Логопедия НИР 19

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 21.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста в норме и патологии
1.1. Развитие речи детей в онтогенезе.
1.2. Особенности развития звукопроизношения детей дошкольного возраста.
1.3. Психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка.
1.4. Формирование фонематических процессов в норме и патологии
Глава 2. Применение научных знаний для достижения практического результата
2.1. Обследование состояния звукопроизношения детей.
2.2. Методика обследования фонематических представлений
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

У 2 детей отмечаются искажения звуков, у всех других в речи присутствуют замены звуков, что при планировании индивидуальной коррекции предполагает проведение дифференциальной работы с корреляционными звуками. Значительное количество детей с нарушениями произношения, а именно заменами звуков, свидетельствует о несформированности функций речеслухового анализатора, а также подтверждает данные ученых о слабой взаимосвязи деятельности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Кроме обследования звукопроизношения было изучено состояние артикуляционной моторики, слуховых процессов, анамнез физического и речевого развития детей. По данным обследования отмечается несформированность слуховых процессов: 1 ребенок не выделяет заданный звук в звуковом ряду, в слоговом и словесном рядах,9 детей не выделяют заданный звук в середине слова, 1 ребенок не различает заданный звук в начале слова,все дети не могут самостоятельно подобрать слово на заданный звук,10 детей не подбирают картинки на заданный звук.Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточной сформированности слуховых процессов – восприятия, памяти, внимания, представлений, о нарушениях звукового анализа.2.2. Методика обследования фонематических представлений На основе восприятия звуков речи у ребенка еще в младенческом возрасте начинают формироваться слуховые образы, представления. Слуховая сфера является ведущей, благодаря раннему развитию слуха ребенок учится различать разнообразные фонетические элементы. Правильно сформированные слуховые представления становятся регулятором для выработки звуков в собственном произношении ребенка.Слуховые представления – это обобщающие образы фонем, которые сохраняются и образуются в сознании, не требуют участия слухового восприятия, хотя формируются на его основе.Так, А.Н.Гвоздев, изучая закономерности развития речи ребенка, отмечает, что процесс усвоения звуковой стороны речи осуществляется при участии слуховой и моторной сфер. Поэтому мы можем говорить о наличии сформированных слуховых и моторных образов фонем. С одной стороны,определенная роль в формировании представлений (акустических) принадлежит сохранной деятельности речеслухового анализатора, с другой стороны определенная роль в формировании представлений (моторных) принадлежит кинестетическим импульсам речевого аппарата. Л.А.Чистович указывает на то, что не фонема является первичным результатом распознавания речи, а элементы, меньшие чем звук, артикуляционно-акустические признаки звукового сигнала – кинакемы, сохраняющиеся и обрабатывающиеся в оперативной памяти человека.Для определения состояния сформированности слуховых и двигательных представлений у детей с нарушениями звукопроизношения разработана серия заданий. Задание 1. Исследование слуховых представлений на основе искаженной речи.Результаты выполнения данного задания позволят сделать вывод о сформированности правильных представлений у учащихся. Цель: выявить способность различать искаженную речь, подобно собственным речевым нарушениям, на основе собственных представлений в звучащей речи.Материал: искаженные слова (речь экспериментатора), магнитофонная запись речи учащегося (стих). Слова: сапка – шапка, жук – зук, лампа – [w]ампа, чашка – тяшка, ечка –речка, цапля – сапля, потька – почка, булка – буйка. Условия проведения: выполнение задание предусматривается в двух вариантах. В первом – экспериментатор предлагает испытуемому для восприятия пары слов, одно из которых произнесено неверно. Ребенку предлагается выбрать правильное слово и поднять соответствующий флажок. Во втором варианте задания ребенок воспринимает запись собственной речи и оценивает ее фонетическую правильность.Оценивается: правильность выполнения задания Задание 2. Изучение сформированности слухового образа слова. Задание по своему содержанию имеет много общего с предыдущим, однако за счет увеличения числа слов сокращается возможность угадывания слова. Психологическое содержание данного задания базируется на процессе сравнения имеющегося у ребенка слухового образа слова с предложенным ему словесным вариантом. Для полноценного выполнения задания ребенку необходимо иметь верные слуховые представления, с которыми происходит сравнение и на основе которых принимается правильное решение.Цель: изучение сформированности слуховых представлений на основе сравнения правильного эталона (представления) с неправильным произношением.Материал: словесные рядыложки, кошки, [w]ошки, рожки,рак, лак, бак, шаг, зак,каска, кашка, кавка, кадкаУсловия проведения: экспериментатор предлагает испытуемому прослушать различные варианты слова, среди которых произношение одного слова искажено подобно произношению испытуемого. Ребенку надо выбрать неправильное слово, подняв красный знак.Оценивается: правильность выполнения задания Задание 3. Изучение представлений на основе сравнения собственного образа с восприятием искаженного слова.Задание направлено на фиксацию отклонений, аналогичных произношению испытуемого. В данном задании отсутствует эталонно звучащая речь экспериментатора. Успешность выполнения задания зависит от наличия правильно сформированного образа слова и от умения сравнивать воспринятое с собственным представлением.Цель: изучение сформированности представлений, а также умения сравнивать воспринятое с собственным представлениемМатериал: предметные картинки. Искаженные слова: сапка, тяйка, майтик, кофка, оза, пойкаУсловия проведения: экспериментатор произносит слово, специально допуская в нем ошибку, подобную произношению ребенка, и сопровождает свою речь показом соответствующей картинки. Оценивается: правильность выполнения задания.