Психологические теории мотивации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 28.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общий обзор психологических теорий мотивации 5
1.1 История изучения мотивации в науке 5
1.2 Определение мотивации в психологии 9
Глава 2. Взаимосвязь мотивации с другими психологическими процессами 16
2.1 Особенности взаимосвязи эмоций и мотивации 16
2.2 Особенности взаимосвязи мотивации и деятельности 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Мотивация – это процесс побуждения самого себя и других людей к деятельности для достижения личных целей либо целей организации. То, какой интерес сформируется на базе определенной потребности, находится в прямой зависимости от системы ценностей конкретного субъекта. Если интерес рассматривается, как стремление действовать каким-то определенным образом, то мотив – это особое состояние человека, которое непосредственно предшествует поведению и придает ему смысл. Структура мотивов трудового поведения является подвижной, мобильной, она гибко реагирует на изменения внешних стимулов. При рассмотрении мотивации персонала важную роль необходимо отвести рассмотрению целей. Мотивационный процесс является целенаправленным. Именно поэтому «разработку любой программы мотивации персонала важно начать с определения тех целей, которые нужно достичь» [13].Эффективная система мотивации – это одновременно и цель, достижение которой даст возможность в полной мере раскрыть потенциал сотрудников, и средство для достижения целей организации. Таким образом, можно говорить о сложности и неоднозначности мотивационного процесса. Для того чтобы предсказать поведение сотрудников, необходимо иметь представление об их целях и действиях, которые необходимо предпринять для их реализации.В системе мотивации педагогов важно применять методы как материального, так и нематериального стимулирования. Необходимо понимать, что потенциал экономических методов повышения мотивации в рассматриваемой сфере существенно более скромный, чем в коммерческой сфере ввиду недостатка средств. По этой причине важно использовать мотивационный потенциал нематериальной мотивации, позволяющий дополнить материальные стимулы. В качестве нематериальных средств воздействия может использоваться:моральное стимулирование;мотивирующая организация труда;культура организации;эффективная самомотивация.Моральное стимулирование основывается на удовлетворении таких потребностей человека, как потребность в самоуважении, внимании и заботе со стороны руководства, в самореализации, достижении успеха. Можно выделить ряд способов морального стимулирования, применимых учебных учреждениях:признание педагога за хорошо выполненную им работу: похвала, повышение статуса педагога. Учитывая потребность в самоуважении и признании, роль стимулирования такого рода имеет достаточно высокий мотивационный эффект;статьи в органах печати, которые предполагают освещение деятельности педагогов и их профессиональных достижений в рамках профессионального сообщества. Огромная роль отводится также организации конкурсов профессионального мастерства, педагогических чтений, педагогических мастерских;доски почета, которые организуются по итогам деятельности, участию в мероприятиях, значимых в жизни школы. Важно, чтобы доска почета не носила статичный характер, регулярно обновлялась;подарки от учреждения (к праздникам профессионального характера, а также разным событиям личной и профессиональной жизни [19] Еще одним условием нематериального стимулирования является мотивирующая среда учреждения. Для создания мотивирующей организации труда важно соблюдать ряд условий: обогащение труда, а также постановка целей.Грамотность организации трудовой среды учреждения способствует развитию профессиональной мобильности педагога. Подготовка воспитанников к участию в разных конкурсах, освоение педагогических инноваций направлено на обогащение педагогического труда.В настоящее время в условиях внедрения инновационных педагогических технологий создаются возможности для обогащения труда педагогов путем освоения новых способов педагогической деятельности. Наряду с этим успешность рассматриваемого процесса определяется собственной активностью личности педагога. Для человека в целом свойственна естественная склонность к постановке целей и стремлению к достижению этих целей. При этом в сфере профессиональной деятельности постановка целей дает отдачу только в случае понимания и принятия конкретной цели личностью. Мотивационный потенциал целей усиливается готовностью педагога к принятию цели, а также готовностью прилагать определенные усилия для ее достижения.Многие наиболее важные мотивы поведения являются настолько характерными для педагога, что превращаются в его черты личности. К числу таких черт необходимо отнести: мотивацию достижения или мотивацию избегания неудач;мотив власти;агрессивные мотивы поведения;мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и т.д. [20]Те мотивы, которые доминируют, отражаются и на других особенностях и чертах личности педагога. К примеру, у людей, которые ориентированы на успех, чаще преобладает реалистическая самооценка, а у тех людей, которые ориентированы на избегание неудач, - нереалистическая (завышенная или заниженная) самооценка.Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти проявляются только в процессе общения людей. Мотив аффилиации, как правило, проявляется, как стремление наладить положительные в эмоциональном плане, взаимоотношения с людьми. Отношения, которые построены на основе аффилиации, обычно взаимны. В таких отношениях складываются доверительные и открытые взаимоотношения, которые основываются на симпатии и взаимопонимании. Мотив отвержения – противоположный мотив. Он проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым теми людьми, которые являются для определенной личности значимыми. Преобладание этого мотива приводит к неловкости, неуверенности в себе, напряженности и т.д.Еще один значимый мотив деятельности педагогов – это мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление определенного человека иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей предложил свое определение данного понятия: «мотив власти – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на окружающих людей и их поведение разными способами. Еще один исследователь мотивации власти, Д. Верофф, раскрывает психологическое содержание этого мотива. Он говорит о том, что мотивация власти – это, прежде всего, стремление получать определенное удовлетворение от контроля над другими людьми [14].Важное место в психологии уделяется просоциальным мотивам и просоциальному поведению. Таким поведением в психологической науке считается любое альтруистическое поведение человека, которое направлено на благополучие окружающих людей и оказание им помощи. Формы такого поведения разнообразны по своим особенностям и расположены в широком диапазоне от обыкновенной любезности до серьезной благотворительной помощи, которую человек оказывает другим людям. При этом нередко такая помощь оказывается с большим ущербом для самого себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения находится особый мотив – мотив альтруизма (помощи, заботы о другом человеке) [6].Просоциальное, или альтруистическое поведение чаще всего характеризуется как поведение, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Поведение, которое мотивированно альтруизмом, в большей степени приводит к благополучию других людей, чем к благополучию того человека, который его реализует. При поведении такого рода акты заботы об окружающих людях осуществляются по собственному убеждению человека без давления либо расчета со стороны. По смыслу это поведение прямо противоположно агрессии. Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название «мотив агрессивности». Агрессивными называют те действия, которые наносят человеку определенный ущерб. Ущерб может быть моральным, материальным либо физическим. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением одним человеком вреда другому человеку. Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, которые стали привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность человека в целом.Один из основных видов мотивации – это мотивация достижения, которая определяет стремление педагога к выполнению определенной деятельности на высоком уровне качества. Принципиально важным в данном аспекте является то, что мотивация достижения тесно связана с определенными качествами человеческой личности (ответственность, инициативность, добросовестное отношение к труду и т.д.). Потребность в успехе и достижении целей проявляется в стремлении к достижению целей, умении их ставить, а также брать на себя ответственность за их осуществление. Выделенная потребность удовлетворяется путем доведения работы до ее успешного завершения [1].Педагоги, у которых развита эта потребность, как правило, рискуют умеренно, любят ситуации с личной ответственностью, а также конкретное поощрение результатов труда. Исходя из этого, если следует мотивировать педагога с потребностью успеха, то лучше ставить перед ними задачи, характеризующиеся умеренной степенью риска, предоставить им достаточные полномочия и определенным образом поощрять при достижении определенного результата.Поведение, которое ориентировано на достижение, предполагает наличие у педагога мотивов достижения успеха и избегания неудач. Ведущие мотивы поведения с течением времени становятся настолько характерными для него, что легко превращаются в его личностные черты. К их числу относятся и мотив достижения успехов, а также мотив избегания неудачи.Доминирующие мотивы выступают в качестве одной из основных характеристик личности, которые отражаются на особенностях других черт. Каждый человек характеризуется наличием доминирующей тенденции руководствоваться или мотивом достижения, или мотивом избегания неудачи. Преобладание мотива достижения успеха либо избегания неудачи определяет некоторые личностные характеристики человека, которые проявляются в его профессиональном саморазвитии. Мотив достижения связывается с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с защитным поведением и тревожностью.Преобладание определенной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Таким образом, можно с уверенностью говорить о связи мотивации с профессиональнойдеятельностью педагога образовательной организации. Профессиональное саморазвитие и совершенствование является важнейшим условием повышения мотивации педагогической деятельности.ЗаключениеЦель курсовой работы состояла в том, чтобы сделать обзор психологических теорий мотивации. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав историю изучения мотивации в науке, можно сказать, что к середине текущего века в психологии мотивации выделились и до сегодняшнего дня продолжают разрабатываться, в качестве относительно самостоятельных, по крайнеймере,десять теорий. Лишь интеграция всех концепций с глубоким изучением и вычленением всего того позитивного, что в них содержится, может предоставитьученым более либо менее полную картину детерминации поведения человека. Но подобное сближение серьезно осложняется по причине несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и по причине недостатка твердо установленных фактов о человеческой мотивации.2. Дав определение мотивации в психологии, можно констатировать, что мотивация является совокупностью стимулов, которые побуждают человека к активности. Это динамический процесс физиологической природы, который управляется психикой личности и проявляется на эмоциональном и поведенческом уровнях.3. Изучивособенности взаимосвязи эмоций и мотивации,, можно сказать, что эмоции возникают только в связи с такими событиями или результатами действий, связанных с мотивами.4. Рассмотрев особенности взаимосвязи мотивации и деятельности, можно сделать вывод, что человеческая деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, которые иерархично выстроены. Обычно, при благоприятных общественных условиях мотивы, которые отвечаютпростейшим потребностям, подчиняются более высоким и духовным мотивам. Напротив, при неблагоприятной общественной ситуации главную роль играют мотивы, которые связаны с удовлетворением простейших потребностей.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены.Список использованных источниковАсеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 160 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Бабушкин Г.Д., Яковлев Б.П., Бабушкин Е.Г.Взаимосвязь мотивации и эмоций в экстремальной деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2 (57), 2014. – С. 18-20.Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006. 458 с. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. . – М.: Смысл, 1997. – 804 с.Иванова С.В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? – М.: АльпинаПаблишер, 2018. – 286 с.Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.Кибанов А.Я, Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: Инфра-М, 2016. – 534 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – 343с.Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. – М.: Академия, 2007. – 200с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.Мотивация трудовой деятельности. // под ред. В.П. Пугачева. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. – М.: Инфра-М, 2018. – 348 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М: Гросс Медиа, 2005. – 224с.Щадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - 160 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Бабушкин Г.Д., Яковлев Б.П., Бабушкин Е.Г. Взаимосвязь мотивации и эмоций в экстремальной деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2 (57), 2014. – С. 18-20.
4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 144с.
5. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб., 2006. 458 с.
6. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. . – М.: Смысл, 1997. – 804 с.
Иванова С.В. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 286 с.
7. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512c.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
11. Кибанов А.Я, Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: Инфра-М, 2016. – 534 с.
12. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
13. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
16. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002. – 343с.
17. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. – М.: Академия, 2007. – 200с.
18. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
19. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
21. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.
22. Мотивация трудовой деятельности. // под ред. В.П. Пугачева. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.
23. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
24. Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. – М.: Инфра-М, 2018. – 348 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
27. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПБ.: Речь, 2001. – 278с.
28. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М: Гросс Медиа, 2005. – 224с.
29. Щадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические теории существуют в области мотивации?

