«Роль общины в государствах древнего Востока»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 27 27 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 21.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Община древнего Востока как форма самоорганизации общества…………………………………………………………………………..6
1.1.Хозяйственная деятельность общины……………………………….6
1.2.Община как нравственный фундамент древневосточного общества………………………………………………………………………….14
Глава 2.Государственно-управленческое значение общины…………..18
2.1.Управленческие и правоохранительные функции общины………..18
2.2. Повинности и налоговое бремя……………………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….
Фрагмент для ознакомления

Это требование способствовало стабильности решений и, возможно, было направлено на невозможность подкупа судей. Кроме того, на судью налагался огромный штраф. Таким образом, судья нёс моральные и материальные наказания. Изгнание из народного собрания города или из совета старейшин наносило ему моральный ущерб.Наконец, в рамках рассмотрения дел судами осуществлялось толкование норм права. И хотя без него невозможно осуществление первых двух функций, по нашему мнению. Суд в своём решении, мог опираться на решения других судов. Законы Ману придают величайшую важность тому, чтобы суд был хорошим. Они говорят, что первая обязанность царя – справедливость. Суд, по Законам Ману, должен производиться или самим царём, или назначенными им судьями; но у судьи должны быть советники – брахманы, сведущие в законах и опытные люди.В судебных решениях выносимых общинным советом могли быть собственно судебные прецеденты, или даже толкование законов. Таким образом, участники хозяйственных, административных и уголовных правоотношений должны были принимать во внимание оформившиеся позиции судов по некоторым вопросам. Следовательно, для нормального течения хозяйственной жизни необходимо было единообразное понимание законов судами и иными участниками правоотношений. Таким образом, суды должны были обеспечивать унифицированное понимание закона на всей территории государства.2.2. Повинности и налоговое бремяОбщина выполняла ещё одну очень важную роль в древневосточном государстве. Она служила источником формирования армии в стране. Так, вооружённые силы при Хаммурапи включали профессионального войска (о чем говорят Законы Хаммурапи - ст. 26-39) и общинного ополчения, на уровне общины за сбором, обеспечением и организацию ополчения отвечал староста. Несмотря на низкую подготовку и отсутствие дисциплины, его продолжали собирать. Виной тому две основных причины: во-первых, армия была единственной военной силойна протяжении всей древней истории, и от ее численности во многом зависел успех битвы, а иногда и всей войны. Во-вторых, ополчение набиралось из свободных собственников, кровно заинтересованных в защите своего имущества и общественного положения, что гарантировало их верность и стойкость в бою. Целый ряд норм законов царя Хаммурапи регулировал статус военнослужащих — призыв, прохождение службы, вознаграждение за службу. Например, если гражданину сказано выступить в поход, но он откажется от него либо наймётнаёмника вместо себя, этот гражданин сурово наказывался. Законы Хаммурапи регулировали иправовое положение воинов, попавших в плен. Так, если воин, будучи на царской службе, попадал в плен, а его земля была передана другому воину и если взятый в плен вернётся домой, ему должны вернуть его землю, и он будет дальше нести свои повинности. Если эту повинность мог нести его сын, он получал надел своего отца. Возникает вопрос: как нужно поступить, если сын малолетний? Законы заря Хаммурапи отвечали так: сын должен был отдать своей матери треть поля и сада и на нее возлагались обязанности по воспитанию сына. Если человек не выполнит свою воинскую повинность, бросит свой дом, а другой человек возьмёт его дом, и будет нести его повинность в течение трёх лет, то вернувшийся человек теряет право собственности. Это право переходит к тому, кто выполнял его повинности. Это право хозяин не терял, если отсутствовал лишь один год. Ему возвращалась собственность, и он дальше должен был нести свои повинности. Законы царя Хаммурапи отражали и другие аспекты правового положения воинов. Так, если человек попадал в плен, его семья стала бедной, в доме было нечего есть, жена могла войти в другой дом и найти там пищу. Таким образом, мы видим, что права воинов были хорошо защищены. Им возвращалась собственность, жена, дети после возвращения из плена.Кроме военной повинностиобщина несла трудовые повинностей и выплачивала налоги. Старосты поселений были обязаны заниматься обеспечением исполнения и этих обязанностей общины. Такое устройство существенным образом облегчало деятельность государственного аппарата. Во-первых, «рабианум» располагал большей информацией в отношении налогоплательщиков. Во-вторых, чиновник имел дело не с большим количеством мелких налогоплательщиков, а всего с одним уполномоченным лицом, которое несло ответственность за выполнение повинностей. Налогообложение стало не просто регулярным, а грабительским. Смотрители, собиравшие налоги, захватывали имущество людей и непомерно увеличивали взносы. Налогообложение коснулось и храмов. Смерть налогоплательщика также не была преградой для сборов. Чиновники являлись на кладбище во время погребения и требовали у родственников покойного либо зерно, либо предметы домашнего обихода. Пока шла война, народ терпел грабительские поборы, но в мирное время обобранный народ начинал роптать. Так, плачевное состояние жителей Лагаша начало исправляться, когда правителем стал богобоязненный Урукагина, который вернул жителям их права и свободы. Это первое зафиксированное в истории снижение налогов.Для простых египтян также существовала непосильная система налогов и податей. Объектами налогового обложения выступали земля, зерно, овощи, скот и имущество. Налоги платились натурой. На основе предполагаемой площади затопления рассчитывали будущий урожай и налог с него. Урожай свозили в хранилища. Налоговые поступления осуществлялись следующим образом: от 20 до 30% — фараону, 8% — храмам, прочее возвращалось труженику. Регулярно проводили переписи населения, скота, имущества. Налоги платились со всех видов деятельности (торговля, бизнес, наличие рабов), с употребления масла и пряностей, для чего в любой момент можно было заглянуть на кухню и проинспектировать процесс приготовления пищи. Наиболее распространённым напитком было пиво, производство которого составляло государственную монополию.