Проблемное обучение на уроках окружающего мира
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 24.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ…5
1.1. Исторические данные о проблемном обучении....................................5
1.2. Понятие и сущность проблемного обучения ....................................8
1.3 Структура и методы проблемного урока………………………………10
1.4 Технология проблемного обучения…………………………………….13
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ ………………………………………………………………………..21
2.1 Методика работы на уроке «Окружающий мир»……………………...21
2.2 Примеры использования проблемного обучения на уроках…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………........30
Постановка и решение проблем, которые ребенок наблюдает в реальной жизни, находят наиболее яркий отклик в его душе. Традиционноепроблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки иадаптированных к возрасту учащихся [4].Примеры использования проблемного обучения на урокахПриведем примеры традиционных проблемных ситуаций.Пр и м е р 1.Если спросить у детей, почему на вершинах высоких гор лежит снег, они могут ответить: «Там холодно». Задаем провокационный вопрос:«Почему высоко в горах холодно, если ониближе к солнцу?» — создавая, таким образом, проблемную ситуацию. Далее в ходеобсуждения вопроса устанавливаем, чтовоздух нагревается от поверхности земли,поэтому температура воздуха понижается свысотой.Пр и м е р2. При обобщении наблюдений за погодой учащиеся устанавливаютфакт, что зимой не образуются кучевые облака. Спрашиваем: «Почему?»Объяснение данного факта: кучевые облака образуются при высоком испарении;зимой температуры воздуха низкие, следовательно, испарение незначительно. Появление кучевых облаков является одним изпризнаков наступления весны.Пр и м е р 3. При наблюдении за погодой у младших школьников складываетсяпредставление, что максимальное количествоатмосферныхосадковвыпадаетосенью. («Все дождь и дождь, сыро, лужикругом».) Учащиеся отмечают, что летомлуж бывает меньше, чем осенью. Однако всоответствии с достоверными сведениямимаксимум осадков наблюдается летом. Лето не «воспринимается» как влажный сезон в силу того, что для летнего периодахарактерны ливневые дожди и высокое испарение.Пр и м е р 4. Задаем вопрос: «Лиственница — хвойное или лиственное дерево?»В ходе наблюдений учащиеся выявляют,что лиственница теряет хвоинки каждыйгод, как лиственные деревья, с этим и связано ее название. Но вместе с тем она относится к хвойным деревьям.Пр и м е р 5. При изучении царства живой природы в теме «Разнообразие растений» предлагаем задание: «Хвоинки сосныдержатся на ветке два три года, а хвоинкиели – пять-семь лет. Затем они опадают.Почему же сосну и ель называют вечнозелеными растениями?»В данном случае возможно выдвижениедвух гипотез: Когда старые хвоинки сосны и ели опадут, на их месте вырастают новые. У сосны и ели каждый год вырастаютновые хвоинки.При проверке первой гипотезы выясняется, что одновременное опадение хвоиноку сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелеными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна.Для проверки второй гипотезы необходима опора на наблюдения и жизненныйопыт учащихся. Они вспоминают, что у сосны и ели так же, как и у лиственных деревьев, каждый год вырастают новые хвоинки.В результате приходят к выводу, что хвоясосны и ели обновляется постепенно, поэтому сосна и ель всегда зеленые [7].Теперь приведем примеры реальныхпроблемных ситуаций.Пр и м е р 1. Какие вещи надо положитьв чемодан Саше, если он проведет зимниеканикулы в Санкт Петербурге? Какие вещи необходимы Лене, если она будет отдыхать в Египте?Пр и м е р 2. В летние каникулы школьники отправились в поход. После первогопривала они обнаружили, что потеряликомпас. Расскажи, как дети смогли сориентироваться без компаса.Пр и м е р 3. В Москве намечалось строительство нескольких мусоросжигательных заводов. Что делать с мусором? Сжигать или не сжигать? Где разместить заводыпо переработке мусора? [7].В содержании предмета «окружающиймир» можно выделить еще один тип проблемных ситуаций. Они, по сути, не содержат в себе противоречия, но их решениесвязано с «раскруткой» причинно следственных связей, поэтому их содержание испособы решения позволяют организоватьпроблемное обучение. Приведем примерывопросов, которые создают проблемные ситуации данного типа.Пр и м е р 1. Почему вода не переполняет океаны и моря, ведь дожди на планетепостоянно пополняют Мировой океан?Пр и м е р2. Почему птицы улетают втеплые края?Пр и м е р 3. Кто открыл Америку?Пр и м е р 4. Куда текут реки?Пр и м е р 5. Ласточка и скворец — насекомоядные птицы. Почему у них разныеклювы?