проблемы эмоционального интеллекта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии 5
1.1 Роль эмоций в жизнедеятельности человека 5
1.2 Понятие эмоционального интеллекта 10
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Значение эмоционального интеллекта для жизнедеятельности человека 17
2.1 Эмоциональный интеллект в бизнесе 17
2.2 Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и художественным творчеством 20
2.3 Значение эмоционального интеллекта в воспитательном процессе 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

Эмоциональному интеллекту отведена главенствующая роль. Его главная задача на данной стадиизаключается всоздании представление о содержании и форме будущего творения. Структура данного представления предопределенав большей степени работой мышления, который движется в двух направлениях, как уже было сказано, постижении необразной сути предмета отображения; его преображения в совершенном образе. Объект либо феноменреальности, ставшие для творческого человека моделью, может выступать в одной из следующих функций:1) быть определяющим фактором творчества, нести в себе главные черты художественного образа, к примеру, в живописи и скульптуре сохранить максимальное внешнее сходство;2) быть объектом, у которого художественный образ заимствует отдельные черты;3) быть поводом или стимулом, отправным пунктом для свободной фантазии и творческой воли художника. Эмоциональный интеллект в художественном мышлении выступает в качестве режиссера и драматурга, оперирующего мотивами действий художника и реципиента, создающего совершенную форму с логикой и динамикой развития эмоциональных состояний. Предметом опеки эмоционального интеллекта тутвыступает, говоря словамиД. Дидро, «изысканная эмоция, в которой чувство не мешает суждению». Речь идет об эстетических эмоциях с «ее логикой высочайшего совершенства, вызывающей ярко позитивную возвышенную эмоцию – эмоцию художественную» [11].2.3 Значение эмоционального интеллекта в воспитательном процессеЭмоциональный интеллект достигается воспитанием и самовоспитанием, требует определенной эмоциональной культуры, компетенции в области чувств и эмоций, уверенности в себе и выработки необходимой положительной мотивации в жизни, развития эмпатии.В последнее времятут и там можно услышать о ряде случаев жестоких преступлений молодых людей.Также возросло количество нарушений общественных норм. На сегодняшний день внимание психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов и педагогических работников в большей степени сконцентрировалось на проблеме отклоняющегося поведения, понимаемое как нарушение социальных норм, особенно в несовершеннолетнем возрасте. И.П. Клемантович, В.Г. Степанов, В.В. Седых, М.Г Фарниевапричины девиантного поведения находят в сложившихся культурных традициях Европы и Америки в отношении воспитания лиц мужского пола. «От подростков и взрослых требуется сокрытие своих чувств и эмоций. В большинстве случаев это приводит к формированию неразумной выдержки и полного подавления эмоций. Это вредное накопление отрицательных эмоций может привести не только к потрясающим проявлениям человеческойдеструктивности, немотивированного агрессивного поведения, но и к тяжелым болезням организма уже взрослых мужчин. Недаром основной контингент пациентов кардиологических клиник – это мужчины. У девочек и женщин в этом отношении все обстоит иначе. У них приветствуется проявление эмоциональности» [11, с. 362]. В связи с этим людям стоит осознать важность не только рационального, но и эмоционального воспитания человека. Нигде индивидуальность личности не проявляется столь ярко и сильно, как в эмоционально-волевой сфере. Сегодня в нейропсихопедагогике вводится и разрабатывается новое понятие «эмоциональный интеллект». Это необходимо знать всем воспитателям и учителям, психологам и социальным работникам, а затем и школьникам. Эмоциональный интеллект развивается посредством духовно-нравственного развития и саморазвития, воспитания высших чувств, творчества и труда.Благодаря этому делается возможным ребенком переживание длительных положительных эмоциональных состояний, которые закрепляются в устойчивых чертах энергичного и жизнерадостного характера.Необходимо научиться управлять своими эмоциями во благо себе и окружающим. Начинать стоит с положительных переживаний, полезных не как для психического, так и физического здоровья. Древнегреческий философ Пифагор говорил: «Создавайте себе настроение с утра хорошей песней. И так каждый день». С этого момента и возникнет привычка радоваться. «Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет не обижаться, а отвечать на неприятные замечания шуткой, зажигать людей речью на собраниях и проникновенным тостом на вечеринке, сделать необходимое замечание в необидной форме и т.д. Отрицательные эмоции обычно считают досадным событием. А между тем их тоже надо уметь анализировать, понимать, чем они вызваны. Например, у человека длительное время плохое настроение. Надо не впадать в депрессию или тревожность, а понять причину и изменить поведение или отношение к происходящему. Например, неприятности в семье часто связаны с потерей любви между их членами: мужем и женой, детьми и престарелыми родителями. Поэтому не надо спешить принимать антидепрессанты и другие лекарства, а постараться восстановить любовь в семье всех друг к другу. Это умеют делать семейные психологи» [11, с. 362]. В связи с этим, педагогов, психологов и социальных педагогов необходимо обучать воспитанию культуры чувств у обучающихся, культуры отношений среди ровесников и формирования правильного мировоззрения. Мировоззрение обуславливает ориентацию, в котором движется наука, душа и ее энергия. Неправильное мировоззрение провоцирует неадекватное поведение, потому чторебенок живет чувством, а не сознанием ив связи с этим он беззащитен. Кроме того, следует сообщать данные знания родителям и самим ученикам в доступной для них форме.