Налоговая система в России: структура,проблемы и перспективы развития
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 22.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие история системы налогообложения и налоговой системы в РФ 5
1.1. Налоги история налогообложения 5
1.2. Налоговая система и налогообложение в РФ 8
Глава 2. История совершенствования налоговой системы и налоговой политики РФ 14
2.1. Этапы создания налоговой системы и налоговой политики РФ 14
2.2. Задачи по совершенствованию налоговой системы и налоговой политики РФ 22
Глава 3. Характеристика основных налогов в РФ и их характерные черты 25
3.1. Сущность и понятие налога на добавленную стоимость и его место в системе налогов России 25
3.2. Налоги при осуществлении экспортных операций в РФ 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Таким образом, оплачивая товар или определенные удобства жизни, покупатели (ими могут выступать юридические лица, предприниматели или просто рядовые потребители) пополняют государственную казну. Но за правильность начислений налога и отчислений его в бюджет отвечает продавец.
В обязанность плательщиков НДС входит: ежеквартальная отчетность - подача декларации в налоговую инспекцию, ежеквартальная уплата исчисленной суммы налога в бюджет согласно поданной декларации. При расчете суммы к оплате налогоплательщик имеет право сумму налога, рассчитанную от реализации собственной продукции или услуг, уменьшить на сумму налога, уплаченную им в свою очередь в стоимости материалов, товаров, оборудования, инструментов, приобретенных для процесса производства у своих поставщиков. Воспользоваться этим правом можно только при наличии правильно заполненной счета-фактуры от поставщика.
Отдельные товарно-денежные операции проходят без налогообложения. В соответствии с НК РФ к ним относятся религиозная атрибутика, изделия, выпускаемые общественными организациями инвалидов, предметы народных промыслов, жилье, продажа содержащей драгметаллы руды. Кроме того, юридические лица, работающие по специальным налоговым режимам: упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход, единому сельхозналогу, - не являются плательщиками НДС.
В стоимость производимой продукции и услуг, реализуемых такими предпринимателями, налог не включен. Благодаря этому принять к вычету входящий НДС на основании счета-фактуры от своих поставщиков они не могут. От отчетности по НДС они также освобождены.
Правила налогообложения в отношении НДС существенно отличаются для субъектов, осуществляющих свою деятельность внутри государства, и тех, кто связан с импортом товаров. Это касается как ставки, так и порядка отчетности.
В настоящее время Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет отчисление данного вида налога по трем процентным ставкам: 0, 10 и 18 процентов.
В европейских странах ставки выше, порядка 25%. В нашей стране с 1992 года с введением НДС налоговая ставка понижалась с 28% до 20%, затем с 01.01.2004 была установлена на уровне 18 процентов и действует до сих пор. Следует понимать, что нулевая процентная ставка, назначаемая для отдельных видов товаров, и освобождение от уплаты данного налога – вещи разные, поскольку освобождение позволяет не отчитываться перед налоговой.
3.2. Налоги при осуществлении экспортных операций в РФ
Налогоплательщик при приобретении товаров (услуг, работ), которые будут использованы исключительно в налогооблагаемой деятельности, имеет право на вычет в полном объеме в соответствии со счетом-фактурой поставщика. Это же правило касается приобретения нематериальных активов, имущественных прав и основных средств (абз. 3 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Если приобретаемые товары (работы, основные средства, услуги, нематериальные активы или имущественные права) будут задействованы только в освобожденной от налогообложения деятельности (список таких операций указан в пп. 1–3 статьи 149 НК РФ), то налогоплательщик имеет право увеличить их стоимость на сумму НДС для последующего расчета налога на прибыль. Это указано в абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ.
Это же касается и товаров, которые реализуются в месте, не признаваемом территорией Российской Федерации.
В последние годы многие российские предприятия начали продавать свои товары на территории наших ближайших соседей - Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Причем, заниматься экспортом стали не только крупные и средние, но и небольшие организации и даже предприниматели.
Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.
Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных в ст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.
А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.
Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС. Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.
Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ.