Содержание темы «Природные зоныРоссии» располагает широкими возможностями для включения проблемных вопросов разного типа (табл. 3).Таблица 3. Проблемные вопросы при изучении темы «Природные зоны России»ТемаПроблемные вопросыЛедяная пустыняПочему эта природная зона называется пустыней? Почему в Арктике холодно, ведь там полгода светит солнце?Северный Ледовитый океан покрыт льдом. Почему лед не тонет?ТундраЗа стадами оленей следуют волки, которые нападают на животных и поедают их. Поэтому люди стали истреблять волков.Правильно ли поступают люди?Лес Лиственница — хвойное дерево или лиственное?Почему сосну и ель называют вечнозелеными?СтепьПочему почвы (черноземные) плодородные?Пустыня Почему в пустыне растения цветут только весной?Так, при изучении арктических пустыньпервый проблемный вопрос связан с ее названием: «Почему эта природная зона называется пустыней?»Учитель должен провоцировать создание проблемной ситуации, целенаправленно вскрывая противоречия. Например:«Почему в Арктике холодно, ведь там полгода наблюдается полярный день, когда солнечные лучи попадают на земную поверхность?»Предполагаемый ответ: «Солнечныелучи скользят по поверхности, слабо нагревая ее».Следующий вопрос учителя: «Но в этомслучае нагревание земной поверхности всеже происходит. Почему же все равно холодно в арктической зоне?»Далее в результате обсуждения учащиеся дополняют, что снег отражает часть солнечного «тепла» (правильно употреблятьтермин «солнечная радиация»).Проведенные исследования показали,что включение учащихся в процесс решения проблемных вопросов способствуетформированию универсальных учебныхдействий.Методическая подготовка учителя требует более пристального внимания к обучению студентов определению, конструированию проблемных вопросов, умению находить их на страницахучебников и в жизни (так называемые реальные проблемные ситуации).В методической литературе полноразработан вопрос о методике решенияпроблемных ситуаций. Суть каждого этапарешения проблемы и приемы учебной работы представлены в табл. 4.Таблица 4. Этапы решения проблемыНазвание этапаСуть этапаПрием учебной работы1 Осознание проблемы, вскрытиепротиворечияОбнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросеУстановление причинно-следственных связей, нахождение разрыва всвязях2 Формулирование гипотезыОбозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответаВыдвижение гипотезы3 Доказательство гипотезыДоказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположенияОбоснование гипотезы4 Общий выводОбогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержаниемУстановление причинно-следственных связейРешение проблемных вопросов мотивирует учащихся к самостоятельному поискуинформации, позволяет им научиться видеть проблему, формулировать ее, находитьпути ее разрешения. Систематическое решение проблемных вопросов, учебных задач - характерный признак современногоурока.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, самым отличительным признаком проблемного обучения от традиционного является тот факт, что проблемное обучение есть ни что иное как глубокий вариант взаимодействия, когда главное место занимает регулирование и руководство учениками своей деятельностью.Но тем не менее, имея очень много преимуществ проблемного обучения, весь образовательный процесс не может быть построен как проблемный. Такая работа занимает очень много времени и сил. Кроме этого, если переделывать всю школьную программу под новые технологии, создается условие, которое приведет к объединению всего процесса. В свою очередь, это привело бы к сокращению состава работников. Поэтому учителя тщательно работают над тем, какие именно дисциплины и уроки сделать в стиле проблемного обучения.Данная выборка дисциплин проводится на основе анализа учебного материала и оценки основных проблем, получения эффективности в достижении намеченных целей. Очень часто все это зависит от определенных условий работы и комплектации класса. Нередко большинство учебником не приспособлены для работы проблемного обучения. Технология проблемного обучения на уроках «Окружающий мир» - это самый главный и самый нужный элемент. Данный вид обучения помогает формировать у школьников познавательных учебных действий учеников. Как правило, познавательная активность личности выступает началом развития ребенка, поскольку в самые ранние сроки у детей закладывается фундамент умения учиться. В свою очередь это в будущем ведет к становлению непрерывного образования. Познавательная активность школьников воспринимается как обычно колебавшееся глубокое и качественное свойство личности. Эта активность направлена на осмысление предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.