Е.И. Почтарева отмечает, что развитие эмоционального интеллекта педагога в процессе непрерывного образования имеет значительный ресурс за счет интеграции собственного опыта, освоения новых профессиональных отношений - межличностных, предметных, надпредметных, метапредметных. Владение эмоциональным интеллектом стимулирует педагога к творческому поиску, развитию профессионально-личностного потенциала, среды образовательного пространства [18].Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у детей способствует формированию адекватного поведения, а у педагогов реализации профессионально-личностного потенциала. Выводы по второй главе1. Эмоциональный интеллект в бизнесе позволяет сделать компанию более успешной на международном рынке за счет понимания эмоциональных стояний своих партнеров, клиентов и сотрудников.2. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и художественным творчеством обнаруживается в следующих важных психических процессах для любого творческого процесса: воображение и художественное мышление.3. Развитие эмоционального интеллекта у детей способствует формированию адекватного поведения, а у педагогов реализации профессионально-личностного потенциала.ЗаключениеНа основе теоретического анализа литературных источников по проблеме эмоционального интеллекта были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав роль эмоций в жизнедеятельности человека, стоит отметить, что эмоции определяются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний. Эмоции имеют следующие характеристики: они делятся на позитивные и положительные; высокий уровень эмоционального переживания называется блаженство; эмоциональные переживания имеют различную длительность; эмоции предметны.2. Раскрыв понятие эмоционального интеллекта, можно заключить, что в зарубежной психологии эмоциональный интеллект исследовался гораздо активнее, чем в отечественной науке.Среди наиболее крупных зарубежных исследований можно отметить следующие: 1) теорияэмоционально-интеллектуальныхспособностей; 2) некогнитивнаятеорияэмоциональногоинтеллекта (Р.Бар-Он); 3) теорияэмоциональнойкомпетентности.Проблема эмоционального интеллекта в отечественной науке стала освещаться сравнительно недавно.5. Проанализировав значение эмоционального интеллекта для бизнеса, стоит выделить, что эмоциональный интеллект в бизнесе позволяет сделать компанию более успешной на международном рынке за счет понимания эмоциональных стояний своих партнеров, клиентов и сотрудников.4. Проанализировав взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и художественным творчеством, стоит отметить, что такая взаимосвязь обнаруживается в следующих важных психических процессах для любого творческого процесса: воображение и художественное мышление. 5. Изучив значение эмоционального интеллекта в воспитательном процессе, можно констатировать, что развитие эмоционального интеллекта у детей способствует формированию адекватного поведения, а у педагогов реализации профессионально-личностного потенциала.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.Список использованных источниковАндреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.Выготский Л С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование/Собрание сочинений в шести томах. Т.6. -М., Педагогика, 2004. - С.91-318. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2008. - 478 с. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 с. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 302 с.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с. Косова К.А. Эмоциональный интеллект в современном бизнесе. [Электронный ресурс] URL:http://uldelo.ru/2016/04/19/emotsionalnyi-intellekt-v-sovremennom-bizneseНемов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-center.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ,1984 – 288с. Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3 –24.Рождественская Н. В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект. Спб.: СПбГАТИ, 2012. – 140 с.Чепалов Р.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе. [Электронный ресурс] URL:http://ponedelnikmag.com/post/emocionalnyy-intellekt-v-bizneseЭкман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.

Список использованных источников

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Выготский Л С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование/Собрание сочинений в шести томах. Т.6. -М., Педагогика, 2004. - С.91-318.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2008. - 478 с.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 с.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 302 с.
6. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009 – 434 с.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
9. Косова К.А. Эмоциональный интеллект в современном бизнесе. [Электронный ресурс] URL: http://uldelo.ru/2016/04/19/emotsionalnyi-intellekt-v-sovremennom-biznese
10. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
11. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-center.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/
12. Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ,1984 – 288с.
13. Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3 –24.
14. Рождественская Н. В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект. Спб.: СПбГАТИ, 2012. – 140 с.
15. Чепалов Р.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе. [Электронный ресурс] URL: http://ponedelnikmag.com/post/emocionalnyy-intellekt-v-biznese
16. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.