«Роль общины в государствах древнего Востока»
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Община древнего Востока как форма самоорганизации общества…………………………………………………………………………..6
1.1.Хозяйственная деятельность общины……………………………….6
1.2.Община как нравственный фундамент древневосточного общества………………………………………………………………………….14
Глава 2.Государственно-управленческое значение общины…………..18
2.1.Управленческие и правоохранительные функции общины………..18
2.2. Повинности и налоговое бремя……………………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….
Это требование способствовало стабильности решений и, возможно, было направлено на невозможность подкупа судей. Кроме того, на судью налагался огромный штраф. Таким образом, судья нёс моральные и материальные наказания. Изгнание из народного собрания города или из совета старейшин наносило ему моральный ущерб.Наконец, в рамках рассмотрения дел судами осуществлялось толкование норм права. И хотя без него невозможно осуществление первых двух функций, по нашему мнению. Суд в своём решении, мог опираться на решения других судов. Законы Ману придают величайшую важность тому, чтобы суд был хорошим. Они говорят, что первая обязанность царя – справедливость. Суд, по Законам Ману, должен производиться или самим царём, или назначенными им судьями; но у судьи должны быть советники – брахманы, сведущие в законах и опытные люди.В судебных решениях выносимых общинным советом могли быть собственно судебные прецеденты, или даже толкование законов. Таким образом, участники хозяйственных, административных и уголовных правоотношений должны были принимать во внимание оформившиеся позиции судов по некоторым вопросам. Следовательно, для нормального течения хозяйственной жизни необходимо было единообразное понимание законов судами и иными участниками правоотношений. Таким образом, суды должны были обеспечивать унифицированное понимание закона на всей территории государства.2.2. Повинности и налоговое бремяОбщина выполняла ещё одну очень важную роль в древневосточном государстве. Она служила источником формирования армии в стране. Так, вооружённые силы при Хаммурапи включали профессионального войска (о чем говорят Законы Хаммурапи - ст. 26-39) и общинного ополчения, на уровне общины за сбором, обеспечением и организацию ополчения отвечал староста. Несмотря на низкую подготовку и отсутствие дисциплины, его продолжали собирать. Виной тому две основных причины: во-первых, армия была единственной военной силойна протяжении всей древней истории, и от ее численности во многом зависел успех битвы, а иногда и всей войны. Во-вторых, ополчение набиралось из свободных собственников, кровно заинтересованных в защите своего имущества и общественного положения, что гарантировало их верность и стойкость в бою. Целый ряд норм законов царя Хаммурапи регулировал статус военнослужащих — призыв, прохождение службы, вознаграждение за службу. Например, если гражданину сказано выступить в поход, но он откажется от него либо наймётнаёмника вместо себя, этот гражданин сурово наказывался. Законы Хаммурапи регулировали иправовое положение воинов, попавших в плен. Так, если воин, будучи на царской службе, попадал в плен, а его земля была передана другому воину и если взятый в плен вернётся домой, ему должны вернуть его землю, и он будет дальше нести свои повинности. Если эту повинность мог нести его сын, он получал надел своего отца. Возникает вопрос: как нужно поступить, если сын малолетний? Законы заря Хаммурапи отвечали так: сын должен был отдать своей матери треть поля и сада и на нее возлагались обязанности по воспитанию сына. Если человек не выполнит свою воинскую повинность, бросит свой дом, а другой человек возьмёт его дом, и будет нести его повинность в течение трёх лет, то вернувшийся человек теряет право собственности. Это право переходит к тому, кто выполнял его повинности. Это право хозяин не терял, если отсутствовал лишь один год. Ему возвращалась собственность, и он дальше должен был нести свои повинности. Законы царя Хаммурапи отражали и другие аспекты правового положения воинов. Так, если человек попадал в плен, его семья стала бедной, в доме было нечего есть, жена могла войти в другой дом и найти там пищу. Таким образом, мы видим, что права воинов были хорошо защищены. Им возвращалась собственность, жена, дети после возвращения из плена.