Технология проблемного обучения является:- результативной, ибосоздаетгарантированное качество усвоения знаний, эффективной для становления интеллекта и творческих способностей школьников, развивающей универсальные учебные действия;- здоровьесберегающей, так какспособствует снижать нервные нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и "открытия" знаний.Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Технология же проблемного обучения позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.Проблемное обучение достаточно давно используется в практике школы на разных ступенях обучения. Оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует развитию познавательного интереса, оказывает позитивное влияние на усвоение всех компонентов содержания образования. Проблемное обучение неразрывно связано с формированием исследовательских умений. И конечно, его можно рассматривать как средство формирования универсальных учебных действий школьников. Вот почему применение проблемного обучения в начальной школе не теряет своей актуальности.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАрапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. - 2017. №8. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2010. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учебное пособие / Калининградский университет. – Калининград, 2015 г.Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2015. - Выпуск 2. с. 169-194.Иванова И.В. Проблемное обучение младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» как средство формирования универсальных учебных действий // Организация учебного процесса во внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: Сб. ст. по матер. Всерос.науч. практ. конф. студентов (Пермь, 20 апреля 2014 г).Коротков Э. М. Управление качеством образования: учеб.пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М.: Академ. проект; Мир, 2016. — 320 с.Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пос. для учителей. М.: Просвещение, 1982.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Проспект, 2009.Махмутов М.И. Учебник - Проблемное обучение. Издательство Казанского гос. университета , 2015.Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения, Казань: Издательство Казанского гос. университета, 2009.Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 2011.Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 3 й класс: Учеб. для четырехлетней нач.школы: В 2 ч. Ч. 1 4 е изд., испр. М.: АСТ: Астрель, 2014.Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Окружающий мир» (ч. 1) для 3 класса четырехлетней нач.школы. 4 е изд. М.: АСТ: Астрель, 2016.Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «BeginGroup», 2015 г., с. 47.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 2014. – 256 с.Смирнова М.С., Потапов И.В. Использование элементов проблемного обучения на уроках по курсу «Окружающий мир» // Вестник МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2017 № 3 (9).Смирнова М.С. Реализация проблемного подхода в учебниках по предмету «окружающий мир»//Современная начальная школа: проблемы математического и естественно научного образования: Матер. науч. практ. конф.преподавателей, аспирантов, магистрантов,студентов («Дни науки МГПУ 2014») / Сост. И отв. ред. А.В. Калинченко, М.С. Смирнова. М.:ЭконИнформ, 2017.Электронный ресурс Министерства образования и науки. Сайтhttp://standart.edu.ru/.
1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. - 2017. №8.
2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2010.
3. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учебное пособие / Калининградский университет. – Калининград, 2015 г.
4. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2015. - Выпуск 2. с. 169-194.
5. Иванова И.В. Проблемное обучение младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» как средство формирования универсальных учебных действий // Организация учебного процесса во внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО: Сб. ст. по матер. Всерос.науч. практ. конф. студентов (Пермь, 20 апреля 2014 г).
6. Коротков Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М.: Академ. проект; Мир, 2016. — 320 с.
7. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пос. для учителей. М.: Просвещение, 1982.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Проспект, 2009.
9. Махмутов М.И. Учебник - Проблемное обучение. Издательство Казанского гос. университета , 2015.
10. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения, Казань: Издательство Казанского гос. университета, 2009.
11. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 2011.
12. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 3 й класс: Учеб. для четырехлетней нач.школы: В 2 ч. Ч. 1 4 е изд., испр. М.: АСТ: Астрель, 2014.
13. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Окружающий мир» (ч. 1) для 3 класса четырехлетней нач.школы. 4 е изд. М.: АСТ: Астрель, 2016.
14. Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2015 г., с. 47.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 2014. – 256 с.
16. Смирнова М.С., Потапов И.В. Использование элементов проблемного обучения на уроках по курсу «Окружающий мир» // Вестник МГПУ. Сер. Педагогика и психология. 2017 № 3 (9).
17. Смирнова М.С. Реализация проблемного подхода в учебниках по предмету «окружающий мир»//Современная начальная школа: проблемы математического и естественно научного образования: Матер. науч. практ. конф.преподавателей, аспирантов, магистрантов,студентов («Дни науки МГПУ 2014») / Сост. И отв. ред. А.В. Калинченко, М.С. Смирнова. М.:Экон Информ, 2017.
18. Электронный ресурс Министерства образования и науки. Сайтhttp://standart.edu.ru/.
Вопрос-ответ:
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение - это методика обучения, основанная на постановке перед учениками различных проблемных ситуаций, требующих решения. Целью проблемного обучения является развитие творческого мышления, умения анализировать и решать проблемы самостоятельно.
Какие методы используются на проблемном уроке?
На проблемном уроке используются различные методы, такие как: метод исследования, метод анализа ситуации, метод преодоления препятствий и другие. Эти методы помогают ученикам развивать аналитическое и творческое мышление, способность к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Какова структура проблемного урока?
Структура проблемного урока может варьироваться, но обычно она включает в себя следующие этапы: введение проблемы, формулировка цели, постановка задачи, сбор информации, анализ полученных данных, поиск решения, обобщение и оценка результатов.
Какая технология лежит в основе проблемного обучения?
Основой проблемного обучения является проблемно-поисковая технология, которая заключается в создании ситуаций, требующих различных проблемных решений. Ученики самостоятельно исследуют проблему, собирают информацию, анализируют ее, ищут решение и оценивают результаты своей работы.
Какие исторические данные есть о проблемном обучении?
Проблемное обучение имеет свои корни в концепции Джона Дьюи, американского педагога, который в конце 19 - начале 20 века разработал идею активного и практического обучения. Он признавал, что ученик должен активно участвовать в учебном процессе, а не просто passively принимать информацию от учителя.
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение - это методика преподавания, при которой учащиеся активно вовлечены в поиск и решение реальных или вымышленных проблем, что способствует развитию их критического мышления и творческих навыков.
Какие исторические данные есть о проблемном обучении?
Идеи проблемного обучения имеют корни в деятельностном подходе к образованию, который был разработан в начале XX века. С тех пор проблемное обучение стало широко известным и популярным методом во многих странах, и появились различные технологии и модели проблемного обучения.
Какова структура и методы проблемного урока?
Структура проблемного урока обычно включает введение проблемы, формулировку задачи, поиск информации и ее анализ, обсуждение и отбор вариантов решения, выбор оптимального решения и его обоснование. Методы проблемного урока могут включать групповую работу, исследовательскую деятельность, дискуссии, проектную работу и т.д.
Что подразумевается под технологией проблемного обучения?
Технология проблемного обучения - это совокупность методов, приемов и организационных форм, которые структурируют процесс проблемного обучения. Это может включать разработку учебных задач, методику исследования, организацию работы в группах, использование компьютерных программ и другие инструменты.
Какими преимуществами обладает проблемное обучение?
Проблемное обучение позволяет развивать критическое мышление и творческие навыки учащихся, мотивирует их к активной учебной деятельности, развивает коммуникативные навыки, способствует лучшему запоминанию и применению знаний в практической деятельности.
Каковы основные идеи проблемного обучения?
Основная идея проблемного обучения заключается в том, чтобы ставить перед учениками реальные проблемы, требующие решения, и развивать их мышление, логическое мышление, творческое мышление и способности к самостоятельной деятельности.