Что касается вычетов, то тут, благодаря поправкам в НК РФ, вступившим в силу с 1 июля 2016 года, каких-то особенностей нет. Сумма «входного» НДС по «несырьевым» товарам, которые реализуются на экспорт, принимается к вычету сразу же после принятия товаров к учету при наличии правильно оформленного счета-фактуры от поставщика (п. 3 и 5 Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ, п. п. 1, 3 ст. 172 НК РФ). То есть отдельно учитывать этот НДС и восстанавливать его в периоде экспорта не требуется.
Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.
Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС.
Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе - Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».
На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 18 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).
Заключение
Налоговая система Российской Федерации является довольно таки сложным механизмом, включающим в себя не малое число различного вида налогов. При этом, данные налоги подчинены одной главной цели – пополнить бюджет государства. И это важнейшая функция налогообложения не только в РФ, но и любой другой стране мира.
Как раз любая проблема налоговой системы возникает именно там, где поднимаются вопросы о перераспределении между субъектами налогового бремени. В такой ситуации являются неприменимыми принципы справедливости и эффективности. Один из данных принципов все равно стать приоритетным.
С точки зрения теоретической науки - экономики, налоги – это тот главный инструмент, который необходим для того, чтобы осуществлять функцию, связанную с перераспределение финансовых ресурсов и доходов, осуществляемый органами налогового и финансового контроля, то есть органами государственной власти.
Анализирууя нормы права, можно сказать, что налог – это норма, устанавливаемая нормативно-правовым актом, которая регулирует метод, размер, форму и сроки для того, чтобы безвозмездного изъять государством определенную часть доходов юридического и физического лица.
Проводить классификацию налогов необходимо в первую очередь по такому принципу, как способы изъятия данного налога. Согласно данного критерия, налоги можно подразделять на такие категории, как прямые налоги и налоги косвенные. В этой ситуации деление осуществляется на основании применения трёх классифицирующих признаков:
1) первый из них - это способ уплаты налогов.
В соответствии с данным признаком прямыми налогами считаются те налоги, которые вносят в бюджет сами налогоплательщики;
2) второй способ связан со взиманием налога.
В соответствии с данным принципом, прямыми налогами являются те, которые начисляются согласно окладных листов и кадастров, а косвенными налогами те, которые начисляют и удерживают в соответствии с утвержденными тарифами;
3) третий способ основан на экономическом признаке налога.
Частью авторов подчеркиваеся большая сложность тех взаимоотношений, которые возникают при осуществлении процесса, связанного с удержанием налога, и поэтому ими предлагается использование более широкого и глубокого понятия, такоко как понятие «налогоообложение».
Это понятие подразумевает под собой совокупность финансовых правоотношений, складывающиеся в процессе направленном на перераспредлении части стоимости финансовых средств и представляют собой одностроннее и властно-принудительное изъятие определенной части доходов физических и юридических лиц в пользу бюджета государства.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс РФ (ч.1 от 31.07.1998г. № 146 - ФЗ, ч. 2 от 05.08.2000г. № 117 - ФЗ) (с изм. и доп. от 4 марта 2017 г. №22-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824
2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор – Пресс, 2012. – 144 с.
3. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы, 2013. № 2.
4. Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2011. – 189 с. – (Высшее образование).
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 384 с.
6. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы //Финансы. – 2013. – № 5. – С. 22-25.
7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2012 – 655 с.
8. Макроэкономика / учеб. пособие под ред. Кузнецова Б.Т. М.: 2011. - 458 с.
9. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. М.: Кнорус, 2013. - 302 с.
10. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. – 7-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега – Л», 2012. – 302с. – ил., табл. – (Высшее финансовое образование).
11. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. – 311с.
12. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2013. – 304с.
13. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. – М.: Эксма, 2011. – 496с. – (Высшее экономическое образование).
14. Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 92-95.
15. Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2014. - № 10 - с. 26 - 28.
16. Экономическая теория: политэкономия. Под ред. Базилевича В.Д. М.: Рыбари, 2012. - 870 с.
Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2011. – 189 с. – (Высшее образование).
Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2011. – 304с.
Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям/[Д.Г. Черник и др.] под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2009. – 311с.
Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2011. – 189 с. – (Высшее образование).
Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2011. – 189 с. – (Высшее образование).
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2012 – 655 с.
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2012 – 655 с.
Макроэкономика / учеб. пособие под ред. Кузнецова Б.Т. М.: 2011. - 458 с.
Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2014. - № 10 - с. 26 - 28.
Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. – 311с.
Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. – 311с.
Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы, 2013. № 2.
Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 92-95.
Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор – Пресс, 2012. – 144 с.
2
2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор – Пресс, 2012. – 144 с.
3. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы, 2013. № 2.
4. Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. – Ростов н/Д: Феникс 2011. – 189 с. – (Высшее образование).
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 384 с.
6. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы //Финансы. – 2013. – № 5. – С. 22-25.
7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2012 – 655 с.
8. Макроэкономика / учеб. пособие под ред. Кузнецова Б.Т. М.: 2011. - 458 с.
9. Марыганова Е.А., Шапиро С.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. М.: Кнорус, 2013. - 302 с.
10. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. – 7-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега – Л», 2012. – 302с. – ил., табл. – (Высшее финансовое образование).
11. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. – 311с.
12. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2013. – 304с.
13. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. – М.: Эксма, 2011. – 496с. – (Высшее экономическое образование).
14. Рашин А.Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 92-95.
15. Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2014. - № 10 - с. 26 - 28.
16. Экономическая теория: политэкономия. Под ред. Базилевича В.Д. М.: Рыбари, 2012. - 870 с.
Вопрос-ответ:
Какова история налогообложения в России?
История налогообложения в России насчитывает множество этапов и изменений. В советской эпохе существовали универсальные налоговые ставки, которые были введены для обеспечения социальной справедливости. После развала СССР была проведена налоговая реформа, в результате которой были созданы основополагающие налоги, такие как НДС, налог на прибыль и т.д. В последние годы было совершено множество изменений в налоговой системе России.
Какая структура проблемы с налоговой системой в России?
Проблемы с налоговой системой в России можно разделить на несколько аспектов. Первая проблема - это сложность самой системы и наличие избыточного количества налогов, что затрудняет их учет и уплату. Вторая проблема - это коррупция и неэффективность налоговых органов, что приводит к уклонению от уплаты налогов. Третья проблема - неравномерное распределение налогового бремени между различными социальными группами и регионами России. Эти проблемы требуют решения и совершенствования налоговой системы в стране.
Какие налоги существуют в России?
В России существует множество налогов, основные из которых включают в себя НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт и др. НДС является одним из основных источников дохода бюджета и представляет собой налог на товары и услуги. Налог на прибыль взимается с предприятий и организаций на основе их прибыли. Налоги на имущество и землю взимаются с владельцев соответствующих активов. Налог на транспорт взимается с владельцев автомобилей и других транспортных средств.
Что такое налоговая система в России?
Налоговая система в России - это комплекс налоговых законов и нормативных актов, которые регулируют сбор налогов, порядок их уплаты и взимания. Она состоит из различных налоговых видов, таких как НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и т. д.
Какова история системы налогообложения и налоговой системы РФ?
История системы налогообложения и налоговой системы в России насчитывает несколько этапов. Сначала были введены прямые налоги, затем в период существования СССР была установлена практика централизованного сбора налогов. После распада СССР и перехода к рыночной экономике, Россия начала формировать новую налоговую систему, основанную на законодательстве и принципах международной практики.
Какие налоги есть в России?
В России существует множество налогов, включая налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических и юридических лиц, транспортный налог и другие. Каждый налог имеет свои особенности и ставки, и уплата налогов является обязательной для граждан и организаций.
Каковы перспективы развития налоговой системы в России?
Перспективы развития налоговой системы в России связаны с улучшением налогового администрирования, устранением налоговых лазеек и оптимизацией налоговых процедур. Также важным направлением развития является сокращение административной нагрузки на налогоплательщиков и увеличение прозрачности и предсказуемости налоговых правил.
Какие задачи стоят перед совершенствованием налоговой системы в России?
Одной из основных задач совершенствования налоговой системы в России является упрощение процедуры уплаты налогов и снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Также важными задачами являются борьба с налоговым уклонением, улучшение налогового администрирования и создание благоприятного инвестиционного климата.
Какова структура налоговой системы в России?
На сегодняшний день налоговая система в России состоит из ряда основных налогов, таких как: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налога на имущество организаций, транспортный налог и т.д.