На Востоке преобладал институт государственной собственности. В условиях избыточности трудовых ресурсов земледельцы в свободное от полевых работ время, использовались как даровая рабочая сила. Мужская часть свободного населения призвана была выполнять повинности по строительству и поддержанию оросительных систем, пирамид, статуй и обелисков, труда в копях и каменоломнях. Именно общественные работы давали возможность правящей элите держать в подчинении свободных общинников. В древнем Китае государственную трудовую повинность выполняли крестьяне и ремесленники. Ее продолжительность составляла 20 дней, в течение которых кормить работника должна была его семья.Таким образом, в своей руководящей деятельности государство в значительной степени полагалось на общину, а потому общинное самоуправление в рамках своей хозяйственной деятельности получает все большие государственно-властные полномочия. Таким образом, в некоторых ситуациях община выступает от имени государства в той сфере, которая ранее принадлежала исключительно общинному самоуправлению. То есть, государство не подменяет общину, но придаёт ее действиям и решениям государственно-правовой характер, превращая ее тем самым в государственный орган в функциональном смысле.ЗаключениеТаким образом, значение общины в древневосточном государстве трудно переоценить. Община выполняла ряд жизненно важных как для общества, так и для государства функций. Во-первых, это способ самоорганизации древневосточного общества; во-вторых, община в государствах Древнего Востока выступала посредником между государством и человеком в процессе управления обществом.Необходимо сразу принять за аксиому, что наше разделение государства и общины несколько условно: в странах Древнего Востока земледельческая община не может быть рассматриваться в отрыве от государства. По мере развития цивилизации область деятельности общины постепенно меняется. Во-первых, государство с одной стороны сокращает, расширяя своё воздействие на общественные отношения. Во-вторых, частично получает все более широкие государственно-властные полномочия, поскольку государство в своей управленческой деятельности в значительной степени полагалось на общину. То есть, община начинает действовать от лица государства в той сфере, которая ранее принадлежала только общинному самоуправлению. Фактически государство не подменяет общину, но придаёт ее деятельности государственно-правовой характер, тем самым превращая ее в орган государственной власти (речь только о функционале).Таким образом, внегосударственное значение общины выражается в нравственных, экономических, представительских, социальных и иных функциях. Этот список можно не закрывать, так как перечисленные функции далеко не охватывают все нюансы повседневной жизни и быта общинников. Однако все они объединены следующим:- во-первых, результаты деятельности были значимы не только для государства, но,в первую очередь, для земледельческой общины;- во-вторых, в результате этой деятельности не реализовывались государственно-властные полномочия, это означает, что община выступает хотя и общественным, но негосударственным субъектомВыполнение общиной вышеперечисленных функций определяет отношение к ней жителей Древнего Востока к ней как к жизненно необходимой ценности. Поэтому порядки и моральные ценности и устои, принятые в общине, в свою очередь приобретали высокий статус. Совместная деятельность и коллективная ответственность создали общие интересы у сообщинников, которые представляла вне своего социума община, от лица всех проживающих на территории поселения сообщинников. Община выражала стремления отдельных индивидов посредством общинных сходов. Все это, по нашему мнению, в совокупности стало причиной отождествления в сознании рядовых общинников частных и общих интересов и восприятия себя как «части единого организма». Община - важнейший элемент социально-политической и экономической структуры государства. Она выступает как естественная форма самоорганизации общества, а также как субъект государственного управления. Двуединая сущность предполагает рассмотрение общины населением Древнего Востока как высшей ценности. Благодаря этому община приобретает значение нравственной основы общества, что проявляется в ее роли как «нравственного ориентира» и «гаранта нравственности».Список источников и литературы1.Васильев Л.С. История Востока: учебник: в 2 т.- М., 2003. Т. 1.-495 с.2.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. – 256 с.2.Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. 81 с.3.Деопик Д. В. История Древнего Востока: курс лекций // Электронная библиотека ЛитМир. - URL: http://www.litmir.info/br/?b=56861&p=1.4.Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй древнегоДвуречья. Шумер» - М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 308 с.5.Евсеенко Т. П. К вопросу о «гражданской общине» в Древнем Мире // Античная Древность и Средние века. - 2003. - № 34. - С. 12-18. 4.Жестоканов С. М. К вопросу о типологии древних цивилизаций // Метаморфозы истории. -1997. - № 1. - С. 50-78.5.Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 1: И 90 Учеб.пособие / В. И. Кузищин, М. А. Дандамаев, Н. В. Козырева и др.; Под ред. В. И. Кузищина,— М.: Высш. шк., 2008.— 719с.6.История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: НОРМА, 2004. –624 с.7.История древнего мира: в 3 т. Т. 1. Ранняя древность / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1989. –470 с.8.Козырева Н. В. Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни: монография. - М.: Наука, 1988. –210 с.9.Нуреев Р. М. Государственная система сельских земледельческих общин - традиционная командная экономика в национальном масштабе // TERRA ECONOMICUS. - 2011. - № 1. - С. 89-91. 10.Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – 319 с.11.Переломов Л. С. Конфуций.- М., 1998.-320с.12.Переломов Л.С. Община и семья в Древнем Китае (III в. до н. э. — III в. н. э.). - М., 1964. –10 с.13.Починок А. Ниломерные налоги // Дилетант. 2014. № 4. С. 50–52.15.Суровень Д. А Ранняя форма государства / Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2016. № 16. -С. 149-203.16.Таубеншлаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях Востока времени Диоклетиана // Византийский временник. - 1958. - № 13. - С. 6-8.18.Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. - М., 2011.-510 с.19.Хань Лянь-ци Сельская община в период Чуньцю - Чжаньго (VIII - III вв. до н. э.)/ Вопросы истории, № 10, Октябрь 1960.- C. 189-203.20.Хрестоматия по истории Древнего Мира: в 3 т. Т. 1. Древний Восток: учебное пособие / под ред. В. В. Струве. –594 с.21.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т. 1.-816 с..21.Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960. – 207 с.22.Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 2. - С. 51-54.