Кроме военной повинностиобщина несла трудовые повинностей и выплачивала налоги. Старосты поселений были обязаны заниматься обеспечением исполнения и этих обязанностей общины. Такое устройство существенным образом облегчало деятельность государственного аппарата. Во-первых, «рабианум» располагал большей информацией в отношении налогоплательщиков. Во-вторых, чиновник имел дело не с большим количеством мелких налогоплательщиков, а всего с одним уполномоченным лицом, которое несло ответственность за выполнение повинностей. Налогообложение стало не просто регулярным, а грабительским. Смотрители, собиравшие налоги, захватывали имущество людей и непомерно увеличивали взносы. Налогообложение коснулось и храмов. Смерть налогоплательщика также не была преградой для сборов. Чиновники являлись на кладбище во время погребения и требовали у родственников покойного либо зерно, либо предметы домашнего обихода. Пока шла война, народ терпел грабительские поборы, но в мирное время обобранный народ начинал роптать. Так, плачевное состояние жителей Лагаша начало исправляться, когда правителем стал богобоязненный Урукагина, который вернул жителям их права и свободы. Это первое зафиксированное в истории снижение налогов.Для простых египтян также существовала непосильная система налогов и податей. Объектами налогового обложения выступали земля, зерно, овощи, скот и имущество. Налоги платились натурой. На основе предполагаемой площади затопления рассчитывали будущий урожай и налог с него. Урожай свозили в хранилища. Налоговые поступления осуществлялись следующим образом: от 20 до 30% — фараону, 8% — храмам, прочее возвращалось труженику. Регулярно проводили переписи населения, скота, имущества. Налоги платились со всех видов деятельности (торговля, бизнес, наличие рабов), с употребления масла и пряностей, для чего в любой момент можно было заглянуть на кухню и проинспектировать процесс приготовления пищи. Наиболее распространённым напитком было пиво, производство которого составляло государственную монополию.На Востоке преобладал институт государственной собственности. В условиях избыточности трудовых ресурсов земледельцы в свободное от полевых работ время, использовались как даровая рабочая сила. Мужская часть свободного населения призвана была выполнять повинности по строительству и поддержанию оросительных систем, пирамид, статуй и обелисков, труда в копях и каменоломнях. Именно общественные работы давали возможность правящей элите держать в подчинении свободных общинников. В древнем Китае государственную трудовую повинность выполняли крестьяне и ремесленники. Ее продолжительность составляла 20 дней, в течение которых кормить работника должна была его семья.Таким образом, в своей руководящей деятельности государство в значительной степени полагалось на общину, а потому общинное самоуправление в рамках своей хозяйственной деятельности получает все большие государственно-властные полномочия. Таким образом, в некоторых ситуациях община выступает от имени государства в той сфере, которая ранее принадлежала исключительно общинному самоуправлению. То есть, государство не подменяет общину, но придаёт ее действиям и решениям государственно-правовой характер, превращая ее тем самым в государственный орган в функциональном смысле.ЗаключениеТаким образом, значение общины в древневосточном государстве трудно переоценить. Община выполняла ряд жизненно важных как для общества, так и для государства функций. Во-первых, это способ самоорганизации древневосточного общества; во-вторых, община в государствах Древнего Востока выступала посредником между государством и человеком в процессе управления обществом.Необходимо сразу принять за аксиому, что наше разделение государства и общины несколько условно: в странах Древнего Востока земледельческая община не может быть рассматриваться в отрыве от государства. По мере развития цивилизации область деятельности общины постепенно меняется. Во-первых, государство с одной стороны сокращает, расширяя своё воздействие на общественные отношения. Во-вторых, частично получает все более широкие государственно-властные полномочия, поскольку государство в своей управленческой деятельности в значительной степени полагалось на общину. То есть, община начинает действовать от лица государства в той сфере, которая ранее принадлежала только общинному самоуправлению. Фактически государство не подменяет общину, но придаёт ее деятельности государственно-правовой характер, тем самым превращая ее в орган государственной власти (речь только о функционале).Таким образом, внегосударственное значение общины выражается в нравственных, экономических, представительских, социальных и иных функциях. Этот список можно не закрывать, так как перечисленные функции далеко не охватывают все нюансы повседневной жизни и быта общинников. Однако все они объединены следующим:- во-первых, результаты деятельности были значимы не только для государства, но,в первую очередь, для земледельческой общины;- во-вторых, в результате этой деятельности не реализовывались государственно-властные полномочия, это означает, что община выступает хотя и общественным, но негосударственным субъектомВыполнение общиной вышеперечисленных функций определяет отношение к ней жителей Древнего Востока к ней как к жизненно необходимой ценности. Поэтому порядки и моральные ценности и устои, принятые в общине, в свою очередь приобретали