Задание 4. Различение звуков на основе собственных представлений.При выполнении задания дети не используют ни восприятие речи экспериментатора, ни собственное произношение. Цель: выявить умение различать звуки, произношение которых нарушено, на основе собственных представлений без участи проговаривания.Материал: два конверта, предметные картинки.Условия проведения: экспериментатор дает задание, разложить по конвертам картинки, в названии которых содержатся корреляционные звуки. При этом экспериментатор не называет картинки. Ребенок тоже не произносит название вслух, а выполняет задание с опорой на собственные представления. Оценивается: правильность выполнения задания, опора на речедвигательный анализатор.Всего было обследовано 13 детей.Результаты выполнения заданий отражены в Табл.№2. Правильность выпонения заданий.Табл.№2. Правильность выполнения заданий№ заданияКоличество детей, правильно выполнивших заданиеПроцентное соотношение1.11.26946 %69%21076%3646%41185%Результаты обследования свидетельствуют о низком уровне сформированности фонематических процессов, а именно слуховых представлений у детей с нарушениями звукопроизношения:- 46% детей не различают искаженное произношение звуков, подобно собственным речевым нарушениям, в чужой речи и 69% в собственной,- 76% детей не способны сравнить правильного эталона (представления) с неправильным произношением, что свидетельствует о несформированности слухового образа слова,- 46 % детейне правильно сравнивают воспринятое с собственным представлением, что подтверждаетнесформированность представлений у данной категории детей,- 85% детей не умеют различать звуки, произношение которых нарушено.Таким образом, полученные результаты аргументируют выбор основных направлений коррекционной работы: формирование звукопроизношение в комплексе с развитием слуховых процессов: восприятия и представлений.Заключение Изучение теоретических положений по данной проблеме свидетельствует о первоначальном развитии слуховых представлений, на базе которых формируется правильное звукопроизношение. Нарушения звукопроизношения свидетельствует о несформированности слуховых представлений определенной фонемы.Слуховая сфера является ведущей в формировании фонетической компетенции ребенка. Правильно сформированные слуховые представления становятся регулятором выработки звуков в собственном произношении ребенка.Для полноценного развития произносительной стороны речи необходима сформированность акустических и моторных представлений, возникающих в процессе взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов.Анализ теории и практики логопедии свидетельствует об особенностях формирования представлений у детей с нарушениями звукопроизношения:- нарушения звукопроизносительной стороны негативно влияет на формирование представлений.ЛитератураАнищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006. – 64с.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1970. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1981. С.22Дэвидсон Д.Е., Митрофанова О.Д. Функционирование русского языка: методический аспект// Доклады американской делегации на Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10-17 августа 1990. С.11-49; Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985. – 240с.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И.Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Изд-во: ГНОМ и Д, 2008. – 64с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 40с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с., цветная вставка.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.Леонтьев А.Н., Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 247с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта,1998. – 208с.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149-150. — 400 сПравдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. С. 69 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М: «Гном-Пресс», 1999. – 80с.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – М.: Просвещение, 1987. – 142с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Изд-во: Айрис – Пресс, 2007. – 224с.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Педагогика, М., 1989.Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд-ва: АСТ, Астрель, 2006. – 64с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1970. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1981. С.22
3. Дэвидсон Д.Е., Митрофанова О.Д. Функционирование русского языка: методический аспект// Доклады американской делегации на Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10-17 августа 1990. С.11-49;
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985. – 240с.
5. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И.Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Изд-во: ГНОМ и Д, 2008. – 64с.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 40с.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с., цветная вставка.
9. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
11. Леонтьев А.Н., Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
12. Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 247с.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2005. – 224с.
15. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта,1998. – 208с.
16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224с.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149-150. — 400 с
18. Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. С. 69
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
21. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
22. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
23. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.
24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М: «Гном-Пресс», 1999. – 80с.
25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – М.: Просвещение, 1987. – 142с.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Изд-во: Айрис – Пресс, 2007. – 224с.
27. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
28. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Педагогика, М., 1989.
30. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.