Васильев Л.С. История Востока: учебник: в 2 т.- М., 2003. Т. 1.-495 с.
2.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: про¬блемы социальной структуры и права. М., 1984. – 256 с.
2.Волков И.М. Законы Вавилонского царя Хаммура¬пи. М., 1914. 81 с.
3.Деопик Д. В. История Древнего Востока: курс лекций // Электронная библиотека ЛитМир. - URL: http://www.litmir.info/br/?b=56861&p=1.
4.Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй древнегоДвуречья. Шумер» - М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 308 с.
5.Евсеенко Т. П. К вопросу о «гражданской общине» в Древнем Мире // Античная Древность и Средние века. - 2003. - № 34. - С. 12-18.
4.Жестоканов С. М. К вопросу о типологии древних цивилизаций // Метаморфозы истории. -1997. - № 1. - С. 50-78.
5.Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 1: И 90 Учеб.пособие / В. И. Кузищин, М. А. Дандамаев, Н. В. Козырева и др.; Под ред. В. И. Кузищина,— М.: Высш. шк., 2008.— 719с.
6.История государства и права зарубежных стран: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: НОРМА, 2004. –624 с.
7.История древнего мира: в 3 т. Т. 1. Ранняя древность / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1989. –470 с.
8.Козырева Н. В. Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни: монография. - М.: Наука, 1988. –210 с.
9.Нуреев Р. М. Государственная система сельских земледельческих общин - традиционная командная экономика в национальном масштабе // TERRA ECONOMICUS. - 2011. - № 1. - С. 89-91.
10.Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации /Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. – М.: Наука, 1990. – 319 с.
11.Переломов Л. С. Конфуций.- М., 1998.-320с.
12.Переломов Л.С. Община и семья в Древнем Китае (III в. до н. э. — III в. н. э.). - М., 1964. –10 с.
13.Починок А. Ниломерные налоги // Дилетант. 2014. № 4. С. 50–52.
15.Суровень Д. А Ранняя форма государства / Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2016. № 16. -С. 149-203.
16.Таубеншлаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях Востока времени Диоклетиана // Византийский временник. - 1958. - № 13. - С. 6-8.
18.Томсинов В.А. Государство и право Древнего Егип¬та. - М., 2011.-510 с.
19.Хань Лянь-ци Сельская община в период Чуньцю - Чжаньго (VIII - III вв. до н. э.)/ Вопросы истории, № 10, Октябрь 1960.- C. 189-203.
20.Хрестоматия по истории Древнего Мира: в 3 т. Т. 1. Древний Восток: учебное пособие / под ред. В. В. Струве. –594 с.
21.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т. 1.-816 с..
21.Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960. – 207 с.
22.Шигабутдинова А. Л. Правосубъектность общины Древнего Востока: некоторые историко-правовые аспекты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 2. - С. 51-54.