высокий статус. Совместная деятельность и коллективная ответственность создали общие интересы у сообщинников, которые представляла вне своего социума община, от лица всех проживающих на территории поселения сообщинников. Община выражала стремления отдельных индивидов посредством общинных сходов. Все это, по нашему мнению, в совокупности стало причиной отождествления в сознании рядовых общинников частных и общих интересов и восприятия себя как «части единого организма». Община - важнейший элемент социально-политической и экономической структуры государства. Она выступает как естественная форма самоорганизации общества, а также как субъект государственного управления. Двуединая сущность предполагает рассмотрение общины населением Древнего Востока как высшей ценности. Благодаря этому община приобретает значение нравственной основы общества, что проявляется в ее роли как «нравственного ориентира» и «гаранта нравственности».Список источников и литературы1.Васильев Л.С. История Востока: учебник: в 2 т.- М., 2003. Т. 1.-495 с.2.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. – 256 с.2.Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. 81 с.3.Деопик Д. В. История Древнего Востока: курс лекций // Электронная библиотека ЛитМир. - URL: http://www.litmir.info/br/?b=56861&p=1.4.Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй древнегоДвуречья. Шумер» - М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 308 с.5.Евсеенко Т. П. К вопросу о «гражданской общине» в Древнем Мире // Античная Древность и Средние века. - 2003. - № 34. - С. 12-18. 4.Жестоканов С. М. К вопросу о типологии древних цивилизаций // Метаморфозы истории. -1997. - № 1. - С. 50-78.5.Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 1: И 90 Учеб.пособие / В. И. Кузищин, М. А. Дандамаев, Н. В. Козырева и др.; Под ред. В. И. Кузищина,— М.: Высш. шк., 2008.— 719с.6.История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: НОРМА, 2004. –624 с.7.История древнего мира: в 3 т. Т. 1. Ранняя древность / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1989. –470 с.8.Козырева Н. В. Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни: монография. - М.: Наука, 1988. –210 с.9.Нуреев Р. М. Государственная система сельских земледельческих общин - традиционная командная экономика в национальном масштабе // TERRA ECONOMICUS. - 2011. - № 1. - С. 89-91. 10.Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – 319 с.11.Переломов Л. С. Конфуций.- М., 1998.-320с.12.Переломов Л.С. Община и семья в Древнем Китае (III в. до н. э. — III в. н. э.). - М., 1964. –10 с.13.Починок А. Ниломерные налоги // Дилетант. 2014. № 4. С. 50–52.15.Суровень Д. А Ранняя форма государства / Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2016. № 16. -С. 149-203.16.Таубеншлаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях Востока времени Диоклетиана // Византийский временник. - 1958. - № 13. - С. 6-8.18.Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. - М., 2011.-510 с.19.Хань Лянь-ци Сельская община в период Чуньцю - Чжаньго (VIII - III вв. до н. э.)/ Вопросы истории, № 10, Октябрь 1960.- C. 189-203.20.Хрестоматия по истории Древнего Мира: в 3 т. Т. 1. Древний Восток: учебное пособие / под ред. В. В. Струве. –594 с.21.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т. 1.-816 с..21.Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960. – 207 с.22.Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 2. - С. 51-54.
2.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: про¬блемы социальной структуры и права. М., 1984. – 256 с.
2.Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммура¬пи. М., 1914. 81 с.
3.Деопик Д. В. История Древнего Востока: курс лекций // Электронная библиотека ЛитМир. - URL: http://www.litmir.info/br/?b=56861&p=1.
4.Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй древнегоДвуречья. Шумер» - М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 308 с.
5.Евсеенко Т. П. К вопросу о «гражданской общине» в Древнем Мире // Античная Древность и Средние века. - 2003. - № 34. - С. 12-18.
4.Жестоканов С. М. К вопросу о типологии древних цивилизаций // Метаморфозы истории. -1997. - № 1. - С. 50-78.
5.Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 1: И 90 Учеб.пособие / В. И. Кузищин, М. А. Дандамаев, Н. В. Козырева и др.; Под ред. В. И. Кузищина,— М.: Высш. шк., 2008.— 719с.
6.История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: НОРМА, 2004. –624 с.
7.История древнего мира: в 3 т. Т. 1. Ранняя древность / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1989. –470 с.
8.Козырева Н. В. Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни: монография. - М.: Наука, 1988. –210 с.
9.Нуреев Р. М. Государственная система сельских земледельческих общин - традиционная командная экономика в национальном масштабе // TERRA ECONOMICUS. - 2011. - № 1. - С. 89-91.