Вопрос-ответ:

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития речи детей дошкольного возраста?

Научно-теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста включают в себя изучение особенностей развития звукопроизношения, психофизиологической структуры звукообразования, а также фонематических процессов. Эти основы помогают логопедам понять нормальные и патологические аспекты развития речи у детей и разработать соответствующие методики и подходы в работе с ними.

Какие особенности развития звукопроизношения можно выделить у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые особенности в развитии звукопроизношения. В этом возрасте дети еще не владеют полностью всеми звуками языка и могут делать ошибки в их произношении. Например, они могут заменять один звук другим, пропускать звуки в словах или искажать их. Однако с возрастом и практикой эти особенности обычно исчезают.

Какова психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка?

Психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка включает в себя процессы слухового восприятия звуков, моторики (движений органов речи), а также осознания и контроля за произношением звуков. Дети учатся распознавать и воспроизводить звуки языка, развивая при этом координацию между слуховыми и артикуляционными компонентами речи.

Как происходит формирование фонематических процессов в развитии речи у детей дошкольного возраста?

Фонематические процессы формируются в развитии речи у детей дошкольного возраста. Это происходит благодаря активному восприятию звуков языка, тренировке движений органов речи и осознанию произношения звуков. Дети постепенно осознают различие между звуками и учатся правильно использовать их в словах и предложениях.

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития речи детей дошкольного возраста?

Развитие речи детей дошкольного возраста основывается на ряде научно-теоретических основ, которые включают такие аспекты как психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка, особенности развития звукопроизношения, формирование фонематических процессов и другие. Взаимодействие этих основ позволяет нам понять процесс формирования речи ребенка и тем самым помочь ему в его развитии.

Какие особенности развития звукопроизношения можно наблюдать у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности развития звукопроизношения. В этом возрасте дети могут испытывать трудности с произношением некоторых звуков, так как их артикуляционные органы еще не полностью сформировались. Важно помнить, что развитие звукопроизношения является индивидуальным процессом, и каждый ребенок может иметь свои особенности.

Какова психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка?

Психофизиологическая структура звукообразования в речи ребенка включает в себя такие аспекты, как артикуляционное движение, фонетическую (звуковую) двигательность, акустическую обратную связь и т.д. Они взаимодействуют между собой и позволяют ребенку формировать и произносить звуки на определенном уровне.

Как происходит формирование фонематических процессов в речи детей дошкольного возраста?

Формирование фонематических процессов в речи детей дошкольного возраста происходит в результате многократного повторения и тренировки. Ребенок начинает узнавать и различать звуки, а затем научается правильно произносить их. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и процесс формирования фонематических процессов может иметь свои особенности.

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития речи детей дошкольного возраста в норме и патологии?

Научно-теоретическими основами развития речи детей дошкольного возраста являются изучение процессов развития психофизиологической структуры звукообразования в речи ребенка, формирование фонематических процессов и особенности развития звукопроизношения в этом возрасте.

Какие особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

Особенности развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста связаны с формированием артикуляционного аппарата и овладением речевыми движениями. Дети в этом возрасте могут испытывать трудности с произношением некоторых звуков из-за недостаточной контролируемости артикуляционных органов.

Какие методики используются для обследования состояния звукопроизношения у детей?

Для обследования состояния звукопроизношения у детей используются различные методики, например, методика артикуляционного анализа речи, методика дифференциальной диагностики звукопроизношения, методика экспресс-тестирования и другие.