В области мотивации существует несколько психологических теорий, таких как теория инстинктов, теория потребностей, теория ожидания, теория самоопределения и другие.

Каким образом эмоции взаимосвязаны с мотивацией?

Эмоции и мотивация взаимосвязаны, так как эмоциональное состояние человека может влиять на его мотивацию и наоборот. Например, положительные эмоции могут усиливать мотивацию к достижению цели, а отрицательные эмоции могут препятствовать мотивации и вызывать отклонение от цели.

Что такое мотивация в психологии?

Мотивация в психологии – это процесс, который побуждает человека к деятельности, направленной на достижение личных целей. Она может быть внутренней или внешней, исходить от самого человека или быть вызванной внешними факторами.

Какие психические процессы связаны с мотивацией?

Мотивация связана с другими психическими процессами, такими как эмоции и деятельность. Эмоции могут влиять на мотивацию, а деятельность может быть побуждена мотивацией. Также мотивация имеет взаимосвязь с познавательными процессами, такими как восприятие, внимание и мышление.

Какие теории мотивации были разработаны в истории науки?

В истории науки было разработано несколько теорий мотивации, таких как теория инстинктов, которая объясняла мотивацию через врожденные инстинкты; теория потребностей, которая утверждала, что мотивация возникает из потребностей; теория ожидания, которая говорит о том, что мотивация зависит от ожиданий результата и т.д.

Что такое мотивация?

Мотивация - это процесс побуждения самого себя и других людей к деятельности для достижения личных целей.

Какая история изучения мотивации есть в науке?

История изучения мотивации в науке берет свое начало с работы Ивана Павлова и его экспериментов на собаках в начале 20 века, и продолжается развитием психологических теорий мотивации до настоящего времени.

Как мотивация связана с эмоциями?

Мотивация и эмоции тесно связаны. Эмоции могут служить мощным мотиватором для действий человека. Например, чувство страха может мотивировать на поиск безопасности, а чувство любви - на достижение близости с другим человеком.

Как связана мотивация и деятельность?

Мотивация и деятельность взаимосвязаны: мотивация стимулирует и направляет наши действия. Когда у нас есть сильное желание достичь какой-то цели, мы принимаем активное участие в деятельности, которая может помочь в ее достижении.