Вопрос-ответ:

Какую роль играла община в государствах древнего Востока?

В общине древнего Востока была осуществляемая самоорганизация общества. Община выполняла не только экономическую функцию, но и нравственную, являясь фундаментом древневосточного общества.

Какие хозяйственные функции выполняла община древнего Востока?

Община древнего Востока занималась различными хозяйственными делами. Она контролировала земельные угодья, распределяла землю среди своих членов, организовывала сельскохозяйственную деятельность и сбор урожая.

В чем заключалась роль общины как нравственного фундамента древневосточного общества?

Община в древнем Востоке не только занималась экономическими вопросами, но и формировала нравственные ценности общества. Она участвовала в регулировании поведения и воспитании своих членов, поддерживала местные обычаи и традиции, способствуя сохранению социокультурных норм.

Какое значение имела община в государственном управлении?

Община играла важную роль в государственном управлении. Она выполняла управленческие и правоохранительные функции, контролировала соблюдение законов и порядка, участвовала в решении важных вопросов, связанных с жизнью сообщества.

Какие налоги и обязанности лежали на общине в древнем Востоке?

Община в древнем Востоке несла определенное налоговое бремя. Она обязана была выплачивать налоги и отчисления государству, участвовать в общественных работах и обороне, а также следить за своими членами и их соблюдением законов.

Какая роль общины в государствах древнего Востока?

Община в древнем Востоке выполняла множество функций, включая хозяйственную деятельность, нравственное воспитание, управленческие и правоохранительные функции.

Какую роль играла община в хозяйственной деятельности древнего Востока?

Одной из главных ролей общины в хозяйственной деятельности древнего Востока было совместное земледелие и использование общих пастбищ. Община обеспечивала сельскохозяйственную продукцию и регулировала разделение земли между ее членами.

Почему община считалась нравственным фундаментом древневосточного общества?

Община в древнем Востоке была основной нравственной инстанцией, где формировались и передавались основные нормы нравственности и этики. Здесь люди учились быть солидарными, уважать старших, выполнять свои повинности и жить согласно общественным нормам.

Какое значение имела община в государственном управлении на древнем Востоке?

Община играла важную роль в государственном управлении на древнем Востоке. Она осуществляла управленческие и правоохранительные функции, регулировала распределение ресурсов и налогообложение, а также выполняла другие задачи, связанные с поддержанием порядка и стабильности в обществе.

Каково было налоговое бремя на общину в древнем Востоке?

Налоговое бремя на общину в древнем Востоке было значительным. Община выполняла свои обязанности перед государством, в том числе вносила налоги в казну, предоставляла ресурсы и трудовые ресурсы для государственных нужд.

Какую роль играла община в древних государствах Востока?

Община в древних государствах Востока играла роль формы самоорганизации общества. В ней осуществлялась хозяйственная деятельность, создавался нравственный фундамент общества, а также выполнялись управленческие и правоохранительные функции. Община также имела повинности и налоговое бремя перед государством.

Чем занималась община в древних государствах Востока?

Община в древних государствах Востока занималась различными видами хозяйственной деятельности. Она занималась земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой и сбором дикорастущих растений. Кроме того, община занималась производством различных товаров, таких как текстильные изделия, керамика, металлургия. Важной функцией общины было также сохранение и передача нравственных норм и традиций.