета определенных правил для их корректного выполнения.
Какой опытно-экспериментальный подход используется при работе со начинающими скрипачами?
В статье говорится о том, что проводится опытно-экспериментальная работа с начинающими скрипачами. Это означает, что преподаватель проводит ряд опытных занятий, в которых проверяются различные методы обучения штрихам и выявляются наиболее эффективные подходы.
Какой опрос был проведен с учениками и их родителями?
Статья упоминает проведенный опрос с учениками и их родителями по поводу постановочного этапа. Были получены ответы от учеников и их родителей, которые помогли выяснить мнение людей о данном этапе обучения игре на скрипке.