10.Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – 319 с.
11.Переломов Л. С. Конфуций.- М., 1998.-320с.
12.Переломов Л.С. Община и семья в Древнем Китае (III в. до н. э. — III в. н. э.). - М., 1964. –10 с.
13.Починок А. Ниломерные налоги // Дилетант. 2014. № 4. С. 50–52.
15.Суровень Д. А Ранняя форма государства / Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2016. № 16. -С. 149-203.
16.Таубеншлаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях Востока времени Диоклетиана // Византийский временник. - 1958. - № 13. - С. 6-8.
18.Томсинов В.А. Государство и право Древнего Егип¬та. - М., 2011.-510 с.
19.Хань Лянь-ци Сельская община в период Чуньцю - Чжаньго (VIII - III вв. до н. э.)/ Вопросы истории, № 10, Октябрь 1960.- C. 189-203.
20.Хрестоматия по истории Древнего Мира: в 3 т. Т. 1. Древний Восток: учебное пособие / под ред. В. В. Струве. –594 с.
21.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т. 1.-816 с..
21.Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960. – 207 с.
22.Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 2. - С. 51-54.
Вопрос-ответ:
Какую роль играла община в государствах древнего Востока?
В общине древнего Востока была осуществляемая самоорганизация общества. Община выполняла не только экономическую функцию, но и нравственную, являясь фундаментом древневосточного общества.
Какие хозяйственные функции выполняла община древнего Востока?
Община древнего Востока занималась различными хозяйственными делами. Она контролировала земельные угодья, распределяла землю среди своих членов, организовывала сельскохозяйственную деятельность и сбор урожая.
В чем заключалась роль общины как нравственного фундамента древневосточного общества?
Община в древнем Востоке не только занималась экономическими вопросами, но и формировала нравственные ценности общества. Она участвовала в регулировании поведения и воспитании своих членов, поддерживала местные обычаи и традиции, способствуя сохранению социокультурных норм.
Какое значение имела община в государственном управлении?
Община играла важную роль в государственном управлении. Она выполняла управленческие и правоохранительные функции, контролировала соблюдение законов и порядка, участвовала в решении важных вопросов, связанных с жизнью сообщества.
Какие налоги и обязанности лежали на общине в древнем Востоке?
Община в древнем Востоке несла определенное налоговое бремя. Она обязана была выплачивать налоги и отчисления государству, участвовать в общественных работах и обороне, а также следить за своими членами и их соблюдением законов.
Какая роль общины в государствах древнего Востока?
Община в древнем Востоке выполняла множество функций, включая хозяйственную деятельность, нравственное воспитание, управленческие и правоохранительные функции.
Какую роль играла община в хозяйственной деятельности древнего Востока?
Одной из главных ролей общины в хозяйственной деятельности древнего Востока было совместное земледелие и использование общих пастбищ. Община обеспечивала сельскохозяйственную продукцию и регулировала разделение земли между ее членами.
Почему община считалась нравственным фундаментом древневосточного общества?
Община в древнем Востоке была основной нравственной инстанцией, где формировались и передавались основные нормы нравственности и этики. Здесь люди учились быть солидарными, уважать старших, выполнять свои повинности и жить согласно общественным нормам.
Какое значение имела община в государственном управлении на древнем Востоке?
Община играла важную роль в государственном управлении на древнем Востоке. Она осуществляла управленческие и правоохранительные функции, регулировала распределение ресурсов и налогообложение, а также выполняла другие задачи, связанные с поддержанием порядка и стабильности в обществе.
Каково было налоговое бремя на общину в древнем Востоке?
Налоговое бремя на общину в древнем Востоке было значительным. Община выполняла свои обязанности перед государством, в том числе вносила налоги в казну, предоставляла ресурсы и трудовые ресурсы для государственных нужд.
Какую роль играла община в древних государствах Востока?
Община в древних государствах Востока играла роль формы самоорганизации общества. В ней осуществлялась хозяйственная деятельность, создавался нравственный фундамент общества, а также выполнялись управленческие и правоохранительные функции. Община также имела повинности и налоговое бремя перед государством.
Чем занималась община в древних государствах Востока?
Община в древних государствах Востока занималась различными видами хозяйственной деятельности. Она занималась земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой и сбором дикорастущих растений. Кроме того, община занималась производством различных товаров, таких как текстильные изделия, керамика, металлургия. Важной функцией общины было также сохранение и передача нравственных норм и традиций.